Урок по русскому языку "Суффикс"
учебно-методический материал на тему
Цель урока:
Создание условий для формирования ключевых компетенций посредством внедрения личностно-ориентированной технологии.
Задачи:
1. Сформировать представление о роли суффикса в слове, закрепить знания учащихся о суффиксе, как части слова.
2. Способствовать развитию языковой эрудиции, компетенции самоменеджмента (самоорганизация, умение управлять собой, самоконтроль)
3. Формировать способности к поиску, анализу; умению адекватно оценивать результаты своей работы.
4. Содействовать воспитанию навыка коммуникативного взаимодействия в классном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_suffiks_2_klass.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 34 ИННОВАЦИЯЛЫҚ ҮЛГІДЕГІ
ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ»ММ
ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ГОРОДА ПАВЛОДАРА »
«ТБО ТЕХНОЛОГИЯСЫН ҚОЛДАНУ НЕГІЗІНДЕ ОЙЛАУ ҚЫЗМЕТІНІН ТӘСІЛДЕРІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ»
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБОВ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Наталья Михайловна Ремель
Бастауыш сыныбының мұғалімі.
Ремель Наталья Михайловна
Учитель начальных классов
Павлодар қаласы 2014ж
Город Павлодар 2014 г.
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ № 34 ИННОВАЦИЯЛЫҚ ҮЛГІДЕГІ
ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ»ММ
ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ГОРОДА ПАВЛОДАРА »
Открытый урок
по русскому языку на тему:
«Суффикс, как часть слова»
(2 класс)
Учитель: Ремель Н.М.
г. Павлодар, 2014г.
Наименование учреждения: «ГУ СОШ№34 инновационного типа».
ФИО : Ремель Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Стаж работы: 10 лет
Категория: 2 категория
Предмет: начальные классы
Тема: «Суффикс как часть слова».
Класс: 2 класс
Урок во 2 классе по теме: «Суффикс как часть слова».
Тип урока: урок изучения нового.
Цель урока:
Создание условий для формирования ключевых компетенций посредством внедрения личностно-ориентированной технологии.
Задачи:
- Сформировать представление о роли суффикса в слове, закрепить знания учащихся о суффиксе, как части слова.
- Способствовать развитию языковой эрудиции, компетенции самоменеджмента (самоорганизация, умение управлять собой, самоконтроль)
- Формировать способности к поиску, анализу; умению адекватно оценивать результаты своей работы.
- Содействовать воспитанию навыка коммуникативного взаимодействия в классном коллективе.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно-целевой этап. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь кивком головы. Давайте создадим себе хорошее настроение.(слайд1) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешественники всегда вели дневники, куда записывали дату отправления в путешествие и в какой день происходили самые интересные открытия. Давайте и мы запишем дату начала нашего путешествия. Откройте тетради. Сегодня у нас… -Итак, в путешествие пора… «Глазки закрываются, Реснички опускаются Мы в волшебную страну С вами отправляемся…» -Вот мы в сказочном зимнем лесу (слайд2). Отправляемся в лес по тропинке. Кого мы можем встретить в лесу? И вдруг на тропинке мы увидели… «Человечек непростой: Что вы знаете о снеговике? (подготовленный ученик говорит информацию) По одной из легенд, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А если снеговик – это ангел, то он может передавать Богу просьбы людей. Передавали свои просьбы так - лепили маленького снеговичка из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится. В прошлые времена снеговики и снежные бабы почитались как добрые духи и были символами зимы. К ним обращались с различными просьбами, Так что я желаю вам чтобы сегодняшняя наша прогулка была похожа на чудесную сказку! -Раз мы оказались в лесу, снеговик будет и за нами наблюдать. Давайте вспомним правила поведения в лесу. -Соблюдая все правила, продолжаем наше путешествие. Итак, мы оказались на Полянке чистописания (слайд3). -Назовите первый звук в слове «Снеговик» и дайте ему характеристику. Звук на письме мы обозначаем буквой…(эС) -Пропишем половину строки заглавную букву в соединении со строчной, половину строки слово СНЕГОВИК -Придумайте предложение со словом «снеговик» Пойдем дальше по тропинке. Следующая полянка—Полянка Воспоминаний. (СЛАЙД 4) -Давайте вспомним, как называется раздел, с которым мы сейчас работаем на уроке русского языка. Что можете сказать о первом слове в этом словосочетании? Где в жизни мы еще встречались с этим словом? - А как мы называем такие слова, которые имеют несколько значений? -Все на свете из чего-то состоит: Облако-… Лес-… Речь-… Предложения-… Слова-… -С какими частями слова мы уже знакомы? Вспомните в паре. (5 СЛАЙД) -Что такое окончание? - Что такое основа слова? -Что такое корень? -Что такое приставка? -Что такое суффикс? -Молодцы! Покидаем Полянку Воспоминаний и идем по тропинке дальше. -Попадаем на Полянку Вопросов. СЛАЙД 6 -Пропала у корня какая-то часть, помогите ее найти. -СНЕЖ- --Небольшой, плотно скатанный комок снега, а также игра, участники которой бросаются такими комками - --по белизне подобный снегу Пушинка, кристаллик снега – --Что объединяет все эти слова? --Какая значимая часть слова помогла образовать из корня СНЕЖ новые слова? Значит, с какой темой мы будем работать на уроке? Ставим цель на урок. Физ. минутка (слайд8-19) --Пора немного отдохнуть Ведь мы ступили на тропу здоровья. Чтобы продолжить наш нелегкий путь Потребуются силы и здоровье. Операционный этап. Продолжаем наше путешествие. Давай те посмотрим в учебнике, всё ли мы сказали о суффиксе? Выходим на Полянку Самостоятельной работы. Возьмите в руки маршрутный лист и прочитайте, что нам необходимо знать на уроке (теоретический уровень) -Задание 1 уровня: Проверка (слайд 19). Критерии. Кто выполнил работу на "5", "4", "3"?
СЛАЙД 20 Покажите с каким настроением вы выполняли данное задание? Какой цели мы достигли, выполняя данное задание? -Оцените себя в маршрутном листе и отметьте «настроение», с которым выполняли задание. Какие суффиксы встретились в этом задании? --Задание 2 уровня Проверка (СЛАЙД 21). Кто выполнил работу на "5", "4", "3"?
СЛАЙД 22 Покажите с каким настроением вы выполняли данное задание? -Оцените себя в маршрутном листе и отметьте «настроение», с которым выполняли задание. Поднимите руку у кого одна ошибка? Что посоветуем? Почему трудно было? Значит над чем нам ещё необходимо работать? Оцените себя и отметьте «настроение» в маршрутном листе. --Задание 3 уровня- творческого. Проверка (СЛАЙД23). Кто выполнил работу на "5", "4", "3"?
Какие суффиксы встретились в этом задании? СЛАЙД 24. Настроение. Оцените себя и отметьте «настроение» в маршрутном листе. --Для чего мы изучаем эту тему? -Какую роль играет суффикс в слове? Вот и подошло наше путешествие к концу… -Закрывайте снова глазки, улетаем мы из сказки. Поблагодарим Снеговика за радушный прием! Слайд 25 Рефлексия. -Давайте вернемся к началу урока и вспомним, с каким «настроением» мы начинали работу, с каким «настроением» прошел весь урок. И чтобы убедиться в том, что тема понята, я предлагаю вам выполнить тест.
Проверка с оцениванием в маршрутном листе. . -Какие задания вызвали у вас затруднения на уроке? -Какое задание показалось легким? -Вспомните, какие цели вы ставили себе на урок? -Достигли ли вы своей цели? -Каждый из вас выберет задание в индивидуальных планах любого уровня. .-Рассмотрите цветограмму. -У кого преобладают оранжевый, жёлтый и зелёные цвета? -Молодцы, вы были успешны и уверены в своих действиях. -У кого есть красный цвет? -Почему была тревожность? -Что можно посоветовать этим детям?
Какие суффиксы вы узнали на уроке? Довольны ли вы своей работой? Я рада, что урок прошел интересно и плодотворно !!! - О чём бы вы хотели поговорить на следующих уроках? | Пусть наша добрая улыбка Согреет всех своим теплом. Напомнит нам, как важно в жизни Делиться счастьем и добром! В слове двенадцатое – 5 слогов, потому что 5 гласных. Первый слог две – гласная е в слабой позиции, второй слог над гласная а в сильной позиции, третий слог ца гласная а в слабой позиции, четвёртый слог то гласная о в слабой позиции. Декабря – словарное слово. Ответы детей. Снеговик Ученик рассказывает Ответы детей. Звук С Звук согласный, потому что встречает преграду. Может быть мягким, твердым (примеры), глухой Ответ детей. Ответы детей. Ответы детей. Состав слова. Состав числа, железнодорожный состав. Многозначные. Из капель воды Из деревьев Из предложений Из слов Из частей Работа в паре. Ответы детей. Записывают в тетрадь. снежок снежный ОК, Н, ИНК снежинка Родственные Суффикс (на доску) Алгоритм (выброс на доску) (суффикс- часть слова-стоит после корня-для образования новых слов) Будем продолжать учиться находить суффикс в слове, будем определять роль суффикса в слове, будем образовывать новые слова. 2мин 25 сек Стр. 136 Ответы детей. Учащиеся работают в карточке. При помощи суффикса образуются новые слова. -ОК-, -ИК-, -ЁК- (выброс на доску) Выполняют задание в таблице, а рассказ составляют в тетради. Образовывать новые слова, грамотно их писать, расширять словарный запас. -н-, -ов-, -к- Выполняют тест. Взаимопроверка |
Приложение.
Карточка №1.
Прочитайте слова. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс. Голосок, топорик, холодок, денёк, шарфик
Карточка №2
Используя суффиксы – чик-, -ик-, -ок-, ёк-, образуй и запиши новые слова
Ветер, мост, голос, огонь, зверь
Карточка
Выберите из слов каждого столбика ту часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте и запишите рассказ с этими словами.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | |
пробег | гулять | ножка | лиса | |
дуб | снег | подберёзовик | рот | |
ключ | мороз | вечерний | чудесный | |
меч | зима | соседний | вечерний |
Тест по теме: «Суффикс»
- Суффикс – это
А)– часть речи,
Б)– часть слова.
- Суффикс служит
А)– для связи слов в предложении,
Б)– для образования новых слов.
- Суффикс стоит
А)– перед корнем,
Б)– после корня.
- В каком слове нет суффикса
А)столик
Б) свежие
- В каких из этих слов есть суффикс:
А)– лес
Б)– лесок
Карточка
Выберите из слов каждого столбика ту часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте и запишите рассказ с этими словами.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | |
пробег | гулять | ножка | лиса | |
дуб | снег | подберёзовик | рот | |
ключ | мороз | вечерний | чудесный | |
меч | зима | соседний | вечерний |
Карточка
Выберите из слов каждого столбика ту часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте и запишите рассказ с этими словами.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | |
пробег | гулять | ножка | лиса | |
дуб | снег | подберёзовик | рот | |
ключ | мороз | вечерний | чудесный | |
меч | зима | соседний | вечерний |
________________________________________________________________________
Карточка
Выберите из слов каждого столбика ту часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте и запишите рассказ с этими словами.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | |
пробег | гулять | ножка | лиса | |
дуб | снег | подберёзовик | рот | |
ключ | мороз | вечерний | чудесный | |
меч | зима | соседний | вечерний |
Самоанализ урока русского языка по теме «Суффикс как часть слова»
СОШ № 34, 2 «Д»класс
Учитель: Ремель Н.М.
Краткая характеристика класса.
В классе 24 ученика, из них по русскому языку имеют «5» - 9 учеников, «4» - 12 учеников, «3» - 3 ученика, качество знаний составляет 87,5 %.
Урок русского языка. Второй урок по теме «Суффикс как часть слова».
Содержание урока соответствует требованиям государственной программы.
Урок способствует закреплению специальных знаний и умений:
Цель урока:
Создание условий для формирования ключевых компетенций посредством внедрения личностно-ориентированной технологии.
Задачи:
- Сформировать представление о роли суффикса в слове, закрепить знания учащихся о суффиксе, как части слова.
- Способствовать развитию языковой эрудиции, компетенции самоменеджмента.
- Формировать способности к поиску, анализу; умению адекватно оценивать результаты своей работы.
- Содействовать воспитанию навыка коммуникативного взаимодействия в классном коллективе.
Методы обучения.
Данные умения и навыки формировались и закреплялись на уроке.
Урок содействует развитию речи; интеллектуальных способностей учащихся (процессов памяти, внимания, мышления); развитию навыков самостоятельной работы по учебному листу темы, самопроверки, взаимопроверки; познавательного интереса; также способствует воспитанию культуры умственного труда, уважительного, внимательного отношения друг к другу.
Дидактический материал урока (задание 3 уровня) способствовали развитию творческих способностей учащихся (составить рассказ, используя данные слова,
Содержание урока способствовало развитию интереса и мотивации к учению.
Тип урока - урок закрепления и развития ЗУН.
Применяемые методы соответствовали целям урока. Использовались методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
методы стимулирования: поощрение устное и письменное.
методы контроля и самоконтроля:
- письменный контроль и самоконтроль, взаимоконтроль.
- устный контроль (индивидуальный и фронтальный опрос).
В соответствии с типом урока большую часть времени занимает самостоятельная работа учащихся.
Урок состоит из трех этапов:
1. Мотивационно-целевой этап ;
2. Операционный этап;
3. Рефлексия;
Организация учебной работы.
Учащиеся постепенно подводились к постановке целей урока.
В ходе урока сочетались разные формы учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Работа в паре использовалась во время взаимопроверки и взаимооценки теста, постановки целей урока.
Преобладала индивидуальная работа (самостоятельное выполнение заданий трех уровней, самопроверка, самооценка).
Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся как:
- самоконтроль (тест проверялся по ключу, самопроверка 1 и 2
уровня);
- взаимоконтроль;
- контроль со стороны учителя.
В ходе урока оценивались теоретические знания и практическая работа по уровням.
Ученики ставили предварительную оценку за практическую работу, которая подтверждалась или не подтверждалась после проверки учителя.
Приятно отметить, что, чем больше мы работали с учебным листом, тем объективнее самооценка учащихся.
На уроке развивались навыки самостоятельной работы по учебному листу темы, самопроверки, взаимопроверки; процессы памяти, внимания, мышления; формировались навыки работы с различными источниками.
Система работы учащихся.
Учащиеся проявляли организованность и активность на протяжении всего урока. Была создана атмосфера включенности каждого ученика в работу.
Эмоциональный отклик учащихся, который отражала цветограмма, в основном был адекватным, но некоторые учащиеся завышали свою успешность.
Нужно отметить, что ученикам нравится работать с учебным листом темы. Сначала их привлекала только новая форма работы, затем ребята стремились успеть выполнить все задания, а теперь ребят привлекает сам процесс самостоятельной работы, ее конечный результат. Увеличивается доля самостоятельной работы при выполнении заданий.
Домашнее задание предлагалось разноуровневое.
Ребята стали предпочитать задания 2 и 3 уровня.
На этапе рефлексии было видно, что дети проговаривали трудности, которые испытывали во время выполнения упражнений и ставили личную цель для выбора домашнего задания.
Результативность урока.
План урока был выполнен полностью.
В ходе работы по технологии личностно-ориентированного обучения совместно с учащимися созданы правила работы с учебным листом, которые все ребята знают наизусть и придерживаются их в процессе выполнения самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку за 5 класс
Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....
Конспект урока по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения" (10-11кл.)
Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:"Бессоюзные сложные предложения"....
Разработка урока по русскому языку "Имя числительное"
Разработка урока...
разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"
В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН лучше проводить в конце из...
Урок по русскому языку "Упражнения в правописании имен собственных".
Конспект и презентация урока 4 класс для коррекционной школы VIIIвида...
Открытый урок по Русскому языку
Предметная область: Письмо и развитие речи.Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов....