РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья
Автор статьи отмечает, что занятие проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной. Эти вызовы способствовали рождению идеи – создать центр проектов на базе дополнительного образования в педагогическом колледже на основе программы «Бюро студенческих проектов «Компетентность». Цель дополнительного образовательного процесса в БСП «Компетентность» - активизация познавательного интереса студентов к освоению общих и профессиональных компетенций на основе овладения универсальными способами проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фроликова Наталья Владимировна ПК 4 Статья | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Н. В. Фроликова, педагог дополнительного образования,
преподаватель высшей категории
ГБПОУ «Педагогический колледж №4, Санкт-Петербург»
Следует отметить, что занятие проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогами. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным, и позволяет индивидуализировать учебный процесс. Но, как часто происходит, проектная деятельность в образовательном процессе носит эпизодический, спонтанный характер. Учащиеся испытывают трудности в реализации своих идей от того, что рядом нет взрослого, заинтересованного их активностью и владеющего методом проектов. Все эти вызовы способствовали рождению идеи – создать центр проектов на базе дополнительного образования в нашем колледже.
Для этого была создана программа «Бюро студенческих проектов». Название программы «Компетентность» определяет основную сущность деятельности. Бюро - это коллегиальный, распорядительный орган для ведения творческой, практической деятельности. Принцип организации деятельности бюро – сотрудничество. Причём, сотрудничество – это не формальное установление равенства, это стимул для развития творческих и лидерских качеств, это: со – бытие, со - участвование , со – знание, со – творчество. Компетентность - качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Компетентность является результатом образования. Также она предусматривает наличие определённого набора компетенций. В это понятие входит и личностное отношение человека к предмету своей деятельности, его интерес - эмоционально окрашенное, повышенное внимание к объекту деятельности.
Проект – технология, обеспечивающая становление компетентности решения проблем, «самостоятельный поиск пути». Проект, как педагогический метод, хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим, но в конце 40-х годов был подвергнут жёсткой критике. На современном этапе развития педагогического проекта наиболее распространёнными и интересными являются исследования Пахомовой Нинель Юловны, кандидата педагогических наук, заведующей лабораторией методики и информационной поддержки развития столичного образования, доцента кафедры педагогики в Московском институте открытого образования. В поле профессиональных интересов Н.Ю. Пахомовой — проблемы информатизации образования, методы и методики проведения педагогических исследований, экспериментальной и инновационной работы в учреждениях образования. Многообразие осуществляемых проектов чрезвычайно велико. Они могут отличаться по сфере приложения, масштабам и степени сложности, уровню уникальности, влиянию результатов на организации и общество и т.п. На сегодняшний день нет однозначной классификации проектов. Для реализации проектной деятельности в БСП «Компетентность» взята за основу классификация Гузеева В.В.:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка любого эпизода.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
Цель дополнительного образовательного процесса в БСП «Компетентность» - активизация познавательного интереса студентов к освоению общих и профессиональных компетенций на основе овладения универсальными способами проектной деятельности. Одной из основных задач: обеспечить четыре уровня развития компетенции:
- знания (и их организация);
- умения (и их использование);
- интеллектуально-творческий потенциал человека;
-эмоционально-нравственные отношения с миром.
Ожидается формирование следующих компетенций (от характера проекта):
1.Информационная: постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях для поддержания квалификационного уровня;
2.Исследовательская: разбираться в существе рассматриваемой проблемы, поиск эффективных методов исследования проблемы;
3. Практико-ориентированная: осуществление жизненного, реального действия, при этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт, потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела.
4. Ролевая: в основе ролевой компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития (знания, умения, творчество, нравственность), а кроме того, под этим понимают ещё и эмоциональный интеллект – то есть, способность самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться, устойчивость к разочарованиям, регулирование настроения.
5. Творческая: мобилизация своих знаний, умений и внешних ресурсов, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях. То есть, это всё имеется в «готовом виде» и необходимо просто собрать причудливый механизм знаний и умений в момент реализации чего-то.
Стержнем всей деятельности Бюро Студенческих Проектов является реализация собственного проекта. Работа по реализации программы БСП «Компетентность» началась в сентябре 2018: идея, планирование работы, распределение функций (при групповом проекте) и последовательности действий, самостоятельное получение новых знаний, способов действия и взаимодействия, мобилизация знаний, действий для эффективности деятельности, реализация собственного проекта, оформление проекта. Количественный состав участников БСП – 15 человек (с разных курсов и специальностей). Менее, чем за полгода, студенты (совместно с руководителем) уже реализовали шесть проектов разной направленности:
1. Шоу "КараокеStar" (профессионально-образовательный проект, направленный на повышение эффективности образовательного процесса), посвящён Дню Учителя, автор идеи - Каменев Николай, 341 группа, специальность «Педагогика дополнительного образования»;
2. Литературно-музыкальная композиция «Hallo, Halloween!» (потребительский проект, направленный на приобретение опыта организации и проведения нетрадиционных форм досуговой деятельности с детьми и подростками), автор идеи Николаева Галина, Савина Алеся, 321 группа, специальность «Педагогика дополнительного образования»;
3. Выставка социального плаката «Возьмемся за руки, друзья!» (профессионально-образовательный проект, направленный на решение проблем исследовательского характера), авторы идеи Кокорина Елена, Григорьева Даша, 331 группа, специальность «Педагогика дополнительного образования»;
4.Педагогический кинофестиваль «Взаимное притяжение» (профессионально-образовательный проект, направленный на повышение эффективности образовательного процесса), автор идеи - Фроликова Н. В., руководитель БСП «Компетентность»;
5. Тематические перемены «Почтовая ПятнИца» (профессионально-образовательный проект, направленный на создание условий для творческой самореализации обучающихся и педагогов), авторы идеи – Каменев Николай и студенты 341 группы специальность «Педагогика дополнительного образования» (в рамках дипломного проекта);
6. «День творчества» - совместный досуг с родителями подготовительной группы ДОУ, (профессионально-образовательный проект, направленный на повышение уровня готовности к школе детей подготовительной группы), автор идеи - Гейдт Алёна, студентка 143 группы, специальность 44.02.01 «Дошкольное образование».
Все проекты были реализованы и оформлены в соответствии с современными требованиями. Авторы проектов, участники БСП «Компетентность», представляют их на конкурсе профессионально-образовательных проектов «Шаг в науку» в ГБПОУ «ПК№4 СПБ», 2019. Мнение жюри для них очень важно и интересно, они готовы прислушаться к нему, чтобы учиться дальше.
Литература:
Гузеев. В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образ-ном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
Интернет-ресурсы: http://uo-bograd.narod.ru , http://project.1september.ru,
http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru, http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности
Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Современное образование насыщено технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технолог...
Применение инновационных технологий в проектной деятельности студентов 1 курса медицинского колледжа.
Данная статья о новых технологиях, применяемых по проектной деятельности по химии на 1 курсе медицинского колледжа...
Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...
Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"
Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...
Статья "Организация проектной деятельности студентов-дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе разработки концепции художественного оформления мероприятий"
В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов среднего профессионального образования специальности «Дизайн». Описаны особенности и алгоритмы этапов планиров...