Рабочая программа курса дополнительного образования "Героические страницы Москвы"
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа является авторской, хотя формально создана на основе уже действующих. Программа курса направлена на формирование знаний и представлений о героях и выдающихся москвичах, внесших существенный вклад в политическое, военное и культурное развитие города и страны. Значительное время в курсе выделяется на практическую деятельность студентов: на создание исследовательских проектов, презентаций, стенгазет, на проведение экскурсий, учебно-практических конференций и круглых столов. Курс рассчитан на тех, кто интересуется не пафосно-патриотической историей Москвы, а готовых восхищаться каждым деянием москвичей за многовековую историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geroicheskie_stranitsy_-_polnaya_versiya.docx | 87.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ № 20
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ СПО КАИТ № 20 ________________ Р.В. Макаров «____» _________________ 20__ г. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________ О.В.Серегина «____» _________________ 20__ г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ МОСКВЫ»
(возраст обучающихся 15-20 лет)
Срок реализации 1 год
Составил: преподаватель Шайкин А.А..
Москва - 2014 год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Героические страницы Москвы»
Возраст обучающихся – 15-18 лет
Срок реализации – 1 год.
Пояснительная записка
Данная модифицированная рабочая программа составлена на основе уже действующих программ секций (кружков, спецкурсов) дополнительного образования краеведческой и военно-исторической направленности других образовательных организаций:
- программы изучения регионального компонента Истории Отечества на материале Москвы А.В. Святославского «История Москвы в истории России. Региональный компонент истории и москвоведения в школе». // Сборник материалов под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО, 2007 г.
- программы курса "Военная история" Ведерниковой Н.И. учителя истории, обществознания и МХК МБОУ СОШ № 11, п. Раякоски, Мурманской области // http://festival.1september.ru/articles/573927/
- программы элективного курса "Герои России" Назаровой М.К., учителя истории МОУ "Гимназия № 9", г. Усолье-Сибирское, Иркутской области // http://festival.1september.ru/articles/416623/
При разработке отдельных разделов и тем данного курса дополнительного образования использовались другие программы и разработки мероприятий.[1]
Программа адаптирована для студентов 1-3-го курсов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с целью лучшей ориентации в современной общественной жизни родного города и в особенностях будущей профессиональной деятельности.
В последнее время у молодежи заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории России, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Колледж как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить студентов к истории родного города, а значит и всей страны, прививать навыки исследовательской работы.
Проблемы повышения качества образования и его доступности определены как ведущие в городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5». Особое внимание в последние годы уделяется гуманитарной составляющей содержания среднего профессионального образования, и на первое место поставлены проблемы краеведческого направления. В связи с этим возрастает интерес к истории и современности Москвы, отражающей все тенденции развития общества на современном этапе.
В 2014/2015 учебном году в связи с 70-летием Победы во Второй мировой войне крайнюю важность в историческом образовании студентов приобретает изучение выдающихся эпизодов Великой отечественной войны 1941-1945, героической обороны Москвы и биографий героев Московской битвы. До сих пор есть безвестные герои, поэтому чрезвычайно важно проводить сбор и систематизацию информации о непосредственных реальных участниках войны – родственниках и близких студентов. Воинские подвиги не могут забыты и должны быть постоянными примерами в воспитании молодёжи России.
Задача современной образовательной организации – выпуск не просто квалифицированного профессионала, но и всесторонне развитой личности со своим мировоззрением, системой ценностей и гражданской позицией. Этому способствует знакомство с героическими страницами истории Москвы: сюжетами войн и революций, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, нравы и предания москвичей.
Актуальность тематики и видов предложенной деятельности кружка дополнительного образования «Героические страницы Москвы» для студентов СПО особенно проявляются в рамках компетентностно-деятельностного подхода к обучению, требующего большого количества самостоятельной исследовательской, творческой и преобразующей действительность работы. Для формирования у студентов общих компетенций: информационной, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, - им предлагается широкий круг воспитательных, образовательных и практико-ориентированных задач.
С учетом профессиональной направленности колледжа в контексте героической истории Москвы серьёзное внимание уделяется освещению истории технических открытий москвичей, транспортной инфраструктуры Москвы, автомобильных дорог и заводов.
При структурировании содержания курса учитывалось стремление максимально соответствовать идеям развивающего, личностно-ориентированного обучения. Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому принципу с учетом уже имеющихся ранее у студентов компетенций, знаний и умений.
Программа рассчитана на один учебный год и 160 аудиторных и внеаудиторных (выездных) учебных часов, из них 68 часов – теоретических и 92 часа – практических (из них 34 экскурсионных часа).
Цель работы кружка «Героические страницы Москвы»:
обеспечить социокультурное развитие студентов колледжа на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин: москвоведения, военной и политической истории, социальной психологии и экономики региона.
Задачи:
Образовательные:
- расширение знаний, имеющихся по основному курсу истории, о важнейших событиях и процессах героической истории России в их взаимосвязи и хронологической преемственности с целью воссоздания целостной картины исторического развития Москвы
- формирование подробных научных знаний о наиболее значимых для москвичей победах в период объединения русских земель вокруг Москвы, в эпоху Смутного времени, во время Отечественной войны 1812 г., в годы Великой отечественной войны и другие судьбоносные периоды истории.
- формирование знаний и представлений о героях и выдающихся москвичах, внесших существенный вклад в политическое, военное и культурное развитие города и государства
- создание целостного представления об историко-культурном наследии Москвы и Московской области: общих и тематических музеях, памятниках, панорамах, зданиях, мемориальных досках, посвященных героическим событиям и личностям.
- ознакомление с изменениями психологического состояния населения Москвы в разные периоды истории и отношения к героизму тех или иных знаменитых личностей или групп людей.
Развивающие:
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации в рамках формирования информационной компетенции (ОК 4)
- развитие коммуникативной компетенции, в частности, способности свободно выступать, выражать собственное мнение перед студенческой или иной аудиторией и вести экскурсию по изучаемым местам Москвы (ОК 5)
- развитие оценочных навыков роли личности в истории в рамках компетенции по организации деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения задач, оценки их эффективности и качества (ОК 2)
- отработка навыков деятельности в коллективе и команде, эффективного общения с коллегами, способности принимать решения и брать на себя ответственность за работу коллектива и результаты (ОК 3, 6-7)
- освоение различных технологий работы: аудиторных (конспект лекции, подготовка стенгазет и плакатов, проектов и др.), индивидуальных (подготовка исследовательских проектов, презентаций, сочинений и т.п.), внеаудиторных выездных (экскурсия, совместная поездка, поход и др.) – ОК 9
- развитие навыков логического мышления, умения обобщать цепь отдельных событий и делать выводы на основании фактов
Воспитательные:
- воспитание уважения к истории родного города и его крупнейшим историческим деятелям, героям
- создание условий для формирования мировоззрения и убеждений в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, общечеловеческих ценностей
- воспитание этнической и религиозной толерантности к народам, населяющим Москву и Россию
- способствование пониманию необходимости применения знаний и представлений о Москве в жизни и участие в улучшении культурно-исторического облика родного города
Приоритетные:
- участие студентов, участников кружка, в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях и мастер-классах под эгидой колледжа, округа, города, страны не только по тематике кружка, но и по всем общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
В качестве ожидаемого эффекта прогнозируется:
- повышение учебной активности обучающихся;
- расширение мотивационно-смысловой основы обучения;
- рост функций самооценки и самоконтроля учебных достижений;
- повышение ИКТ – компетентности обучающихся;
- подтверждение обоснованности выбора обучающимися профиля обучения.
Фиксация результатов работы кружка
Итоговыми и промежуточными результатами деятельности кружка дополнительного образования «Героические страницы Москвы» будут являться:
- текстовые, фото и видео отчёты о внеаудиторных мероприятиях: поездках в музеи, на выставки и панорамы, посещениях театров, лекториев, участии в мероприятиях под эгидой Департаментов образования или культуры Правительства Москвы, профориентационных и иных проектах КАИТ №20, встречах с интересными людьми, ветеранами, учеными,
- создание в колледже сменяемых выставок, посвященных наиболее значимым датам в героической истории Москвы. В 2014/15 учебном году особое внимание уделяется экспозиции «70-летие Победы в Великой отечественной войне» с использованием материалов из семейных архивов студентов.
- творческие работы студентов: интернет-странички, электронные презентации, исследовательские проекты, тематические плакаты, рисунки, стенгазеты, стенды, сочинения, эссе, доклады, рефераты, посвященные как общим проблемам героической истории Москвы, так и личным и семейным.
Способы определения результативности работы кружка:
- педагогические наблюдения за активностью обучающихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;
- отчетность выполнения творческих и исследовательских самостоятельных заданий;
- публичное представление результатов собственной деятельности;
- рейтинговое оценивание активности участия в семинарах, конкурсах, круглых столах и при выполнении самостоятельных работ.
Форма подведения итогов реализации программы
Презентация и защита исследовательской творческой работы (проекты и др.) на конкурсной основе.
Форма и режим занятий
В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия:
- традиционные и интерактивные лекции;
- семинарские занятия;
- экскурсии и тематические прогулки по городу;
- дискуссионные клубы и круглые столы;
- публичные доклады;
- составление веб-квестов и презентаций на компьютере;
- учебно-исследовательские конференции;
- тематические и профориентационные викторины и конкурсы;
- оформление выставок и стенгазет;
- лекции-концерты, театрализованные представления
- просмотр и обсуждение художественных фильмов;
- выполнение и защита проектов.
В ходе обучения по программе «Героические страницы Москвы» занятия проводятся в следующем режиме: 160 часов в год, 4 часа в неделю.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Предмет, план работы и основные понятия курса | 4 | 2 | 2 |
2 | Основание города, источники, историография | 6 | 4 | 2 |
3 | Москва в системе зависимости русских земель от монголо-татарских завоевателей | 10 | 4 | 6 |
4 | «Москва - Третий Рим». Иван III и Московский Кремль. | 10 | 4 | 6 |
5. | Иван Грозный и «Смутное время» | 16 | 8 | 8 |
6 | Петровский поворот российской истории. Переезд столицы. | 16 | 8 | 8 |
7 | «Дворцовые перевороты». М.В. Ломоносов. А.В. Суворов | 12 | 4 | 8 |
8. | Отечественная война 1812 года | 16 | 6 | 10 |
9. | Московское общество второй половины XIX в. | 12 | 4 | 8 |
10. | Начало ХХ в.: три революции, «империалистическая» и гражданской войны. | 18 | 10 | 8 |
11. | Великая отечественная война | 18 | 6 | 12 |
12. | Послевоенная и современная Москва: политика, инфраструктура, транспорт | 18 | 8 | 10 |
13. | Заключительное занятие | 4 | 0 | 4 |
ВСЕГО: | 160 | 68 | 92 | |
Из них экскурсии 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Предмет, план работы и основные понятия курса (4 ч.)
Предмет, структура и документация курса. Происхождение названия «Москва». Основные понятия и термины. «Героические страницы истории», «героизм», «подвиг», «героическая личность», «знаменитый москвич», «краеведение». Проблема происхождения названия «Москва».
Круглый стол по составлению индивидуального плана работы студента на год
Тема 1. Основание города, источники, историография (10 ч.)
Возникновение и становление Москвы. Деятельность Юрия Долгорукого. Памятник Юрию Долгорукому на Тверской улице. Георгий Победоносец – символ князя Юрия. Происхождение московского герба. Другие символы города.
Московская жизнь в письменных свидетельствах. Исторические, археографические, социальные исследования о Москве, её героических и трагических страницах истории. И.Е. Забелин, И.К. Кондратьев, В.А. Гиляровский, Н.И. Пыляев, М.Н. Тихомиров, М.Н. Загоскин, Сытин П.В., Герасимов М.М..
Разработка проекта презентации и плаката-стенгазеты «Московский летописец».
Тема 2. Москва в системе зависимости русских земель от монголо-татарских завоевателей (10 ч.)
Даниил – первый московский князь. Создание московского княжества. Миротворческая политика Даниила. Борьба за Владимирский престол. Захват Москвы татарами. Рост политического влияния и расширение границ Москвы. Великий Юрий Данилович. Борьба Москвы и Твери, завоевания Московского княжества.
Иван Калита – «спаситель» от монголов. Правление Ивана I Калиты (1325-1340), личность князя. Возвышение Москвы, его причины. Взаимоотношения Москвы с ханами. Система дани. Население Руси и Москвы под властью монголо-татар. Захват территорий, противостояние Москвы с Тверью.
Дискуссионный клуб «Проордынская политика Ивана Калиты и его сыновей: героизм или предательство?»
Правление Дмитрия Донского. Героическое сопротивление Московского княжества в период монголо-татарской зависимости. Куликовская битва, её историческое значение. Православная церковь Москвы. Дмитрий Донской и Русская православная церковь. Сергий Радонежский. Куликовская битва, её ход. Историческое значение победы Дмитрия Донского.
Экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру.
Тема 3. «Москва - Третий Рим». Иван III и Московский Кремль (10 ч.).
Завоевания московских князей в первой половине XV в. Правление Василия I. Феодальная война середины века. Василий II Тёмный и расширение территории Московского княжества. «Три дела московского князя Ивана III». Окончательное освобождение Руси от иноземной зависимости. Великое стояние на Угре. Взаимоотношениях Москвы и Новгорода в XIII – XVI вв. Сражения с Новгородом 70-х гг. XV в. Законотворчество Ивана III. Изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска. Монах Филофей и появление новой великодержавной идеологии «Москва – Третий Рим», её влияние на самосознание народа.
Учебно-исследовательская конференция «Великодержавная идеология от зарождения до наших дней»
Тематическая экскурсия в Оружейную палату.
Московский Кремль - древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города. Роль и значение Московского Кремля в истории России. История создания современного ансамбля. XIV—XVII, XVIII, XIX вв. Начало XX века. Советское время. Стены и башни Кремля. Соборы Московского Кремля. Дворцовые постройки. Площади и сады Московского Кремля. Утраченные здания и памятники Московского Кремля.
Экскурсия по территории Московского Кремля для подготовки проекта «Москвичи иностранцам о Московском Кремле».
Тема 4. Иван Грозный и «Смутное время» (16 ч.).
Иван Грозный: от реформ к опричнине. Войны Ивана Грозного. Пожар в Москве и коронация Ивана IV в 1547 г. Преобразования Избранной рады. Начало формирования стрелецкого войска. Разгром Астраханского и Казанского ханств. Взятие Казани. Ливонская война 1558-1583 гг. Разгон Избранной Рады, бегство А. Курбского. Переписка Курбского с царём. Состав, структура и вооружение русской армии. Борьба с Крымом, Швецией. М. Воротынский – забытый спаситель столицы. Опричнина. Причины её введения, противостояние с Новгородом. Последствия опричнины. «Иван Грозный – герой или тиран?»: оценки деятельности первого царя современниками и потомками.
Посещение и описание Собора Василия Блаженного
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Царь» (2009 г., режиссёр П. Лунгин)
Смутное время – переломный этап русской истории. Московский царь Борис Годунов. Голод начала века. Крестьянская война И. Болотникова. Поляки в Москве. Лжедмитрий I. «Тушинский вор» Лжедмитрий II. Военный успех М.Скопина-Шуйского. Семибоярщина. Первое дворянское ополчение. Второе Ополчение и героическое освобождение Москвы от иноземцев. К.Минин и Д.Пожарский. История создания памятника К.Минину и Д.Пожарскому на Красной площади. Жизнь москвичей в период смутного времени: мнения очевидцев и потомков. Книга М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Конкурс сценариев лекции-концерта «День народного единства и согласия»
Составление веб-квеста и публичный доклад «Герои Смутного времени в научной и художественной литературе»
Тема 5. Петровский поворот российской истории. Переезд столицы (16 ч.).
Предпосылки преобразований Петра I. Московские пожары «бунташного века». Политика первых царей династии Романовых. Алексей Михайлович и патриарх Никон. Деятельность московского боярина Б.И. Морозова. Видные деятели московского боярства XVII в. А. Плещеев, П. Траханитов, И. Милославский. Раскол церкви, старообрядцы. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Соляной бунт и пожар 1648 г. Медный бунт 1662 г. Пожар 1668 г.
Экскурсия в Палаты бояр Романовых в Зарядье.
Герои петровской Москвы. Личность и время Петра Великого в истории Москвы. Москва петровской юности: Преображенское, Семеновское, Измайлово, Коломенское в событиях конца XII века. Лефортово (Немецкая слобода) и его место в истории России и города. Москва в дни стрелецких восстаний. Царевна Софья и Иван V. Москва эпохи петровских реформ. «Птенцы гнезда Петрова». А.Д. Меншиков, Ф.Я Лефорт, П.И. Ягужинский. Новое в жизни Москвы: общедоступный театр, учебные заведения, первая печатная газета. Начало строительства флота. Великие флотоводцы. Градостроительство и архитектура. Указы о линейной застройке улиц, о запрете каменного строительства и попытки перепланировки города. Новые здания Москвы эпохи Петра I: Лефортовский дворец, Арсенал, Сухарева башня, церковь Архангела Гавриила – «Меньшикова башня», церковь апостолов Петра и Павла.
Экскурсия в Музей истории основания Российского флота
Конкурс творческих работ «Пётр и птенцы гнезда Петрова»
Дискуссионный клуб «Петровский поворот российской истории: за и против?»
Тема 6. «Дворцовые перевороты». М.В. Ломоносов. А.В. Суворов (12 ч.)
Москва в эпоху «дворцовых переворотов». «Женское царство». Правление Елизаветы Петровны. Михаил Васильевич Ломоносов. Открытие МГУ – выдающееся достижение Российского государства. Москва становится европейским центром образования. Первые факультеты. Знаменитые выпускники – герои Российской истории.
Посещение музея истории МГУ им. М.В. Ломоносова
Составление плаката-стенгазеты «История МГУ: образование, строительство, выпускники».
Нищета и роскошь екатерининской Москвы. Екатерина II и Александр Васильевич Суворов. «Вторая столица империи». Роль дворянства в истории XVIII в.. Низшие столичные сословья XVIII в. Эпидемия чумы и строительство водопровода. Лёгкая промышленность. Манифест о вольности дворянства. Е. Пугачев и попытки московских волнений. Москвичи в годы Русско-турецких войн. А.В. Суворов – генералиссимус и военный теоретик. Начало военной карьеры и взятие Кольберга. Рымник и княжеский титул. Павловская опала и возращение. Итальянский и швейцарский походы. Смерть Суворова и увековечение памяти. Орден Суворова.
Конкурс электронных презентации «Воображаемый Московский музей А.В. Суворова»
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Суворов» (1940 г., режиссёр В. Пудовкин)
Тема 7. Отечественная война 1812 года (16 ч.)
Отечественная 1812 г. в истории России. Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики Александра I. Антифранцузские коалиции. Отечественная война 1812 г. Ключевые сражения. Бородино. Тарутинский манёвр. Герои 1812 года: М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н. Н. Раевский. Мужество русского солдата. Европа после Наполеона. О роли партизанского движения в годы Отечественной войны. В. Давыдов – гусар и поэт. «Священный союз» и идеалы легитимизма.
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Гусарская баллада» (1962 г., режиссер Э. Рязанов)
Михаил Илларионович Кутузов и московский пожар 1812 года. Биография М.И. Кутузова. Боевые заслуги до 1812 г. Опала и триумфальное возвращение. Роль М.И. Кутузова в победе в Отечественной войне 1812 г.. Совет в Филях и поджог Москвы. Подготовка Тарутинского манёвра. Особое мнение о зарубежном походе. Смерть Кутузова. Московский музей «Кутузовская изба».
Экскурсия в музей «Бородинская панорама» и прогулка по улицам, названным в честь героев Отечественной войны.
Конкурс творческих проектов «Московский взгляд на Отечественную войну 1812 года».
Храм Христа Спасителя – символ героической победы 1812 г. Идея «народного храма», сбор средств. История строительства. Разрушение храма и восстановление в 90-е гг. ХХ в.
Экскурсия в Храм Христа Спасителя и музей храма.
Круглый стол «Храм Христа Спасителя и русское общество XIX – XX вв.»
Военный героизм и мистический дар генерала А.П. Ермолова. Служба в Преображенском полку. Ссылка в Кострому и знакомство с монахом Авелем. Особая роль в победе в Отечественной войне 1812 г. «Ссылка» на Кавказ, Кавказская война 1814-1864 гг. Паранормальные способности, предсказания. Последние годы жизни. Особняк Ермолова на Пречистенке и улица Генерала Ермолова.
Тема 8. Московское общество второй половины XIX в. (12 ч.)
Москва во второй половине XIX в. Оживление общественной жизни. МГУ. Западники и славянофилы. Великие реформы Александра II и изменение облика Москвы и московской жизни. Освобождение крестьян, введение земского и городского самоуправления, судебные уставы, новый университетский устав. Революционные кружки 60-70-х гг. Герои московского революционного движения. А. И. Герцен. С.Г. Нечаев. Народники. М.А. Бакунин, П.А.Кропоткин. Политические организации после убийства Александра II. Появление рабочих марксистских организаций. Москва - главнейший индустриальный центр России. Акционерные общества, товарищества и торговые дома. Роман Вас. И. Немировича-Данченко «Боевая Голгофа».
Круглый стол «Московские организации, кружки и партии 60-70-х гг.»
Начало создания транспортной системы Москвы. Железнодорожное строительство в России. Николаевская дорога Москва – Санкт-Петербург. Общественный транспорт в XIX в.: конный трамвай и сеть конно-железных дорог. 1899 г. – появление трамвая.
Профориентационная викторина «Этапы развития транспорта Москвы»
Исторический музей. Крымская война и собирание коллекции. Политехническая выставка 1871 г.. Начало строительства Императорского музея истории. Деятельность Государственного Исторического музея при советской власти. Экспозиция, фонды. Музей на современном этапе. Помещения монетного двора и Городской думы.
Обзорная экскурсия в Исторический музей.
Героическая медицина XIX – начала ХХ вв. Н.И. Пирогов - основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Н.В. Склифософский. Профессиональная и общественная деятельность С.П. Боткина. Н.Н. Бурденко. Выдающиеся научные заслуги И.П. Павлова.
Учебно-исследовательская конференция «Знаменитые ученые-медики и врачи XIX в.».
Тема 9. Начало ХХ в.: три революции, «империалистическая» и гражданская войны (18 ч.).
Москва – центр первой русской революции (1905 – 1907 гг.). Рабочее и студенческое движение в начале ХХ в. Три политических лагеря в Первой русской революции. Большевизм, земские совещания, съезды интеллигенции. Промышленность. Забастовки рабочих января 1905 г. Начало стачечного движения в сентябре 1905 г. Манифест 17 Октября и убийство Н. Баумана. Декабрь 1905 г.: деятельность Советов, массовые движения, баррикады, карательные меры правительства. Окончание массовых беспорядков. Красная Пресня, Площадь Восстания, Баррикадная и памятник Бауману - отражение первой русской революции. Третьеиюньская монархия, закрытие многих профсоюзов, чистки среди интеллигенции.
Конкурс топографических и хронологических таблиц-стенгазет «Революция 1905-1907 гг. на улицах Москвы».
Москвичи на фронте и в тылу в годы Первой мировой войны. Книга В. Руга и А. Кокорева «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта в период первой мировой войны». Московская мобилизация. Крупнейшие промышленные предприятия. Работа тыла. Наплыв беженцев и раненых. Открытие госпиталей в частных домах, учебных заведениях. Развитие синематографа. Сбор денег, медикаментов, одежды для нужд фронта.
Экскурсия в Музей Москвы (экспозиция «Москва в годы Первой мировой войны»)
Революционные события 1917 года: «Мирный» Петербург и «кровавая» Москва. События февраля-марта 1917 г. - победа Февральской революции в Москве. Комитет общественных организаций и выборы в Совет рабочих депутатов. Рост напряженности и влияния большевиков в местных органах власти. Восстание 25 октября. Городской голова В.В. Руднев и Комитет общественной безопасности. Создание ВРК и противостояние с войсками Московского гарнизона, юнкерами. Уличные бои. Капитуляция Комитета общественной безопасности. Власть Моссовета. Лица московских событий 1917 г. П.Г. Смидович. В.П. Ногин. М.Н. Покровский.
Подготовка веб-квеста «Москва в 1917 году глазами участников, современников и потомков».
«Герои» реальные – герои литературные». Отражение революционных перемен в литературе и искусстве Москвы. Гражданская война, продразверстка, военный коммунизм. «Философский пароход». НЭП и творческий подъём 20-х гг. Сочинения, сборники стихов и цитат о «героях» Москвы первой четверти ХХ в. Цикл стихов «Москва кабацкая» С. Есенина. В.В. Маяковский. Москва М.А. Булгакова. Революционная поэзия и «серебряный век».
Экскурсия в Булгаковский дом-музей
Тема 9. Великая отечественная война (18 ч.).
Москва в годы Великой отечественной войны. Героические страницы и уроки. Битва под Москвой, основные события и участники. Москвичи на фронтах ВОВ. Герои Советского Союза и России, принимавшие участие в боях под Москвой. З. Космодемьянская, И.В. Памфилов и 28 героев-памфиловцев, В.В. Талалихин, Т. Лаврищев. История ПВО и Московского промышленного района. В жизни всегда есть место подвигам. Сбор материалов о земляках и родственниках, участниках боёв под Москвой в годы Великой Отечественной войны. Человеческие взаимоотношения во время ВОВ. Москва - город-герой. Героическая Москва в литературе и искусстве. Кинофильмы о событиях Московской битвы. Художественный фильм «В трудный час» (1965 г., режиссёр И. Гурин). Художественный фильм «У твоего порога» (1962 г., режиссёр В. Ордынский). Великая отечественной война в историко-культурных памятниках и топонимах столицы. Мемориальные доски московских домов, посвященные ветеранам Великой отечественной войны.
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Дом, в котором я живу» (1957 г., режиссёр Л. Кулиджанов)
Экскурсия в Государственный музей обороны Москвы
Подготовка проекта выставки «Моя война – мой герой», посвященной участникам войны из семей студентов, соседей, знакомых.
Конкурс выступлений, номеров и докладов лекции-концерта «Военная Москва в литературе и искусстве».
Посещение мемориала на Поклонной горе и экскурсия в Центральный музей Великой Отечественной войны (приурочить к 9 мая – Дню 70-летия Победы в ВОВ).
Проведение викторины «Подвиг, который забыть нельзя», посвященной обороне Москвы (приурочить к 9 мая – Дню 70-летия Победы в ВОВ)
Тема 10. Послевоенная и современная Москва: политика, инфраструктура, транспорт (18 ч.)
Послевоенная история Москвы. Восстановление экономики. Жилищное строительство. Историческая карта Москвы. Районы города как памятники событий. Московская улица. Названия улиц и площадей: историческое прошлое и настоящее. Топографические названия как отражение истории страны. Улицы, названные в честь знаменитых москвичей: представителей древней и средневековой истории, петровского и екатерининского времени, героев 1812 г., лиц и событий конца XIX – начала ХХ вв., участников ВОВ и знаменитостей послевоенного времени.
Составление стенгазеты «Историческая карта московских улиц»
Кризисы и потепления времен холодной войны. Причины, основные события «холодной войны». Взаимоотношения СССР и США. Выдающиеся военно-технические достижения времен «Холодной войны». Гонка вооружений. «Горячие точки» «холодной войны». Налаживание отношений в 80-е гг.
Экскурсия в музей на Таганке «Бункер-42»
Московское метро. Реальные и мистические причины создания метро. История строительства, художественное оформление первых станций. Историческое и художественное значение. Перспективы развития.
Экскурсия в Народный музей московского метрополитена
Автомобилестроение в Москве. Московские автозаводы. Завод имени Лихачева в довоенное и послевоенное время. АЗЛК. Модельный ряд. Легковые автомобили московских заводов. Грузовики. История правительственного ЗИЛа.
Экскурсия в Музей истории АМО "Завод им. Лихачева"
Герои и антигерои московских событий 80-90-х гг. ХХ в. Москва в годы перестройки: изменение облика города. Ярмарки. Митинги, шествия. Московские события августа 1991 г. И подавление путча. Б. Н. Ельцин. Противостояние Президента и Верховного Совета в октябре 1993 г., события возле «Белого дома». Формирование гражданского общества. Деятельность Ю.М. Лужкова на посту мэра Москвы. Создание комплекса на Поклонной горе. Москва как европейский центр.
Круглый стол «Москва: глобальные проблемы и перспективы развития»
Заключительное занятие (4 ч.)
Подведение итогов работы обучающихся за учебный год. Итоговая учебно-исследовательская конференция. Публичная защита проектов по курсу «Героические страницы Москвы»
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Тема программы | Формы занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Введение. Предмет, план работы и основные понятия курса | интерактивная лекция круглый стол, беседа | Презентация, примерные планы работы, памятки по написанию творческих работ | Мультимедийный проектор, компьютер, телевизор | Индивидуальный план работы на год |
2 | Основание города, источники, историография | Интерактивная лекция, семинарское занятие, разработка и оформление плаката-стенгазеты | Презентация, фотографии, видеоролики, отрывки и цитаты | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, принтер, сканер, канцелярские принадлежности | Сообщения по теме, Электронная презентация Плакат-стенгазета |
3 | Москва в системе зависимости русских земель от монголо-татарских завоевателей | Интерактивная лекция, дискуссионный клуб, экскурсия | Презентация, мультфильмы «История государства российского» | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, принтер, фотоаппарат | Мини-рефераты к дискуссионному клубу. Письменный и фотоотчет об экскурсии |
4 | «Москва - Третий Рим». Иван III и Московский Кремль. | Интерактивная лекция, учебно-исследовательская конференция, экскурсия | Презентация, мультфильм видеоролики, карточки с материалами по судебнику Ивана III | Мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, видеокамера | Письменные и фотоотчеты об экскурсиях, эссе, доклады и выступления на конференции |
5. | Иван Грозный и «Смутное время» | Интерактивная лекция, семинарское занятие, веб-квест и публичный доклад, лекция-концерт, просмотр и обсуждение художественного фильма, экскурсии | Презентация, мультфильм, худ. фильм «Царь», карточки-цитаты историков об Иване Грозном и Смутном времени | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, принтер, фотоаппарат | Письменный и фотоотчет об экскурсии, веб-квест и публичный доклад, эссе о худ. фильме, итоги конкурса сценариев лекции-концерта |
6 | Петровский поворот российской истории. Переезд столицы. | Интерактивная лекция, семинарское занятие, экскурсии, дискуссионный клуб, конкурс творческих работ | Презентация, видеофильм, исторические карты, карточки-цитаты историков о Петре и его сподвижниках | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, принтер | Письменный и фотоотчёт об экскурсии, эссе, доклады и выступления для дискуссионного клуба, итоги конкурса творческих работ |
7 | «Дворцовые перевороты». М.В. Ломоносов. А.В. Суворов | Интерактивная лекция, семинарское занятие, экскурсии, составление плаката-стенгазеты, конкурс презентаций, просмотр и обсуждение худ. фильма | Презентация, видеоролики, худ. фильм «Суворов», историческая карта | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, фотоаппарат, принтер, сканер, канцелярские принадлежности | Письменный и фотоотчёт об экскурсии, плакат-стенгазета итоги конкурса электронных презентаций, эссе о худ. фильме |
8 | Отечественная война 1812 года | Интерактивная лекция, семинарское занятие, экскурсии, конкурс творческих проектов, круглый стол | Презентация, видеофильм, худ. фильм «Гусарская баллада», историческая карта, портреты | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, фотоаппарат, принтер. | Письменный и фотоотчёт об экскурсии, итоги конкурса творческих проектов, материалы к круглому столу |
9. | Московское общество второй половины XIX в. | Интерактивная лекция, семинарское занятие, профориентационная викторина, учебно-исследовательская конференция, круглый стол | Презентация, видеосюжеты, карточки-цитаты и отрывки из сочинений, портреты, схема-таблица революционного движения | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, фотоаппарат, принтер, | Письменный отчёт об экскурсии, материалы к круглому столу, доклады, эссе, выступления на конференции, итоги профориентационной викторины |
10 | Начало ХХ в.: три революции, «империалистическая» и гражданская войны. | Интерактивная лекция, семинарское занятие, экскурсии, конкурс таблиц-стенгазет, веб-квест | Презентация, видеоролики, карточки-задания рабочих тетрадей, историческая карта, схема-таблица революционного движения | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, фотоаппарат, принтер, сканер, канцелярские принадлежности | Фотоотчёт об экскурсии, веб-квест, итоги конкурса таблиц-стенгазет, веб-квест, выполнение заданий рабочих тетрадей |
11. | Великая отечественная война | Интерактивная лекция, семинарское занятие, экскурсии, подготовка выставки, конкурс выступлений, номеров и докладов лекция-концерта, просмотр и обсуждение худ. фильма, викторина к 9 мая | Презентация, видеоролики, фотографии, худ. фильм «Дом, в котором я живу», историческая карта, карточки-задания рабочих тетрадей | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, фотоаппарат, принтер, сканер, канцелярские принадлежности | Выставка, письменный и фотоотчёт об экскурсии, выполнение заданий рабочих тетрадей, итоги конкурса выступлений, номеров и докладов лекции-концерта, итоги викторины к 9 мая |
12. | Послевоенная и современная Москва: политика, инфраструктура, транспорт | Интерактивная лекция, семинарское занятие, экскурсии, составление стенгазеты, круглый стол | Презентация, видеоролики, карточки-задания рабочих тетрадей стенд по истории автомобиля, карта Москвы | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, фотоаппарат, принтер, сканер, канцелярские принадлежности | Стенгазета, выполнение заданий рабочих тетрадей, фотоотчёт об экскурсии, выступления, доклады на круглом столе |
13. | Заключительное занятие | Итоговая учебно-исследовательская конференция. Публичная защита проектов | Памятка по оформлению и защите итоговой творческой работы, исторические карты, схемы | Мультимедийный проектор, телевизор, компьютер | Творческая работа по итогам работы за год |
Литература
- Балязин В.Н. Московские градоначальники. – М., 1997.
- Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
- Белоусова Т.М. Тайны подземной Москвы. – М., 1997.
- Битвы мировой истории. Словарь. М., 1993.
- Бондаренко И. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. – М., 2006, 412 с.
- Бурышкин П. Москва купеческая: Мемуары. – М., 1991.
- Бусева-Давыдова И.Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель. – М., 1997.
- Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия. М., 1985.
- Вистенгоф Павел Ф. Из моих воспоминаний. Андрей Николаевич Карамзин. - М., 2007, 280 с
- Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. 2-е изд. – М., 1958.
- Гиляровский В. Москва и москвичи. // Гиляровский В.А. Собрание сочинений. В 3 т. – М., 1989.
- Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков. Русское градостроительное искусство. Т.2 – М., 1994.
- Гриф секретности снят. Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование./ Под общей ред. к. воен. н. генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева. М., 1993.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995.
- Забелин И. История города Москвы. – М., 1905. (репринтное переиздание М., 1990 и 2004)
- Залесский К.А. Первая мировая война. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.
- Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
- Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 гг.). Иллюстрированный биографический словарь. – М., 1998.
- Золотарёв В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский – Москва. 2001 История Второй мировой войны 1939 – 1945. М., 1973 – 1982. Т. 1 – 12.
- Иконников А. Каменная летопись Москвы. – М., 1978, 352 с.
- Ильин М. , Моисеева Т. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель. Памятники искусства Советского Союза. - М., 1979, 526 с., илл.
- Ильин М. Москва. Художественные памятники города. – М., 1970, 452 с., илл.
- Имена московских улиц. Топонимический словарь – М., 2007.
- История Великой Отечественной войны Советского Союза. М., 1960 – 1965. Т. 1 – 6.
- Итоги Второй мировой войны. М., 1957.
- Кокорев И.Т. Москва сороковых годов: Очерки. – М., 1959.
- Кондратьев И. Седая старина Москвы. – М., 1996.
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.
- Кулюгин А.И. Правители России. – М.:ЗОА “Фирма СТД”, ЗАО “Славянский дом книги”, 2004.
- Милова М., Резвин В. Прогулки по Москве. Архитектурные зарисовки, 2-е изд. – М., 1988, 400 с.
- Москва в зеркале веков. Сборник статей. – М., 2007, 853 с.
- Москва и сложившиеся русские города XVIII – первой половины XIX веков. Русское градостроительное искусство. Т.4. – М., 1998, 440 с., илл.
- Москва. Энциклопедия. – М., 1980.
- Москва. Энциклопедия. – М., 1997.
- Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. Под ред. Ю.Н.Александрова. – М., 1989.
- Московская энциклопедия. Т.1 Лица Москвы. Кн.1 А-З; Кн.2 И-М; Кн.3 М-Р – М., 2007-2010.
- Московский летописец: Сборник. Вып. 1. – М., 1988.
- Народ и война. 50 лет Великой Победы. СПб., 1995.
- Очерки московской жизни. Сост. Б.С. Земенков. – М., 1962.
- Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов в 4-х томах. Т.1 Кремль и монастыри. Т. 2. Москва в границах Садового кольца. Т. 3 Москва в границах 1917 года. Т. 4 Окраины Москвы. – М., 1992-1995.
- Пыляев М. Старая Москва. – М., 1995.
- Рачинский Я.З. Полный словарь названий московских улиц. - М., 2011, 605 с., илл.
- Романюк С. Из истории московских переулков. – М., 1997.
- Романюк С. Москва за Садовым кольцом. Энциклопедия.– М.,2007,896 с.
- Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. – М., 2007, 772 с.
- Сорокин В. Белый город. – М., 2008.
- Сорокин В. По Москве исторической. – М., 2006.
- Стеллецкий И. Мёртвые книги в московском тайнике. – М., 1993.
- Сытин П. Из истории московских улиц. Очерки. 3-е изд. – М., 1958.
- Тихомиров М. Древняя Москва. XII-XV вв. – М., 1992.
- Тихомиров М. Средневековая Москва. – М., 1997.
- Улицы современной Москвы. Справочник. – М., 2005 и последующие годы.
- Уткин А.И. Русско – японская война. В начале всех бед. М., 2005.
- Федосюк Ю. Лучи от Кремля. – М., 1979.
- Федосюк Ю. Москва в кольце Садовых, 3-е изд. – М., 2009, 446 с.
- Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
- Черевко К.Е. Серп и молот против самурайского меча. М., 2003.
Интернет-ресурсы
- http://bookz.ru/ Электронная библиотека
- http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/21281-trudy-po-istorii-moskvy.html Труды по истории Москвы
- http://history.milportal.ru/ Военно-исторический журнал
- http://moscow.photobase.ru/history.htm История города
- http://planengo.ru/collections/191 Военно-исторические музеи Москвы
- http://progulkipomoskve.ru/index/dom_i_ulicy_moskvy/0-4 История улиц и домов Москвы
- http://referati.me/rossii-istoriya-uchebniki/moskovskaya-bitva-tragicheskie-geroicheskie.html Московская битва
- http://tochka.gerodot.ru/rus-orda/glava13.htm История о великом князе Московском Иване III Васильевиче. 1462-1481 гг
- http://www.kuluar.ru/Moscow/moscow.htm Альманах Кулуар
- http://www.moscow.org/ Сайт о Москве
- http://www.moscowchronology.ru/ История Москвы. Хронология жизни города
- http://www.moshistori.ru/ История Московского царства в лицах и биографиях
- http://клуб-героев.рф/ Клуб героев г. Москвы
- https://ru.wikipedia.org Википедия
Календарно-тематическое планирование
программы дополнительного образования
«Героические страницы Москвы»
№ занятия | Тема курса | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение. Предмет, план работы и основные понятия курса | 4 | 2 | 2 | |
Введение. Предмет курса «Героические страницы Москвы». | 2 | |||
Подготовка плана работы на год | 2 | |||
Тема 1. Основание города, источники, историография | 6 | 4 | 2 | |
«Основание и древнейшая история Москвы» | 2 | |||
«Важнейшие исследования о Москве» | 2 | |||
«Московский летописец». Подготовка выставки-стенгазеты | 2 | |||
Тема 2. Москва в системе зависимости русских земель от монголо-татарских завоевателей | 10 | 4 | 6 | |
«Даниил - первый московский князь» | 2 | |||
Проордынская политика Ивана Калиты и его сыновей: героизм или предательство? Дискуссионный клуб | 2 | |||
Историческое значение победы Дмитрия Донского | 2 | |||
Дмитрий Донской и русская православная церковь - подготовка презентации | 2 | |||
Экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру | 2 | |||
Тема 3. «Москва - Третий Рим». Иван III и Московский Кремль. | 10 | 4 | 6 | |
Три дела московского князя Ивана III | 2 | |||
Великодержавная идеология от зарождения до наших дней. Учебно-исследовательская конференция. | 2 | |||
Роль и значение Московского Кремля в истории России | 2 | |||
Экскурсия по территории Московского Кремля | 2 | |||
Оружейная палата. Тематическая экскурсия | 2 | |||
Тема 4. Иван Грозный и «Смутное время» | 16 | 8 | 8 | |
Иван Грозный: от реформ к опричнине | 2 | |||
Кинофильм «Царь» (2009 г., режиссёр П. Лунгин) | 2 | |||
Экскурсия в Собор Василия Блаженного | 2 | |||
Иван Грозный – герой или тиран? | 2 | |||
Смутное время – переломный этап русской истории | 2 | |||
Освобождение Москвы от иноземцев. К.Минин и Д. Пожарский | 2 | |||
Герои Смутного времени в научной и художественной литературе. Веб-квест. | 2 | |||
Конкурс сценариев лекции-концерта «День народного единства и согласия» | 2 | |||
Тема 5. Петровский поворот российской истории. Переезд столицы. | 16 | 8 | 8 | |
Московские пожары «бунташного века» | 2 | |||
Экскурсия в Палаты бояр Романовых в Зарядье | 2 | |||
Видные деятели московского боярства при первых Романовых | 2 | |||
Реформы Петра I | 2 | |||
Петровский поворот российской истории. Дискуссионный клуб | 2 | |||
Экскурсия в Музей История основания Российского флота | 2 | |||
Петровская Москва: борьбе старого и нового | 2 | |||
Конкурс творческих работ «Пётр и птенцы гнезда Петрова» | 2 | |||
Тема 6. «Дворцовые перевороты». М.В. Ломоносов. А.В. Суворов | 12 | 4 | 8 | |
Эпоха дворцовых переворотов | 2 | |||
Экскурсия в музей М.В. Ломоносова (МГУ) | 2 | |||
История МГУ: образование, строительство, выпускники. Составление стенгазеты | 2 | |||
Нищета и роскошь екатерининской Москвы | 2 | |||
Кинофильм «Суворов» (1940 г., режиссёр В. Пудовкин) | 2 | |||
Конкурс электронных презентации «Воображаемый Московский музей А.В. Суворова» | 2 | |||
Тема 7. Отечественная война 1812 года | 16 | 6 | 10 | |
Отечественная 1812 г. в истории России | 2 | |||
Кинофильм «Гусарская баллада» (1962 г., режиссер Э. Рязанов) | 2 | |||
Посещение музея «Бородинская панорама» и прогулка по улицам, названным в честь героев Отечественной войны 1812 г. | 2 | |||
Конкурс творческих работ «Московский взгляд на Отечественную войну 1812 года» | 2 | |||
Роль М.И. Кутузова в победе в Отечественной войне 1812 г. | 2 | |||
Экскурсия в Храм Христа Спасителя и музей храма. | 2 | |||
Храм Христа Спасителя и русское общество– XX вв. Круглый стол | 2 | |||
Генерал Ермолов и Кавказская война | 2 | |||
Тема 8. Московское общество второй половины XIX в. | 12 | 4 | 8 | |
Александр II и эпоха перехода к современной истории | 2 | |||
Профориентационная викторина «Этапы развития транспорта Москвы | 2 | |||
Городская реформа и изменение облика Москвы и московской жизни | 2 | |||
Московские организации, кружки и партии 60-70-х гг.. Круглый стол | 2 | |||
Обзорная экскурсия в Исторический музей | 2 | |||
Учебно-практическая конференция «Знаменитые ученые-медики и врачи XIX в.» | 2 | |||
Тема 9. Начало ХХ в.: три революции, «империалистическая» и гражданской войны. | 18 | 10 | 8 | |
Три лагеря в Первой русской революции | 2 | |||
Красная Пресня, Площадь Восстания, Баррикадная и памятник Бауману - отражение первой русской революции | 2 | |||
Конкурс топографических и хронологических таблиц-стенгазет «Революция 1905-1907 гг. на улицах Москвы» | 2 | |||
Москвичи на фронте и в тылу в годы Первой мировой войны | 2 | |||
Посещение Музея Москвы (экспозиция «Москва в годы Первой мировой войны») | 2 | |||
Революционные события 1917 года: «Мирный» Петербург и «кровавая» Москва | 2 | |||
«Москва в 1917 году глазами участников, современников и потомков». Подготовка веб-квеста | 2 | |||
Отражение революционных перемен в литературе и искусстве Москвы | 2 | |||
Экскурсия в Булгаковский дом-музей | 2 | |||
Тема 10. Великая отечественная война | 18 | 6 | 12 | |
Великая отечественная война: героические страницы и уроки | 2 | |||
В жизни есть место подвигу. Московская битва: события и люди | 2 | |||
Кинофильм «Дом, в котором я живу» (1957 г., режиссёр Л. Кулиджанов) | 2 | |||
Экскурсия в Государственный музей обороны Москвы | 2 | |||
«Война в моей семье» составление выставки (стенгазеты) | 2 | |||
«Военная Москва в литературе и искусстве», лекция-концерт | 2 | |||
Экскурсия на Поклонную гору и в Центральный музей Великой Отечественной войны | 2 | |||
Мемориальная доска как памятник эпохи | 2 | |||
Викторина «Подвиг, который забыть нельзя» | 2 | |||
Тема 11. Послевоенная и современная Москва: политика, инфраструктура, транспорт | 18 | 8 | 10 | |
Послевоенное восстановление экономики и жилищное строительство в Москве. | 2 | |||
Районы Москвы как памятники исторических событий | 2 | |||
«Историческая карта московских улиц». Составление стенгазеты | 2 | |||
Холодная война. Экскурсия в музей на Таганке «Бункер-42» | 2 | |||
Экскурсия в Народный музей московского метрополитена | 2 | |||
Производство автомобилей в Москве | 2 | |||
Экскурсия в Музей истории АМО "Завод им. Лихачева" | 2 | |||
Влияние перестройки на мировоззрение москвичей | 2 | |||
Москва: глобальные проблемы и перспективы развития. Круглый стол | 2 | |||
Заключительные занятия. | 4 | 0 | 4 | |
Конкурс «Лучший тематический проект» | 0 | 2 | ||
Конкурс «Лучший тематический проект», подведение итогов | 2 | |||
ВСЕГО: | 160 | 68 | 92 |
[1] - программа курса дополнительного образования по истории «Военная история России XX века», автор Корпачёв В.В., ГБОУ СОШ № 1987 города Москвы // http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/kurs-dopolnitelnogo-obrazovaniya-voennaya-istoriya-rossii-xx-veka
- программа патриотического воспитания учащихся 5-11 классов «65-летие битвы за Москву», автор Бычихина Г.Л., учитель Селятинской СОШ №2 п. Селятино Московской области // http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/programma-patrioticheskogo-vospitaniya-uchashchihsya-5-11-klassov
- пояснительная записка к программе по курсу «Москвоведение». Автор: Докукина Н.В., ГБОУ СОШ № 1942 // http://nadok.ru/materialu/programmu/programmamoskvovedenie.pdf
- программа кружка военно-патриотической направленности для образовательных учреждений "Боевая слава северо-запада Москвы". Автор: Полухин В. М., преподаватель-организатор ОБЖ // http://out-of-school.area7.ru/?m=4587
- Тематический план исторического кружка «Следопыт» МБОУ «Карагачская средняя школа» на 2011-2012 уч.год // http://yyto.ru/docs/111800/index-10961.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы ДОУ (Дополнительные образовательные услуги)
Рабочая программа ДОУ "Кухня народов мира"Рабочая программа ДОУ "Сушист""...
Рабочая программа (модифицированная) дополнительного образования – Спортивной секции «ОФП» для обучающихся 15-18 лет
Предназначена для использования в работе преподавателей физической культуры....
Рабочая программа (модифицированная) дополнительного образования – Спортивной секции «Волейбол» для обучающихся 15-18 лет
Рабочая программа - Секции "Волейбол"...
Рабочая программа педагога Дополнительного образования Моздокского ЦДТ Дзебоевой Светланы Борисовны.
Образовательная программа "Вокал" расчитана на 8 лет.Направленность программы - художественная.Цели программы: развитие творческих способностей обучающихся и осуществление нравственно - эстетического ...
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Материалы в автомобильном дизайне»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых в дизайне автомобилей....
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.Уровень программы – базовыйСроки реализации – 4 месяцаВозраст об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «ТЕХНИКИ ПРОДАЖ»
Программа курса «Техники продаж » поможет обучающимся понять, как работает процесс продажи, создать сценарий собственных действий от первоначального контакта с клиентом д...