Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»
план-конспект урока по теме
развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с компьютером;
-обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;
-развитие умения работать индивидуально, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_porusskomu_yazyku_i_informatikekachestva_khoroshey_rechi.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования «Энгельсский политехникум»
Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике.
«Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»
Подготовили и провели
преподаватель русского языка и литературы
Яркова Вера Ивановна
Преподаватель информатики
Чиканкова Наталья Александровна
Тема урока. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»
Тип урока – обобщение знаний и закрепление орфографического навыка.
Цели урока:
-развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с компьютером;
-обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;
-развитие умения работать индивидуально, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Оборудование: оборудование мультимедиа, персональные ноутбуки для каждого учащегося, карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточка-ключ для самопроверки, таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание слов», карточки задания для самостоятельной дифференцированной работы.
1.Запись темы занятия, связь с предыдущей темой, постановка задач занятия.
2. Небольшая сценка «Диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в переводе Н. Галь)».
Деловой человек поднял голову.
— Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов...
— Миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.
— Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
— Это что же, мухи?
— Да нет же, такие маленькие, блестящие.
— Пчелы?
— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
— А звезды?
— Вот-вот. Звезды.
— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
— Что делаю?
— Да.
— Ничего не делаю. Я ими владею.
— Владеешь звездами?
— Да.
— Но я уже видел короля, который...
— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто - нибудь откроет.
«Самое главное, за что ценят собеседника – грамотная, качественная речь. Зачем покупать звезды, которые и так можно наблюдать, не покупая их. А хорошую качественную речь ни за какие деньги не купишь, — подумал Маленький принц.
3. Преподаватель информатики дает задание в программе Word Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в школе). Каждый студент получает задание со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 3 минуты. 1 студент читает выписанные существительные, 2 - прилагательные, 3- наречия, 4-местоимения, 5-предлоги. Слова необходимо занести в таблицы (заранее есть у каждого учащегося), также таблица в компьютере.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)Казахстана, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
Имя сущ. | Имя прил. | наречие | местоимение | предлог |
После выполнения задания каждый студент получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки.
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (5 минут).
4.Индивидуальная работа, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 0,5 балла (2 + 3 =5 минут).
5. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается каждому студенту в процессе урока). Приложение 1.
Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:
· Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?
· Как определить написание сложного прилагательного?
· Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?
· Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?
· Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.
· Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Балхаш, вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.
За каждый правильный ответ прибавляйте к своей предыдущей оценке 0,5 балла.
6. Закрепление знаний. Объяснительный диктант. Под диктовку учащиеся записывают в тетрадях словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы.
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие ), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).
За задание обучающийся может получить от 0,5 до 2 баллов.
Задание: используя некоторые из этих словосочетаний, составьте и запишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Например: В продолжение недели известный ученый читал научно-популярный журнал, который был посвящен историко-литературному процессу в Казахстане, и еле-еле справился с одной из статей, написанной явно безграмотным человеком.
За это задание студент может получить от 0,5 до 2 баллов.
Учитель информатики. Откройте программу Microsoft Power Point Сделайте презентацию по теме урока «Слитные, раздельные, дефисные написания». Презентация лучших работ. Оценка.
7. Итоги урока. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставите себе оценку. Шкала оценивания своей работы:
8-9 баллов – «5»,
6-7 баллов – «4»,
4-5 баллов – «3».
Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.
Рефлексия. Качественная характеристика работы каждого, оценки за урок.
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
мне захотелось…
Домашнее задание: подберите и запишите по 5 - 8 слов на все случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов. Графически обоснуйте выбор написания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная Рабочая тетрадь по русскому языку как средство мотивации обучения студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Для первокурсника язык специальности не всегда понятен и известен, иногда они не знают даже истории будущей профессиональной отрасли, в данном случае – железной дороги, поэтому в Рабочей тетради...
Интегрированный урок- практикум по дисциплине "Информационные системы в банковской деятельности"
Тема: «Автоматизация анализа потоков платежей в среде Excel»...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение по теме "Фонетика"
Урок обобщающего повторения по теме "Фонетика"...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Повторение изученного по теме ЧАСТИ РЕЧИ"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Части речи"...
методическая разработка интегрированного урока по предметам русский язык и основы делопроизводства .Тема урока "Деловые бумаги".
Методическое обоснование урокаВ профессионально-техническом учебном заведении преподаватель любой общеобразовательной дисциплины должен быть готов интегрировать свой предмет с профессионально-теоретич...
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
Конспект урока:Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
Конспект урока по русскому языку 5 класс...