Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий
учебно-методический материал на тему
Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.
В материалах представлен опыт работы проведения учебных занятий по освоению обучающимися профессионального модуля Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.
Работа содержит методические рекомендации по организации и проведению учебного занятия с применением активной формы обучения, этапы ее подготовки и проведения, план и сценарий деловой игры «Ручные сигналы», приложения.
Используемая автором интерактивная образовательная технология позволяет эффективно формировать у обучающихся практический опыт обучающихся по соответствующему виду деятельности для выполнения работ по профессиям рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена.
Весь комплект материалов, представленных в работе, апробирован и предназначен для использования преподавателями профессиональных модулей в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_gladkova_a.v.docx | 580.49 КБ |
4_stsenariy_delovoy_igry.docx | 1.86 МБ |
prilozhenie_a.docx | 2.41 МБ |
prilozhenie_b.docx | 2.12 МБ |
prilozhenie_b_1.docx | 2.29 МБ |
prilozhenie_v.docx | 625.18 КБ |
prilozhenie_g.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный университет путей сообщения»
Тайгинский институт железнодорожного транспорта –
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Омский государственный университет путей сообщения»
Структурное подразделение среднего профессионального образования
«Тайгинский техникум железнодорожного транспорта»
Смотр-конкурс профессионального педагогического мастерства преподавателей университетских комплексов железнодорожного транспорта и учебных центров ОАО «РЖД»
Номинация: «Лучшие педагогические достижения в подготовке специалистов высшего и среднего профессионального образования для ОАО «РЖД»
Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий
Гладкова Агата Викторовна
Преподаватель
Тайга – 2017
Аннотация
Необходимость изучения педагогических технологий педагогами профессионального обучения продиктована практикой обучения – переходом от привычной парадигмы «передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в современном обществе, к формированию и развитию профессиональной (технологической) компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития. Компетентностный подход, таким образом, изменяет логику проектирования учебного курса, определяя следующую последовательность вопросов, которые преподаватель решает при проектировании:
- Каких результатов в виде набора приобретаемых компетенций должны достигнуть обучающиеся в процессе освоения профессионального модуля?
- Какие образовательные технологии необходимо использовать, чтобы создать условия для приобретения обучающимися этих компетенций?
- Какие методы и средства контроля должны быть применены, чтобы диагностировать сформированность компетенций?
Вопрос технологизации образовательного процесса как средства гарантируемого достижения результатов образования становится чрезвычайно актуальным.
Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.
Задачи работы:
- выявить необходимость применения интерактивных образовательных технологий;
- апробировать на практике наиболее эффективные формы проведения занятий с использование элементов интерактивных образовательных технологий.
Специфика компетентностного подхода требует широкого применения интерактивных образовательных технологий, основанных на использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся.
В материалах представлен опыт работы проведения учебных занятий по освоению обучающимися профессионального модуля Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.
Работа содержит методические рекомендации по организации и проведению учебного занятия с применением активной формы обучения, этапы ее подготовки и проведения, план и сценарий деловой игры «Ручные сигналы», приложения.
Используемая автором интерактивная образовательная технология позволяет эффективно формировать у обучающихся практический опыт обучающихся по соответствующему виду деятельности для выполнения работ по профессиям рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена.
Весь комплект материалов, представленных в работе, апробирован и предназначен для использования преподавателями профессиональных модулей в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Содержание
Введение 5
Основная часть8
1 Методические рекомендации по организации и проведению учебного занятия в форме деловой игры8
2 Этапы подготовки и проведения деловой игры по теме «Ручные сигналы»11
3 План учебного занятия13
4 Сценарий деловой игры 17
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение А Обобщение и распространение педагогического опыта 30
Приложение Б Рецензии на представленную конкурсную работу40
Приложение В Раздаточный материал для проведения открытого учебного занятия в форме деловой игры 44
Приложение Г Результаты опроса (согласно теста) обучающихся (всей группы) 50
Введение
Недостаточно только получить знания;
надо найти им приложение.
