Методическая разработка урока по теме: "Проблема соотношения в человеке биологического и социального. Человек, индивид, личность" для студентов СПО
презентация к уроку на тему
Методическая разработка урока по дисциплине Основы философии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: 1.Соотношение в человеке биологического и социального 2. Осмысление понятий «человек», «индивид», «личность».
Социобиология , гендер , девиантное поведение, человек, индивид, личность, индивидуальность . Термины:
Происхождение человека ( антропосоциогенез ). Задание (работа с текстами): Выберите ту точку зрения, которая кажется Вам более близкой. Свой выбор обоснуйте. Повторение.
Один из главных вопросов философской антропологии - вопрос о природе человека. Две точки зрения по этому вопросу: 1. Природа человека всецело социальна. 2. Природа человека не только социальна, но и биологически нагружена (набор генов, баланс вырабатываемых гормонов, обмен веществ). Ответ на 1-й вопрос.
Человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности ». А.Н.Леонтьев
Р. Уилсон «… в основе всех форм социального поведения лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным».
Социобиология - это научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. В центре внимания социобиологии стоит не отдельная биологическая особь или человеческий индивид , но и сообщество .
Девиантное поведение. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция . Вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.
Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества .
Девиантное поведение.
Гендерный тип. Гендер - понятие, рассматриваемое современной социологией как противоположное понятию биологического пола человека. Отличие состоит в том, что биологический пол «выдается» человеку еще до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам.
Можем ли мы на современном этапе развития науки дать окончательный ответ на вопрос о соотношении социального и биологического в человеке? Каково ваше мнение по этому вопросу? Итог по первому вопросу:
Ответ на 2-й вопрос. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Человек – существо духовное, социальное и биологическое .
Задание : восстановите по смыслу пропущенные слова и объясните, почему именно это слово (или слова ) Вы вставили. Что такое «человек»? Платон Аристотель Эразм Роттердамский
Тексты Слова «Человек – это существо______ , двуногое, с плоскими______ , восприимчивое к знанию, основанному на ______» (Платон) «…Человек по своей природе существо_____ , кто живет в силу своей природы, а не вследствии ____ обстоятельств, вне государства, тот или____ , или существо недоразвитое» (Аристотель). «…Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей:_____ , как бы некого божества, и_____ , вроде бессловесной скотины» (Эразм Роттердамский ) Бог, движение, ногти, машина, рассуждение, бескрылое, случайный, мозг, тело, сознание, политическое, одухотворенное, голова, душа.
«Человек – это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении» (Платон). «…Человек по своей природе существо политическое; кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или Бог, или существо недоразвитое» (Аристотель). «…Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: души, как бы некого божества, и тела, вроде бессловесной скотины» (Эразм Роттердамский ). Полные фразы
Понятие «индивид» служит для характеристики единичного представителя человеческого рода, конкретного носителя всех социальных и психологических особенностей человека: разума, воли, интересов, потребностей, мотивов и т.д. Например, Диана имеет высокий уровень интеллекта, общительна, любит животных, увлекается шахматами.
Личность - это динамичная, относительно устойчивая система духовных, интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности. Из индивида формируется личность. Первоначально слово «личность» происходит от лат. Person , что означало маску, которую надевал актер, изображая героя.
Русский философ Лосев писал, что « личность - это человек, в котором проявился лик Христов »
Личность - это динамичная, относительно устойчивая система духовных, интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности. ДУХОВНОСТЬ ДУХОВНОСТЬ = НРАВСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОСТЬ Нравственность Что может сделать меня одновременно и нравственным и чистым душой Вера Волевые усилия Духовное состояние человека определяет всю его жизнь.
Черты личности: 1. Духовность. 2. Самосознание. 3.Ответственность за свои поступки. 4. Автономность по отношению к обществу. 5. Ценностно - направленные поступки. Является ли ребенок личностью
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью.
Индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности – самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность – понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека. Леонардо да Винчи М.Лютер
Закончите любое предложение, выразив свое мнение о сегодняшнем уроке. Самое интересное на уроке было… Мне понравилось… Сегодня на уроке я так и не понял… Меня заинтересовало… Я хотел бы узнать подробнее о … Мне не понравилось… Я считаю, что сегодня мы… Рефлексия:
Дайте характеристику отдельной личности и описание отдельного индивида. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Стилизация фигуры человека в декоративной и станковой композиции"
Задачи урока Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человекаОвладения умениями органич...

Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"
Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...

Методическая разработка урока по теме «Освобождение человека от действия электрического тока» учебная дисциплина «Охрана труда»
Методическая разработка урока теоретического обучения по разделу «Основы электробезопасности» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии 13046.01 «Обогат...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Учебная дисциплина: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Тема: «Культура, как родовое свойство человека»
Методическая разработка...

Методическая разработка урока по дисциплине "Право" на тему "Право в системе социального регулирования"
Урок позволяет учащимся познакомиться с существующими социальными нормами; формирует знания о понятиях: «социальная норма», «право»; развивает умение проводить сравнительный анализ...

Методическая разработка урока по теме: "Русь между двумя цивилизационными потоками" для учащихся старшей школы и студентов
Методическая разработка проблемного урока....

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме "Шум и здоровье человека"
Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме «Шум и здоровье человека»...