«Исследование прозаического и поэтического текста на уровне восприятия текста. Работа со словом»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия по литературе «Исследование прозаического и поэтического текста на уровне восприятия текста. Работа со словом»
ФИО: Соловьева Татьяна Владимировна
Класс: 10 б
Дата: 07.04.2023
Предмет: литература
Тип урока: урок ознакомления с новыми формами работы по восприятию прозаического и поэтического текста
Цели урока: развитие художественного восприятия прозаического и поэтического текста с целью обогащения, образного мышления обучающихся, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, умение сопоставлять прозу и поэзию.
Личностны УУД: формирует нравственно-эстетические ценности
Регулятивные УУД: учит строению алгоритма деятельности, прогнозированию, учит самоконтролю
Коммуникативные УУД: развивает диалогическую и монологическую речь, учит правилам участия в коллективной деятельности, учит способам взаимодействия
Познавательные УУД: работает над формированием логических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование, построение цепочки рассуждений)
Планируемые результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства уважения и любви к матери
Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и ее оценивать
Предметные: умение анализировать представленные тексты, находить различие в прозе и поэзии, сопоставлять предложенные произведения; уметь работать с текстом на уровне восприятия
Дидактические средства: презентация, тексты, схемы, таблицы, музыкальное сопровождение, кластеры, материал для создание художественной аппликации или коллажа
Характеристика этапов урока
Название , содержание и цель урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Результат |
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверка готовности ребят | Приветствуют учителя | Фронтальная | Волевая саморегуляция |
Проверка домашнего задания | Создание проблемной ситуации. -У нас сегодня коллективная работа в группах. Первая группа будет работать с поэтическим текстом, а вторая с прозаическим. Но перед тем, как мы приступим к чтению текстов , нам необходимо определить тему и цель нашей встречи. А для этого я проведу эксперимент , который и поможет нам и подведет нас к определению темы. Я прошу выйти по одному человеку из каждой группы. Одного из них я прошу завязать глаза, и другой ученик кладет первому на плечо предмет, а испытуемый должен догадаться, что же ему положили и описать предмет. Пожалуйста, опишите предмет. -А теперь прошу переместить предмет на сгиб локтя, а затем в ладонь. Что вы чувствуете? Какие же основные рецепторы необходимы вам для восприятия предмета? Осязание, обоняние, зрение, прошлый опыт. -Правильно. -Следовательно, для описание любого предмета человек должен задействовать разные органы чувств. А если вместо нашей геометрической фигуры мы возьмем с вами, прозаический и поэтический текст, то как будет звучать тема занятия? Правильно. А какова его цель? | Ученик с завязанными глазами предполагает , что это за предмет , но назвать его не может. И только тогда, когда предмет попадает в руки, ученик легко его описывает .Что это значит. Восприятие – это целостное отражение, которое включает в себя ощущение и прошлый опыт. Осязание, обоняние, зрение , прошлый опыт Восприятие поэтического и прозаического текста Развитие художественного восприятия текста с целью обогащения образного мышления | Фронтальная | Каждая группа следит за экспериментом и участвует в беседе |
Изучение новых знаний | - Ребята, значит, мы с вами сегодня будем анализировать поэтический и прозаический тексты с точки зрения восприятия. Я прошу вас прочитать тексты сначала про себя, расставив основные акценты и определив тему стихотворения и рассказа. | Ученики читают про себя текст Я. Смелякова и Алексина | Групповая работа | Говорят, что тексты объединены одной темой _ образ матери) |
Первичная проверка понимания изученного | - А теперь я прошу выбрать из каждой группы одного декламатора. и прочитать текст. -Помните, что многое зависит от выразительного чтения. - Читая предложенные тексты, вы должны заставить нас, слушателей, пропустить это произведения через себя, задуматься над его проблематикой . | Один представитель каждой группы читает поэтический и прозаический текст | Индивидуальная работа | Ученики предполагают, что основная мысль каждого текста выражается в отношении сыновей к матерям |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | Спасибо. А теперь подумайте и скажите, какова тема текстов? А основная мысль? Конечно, все вы понимаете, что роль матери в жизни каждого ребенка велика. (показ презентации). Несомненно, главной героиней каждого текста является мать, женщина давшая жизнь ребенку . А какой образ матери представлен в поэтическом и прозаическом тексте? Давайте работать с текстами. При первичном чтении текста у вас уж возникает образ героини? Я прошу вас взять маркер зеленого цвета и подчеркнуть в текстах те предложения и словосочетания, которые раскрывают образ матери. Какая она у Алексина и у Смелякова? А какие сыновья? - А теперь я прошу вас взять кластер и заполнить его, опираясь на только что прочитанные фрагменты. Дайте характеристику героиням с помощью трех главных эпитетов, запишите все тропы в кластер «Образ матери и сына» Ребята, мы с вами работаем параллельно, а теперь давайте попытаемся связать два текста на основе схожих черт и различий. Для этого вы поделитесь еще на подгруппы. Я прошу двоих человек от каждой группы подойти ко мне и заполнить сообща схему «Кольца Венна», когда другие работают над кластером. . . Те кто работают над схемой «Кольца Венна» в месте пересечения напишите схожие черты, а в полушариях – различие. Что же у вас получилось? Образ матерей схож, а образ сыновей различен | Ученики записывают: добрая, сердечная, заботливая, милосердная, открытая, лучистая, дружелюбная, тихая, скромная, Описывая сыновей, ребята отмечают, что один из сыновей, добрый, любящий, заботливый , другой - эгоистичный, равнодушный, легкомысленный Ученики представляют свои схемы Опираясь на текст, ученики зачитываю фрагменты текста Ученики зачитывают примеры | Тема, основная мысль, образ матери Отношение сыновей - антитеза Делают определенные выводы | |
_А теперь давайте отдохнем перед самым трудным заданием. Я прошу вас встать с ваших мест и одной группе дается задание в виде пантомимы изобразить слово «любовь», а другой слово «мама». - А теперь переходим основному заданию. Помните, с чего мы начинали наш урок. Какие органы чувств помогают нам в работе над текстом. Правильно, зрение, обоняние, тактильные ощущения. – Я прошу вас сейчас разделиться еще на две группы внутри ваших групп. Одни будут выступать в роли исследователей, а другие в роли художников -оформителей. Прошу подумать и разбиться на группы. Первая группа анализирует текст с точки зрения восприятия. Заполните необходимые графы, опираясь на предложенные тексты. А вторая группа, используя дополнительный материал, составляет коллаж по прочитанному тексту. На данный вид работы отводиться не менее 8-10 минут . Приступайте. | Ребята встают и изображают сердце, а другие слово «Мама» Ученики работают на листах с заданиями. | Групповая работа | Начинают анализировать текст и составлять коллажи | |
- Ребята, время вышло. Пожалуйста, зачитайте ваши тексты. А другая группа представьте ваши коллажи и расскажите, что же на них изображено | Ученики зачитывают свои работы. А иллюстраторы показывают свои коллажи и объясняют свой выбор. | Групповая работа | Ученики зачитывают свои работы. А иллюстраторы показывают свои коллажи | |
И в заключение нашего занятия составьте синквейн по образу матери. Чему же вы сегодня научились? Какие уроки можно извлечь из прочитанных текстов. Какова роль органов чувств в работе с текстом? Помните, что цель художественного текста – воздействие на читателя. Что же помогает нам проанализировать текст? Спасибо за работу. | Ученики составляют синквейны. | Групповая работа | Подводят итог занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа " Интерпретация поэтического текста"
Практические занятия по литературе помогают курсантам сопрокоснуться с текстом и глубже понять и почувствовать пережитое лирическим героем....
Работа с поэтическим текстом в распевании для младшего хора
Учимся петь хором грамотно и выразительно!...
Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "
Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....
Публикация рисунков учащихся в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу». – Тюмень: Сибирский издательский дом, 2016. – 104 с.
2016 год Город Тюмень Публикация работ детей (5 учащихся) в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу». – Тюмень: Сибирский издательский дом, ...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
Статья «ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ И ОБРАЗОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛА»
РАБОТА НАД СЛОВОМ И ОБРАЗОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛА....
Методическая разработка "Методика работы с поэтическим текстом на уроке французского языка"
Данная методическая разработка представляет методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроке французского языка. В ней приведены конкретные виды упражнений со стихотворением на уроке для обучающи...