«Исследование прозаического и поэтического текста на уровне восприятия текста. Работа со словом»
план-конспект занятия

Соловьева Татьяна Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по литературе «Исследование прозаического и поэтического текста на уровне восприятия текста. Работа со словом»

ФИО: Соловьева Татьяна Владимировна

Класс: 10 б

Дата: 07.04.2023

 Предмет: литература

Тип урока: урок ознакомления с новыми формами работы по восприятию прозаического и поэтического текста

Цели урока: развитие художественного восприятия прозаического и поэтического текста с целью обогащения, образного мышления обучающихся, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, умение сопоставлять прозу и поэзию.

Личностны УУД: формирует нравственно-эстетические ценности

Регулятивные УУД: учит строению алгоритма деятельности, прогнозированию,  учит самоконтролю

Коммуникативные УУД: развивает диалогическую и монологическую речь, учит правилам участия в коллективной деятельности, учит способам взаимодействия

Познавательные УУД: работает над формированием логических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование, построение цепочки рассуждений)

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства уважения и любви к матери

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и ее оценивать

Предметные: умение анализировать представленные тексты, находить различие в прозе и поэзии, сопоставлять предложенные произведения;  уметь работать с текстом на уровне восприятия

Дидактические средства: презентация, тексты, схемы, таблицы, музыкальное сопровождение, кластеры, материал для создание художественной аппликации или коллажа

Характеристика этапов урока

Название , содержание и цель урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверка готовности ребят

Приветствуют учителя

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания

Создание проблемной ситуации.

-У нас сегодня коллективная работа в группах. Первая группа будет работать с поэтическим текстом, а вторая с прозаическим. Но перед тем, как мы приступим к чтению текстов , нам необходимо определить тему и цель нашей встречи. А для этого я проведу эксперимент , который и поможет нам и  подведет нас к определению темы. Я прошу выйти по одному человеку из каждой группы.  Одного из них я прошу завязать глаза, и другой ученик кладет первому на плечо предмет, а испытуемый должен догадаться, что же ему положили и описать предмет.  Пожалуйста, опишите предмет.

-А теперь прошу переместить предмет на сгиб локтя, а затем в ладонь. Что вы чувствуете?

Какие же основные рецепторы необходимы вам для восприятия предмета?  Осязание, обоняние, зрение, прошлый опыт. -Правильно.

 -Следовательно, для описание любого предмета человек должен задействовать разные органы чувств. А если вместо нашей геометрической фигуры мы возьмем с вами, прозаический и поэтический текст, то как будет звучать тема занятия? Правильно.     А какова его цель?  

Ученик с завязанными глазами предполагает ,  что это за предмет , но назвать его не может. И только  тогда, когда предмет попадает в руки, ученик легко его описывает .Что это значит. Восприятие – это целостное отражение, которое включает в себя ощущение и прошлый опыт.

Осязание, обоняние, зрение , прошлый опыт

Восприятие поэтического и прозаического текста

Развитие художественного восприятия текста с целью обогащения образного мышления

Фронтальная

Каждая группа следит за экспериментом и участвует в беседе

Изучение новых знаний

- Ребята, значит,  мы с вами сегодня будем анализировать поэтический и прозаический тексты с точки зрения восприятия.  Я прошу вас прочитать тексты сначала про себя, расставив основные акценты и определив тему стихотворения и рассказа.

Ученики читают про себя текст Я. Смелякова и Алексина

Групповая работа

Говорят, что тексты объединены одной темой _ образ матери)

Первичная проверка понимания изученного

- А теперь я прошу выбрать из каждой группы одного декламатора. и прочитать текст. -Помните, что  многое зависит от выразительного чтения. - Читая предложенные тексты, вы  должны заставить нас, слушателей, пропустить это произведения через себя, задуматься над его проблематикой .

Один представитель каждой  группы читает поэтический и прозаический текст

Индивидуальная работа

Ученики  предполагают, что основная мысль каждого текста выражается в отношении сыновей к матерям

Применение новых знаний, обобщение  и систематизация

Спасибо. А теперь подумайте и скажите, какова тема текстов? А основная мысль? Конечно, все вы понимаете, что роль матери в жизни каждого ребенка велика.  (показ презентации). Несомненно, главной героиней каждого текста является мать, женщина давшая жизнь ребенку . А какой образ матери представлен в поэтическом и прозаическом тексте? Давайте работать с текстами. При первичном чтении текста у вас  уж возникает образ героини?   Я прошу вас взять маркер зеленого цвета и подчеркнуть в текстах те предложения и словосочетания, которые раскрывают образ матери. Какая она у Алексина и у Смелякова? А какие сыновья?

 - А теперь я прошу вас взять кластер и заполнить его, опираясь на только что прочитанные фрагменты. Дайте характеристику героиням с помощью трех главных  эпитетов, запишите все тропы в кластер «Образ матери и сына»

Ребята, мы с вами работаем параллельно, а теперь давайте попытаемся связать два текста на основе схожих черт и различий. Для этого вы поделитесь еще на подгруппы. Я прошу двоих человек от каждой группы подойти ко мне и заполнить сообща схему «Кольца Венна», когда другие работают над кластером. .  .

Те кто работают над схемой «Кольца Венна» в месте пересечения напишите схожие черты, а в полушариях – различие. Что же у вас получилось? Образ матерей схож, а образ сыновей различен

Ученики записывают: добрая, сердечная, заботливая, милосердная, открытая, лучистая, дружелюбная, тихая,  скромная, 

 Описывая сыновей, ребята отмечают, что  один из сыновей, добрый, любящий,  заботливый , другой  - эгоистичный, равнодушный, легкомысленный

Ученики представляют свои схемы

Опираясь на текст, ученики зачитываю фрагменты текста

Ученики зачитывают примеры

Тема, основная мысль, образ матери

Отношение сыновей - антитеза

Делают определенные выводы

_А теперь давайте отдохнем перед самым трудным заданием. Я прошу вас встать с ваших мест и одной группе дается задание в виде пантомимы изобразить слово «любовь», а другой слово «мама».

        - А теперь переходим основному заданию. Помните, с чего мы начинали наш урок. Какие органы чувств помогают нам в работе над текстом. Правильно, зрение, обоняние,  тактильные ощущения. – Я прошу вас сейчас разделиться еще на две группы внутри ваших групп. Одни будут выступать в роли исследователей, а другие в роли художников -оформителей.          Прошу подумать и разбиться на группы. Первая группа анализирует текст с точки зрения  восприятия. Заполните необходимые графы, опираясь на предложенные тексты. А вторая группа, используя дополнительный материал, составляет коллаж по прочитанному тексту. На данный вид работы отводиться не менее 8-10 минут . Приступайте.  

Ребята встают и изображают сердце, а другие слово «Мама»

Ученики работают на листах с заданиями.

Групповая работа

Начинают анализировать текст и составлять коллажи

- Ребята, время вышло. Пожалуйста, зачитайте ваши тексты. А другая группа представьте ваши коллажи и расскажите, что же на них изображено

Ученики зачитывают свои работы. А иллюстраторы показывают свои коллажи и объясняют свой выбор.

Групповая работа

Ученики зачитывают свои работы. А иллюстраторы показывают свои коллажи

И в заключение нашего занятия составьте синквейн по образу матери. Чему же вы сегодня научились? Какие уроки можно извлечь из прочитанных текстов. Какова роль органов чувств в работе с текстом? Помните, что цель художественного текста – воздействие на читателя. Что же помогает нам проанализировать текст?  

 Спасибо за работу.

Ученики составляют синквейны.

Групповая работа

Подводят итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа " Интерпретация поэтического текста"

Практические занятия по литературе помогают курсантам сопрокоснуться с  текстом и глубже понять и почувствовать пережитое лирическим героем....

Работа с поэтическим текстом в распевании для младшего хора

Учимся петь хором грамотно и выразительно!...

Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "

Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....

Публикация рисунков учащихся в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу». – Тюмень: Сибирский издательский дом, 2016. – 104 с.

2016 год Город Тюмень Публикация работ детей (5 учащихся) в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу».  – Тюмень: Сибирский издательский дом, ...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Статья «ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ И ОБРАЗОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛА»

РАБОТА  НАД  СЛОВОМ  И ОБРАЗОМ  В  ПРОЦЕССЕ  ОБУЧЕНИЯ   ВОКАЛА....

Методическая разработка "Методика работы с поэтическим текстом на уроке французского языка"

Данная методическая разработка представляет методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроке французского языка. В ней приведены конкретные виды упражнений со стихотворением на уроке для обучающи...