ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья по теме

Осипова Елена Витальевна

Актуальность темы воспитания милосердия у будущей медицинской сестры обусловлена рядом факторов. Изменения, происходящие во всех сферах современного российского общества, значительно обострили у людей, имеющих проблемы в сфере здоровья, востребованность сестринской помощи, ценностно-ориентированной на милосердие и осуществляемой на основе гуманного отношения к человеку. В последние десятилетия произошли существенные изменения в ценностно-целевых ориентирах, которые сформировали новый взгляд на медицинскую сестру не только как на специалиста, способного выполнить назначенную врачом процедуру, но и как на человека нравственного, милосердного, готового прийти на помощь, умеющего сострадать и сорадоваться, заботиться о ближнем и нуждающемся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1_osipova_e.v._kkbmk_krasnodar.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Е.В.Осипова

ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, Краснодар, Россия

        Актуальность темы воспитания милосердия у будущей медицинской сестры обусловлена рядом факторов. Изменения, происходящие во всех сферах современного российского общества, значительно обострили у людей, имеющих проблемы в сфере здоровья, востребованность сестринской помощи, ценностно-ориентированной на милосердие и осуществляемой на основе гуманного отношения к человеку. В последние десятилетия произошли существенные изменения в ценностно-целевых ориентирах, которые сформировали новый взгляд на медицинскую сестру не только как на специалиста, способного выполнить назначенную врачом процедуру, но и как на человека нравственного, милосердного, готового прийти на помощь, умеющего сострадать и сорадоваться, заботиться о ближнем и нуждающемся.

        Актуальность воспитания милосердия у будущей медицинской сестры связана также с ситуацией, которая сложилась в сфере современного медицинского образования. Ориентация медицинских училищ и колледжей преимущественно на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, отодвинула на второй план вопросы воспитания личностных качеств будущих медиков. Система профессиональной подготовки медицинских сестер не в полной мере приведена в соответствие с насущными потребностями той сферы, в которой они призваны работать. Поэтому возникает необходимость воспитания милосердия у студентов медицинских колледжей.

Что такое милосердие? Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается [4].

Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие [2].

Милосердие - естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией. Его невозможно вызвать и упреками «Почему ты такой злой?», «Неужели у тебя нет сердца?», «Ну неужели тебе не жалко?». Если бы к милосердию можно было приучить, как к мытью рук, - человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими привычными приемами - наградами и наказаниями, похвалами и упреками. Оно даже не воспитывается примером![3].

Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверно, это так.

Но заметим что, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака или кошка, как правило, не приносят зла, не обижают пожалевшего, не предают, отвечают любовью на любовь, а с  человеком случается всякое. Но как научить любить всякого? 

Митрополит Антоний Сурожский – епископ Русской православной церкви в Великобритании, говорил «Мы все думаем, что знаем, что такое любовь и умеем любить, на самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковые чувство, потому что с ним хорошо, но любовь гораздо более требовательное чувство и порой трагичное. Любовь с родни веры - веры... одного человека в другого человека. Такая вера может родиться только из любви зрячей, ... которая способна видеть всю красоту человека, даже в тот момент, когда эта красота заколебалась или когда что - либо в этой красоте померкло».

Как научить сочувствовать всякому? Как научить ощущать боль живого?

Милосердие - это божественное снисхождение и абсолютная благодарственная милость к человеку. Все живое болит, все живое чувствует боль. Все, что не чувствует боль-камень (вот наверно откуда «каменное сердце»). Народная мудрость гласит «Свою боль терпи - от чужой умирай».

Но милосердие - это лишь неустойчивое мысленное представление, до тех пор, пока она не реализована в делах.

Нас учили «не унижать человека жалостью», но ведь это сказал не Горький, это сказал его герой, выбитый из жизни и теряющий человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека - и того кто жалеет и того кого желтеют. Если меня жалеют, значит, у меня есть надежда. «И милость к падшим призывал», - писал А.С. Пушкин.

Милосердие - это всепрощающая любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили. 

Милосердие медицинской сестры определяется как готовность к открытому диалогу с субъектом, нуждающимся в сестринской помощи. Милосердие медицинской сестры представляет собой единство сопереживания, сочувствия, сострадания больному; нравственных представлений о любви к людям, доброте, необходимости прощения, терпимости, заботе о ближнем и нуждающемся; бескорыстного отношения к окружающим; оказания реальной помощи, стремления поступать адекватно своим профессиональным знаниям и личным чувствам.

Миссия воспитательного процесса в подготовке будущего специалиста – медика - создание предпосылок для профессионального воспитания, формирование представлений о милосердии.

        Источником воспитания может служить книга, доброе кино, история сестер милосердия.

Следовательно, специфика воспитания милосердия в медицинском училище состоит в социопрофессиональных ориентирах жизнедеятельности коллектива преподавателей и студентов: восприятие медиками своей деятельности как духовно-нравственного служения, жизненного предназначения делать добро окружающим, помогать нуждающимся.

Литература

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.
  3. Соловейчик С.Л. Трактат о любви. «Учительская газета», 1988 год, 31 декабря
  4. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как  умелое владение преподавателями современными образователь...

Совершенствование  управления  образовательным  процессом   в  колледже

вопросы совершенствования управления учреждениями среднего профессионального образования на сегодняшний день недостаточно исследованы и требуют системного подхода к поиску эффективных дидактических и ...

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...

Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Медицинский колледж» для студентов выпускного курса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусн

учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, вызванную РаСПРОСТРанеНиеМ новоЙ коронавирусноЙ инфекции, и отсутствие возможности выполнения практической части выпускной квалификационной работы (да...

Нейропсихология в образовательном процессе медицинского колледжа

Презентация адресована студентам медицинского колледжа. В презентации представлен теоретический материал и упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия.Данную презентацию мо...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

В статье рассмотрены вопросы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе медицинского колледжа, обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятел...