Вокально- речевой тренинг актёра на примере сцен пьесы А. Н, Островского " Снегурочка"
методическая разработка

Израэльсон Елена

   Работа студентов  над драматическим материалом в стихах на примере сцен из пьесы А. Н. Островского " Снегурочка".  Вокально- речевой тренинг. Использование фольклорного материала в инсценировке.  Ритмический рисунок в народных играх, закличках хороводах.                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Израэльсон Е.В., Целыковская И.В.

ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ АКТЁРА

 НА ПРИМЕРЕ СЦЕН ИЗ ПЬЕСЫ

А.Н. ОСТРОВСКОГО «СНЕГУРОЧКА»

Минусинск

2017

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Минусинский колледж культуры и искусства»

Предметно-цикловая комиссия специальности 52.02.04 Актёрское искусство (по видам) углубленной подготовки

Вокально-речевой тренинг актёра

 на примере сцен из пьесы

А.Н. Островского «Снегурочка»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

по междисциплинарному курсу  «Сценическая речь»

профессионального модуля «Творческо-исполнительская деятельность актера драматического театра и кино»

 и общепрофессиональной дисциплине «Сольное пение»

для специальности 52.02.04 Актерское искусство по видам

углубленной подготовки

вид: Актер драматического театра и кино

 

Составители: Израэльсон Е.В., Целыковская И.В.

Минусинск  

2017

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией

Специальности 52.02.04 Актёрские искусство

 «____» января 2017 г., протокол № _____    

Председатель ПЦК:      Т.В. Тихонович

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Тодыбаева Н.В. – руководитель литературно-драматургической части ГАУК РХ «Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова»

Быкова О.В. – преподаватель высшей категории КГБ ПОУ «Минусинский колледж культуры и искусства»

                                           Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4 Сценарий…………………………………………………………………………10

Библиографический список……………………………………………………..30

Введение

              Данные методические рекомендации предназначаются для обучающихся специальности 52.02.04 Актерское искусство. МДК. 01.03. Сценическая речь является одним из основных профилирующих междисциплинарных курсов в профессиональном модуле «Творческо-исполнительская деятельность актера драматического тетра и кино» и ОП.06 Сольное пение в подготовке будущего специалиста.

Неразрывно связанное с творческой деятельностью искусство театра находится в непрерывном движении и поиске новых средств и форм выразительности сообразно задачам, которые ставит современность.

Подобные изменения действительности находят свое отражение во всех видах художественного творчества, и в первую очередь театральной деятельности. Особенно актуальным становится все большее проникновение в драматический спектакль музыки. Все чаще в репертуарах театров, театральных студий появляются музыкальные сказки, мюзиклы, водевили и т.п.  И в связи с этим появляется потребность в таком актере, который бы мог работать в разных стилях и направлениях музыкального искусства: от рока до классики.

Введение вокально-речевой подготовки усложняется особым требованием именно к драматическому актеру, которое заключается в том, что его деятельность, прежде всего, связана с тем или иным действием, движением. Вследствие этого в вокальной подготовке современного драматического актера требуется такой подход в развитии певческих навыков, который бы органично вплетался в процесс обучения актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению и танцу.

При постановке правильного голосообразования педагоги по сценической речи и по вокалу решают схожие задачи.

Разработка методических рекомендаций по сценической речи и сольному пению должна основываться на единой физиологической базе, чтобы актер мог сознательно легко переключаться с речевой на певческую фонацию и обратно, не переутомляя при этом свой голосовой аппарат.

Опираясь на работу педагогов по сценической речи в воспитании звучащего тела, дыхания, опоры звука, артикуляции, дикции, необходимо добавить в вокальную работу только то, что отличает профессиональное пение от сценической речи.

В нашей практике параллельная работа преподавателей по сценической речи и сольному пению показала, что попытка обучения драматических актеров свободному владению не только речевым, но и вокальным звучанием вполне оправдана и результативна, так как проблемы у обучающихся, возникающие в сценической речи и пении, идентичны, и решать их удобнее совместно.

Введение вокально-речевых занятий на 1 курсе обучения специальности «Актерское искусство» отчасти решает подобные проблемы, подготавливая голосовой аппарат, а также психофизическое состояние обучающихся к началу индивидуальных занятий по сольному пению. Добавим к этому, что хор - это вокально-групповая деятельность, в процессе которой должен выстроиться единый организм, живущий единым переживанием музыки, дышащий единым дыханием, звучащий единым (многоголосным, но единым) звуком.

Обучение актеров в основном ведется в плане раскрытия индивидуальных способностей, хотя театральное творчество - это коллективная деятельность. Поэтому вокально-хоровая работа, предполагающая развитие умения «работать вместе», в едином ансамбле, становится еще более необходимой для будущего актера.

При параллельном обучении сценической речи и сольному пению особенно важно найти единую физиологическую базу для развития голосового аппарата. Актеру, которому приходится на сцене не только говорить, но и петь, гораздо удобнее и безопаснее для голоса использовать эти функции голосового аппарата в максимально близких режимах, а не перестраиваться каждый раз.

Так, например, если актер во время пения в спектакле использует высокое (грудное) дыхание, а затем переключается в речи на нижнереберное, то он либо в пении «сядет на горло», либо речь «подскачет в вокальную позицию», что приведет, в конечном результате, к утомлению и голосовым заболеваниям.

Использование единого нижнереберного дыхания как в пении, так и в речи дает возможность актеру легко переключаться с одного вида деятельности на другой без ущерба своему здоровью.

Для практического освоения вокально-речевого тренинга была выбрана пьеса А.Н. Островского «Снегурочка» и народные песни, т.к.  данный материал способствует качественному, грамотному развитию навыков и профессиональных компетенций, необходимых актеру для певческой деятельности на сцене, а именно: сохранить ровное, кантиленное звучание, независимо от типа движений и физической нагрузки.

Обращение  к попевкам, русским народным песням (хороводные, плясовые, игровые, обрядовые) не случайно, так как несложный музыкальный материал (по диапазону не превышающий октаву), очень удобен не только в исполнении.

Самым главным становится то, что кантиленная основа мелодики русской народной песни помогает формированию певческих навыков будущих актеров.

Кроме того, построение начальной работы на материале, в котором мелодия и текст наиболее просты и удобны в вокальном отношении, позволяет наименее музыкально подготовленным обучающимся почувствовать свои силы, музыкальные и певческие возможности, а остальным - развить или перестроить свои вокальные навыки, научиться петь в движении.

В работе над многоголосным произведением обучающимся также предлагается разучивать его в сочетании с различными движениями.

Работа над многокуплетными песнями с простой мелодией в сочетании с различными движениями развивает, прежде всего, распределение внимания.

Важно отметить, что почти вся работа на начальном этапе, проходит без сопровождения фортепиано. Такой выбор обусловлен тем, что аккомпанемент, в основном, выполняет поддерживающую, дополняющую или украшающую функцию, а пение а capella можно рассматривать как самодостаточную, самостоятельную систему, развивающуюся по своим определенным внутренним законам, которым вольно или невольно подчинены все участники.

Поэтому в работе с актерами на первое место выходит формирование способности коллективного чувствования, возможности воспринимать все происходящее на сцене как действие слаженного единого инструмента, качество строя которого достигается не столько «прислушиванием» друг к другу, сколько определенной подготовкой: раскрепощением тела, формированием правильного глубокого дыхания и эмоциональной открытости.

Так, например, при исполнении хоровода, где на каждый куплет происходит смена рисунка танца (от кругов до сложных перестроений), каждый участник должен распределить свое внимание на текст песни, сохранить пока не закрепившиеся вокальные навыки, знать и помнить, куда переходить, и в то же время не выбиваться, быть в ансамбле с другими участниками, заботиться о сохранении единства звучания (при этом необходимо учитывать, что все участники несут большую физическую нагрузку: прыжки, бег, подскоки и т.п.). Подобная работа помогает освоению и заполнению всего пространства, развивает ощущение себя в этом пространстве и ощущение всей группы, что за­тем становится необходимым в сценической деятельности.

Вокально-речевой тренинг является вспомогательным этапом при овладением актерским мастерством и художественным словом.  

Данное пособие разработано с целью систематизации практических умений и навыков сценической речи и сольного пения, и оказания практической помощи в  работе над ролью.      

Сценарий

эпизодов весенней сказки «Снегурочка» по пьесе А.Н.  Островского

При работе были использованы народные песни  « Ой, заря, ты ль зорюшка», «Масленица», «Пошли девки в лес гулять», «Прыгнул козёл в огород».

П Р О Л О Г

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время.

Звучит фольклорная музыка.

Весна  Красна выходит на сцену.

Весна Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев.

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Леса стоят безмолвны под снегами

Опущены густые лапы елей

Как старые нахмуренные брови

Хоть стыдно мне, а надо признаваться,

Сама я виновата,

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

Стала заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого.

Оставить бы седого

Да вот беда, у нас со старым дочка – Снегурочка.

Любя Снегурочку,жалеючи её в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь;

А он и рад тому – знобит, морозит

Меня, Весну, и берендеев.

Выходит Мороз.

Мороз

Весна – Красна, здорово ли вернулась?

Весна

И ты здоров ли, Дед Мороз?

Мороз

Спасибо. Живётся мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут. Весёлая была.

Весна

Не дурно ты попировал, пора бы

И в путь тебе, на север.

Мороз

Не гони, и сам уйду.

Не рада старику.

Про старое скоренько забываешь?

Вот я старик - всегда один и тот же .

Весна

На кого же Снегурочку оставишь?

Мороз

Дочка наша на возрасте, без нянек обойдётся.

Медведи кругом двора дозором ходят

Филин на маковке сосны столетней ночью,

А днём глухари вытягивают шеи

Прохожего, захожего блюдут.

Весна

Эх, старый! Девке воля

Милей всего.

Подружки нужны ей весёлые

Да игры до полночи,

 Весенние гулянки да горелки

 С ребятами, покуда...

 Не полюбится один.

 Мороз

 Вот то- то мне и нелюбо.

 Весна

Безумный и злой старик!

На свете всё живое должно любить.  

Мороз

Услышал я о том, что будто Солнце

Сбирается сгубить Снегурку;только

 И ждёт того, чтоб заронить ей в сердце

Огонь любви; тогда

Спасенья нет Снегурочке,

Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит.

Весна

Полно!

Поверил ты рассказам ...

Отдай мою Снегурочку!

Мороз

Не дам!

С чего взяла, чтоб я такой вертушке

Поверил дочь?

Весна

Да что ж ты, красноносый, ругаешься!

Мороз

И некогда тебе и неохота

За дочерью приглядывать,так лучше

Отдать её в слободку, Бобылю

Бездетному, наместо дочки.

Согласна ты?

Весна 

Согласна, пусть живёт в семье бобыльской,

Лишь только бы на воле.

Весна

Снегурочка,

 Поди ко мне, тебя я приголублю.

(ласкает Снегурочку)

Красавица, не хочешь ли на волю?

С людьми пожить?

Снегурочка

Хочу, хочу, пустите!

 

Мороз

А что манит тебя покинуть терем родительский

И что у берендеев завидного нашла?

Снегурочка

Людские песни.

         ( слышится  песня «Ой, заря,  ты ль зорюшка..»)

Круги водить под песни - вот что мило

Снегурочке. Снегурочке без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец!

Песни у Леля перейму и выучусь скорёхонько.

Весна

 А разве пригожий Лель горазд на песни?

Снегурочка

Мама,  

И дни, и ночи готова слушать я его пастушьи песни

И слушаешь, и таешь…

Мороз

(Весне)

Слышишь: таешь!

Снегурочка, беги от Леля, бойся

речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь.  

Снегурочка

Ты очень уж сердит на них, на Леля с Солнцем; право

Ни Леля я , ни Солнца не боюсь.

Весна

Снегурочка, когда тебе взгрустнётся, иль нужда в чём, -

ты приди на озеро, в Ярилину долину, покличь меня.

Чего б ни попросила, отказу нет тебе.

Снегурочка

Спасибо, мама.

 (слышатся голоса, звучит «Масленица»)

Весна

Валит толпа весёлых берендеев.

Пойдём, Мороз! Снегурочка, прощай!

Живи, дитя, счастливо!

Мороз

Прощай,

(Уходят.)

(«Честная Масленица!». Игры в горелки , «Ручеёк»)

Д Е Й С Т В И Е  П Е Р В О Е

Бобылиха

Домой пора, бесстыжий!

Берендеи

Не тронь его!

Бобылиха

 Шатался всю неделю

 С чужих дворов нейдёт,- своя избёнка

 не топлена стоит.

 Бобыль

Аль дров не стало?

Бобылиха

Да где ж им быть? Они не ходят сами

 Из лесу- то.

 Бобыль

Давно бы ты сказала. Я бы...

Топор со мной, охапки две нарубим

Берёзовых, и ладно. Подожди!

  ( идёт в лес и видит Снегурочку, кляняется и смотрит с удивлением).

Бобыль 

(Бобылихе) 

Смотри, смотри! Боярышня!

Бобылиха Да где? Ах, чтоб тебя...

Берендеи  с удивлением)

Боярышня! Живая ли? живая, Живая...

Бобыль Дозволь спросить, далёко ль держишь путь

И как зовут тебя и величают?

Снегурочка

Снегурочкой. Куда идти, не знаю.

Коль будете добры , с собой возьмите.

У вас в слободке, я пожить хочу.

 Бобыль

 Спасибо. А у кого ж?

 Снегурочка

 Кто первый нашёл меня, тому и буду дочкой.

 Бобыль

 Да точно ль так , да вправду ли ко мне?

 Бобылиха

 Возьмём, Бобыль, Снегурочку. Пойдём!

 Дорогу нам , народ. Посторонитесь!

Снегурочка

Прощай, отец! Прощай и мама!  Лес

И ты прощай!!

Мороз и Весна

 Прощай! Прощай!.

 (Снегурочка вместе с берендеями и Бобылём с Бобылихой уходят)

 (Снегурочка сидит прядёт. По улице идёт  один из берендеев Бирюч).

Бирюч

Слушайте, послушайте, слободские берендеи!

 По царскому наказу

 Государеву приказанью,

 По старому, исконному обычью

 Собиратися вам на завтрее

 на вечерней на зорюшке,

 В государев заповедный лес,

 на гульбище, на игрище, на позорище

 Венки завивать

 Круги водить, играть- тешиться

 А на ранней заре утренней

 Караулить, встречать солнце восхожее.

(Бобыль с Бобылихой подходят к Снегурочке и смотрят на неё, качая головами).

 Бобыль

 Хе-хе, хо-хо!

 Бобылиха

 Ах-ти, Бобыль Бакула!

 Бобыль

 Хохонюшки!

 Бобылиха

На радость взяли дочку,

Всё ждём-пождём, что счастье поплывёт.

Поверил ты чужому разговору,

Что бедному приёмыши на счастье,

Да вот и плачь - достался курам на смех

Под старость лет.

Бобыль

Нашёл в лесу девичку - мол подспорье

В сиротский дом беру,- не тут-то было:

 Ни на волос ни легче.

 Снегурочка

Сам ленив! Бродишь без дела день деньской, а я от работы не бегаю.

Бобыль

Да что твоя работа? Кому нужна?

 Бобылиха

Помаялись- нужда потерла плечи,

Пора бы нам пожить и в холе.

Снегурочка

Кто же мешает вам? Живите.

Бобыль

Ты мешаешь.

Снегурочка

Так я уйду от вас. Прощайте!

Бобылиха

 Полно, живи себе! Да помни и об нас,

Родителях названных.

Дай-ка мошну набить потолще.

Снегурочка

 Откуда ж богатству быть у девушки-сиротки?

Бобылиха

Краса твоя девичья - вот богатство.

Бобыль

Богатства нет- за ум возьмись.

От свах и  сватов отбою нет - пороги оттоптали.

Житьё-то бы, жена.

Бобылиха

Ну, что уж! Было, да мимо рта прошло.

Бобыль

А парни наши

С ума сошли.

Оравами без памяти кидались за  тобой.

Покинули невест, перебранились,

Передрались из-за тебя.

Снегурочка

Что же вы, завистливые люди,

От девочки Снегурочки хотите?

Бобыль

Приваживай, ласкай ребят.

Снегурочка

А если не по сердцу придётся?

Бобыль

Поневолься.

Не по сердцу, а парня ты мани,

А он прильнёт и не отстанет,

Будет похаживать...

Бобылиха

Да матери подарки понашивать.

Снегурочка

Моя беда, что ласки нет во мне.

 Толкуют все, что есть любовь на свете,

А я любви не знаю.

Бобыль

Беды тут нет, что ты любви не знаешь,

Пожалуй так и лучше.

Бобылиха

Вот уж правда! Полюбиться на грех бедняк и майся.

Всю жизнь, как я с бабкулой Бобылём.

...( звучит рожок)

Пригнал пастух скотину, нет своих

Хоть на чужих коровок полюбуюсь.

      ( уходит) 

Входит Лель

Лель

Дядя, пусти меня.

За ласковый приём, за тёплый угол

 пастух заплатит добрым словом

Да песнями.

Бобыль

До песен я не больно падок, девкам

Забава та мила.

Коль хочешь

Играй и пой Снегурочке; но даром

Кудрявых слов не трать- скупа на ласку.( Уходит)

Лель

Прикажешь петь.

Снегурочка

Приказывать не смею.

Прошу тебя  покорно.

Чем же платить тебе за песни?

 Лель

Добрым словом

Приветливым.

 Снегурочка

 Со всеми я приветлива.

 Лель

Сорви цветок с травы и подари

За песенку, с меня довольно.

Дорог мне подарок Снегурочки.

Снегурочка

Зачем меня обманываешь, Лель?

Не всё ль равно, где б ни взял ты цветочек,-

Понюхаешь и бросишь.

 Лель

 Вот увидишь, Давай его!

 Снегурочка (подавая цветок)

 Возьми!

 Лель

 На видном месте приткну его.

Пусть девки смотрят.

Спросят, откуда взял, скажу что ты дала.

( Девушки манят Леля. Поют песню. Он бросает цветок, данный Снегурочкой и идёт к девушкам).

 Снегурочка

 Куда бежишь? Зачем цветок бросаешь?

Лель

На что же сне завялый твой цветок! Куда бегу?

Вот видишь ждут меня.

Побегаем, пошутим, посмеёмся! (Ууходит)

Снегурочка

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный!

(На улице показываются парни, девушки, Купава, Лель. Происходит спор между девушками и парнями).

 Малуша

 Оставьте нас! Подите подлещайтесь

 К Снегурочке своей!

 Не подходи, бесстыжие глаза твои!

 Брусило

Доколе ж

Томиться нам, скажите!

 Радушка

 К Снегурочке подите!

 Сменяли раз подруг своих заветных

 На новую, так веры нет.

Малуша

 Найдите получше нас, коль мы нехороши.

Брусило

А если нам от новой взятки гладки, куда ж тогда?

 Радушка

 Не плакать же об вас.

 Брусило

Уж каялись; не век же распинаться.

Пора забыть про старое.

 Радушка

Ни в жизнь не позабудем.

Брусило

 Покорствуем, повинную приносим.

 Радушка

 Умпив глазах, и то не пожалею.

 Брусило

 Сами стоскуются без нас, на мировую потянутся.

 Радушка

Слепой сказал - посмотрим.

Купава

(подходя к Снегурочке)

Снегурочка, одна стоишь, бедняжка!

Оставили тебя, забыли парни, хоть Леля бы ласкала.

Снегурочка

Лель не любит скучать со мной, ему веселья нужно.

Купава

Снегурочка, порадуйся со мной!

Сбирала я цветы на Красной горке

навстречу мне из лесу молодец,

Хорош-пригож, румяный, круглолицый,

сама суди, не каменное сердце, без милого не проживёшь;

Парень пригож собой, жениться обещает,

Богатый сын, по имени Мизгирь,

торговый гость из царского посада.

Сегодня мой Мизгирь приедет к нам в

слободку спознаваться с девицами и парнями.

Порадуйся со мной.

Повеселимся, круги водить пойдём на Красной горке.

(бежит и прячется между девушек. Игра «Кошки –мышки»)

Входит Мизгирь.

Мизгирь

Красавицы, подружка вам нужна,

А мне нужней. Одним-один гуляю,

Хозяйки нет; кому я золотые ключи

Отдам от кованых ларцов?

Радушка

(девушкам)

Отдать, иль нет подружку?

Малуша

Не отдавай подружку, у нас ещё и песни не допеты,

и игры мы не доиграли с ней.

Купава

Сердечный друг,  не обмани Купаву,

Не погуби девического сердца.

Купава

Снегурочка, потешь свою подружку в последний раз,

пойдём круги водить, играть на Красной горке.

Купава

(Мизгирю)

Сердечный друг, пойдём! Пойдём...

Мизгирь

Постой, постой!

Снегурочка, останься! Кто счастливец любимый твой?

Снегурочка

Никто.

Мизгирь

Так буду я.

(Песня «Ой, заря, ты ль зорюшка...»)

(Купаве)

Смотри туда, Купава! Видишь солнце, на западе,

в лучах зари вечерней,

в пурпуровом тумане утопает!

Воротится ль оно назад?

Купава

Для солнца возврата нет.

Мизгирь

И для любви погасшей возврата нет, Купава.

Купава

Горе, горе! голубушки-подружки, воротитесь!

 

Мизгирь

Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными

красу твою осыплю бесценную.

И жизнь свою отдам в придачу.

 Бобылиха

Не вздумай отказаться!

Снегурочка

Любви моей не купишь!

Мизгирь

Не знаешь ты цены своей красе

По свету я гулял торговым гостем

красоты подобной

На свете мне встречать не приходилось.

Купава

Скажи, злодей, при всём честном народе,

Тогда ли ты обманывал Купаву,

Когда в любви ей клялся? Или вправду

Любил её и обманул теперь.

Говори!

 Мизгирь

 К чему слова!

Для сердца нет указки

 Любил тебя, теперь люблю другую - Снегурочку!

 

 Радушка

 Обидно, берендейка, такую речь от берендея слышать.

Обида всем девицам - берендейкам!

Купава

За что же ты Купаву разлюбил?

Мизгирь

Влюблённому всего дороже скромность.

А ты меня любила без оглядки,

Обеими руками обнимала

И, думала, твоё бесстыдство видя,

Что ты меня сменяешь на другого.

 Купава

 Родные заступитесь! Защиты нет Купаве?

 О, реченька, студённая водица. Глубокая, проточная, укрой

 Тоску мою и вместе с горем лютым

 Ретивое сердечко утопи!

 (Во дворце царя Берендея)

Купава

Батюшко, светлый царь!

 Царь

Сказывай, слушаю.

Купава

Батюшка, светлый царь, нешто так водится?

Царь

Сказывай, слушаю.

Слышу я, девица,

Слёзную жалобу,

Чем ты обижена,

Кем опозорена!

Купава

Время весеннее,

вот я и встретилась

Встретилась с юношем

Чину торгового

Роду Мизгиреьево.

Я и поверила.

Сказывать, светлый царь?

 Царь

 Сказывай, умница!

 Купава

Парень приглянется,

парень полюбится.

Думаешь век прожить

В счастье и в радости; парень-то ласковый

надо ль любить его?

Царь

Надо, красавица.

Купава

Всех то забыла я,

Батюшу родного,

Близких подруженек,

Игры весёлые,

Знаю да помню лишь

Друга любезного.

Видно людское - то счастье  ненадолго.

Взяли подруженек,

Звали Снегурочку.

Только завидел он

Злую разлучницу,

Соколом кинулся.

Подле разлучницы

Вьётся, ласкается.

Гонит, срамит меня.

Слушала, слушала

Свету не взвидела. (Хочет упасть, Царь поддерживает её.)

Царь

 Смеяться над девушкой покинутой! Ужасно!

 Неслыханно. Поставьте Мизгиря

 На суд царёв ( выводят Мизгиря)

 

Д Е Й С Т В И Е  В Т О Р О Е

Царь

Вина его ужасна, берендеи,

Поругана любовь! Благое чувство.

Великий дар природы, счастье жизни,

Весенний цвет её!

Бермята

Заставь его жениться на девице обиженной!

Царь

Не терпит принужденья свободный брак.

 

Купава

Великий царь, любви Купава ищет.

Хочу любить, а как его полюбишь?

Обижено, разбито сердце им.  

Не надо мне его.

Царь

Честной народ,  в нашем уложенье кровавых нет законов,

Пусть же Боги

Казнят его по мере преступленья.

А мы судом народным Мизгиря на вечное изгнанье осуждаем.

Снегурочка

(подойдя к царю, кланяется)

Здравствуй, царь!

Царь

(берёт её за руку)

Полна чудес могучая природа!  

Такой цветок цветёт перед очами,

Её краса поможет нам, бермята, Ярилин гнев смягчить.

Какая жертва готовится ему!

При встрече солнца вручим её счастливому супругу.

Снегурочка, пришла твоя пора,

ищи себе по сердцу друга!

Снегурочка

Где же искать его, не знаю.

 

Царь

Сердце скажет.

Снегурочка

Молчит моё сердечко.

Царь

Берендеи, кому из вас удастся до рассвета

Снегурочку увлечь любовью,

Тот из рук царя, с великим награжденьем,

Возьмёт её и лучшим гостем будет

За царскими столами на пирах,

На празднике Ярилы.

Мизгирь

Великий царь, отсрочь моё изгнанье.

Огонь любви моей воспламенит

Снегурочки нетронутое сердце.

Царь

Покоен я и беспечально встречу

Ярилин день.

Вечернею зарёю,

В заповедном лесу моём сегодня

Сберёмся мы для игр и песен.

Песню последнюю пропой пригожий Лель

 ( Звучит обрядовая свадебная песня «Ой заря, ты ль, зорюшка»)

Царь

Потешил ты царёво сердце.

Красавицу девицу выбирай,

Веди её ко мне, и всем на погляденье,

Пускай она за песню наградит

Певца любви горячим поцелуем.

 Лель идёт к девушкам.

Снегурочка ( тихо Лелю) 

Возьми меня!

(Лель берёт Купаву, подводит к Царю и целует.)

Снегурочка

Обижена, обманута, убита.

Снегурочка. О мать, Весна-красна!

 Бегу к тебе и с жалобой и просьбой:

Любви прошу, хочу любить! Отдай

Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

 (Появляется Весна)

Весна

Снегурочка, дитя моё! О чём

Мольбы твои?

Последний час Весна с тобой проводит,

С рассветом вступает Бог Ярило

В свои права и начинает лето.

Чего тебе не достаёт?

(Подходит к Снегурочке)

Чего тебе не достаёт?

Снегурочка

Любви. Кругом меня все любят, все счастливы,

А я одна тоскую; завидно мне чужое счастье, мама.

Хочу любить.

Весна

Дочка, забыла ты отцовы опасенья.

Любовь тебе погибель будет.

Снегурочка

Мама,

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

дороже мне годов тоски и слёз.

Весна

Любовью поделиться готова я.

Родник неистощимый любовных сил в венке моём цветном.  

(Весна садится на траву. Снегурочка подле неё. Цветы окружают их.)

Один цветок, который ни возьми,

Души твоей дремоту пробуждая,

зажжёт в тебе одно из новых чувств.

(Надевает венок на голову Снегурочки.)

Снегурочка

Ах, мама, что со мной? Какой красою зелёный лес оделся!

Берегами и озером нельзя налюбоваться.

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою,

А небо, мама, небо!

Весна

Снегурочка, прощай, дитя моё.

Любовным ароматом наполнилась душа твоя.

Красой лугов и озером зеркальным,

Дотоле ты любуешься, пока

На юношу не устремятся взоры,

Тогда лишь ты вполне узнаешь силу

И власть любви над сердцем.

Но, дочка, таи любовь от глаз Ярила-Солнца!

Беги домой тропинками лесными

В тени кустов и избегая встречи;

Предчувствие тревожит сердце мне.

Прощай, дитя, до нового свиданья.

И матери заветов не забудь.

Навстречу ей выходит Мизгирь.

Мизгирь

Снегурочка!

Всю ночь ловлю тебя. Остановись! Боишься ты?

Снегурочка

О нет, Мизгирь,

Чего-то я боялась, смешно самой и стыдно,

Берегла какое- то сокровище, не зная

Что всё, что есть  на свете дорогого.

Живёт в одном лишь слове. Это слово: ЛЮБОВЬ.

Снегурочка

Но, милый мой, бежим скорее, спрячем любовь свою

и счастие от Солнца,

Грозит оно погибелью.

Укрой меня! Спасай, спасай свою Снегурочку!

Мизгирь

На солнечном восходе Мизгирь

Тебя супругою покажет, и царский гнев правдивый укротится.

Снегурочка

Завет отца и матери, о милый,

Не смею я нарушить. Вещим сердцем

Почуяли они беду – таить велели мне мою любовь от Солнца.

Погибну я!

Спаси мою любовь,

Спаси моё сердечко! Пожалей Снегурочку!

В руках твоих погибнет Снегурочка.

Мизгирь

Оставь ребячьи страхи.

(Из лесу по горке сходит народ)

Мизгирь

(подводя Снегурочку к царю)

Великий царь,

С Снегурочкой на брак благослови!

Прости вину мою и гнев на милость

Перемени!

Голоса из народа

О, диво! Полюбила Снегурочка!

 

Царь

Охотой ли, Снегурочка, вручаешь жениху

Судьбу свою? С твоей рукою вместе даёшь ли ты любовь ему?

Снегурочка

О, царь, спроси меня сто раз, - сто раз отвечу, что я люблю его.

(Яркий луч прорезывает туман и падает на Снегурочку)

Но что со мной? Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О мать Весна, благодарю за радость, за сладкий дар любви!

Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви.

Прощайте, все подруженьки, прощай, жених!

О милый, последний взгляд Снегурочки тебе.

(Тает.)

Мизгирь

Снегурочка, обманщица, живи, люби меня!

Снегурочка, обманщица не ты:

Обманут я богами;

Но если боги обманщики, не стоит жить на свете!

(Убегает на Ярилину гору и бросается в озеро.)

Царь

Снегурочки печальная кончина

и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут.

Солнце знает, кого карать и миловать.

 Палящий Бог тебя всем миром славим!

 (Финальная общая песня)

 

Библиографический список

  1. Вокально-речевой тренинг [Электронный ресурс]. – Сайт. – Режим доступа: https://samopoznanie.ru/trainings/vokalno-rechevoy_trening/?date=15496 – 19.01.2017.
  2. Научись управлять своим голосом [Электронный ресурс]. – Сайт. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/nauchis-upravliat-svoim-gholosom-vokal-no-riechievoi-trieningh.html - 17.01.2017.
  3. Островский А.Н. Снегурочка [Электронный ресурс]. – Сайт. – Режим доступа: http://ilibrary.ru – 20.01.2017.
  4. Петрова, Л. Техника сценической речи [Текст] / Л.Петрова. - М.: ВЦХТ, 2010. - 144с.
  5. Райн, П.  Актёрский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации [Текст] / Пол Райн. – СПб.:  Прайм-Еврознак, 2010. – 313 с.: ил. – (Золотой фонд актёрского мастерства).
  6. Речевой тренинг на уроках вокала [Электронный ресурс]. – Сайт. – Режим доступа:  http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/rechevoj_trening_na_uroke_vokala/1-1-0-736 - 12.01.2017 .
  7. Смоленский, Я.  Читатель. Чтец. Актёр [Текст]: учебно-метод. пособие / Я. Смоленский. - – М.: ВЦХТ, 2009. – 205 с.  – Серия «Я вхожу в мир искусства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по пьесе А.Н.островского "Гроза"

Тест по пьсесе А.Н.островского "Гроза"...

Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Методическая разработка открытого занятияТема: Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Преподаватель: Иутинская Галина ИвановнаТема учебного занят...

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "СнегурочкаПреподаватель: Иутинская Галина Ивановна«На свете все живое должно любить»А.Н.Островский Смы...

Голосо-речевой тренинг

Голосово-речевой тренинг (по З.В.Савковой).  В помошь студентам - практикантам...

«Артикуляция и дикция как важные составляющие части методики вокального обучения в ДШИ на примере артикуляционных и дикционных упражнений».

МБУДО "ДШИ им.Е.М. Беляева"Методическая разработка«Артикуляция и дикция как важные составляющие частиметодики вокального обучения в ДШИна примере артикуляционных и дикционных упражнени...

Методическая разработка занятия «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К.Линклейтер»

В данной методической разработке представлено занятие по теме «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К. Линклейтер»  для  обучающихся по специальности...