Недостаточно только желать; надо делать.
И. Гёте
Сегодня среднее профессиональное образование России переживает не лучшие времена. В настоящее время цель педагогических работников среднего профессионального образования - обеспечить профессиональными кадрами рынок труда.
Активизация процессов поиска путей и средств повышения качества образования связана в настоящее время с внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий, позволяющих осуществить компетентностный подход, который предполагает изменение самого характера учебного процесса, превращающийся в сотрудничество, обеспечивающее демократизацию позиции преподавателя с одновременным включением обучающихся в активную творческую совместную и продуктивную деятельность.
Проблема активизации познавательной деятельности студентов всегда была одной из наиболее актуальных в практике обучения, поэтому постоянно ведется поиск инструментария, позволяющего эффективно использовать совместную познавательную деятельность преподавателя и студентов. В последнее время интерес преподавателей направлен на освоение образовательных технологий. Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать процесс, исключить из него виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социально желаемого результата.
Переход на технологический уровень проектирования учебного процесса и последующая реализация этого проекта помогает преподавателю стать профессионалом, раскрепощает его личность, выступает альтернативой формальному образованию, учитывает значительное усиление роли обучающегося и открывает новые горизонты для развития творчества преподавателя.
Образовательные технологии, основанные на деятельностных и диалоговых формах познания, дают возможность обучающимся:
- быть открытыми для обучения и активно включаться во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- анализировать свою деятельность и реализовывать собственный потенциал;
- подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
В основу классификации образовательных технологий может быть положена классификация моделей обучения, различных по взаимодействиям преподавателя и обучающихся:
– пассивная модель – обучаемый выступает в роли «объекта» обуче-ния (слушает и смотрит);
– активная модель – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
– интерактивная модель – интерактивные методы взаимодействия (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, сов-местное решение проблем).
Интерактивные образовательные технологии (с англ. «inter» – это взаимный, «act» – действовать) включают методы, построенные на ком-муникации всех участников образовательного процесса: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами (например: деловая игра; коллективная мыслительная деятельность; метод проектов, тренинг).
Методы интерактивного обучения ставят в центр управления обучением самого обучающегося в его реальных взаимодействиях с другими участниками образовательного процесса, тем самым утверждая идею, что обучение – это процесс социальный, коллективный, а не сугубо индивидуальный.
Имея семилетний опыт проведения учебных занятий по профессиональному модулю Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава с использованием интерактивных образовательных технологий, разработала и апробировала в образовательном процессе активную форму проведения занятий – деловую игру.
Например, деловая игра «Сооружения и устройства инфраструктуры железнодорожного транспорта» предполагает активную коллективную работу обучающихся по определению соответствия состояния основных элементов железнодорожного пути, содержания рельсовой колеи требованиям нормативных документов, а также закреплению знаний по размерам, установленным действующими Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ.
Деловая игра «Сигнализация на железнодорожном транспорте» позволяет углубить и закрепить знания обучающихся о порядке движения поездов в зависимости от показаний светофоров для обеспечения безопасности движения, о порядке обозначения сигналами железнодорожного подвижного состава, а также о порядке подачи звуковых сигналов и их значении.
Деловая игра «Ограждение места работ и опасных мест на перегонах и станциях» ориентирована на объединение обучающихся для выработки инновационных решений. В течение деловой игры участники обучаются новым способам деятельности и мышления, которые так необходимы будущим специалистам железнодорожного транспорта: групповой работе, постановке проблем, аналитическим процедурам, критике и др., обучаются ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Деловая игра «Требования ПТЭ к техническому содержанию колесных пар и автосцепных устройств» посвящена формированию умений и практического опыта по определению неисправностей колесных пар и содержанию автосцепных устройств в эксплуатации. На таком учебном занятии обеспечиваются условия для трансформации учебной деятельности обучающихся в профессиональную деятельность специалиста при определении неисправностей в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и принятием решения о возможности эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
Деловая игра «Ручные сигналы» направлена на выработку профессиональных компетенций, где участники игры разрешают заданные производственные ситуации при ограждении пассажирского поезда при вынужденной остановке на перегоне, если габарит по снежному пути не нарушен, а также при посадке пассажиров на станциях отправления, если сроки стоянки поезда по причине опоздания сокращены, в условиях учебного полигона подвижного состава института.
Опыт работы в этом направлении был обобщен в средствах массовой информации, а также на конкурсах:
- Областном конкурсе "Преподаватель года";
- Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогический проект» ЦДО «Прояви себя» интернет - портала www.pedkonkurs.ru;
- Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием «Лучшая методическая разработка» (www.конкурс.net);
- Внутриинститутском конкурсе «Сценарий деловых игр»;
- Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием «Лучшая методическая разработка» (www.конкурс.net);
- Международном конкурсе «Учитель года по версии сайта WWW.MLDV.RU» (Приложение А).
1 Методические рекомендации по подготовке и проведению учебного занятия в форме деловой игры
При организации и проведении учебного занятия в форме деловой игры преподавателям-руководителям следует учесть, что для проведения такого урока необходимы глубокие знания особенностей объекта игрового моделирования, предварительное изучение последствий воздействия на него тех или иных вариантов решения, которые могут быть приняты участниками урока, нахождение оптимального или рационального решения и его анализ.
Большое значение имеет знание преподавателями-руководителями урока нормативных требований по профессиональному модулю Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава междисциплинарного курса Эксплуатация подвижного состава (вагоны) и обеспечение безопасности движения поездов. Проводящие урок должны четко представлять, на каких именно положениях и нормативных документах базируется задание, выдаваемое группам на каждом из этапов урока, причем желательно, чтобы большую часть требований он знал наизусть.
Во-первых, это сократит время для оценки решений, во-вторых, при обсуждении решений позволит свободно оперировать всем цифровым и фактическим нормативным материалом по темам междисциплинарного курса Эксплуатация подвижного состава (вагоны) и обеспечение безопасности движения поездов, что, безусловно, будет способствовать успешному проведению деловой игры.
Успех учебного занятия в форме деловой игры во многом зависит не только от ведущего-преподавателя, но и от отбора и анализа технической и методической литературы для игры, разработки ее фрагментов, методического обеспечения.
Ведущий-преподаватель учебного занятия должен:
1 Безупречно знать нормативные материалы профессиональному модулю Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава междисциплинарного курса Эксплуатация подвижного состава (вагоны) и обеспечение безопасности движения поездов, а именно Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утв. приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. №286 (с изм. от 30.03.2015 г. №57), Инструкцию по сигнализации на железнодорожном транспорте. РФ № 162 от 04.06.2012 г. (с изм. от 30.03.2015 г. №57) и Инструкцию проводника пассажирского вагона АО «ФПК» № 515р от 27.04. 2015 г.
2 Знать всю структуру учебного занятия, содержание и последовательность заданий и решений.
3 Четко представлять соотношение нормативных требований отраженных в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утв. приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. №286 (с изм. от 30.03.2015 г. №57), Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ № 162 от 04.06.2012 г. (с изм. от 30.03. 2015 г. №57) и Инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК» № 515р от 27.04.2015 г.
4 Уметь четко и ясно объяснить смысл заданий и способы оформления решений.
5 Полностью исключать какое-либо приблизительное толкование правил изложенных в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утв. приказом Минтранса России от 21.12.2010г. №286 (с изм. от 30.03.2015 г. №57), Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте. РФ №162 от 04.06.2012 г. (с изм. от 30.03.2015 г. №57) и Инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК» № 515р от 27.04.2015 г. и других инструкциях, нормативных актах, распоряжениях.
6 Создавать такую ситуацию, когда больше говорят участники деловой игры, а не преподаватели. Все неясные решения стараться выяснять не самому, а через участников групп.
7 Учитывать психологические возрастные особенности обучающихся.
Цель деловой игры – демонстрация и развитие:
-теоретических и профессиональных знаний обучающихся;
-умения самостоятельно или в команде пользоваться знаниями;
-способности решать профессиональные задачи в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции);
-способности работы в команде профессионалов, т.е. коллективно.
Этапы деловой игры:
1 Подготовительный этап:
1.1 Разработка методического обеспечения для проведения деловой игры. К началу деловой игры разрабатываются методические материалы по ее проведению, в которые рекомендуется включать: цели и задачи деловой игры; определение регламента выполнения заданий; план деловой игры; методику анализа проведенного занятия, вопросники для экспресс и фундаментального анализа; вспомогательные материала (раздаточный материал, формы отчетов) и др.
1.2 Подготовка материально-технического обеспечения деловой игры.
2 Основной этап – проведение деловой игры:
2.1 Доведение задач и хода игры до участников;
2.2 Формирование команд;
2.3 Работа команд (этап проблематизации; этап оптимизации, целепологания; этап поиска ресурсов, с помощью которых можно достичь поставленных целей; этап организационного проектирования – выполнение практической работы, решение производственных ситуаций в условиях, приближенных к реальным).
3 Постигровое моделирование – анализ, обсуждение и оценка результатов игры:
3.1 Выступления представителей команд с докладами;
3.2 Обмен мнениями;
3.3 Защита решений и выводов;
3.4 Подведение руководителем итогов деловой игры.
2 Этапы подготовки и проведения деловой игры по теме «Ручные сигналы»
Деловая игра по теме «Ручные сигналы» направлена на формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов железнодорожного транспорта.
Проводится деловая игра в шесть этапов. Продолжительность игры – два академических часа. Проводящий игру должен четко представлять, на каких именно положениях и нормативных документах базируется задание, выдаваемое группам на каждом из этапов игры.
Цели игры:
-выработка и совершенствование обучающимися специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны) общих и профессиональных компетенций в условиях, приближенных к реальным;
-закрепление знаний, полученных на учебных занятиях по профессиональному модулю Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава междисциплинарного курса Эксплуатация подвижного состава (вагоны) и обеспечение безопасности движения поездов.
В начале игры проводится вводная беседа. Ведущий-преподаватель обсуждает с участниками игры следующие вопросы: цели деловой игры (учебного занятия), этапы, их содержание и результаты, систему оценки деятельности участников и ход игры.
Для проведения игры формируются команды-бригады станций и экспертная группа. Все играющие делятся на четыре команды, одна из которых будет экспертной группой. В красочно оформленной коробке находятся бумажные жетоны, раскрашенные в основные железнодорожные сигнальные цвета: зеленый, желтый, красный, синий. Игроки, вытягивающие жетоны одно цвета, становятся членами одной бригады.
Экспертной группой станет та команда, члены которой вытянут жетоны зеленого цвета. Задача экспертной группы - оценивать результат работы бригад.
Первый этап – выбор руководящего звена.
На первом этапе проводится выбор руководителей подразделений, которые в ходе игры будут оценивать продуктивность работы каждого работника станции, а на последнем этапе дадут им оценку по пятибалльной системе.
Выбор происходит по результатам фронтального опроса: кто первый даст правильный и наиболее полный ответ на поставленный вопрос, тот и будет представлять бригаду. Остальные члены бригад будут выполнять роль проводников пассажирского вагона.
Второй этап - разминка «Мозговой штурм».
Проверяется слаженность в действиях работников каждой станции. Для этого проводится разминка «Мозговой штурм». Задача – отгадать ребус на железнодорожную тематику: дать определение ключевого слова или по определению – назвать ключевое слово.
После того, как играющие ответили на поставленные вопросы, экспертная группа оценивает выполнение задания и результаты заносит в табло хода игры.
Третий этап - on-line тестирование.
Для проверки, обобщения и закрепления знаний Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ №162 от 04.06.2012 г. (с изм. от 30.03.2015 г. №57) и Инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК» № 515р от 27.04.2015 г. каждая бригада станции получает задание пройти в системе тестирования на официальном сайте института www.tigt.ru
Четвертый этап – практическая работа.
Каждой бригаде станции выдается пакет-задание: изобразить схематично и продемонстрировать ручные сигналы, которые подаются при опробовании тормозов или маневровой работе, или проводниками пассажирских вагонов.
Пятый этап – решение производственной ситуации.
Данный этап конкурса проходит на учебном полигоне подвижного состава института в условиях, приближенных к реальным. Каждая бригада станции представляет ручные сигналы, подаваемые проводниками при ограждении пассажирского поезда при вынужденной остановке на перегоне, если габарит по смежному пути не нарушен, а также при посадке пассажиров на станциях отправления.
Шестой этап - подведение итогов.
Руководители подразделений оценивают деятельность каждого работника бригады станций.
Экспертная группа подсчитывает количество баллов, полученных каждой бригадой станции.
Ведущий-преподаватель совместно с руководителями подразделений и экспертной группой подводит итоги деловой игры, анализируя ход мероприятий, отмечая ее преимущества и недостатки. Объявляются победители деловой игры.
Кроме того, ведущий-преподаватель проводит рефлексию: работники каждой станции дают самооценку своей деятельности на занятии.
Успех деловой игры во многом зависит от ведущего-преподавателя, анализа им технической и методической литературы, грамотной разработки сценария проведения деловой игры, подбора заданий для команд, методического обеспечения проведения учебного занятия.
3 План учебного занятия
Группа _ _ Курс _
Специальность 23.02.06 _
Дата _ Время
Место проведения кабинет конструкции подвижного состава, учебный полигон
подвижного состава института
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава
Раздел 2 Обеспечение технической эксплуатации вагонов
МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (вагоны) и обеспечение безопасности
движения поездов
Тема учебного занятия Ручные сигналы
Продолжительность учебного занятия 90 мин
Тип учебного занятия Повторительно – обобщающий
Ведущие методы Активные методы обучения в форме деловой игры
Формы организации деятельности обучающихся Индивидуальная, коллективная,
фронтальная
Цели урока:
Обучающая цель: Практическим путем закрепить знания о ручных сигналах,
подаваемых при опробовании тормозов, маневровой работе, а также проводниками
пассажирских вагонов
Развивающая цель: Развитие у обучающихся умений применять теоретические знания на практике, а именно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3)
Воспитательная цель: Формирование способности работать в команде (ОК 6), брать на себя ответственность за работу команды и результат выполнения задания (ОК 7)
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог _
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава
Межпредметные связи: Тема 2.1.Техническая эксплуатация пассажирских и грузовых
вагонов; Тема 2.2. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения
Средства обучения: Мультимедийное оборудование, сеть Internet, мобильный класс,
ручные сигналы (сигнальные флаги, фонарь, ручной диск), петарды, учебная
презентация «Ручные сигналы», пакет-задания
Список используемых источников:
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст]: утв. Приказом Минтранса России от 21 дек. 2010 г. № 286 . - Введ. с 22 сентября 2011 г. - М.:Трансинфо ЛТД, 2011. - 255 с. - ISBN 978-5-93647-021-9
- Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [Текст]: утв. Приказом Минтранса России от 04 июня 2012г. №162. – Введ. с 01 сентября 2012г. – М.: Трансинфо ЛТД, 2012. – 160 с. – ISBN 978-5-93647-025-7
- Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (с изменениями на 30 марта 2015 года) [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 07 мая 2015 г. № 1159р. Форма доступа: http://docs.cntd.ru/document/902256286
- Распоряжение об утверждении Инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением АО "ФПК" от 27 апреля 2015 г. № 515р. Форма доступа: http://scbist.com/2014-god/
Критерии уровня формируемых знаний, умений, практического опыта (ПО)
Иметь ПО | Уметь | Знать |
Обеспечивать безопасность движения поездов при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава | Выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию подвижного состава | Нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов |
Структура учебного занятия
№ п/п | Наименование этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 Организационная часть занятия | |||
1.1 | Проверка подготовленности обучающихся к занятию | -проверяет внешний вид обу-чающихся, готовность каби-нета к учебному занятию; -проводит проверку присутствующих; | -приветствуют преподава-теля; -рапорт дежурного. |
1.2 | Определение темы занятия Осуществление целевой установки занятия | -для определения темы и целди занятия посредством постановки проблемного вопроса активизируется деятельность обучающихся; -объясняет ход деловой игры; -проводит жеребьевку учас-тников; | -по основным сигнальным железнодорожным цветам (зеленый, желтый, красный, синий) формируются брига-ды станций и состав экспертной группы; -участвуют в жеребьевке. |
2 Основная часть занятия - проведение деловой игры «Ручные сигналы» | |||
2.1 | Первый этап - выбор руководящего звена | -создает ситуацию, когда решение на поставленные вопросы дают сами игроки; -назначает руководителей и работников станций; | -отвечают на поставленные вопросы согласно Инструк-ции по сигнализации на железнодорожном транс-порте РФ №162 от 04.06. 2012 г. (с изм. от 30.03. 2015 г.) и Инструкцией про-водника пассажирского вагона АО «ФПК» № 515р от 27.04.2015 г. |
2.2 | Второй этап - разминка «Мозговой штурм» | -проводит разминку «Мозго-вой штурм», где рассмат-ривается слаженность дейст-вий каждого работника станции; | -отгадывают ребусы на железнодорожную тематику: определяют ключевое слово и дают его определение. |
2.3 | Третий этап - on-line тестирование | -выдает задание пройти тестирование для проверки знаний Инструкции по сигнализации на железнодо-рожном транспорте РФ № 162 от 04.06.2012 г. (с изм. от 30.03.2015 г.) и Инструкции проводника пассажирского | -бригады станций исполь-зуют персональные компью-теры мобильного класса для тестирования в режиме on-line. |
1 | 2 | 3 | 4 |
вагона АО «ФПК» № 515р от 27.04.2015 г. | |||
2.4 | Четвертый этап – практическая работа | -выдает пакет, который содержит задание: изобразить схематично и продемонст-рировать ручные сигналы, подаваемые при опробовании тормозов или маневровой работе, или проводниками пассажирских вагонов; | -получают пакет-задание; -изображают схематично заданные ручные сигналы; -руководители подразделе-ний назначают ответст-венного и представляют ручные сигналы. |
2.5 | Пятый этап – решение производственной ситуации | -выдает пакет, который содержит производственную ситуацию на представление ручных сигналов, подаваемых проводниками при огражде-нии пассажирского поезда при вынужденной остановке на перегоне, если габарит по смежному пути не нарушен, а также при посадке пассажиров на станциях отправления; -проводит инструктаж по технике безопасности;
-озвучивает задания для каждой бригады станций; -совместно с экспертной группой контролирует порядок подачи ручных сигналов при ограждении пассажирского поезда при вынужденной остановке на перегоне, если габарит по смежному пути не нарушен, а также при посадке пассажиров на станциях отправления; -задает дополнительные вопросы; | -получают пакет-задание; -определение с порядком разрешения производствен-ной ситуации; -расписываются в журнале по технике безопасности (ТБ), получают спецодежду; -для выполнения задания выходят на учебный полигон подвижного состава института; -в условиях, приближенных к реальным, каждая бригада станций разрешает произ-водственную ситуацию. |
2.6 | Шестой этап -подведение итогов | -проводит оценочную деяте-льность каждого работника станций совместно с руково-дителями подразделений; -подводит итоги учебного занятия; | -экспертная группа подво-дит общий итог по баллам; -руководители подразде-лений оценивают деятель-ность каждого работника бригады станций. |
-предлагает обучающимся дать самооценку своей деятельности на занятии. | - оценивают свою работу на занятии. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
3 Заключительная часть занятия | |||
3.1 | Домашнее задание | -повторить ручные сигналы согласно Инструкции по сигнализации на железно-дорожном транспорте РФ №162 от 04.06.2012 г. (с изм. от 30.03.2015 г.) и обязанности проводника пассажирского вагона при посадке пассажи-ров в соответствии с Инструкцией проводника пас-сажирского вагона АО «ФПК» № 515р от 27.04.2015 г. | -слушают, отмечают в конспекте. |
Заключение
Интерактивные образовательные технологии, позволяющие эффективно реализовать компетентностный подход при подготовке специалистов среднего звена, способствуют достижению планируемых положительных результатов обучения, в том числе при проведении занятий в форме деловой игры.
Реализация такой деловой игры дает возможность обучающимся:
-осуществить всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной деятельности;
-выполнить различные ролевые функции с учетом индивидуальных и интеллектуальных способностей каждого;
-активно использовать мультимедийные средства;
-осуществить взаимодействие в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм и правил;
-принять управленческие решения в условиях регламента и наличия элемента неопределенности в информации, то есть формировать и совершенствовать общие и профессиональные компетенции.
Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучающиеся самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.
Итак, деловая игра как эффективный вид интерактивных образовательных технологий, реализующих компетентностный подход, позволяет обучающимся самостоятельно искать пути решения проблем, заданных производственными ситуациями, быстро адаптироваться в производственной деятельности будучи молодым специалистом. По отзывам руководителей предприятий отрасли, выпускники имеют хорошие навыки.
Опыт применения образовательных технологий на протяжении последних лет показал, что они используются достаточно успешно и:
-позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность обучающихся;
-дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности;
-предоставляют большую самостоятельность в выборе способов получения учебной информации обучающимся.
«Важно помнить, что от качества профессиональных знаний, которые мы сегодня даем, зависит будущее развитие региона – профессиональное образование получает шанс создать систему подготовки кадров, адекватно реагирующих на запросы экономики» (А.Г. Тулеев–Губернатор Кемеровской области).
Список используемых источников
1 Викулова, Я.В. Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях НПО и СПО / Я.В. Викулова // Статья на сайте «Сибирский Федеральный университет». Режим доступа http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section15.html
2 Железнякова, Т.П. Интеграция образовательных технологий / Т.П. Железнякова // Статья на сайте «Инфоурок». Режим доступа: http://infourok.ru/statya-i-prezentaciya-integraciya-obrazovatelnih-tehnologiy-707967.html
3 Игнатьева, Е.Ю. Использование активных и интерактивных образовательных технологий в учебном процессе вуза [Электронный ресурс]: метод. рекомендации / cост. Е. Ю. Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2013. – 84 с. – Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1228334
4 Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [Текст]: утв. Приказом Минтранса России от 04 июня 2012г. №162. – Введ. с 01 сентября 2012г. – М.: Трансинфо ЛТД, 2012. – 160 с. – ISBN 978-5-93647-025-7
5 Касаткина, Н.Э. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза [Электронный ресурс]: методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т.А. Жукова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. – 237 с. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru/SHARED/k/KAV47/education/Tab2/
6 Малышева, М.А. Современные технологии обучения в вузе [Электронный ресурс]: Методическое пособие. — Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 134 c. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/k/KAV47/education/Tab2/
7 Лазутченкова, Е.Г. Образовательные технологии подготовки специалистов СПО [Электронный ресурс]: методическое пособие / Комитет по образованию. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса» (Колледж туризма Санкт-Петербурга) Ресурсный центр; сост. Е.Г. Лазутченкова – Санкт-Петербург, 2014. – 35 с. – Режим доступа: http://ktgs.ru/upload/ReznikovaAA/Infa/MetodicheskoePosobieLasuchenkova.pdf
8 Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (с изменениями на 30 марта 2015 года) [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 07 мая 2015 г. № 1159р. Форма доступа: http://docs.cntd.ru/document/902256286
9 Распоряжение об утверждении Инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением АО "ФПК" от 27 апреля 2015 г. № 515р. Форма доступа: http://scbist.com/2014-god/
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение В
(обязательное)
Раздаточный материал для проведения учебного занятия в форме деловой игры по теме «Ручные сигналы»
Жетоны для жеребьевки
(формирование бригад железнодорожных станций)
Наименование бригад железнодорожных станций и экспертной группы
Бейджики для работников железнодорожных станций, руководителей подразделений и экспертной группы
Пакет-задание для 4 этапа игры
(ручные сигналы, подаваемые при опробовании тормозов, маневровой работе и проводниками пассажирских вагонов)
Пакет-задание для 5 этапа игры
(разрешение заданной производственной ситуации)
Рефлексия «Ромашка целей»
Предварительный просмотр:
Приложение Г
(обязательное)
Результаты опроса (согласно теста) обучающихся (всей группы)
Тест: Ручные сигналы
№ пп | Пользователь | Попытка | Задано вопросов | Отвечено верно | % верных | Оценка |
1 | Губский Павел Игоревич | 1 | 40 | 34 | 85 | 4 |
2 | Александров Алексей Павлович | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
3 | Шайбель Евгений Васильевич | 1 | 40 | 35 | 87.5 | 4 |
4 | Слюсарев Алексей Евгеньевич | 2 | 40 | 38 | 95 | 5 |
5 | Алексеев Михаил Викторович | 2 | 40 | 36 | 90 | 4 |
6 | Тюрпеко Игорь Геннадьевич | 2 | 40 | 37 | 92.5 | 5 |
7 | Пантюшенко Максим Юрьевич | 1 | 40 | 31 | 77.5 | 4 |
8 | Акинин Виктор Иванович | 1 | 40 | 33 | 82.5 | 4 |
9 | Приходько Александр Владимирович | 1 | 40 | 34 | 85 | 4 |
10 | Горелкин Александр Владимирович | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
11 | Парамонов Вячеслав Анатольевич | 1 | 40 | 36 | 90 | 4 |
12 | Акинин Станислав Викторович | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
13 | Валковой Владимир Григорьевич | 1 | 40 | 31 | 77.5 | 4 |
14 | Заболотный Андрей Петрович | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
15 | Вахмянин Алексей Владимирович | 1 | 40 | 31 | 77.5 | 4 |
16 | Беленок Виктор Владимирович | 1 | 40 | 35 | 87.5 | 4 |
17 | Дубовой Анатолий Анатольевич | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
18 | Петров Александр Валерьевич | 1 | 40 | 37 | 92.5 | 5 |
19 | Глазер Иван Адамович | 1 | 40 | 36 | 90 | 4 |
20 | Воротников Андрей Викторович | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
21 | Воротников Максим Викторович | 1 | 40 | 34 | 85 | 4 |
22 | Реслер Андрей Петрович | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
23 | Курагин Владимир Иванович | 1 | 40 | 38 | 95 | 5 |
24 | Попов Александр Вадимович | 1 | 40 | 37 | 92.5 | 5 |
25 | Кузнецов Михаил Алексеевич | 1 | 40 | 37 | 92.5 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание современной модели подготовки специалистов среднего звена путём реализации ИОТ «Учебная фирма» на учебной практике с учетом ПС и требований работодателя
Актуальность данного подхода к подготовке специалистов состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у обучающихся системн...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...
ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Характеристика активных форм преподавания: игровых форм и метода анализа конкретной ситуации....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...
Презентация "Современные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена "
Cовременные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена...
Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров
Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена ...