Интегрированная Рабочая тетрадь по русскому языку как средство мотивации обучения студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
учебно-методическое пособие на тему
Для первокурсника язык специальности не всегда понятен и известен, иногда они не знают даже истории будущей профессиональной отрасли, в данном случае – железной дороги, поэтому в Рабочей тетради для организации самостоятельной деятельности обучающихся по дисциплине БД.01 Русский язык я сделала попытку приблизить специальность к обучающимся посредством интегрированных дидактических материалов. Все упражнения и задания содержат профессионально ориентированные художественные, публицистические тексты о железной дороге, что не только способствует развитию речи, формированию базовых языковых норм, общих компетенций, но и повышает мотивацию к обучению железнодорожной специальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_rabochaya_tetrad_po_organizatsii_sds.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж)
Интегрированная Рабочая тетрадь по русскому языку
как средство мотивации обучения студентов специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Карцева Н.Н.
Для первокурсника язык специальности не всегда понятен и известен, иногда первокурсники не знают даже истории будущей профессиональной отрасли, в данном случае – железной дороги, поэтому в Рабочей тетради для организации самостоятельной деятельности обучающихся по дисциплине БД.01 Русский язык я сделала попытку приблизить специальность к обучающимся посредством интегрированных дидактических материалов. Все упражнения и задания содержат профессионально ориентированные художественные, публицистические тексты о железной дороге, что не только способствует развитию речи, формированию базовых языковых норм, общих компетенций, но и повышает мотивацию к обучению железнодорожной специальности.
Работаю по тетради третий год. В 2014-2015 году получила за данную работу Диплом 1 степени в Международном конкурсе педагогического творчества «Ступени мастерства» в номинации «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов». Практический результат по работе с тетрадью получен уже в первый год работы: повышение абсолютных и качественных показателей успеваемости по дисциплине, 95% выполнение заданий Тетради студентами самостоятельно.
Представляю раздел 4 тетради.
РАЗДЕЛ №4 МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
БЛОК I. ТЕОРИЯ
1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, его деление на морфемы, называется _____________________________________________________________________________________
2. Морфема - это______________________________________________________________________
3. Корень - это________________________________________________________________________
4. Приставка - это_____________________________________________________________________
5. Суффикс - это______________________________________________________________________
6. Окончание - это_____________________________________________________________________
7. Морфологические способы словообразования: _________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
8. Неморфологические способы словообразования: ________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
9. Без морфемы ___________________ не может быть слова.
10. Не имеют окончаний следующие части речи: ___________________________________________
_______________________________, графически на письме это можно показать следующим значком _________________.
Кол-во верных ответов __________; ________%; | |
Кол-во неверных ответов _________________ | |
Оценка преподавателя ____________________ |
БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Определите, каким способом образованы слова, систематизируйте и запишите материал в таблицу. Составьте предложения с выделенными словами.
Автоблокировка, автостоп, автосцепка, блок-участок, вагонооборот, вагоноопрокидыватель, вагонопоток, воздухораспределитель, выправочно-подбивочная (машина), грузонапряженность, грузоподъемность, грузопотоки, дефектоскопия, дизель-поезд, железнодорожный, колесно-моторный (блок), монорельсовый, мотор–компрессор, МПС, пассажирооборот, тяжеловесный, погрузочно-выгрузочный (путь), приемо-отправочный (путь), путепровод, путеукладчик, скоростемер, снегоочиститель, снегоуборочная (машина), РЖД, стоп-кран, тепловоз, техническо-распорядительный (акт), хладотранспорт, хоппер-дозатор, шпалоподбойка, шуруповерт, щебнеочистительная (машина), электробалластер, электропневматический (тормоз).
Оценка преподавателя ____________________ |
Задание 2. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ профессиональных слов:
Вагонный | |
Бровка | |
Стрелка | |
Выброс | |
Грузовая | |
Дальность | |
Диспетчерская | |
Маневровый | |
Расформирование | |
Оценка преподавателя ____________________ |
Задание 3. На основе данного текста сделайте вывод об особенностях словообразования профессиональной лексики и терминов и запишите его.
3 августа 2011 года на Рижском вокзале г. Москвы состоялось торжественное открытие Передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «Российские железные дороги», представляющего собой специализированный поезд, демонстрирующий широкий спектр передовых решений в сфере железнодорожного транспорта, нанотехнологий, энергетики, подготовки современных кадров.
Экспозиции поезда созданы с участием ведущих компаний рынка инновационной продукции - ОАО «Роснано», ГК «Росатом», - демонстрируют результаты сотрудничества с мировыми лидерами в области локомотивостроения, высокоскоростного движения.
Выставочный поезд осуществляет регулярное курсирование по всей сети железных дорог России, а его экспозиция постоянно обновляется, демонстрируя новейшие решения, применяемые в процессе проводимой сегодня глубокой модернизации российских железных дорог.
Оценка преподавателя ____________________ |
Задание 4. Запишите примеры слов из профессиональной лексики на все случаи правописания сложных имён существительных и сложных имён прилагательных.
Оценка преподавателя ____________________ |
БЛОК III. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Задание 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Первой русской железнодорожной маг…стралью стала дорога Петербург — Москва длиной 650 километров. Ее строили почти девять лет. Про нее пишут что это было чудо технический шедевр своего времени - и технический, и архитектурный, и, если можно так выразиться, социальный потому что пользоваться ею могли все сословия тогдашнего русского общества.
Вся дорога и…начально строилась двухпутной п…зволяющей двигаться поездам одновременно в оба направления - то есть была ра…считана на дальнюю перспективу, на большой рост п…ревозок. Почти на всем протяжении она действительно совершенно прямая проведенная по линейке.
С ра…меренностью николаевской эпохи хозяйство дороги было строго ра…делено на шесть одинаковых учас…ков: через каждые 70-90 километров - большая станция (невзирая на размеры близлежащего населенного пункта), основательный во…зал, фундаментальные водонапорная башня и депо-ротонда. То есть самобытный, от всего на свете отличимый ансамбль строений.
Все с…оружения дороги выполнены в едином стиле с художественным по…ходом к оформлению ф…садов. Инженер Дмитрий Журавский удивил мир великолепными, невиданными ранее мостами через большие реки и овраги в то время лучшими в мире по техническому совершенству. Все …дания начиная с дворцов во…залов водонапорных башен и мостов, выполненных с древнеримской величавостью и кончая жил…ём для сторожей были выстроены из кирпича. И такая это была кла…ка, что сии пр…дедовские монументы выдержали даже страшные бомбежки Великой Отечественной войны.
Отлично помню старые, первозданные бу…ки о…ходчиков — стояли они на полянах у полотна вдоль дороги одна за одной, абсолютно одинаковые, из розового кирпича, с садоч…ками и стандартными витыми огра…ками, как декорации дет…кого сказоч…ного спектакля. Ноч…ю бывало мелькают эти бу…ки за окном электровоза полузаметными застен…чивыми пятнами абажуров и ж…лтых ламп в у…ких окошках поч…ти на каждом километре, дружным ря…ком идут справа по ходу движения от Москвы на Питер - ныне их поч…ти вовсе нет, брошены, разрушены, растасканы на кирпич. Мы бывало вздыхали по каждой порушенной проезжая пока не …бились со счета потерь. Смотрелись они неброско — а ведь совсем не того облика стала дорога, утратив их…
Вульфов А. Б. «Повседневная жизнь
российских железных дорог».
Задание 2. Стиль речи: _______________________________________________________________
Задание 3. Тип речи:_________________________________________________________________
Задание 4. Основная тема текста: _______________________________________________________
Задание 5. Выпишите из текста в одну группу слова, образованные приставочным морфологическим способом, в другую – суффиксальным морфологическим способом. Выделите приставки и суффиксы.
Приставочный способ | Суффиксальный способ |
Задание 6. Найдите и выпишите слова, образованные сложением слов, основ слов:
Задание 7. Выпишите в одну колонку слова, не имеющие окончаний, в другую – имеющие нулевые окончания.
Слова, не имеющие окончания | Слова с нулевым окончанием |
Задание 8. Запишите интересный факт о железной дороге.
Кол-во верных ответов __________; ________%; | |
Кол-во неверных ответов _________________ | |
Оценка преподавателя ____________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения ( по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)...
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по МДК.02.01 Организация движения(по видам транспорта) (3 семестр) для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)(базовая и углублённая)
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по МДК.02.01 Организация движения(по видам транспорта) (3 семестр) для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по вид...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовый уровень среднего профессионального образования)
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 Организация перевоз...
Задания для проведения семестровой контрольной работы по специальности: 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на ВТ» МДК.01.03 «Автоматизированные системы управления на ВТ»
Целью проведения семестровой контрольной работы является:закрепление теоретических знаний;получение практических навыков самостоятельной работы;определение уровня знаний обучающимисяполученные в проце...
МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) Программа и методические указания для студентов заочного отделения специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Междисциплинарный курс МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) входит в состав профессионального модуля ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам т...
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по МДК 02.02: «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров». Специальность: 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»
Данное методическое пособие предназначено для выполнения обучающимися СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) курсового проекта по МДК 02.02 Организац...
Отчет преподавателей по мероприятию неделя специальности «НЕДЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ» для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)
Отчет преподавателей по мероприятию неделя специальности «НЕДЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ» для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозо...