РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Менеджмент для специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (базовая подготовка)
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (далее СПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_menedzhment_kommertsiya_100701.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 Менеджмент
для специальности 100701 «Коммерция»
среднего профессионального образования
(базовая подготовка)
2012 г.
ОДОБРЕНА Методической предметно-цикловой комиссией Протокол № 1 от 28.08.2012 г. | Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 100701 «Коммерция» |
ОДОБРЕНА Методическим советом Петровского колледжа Протокол №_______ от_____________ |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (далее СПО)
Разработчик: Аралбаева Н.П. преподаватель СПБ ГБОУ СПО «Петровский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 15 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания: 100701 Коммерция (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям:
20004 Агент коммерческий
12721 Кассир торгового зала
12965 Контролер-кассир
17351 Продавец непродовольственных товаров
17353 Продавец продовольственных товаров
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмент, делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- стили управлени;
- коммуникации, деловое и управленческое общение.
- систему методов управления;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
Итоговый контроль знаний – дифференцированный зачет.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
рефераты, доклады | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия и история развития теории и практики менеджмента | 22 | ||
Тема 1.1. Основные понятия менеджмента и эволюция его развития | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Менеджер и предприниматель. Предпосылки возникновения менеджмента, управленческие революции и этапы развития менеджмента. Теории «Х», «У», школы менеджмента. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы Семинар Национальные особенности менеджмента | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа Подготовить доклад на одну из следующих тем:
| 4 | ||
Тема 1. 2. Элементы организации и процесса управления | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Субъекты и объекты управления. Управляющая и управляемая подсистемы. Организация как объект менеджмента. Жизненный цикл организации. Формальная и неформальная организация. Внутренняя среда организации: цели, структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды. Организация - открытая система. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы Определение и анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации. | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа
| 2 | ||
Раздел 2. Функции и методы управления | 34 | ||
Тема 2.1. Характеристика основных функций управления | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
Функции менеджмента: организация, планирование, мотивация, контроль, координация. Сущность планирования. Виды планов. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы текущего планирования. Организационные структуры управления, типы, требования к ОСУ. Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая). Правила и принципы делегирования. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей, двухфакторная теория Герцберга, теория потребностей Мак Клелланда. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Этапы и виды контроля. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы Взаимосвязь функций менеджмента Составление миссий организаций, дерева целей Проектирование организационной структуры организации. Составить мотивационный план деятельности сотрудников организации. | 2 2 2 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа По результатам изучения сделать доклад
| 12 | ||
Тема 2.2. Методы управления | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Понятие методов управления. Направленность, содержание и организационная форма методов. Классификация методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Типы подчинения. Самоуправление. Характер воздействия методов: прямое и косвенное. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы Учебная деловая игра: «Выбор методов управления в зависимости от ситуации» | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа
| 2 | ||
Раздел 3. Приемы и методы эффективного делового общения | 12 | ||
Тема 3.1. Коммуникативность и общение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Понятие общения и коммуникации. Эффективная коммуникация. | |||
Тема 3.2. Деловое общение | Лабораторные работы | - | |
Практические работы Составление схем трансактов | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | - | ||
Содержание учебного материала | - | ||
Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Техника телефонных переговоров. | 4 | 1 | |
Тема 3.3. Управленческое общение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Основные характеристики подчиненных. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Управленческое общение, его функции и назначение. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Распорядительная информация и ее виды. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. Правила устного распоряжения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа
| 2 | ||
Раздел 4. Психология управления | 22 | ||
Тема 4.1. Управленческие решения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы Деловая игра «Оперативное принятие управленческих решений». | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа "Как я принимаю решение". Подготовка доклада с конкретными примерами. | 2 | ||
Тема 4.2. Управление конфликтами и стрессами | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. Взаимосвязь конфликта и стресса. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы Упражнения по разрешению межличностных конфликтов в организации. | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа
| 2 | ||
Тема 4.3. Руководство: власть и партнерство. Стили управления | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Власть и влияние. Виды власти Стили управления и факторы его формирования. Лидерство и партнерство в стилях управлении. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические работы Упражнения по определению стиля управления по решетке менеджмента в заданных ситуациях. | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа По изучению материалов сделать доклад
| 4 | ||
Всего: | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебных пособий «Менеджмент»; схемы, таблицы и др.
Технические средства обучения: проектор, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
- Федеральный Конституционный Закон от 12 декабря 1993 г. «Конституция Российской Федерации»\\РГ № 237, 25.12.1993.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
Основные источники
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /. – 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник/Г.Б.Казначевская – Изд.11-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008
Дополнительные источники:
- Басовский Л.Е. Менеджмент. - М: ИНФРА-М, 2000.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент/ Герчикова И.Н. : Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-499 с.
- Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник/ В.Р.Веснин – М.: Проспект, 2007. – 306с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.-288 с.
- Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.-440 с.
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник. – М.: Академия, 2008
- Кравченко, А.И. История менеджмента: Учебное пособие/ А.И.Кравченко – М.: Академический проект, 2007. -74 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. -74 с.
- Огарков, А.А. Управление организацией: Учебник./ А.А.Огарков – М.: Эксмо, 2006.
- Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность :учебное пособие для вузов – М.: «Академия», 2007.
- Поршнев, А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 373 с.
- Тебекин, А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2011.- 424 с.
Книги выдающихся менеджеров и лидеров бизнеса
- Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: Эксмо, 2004.
- Делл М. От Dell без посредников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Имаи Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. - М.: Аль-
пина Бизнес Букс, 2004. - Коллинз Дж. От хорошего к великому. - СПб.: Стокгольмская школа
экономики, 2004. - Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании
мира. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - Лутц Р. 8 законов Крайслер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Морита А. Сделано в Японии. История фирмы СОНИ. - М.: Прогресс,
Универс, 1993. - Сорос Дж. Алхимия финансов. - М.: ИНФРА-М, 1996.
- Уэлч Дж., Бирн Дж. Джек. Самая суть. - М.: АСТ, 2004.
- Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. - М.: Финансы и статистика, 1989.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1991. или - Минск: Попурри, 2004.
Периодические издания
Газеты: «Коммерсант-Daily», «Экономика и жизнь», «Ведомости» (вкладка «Компании и рынки»), журналы: «Деньги», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Компания».
Интернет-ресурсы:
http ://www.aup.ru Административно-Управленческий Портал - Публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу.
http://www.consulting.ru Консалтинговый сайт. Материалы анализа и исследований компаний, рекомендации по структурам, формированию культуры и т. д.
http://www.cfin.ru Корпоративный менеджмент. Материалы и публикации по всем отраслям менеджмента, в том числе теоретико-методологического характера.
http://www.profy.ru Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.
http://www.ptpu.ru Сайт журнала «Проблемы теории и практики управления». Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.
http://www.devbusiness.ru Сайт «Развитие Бизнеса». Материалы по организационному дизайну и анализу организаций.
http://www.emd.ru Сайт компании «Евроменеджмент». Обзоры зарубежного и российского опыта управления современными компаниями.
http://www.econline.h1 .ru - экономикс он-лайн. Сборник разнообразных ресурсов по экономике и менеджменту, в том числе электронные версии классических трудов.
http://superidea.ru Идеи (и суперидеи) в сфере бизнеса.
http://mc-ma.narod.ru/portal.htm Портал «Русский менеджмент», на котром много конкретных примеров и иллюстраций из жизни современных российских организаций, полезных для выполнения контрольной и курсовой работ.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Правильность выбора в профессиональной деятельности методов, средств и приемов менеджмента, делового и управленческого общения. | Практические занятия, решение кейсов, внеаудиторная самостоятельная работа |
Оптимальность планирования и организовывания работ подразделения. | Практические занятия, решение кейсов, внеаудиторная самостоятельная работа |
Правильность формирования организационных структур управления; | Практические занятия, решение кейсов, внеаудиторная самостоятельная работа |
учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности. | Практические занятия, решение кейсов, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: сущность и характерные черты современного менеджмента; | семинар |
внешнюю и внутреннюю среду организации; | оценка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий, |
цикл менеджмента; | оценка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий, |
процесс и методику принятия и реализации управленческих решений; | оценка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий, наблюдение во время практического занятия |
функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; | оценка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий, |
стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение. | оценка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий, наблюдение во время практического занятия |
систему методов управления; | оценка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий, наблюдение во время практического занятия |
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | оценка выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий, наблюдение во время практического занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание» для профессий начального профессионального образования технического профиля 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 270802.09 Мастер общестроительных раб
Рабочая программа по обществознанию для учащихся НПО технического профиля. Расчитана на 156 аудиторных часов и 78 часов самостоятелной работы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроенияДисциплина может быть использо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроенияДисциплина может быть использо...
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 г. № 413; ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Эстетика» для специальности 43.02.02. «Парикмахерское искусство» (углубленная подготовка)
Рабочая программа является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство....
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» для профессий среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 ФИЗИКА по профессии среднего профессионального образования профиль обучения – технический
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на...