Методическая разработка урока по теме: "Проблема соотношения в человеке биологического и социального. Человек, индивид, личность" для студентов СПО
презентация к уроку на тему
Методическая разработка урока по дисциплине Основы философии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: 1.Соотношение в человеке биологического и социального 2. Осмысление понятий «человек», «индивид», «личность».
Социобиология , гендер , девиантное поведение, человек, индивид, личность, индивидуальность . Термины:
Происхождение человека ( антропосоциогенез ). Задание (работа с текстами): Выберите ту точку зрения, которая кажется Вам более близкой. Свой выбор обоснуйте. Повторение.
Один из главных вопросов философской антропологии - вопрос о природе человека. Две точки зрения по этому вопросу: 1. Природа человека всецело социальна. 2. Природа человека не только социальна, но и биологически нагружена (набор генов, баланс вырабатываемых гормонов, обмен веществ). Ответ на 1-й вопрос.
Человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности ». А.Н.Леонтьев
Р. Уилсон «… в основе всех форм социального поведения лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным».
Социобиология - это научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. В центре внимания социобиологии стоит не отдельная биологическая особь или человеческий индивид , но и сообщество .
Девиантное поведение. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция . Вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.
Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества .
Девиантное поведение.
Гендерный тип. Гендер - понятие, рассматриваемое современной социологией как противоположное понятию биологического пола человека. Отличие состоит в том, что биологический пол «выдается» человеку еще до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам.
Можем ли мы на современном этапе развития науки дать окончательный ответ на вопрос о соотношении социального и биологического в человеке? Каково ваше мнение по этому вопросу? Итог по первому вопросу:
Ответ на 2-й вопрос. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Человек – существо духовное, социальное и биологическое .
Задание : восстановите по смыслу пропущенные слова и объясните, почему именно это слово (или слова ) Вы вставили. Что такое «человек»? Платон Аристотель Эразм Роттердамский
Тексты Слова «Человек – это существо______ , двуногое, с плоскими______ , восприимчивое к знанию, основанному на ______» (Платон) «…Человек по своей природе существо_____ , кто живет в силу своей природы, а не вследствии ____ обстоятельств, вне государства, тот или____ , или существо недоразвитое» (Аристотель). «…Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей:_____ , как бы некого божества, и_____ , вроде бессловесной скотины» (Эразм Роттердамский ) Бог, движение, ногти, машина, рассуждение, бескрылое, случайный, мозг, тело, сознание, политическое, одухотворенное, голова, душа.
«Человек – это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении» (Платон). «…Человек по своей природе существо политическое; кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или Бог, или существо недоразвитое» (Аристотель). «…Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: души, как бы некого божества, и тела, вроде бессловесной скотины» (Эразм Роттердамский ). Полные фразы
Понятие «индивид» служит для характеристики единичного представителя человеческого рода, конкретного носителя всех социальных и психологических особенностей человека: разума, воли, интересов, потребностей, мотивов и т.д. Например, Диана имеет высокий уровень интеллекта, общительна, любит животных, увлекается шахматами.
Личность - это динамичная, относительно устойчивая система духовных, интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности. Из индивида формируется личность. Первоначально слово «личность» происходит от лат. Person , что означало маску, которую надевал актер, изображая героя.
Русский философ Лосев писал, что « личность - это человек, в котором проявился лик Христов »
Личность - это динамичная, относительно устойчивая система духовных, интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств индивида, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности. ДУХОВНОСТЬ ДУХОВНОСТЬ = НРАВСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОСТЬ Нравственность Что может сделать меня одновременно и нравственным и чистым душой Вера Волевые усилия Духовное состояние человека определяет всю его жизнь.
Черты личности: 1. Духовность. 2. Самосознание. 3.Ответственность за свои поступки. 4. Автономность по отношению к обществу. 5. Ценностно - направленные поступки. Является ли ребенок личностью
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью.
Индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности – самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность – понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека. Леонардо да Винчи М.Лютер
Закончите любое предложение, выразив свое мнение о сегодняшнем уроке. Самое интересное на уроке было… Мне понравилось… Сегодня на уроке я так и не понял… Меня заинтересовало… Я хотел бы узнать подробнее о … Мне не понравилось… Я считаю, что сегодня мы… Рефлексия:
Дайте характеристику отдельной личности и описание отдельного индивида. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Стилизация фигуры человека в декоративной и станковой композиции"
Задачи урока Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человекаОвладения умениями органич...
Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"
Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Учебная дисциплина: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Тема: «Культура, как родовое свойство человека»
Методическая разработка...
Методическая разработка урока по дисциплине "Право" на тему "Право в системе социального регулирования"
Урок позволяет учащимся познакомиться с существующими социальными нормами; формирует знания о понятиях: «социальная норма», «право»; развивает умение проводить сравнительный анализ...
Методическая разработка урока по теме: "Русь между двумя цивилизационными потоками" для учащихся старшей школы и студентов
Методическая разработка проблемного урока....
Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме "Шум и здоровье человека"
Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме «Шум и здоровье человека»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯИЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов, обучающихся по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Методические рекомендации к самостоятельным работам по междисциплинарному курсу МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначены для организации эффективной самостоятельной ...