Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год
календарно-тематическое планирование на тему
Пояснительная записка, рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год
Скачать:
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание
собственных текстов.
Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Цели обучения:
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствующего социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 1-4 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками, использование языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для начальной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
- Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА и КУРСА.
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст.
- Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
- Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
- Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
- обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
- Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
- высказывания (текста).
- Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
- Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.
- Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
- Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
- Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
- в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
- Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Язык в речевом общении
- Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.
- Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.
- Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
- Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
- Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
- Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
- Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).
- Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
- Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
- Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
- Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
- Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
- Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
- Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
- Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
- Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
- Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
- Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
- Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
- Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
- Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
- Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
- Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
- Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
- Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
- Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
- Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
- Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
- Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является
- подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
- Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы:
1. Контрольная (входящая) работа.
Цель: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходиться с произношением,
умения оформлять предложение на письме. проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.
2. Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием.
Цель: проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными, умения ставить знаки препинания в конце
предложения. раздельно писать слова и предлоги со словами, разделять слова для переноса; формировать умение проверять
себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.
3. Диктант с грамматическим заданием по теме "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме".
Цель: проверить уровень усвоения темы; развивать мышление детей, внимание при записи слов по рисункам; учить проверять
себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.
4. Диктант с грамматическим заданием по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме".
Цель: определить уровень знаний учащихся по двум последним изученным темам; проверить умение правильно писать слова
с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.
5. Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием по теме "Звуки и буквы. Слог. Ударение."
Цель: проверить и систематизировать основные знания учащихся по изученному разделу.
6. Контрольная работа по теме "Слово и его значение"
Цель: проверить степень усвоения школьниками материала по разделу "Слово и его значение".
7. Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием по теме "Состав слова"
Цель: проверить и систематизировать основные знания по изученному разделу.
8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное"
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе
изученных тем.
9. Контрольный диктант за 4 четверть с грамматическим заданием по теме "части речи".
Цели: проверить уровень сформированности практического умения определять принадлежность слова к части речи,
уровень усвоения соответствующей терминологии. знание основных особенностей каждой части речи.
10. Итоговый контрольный диктант.
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( см. таблицу) - 4 часа в неделю, 34 недели, 136 часов за год.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Дополнительная литература.
Для учителя:
- Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2013 год
- Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»
Москва, 2011 год.
- Электронной приложение к учебнику русский языку для 2 класса, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,
изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.
- Рабочие тетради к учебнику русский языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,
изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.
- Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 2 классаС. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива»,
изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.
6. Контроль-измерительные материалы по русскому языку для 2 класса, сост. В. А. Синякова, изд-во "Вако" Москва 2012год.
7. Методические рекомендации для учителя к учебнику Русского языка для 2 класса.
Для учащихся:
- Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»
Москва, 2011 год.
- Электронной приложение к учебнику русский языку для 2 класса, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,
изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.
- Рабочие тетради к учебнику русский языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина,
изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.
- Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 2 классаС. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива»,
изд-во «Просвещение», Москва, 2013 год.
5. Контроль-измерительные материалы по русскому языку для 2 класса, сост. В. А. Синякова, изд-во "Вако" Москва 2012год.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экспозиционный экран.
4. Ксерокс.
5. Макбуки.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Календарно-тематическое планирование уроков
по русскому языку во 2 классе
по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой,
УМК «Перспектива»
170 часов ( 5 часов в часов в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
«Мир общения» (16 ч) | |||||||||
1 | Мир общения. Собеседники | 1 | Урок повторе ния | Работа с информационными источниками (учебник, РТ); работа со знаково-символическими моделями (условные обозначения); участие в дидактических играх: «Шифровальщик», «Собери предложения», «Опиши предмет», «Доскажи!», составление письма профессору Самоварову; работа со словами на тему «Школа», работа с правилом «Узелки на память»; работа в паре; письмо по памяти; работа с текстом; устное описание ситуации по пословице; словарный диктант; устное составление текстов разных типов по серии картинок, письменное - по заголовку; работа с рисунком - структура языка; сопоставление примеров четкой и невыразительной речи и речи мастеров слова; работа с карточками | Знать: - виды речи (устная и письменная), -правила речевого этикета; - понятие орфограммы; - речевые и неречевые способы общения; - элементарные сведения из истории родного языка, - элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений; - словарные слова наизусть. Уметь: вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания; - определять орфограммы, грамотно оформлять письменную речь; - составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; - группировать слова, -выделять орфограмму, - работать с орфографическим словарем; - различать слово и предложение; - различать функции слова и предложения; - верно оформлять предложения на письме; - определять границы предложения в тексте; - чувствовать интонацию конца предложения; -различать типы предложений; - составлять предложения трех типов; - различать предложения по цели высказывания и по интонации; - осознанно ставить знаки препинания в конце предложения; - верно интонировать восклицательные предложения; - восстанавливать последовательность предложений в тексте; - делить текст на предложения; - чувствовать интонацию конца смысловой части высказывания (текста); - наблюдать за особенностями текста (описание, рассуждение. повествование), их жанровым разнообразием (стихотворение); - находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), - подбирать заглавие к тексту; - составлять и записывать текст по предложенному заголовку, серии картинок на определенную тему из жизни детей; - эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - совершенствование процесса восприятия речи; - контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные Общеучебные: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей. Логические: - умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: - умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий | ||
2 | Мир общения. Собеседники | 1 | Урок изучения нового | Устный опрос | |||||
3 | Мир общения. Собеседники (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
4 | Мир общения. Собеседники (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
5 | Мир общения. Собеседники (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Тематический контроль | |||||
6 | Слово, предложение и текст в речевом общении | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
7 | Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
8 | Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
9 | Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
10 | Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
11 | Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
12 | Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
13 | Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Тематический контроль | |||||
14 | Главный помощник в общении — родной язык | 1 | Урок закрепле ния | Устный опрос | |||||
15 | Главный помощник в общении — родной язык | 1 | Урок обобще ния | Текущий контроль | |||||
16 | Контрольная работа по разделу «Мир общения» | 1 | Контроль и учет знаний | Контрольная работа | |||||
Звуки и буквы. Слог. Ударение (72 ч) | |||||||||
17 | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | Урок изучения нового | Беседа о роли звуков в общении; работа с опорой «Город Звукоград»; составление рассказа о буквах с опорой на рисунок города Буквограда; орфографическая минутка - работа с пословицами; чтение сообщения Самоварова и Мудрика; анализ диалогов Ани и Вани; повторение алфавита; запись алфавита; распределение по алфавиту сказок К. Чуковского, имен детей; самостоятельная работа; работа со стихотворением В.Берестова; аллитерация и звукоподражание «Творческая переменка»; участие в дидактических играх «Найди отличия», «Азбука-река», «Исправь ошибки», «Кто внимательнее?», «Следопыт»; работа в паре; звуко-буквенный анализ слов; озаглавливание рисунков; ответы на вопросы (работа с текстом); разгадывание загадок; составление рассказа об Эрмитаже; изображение букв русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков; работа с карточками | Знать: - признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости; - названия и порядок букв русского алфавита. Уметь: - классифицировать звуки; - находить буквы парных и непарных согласных звуков; - самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами; - записывать слова в алфавитном порядке; - правильно писать имена собственные; - пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, энциклопедиями; - располагать слова в алфавитном порядке; - определять расхождение в количестве звуков и букв в слове; - определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова; - определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм; - различать слова с буквами и и й, подбирать родственные слова с данными буквами; - создавать текст-рассуждение; - правильно переносить слова; - ориентироваться в учебнике. -составлять план текста и использовать его при изложении текста; - орфоэпически верно писать слова с буквой э | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритма) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные: Общеучебные: - умение ориентироваться в учебнике; - умение находить ответы на вопросы в учебном тексте, иллюстрациях; при: - рассказывании о гласных и согласных звуках; - формулирование выводов в результате совместной работы класса и учителя; Логические: - различение гласных и согласных звуков; - классифицирование согласных звуков: звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие(парные и непарные). Коммуникативные: - умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества | ||
18 | Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
19 | Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
20 | Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Самостоятельная работа | |||||
21 | Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Устный опрос | |||||
22 | Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Текущий контроль | |||||
23 | Гласные и согласные звуки и буквы (продолжение) | 1 | Урок повторе ния | Тематический контроль | |||||
24 | Звук [й’] и буква й | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
25 | Звук [й’] и буква й (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
26 | Звук [й’] и буква й (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Тематический контроль | |||||
27 | Звук [э] и буква э | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
28 | Звук [э] и буква э (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Тематический контроль | |||||
29 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | Урок изучения нового | Уметь: - различать твердые и мягкие согласные на основе их произношения; - обозначать мягкость согласных ь; - составлять предложения со словами из словаря; - различать слова с твердыми и мягкими согласными; - подбирать родственные слова разных частей речи; - переносить слова с мягким знаком; - составление рассказа по серии сюжетных рисунков и вопросов к ним; - обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я; - видеть орфограмму при списывании текста; - пересказывать текст (по вопросам учителя); - ориентироваться в толковом словаре; - сопоставлять два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме; -разграничивать две функции букв е, ё, ю, я; -группировать слова в в зависимости от функции йотированной буквы; | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана(алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритма) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные: Общеучебные: - ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях. Логические: - сопоставление случаев обозначения мягкости согласных звуков с помощью ь и букв е, ё, и, ю ,я; - сравнение звукового и буквенного состава слов; -объяснение функции букв ь и ъ; - использование алфавита для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации. Коммуникативные: - ведение диалога со взрослыми и сверстниками, планирование совместной деятельности с ними, оформление своих мыслей в устной и письменной форме | |||
30 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
31 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
32 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
33 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
34 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
35 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Самостоятельная работа | |||||
36 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
37 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
38 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок повторе ния | Устный опрос; тестирование | |||||
39 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН | 1 | Комбинированный | Решение проблемной ситуации; повторение сведений о шипящих согласных, работа с моделями слов; чтение и анализ сообщений пр. Самоварова, анализ диалогов Ани и Вани; письмо по памяти; орфографические минутки; работа с пословицами; участие в дидактических играх: «Составь слова, словосочетания, предложения», «Помощник учителя», «Кто быстрее?», «Самый внимательный», письмо по памяти; работа с правилом; работа с рассказом М.Пришвина; изложение текста по плану, составленному вместе с учителем | Знать: - шипящие согласные звуки. Уметь: - правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; - объяснять, почему эти написания являются традиционными; - образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные: Общеучебные: - ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях; - способность учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Логические: - классифиция слов по тематическим группам; анализ теста, его структуры, составление плана. Коммуникативные: - умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; - умение составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - умение договариваться, выслушивать мнение собеседника | ||
40 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | |||||
41 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Тестовые задания | |||||
42 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | |||||
43 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
44 | Шипящие согласные звуки. | 1 | |||||||
45 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
46 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
47 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Урок закрепле ния | Тематический контроль | |||||
48 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН» | 1 | Контоль и учет знаний | Контрольная работа | |||||
49 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Коррек ция знаний | Самостоятельная работа | |||||
50 | Слог. Перенос слов | 1 | Комбинированный | Повторение правил переноса слов; чтение и анализ сообщения Самоварова; поиск ответа на вопрос Мудрика; отработка навыка деления слова на слоги; участие в дидактических играх; работа с фантастическими словами; орфографические минутки; анализ роли ударения в словах; работа в паре: поиск слов-омографов; сопоставление слов с верным и неверным ударением; анализ моделей слов; подбор проверочных слов; работа с правилом; составление алгоритма правописания безударных гласных; подбор проверочных слов - изменение формы числа слов; работа со скороговоркой; наблюдение за напевностью стихотворной речи: рифмой и ритмом; рисуночный диктант; работа с орфографическим словарем в конце учебника; работа с текстом «Лев» по заданиям учебника; кроссворд; задание «Пишу и объясняю» | Знать: - гласные звуки и буквы; - способы определения ударного слога в слове. Уметь: - определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков; - делить слова на слоги для переноса; - отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением; - работать с орфографическим и орфоэпическим; - различать слова-омографы; - списывать текст; - проверять слова с двумя безударными гласными; - прогнозировать содержание текста по его заглавию; - правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи; - распределять слова с непроверяемыми написаниями по тематическим группам; - записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - оставление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные: Общеучебные: - ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях; - умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Логические: - способность анализировать смысловую связь между родственными словами; - умение выбирать проверочное слово из двух предложенных; - умение группировать слова в зависимости от места ударения. Коммуникативные: - умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; Логические: - анализировать смысловую связь между родственными словами; - выбирать проверочное слово из двух предложенных; - группировать слова в зависимости от места ударения | ||
51 | Слог. Перенос слов (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
52 | Слог. Перенос слов (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
53 | Ударение. Ударный слог | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
54 | Ударение. Ударный слог (продолжение) | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | |||||
55 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
56 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Тестовые задания | |||||
57 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
58 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
59 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
60 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
61 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
62 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
63 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Устный опрос | |||||
64 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение) | 1 | Урок повторе ния | Тематический контроль | |||||
65 | Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме» | 1 | Контроль и учет знаний | Самостоятельная работа | |||||
66 | Работа над допущенными ошибками | 1 | Коррек ция знаний | Самостоятельная работа | |||||
67 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | Урок изучения нового | Разрешение проблемной ситуации; чтение и анализ сообщения Самоварова и совета Совенка; участие в дидактических играх; «Узелки на память» и «правила в стихах» Вани; работа с текстом «Лесная оттепель», определение жанра; работа с пословицами; поиск непарных согласных в веселом стихотворении Т. Коти; диктант с предварительной подготовкой; работа со словами с непроверяемым написанием; работа с текстом по заданиям учебника; работа с карточками | Знать: - звонкие и глухие согласные звуки. Уметь: -различать звонкие и глухие согласные; - проверять парный согласный звук в конце слова; - озаглавливать текст; - находить парные согласные в сильной и слабой позиции; - наблюдать за произношением и написанием парных согласных в конце слова; - применять два способа проверки изученной орфограммы; - составлять текст-доказательство в процессе аргументации верности написания слов. Уметь: -наблюдать за употреблением разделительного твердого знака; - находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком); - писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком; -писать поздравительные письма, объявления | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные Общеучебные: -ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях; способность учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Логические: - умение группировать слова по изученным орфограммам; - формирование навыка самоанализа своей работы и самоконтроля; - формирование умения корректировать выполненную работу. Коммуникативные: - умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию | ||
68 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | |||||
69 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
70 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
71 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | |||||
72 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Тестовые задания | |||||
73 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
74 | Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме» | 1 | Контроль и учет знаний | Самостоятельная работа | |||||
75 | Слова с удвоенными согласными | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
76 | Слова с удвоенными согласными (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
77 | Слова с удвоенными согласными (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
78 | Непроизносимые согласные | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
79 | Непроизносимые согласные (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
80 | Непроизносимые согласные (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Тестовые задания | |||||
81 | Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные Общеучебные: - проявление потребности в творческом самовыражении; - эффективная работа с учебной книгой. Коммуникативные: - составление несложных монологических высказываний (устных и письменных), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - сотрудничество с учителем и одноклассниками | ||||
82 | Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
83 | Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
84 | Написание поздравительного письма | 1 | Урок обобще ния | Индивидуальная работа | |||||
85 | Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
86 | Написание объявления | 1 | Урок обобще ния | Индивидуальная работа | |||||
87 | Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение» | 1 | Контроль и учет знаний | Контрольная работа | |||||
88 | Работа над ошибками контрольной работы | 1 | Коррек ция знаний | Самостоятельная работа | |||||
Слово и его значение (20 ч) | |||||||||
89 | Что рассказало слово | 1 | Урок изучения нового | Речевое развитие: анализ диалогов Ани и Вани, чтение и анализ сообщений Самоварова и Совенка; участие в дидактических играх; работа с толковым словарем; составление толкового словаря; работа со скороговоркой; разгадывание ребусов; анализ стихотворений; работа с правилом «Узелки на память»; работа с карточками. | Знать: - слово как двухстороннюю единицу языка. Уметь: - различать в слове две стороны: звучание и значение; - составлять двусторонние модели слов; - пользоваться лингвистическими словарями; - распознавать имена собственные и нарицательные; - объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова; - различать синонимы и антонимы; - объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в речи; - понимать язык как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные: Общеучебные: - проявление учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении; при: - умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Логические: - сопоставление слова по звуко-буквенному составу и по значению; - классификация слов по различным критериям; - распределение слов по тематическим группам, дополнение этих групп своими словами. Коммуникативные: - умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; - составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | ||
90 | Что рассказало слово (продолжение) | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | |||||
91 | Что рассказало слово (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
92 | Имена собственные и нарицательные | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
93 | Имена собственные и нарицательные (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
94 | Имена собственные и нарицательные (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Тестовые задания | |||||
95 | Слова с несколькими значениями | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
96 | Слова с несколькими значениями (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
97 | Слова с несколькими значениями (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Текущий контроль | |||||
98 | Слова похожие, но разные (омонимы) | 1 | Урок изучения нового | Тестовые задания | |||||
99 | Слова, близкие по значению (синонимы) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
100 | Слова, близкие по значению (синонимы) (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
101 | Слова, близкие по значению (синонимы) (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
102 | Слова, противоположные по значению (антонимы) | 1 | Урок изучения нового | Устный опрос | |||||
103 | Слова, противоположные по значению (антонимы) (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
104 | Устойчивые сочетания слов | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
105 | Тематические группы слов | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
106 | Тематические группы слов (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
107 | Повторение раздела «Слово и его значение» | 1 | Урок повторе ния | Тематический контроль | |||||
108 | Контрольный тест по разделу «Слово и его значение» | 1 | Контроль и учет знаний | Контрольный тест | |||||
Состав слова (17 ч) | |||||||||
109 | Как собрать и разобрать слово | 1 | Урок изучения нового | Чтение и анализ сообщения Самоварова; анализ диалога Ани и Вани; поиск ответа на вопрос Мудрика; участие в дидактических играх; работа с правилом «Узелки на память»; составление рассказа по опорным словам; составление рассказа по карте города (села) с использованием слов речевого этикета | Знать: - определения корня, приставки, суффикса и окончания. Уметь: - составлять наглядно-образные модели состава слова; - называть части слова; - находить корень слова; - подбирать однокоренные слова; - применять нужный алгоритм для проверки корня; - доказывать родство однокоренных слов, объяснять общность их значения; - выделять в слове приставку, суффикс; - образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; -разделять предлоги и приставки; - правильно употреблять окончания и объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные Общеучебные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей; - умение ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; Логические: - различать корни с омонимичным значением; - доказывать родство однокоренных слов; - объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твердого знаков. Коммуникативные: - выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; - составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | ||
110 | Как собрать и разобрать слово (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
111 | Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
112 | Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
113 | Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
114 | Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
115 | Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Тестовые задания | |||||
116 | Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
117 | Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение) | 1 | Урок повторе ния | Текущий контроль | |||||
118 | Приставка | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
119 | Приставка. Употребление разделительного твердого знака | 1 | Урок изучения нового | Тестовые задания | |||||
120 | Приставка. Употребление разделительного твердого знака | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
121 | Суффикс | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
122 | Суффикс (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Самостоятельная работа | |||||
123 | Окончание | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
124 | Состав слова (обобщение знаний) | 1 | Урок обобще ния | Устный опрос | |||||
125 | Контрольная работа по разделу «Состав слова» | 1 | Контроль и учет знаний | Контрольная работа | |||||
Части речи (32 ч) | |||||||||
126 | Что такое части речи | 1 | Урок изучения нового | Чтение и анализ сообщения Самоварова; анализ диалога Ани и Вани; поиск ответа на вопрос Мудрика; участие в дидактических играх; составление текста-рассуждения на основе прочитанного произведения; отгадывание загадок; анализ пословиц; работа в паре; выполнение заданий из «Творческой переменки» и «Словесное творчество»; - работа с карточками | Знать: - названия частей речи. Уметь: - определять части речи; - правильно употреблять их в речи; - выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний; - находить в предложении глаголы и прилагательные по вопросу и общему признаку действия и признака и определять их связь с именем существительным; - определять число глаголов; - применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные Общеучебные: - потребность в творческом самовыражении; - эффективнаяо работа с учебной книгой; Логические: - умение классифицировать: слова по частям речи, имена прилагательные на основе различий в их значении; - умение редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. Коммуникативные: - выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; - составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | ||
127 | Что такое части речи (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
128 | Что такое части речи (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
129 | Имя существительное | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
130 | Имя существительное (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Устный опрос | |||||
131 | Имя существительное (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
132 | Имя существительное (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
133 | Имя существительное (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
134 | Имя существительное (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Тестовые задания | |||||
135 | Имя существительное (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Текущий контроль | |||||
136 | Имя существительное (обобщение). Проверочная работа | 1 | Контроль и учет знаний | Самостоятельная работа | |||||
137 | Глагол | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
138 | Глагол (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
139 | Глагол (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
140 | Глагол (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
141 | Глагол (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Устный опрос | |||||
142 | Глагол (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
143 | Глагол (обобщение) | 1 | Урок обобще ния | Тематический контроль.Самостоятельная работа | |||||
144 | Имя прилагательное | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
145 | Имя прилагательное (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
146 | Имя прилагательное (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
147 | Имя прилагательное (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
148 | Имя прилагательное (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
149 | Имя прилагательное (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Устный опрос | |||||
150 | Части речи (обобщение знаний) | 1 | Урок обобще ния | Текущий контроль | |||||
151 | Части речи (обобщение знаний) | 1 | Урок обобще ния | Текущий контроль | |||||
152 | Части речи (обобщение знаний) | 1 | Урок обобще ния | Самостоятельная работа | |||||
153 | Предлог | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
154 | Предлог (продолжение) | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
155 | Предлог (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
156 | Предлог (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Самостоятельная работа | |||||
157 | Контрольная работа по разделу «Части речи» | 1 | Контроль и учет знаний | Тематический контроль.Контрольная работа | |||||
Предложение. Текст (12 ч) | |||||||||
158 | Предложение | 1 | Урок изучения нового | Актуализация знаний о видах предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформлении их на письме. Изучение главных членов предложения: подлежащее, сказуемое. Актуализация знаний о типах текста в зависимости от содержания. Корректировка деформированного текста. Написание записки, письма, приглашения | Знать: - определения главных членов предложения, текста. - типы предложений по интонации и по цели высказывания; - типы текстов. Уметь: - оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации; - составлять предложения, разные по цели высказывания; - находить главные члены предложения; - составлять текст с изученными орфограммами; - писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами; - делить сплошной текст на предложения; - писать записки, письма, приглашения | Текущий контроль | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку. Регулятивные: - определение цели учебной деятельности; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; - контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; - оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем. Познавательные: Общеучебные: - умение ориентироваться в учебнике; - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Логические: - сравнение записанного текста с образцом; - сравнение предложений по цели высказывания и по интонации; - различение понятий: «члены предложения» и «части речи»; «текст» и «предложение»; - различение текстов по типу и жанру; - умение характеризовать языковые единицы. Коммуникативные: - оформление своих мыслей в устной и письменной речи; - умение слушать и понимать речь других; - способность проявлять творческую активность в процессе сотрудничества; - умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий; - умение соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы; - управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера | ||
159 | Предложение (продолжение) | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | |||||
160 | Предложение (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
161 | Предложение (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
162 | Предложение (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Устный опрос | |||||
163 | Предложение (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Тестовые задания | |||||
164 | Текст | 1 | Урок изучения нового | Текущий контроль | |||||
165 | Текст (продолжение) | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | |||||
166 | Текст (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
167 | Текст (продолжение) | 1 | Урок закрепле ния | Текущий контроль | |||||
168 | Текст (продолжение) | 1 | Урок обобще ния | Устный опрос | |||||
169 | Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст» | 1 | Контроль и учет знаний | Тематический контроль.Самостоятельная работа | |||||
Повторение изученного за год (1 ч) | |||||||||
Итого 170 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс...