Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год
календарно-тематическое планирование на тему

Чепурина Юлия Сергеевна

 

Пояснительная записка, рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год  

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
        В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Цели обучения:

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  • Общая характеристика учебного предмета, курса.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

        Владение родным языком, умение общаться, добиться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствующего социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

        Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 1-4 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками, использование языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

        Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

        Курс русского языка для начальной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ.

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

               Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  • Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  •      Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
  •      Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА и  КУРСА.

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст.

  • Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
  • Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
  • Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
  • обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
  • Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
  • высказывания (текста).
  • Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
  • Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.
  • Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

  • Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
  • Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

  • в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
  • Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Язык в речевом общении

  • Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.
  • Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.
  • Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
  • Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
  • Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
  • Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
  • Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).
  • Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
  • Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
  • Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
  • Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
  • Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
  • Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
  • Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
  • Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
  • Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
  • Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
  • Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
  • Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
  • Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
  • Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
  • Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
  • Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
  • Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
  • Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
  • Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
  • Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
  • Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
  • Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является
  • подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
  • Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

       Контрольные работы:

1.  Контрольная (входящая) работа.

     Цель: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходиться с произношением,

     умения оформлять предложение на письме. проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.

2.  Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием.

     Цель: проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными, умения ставить знаки препинания в конце

     предложения. раздельно писать слова и предлоги со словами, разделять слова для переноса; формировать умение проверять

     себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.

3.  Диктант с грамматическим заданием по теме "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме".

     Цель: проверить уровень усвоения темы; развивать мышление детей, внимание при записи слов по рисункам; учить проверять

     себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.

4.  Диктант с грамматическим заданием по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме".

     Цель: определить уровень знаний учащихся по двум последним изученным темам; проверить умение правильно писать слова

     с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.

5.  Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием по теме "Звуки и буквы. Слог. Ударение."

     Цель: проверить и систематизировать основные знания учащихся по изученному разделу.

6.  Контрольная работа по теме "Слово и его значение"

         Цель: проверить степень усвоения школьниками материала по разделу "Слово и его значение".

7.  Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием по теме "Состав слова"

     Цель: проверить и систематизировать основные знания по изученному разделу.

8.  Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное"

     Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе

     изученных тем.

9.  Контрольный диктант за 4 четверть с грамматическим заданием по теме "части речи".

     Цели: проверить уровень сформированности практического умения определять принадлежность слова к части речи,

     уровень усвоения соответствующей терминологии. знание основных особенностей каждой части речи.

10. Итоговый контрольный диктант.

      Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( см. таблицу) - 4 часа в неделю, 34 недели, 136 часов за год.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 Дополнительная литература.

Для учителя:

  1. Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2013 год  
  2. Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»

       Москва, 2011 год.

  1. Электронной приложение к учебнику русский языку для 2 класса, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,

       изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.

  1. Рабочие тетради к учебнику русский языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,

       изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.

  1. Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 2 классаС. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива»,

       изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.

 6.     Контроль-измерительные материалы по русскому языку для 2 класса, сост. В. А. Синякова, изд-во "Вако" Москва 2012год.

 7.    Методические рекомендации для учителя к учебнику Русского языка для 2 класса.

Для учащихся:

  1. Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»

       Москва, 2011 год.

  1. Электронной приложение к учебнику русский языку для 2 класса, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,

       изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.

  1. Рабочие тетради к учебнику русский языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,

       изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.

  1. Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 2 классаС. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива»,

       изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.

 5.   Контроль-измерительные материалы по русскому языку для 2 класса, сост. В. А. Синякова, изд-во "Вако" Москва 2012год.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экспозиционный экран.

4. Ксерокс.

5. Макбуки.

Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

Календарно-тематическое планирование уроков

по русскому языку во 2 классе

по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой,

УМК «Перспектива»

170 часов ( 5 часов в часов в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Мир общения» (16 ч)

1

Мир общения. Собеседники

1

Урок повторе

ния

Работа с информационными источниками (учебник, РТ);  работа со знаково-символическими моделями (условные обозначения); участие в дидактических  играх: «Шифровальщик», «Собери предложения», «Опиши предмет», «Доскажи!», составление письма профессору Самоварову; работа со словами на тему «Школа», работа с правилом «Узелки на память»; работа в паре;

письмо по памяти;

работа с текстом;  устное описание ситуации по пословице;

словарный диктант;

устное составление текстов разных типов по серии картинок,  письменное - по заголовку; работа с рисунком - структура языка; сопоставление примеров четкой и невыразительной речи  и речи мастеров слова;

работа с карточками

Знать:

- виды речи (устная и письменная),

-правила речевого этикета;

- понятие орфограммы;

- речевые и неречевые способы общения;

- элементарные сведения из истории родного языка,

- элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;

- словарные слова наизусть.

Уметь: вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- определять орфограммы, грамотно оформлять письменную речь;

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- группировать слова,

-выделять орфограмму,

- работать с орфографическим словарем;

- различать слово и предложение;

- различать функции слова и предложения;

- верно оформлять  предложения на письме;

- определять границы предложения в тексте;

- чувствовать интонацию конца предложения;

-различать типы предложений;

- составлять предложения трех типов;

- различать предложения по цели высказывания и по интонации;

- осознанно ставить знаки препинания в конце предложения;

- верно интонировать восклицательные предложения;

- восстанавливать последовательность предложений в тексте;

- делить текст на предложения;

- чувствовать интонацию  конца смысловой части высказывания (текста);

- наблюдать за особенностями текста (описание, рассуждение. повествование), их жанровым разнообразием (стихотворение);

- находить в тексте  главную мысль (с помощью учителя),

- подбирать заглавие к тексту;

- составлять и записывать текст по предложенному заголовку, серии картинок на определенную тему из жизни детей;

- эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  совершенствование процесса восприятия речи;

- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные

Общеучебные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей.

Логические:

- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: 

- умение общаться, строить монологическое высказывание,  проявлять творческую активность в процессе сотрудничества,  выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий

2

Мир общения. Собеседники

1

Урок изучения нового

Устный опрос

3

Мир общения. Собеседники (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

4

Мир общения. Собеседники (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

5

Мир общения. Собеседники (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Тематический контроль

6

Слово, предложение и текст в речевом общении

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

7

Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

8

Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

9

Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

10

Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

11

Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

12

Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

13

Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

1

Урок изучения нового

Тематический контроль

14

Главный помощник в общении — родной язык

1

Урок закрепле

ния

Устный опрос

15

Главный помощник в общении — родной язык

1

Урок обобще

ния

Текущий контроль

16

Контрольная работа по разделу «Мир общения»

1

Контроль и учет знаний

Контрольная работа

Звуки и буквы. Слог. Ударение (72 ч)

17

Гласные и согласные звуки и буквы

1

Урок изучения нового

Беседа о роли звуков в общении; работа с опорой «Город Звукоград»; составление рассказа о буквах с опорой на рисунок города Буквограда; орфографическая минутка - работа с пословицами; чтение сообщения  Самоварова и Мудрика; анализ диалогов Ани и Вани;

повторение алфавита;

запись алфавита;

распределение по алфавиту сказок К. Чуковского, имен детей; самостоятельная работа; работа со стихотворением В.Берестова; аллитерация и звукоподражание «Творческая переменка»; участие в дидактических играх «Найди отличия», «Азбука-река», «Исправь ошибки», «Кто внимательнее?», «Следопыт»; работа в паре; звуко-буквенный анализ слов;  озаглавливание рисунков; ответы на вопросы (работа с текстом); разгадывание загадок; составление рассказа об Эрмитаже; изображение букв русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков; работа с карточками

Знать:

- признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

- названия и порядок букв русского алфавита.

Уметь:

- классифицировать звуки;

- находить буквы парных и непарных согласных звуков;

- самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами;

- записывать слова в алфавитном порядке;

- правильно писать имена собственные;

- пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, энциклопедиями;

- располагать слова в алфавитном порядке;

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;

- определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова;

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать слова с буквами и и й, подбирать родственные слова с данными буквами;

- создавать текст-рассуждение;

- правильно переносить слова;

- ориентироваться в учебнике.

-составлять план текста и использовать его при изложении текста;

- орфоэпически верно писать слова с буквой э

Текущий контроль

 Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

- контролирование способа (алгоритма) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные:

Общеучебные:

- умение ориентироваться в учебнике;

-  умение находить ответы на вопросы в учебном тексте, иллюстрациях; при:

- рассказывании о гласных и согласных звуках;

- формулирование выводов в результате совместной работы класса и учителя;

Логические:

- различение гласных и согласных звуков;

 - классифицирование согласных звуков: звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие(парные и непарные).

Коммуникативные:

- умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества

18

Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

19

Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

20

Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

1

Урок изучения нового

Самостоятельная работа

21

Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Устный опрос

22

Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Текущий контроль

23

Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение)

1

Урок повторе

ния

Тематический контроль

24

Звук [й’] и буква й

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

25

Звук [й’] и буква й (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

26

Звук [й’] и буква й (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тематический контроль

27

Звук [э] и буква э

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

28

Звук [э] и буква э (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тематический контроль

29

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

1

Урок изучения нового

Уметь:

- различать твердые и мягкие согласные на основе их произношения;

- обозначать мягкость согласных  ь;

- составлять предложения со словами из словаря;

- различать слова с твердыми и мягкими согласными;

- подбирать родственные слова разных частей речи;

- переносить слова с мягким знаком;

- составление рассказа по серии сюжетных рисунков и вопросов к ним;

- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я;

- видеть орфограмму при списывании текста;

- пересказывать текст (по вопросам учителя);

- ориентироваться в толковом словаре;

- сопоставлять два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме;

-разграничивать две функции букв е, ё, ю, я;

-группировать слова в в зависимости от функции йотированной буквы;

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана(алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

- контролирование способа (алгоритма) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные:

Общеучебные:

- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях.

Логические:

- сопоставление случаев  обозначения мягкости согласных звуков с помощью ь и букв е, ё, и, ю ,я;

- сравнение звукового и буквенного состава слов;

-объяснение функции букв ь и ъ;

- использование алфавита для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации.

Коммуникативные:

- ведение диалога со взрослыми и сверстниками, планирование совместной деятельности с ними, оформление своих мыслей в устной и письменной форме

30

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

31

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

32

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

33

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

34

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

35

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок изучения нового

Самостоятельная работа

36

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

37

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

38

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок повторе

ния

Устный опрос; тестирование

39

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН

1

Комбинированный

Решение проблемной ситуации; повторение сведений о шипящих согласных, работа с моделями слов; чтение и анализ сообщений пр. Самоварова, анализ диалогов Ани и Вани;

письмо по памяти;

орфографические минутки; работа с пословицами; участие в дидактических играх:

 «Составь слова, словосочетания, предложения»,  «Помощник учителя», «Кто быстрее?», «Самый внимательный», письмо по памяти;

работа с правилом;

работа с рассказом М.Пришвина; изложение текста по плану, составленному вместе с учителем

Знать:

- шипящие согласные звуки.

Уметь:

- правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;

- объяснять, почему эти написания являются традиционными;

- образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.  

Познавательные:

Общеучебные:

- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;

- способность учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.  

Логические:

- классифиция слов по  тематическим группам;

анализ теста, его структуры, составление плана.

Коммуникативные:

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

-  умение составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умение договариваться, выслушивать мнение собеседника

40

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

Комбинированный

Текущий контроль

41

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

Комбинированный

Тестовые задания

42

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

Комбинированный

Текущий контроль

43

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

44

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

45

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

46

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

47

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тематический контроль

48

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»

1

Контоль и учет знаний

Контрольная работа

49

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Коррек

ция знаний

Самостоятельная работа

50

Слог. Перенос слов

1

Комбинированный

Повторение правил переноса слов; чтение и анализ сообщения Самоварова; поиск ответа на вопрос Мудрика; отработка навыка деления слова на слоги; участие в дидактических играх; работа с фантастическими словами;  орфографические минутки; анализ роли ударения в словах;

работа в паре: поиск слов-омографов;

сопоставление слов с верным и неверным ударением; анализ моделей слов; подбор проверочных слов;  работа с правилом; составление алгоритма правописания безударных гласных;

подбор проверочных слов - изменение формы  числа слов; работа со скороговоркой;   наблюдение за напевностью стихотворной речи: рифмой и ритмом; рисуночный диктант;

работа с орфографическим словарем в конце учебника; работа с текстом «Лев» по заданиям учебника;

кроссворд; задание «Пишу и объясняю»

Знать:

- гласные звуки и буквы;

- способы определения ударного слога в слове.

Уметь:

- определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков;

- делить слова на слоги для переноса;

- отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;

- работать с орфографическим  и орфоэпическим;

- различать слова-омографы;

- списывать текст;

- проверять слова с двумя безударными гласными;

- прогнозировать содержание текста по его заглавию;

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи;

- распределять слова с непроверяемыми написаниями по тематическим группам;

- записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.  

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;  

- оставление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;  

- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.  

Познавательные:

Общеучебные:

- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;

- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Логические:

- способность анализировать  смысловую связь между родственными словами;

- умение выбирать  проверочное слово из двух предложенных;

- умение группировать  слова в зависимости от места ударения.

Коммуникативные:

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

Логические:

- анализировать  смысловую связь между родственными словами;

- выбирать  проверочное слово из двух предложенных;

- группировать  слова в зависимости от места ударения

51

Слог. Перенос слов (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

52

Слог. Перенос слов (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

53

Ударение. Ударный слог

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

54

Ударение. Ударный слог (продолжение)

1

Комбинированный

Текущий контроль

55

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

56

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тестовые задания

57

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

58

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

59

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

60

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

61

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

62

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

63

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Устный опрос

64

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок повторе

ния

Тематический контроль

65

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»

1

Контроль и учет знаний

Самостоятельная работа

66

Работа над допущенными ошибками

1

Коррек

ция знаний

Самостоятельная работа

67

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме

1

Урок изучения нового

Разрешение проблемной ситуации;  чтение и анализ сообщения Самоварова и совета Совенка;

участие в дидактических играх;

«Узелки на память» и «правила в стихах»  Вани; работа с текстом «Лесная оттепель», определение жанра; работа с пословицами;

поиск непарных согласных в веселом стихотворении Т. Коти;

диктант с предварительной подготовкой;

работа со словами с непроверяемым написанием;

работа с текстом по заданиям учебника;  работа с карточками

Знать:

- звонкие и глухие  согласные звуки.

Уметь:

-различать звонкие и глухие согласные;

- проверять парный согласный звук в конце слова;

- озаглавливать текст;

- находить парные согласные в сильной и слабой позиции;

- наблюдать за произношением и написанием парных согласных в конце слова;

- применять два способа проверки изученной орфограммы;

- составлять текст-доказательство  в процессе аргументации верности написания слов.

Уметь:

-наблюдать за употреблением разделительного твердого знака;

- находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком);

- писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком;

-писать поздравительные письма, объявления

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;  

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные

Общеучебные:

-ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях; способность учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.    

Логические:

- умение группировать слова по изученным орфограммам;

- формирование навыка самоанализа своей работы и самоконтроля;

-  формирование умения корректировать  выполненную работу.

Коммуникативные:

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

68

Звонкие и глухие согласные звуки. 
Обозначение их на письме (продолжение)

1

Комбинированный

Устный опрос

69

Звонкие и глухие согласные звуки. 
Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

70

Звонкие и глухие согласные звуки. 
Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

71

Звонкие и глухие согласные звуки. 
Обозначение их на письме (продолжение)

1

Комбинированный

Текущий контроль

72

Звонкие и глухие согласные звуки. 
Обозначение их на письме (продолжение)

1

Комбинированный

Тестовые задания

73

Звонкие и глухие согласные звуки. 
Обозначение их на письме (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

74

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме»

1

Контроль и учет знаний

Самостоятельная работа

75

Слова с удвоенными согласными

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

76

Слова с удвоенными согласными (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

77

Слова с удвоенными согласными (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

78

Непроизносимые согласные

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

79

Непроизносимые согласные (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

80

Непроизносимые согласные (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тестовые задания

81

Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;  

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные

Общеучебные:

-  проявление потребности в  творческом самовыражении;

- эффективная работа с учебной книгой.

Коммуникативные:

- составление несложных монологических высказываний (устных и письменных),  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 - сотрудничество с учителем и одноклассниками

82

Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

83

Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

84

Написание поздравительного письма

1

Урок обобще

ния

Индивидуальная работа

85

Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

86

Написание объявления

1

Урок обобще

ния

Индивидуальная работа

87

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

1

Контроль и учет знаний

Контрольная работа

88

Работа над ошибками контрольной работы

1

Коррек

ция знаний

Самостоятельная работа

Слово и его значение (20 ч)

89

Что рассказало слово

1

Урок изучения нового

Речевое развитие:

анализ диалогов Ани и Вани, чтение и анализ сообщений Самоварова и Совенка; участие в  дидактических играх;  работа с толковым словарем; составление толкового словаря;  работа со скороговоркой;

разгадывание ребусов;

анализ стихотворений;

работа с правилом «Узелки на память»;  работа с карточками.

Знать:

- слово как двухстороннюю единицу языка.

Уметь:

- различать в слове две стороны: звучание и значение;

- составлять  двусторонние модели слов;

- пользоваться лингвистическими словарями;

- распознавать имена собственные и нарицательные;

- объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова;

- различать синонимы и антонимы;

- объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в речи;

- понимать язык как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;  

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные:

Общеучебные:

- проявление учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении;

 при:

- умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Логические:

- сопоставление слова по звуко-буквенному составу и по значению;

- классификация слов по различным критериям;

- распределение слов по тематическим группам, дополнение этих групп своими словами.

Коммуникативные:

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

- составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

90

Что рассказало слово (продолжение)

1

Комбинированный

Текущий контроль

91

Что рассказало слово (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

92

Имена собственные и нарицательные

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

93

Имена собственные и нарицательные (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

94

Имена собственные и нарицательные (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тестовые задания

95

Слова с несколькими значениями

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

96

Слова с несколькими значениями (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

97

Слова с несколькими значениями (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Текущий контроль

98

Слова похожие, но разные (омонимы)

1

Урок изучения нового

Тестовые задания

99

Слова, близкие по значению (синонимы)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

100

Слова, близкие по значению (синонимы) (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

101

Слова, близкие по значению (синонимы) (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

102

Слова, противоположные по значению (антонимы)

1

Урок изучения нового

Устный опрос

103

Слова, противоположные по значению (антонимы) (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

104

Устойчивые сочетания слов

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

105

Тематические группы слов

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

106

Тематические группы слов (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

107

Повторение раздела «Слово и его значение»

1

Урок повторе

ния

Тематический контроль

108

Контрольный тест по разделу «Слово и его значение»

1

Контроль и учет знаний

Контрольный тест

Состав слова (17 ч)

109

Как собрать и разобрать слово

1

Урок изучения нового

Чтение и анализ сообщения Самоварова;

анализ диалога Ани и Вани; поиск ответа на вопрос Мудрика; участие в дидактических играх; работа с правилом «Узелки на память»;  составление рассказа по опорным словам;  составление рассказа  по карте города (села) с использованием слов речевого этикета

Знать:

- определения корня, приставки, суффикса и окончания.

Уметь:

- составлять наглядно-образные модели состава слова;

- называть части слова;

- находить корень слова;

- подбирать однокоренные слова;

- применять нужный алгоритм для проверки корня;

- доказывать родство однокоренных слов, объяснять общность их значения;

- выделять в слове приставку, суффикс;

- образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса;

-разделять предлоги и приставки;

- правильно употреблять окончания и объяснять его роль для связи слов в предложении или в  словосочетании

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;  

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные

Общеучебные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей;

- умение ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях;

Логические:

- различать корни с омонимичным значением;

- доказывать родство однокоренных слов;

- объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твердого знаков.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

-  составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

110

Как собрать и разобрать слово (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

111

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

112

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

113

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

114

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

115

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тестовые задания

116

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

117

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)

1

Урок повторе

ния

Текущий контроль

118

Приставка

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

119

Приставка. Употребление разделительного твердого знака

1

Урок изучения нового

Тестовые задания

120

Приставка. Употребление разделительного твердого знака

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

121

Суффикс

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

122

Суффикс (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Самостоятельная работа

123

Окончание

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

124

Состав слова (обобщение знаний)

1

Урок обобще

ния

Устный опрос

125

Контрольная работа по разделу «Состав слова»

1

Контроль и учет знаний

Контрольная работа

Части речи (32 ч)

126

Что такое части речи

1

Урок изучения нового

Чтение и анализ сообщения Самоварова;

анализ диалога Ани и Вани; поиск ответа на вопрос Мудрика;  участие в дидактических играх;  составление текста-рассуждения на основе прочитанного произведения;  отгадывание загадок; анализ пословиц;

работа в паре;

выполнение заданий из «Творческой переменки» и «Словесное творчество»;

- работа с карточками

Знать: 

- названия частей речи.

Уметь:

- определять части речи;

- правильно употреблять их

в речи;

- выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- находить в предложении глаголы и прилагательные  по вопросу и общему признаку действия и признака и определять их связь с именем существительным;

- определять число глаголов;

- применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;  

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные

Общеучебные:

- потребность в творческом самовыражении;

 - эффективнаяо работа с учебной книгой;

 Логические:

- умение классифицировать:

слова по частям речи,  имена прилагательные на основе различий в их значении;

- умение редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

-  составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

127

Что такое части речи (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

128

Что такое части речи (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

129

Имя существительное

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

130

Имя существительное (продолжение)

1

Урок изучения нового

Устный опрос

131

Имя существительное (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

132

Имя существительное (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

133

Имя существительное (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

134

Имя существительное (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Тестовые задания

135

Имя существительное (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Текущий контроль

136

Имя существительное (обобщение). Проверочная работа

1

Контроль и учет знаний

Самостоятельная работа

137

Глагол

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

138

Глагол (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

139

Глагол (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

140

Глагол (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

141

Глагол (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Устный опрос

142

Глагол (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

143

Глагол (обобщение)

1

Урок обобще

ния

Тематический контроль.Самостоятельная работа

144

Имя прилагательное

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

145

Имя прилагательное (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

146

Имя прилагательное (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

147

Имя прилагательное (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

148

Имя прилагательное (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

149

Имя прилагательное (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Устный опрос

150

Части речи (обобщение знаний)

1

Урок обобще

ния

Текущий контроль

151

Части речи (обобщение знаний)

1

Урок обобще

ния

Текущий контроль

152

Части речи (обобщение знаний)

1

Урок обобще

ния

Самостоятельная работа

153

Предлог

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

154

Предлог (продолжение)

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

155

Предлог (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

156

Предлог (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Самостоятельная работа

157

Контрольная работа по разделу «Части речи»

1

Контроль и учет знаний

Тематический контроль.Контрольная работа

Предложение. Текст (12 ч)

158

Предложение

1

Урок изучения нового

Актуализация знаний о видах предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформлении их на письме. Изучение главных членов предложения: подлежащее, сказуемое. Актуализация знаний о типах текста в зависимости от содержания. Корректировка деформированного текста. Написание записки, письма, приглашения

Знать:  

- определения главных членов предложения, текста.

- типы предложений по интонации  и по цели высказывания;

- типы текстов.

Уметь:

- оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации;

- составлять предложения, разные по цели высказывания;

- находить главные члены предложения;

- составлять текст с изученными орфограммами;

- писать под  диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами;

- делить сплошной текст на предложения;

- писать записки, письма, приглашения

Текущий контроль

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку.

Регулятивные: 

- определение цели учебной деятельности;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;

-  контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;  

- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.

Познавательные:

Общеучебные:

- умение ориентироваться в учебнике;

 - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Логические:

- сравнение записанного текста с образцом;

- сравнение предложений по цели высказывания и по интонации;

- различение понятий: «члены предложения» и «части речи»; «текст» и «предложение»;

- различение текстов по типу и жанру;

- умение характеризовать языковые единицы.

Коммуникативные:

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи;

- умение слушать и понимать речь других;

- способность проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;

- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий;

- умение соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы;

- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

159

Предложение (продолжение)

1

Комбинированный

Текущий контроль

160

Предложение (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

161

Предложение (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

162

Предложение (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Устный опрос

163

Предложение (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Тестовые задания

164

Текст

1

Урок изучения нового

Текущий контроль

165

Текст (продолжение)

1

Комбинированный

Текущий контроль

166

Текст (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

167

Текст (продолжение)

1

Урок закрепле

ния

Текущий контроль

168

Текст (продолжение)

1

Урок обобще

ния

Устный опрос

169

Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст»

1

Контроль и учет знаний

Тематический контроль.Самостоятельная работа

Повторение изученного за год (1 ч)

Итого 170 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова

Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...

рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"

рабчая  программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс...