Планирование урока по литературе
план-конспект урока по теме
Планирование урока по литературе
Творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».
1-ый курс, учебник: Г.А.Обернихина, «Русское слово».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_uroka_po_literature.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование урока по литературе
Творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».
1-ый курс, учебник: Г.А.Обернихина, «Русское слово».
Тип урока и тема | Решаемые проблемы (цель) | Понятие | Предметные результаты | УУД |
Лекция с эле- ментами чте- ния. История созда ния романа И.С.Тургенева «Отцы и де- ти». Образ Базарова в романе. Его внутренний конфликт. | а) Ознакомление с проблемами (социально-идеологическая, семейно-бытовая, философская),поста вленными в рома- не; б) определение путей разрешения этих проблем; в) ответить на вопрос: почему Тургенев предста- вил в своем романе новый тип передо- вого деятеля- раз- ночинца-демократа в лице Базарова; г) раскрытие сложного психологического портрета Базарова; д) Базаров- «лицо трагическое». Почему? | Появление та- ких литератур ных героев, как Базаров, обусловлено исторически- ми условиями, сложившими- ся в 60-е годы 19-го века. На арену поли тической борь бы вышли ре- волюционеры- демократы. Их задача – социально- политическое переустройст-во общества. . | Знания: а) ознакомле- ние с общественно- политической обстановкой 60-х годов 19 века ( роман написан в 1861 году) б) причины обращения Тур- генева к образу революционера- демократа Умения: а)целенаправлен ная работа с тек- стом ( анализ, определение сюжетных линий и своеоб- разия компози- ции) б) способность разобраться в сложности характера База- рова в) умение соста- вить психологи- ческий портрет героя г) определение основных черт характера База- рова Навыки: Вырабатывается самостоятельное суждение о ге- рое и определя- ется его роль в развитии сюже- та романа. - | Познаватель-ные: а) усвоение новых знаний и переосмыс- ление их с личностных позиций; б) мотивация к самостоятель- ному закрепле- нию получен- ной информа- ции; Коммуникатив ные: познание про- исходит в мно- гоаспектном сотрудничест- ве по раскры- тию главного литературного героя Регулятивные: Оценка полу- ченных знаний и их коррекция ( рефлексия): Что узнал ново- го? ( нигилизм, нигилист и т.д) Личностные: нравственно- этическая ори- ентация, напра- вленная на вы- ражение собст- венной точки зрения. Определение точки зрения: домашнее зада ние ( сочине- ние-эссе). Примерная тематика: а) Почему о Базарове нельзя говорить одно- значно («пло- хой»- «хоро- ший»)? б) В чем сила и слабость База рова как лич- ности, причем незаурядной личности? в) Что измени- лось в Базарове в отношении к окружающе- му его миру и людям? ( в кон- це романа )? |
Самостоятельная работа №2
Выполнила : слушатель курсов повышения квалификации
Чебурахина А.Ф.
ЛЕКЦИЯ - УРОК
«МОЙ ВЗГЛЯД НА ГОРЬКОГО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В представленной мной лекции анализируется пьеса известного русского писателя М.Горького «На дне». Это программное произведение, и изучение его в школе и в среднем профессиональном учебном заведении является обязательным. В лекции мы не будем говорить о своеобразии художественного мастерства Горького-драматурга, вы не встретите здесь сложных литературоведческих терминов и оборотов. Обращаясь к аудитории в простой и доступной форме, надеюсь найти среди слушателей единомышленников по вопросам, которые когда-то волновали Горького и его современников и которые не оставят равнодушными нас, нынешнее поколение.
Автор: Чебурахина А.Ф., преподаватель русского языка и литературы
Драма «На дне» написана в 1902 году. Социальная тематика, типы и социальный аспект конфликта в пьесе Горького являются традиционными. Изображение «людей дна», социальных «низов» , «униженных и оскорбленных» прослеживается еще у Ф.М.Достоевского(«Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные» и др. ), произведения которого оказали наибольшее влияние на пьесу Горького «На дне».
В пьесе нет четко выраженного сюжета и конфликта. В основе внутренней логики сюжета «На дне» лежит не конкретная интрига, а свободно движущаяся философская авторская мысль, которая прослеживается в монологах, диалогах и репликах персонажей. Поэтому пьеса «На дне» является не только социально-психологической и бытовой, но и философской драмой.
В лекции я буду говорить не о структуре пьесы, не о героях и их судьбах и даже не о «правде», десятки раз упоминающейся в пьесе. Я хочу поразмышлять над следующими словами: «Человека пожалеть надо…».
В своем произведении Горький противопоставляет двух героев – Луку и Сатина. Они спорят о правде, о человеке, о жалости.
Вспомним, как Лука говорит Наташе: «…Жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам велел… вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!» И старец рассказывает девушке, как на дачу, где он работал сторожем, залезли беглые каторжане. Лука пожалел мужиков, обогрел и накормил их. И те отплатили ему добром: помогли старику дачу стеречь.
«Не пожалей я их – они бы, может, убили меня…А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь…что толку? Тюрьма - добру не научит…а человек – научит…да!» - такими словами закончил свою историю Лука.
А теперь я хочу процитировать монолог Сатина, который звучит в пьесе как похвала Человеку. «Человек – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они…нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном…Это – огромно!...Все – в человеке, все для человека!...Это звучит гордо! Че – ло- век! Надо уважать человека! Не жалеть…, не унижать его жалостью..! уважать надо!.. Хорошо это -чувствовать себя человеком! Я привела два высказывания героев пьесы о жалости. Оказывается, у каждого свое понимание «жалости».
Для Луки жалеть человека означает любить его. Действительно, слово «жалость» в русском языке имеет значение и «любить». А разве можно любить человека и не уважать его? Следовательно, три понятия: «жалость», «любовь», «уважение» - существуют в понимании Луки как единое целое. «Человека жалеть надо…» - А значит, и любить, и уважать. Так думает Лука.
Сатин в пьесе противопоставляет понятия «уважать – жалеть». Для этого героя – жалость – унижение. Спор между Лукой и Сатиным важен в другом: в существе самого призыва «уважать человека». Лука акцентирует внимание читателя на уважении к конкретному живому человеку, Сатин же – к Человеку.
В знаменитом монологе Сатина понятие «человек» рассматривается как имя, которое «звучит гордо» и в котором соединяются «ты», «я», «он», «Наполеон»… У Сатина , в силу особенностей его характера и судьбы, чувство жалости на какое-то время притупилось. И поэтому в данный момент ему чужды любовь и человечность.
В пьесе «На дне» слово «человек» звучит символично. Есть «люди», а есть «человеки». Это из реплики Луки в пьесе. «Человеки» - люди, которых можно назвать человеком в полном смысле слова. Под словом «люди» Лука понимает человеческие массы, а под словом «человеки» - человеческую индивидуальность. «…Для лучшего люди – то живут! …Потому – то всякого человека и уважать надо…неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может…может, он родился – то на счастье нам…Особливо же деток надо уважать…Ребятишкам – простор надобен»! По мнению Луки, каждый человек может стать Человеком, если он научится любить, жалеть и уважать других. Сатин же считает, что Человеком может стать избранный, а остальные «тупы, как кирпичи…» Для Луки же «ни одна блоха – не плоха…». Разные герои – разное отношение к «человеку».
Что касается героев пьесы – Луки и Сатина – Лука мне духовно ближе. Вечный странник старец Лука… Неожиданно появляется среди людей, выслушивает, поддерживает, мудро намекает, где и помогает, и исчезает незаметно: видимо, торопится на помощь к другим людям, которые в надежде ждут именно такого Луку – вечного странника.
Согласна, что «человека пожалеть надо» и «…всякого человека и уважать надо…». Для Бога все люди равны: он любит божеской любовью человечество в целом и каждого в отдельности. Так почему мы должны кого – то уважать, а кого – то – нет? И в пьесе Васька Пепел , который любит Наташу, говорит: «Я очень…жалею ее…». Для него «жалость» и «любовь» - синонимы. Из текста пьесы мы знаем, что Сатин около пяти лет провел в заключении и , скорее всего, эти жизненные обстоятельства ожесточили его сердце и душу. Поэтому для Сатина «уважение» и «сострадание» к человеку – антонимы.
Глубокий философский смысл заключается в словах: «Человека пожалеть надо», и думаю, что вы со мной согласитесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка
В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий профессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделийпрофессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерс...
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...
Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...
конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....
Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...