Формирование патриотизма у студентов в рамках в рамках образовательного процесса педагогического колледжа
статья на тему
Статья, посвщенная формированию патриотизма
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование патриотизма у студентов в рамках в рамках образовательного процесса педагогического колледжа
Вопрос патриотического воспитания – краеугольный камень государственной безопасности современной России. Он во все времена тысячелетней истории нашего государства был одним из важнейших вопросов
Что такое патриотизм? Это эмоциональное отношение к Родине – чувство любви, преданности, готовность служить Родине и защищать её от врагов.
Патриотизм имел всегда общенародный характер и в основе своей духовную и моральную составляющие. Патриотизм «бодрил русский дух», пробуждал в русских людях патриотические чувства и в итоге много раз спасал русскую землю от иноземных захватчиков.
Патриотические чувства закладывались с малых лет на исторических примерах героической борьбы русского народа за свою независимость.
В современных условиях образовательные учреждения играют важную роль в формировании патриотизма. Формирование патриотизма связано с изучением истории, культуры и традиций своего народа. На уроках истории идёт постепенный процесс формирования общегосударственного патриотизма. Однако патриотизм бывает и локальным – любовь к своему краю, к малой Родине. Невозможно прививать любовь ко всему Отечеству и при этом забывать о любви к родному краю. Формирование патриотических чувств может быть успешным при условии, что оно будет выходить за рамки традиционного урока.
В педагогическом колледже одно из важнейших мест в воспитательной работе занимает патриотическое воспитание. Ежегодно на его базе проводится большое количество разнообразных мероприятий, которые направлены на реализацию важнейшей задачи – формировать патриотические чувства у подрастающего поколения. Приведем несколько примеров.
В рамках подготовки к проведению юбилейного года, посвященного 65-летию Великой победы в ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» работал Лекторий по гражданско-патриотическому воспитанию студентов, включивший в свою программу проведение общеколледжных классных часов, показ и обсуждение кинофильмов о партизанском движении на территории Брянского края в годы Великой Отечественной войне. Первая часть серии классных часов была посвящена просмотру и обсуждению кинофильма «Вызываю огонь на себя». Просмотр фильма вызвал неподдельный интерес в студенческой среде колледжа. После просмотра каждый студент мог выразить свое мнение по поводу увиденного. Многие как будто заново открыли для себя страницы прошлого Брянской земли. Просмотр фильма никого не оставил равнодушным. Несколько классных часов в рамках лектория были посвящены партизанскому движению на Брянщине в годы Великой Отечественной войны. Особый акцент был сделан на историю партизанского движения в Трубчевском районе (1941-1943 гг.). Студенты в доступной и интересной форме (студенты-докладчики, презентация, прослушивание гимна Брянской области в оригинальном исполнении) получили важнейшую информацию, пробуждающую у молодежи такие чувства, как гордость, гражданственность и патриотизм о героическом прошлом Малой Родины. Очень важным стал факт «узнавания» знакомых имён и фамилий для студентов – трубчан, которые открыли для себя не только историю партизанского движения в крае, но и историю семей соседей, знакомых, односельчан. Информационная составляющая - яркие и убедительные примеры и факты из боевых будней, позволяющие судить о мужестве и высоком самообладании партизан Брянского края.
Завершили Лекторий встреча обучающейся в колледже молодежи с участниками Великой Отечественной войны – героями партизанского движения, жителями Трубчевского района и праздничный концерт, подготовленный студентами, на котором были исполнены песни военных лет, а так же прочитаны стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.
. Факты свидетельствуют сами за себя. Проведенные мероприятия вызвали неподдельный интерес в молодежной среде колледжа. Большое количество студентов приняло активное участие в подготовке и проведении Лектория, что говорит о том, что они уважают историческое прошлое, как своей страны, так и Малой Родины. Свою актуальность данное мероприятие не теряет. Оно проводится ежегодно, причем методы его проведения с каждым годом все более совершенствуются.
Ежегодно в рамках как образовательного процесса, так и воспитательного проводится неделя истории. Неделя истории – одна из форм внеурочной работы, которая формирует чувство патриотизма. Работа в рамках недели истории носит поисковый, творческий и исследовательский характер. Студенты под руководством педагога вовлекаются в активную деятельность - изготовляют стенгазеты на военно-патриотическую тематику для последующего их участия в смотре-конкурсе, участвуют в брейн-ринге, принимают участие в подготовке и проведении общеколледжного классного часа. Такая форма как брейн-ринг помогает студентам в самообразовании и самопроверке своих знаний и навыков, а также способствует развитию интереса к историческому прошлому нашей Родины, воспитывает чувство патриотизма и гражданского долга, развивает творческие способности.
Тематика недели истории всегда носит патриотический характер (например, «Великая Отечественная война: неизвестное об известном», «Отечественная война 1812 года», «Русь и монголо-татарское иго» и т.п.). Как правило, организуется просмотр либо художественного фильма, либо документального по соответствующей тематике с последующим обсуждением. Чем хороша неделя истории, так это тем, что в работу вовлекается почти вся обучающаяся в колледже молодежь. От каждой группы на смотр-конкурс нужно выставить стенгазету, для участия в брейн-ринге нужно сформировать и подготовить команду от каждой учебной группы. Неделя истории – это комплекс мероприятий, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения истории вообще и формировать патриотические чувства, развивать разносторонние интересы и способности студентов. Как показывает практика, студенты не теряют интереса к этим мероприятиям, так как они позволяют им проявить сознательность, инициативу, чувство удовлетворения по итогам проведенных мероприятий. Как правило, активные участники и победители получают различные призы и награды.
Есть еще одна интересная форма, которая в последнее время стала набирать популярность среди молодежи. Это посещение кинотеатра 3D. Не так давно все студенты и преподаватели педагогического колледжа просмотрели художественный фильм «Сталинград». После просмотра этого фильма многие не смогли сдержать слез – так и выходили из зала со слезами на глазах. Многие студенты сказали, что именно в такой форме они лучше воспринимают историю нашей страны. По их словам, на уроке так ярко передать атмосферу Сталинградской битвы, конечно, нельзя. Нужно сделать правильный вывод – если студентам легче воспринимать информацию в такой форме, значит она должна быть востребована. И конечно фильмов, которые рассказывают нам о героических поступках наших предков и современников должно быть больше.
Главное в непростом деле формирования патриотизма – это системность. Начинать эту работу нужно с семьи, в которой ребенок должен научиться уважать старших, своих родителей. Именно в семье ему должны привить любовь к тому месту, где он родился, к родной природе и конечно, к Родине. Следовательно, чтобы ребенок был патриотом, патриотами должны быть его родители, причем не только на словах, но и на деле.
Великие свершения предков живут только памятью народа, а память «питается» историческим знанием. В образовательных учреждениях должны быть стенды, посвященные славному боевому прошлому нашей страны с описанием подвигов наших предков и современников. Нельзя забывать важные даты в истории России, о них нужно напоминать мероприятиями разной направленности: классные часы, лектории, викторины, встречи с ветеранами различных войн, выезды к мемориалам, просмотры художественных и документальных фильмов на патриотическую тематику.
Закончить выступление хочется словами А.С. Пушкина
Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Актуальность темы воспитания милосердия у будущей медицинской сестры обусловлена рядом факторов. Изменения, происходящие во всех сферах современного российского общества, значительно обострили у людей...
Совершенствование управления образовательным процессом в колледже
вопросы совершенствования управления учреждениями среднего профессионального образования на сегодняшний день недостаточно исследованы и требуют системного подхода к поиску эффективных дидактических и ...
Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Современное образование насыщено технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технолог...
Статья на тему "Формирование патриотизма в воспитательной среде среднего профессионального образовательного учреждения"
Содержательная часть.Актуальность.Степень изученности.Целевая установка темы.Направления деятельности.Варианты решения проблемы.Особенности формирования патриотизма в СПЦ №5.Цель работы.Результаты....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Автор статьи отмечает, что занятие проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характе...
Нейропсихология в образовательном процессе медицинского колледжа
Презентация адресована студентам медицинского колледжа. В презентации представлен теоретический материал и упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия.Данную презентацию мо...