Практическая работа " Интерпретация поэтического текста"
методическая разработка на тему
Практические занятия по литературе помогают курсантам сопрокоснуться с текстом и глубже понять и почувствовать пережитое лирическим героем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_po_literature.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2 «Интерпретация поэтического текста А.А.Фета
« Шепот, робкое дыханье».
Цель: совершенствование читательской компетенции при анализе стихотворения А. Фета.
Задачи:
-познакомиться с основными чертами творческой манеры поэта – импрессиониста А.Фета,
-развивать навыки анализа поэтического текста,
- воспитывать в себе эстетически развитого, вдумчивого читателя.
Критерии оценки. Если вы выполнили правильно 1.2.3.задание, то вы получаете « 3», если выполнили 5 заданий, то получаете « 4»,а правильное выполнение 6 заданий оценивается « 5».
Задание 1. Внимательно прочитайте текс ниже. Запишите ответ на вопрос.
Перечислите, какие признаки импрессионизма характерны для поэзии?
Стихотворение написано в конце 40-х годов. Впервые напечатано в журнале «Москвитянин» в 1850 году, во втором номере.
Из всех ранних стихотворений Фета «Шепот, робкое дыханье...» самое необычное и нетрадиционное, можно считать центральным в творчестве поэта. Самым фетовским стихотворением: своеобразным поэтическим кредо.
Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» называют импрессионистской.
Импрессионизм как художественное направление впервые возник в искусстве живописи, во Франции. Его представителями были художники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар. Импрессионизм происходит от французского слова, означающего: впечатление. В искусстве, так названном, предметы рисуются не в полном их объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то необычной стороны — рисуются так, как они представляются художнику при особенном, индивидуальном взгляде на них.
Параллельно импрессионизму в живописи возникло нечто подобное и в литературе, в поэзии. Как в западной, так и в русской. Одним из первых «импрессионистов» в русской поэзии и стал Фет.
Как и в живописи, импрессионизм в поэзии — это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти «обрывки», взятые вместе, вместе воспринятые, образуют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину. Получается приблизительно так, как это описано Львом Толстым: «Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь — и в общем получается цельное впечатление».
Интерпретация – истолкование, раскрытие, смысла, содержания чего – нибудь.
( Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегова)
Задание 2. Внимательно прочтите стихотворение «Шепот, робкое дыханье...». Перечислите обрывки явлений, запечатленных в стихотворении, которые складываются в единую картину.
Запишите ответ, подтверждая примерами из текста.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Примеры записи. При чтении стихотворения перед нами возникает картина……., которая складывается из отдельных явлений:……
Задание 3. Синтаксис стихотворения необычен: в нём нет ни одной точки и действия выражены не глагольными формами, а ….. Перечислите, какие части речи выступают в роли глаголов.
Задание 4. Определите типы предложений по наличию главных членов, входящих состав стихотворения.
Двусоставные предложения – это предложения, в состав которых входят подлежащее и сказуемое.
Односоставные – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым или подлежащим.
Если главный член в односоставном предложении выражен глагольными формами, то предложения делятся на односоставные : определено – личные, неопределенно – личные, безличные.
Односоставные предложения называются назывными, если главный член выражен подлежащим.
Пример записи. Стихотворение построено только на одних …. предложениях., …….. выступают в роли глаголов. Это создает картину……
Задание 5. Прочтите текст ниже . Как вы считаете, в контексте стихотворения И заря, заря... — звучат выделено? Почему Фет интонационно выделяет последнюю строчку? И заря, заря... является явлением природы или выражением чувства? ( какого?)
В стихотворении Фета нет ни одной точки. Оно может восприниматься как цепочка односоставных номинативных предложений. Это предполагает, что они – единый ряд образов не цельного, но одного впечатления, настроения, чувства. Такое впечатление и чувство в итоге не завершено, на что указывает восклицательный знак и многоточие в конце предложения.
Любовь даётся намёками и потому нельзя воспринимать как земное, плотское чувство. Это духовная любовь, на что указывает и финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения — И заря, заря... — звучат не в ряду других, а выделено. Заря — это не очередное явление, а сильная метафора и сильная концовка. В контексте стихотворения заря — высшее выражение …….
Задание 6. Вставьте пропущенные слова в текст, анализируя предварительную работу с поэтическим текстом.
«Шепот, робкое дыханье...». - стихотворение из числа ранних — лирическая пьеса
Это стихотворение подлинно … Оно было новым поэтическим словом, как для русской литературы, так и для самого Фета. Превосходно передает поэт ….. Его стихи проникнуты …..
настроением, чувством ….. Он необычайно тонко раскрывает ….. человеческих переживаний. Фет умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже … движения, которые трудно обозначить и передать словами:
Рефлексия. Закончите предложения
На уроке я узнал ...
На уроке я научился ...
Я могу себя похвалить за ...
...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с поэтическим текстом в распевании для младшего хора
Учимся петь хором грамотно и выразительно!...
Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка
Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "СнегурочкаПреподаватель: Иутинская Галина Ивановна«На свете все живое должно любить»А.Н.Островский Смы...
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Методическая разработка "Методика работы с поэтическим текстом на уроке французского языка"
Данная методическая разработка представляет методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроке французского языка. В ней приведены конкретные виды упражнений со стихотворением на уроке для обучающи...
Интерпретация прецедентных текстов в английской литературе при переводе на русский язык
Книга играет немаловажную роль в жизни человека как источник информации: лингвистической и культурной. Автор не только рассказывает историю, но и ведет межкультурный диалог с читателем с помощью таког...
Практическая работа по теме "Набор текста"
Практическая работа по теме "Набор текста". Была подготовлена для детей, принятых на обучение после окончания школ 8 вида....
Практическая работа №1. Основы работы в текстовом процессоре. Ввод текста и форматирование шрифтов.
Содержит теоретический материал с практическими заданиями на тему "Основы работы в текстовом процессоре. Ввод текста и форматирование шрифтов....