Рабочая программа Инженерная геология
рабочая программа
Программа направлена на развитие навыков изучения основных механизмов платформы инженерных технологий, структуры различных объектов системы инженерных технологий, их назначение и методику использования, имеет техническую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор ________ /С. Л. Аборин/ |
«___» _______________ 2022 г. |
Приказ №___ от «___» _______ 2022 г. |
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
( профессиональная подготовка)
ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ
(Инженерно – геологические изыскания)
Виды профессиональной деятельности:
деятельность в области инженерных технологий
Документ о квалификации:
Свидетельство
Объем: 60 часов
Саратов. 2022 г.
Программа направлена на развитие навыков изучения основных механизмов платформы инженерных технологий, структуры различных объектов системы инженерных технологий, их назначение и методику использования, имеет техническую направленность.
Организация: ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Составитель: Марьясова Елена Геннадьевна
РАССМОТРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии протокол № ___ от __________ г. Председатель _______ /_______________/ | ОДОБРЕНО методическим советом протокол № __ от __________ г. Председатель _________ /_________________ / |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Нормативные правовые основания разработки программы..................3
1.2 Общая характеристика программы....................................................................4
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Учебный план программы..................................................................................6
2.2 Календарный учебный график программы.......................................................6
2.3 Структура и содержание программы.................................................................7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............11
5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ...................................................12
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями);
- постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
- приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями - разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов);
- Письмо Минобрнауки России от 30.03.2015 № АК-821/06 «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей».
Программа разработана с учетом профессионального стандарта 10.017 «Специалист по организации инженерных изысканий», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 февраля 2019 № 103 н.
1.2 Общая характеристика программы
На обучение по программе дополнительного профессионального образования принимаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; либо лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование и работы на ПК.
- Формы освоения программы – очная с применением дистанционно-электронных образовательных технологий
- Цель обучения - получение навыков работы на персональном компьютере с применением программы «инженерных технологий:».
Задачами являются:
- формирование знаний по методологии и организации геологической деятельности организаций, его принципах и назначении в условиях современной системы налогообложения России;
- формирование знаний принципов функционирования и сервисных возможностей программы «инженерных технологий: Геология» основных методологических приемов применительно к современным требованиям управления.
Планируемые результаты обучения – обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду деятельности (ВД) (по соответствующему профессиональному стандарту (ПС):
ВД 1 (обобщенная трудовая функция (ОТФ) по ПС) - Ведение Геологи и геофизики в программе инженерных технологий: Геология
Профессиональные компетенции | Знания | Умения | Практический опыт (владение) |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПК 1. Принятие к учету первичных учетных документов о хозяйственных фактах экономического субъекта | Знание принципов функционирования и сервисных возможностей программы «инженерных технологий: Геологии», основных методологических приемов применительно к современным требованиям управления | Умение формировать справочную базу, производить настройку программы на общие параметры функционирования конкретного предприятия, формировать первичные документы в программе «инженерных технологий: Геологии», | Практический опыт принятия рациональных решений относительно способов и методов отражения фактов хозяйственной жизни в компьютерной бухгалтерии |
ПК 15. готовность осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов | Знание принципов те кущей группировки фактов хозяйственной жизни в программе «инженерных технологий: Геологии», | Умение формировать учетные регистры, журнал операций и стандартные отчеты в программе «инженерных технологий: Геологии», | Владение практическими навыками в области формирования учетных регистров, журнала операций и стандартных отчетов с применением программы «инженерных технологий: Геологии», |
ПК 19. умение использовать знания методов проектирования полевых и камеральных геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора технических средств, при их проведении | Знание итогового обобщения фактов технической жизни в программе «инженерных технологий: Геологии», | Умение систематизировать и обобщать информацию с целью получения необходимой совокупности данных в программе «инженерных технологий: Геологии», | Практический опыт систематизации и обобщения информации в компьютерной инженерии |
ПК 25. умение подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций | - составы, состояние и свойства грунтов, - расчетные схемы по прогнозу устойчивого состояния нефтегазовых сооружений. | - выполнять расчеты физико-механических свойств грунтов, - прогнозировать изменения инженерно -геологических условий в процессе обустройства и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. | - навыками проектирования полевых и камеральных инженерно-геологических работ при обустройстве и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. |
ПК-30. Итоговое обобщение фактов гео- инженерных изысканий |
- Объем часов по курсу 60 часов, в т.ч. лекций 37 час., практических занятий - 60 час., итогового контроля - 2 часа.
- При изучении теоретического курса программы предусмотрена очная форма с применением дистанционно-электронных образовательных
- технологий.
Практические занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением. Занятия проводятся уроками по 45 минут. Между уроками перерыв 5 минут.
При освоении учебных курса предусматривается проведение промежуточной аттестации в форме практических работ. После завершения освоения программы итоговая аттестация проводится в форме выполнения итоговой экзаменационной работе за счет времени учебного курса. Основанием для прохождения итоговой аттестации является положительный результат выполнения практических работ. Система оценок – пятибалльная.
Срок обучения курса «инженерной геологии» - 7 недель с режимом занятий по 3 часа в день, 15 часов в неделю при 5-дневной рабочей неделе.
2. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Учебный план программы профессиональной подготовки
Наименование разделов | Учебная нагрузка обучающего (час.) | ||||
Формы промежуточной аттестации | максимальная | Обязательная аудиторная | самостоятельная работа | ||
всего занятий | в т. ч. практических занятий | ||||
1. Геологическое строение и возраст горных пород. | Практическая работа | 14 | 14 | 1 | - |
2. Грунтоведение. | Практическая работа | 20 | 20 | 3 | - |
3. Геоморфология. | Практическая работа | 12 | 12 | 1 | - |
4. Инженерно-геологические изыскания. | Практическая работа | 18 | 18 | 4 | |
Итоговая аттестация | Итоговая контрольная работа | 2 | 2 | 2 | - |
Всего | 60 | 60 | - |
2.2 Календарный учебный график программы
Наименование разделов | Вид учебной нагрузки | Недели | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1.Геологическое строение и возраст горных пород. | Теоретические занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | |
Практические занятия | 1 | 1 | |||||||
2.Грунтоведение. | Теоретические занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | |
Практические занятия | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
3.Геоморфология. | Теоретические занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | |
Практические занятия | 1 | 1 | |||||||
4.Инженерно-геологические изыскания. | Теоретические занятия | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Практические занятия | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Итоговая контрольная работа | |||||||||
Всего часов неделю |
2.3 Структура и содержание программы
2 | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Геология, как наука. Общее понятие о геологии и смежных с ней дисциплин. | 2 | |
Раздел 1. Инженерно- геологические исследования | |||
Раздел 1 Геологическое строение и возраст горных пород. | Содержание учебного материала | 2 | |
Геология, как наука и учебная дисциплина, ее взаимосвязь с другими науками. Общее понятие о геологии. Геологические знания как важнейшее условие существования человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития геологических знаний Солнечная система, её образование и строение. | 2 | 2 | |
Внутренние и внешние составляющие планеты. Гипотезы происхождения планеты. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Условия залегания горных пород. Виды дислокаций горных пород. | 2 | 2 | |
Форма Земли. Эллипсоид вращения. Сфероид. Геоид. Размеры, возраст, свойства Земли Температурный режим Земли. Внешнее и внутреннее тепло. Пояс постоянных температур. Геотермическая ступень и геотермический градиент. Понятие о геологической карте и разрезе. Значениепредставленийовозрастегорныхпородприинженерно-геологических работах. | 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
Классификация свойств грунтов. Характеристика химических и физических свойств грунтов. Физико-механические свойства грунтов Диагностические признаки. Классификация грунтов. Характеристика скальных, дисперсных и мѐрзлых природных и антропогенных грунтов. Внешние геосферы (атмосфера и её составляющие, гидросфера и биосфера). Внутренние геосферы (земная кора, мантия и ядро). Линия Мохоровича.
| 2 | 2 | |
Строение земной коры (литосферы). Вещественный состав земной коры. Роль минералов и горных пород в формировании литосферы. Осадочный слой и особенности его формирования. Гранитный и базальтовый слои. Типы земной коры: океанический и континентальный. Практическое занятие № 1. Классификация горных пород по происхождению. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение, классификация, основные свойства. Инженерная геодинамика | 2 | 2 | |
Раздел 2 Грунтоведение. | |||
Раздел 2 Грунтоведение. | Строительная классификация грунтов. Физико–механические свойства, лабораторные и полевые методы их определения. | 2 | 2 |
Устойчивость фундамента против сдвига по подошве не обеспечена. Увеличение размеров подошвы фундамента практически не даст эффекта, поэтому целесообразнее устройство фундамента с наклонной подошвой. | 4 | 4 | |
Практическое занятие №1 Построение линейного разреза с помощью стратиграфической шкалы | 4 | 4 | |
Практическое занятие № 2. Определение ориентирных углов линий планирования на локации. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 3. Расчеты по возведению конструктивных элементов здания или сооружения. | 4 | 4 | |
Работа обучающихся – Возведение конструктивных элементов здания или сооружения, в соответствии от этажности с учетом грунтового слоя. | 4 | 4 | |
Раздел 3 Геоморфология. | |||
Раздел 3 Геоморфология. | Значение геоморфологии для градостроительства. Типы рельефа. Геоморфологические элементы, форма и особенности рельефа Виды вод в грунтах. Водные свойства грунтов. Классификация, режим и движение подземных вод. Химический состав подземных вод и его влияние на сооружения. Гидрогеологические карты. Приток воды к водозаборам. | 4 | 4 |
Особенности проектирования зданий из монолитного железобетона, металлических и комбинированных конструкций. Конструкции опалубочных систем. Особенности армирования. | 4 | 4 | |
Практическое занятие № 4. Создание гео-карт для проектирования зданий и сооружений | 4 | 4 | |
Раздел 4 Инженерно-геологические изыскания. | |||
Раздел 4 Инженерно-геологические изыскания. | Задачи и стадийность инженерно – геологическихизысканий для обоснования проектирования градостроительства. Методы, состав и объем инженерно-геологических работ. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 4. Определение диагностических признаков минералов Определение магматических, осадочных, метаморфических горных пород по образцам | 4 | 4 | |
Практическое занятие № 5. Построение геоморфологического и геологического разрезов. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 5. Построение карты гидр изогипс по данным геологоразведки. | 3 | 3 | |
Практическое занятие № 6. Определения нагрузки, сдвига и устойчивости пород. | 3 | 3 | |
Всего по учебной дисциплине: | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для реализации программы дополнительного профессионального образования должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинеты "геологического - стратиграфического и морфологического наполнения и аудита", оснащенные оборудованием:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Карты, планы, абрисы;
Доска для мела и/или интерактивная;
Печатная литература для индивидуального использования в процессе выполнения практического задания;
Методические пособия по выполнению практических работ;
Геологические образцы (минералы);
Химические реагенты (Химические реагенты, используемые во вспомогательных процессах: Соляная кислота (НС1) с добавками ингибиторов).
Технические средства обучения:
Компьютер с выходом в интернет;
Мультимедийный проектор;
Ноутбук, стационарный ПК;
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
Нормативно-правовые акты:
- Гражданский кодекс РФ от 30.10.1994 № 51-ФЗ (в действующей редакции): [принят Государственной Думой 21 октября 1994 года].
- Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в действующей редакции): [принят Государственной Думой 16 июля 1998 года].
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в действующей редакции): [принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года].
- Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (действующая редакция).
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (действующая редакция) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (действующая редакция).
Основные источники:
- Ананьев В.П. Специальная инженерная геология: Учебник / В.П. Ананьев, А.Д. Потапов, Н.А. Филькин. — М.: Инфра-М, 2017. — 320 c.
- Ананьев В.П. Специальная инженерная геология. / В.П. Ананьев, В.Д. Потапов. — М.: Высшая школа, 2008. — 263 c.
- Арбузов В. Н. Геология. Технология добычи нефти и газа. Практикум. — М.: Юрайт, 2020. — 68 c.
- Басарыгин, М.Ю. Строительство и эксплуатация морских нефтяных и газовых скважин. В 4. т. Т. 4 кн. 3 / М.Ю. Басарыгин. — М.: Краснодар: Просвещение Юг, 2017. — 342 c.
- Болысов С. И. Геоморфология с основами геологии. Практикум. — М.: Юрайт, 2020. — 139 c.
- Бухаленко Е.И. Справочник по нефтепромысловому оборудованию / Е.И. Бухаленко. — М.: Недра, 2016. — 399 c.
- Владимирская А.Р. Почвоведение и инженерная геология: Учебное пособие / А.Р. Владимирская. — СПб.: Лань, 2016. — 258 c.
- Георгиевский Б. В. Управление геологическими рисками и стратегия геологоразведочных работ. — М.: ВНИИОЭНГ, 2019. — 176 c.
- Губкин И. М. Геология нефти и газа. Избранные сочинения. — М.: Юрайт, 2020. — 406 c.
- Гудымович С. С. Геология: учебные практики. — М.: Юрайт, 2020. — 154 c.
Электронные издания (электронные ресурсы)
- catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
- geo – book.ru – учебные пособия и книги.
Методические разработки:
- Методическое пособие по проведению практических работ по дисциплине «Инженерная геология», 2008 г.
- Методическое пособие с примерами по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Инженерная геология», 2006 г.
- Учебно-методические пособия по усвоению теоретического материала по дисциплине «Инженерная геология», 2006 г.
- Тестовые задания текущего контроля знаний по дисциплине «Инженерная геология», 2008 г.
- Тестовые задания для Итоговой Государственной аттестации очной и заочной формы обучения по дисциплине «Геодезия», «Инженерная геология», 2009 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного профессионального образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Форма аттестации |
ПК 15. готовность осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов | Полное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой Правильность алгоритма выполнения задания Правильность оформления документов, учетных регистров, стандартных отчетов и пр. Обоснованность выбора инструментальных средств прикладной программы для выполнения задания Грамотность обоснования выполняемых действий Правильность ответа на дополнительные вопросы | Практические работы Итоговая контрольная работа |
ПК 19. умение использовать знания методов проектирования полевых и камеральных геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора технических средств, при их проведении | ||
ПК 25. умение подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций | ||
ПК-30. Итоговое обобщение фактов гео- инженерных изысканий |
5. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговая аттестация является обязательной для обучающихся, завершающих обучение по программе инженерная геология Оценка качества освоения программы при итоговой аттестации проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Итоговая аттестация проводится в форме выполнения итоговой работы. Критерии оценки.
Оценка «отлично» за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором учащийся легко ориентируется, владение понятийным аппаратом, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа без наводящих вопросов, качественное оформление.
Оценка «хорошо» за знание и понимание основных положений учебного материала, но допущенное при этом в значительной части, его не полное, непоследовательное изложение и имеющиеся неточности в определении основных понятий. Для доказательного обоснования своих суждений обучающийся нуждается в 6-8 наводящих вопросах. Затрудняется в применении знаний для решения практических задач.
Оценка «удовлетворительно» за знание и понимание основных положений учебного материала, но допущенное при этом в значительной части, его не полное, непоследовательное изложение и имеющиеся неточности в определении основных понятий. Для доказательного обоснования своих суждений обучающийся нуждается в 6-8 наводящих вопросах. Затрудняется в применении знаний для решения практических задач.
Оценка «неудовлетворительно» за разрозненные, бессистемные знания, не владение материалом без наводящих вопросов, не умение выделять главное и второстепенное, ошибки в определении понятий, искажающие их слоги, беспорядочное и не уверенное изложение материала, неумение применять знания для решения практических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Инженерная графика" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Программа учебной дисциплины «Инженерная графика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 190613 Техническое об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-597203-1444637520.jpg)
ОП.01 Рабочая программа "Инженерная графика" для специальности 210109
Для спец. 210109 "Твердотельная электроника"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-597203-1444637520.jpg)
ОПД.01 Рабочая программа "Инженерная графика" (2013)
Для специальности "Авиационные приборы и комплексы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1120831-1551003494.jpg)
Рабочая программа Инженерная графика 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации подготовки специалистов среднего звена, разработана на основе Федерального ...