Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии" (с применением ТРКМ)
методическая разработка по теме
Урок с применением технологии развития критического мышления вызывает огромный интерес у студентов, занятие проходит насыщенно, и как следствие, материал лучше запоминается. На уроке по обществознанию по теме "Проблемы общественного прогресса и его критерии" я применила два приема из ТРКМ - "синквейн" и "фишбоун".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 80 КБ |
plan_zanyatiya_problemy_obshchestvennogo_progressa.doc | 35.5 КБ |
progress.ppt | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смолина Ирина Михайловна
министерство образования и науки хабаровского края
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«комсомольский-на-амуре металлургический техникум»
Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его
критерии»
(с применением ТРКМ)
Рассмотрено на заседании ПЦК
Общеобразовательных дисциплин
протокол № от 2012 г.
преподаватель: Смолина И.М
2012 г.
Технологическая карта
Тема: «Проблемы общественного прогресса, его критерии»
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления.
Образовательные цели:
Обучающие:
- на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса, и его критерии;
- способствовать развитию умения оценивать критерии, создавать логические схемы.
Развивающие:
- развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;
- развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;
- развивать аналитико-синтезирующее мышление студентов.
Воспитательные:
- привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;
- способствовать повышению уровня культуры общения;
- умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.
Методические цели:
- изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного прогресса;
- активизация познавательной деятельности студентов через применение технологии развития критического мышления;
- мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения студентов к поставленной проблеме.
Оборудование занятия
Методическое обеспечение:
Карточки Синквейна.
ТСО:
Презентация в Power Point – «Общественный прогресс»
Литература:
1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2009.
2. Человек и общество, под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой, М., 2007.
3. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 2003.
4. Ясперс К. Всемирная история философии: введение. – М., 2005.
Ход урока
Повторение:
- дайте определение понятию «прогресс»;
- подберите синонимы к этому термину;
- дайте определение понятию «регресс»;
- подберите синонимы к этому термину.
Изучение новой темы:
Два подхода к пониманию общественного процесса.
Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.
Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.
(изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу)
Критерии прогресса:
- Главный критерий прогресса – человек. Чем более развито общество, тем лучше себя в нём должен чувствовать человек. Недостаток подхода: давно замечено, что если человеку субъективно комфортно, то он начинает деградировать, перестаёт стремиться к собственному совершенствованию.
- Главный критерий прогресса – техника, её возможности. Чем более развито общество, тем большими возможностями характеризуются в нём орудия труда, техника. Недостаток подхода: теряется человеческая составляющая, человек и в индустриальном обществ е может чувствовать себя потерянным, винтиком в бездушной машине общества.
- Главный критерий прогресса – производительность общественного труда. Чем более развито общество, тем выше в нем производительность общественного труда. Здесь как бы соединяются два предыдущих подхода, гасятся их недостатки. Недостаток подхода: что делать, если производится не нужная обществу продукция (например горы вооружений, зачем они?).
(беседа со студентами)
Однако главное всё же – человек, точнее, возможности его развития. Чем лучше общество развивает человека, тем оно прогрессивней.
Периодизация исторического процесса
В соответствии с различными подходами к пониманию хода и критериев общественного прогресса социологи сегодня группируются вокруг нескольких направлений по вопросам периодизации истории.
1. Теория общественно-экономических формаций, формационный подход.
Эта теория создана К. Марксом во второй половине XIX века. В основе формационного подхода лежит поступательное понимание общественного прогресса, а главным его критерием выступают производительные силы.
В истории развития общества выделяются пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический как итог развития всего человечества).
2. Конвергентный подход.
В основу периодизации истории кладётся уровень развития техники и технологии. Данный подход исходит из поступательного характера общественного прогресса, основным критерием которого являются техника и наука.
Первые разработки появились в начале ХХ века (Ростоу). Выделяют в основном три ступени общественного развития:
– доиндустриальная или аграрная (основным производством является сельское хозяйство, определяющая роль в обществе принадлежит сословиям);
– индустриальная (главная сфера производства – промышленность, ведущий слой в обществе – производитель, бизнесмен);
– постиндустриальная или информационная (основная сфера производства – сфера услуг, образования и науки, ведущая сила в обществе – учёные, специалисты-профессионалы).
3. Цивилизационный подход
За основу периодизации кладётся человеческое измерение: что даёт общество для развития человека. Выделяют две ступени и соответственно два типа общества: цивилизованное и нецивилизованное. Подразумевается, что цивилизация проявляет себя кроме труда и в сфере потребления, а также в сферах социально-политической.
Эволюция и революция как формы социального развития
Эволюция – постепенное количественное и качественное изменение в социальном развитии. Процесс развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества.
Революция противоположна эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к новому качеству.
Противоречивость прогресса:
1. В «голове» рыбы записать проблему, которую будем рассматривать:
Процесс исторического развития противоречив
2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:
Прогресс техники, развитие индустрии,
открытия в области ядерной физики,
использование персональных компьютеров,
рост городов (урбанизация)
3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:
Экологический кризис,
атомное оружие,
болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподиномия),
социальная изоляция,
нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечно-сосудистые заболевания,
больезнь органов дыхания, НС)
4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:
Чем быстрее и больше прогресс, тем более высокую цену платит человек.
Рефлексия
Карточка Синквейна
(Приложение 2.)
Домашнее задание.
(Приложение 1.)
Приложение 1.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Противоречия прогресса
Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса, принеся человеку множества щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человечеством невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.
Человечеству и сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».
Было бы величайшей, а возможно и фатальной ошибкой, если бы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина и следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер, для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.
Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.
А. Печчеи.
Вопросы и оценка:
1, 2 вопрос – «удовлетворительно»
1,2, 3 вопрос – «хорошо»
1-5 вопрос – «отлично»
1. Перечислите проблемы, которые автор сравнивает со «щупальцами гигантского спрута».
2. Какой выход предлагает автор?
3. Найдите в тексте фразу, в которой наиболее емко выражены противоречия прогресса.
4. Приведите примеры «щедрых подарков», которые принес человечеству XX век.
5. Какие беды человечеству принес XX век?
Приложение 2.
Синквейн
- имя существительное – слово, которое ассоциируется
с темой сегодняшнего занятия;
- два прилагательных, которые раскрывают
вышеназванное существительное;
- три глагола, которые описывают действие этого процесса,
явления (темы);
- составьте предложение, выражающее общей фразой отношение к теме;
- запишите синоним к вашему первому слову.
Предварительный просмотр:
План занятия
№ п/п | Этапы занятия, хронометраж | Содержание работы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Дидактический материал |
1. | Оргмомент (7 мин.) | Постановка целей занятия, мотивация | Вступительное слово преподавателя | Работа в тетрадях | Слайд 1,2 |
2. | Постановка проблемы (45 мин) | Актуализация опорных знаний | Ведение диалога со студентами | Аргументированные ответы на вопросы преподавателя по теме, изученной ранее. | Слайд 2,3 |
Изучение нового материала | Объяснение нового материала Беседа со студентами | Работа в тетрадях Схематически изобразить линейный, циклический, спиралевидный тип прогресса | Слайды 6,7,8,9,10,11 | ||
3. | «Фишбоун», прием ТРКМ (17 мин) | Работа со схематичным рисунком | Руководство работой студентов | Ответы на вопросы преподавателя, формулировка «+» и «-« прогресса, формулирование вывода. Работа в тетради. | Рисунок на доске |
4. | Заключение (10 мин) | Анализ результатов работы на уроке | Беседа | Слайд 12,13 | |
5. | Домашнее задание (10 мин) | Закрепление знаний | Объяснение задания и критериев оценивания | Работа с текстом документа | Приложение 1. |
6. | Подведение итогов, прием ТРКМ | Рефлексия |
| Работа с карточкой «Синквейн» | Приложение 2. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
Методическая разработка урока по теме: "Проблема соотношения в человеке биологического и социального. Человек, индивид, личность" для студентов СПО
Методическая разработка урока по дисциплине Основы философии...
Презентация к уроку по теме "Научно-технический прогресс"
Данная презентация предназначена в качестве наглядного материала для проведения занятий...
Применение ТРКМ при изучении темы "Артерии головы,шеи и верхних конечностей".
Представлен учебно-методический материал с использованием технологии развития критического мышления при изучении дисциплины Анатомия и физиология человека, тема "Артерии головы,шеи и верхних...
Комбинированный урок по теме «Проблемы молодёжи».
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока по теме "Низкокалорийные кондитерские изделия", по специальности 19.02.10. "Технология продукции общественного питания"
Урок продуктивного уровня, в основу которого положена самостоятельная работа студентов по разработке рецептуры низкокалорийного торта. Особыми мотивационными средствами можно считать видеофрагменты, н...