Урок обществознания 7 класс "Проблема одиночества"
план-конспект урока на тему
Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-методическому плану: "Образ жизни подростка"
Номер урока по теме: 2
Форма урока: комбинированный урок с использованием метода дискуссии (фронтальная деятельность), работа в группах
Оборудование: дидактические материалы: мультимидийное оборудование, заготовка буклета в Microsoft Office Publisher, рефлексивные мишени.
Цели:
1. формирование теоретических представлений о понятии "одиночество";
2. развитие умения выделять главное, анализируя полученную информацию;
3. способствовать становлению и саморазвитию личности учащегося.
Задачи:
- добиться понимания термина «одиночество»;
- научить выделять основные виды одиночества;
- обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_problema_odinochestva.docx | 36.03 КБ |
odinochestvo.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет «Обществознание».
Урок обществознания по теме: «Проблема одиночества» в 7 классе.
Подготовила и провела учитель обществознания
МБОУ "Горковская" Белых Н.В.
Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-методическому плану: "Образ жизни подростка"
Номер урока по теме: 2
Форма урока: комбинированный урок с использованием психодиагностического тестирования, релаксационной методики.
Оборудование: дидактические материалы: мультимидийное оборудование, бланки тестирования.
Цели:
1. формирование теоретических представлений о понятии "одиночество";
2. развитие умения выделять главное, анализируя полученную информацию;
- способствовать становлению и саморазвитию личности учащегося.
Задачи:
- добиться понимания термина «одиночество»;
- научить выделять основные виды одиночества;
- обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера.
Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, стремление к психологическому самопознанию и самосовершенствованию.
Понятия: одиночество, виды одиночества
Этапы урока (с временной раскладкой).
- Приветствие - 1 минута.
- Проверка домашнего задания -5 минут.
- Сообщение темы и целей урока - 2 минуты.
- План урока – 1 минута.
- Объяснение нового материала – 27 минут.
- Итоги урока -3 минуты.
- Домашнее задание – 1 минута.
Этапы урока | № слайда |
Ход урока: I. Приветствие. Тема сегодняшнего урока «Проблема одиночества». | Слайд № 1. |
II. Проверка домашнего задания.
| |
План:
Мы с вами продолжаем изучать тему: «Формирование личности». Эпиграфом к нашему уроку я решила взять высказывание, которое встретилось мне в сети, автор которого представился Мудрым вороном: "Человек в высшей степени существо социальное, поэтому так много он говорит о том, чего боится больше всего на свете - об одиночестве". | Слайд №2. |
Ситуационные картинки. Их описание. Название нового термина – "одиночество". Понятие «одночество». Для начала, проанализируем определения понятия «одиночество», которые существуют не сегодняшний день в различной литературе. Например, в «Современном толковом словаре русского языка» (под ред. Кузнецова С. А.) дается следующее определение данному понятию: «одиночество - это состояние одинокого человека», такое же определение дано и в «Словаре русского языка» 2 том (под ред. Евгеньева А. П.), и в «Словаре русского языка. С. И. Ожегова» (под ред. Шведовой Н. Ю.). Как мы можем заметить, данное определение носит далеко не исчерпывающий характер и мы, со своей стороны, решили обратиться к психологической литературе и нашли там исчерпывающие для себя определения, которое мы хотим положить в основу нашего исследования. Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери. В рамках этого понятия распознают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации. (Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло «Теоретические подходы к одиночеству»). Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. | Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 |
Очень многие авторы предлагают различного рода классификации, относительно понятия одиночества. Мы решили рассмотреть в своей работе некоторые из них. Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство людей переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений. Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности человека установить отношения с людьми. Одиночество по желанию. Да, да. Одиночество по желанию, когда человек чувствует себя комфортно в такой ситуации. У него могут быть друзья, знакомые и даже много, но он отстраняет себя от более близкого и частого общения с ними. Он привык быть наедине с самим собой. Одиночество вынужденное. Ну а с этим понятием всё намного сложнее. Бывает, что дело в самом человеке, а в большинстве случаев дело в том обществе, в котором он находится. Или обстоятельства сложились так, что человек, в силу каких-то причин, остался вообще один. Скрытое одиночество. Одиноким можно быть и среди своих любимых и близких друзей и родственников. В этой ситуации можно как быть одиноким, так и просто чувствовать себя таковым. Чаще всего, всё начинается с ощущений. Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я. - Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться, найти правильный путь дальше.) - А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они счастливы). | Слайд №6 |
4. Анализ стихотворений, которые дети должны соотнести с каким-либо видом одиночества. (Приложение 1). | |
5. Упражнение на релаксацию «Мой огонек» Психологи считают, что у каждого человека есть способность помочь самому себе. Если одиночество еще внутри вас, давайте закроем глаза и представим себе вечер, прохладный весенний ветерок. Вы выходите из дома и идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто гуляете. Замечаете подтаявшие снежные сугробы вокруг дороги, снег, который искрится в лучах фонарей. Вы останавливаетесь и любуетесь снегом. Потом вы поднимаете глаза, видите дома и в них — освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне — маленький мир. Уютный дом. Теперь представьте себе, что где-то внутри вас горит такой же свет. Он дает вам уют и теплый покой. Что бы ни случилось с вами, какие бы бури и волнения вы ни переживали, он горит ясным, теплым, спокойным светом. Представьте его в виде язычка пламени. Вы можете осторожно взять его в руки. Вот он — перед вами. Вы бережно держите его в руках. Полюбуйтесь им. Поблагодарите за тепло и мир, которые он дает (пауза). Теперь бережно положите его обратно. Он всегда будет с вами. Открывайте глаза и возвращайтесь в класс, к нашему разговору (в ходе всего упражнения звучит спокойная релаксационная музыка). Как вы себя чувствуете? Представился ли вам огонек, который горит внутри? | Слайд№14 (музыка) |
6. Советуем запомнить. В словаре В.И. Даля даны два значения: 1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно. 2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей. - В чём разница между значениями? - Как думаете, одиночество и единство – однокоренные слова? Подберите ряд однокоренных слов к слову одиночество. Одиночество – один – одинокий – одиночка. Единство- единение – единый - Почувствовали разницу в значении? - Давайте заглянем в этимологический словарь. (Этимология — учение о происхождении и правильном толковании смысла слов). (Читают со слайда) ОДИН (современ.) – из общеславянского един-, образовано сложением основ ед- (из старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один, сам») Что скажете? Вот оно, могущество русского языка! От единства до одиночества один шаг, но каждый человек делает свой выбор. | Слайд № 7 Слайд № 8 |
7.Подведем итоги. | |
8.Краткий анализ урока: Учитель читает притчу: Во времена Ледникового периода многие животные замерзли и погибли. Ежи поняли, что жить стало очень опасно и решили собраться все вместе и прижаться друг к другу. Так они защитили себя от холода. Но, хотя вместе им было тепло, они острыми иголками кололи друг друга. И потому ежи решили вновь разойтись. Но это означало – умереть от холода! Пришлось ежам выбирать одно их двух: или смириться с острыми иголками своих собратьев – или вымирать. И потому, в конце концов, они опять решили собраться и жить вместе. Они научились терпеть небольшие раны, которые наносит столь близкое совместное проживание с остальными – потому что тепло, которое им давали другие, оказалось куда важнее. Мораль: Чтобы построить хорошие отношения, не обязательно сводить вместе идеальных людей, лишенных всяких недостатков. Надо научиться жить с другими, несмотря на все их минусы, и ценить их плюсы. Оценки, отвечавшим учащимся, благодарность активным ученикам. Пожелания всему классу. До свидания, спасибо за урок. |
Рекомендуемая литература:
1. Заворотных, Е. Н. Особенности взаимосвязи одиночества и депрессии / Е.Н. Заворотных // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2008. Вып. 2. − 2008. − С.286-293
2. Заворотных, Е.Н Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.05 / Е.Н. Заворотных. − Санкт-Петербург, 2009. − 23 с.
3. Кон, И. C. Многоликое одиночество // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед.инст. / И.C. Кон; сост. В. В. Мироненко. − М.: Просвещение, 1990. – 162 c.
4. Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. − М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
6. Романова, Н.П. Одиночество: Введение в проблему / Романова Н. П., Дробышевский В. С. − М., 2003. – 323 с.
7. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
8. Википедия. Словарь. – интернет – ресурс.
Приложение 1
Стихотворения для анализа видов одиночества
***
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок
(Агния Барто )
***
Пусто в доме моём
Тишина лишь звенящая.
...
Кто ты?...
... Эй! ...
... За окном!
Не мираж...
... настоящая.
И стоит не таясь...
Красоты ослепительной
Я такой отродясь
Не видал, удивительной.
Заходи, что стоишь?
Щас чайку с сахарком.
Ну, осваивай дом
Хоть частично хоть весь
...
А она мне мельком –
«Я давно уже здесь».
...
Сердце вдруг встрепенулось
Услыхав как пророчество,
А она улыбнулась –
«Я твоё одиночество»
***
Дожди, ветра и все метели
Прошли, ушли и пролетели.
Я обнимаю воздух дня,
Приветствуй, утро, ты меня.
Пою, лечу, парю и плачу,
А это значит: я живу.
Не буду ждать судьбу-удачу,
Я в ней купаюсь и плыву.
Болезнь отступит, это точно!
На смену ночи день придет!
Слеза омоет, боль упрочит
И сталью сердче отольет,
И кто-то в спину - ну даёт!
Плевать на сплетни, пересуды,
Ты, одиночество, со мной.
Беру тебя с собой повсюду
И окунаюсь с головой.
Как было просто не бояться,
Как было сложно всё понять,
Принять себя, не разучиться улыбаться
И жить, творить, не стоит ждать!
***
Скучнее нету одиночества,
Чем одиночество в толпе,
Когда безумно всем хохочется,
А плакать хочется тебе.
***
«Одиночество»
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Иван Бунин
***
Белеет парус одинокий.
В лазури солнца голубом.
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном?..
(М. Ю. Лермонтов)
Приложение 2
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
№ | Утверждения | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1 | Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|
|
|
|
2 | Мне не с кем поговорить |
|
|
|
|
3 | Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|
|
|
|
4 | Мне не хватает общения |
|
|
|
|
5 | Я чувствую, будто никто не понимает меня |
|
|
|
|
6 | Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне |
|
|
|
|
7 | Нет никого, к кому бы я мог обратиться |
|
|
|
|
8 | Я сейчас больше ни с кем не близок |
|
|
|
|
9 | Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи |
|
|
|
|
10 | Я чувствую себя покинутым |
|
|
|
|
11 | Я не способен раскрепощаться и общаться |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
13 | Мои социальные отношения и связи поверхностны |
|
|
|
|
14 | Мне не достает компании |
|
|
|
|
15 | В действительности никто как следует не знает меня |
|
|
|
|
16 | Я чувствую себя изолированным от других |
|
|
|
|
17 | Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
|
|
|
18 | Мне трудно заводить друзей |
|
|
|
|
19 | Я чувствую себя исключенным и изолированным другими |
|
|
|
|
20 | Люди вокруг меня, но не со мной |
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Одиночество - это состояние одинокого человека» «Современный толковый словарь русского языка» (под ред. Кузнецова С. А.), «Словарь русского языка» 2 том ( под ред. Евгеньева А. П.), «Словарь русского языка. С. И. Оже г о в а» (п од р ед . Шведовой Н. Ю.).
Одиночество психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери. В рамках этого понятия распознают два различных феномена одиночество Позитивное ( уединенность) негативное (изоляция)
идеальное представление о том, какими должны быть мои отношения РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Одиночество бывает: Ситуативное одиночество. Хроническое одиночество. Одиночество по желанию. Одиночество вынужденное. Скрытое одиночество. Психологическое одиночество.
В словаре В.И. Даля даны два значения: 1. Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно. 2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.
ОДИН ( современ .) из общеславянского един- , образовано сложением основ ед - (из старославянского языка «только») и –ин ( общеслав . «один, сам») един-
иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство людей переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.
- следствие длительной неспособности человека установить отношения с людьми.
- человек чувствует себя комфортно в такой ситуации. У него могут быть друзья, но он отстраняет себя от более близкого и частого общения с ними. Он привык быть наедине с самим собой.
- а с этим понятием всё намного сложнее. Бывает, что дело в самом человеке, а в большинстве случаев дело в том обществе, в котором он находится. Или обстоятельства сложились так, что человек, в силу каких-то причин, остался вообще один.
- одиноким можно быть и среди любимых и близких друзей и родственников. В этой ситуации можно как быть одиноким, так и просто чувствовать себя таковым. Чаще всего, всё начинается с ощущений.
- комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», « инакостью », непризнанием, обидой, а также следствие заниженной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязаннос...
Методическая разработка бинарного урока (обществознание, английский язык) Тема: СМИ - четвёртая власть
Методическая разработка бинарного урока - обществознание и английский язык предназначена для преподавателей профессиональных образовательных учреждений и учителей общеобразовательных школ. Данная мето...
"Политика и власть" урок обществознания в 9 классе
новый материал...
Интерактивные технологии в обучении на уроках обществознания
Обобщение и анализ своего педагогического опыта для выступления на межрегиональном семинаре...
Урок обществознания в 10 кл. (презентация) Свобода в деятельности человека
Урок проводился с применением Системы согласованного обучения, отрабатывались мыслительные операции, общенения, умозаключения....
статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"
Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод можно применять т...
Формирование гражданской позиции на уроках обществознания
Гражданская позиция - это гражданские действия. Гражданское действие– добровольное действие, приводящее к личным потерям, ради блага общества...