Программа по обществознанию 7 класс. ФГОС
рабочая программа на тему
Программа по обществознанию 7 класс. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_obshchestvoznanie_7_kl.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»
Рабочая программа по обществознанию (7 класс)
автор-составитель Степанова Татьяна Викторовна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по обществознанию. Программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Рабочая программа включает восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета ( личностные, метапредметные и предметные; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; календарно-тематическое планирование с описанием планируемых результатов каждой темы; описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Данная программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах..
Цели, на достижение которых направлено изучение обществознания в 7 классе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Цели обществоведческого образования на данном этапе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения обществознания в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения проблем в старших классах;
- ввести учащихся в мир общественных отношений и показать основы взаимодействия людей в этом мире;
- научиться использовать информацию из различных источников для формирования собственной точки зрения;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
умения правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией,
защищать свою точку зрения;
- научиться решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации.
- ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
- раскрытие закономерностей общественной жизни;
- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
- определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;
- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;
- формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;
- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
- развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять
ту или иную позицию в реальной жизни;
- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;
- понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;
- передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.
Данная рабочая программа реализуется в рамках учебно-методического комплекта А.И. Кравченко, который включает в себя:
- Кравченко А.И. Обществознание. 7 класс, Русское слово, М., 2013г.
- Козленко С.И. Программы курса обществознания. 6-7 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2013
- Хромова. И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.И. Певцовой «Обществознание» ,
7 класс, Русское слово, М., 2013 .
- Хромова. И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.И. Певцовой «Обществознание» , 7 класс, Русское слово, М., 2013
- Биянова Е.Б. Поурочные планы по обществознанию 7 класс, ВАКО.М.,2013г.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную, социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 7 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
- обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
- формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Программа предусматривает проведение уроков изучения и первичного закрепления знаний, уроков закрепления знаний и выработки умений, уроков комплексного использования знаний, уроков обобщения и систематизации знаний, практических работ, уроков проверки, оценки контроля знаний. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа), участвуют в проектной деятельности.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менне важным элементом содержания учебного предмета Обществознание является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную кооммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных междусобой этапов. Первый этап (V-VI кл.) имеет преимущественно пропедевтеческий характер и связан с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность с курсом «Окружающий мир», изучаемым в начальной школе. Второй этап (VII-IX кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На каждом этапе реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На базовом уровне на изучение обществознания в 7 классе согласно данной рабочей программе отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
- Личностными результатами учащихся формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте создавшихся реалий;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 класс (34 часа)
Раздел I. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА (11ч)
Тема 1. Переходный возраст
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.
Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.
Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста
Задачи подросткового возраста. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.
Проблемы подросткового возраста.
Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.
Тема 3. Быть взрослым
Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.
Основное понятие темы: взрослый.
Тема 4. Физические изменения подростков
Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.
Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.
Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер
Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.
Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.
Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.
Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.
Тема 7. Самооценка подростка
Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.
Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.
Тема 8. Выдающаяся личность
Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии.
Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.
Тема 9. Лидер и его качества
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.
Основные понятия темы: лидер; искусство общения.
Раздел II. ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ (8 часов)
Тема 10. Социальная среда подростка
Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.
Основное понятие темы: социальная среда.
Тема 11. Подросток в группе
Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.
Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».
Тема 12. Межличностные отношения
Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях.
Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.
Тема 13. «Мы» и «они»
«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».
Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».
Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».
Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».
Тема 15. Социальный портрет молодежи (
Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.
Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.
Основное понятие темы: молодежь.
Раздел III 3. ПОДРОСТОК И ЗАКОН (5 часов)
Тема 16. Юридические границы подросткового возраста
Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).
Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.
Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.
Тема 17. Подросток как гражданин
Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.
Обязанности граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.
Тема 18. Подросток и его права
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Основное понятие темы: права ребенка.
Тема 19. Опасный путь преступной жизни
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.
Административные нарушения и меры административной ответственности.
Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.
Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.
Раздел IV 4. ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА (6 часов)
Тема 20. Подросток в обществе риска
Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.
Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.
Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.
Тема 21. Проблема одиночества
Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.
Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.
Тема 22. Подростковая культура
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.
Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.
Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.
Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.
Тема 23. Образ жизни
Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.
Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).
Основное понятие темы: образ жизни.
Тема 24. Досуг и отдых
Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.
Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.
Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев.
Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.
Тема 25. Развитие спорта
Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.
Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.
Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.
Раздел V. ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (3 часа)
Тема 26. Город и село
Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.
Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.
Тема 27. Мой дом, мое жилище
Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.
Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.
Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.
Итоговое повторение и обобщение (1час)
Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:
- Личностью не рождаются, личностью, становятся.
- Самооценка в подростковом возрасте
- Подросток как гражданин.
- Молодежная субкультура
- Проект «Возрождение российского населения» (может представлять собой анализ демографической обстановки в своем регионе и меры, которые должны принять местные власти и сами жители для увеличения рождаемости);
- Проект «Преодоление негативной девиации у школьников» (социально направленный, предполагает исследование и предложения по преодолению девиантного поведения школьников);
- Проект «Интернет в жизни школьника: помощь или зависимость?» (исследование об использовании учащимися Интернета и преодолении возможной зависимости).
- Проект «Давайте жить дружно» (предполагает исследование конфликтных ситуаций в школьной среде и предложения по предотвращению конфликтов среди сверстников);
- Проект «Защити права несовершеннолетних» (может содержать исследование нарушений прав ребенка в случае девиантного поведения родителей или недобросовестного исполнения обязанностей представителями администрации, а также предложения по защите прав несовершеннолетних и т. д.).
- Здоровый образ жизни.
- Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
- Мой город — город для всех.
- Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
- Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
- Человек долга — кто он, каков он?
- Свободное время школьника.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения раздела обучающиеся должны
иметь представление:
- о целях и задачах изучения обществознания;
- о смысле и значении понятий урока;
- о сущность и задачи подросткового возраста, тех трудностях, которые подростки переживают, проходя его;
- о психологическом портрете личности;
- об образе жизни подростка;
- о взаимоотношениях подростка с законом;
- о социальной и жилой среде подростка.
- о влиянии разных факторов на становление подростка;
знать:
- понятия раздела понятие биологического и социального;
- принцип разделения наук на общественные и естественные;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
- структуру потребностей человека;
- особенности каждого периода жизни человека;
- ступени развития общества;
- роль влияния семьи и родителей на ребенка;
- функции школы;
уметь:
- находить в учебнике структурные элементы;
- составлять рассказ, используя изученные термины;
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- дать объективную самооценку себе и своим поступкам;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- определить, какие параметры определяют положение человека в обществе;
- объяснять причины напряженности в отношениях между подростками и родителями;
- доказать необходимость хорошего образования;
иметь опыт:
- высказывания суждений о взаимосвязи самостоятельности и ответственности, о о задачах подросткового возраста;
- свободного оперирования понятиями и терминами раздела;
- конструктивных межличностных отношений, толерантного поведения;
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
В процессе обучения обществознанию в 7 классе ученик должен научиться излагать свои мысли, пересказывать материал учебника, слушать, задавать вопросы, составлять план, работать с учебником, то есть овладеть практическими навыками и умениями. Однако эти навыки и умения отнести к практическим можно лишь условно, поскольку в основе даже самого простого из них лежит мыслительная деятельность.
На уроках обществознания ученик должен овладевать определенными способами умственной деятельности, обучаться мыслительным операциям, учиться наблюдать, воспроизводить и творчески создавать новые. Умение осуществлять все это является в то же время результатом овладения определенной суммы фактических знаний.
Таким образом, обе стороны процесса обучения - усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений - выступают в диалектическом единстве: развитие мышления учащихся происходит в процессе овладения знаниями и их применения. Умение ученика думать не может осуществляться вне процесса усвоения и применения знаний. Поэтому главная задача - это научить ученика творчески и самостоятельно мыслить, стремиться к познанию и сделать это привычкой.
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Перечень учебных тем по стержневым линиям учебного курса 7 класса.
№ п\п | Темы разделов , уроков | Кол-во Часов. | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
10..Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность подростка» | 11 ч. | иметь представление:
уметь:
знать:
иметь опыт:
|
2. | ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ (8 часов)
| 8 ч. | иметь представление:
уметь:
знать:
уметь:
иметь опыт:
|
3 | ПОДРОСТОК И ЗАКОН
19.. Подросток как гражданин 20.Подросток и его права 21. Основное понятие темы: права ребенка. 22. Опасный путь преступной жизни 23. Повторительно-обобщающий | 5ч. | иметь представление:
уметь:
знать:
иметь опыт:
|
4 | ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА 23. Подросток в обществе риска 24. Проблема одиночества 25.Подростковая культура 26. Образ жизни 27. Досуг и отдых 28. Развитие спорта | 6 ч | иметь представление:
уметь:
знать:
иметь опыт:
|
5 | ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА 29. Город и село 30. Мой дом, мое жилище | 3 ч | иметь представление:
уметь:
знать:
иметь опыт:
|
Итоговое занятие | 1ч |
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Темы, разделы уроков | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | ||||||
личностные | метапредметрные | предметные | Да та по плану | Дата факт. | |||||||
Раздел 1. Личность подростка | 11 | ||||||||||
1 | Переходный возраст | 1 | Усвоения новых знаний | фронтальный | заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества Объяснять ценности общества сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Уметь осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа | Получение относительно целостного представления о переходном возрасте и его особенностях | ||||
2 | Задачи и трудности подросткового возраста | 1 | Комбинированный | Индивидуальный, фронтальный | Допускать существование различных точек зрения, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Формировать свою точку зрения Находить необходимую информацию в учебнике Устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне | Знать понятия урока. Характеризовать трудности и проблемы подросткового возраста.; | ||||
3 | Задачи и трудности подросткового возраста | 1 | Комбинированный | Индивидуальный, фронтальный | Аргументированно высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение | Аргументированно излагать своё мнение, строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне | Понимать причины существования в подростковом возрасте трудностей. | ||||
4 | Быть взрослым | 1 | Комбинированный | Групповой, фронтальный | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни ,применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером,принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
5 | Физические изменения у подростков | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | . положительное отношение к происходящим физическим изменениям в организме подростка | Умение оперировать понятиями темы, приводить примеры поступков и действий, проявлений личности в деятельности | Знать особенности каждого периода жизни человека; факторы физических изменений подростков | ||||
6 | Психологический портрет личности: темперамент и характер | 1 | Комбинированный | Фронтальный,ндивидуальный | заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества. Выявление качественных характеристик личности | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. Выяснение сущности понятии личность, характер , темперамент. | ||||
7 | Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | Умение оперировать понятиями темы, приводить примеры поступков и действий, проявлений личности в деятельности | Проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
8 | Самооценка подростка | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | Умение оперировать понятиями темы , Проследить взаимосвязь образа жизни на подростка | Проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
9 | Выдающаяся личность | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | Способствовать формированию оценочного суждения о положительных и отрицательных чертах личности | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничеств | Знать характерные черты личности | ||||
10 | Лидер и его качества | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный. Тренинг на выявление лидерских качеств | Осваивать правила общения в группе | формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничеств в выявлении лидера | Знать характерные черты личности | ||||
11 | Повторительно –обобщающий урок | 1 | Систематизации и обобщения знаний и умений | Обобщающий контроль | Формирование коммуникативной компетенции | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
Раздел 2 Подросток в социальной среде | 7 | ||||||||||
12 | Социальная среда подростка | 1 | Усвоения новых знаний | фронтальный | Формирование информационной компетенции Способствовать формированию оценочного суждения о положительных и отрицательных чертах социальной среды подростка | Умение оперировать понятиями темы , Проследить взаимосвязь образа жизни на подростка | проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения.Умение объяснить понятия группа, малая группа, межличностные отношения, национальность, , миграция, толерантность. Определять в какие большие и малые группы входят обучающиеся Выяснение сущности понятии социальный статус, социальное положение, ответственность , темперамент, характер. | ||||
13 | Подросток в группе | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | Формирование информационной компетенции, собственной точки зрения | самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Умение объяснять значение понятий и терминов, выявление отличий подростка от взрослого, определение значения межличностных отношений для становления личности | ||||
14 | Межличностные отношения | 1 | Комбинированный | фронтальный | Способствовать формированию оценочного суждения о своем положении в обществе и причинах такого положения. | Используя схему учебника, объяснять от чего зависит социальное положение человека в обществе. | Знать роль межличностных отношений для становления личности | ||||
15 | Межличностные отношения | 1 | Комбинированный | индивидуальный | Формирование коммуникативной компетенции | Использовать учебную схему при ответе | Узнать особенности и тенденции развития современного общества | ||||
16 | «Мы» и «они» | 1 | Комбинированный | Индивидуаль ный фронтальный | Выяснить, чем отличается один народ от другого, уметь оперировать понятиями темы. Осваивать правила общения в группе Осознавать многообразие мира | Понимать ценность человеческой жизни, важность каждого возрастного этапа для развития личности | проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
17 | Мир знакомых и незнакомых людей | 1 | Комбинированный | Индивидуаль ный фронтальный | Моделирование ситуации выхода из конфликта. Прививать ценностные ориентиры, основанные на уважении к человеку | Излагать своё мнение по вопросу толерантности, | Узнать особенности и тенденции развития современного общества | ||||
18 | Социальный портрет молодежи | 1 | Комбинированный | Индивидуаль ный фронтальный | проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Излагать своё мнение по различным вопросам взаимоотношений в молодежной среде | Умение охарактеризовать сущность понятия молодежной субкультуры | ||||
19 | Повторительно –обобщающий урок | 1 | Актуализация знаний и умений | Обобщающий контроль | выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
Раздел 3. Подросток и закон | 4 | ||||||||||
20 | Юридические границы подросткового возраста | 1 | Усвоение новых знаний | фронтальный | Формирование коммуникативной компетенции Показать влияние широты интересов на личность. мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Умение охарактеризовать сущность понятий государство, гражданин, права человека, паспорт. | ||||
21 | Подросток как гражданин | 1 | Комбинированный | самоконтроль | Формирование коммуникативной компетенции, нравственных ценностей и понятий. Прививать ценностные ориентиры, основанные на уважении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности понимать позицию других Осознавать себя гражданином России | Знать основные права гражданина России. Излагать своё мнение по вопросу патриотизма, понимать позицию других | Знать на каком основании приобретается гражданство РФ Понимать и знать свои права и обязанности | ||||
22 | Подросток и его права | 1 | Применение знаний и умений | индивидуальный фронтальный | Формирование коммуникативной компетенции | Объяснять значение понятий темы, приводить примеры культурных норм, социальных ролей. Уметь анализировать собственные привычки, предлагать пути избавления от вредных привычек. | Умение дать оценку влияния разных факторов на становление подростка научатся анализировать свои поступки и отношение к окружающим. Выяснение сущности понятий опасность, безопасность, привычка. | ||||
23 | Опасный путь преступной жизни | 1 | Применение знаний и умений | индивидуальный фронтальный | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни | Уметь анализировать собственные привычки, предлагать пути избавления от вредных привычек Знать, кто и чем должен помочь ребенку, оказавшемуся в затруднительной ситуации | Знать на каком основании приобретается гражданство РФ Понимать в чем состоит принцип разделения властей | ||||
24 | Повторительно –обобщающий урок | 1 | Актуализация знаний и умений | Обобщающий контроль | выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
Раздел 4. Образ жизни подростка | 7 | ||||||||||
25 | Подросток в обществе риска | 1 | Усвоение новых знаний | индивидуальный | Осознавать свою позицию | Аргументированно излагать своё мнение, строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне | Знать понятия урока. Характеризовать группы риска | ||||
26 | Проблема одиночества | 1 | Комбинированный | фронтальный | Осознавать свою позицию | Аргументированно излагать своё мнение, строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне | Знать понятия урока. Характеризовать причины одиночества и пути выхода из проблемы | ||||
27 | Подростковая культура | 1 | Комбинированный | письменный индивидуальный | Формирование коммуникативной компетенции Прививать ценностные ориентиры, основанные на уважении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности | Знать основнгые особенности и черты подростковой культуры | Проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
28 | Образ жизни | 1 | Комбинированный | письменный индивидуальный | Формирование информационной компетенции | Использовать изученные понятия в своей речи в ходе учебной беседы . | Проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
29 | Досуг и отдых | 1 | Комбинированный | самоконтроль | Формирование информационной компетенции ценностные ориентиры, основанные на уважении к человеку, | Использовать учебную и дополнительную литературу для выполнения заданий | Знать основные понятия урока Уметь организовать эффективный отдых и досуг | ||||
30 | Спорт | 1 | Применение знаний и умений | индивидуальный | Формирование информационной компетенции | Приводить конкретные примеры для доказательства своей точки зрен | Знать значение и роль занятий спортом в жизни подростка | ||||
Повторительно-обобщающий | 1 | Контроль знаний и умений | Обобщающий контроль | выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | научатся выполнять контрольные задания по обществознанию, получат возможность научиться преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) и представлять ее в виде письменного текста. | |||||
Раздел 5 Подросток и его жилая среда | 4 | ||||||||||
31 | Город и село | 1 | Усвоение новых знаний | Фронтальный | Формирование информационной компетенции | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения,распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | . получат возможность научиться работать с текстом. | ||||
32 | Мой дом , мое жилище | 1 | Комбинированный | Фронтальный | Прививать ценностные ориентиры, основанные на уважении к человеку проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения,распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. | научатся отличать добрые поступки от злых, определять понятия «нравственность» и «безнравственность», получат возможность научиться работать с текстом.научатся анализировать свои поступки и отношение к окружающим. | ||||
33 | Мой дом, мое жилище | 1 | Комбинированный | Фронтальный , индивидуальный | Прививать ценностные ориентиры, основанные на уважении к человеку | используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме,. | Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения. | ||||
34 | Повторительно -обобщающий | 1 | Актуализация знаний и умений | Обобщающий контроль | выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | научатся выполнять контрольные задания по обществознанию, получат возможность научиться преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) и представлять ее в виде письменного текста. |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
- Кравченко А.И. Обществознание. 7 класс, Русское слово, М., 2013г.
- Козленко С.И. Программы курса обществознания. 6-7 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2013
- Хромова. И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.И. Певцовой «Обществознание» ,
7 класс, Русское слово, М., 2013 .
- Хромова. И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.И. Певцовой «Обществознание» , 7 класс, Русское слово, М., 2013
- Биянова Е.Б. Поурочные планы по обществознанию 7 класс, ВАКО.М.,2013г.
Мультимедиа:
Презентации , видео-аудио материалы.
Ресурсы Интернета:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=19 - Методические материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
· программно-нормативные документы;
· тематическое планирование;
· предметные и курсовые методические пособия;
· методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)
Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...
Рабочая программа для 5 класса. ФГОС
Данная программа разработана для учителей математики младших классов (а точнее для 5). В ней можно найти всё необходимое (пояснительная записка, содержание обучения, список рекомендуемой учебно-методи...
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов...
Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год
Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС...