ОП.01 Рабочая программа "Инженерная графика" для специальности 200105 (2013)
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 200105 АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКСЫ
(базовая подготовка)
2013
ОДОБРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии «Авиационные приборы и комплексы» протокол №_______ от _____________________ 2013г. Председатель ________ /Кулеш С.А./ (подпись) (Ф.И.О.) | СОСТАВЛЕНА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) Зам. директора по УР ____________ /Михайлова Т.Н/ (подпись) (Ф.И.О.) |
УТВЕРЖДЕНА Методическим Советом колледжа Председатель ________________ /Шамина М.А./ (подпись) (Ф.И.О.) Протокол № ___ от ________________ 2013г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 | |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина общепрофессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
1. Осуществление технологических процессов изготовления, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов.
ПК 1.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления типовых деталей, проектирования простейшей оснастки и приспособлений и рассчитывать их элементы.
ПК 1.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и испытания типовых сборочных единиц авиационных приборов, проектирования простейшей оснастки и приспособлений.
3. Разработка конструкций типовых деталей и узлов авиационных приборов.
ПК 3.2. Разрабатывать и выполнять чертежи простейших деталей и узлов авиационных приборов с применением систем автоматизированного проектирования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), производить простейшие расчеты деталей и элементов авиационных приборов и комплексов с использованием вычислительной техники.
ПК 3.3. Измерять электрические и радиотехнические величины с помощью современных методов и приборов.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины ««Инженерная графика» студент
должен знать:
- правила чтения конструкторской и
- технологической документации;
- способы графического представления объектов,
- пространственных образов, технологического
- оборудования и схем;
- законы, методы и приемы проекционного
- черчения;
- требования государственных стандартов
- Единой системы конструкторской документации
- (ЕСКД) и Единой системы технологической
- документации (ЕСТД);
- правила выполнения чертежей, технических
- рисунков, эскизов и схем;
- технику и принципы нанесения размеров;
- классы точности и их обозначение на
- чертежах;
- типы и назначение спецификаций, правила их
- чтения и составления
должен уметь:
- читать конструкторскую и технологическую
- документацию по профилю специальности;
- выполнять комплексные чертежи
- геометрических тел и проекции точек, лежащих
- на их поверхности, в ручной и машинной графике;
- выполнять эскизы, технические рисунки и
- чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и
- машинной графике;
- выполнять графические изображения
- технологического оборудования и
- технологических схем в ручной и машинной графике;
- оформлять проектно-конструкторскую,
- технологическую и другую техническую
- документацию в соответствии с действующей
- нормативной базой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения профессиональных задач;
- разработки конструкций типовых деталей и узлов
- авиационных приборов;
- чтения и анализа принципиальных схем и технической документации;
- разработки и выполнения чертежей простейших деталей и
- узлов авиационных приборов с применением систем автоматизированного
- проектирования в соответствии с требованиями Единой системы
- конструкторской документации (ЕСКД).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 256 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 171 час,
из них обязательной аудиторной практической работы – 166 часов;
- самостоятельной работы – 85 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: практические занятия | 166 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
Итоговая аттестация: II семестр – дифференцированный зачет. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Цели и задачи дисциплины. Ознакомление с разделами программы. Исторические сведения о развитии инженерной графики. Понятие о ЕСКД. Ознакомление студентов с необходимыми учебными пособиями, инструментами, приборами, приспособлениями, применяемыми в конструкторских работах. | 1 | 1 |
Тема 1. Геометрическое черчение | 43 | ||
Содержание учебного материала: | 1 | 1 | |
Форматы чертежей по ГОСТ 2.301 – 68. Основная надпись по ГОСТ 2.104 – 68. Масштабы. Линии чертежа по ГОСТ 2.303 – 68. Сведения о стандартных шрифтах. Шрифты чертежные по ГОСТ 2.304 – 81. Конструкция букв и цифр. Правила выполнения надписей. Правила нанесения размеров по ГОСТ 2.307 – 68. Ознакомление с программой AutoCAD – 3D.2013 для автоматического черчения, моделирования деталей и оформления чертежей согласно ГОСТу | |||
Практические занятия: | 30 | 2-3 | |
№ 1. Оформление чертежей и начертание линий по ГОСТ 2.303 – 81 в ручной и машинной графике | |||
№2.Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах. Выполнение титульного листа альбома графических работ | |||
№ 3.Чертеж детали с применением деления окружности на равные части | |||
№ 4.Вычерчивание контура детали с построением сопряжения в ручной и машинной графике | |||
№ 5. Построение лекальных кривых | |||
№ 6. Построение уклонов и конусности | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, изучение правил нанесения размеров по ГОСТ 2.307 – 81. Размерные числа и размерные линии. Выносные линии. Габаритные размеры. Нанесение размеров углов. Ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 12 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 2. Проекционное черчение | 28 | ||
Содержание учебного материала: | 1 | 1 | |
Процесс проецирования точки на плоскость. Понятие проекции, плоскости проекций. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольные и прямоугольные проекции. Ортогональные проекции. Изображение плоскости на комплексном чертеже. Понятие следа плоскости. Различные случаи расположения плоскостей относительно плоскостей проекций. | |||
Практические занятия: | 15 | 2-3 | |
№ 7. Построение комплексных чертежей отрезков прямых | |||
№ 8. Построение ортогонального чертежа плоскости общего положения | |||
№ 9. Построение плоских геометрических фигур в аксонометрии | |||
№ 10. Построение геометрических тел в аксонометрии в ручной и машинной графике | |||
№ 11. Построение трех проекций детали по ее наглядному изображению | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий на построение комплексных чертежей в ручной и машинной графике | 12 | ||
Тема 3. Машиностроительное черчение | 113 | ||
Содержание учебного материала: | 1 | 1 | |
Основные сведения о машиностроительных чертежах. Понятие машиностроительного чертежа, его назначение и особенности. Виды изделий и конструкторских документов. Изображения изделий на машиностроительных чертежах в ручной и машинной графике. Виды, разрезы, сечения. | |||
Практические занятия: | 80 | 2-3 | |
№12. Выполнение чертежей деталей, содержащих сложные разрезы | |||
№ 13. Вычерчивание нестандартных деталей с резьбой с необходимыми разрезами и проставление размеров | |||
№14. Выполнение болтовых, винтовых и шпилечных соединений и их деталирование | |||
№ 15. Вычерчивание зубчатой передачи со шпоночным или шлицевым соединением |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
№16. Выполнение эскиза детали с применением простого или сложного разреза и технического рисунка |
| 2-3 | |
№ 17. Вычерчивание сборочного чертежа изделия и составление спецификации | |||
№18. Вычерчивание 5…7 эскизов деталей сборочной единицы, простановка размеров, шероховатости поверхностей деталей, брошюровка эскизов в альбом | |||
№ 19. Вычерчивание эскизов деталей, простановка размеров, шероховатости поверхностей деталей, в ручной и машинной графике | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий по выполнению эскизов, простановке размеров, предельных отклонений и шероховатости поверхности | 32 | ||
Тема 4. Чтение и выполнение схем по специальности . Общие сведения о машинной графике | 71 | ||
Содержание учебного материала: | 1 | 1 | |
Общие сведения о схемах. Определение термина «схема». Назначение схем. Условные обозначения, определяемые ЕСКД. Виды схем: электрические, гидравлические, пневматические, комбинированные. Последовательность выполнения и чтения схем. Общие сведения о печатных платах (ПП). Виды печатных плат: односторонние, двусторонние. Форма спецификации. Ознакомление с программой AutoCAD – 3D.2013 для автоматического черчения, моделирования деталей и оформления чертежей согласно стандартам. Состав аппаратного программного обеспечения. Главное меню системы | |||
Практические занятия: | 41 | 2-3 | |
№ 19. Выполнение чертежа печатной платы с элементами и ее спецификация | |||
№ 20. Выполнение чертежа кинематической схемы и перечня элементов схемы | |||
№ 21. Выполнение чертежа электрической схемы и перечня элементов схемы в в системе AutoCAD – 3D.2013 | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий по вычерчиванию схем и выполнению спецификаций и перечня элементов в ручной и машинной графике | 29 | ||
Зачет по материалу II семестра. | |||
ВСЕГО: | 256 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета инженерной графики
3.1.1. Оборудование кабинета инженерной и компьютерной графики:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочники по машиностроительному и проекционному черчению, плакаты, стенды, раздаточный материал, комплекты практических работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- плоттер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете инженерной графики.
- Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows XP Professional;
- офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
- сертифицированная программа AutoCAD – 3D.2013 для автоматического черчения, моделирования деталей и оформления чертежей согласно ГОСТу
- антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Боголюбов С.К. «Черчение», М.: Машиностроение, 2011;
- Миронов Б.Г. и др. «Инженерная и компьютерная графика», М.: Высшая школа, 2011;
- Миронов Б.Г. и др. «Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере», М.: Высшая школа, 2011.
3.2.2. Дополнительная
- Чекмарев А.А. и др. «Справочник по машиностроительному черчению». М.: Высшая школа, 2011.
- Попова Г.В. и др. «Машиностроительное черчение», Справочник, Москва, 2008
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
|
| |
|
| |
| ||
|
| |
|
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Понятие о ЕСКД. Ознакомление с необходимыми учебными пособиями, инструментами, приборами, приспособлениями, применяемыми в конструкторских работах. | Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Размеры основных форматов листов чертежей по ГОСТ 2.301 – 68;типы и размеры линий чертежей по ГОСТ 2.303 -68; стандартные масштабы; форма основной надписи, содержание и размеры ее граф | Практические задания, выполнение индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Типы и размеры чертежных шрифтов по ГОСТ 2.304 -81; конструкция и размеры прописных и строчных букв, цифр и знаков | Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
Правила проведения выносных и размерных линий на чертежах; расположение размерных чисел по отношению к размерным линиям, правила определения центра дуги, деление отрезка прямой, деление углов; правила построения правильных вписанных многоугольников | Практические задания, защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера, ответы на контрольные вопросы, |
Правила и последовательность построения основных лекальных кривых: эллипса, гиперболы, параболы, циклических и спиральных кривых | Выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, практические задания, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
Понятия проекции, плоскости проекции; понятия горизонтальной, фронтальной и профильной проекций точки; понятие комплексного чертежа точки, отрезка, плоскости. | Домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Современные тенденции автоматизации чертежно-графических и проектно-конструкторских работ; роль ЭВМ в современном проектировании; понятие машиностроительного чертежа, его назначение и особенности; виды изделий и конструкторских документов, виды, их назначение и применение | Поиск информации в сети Интернет, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
Разрезы простые: горизонтальный, фронтальный, профильный и наклонный; назначение и применение; разрезы сложные: ступенчатые и ломаные; сечения, вынесенные и наложенные; выносные элементы, их назначение | Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Разъемные соединения и их элементы. Резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые соединения деталей и их назначение | Поиск информации в сети Интернет, составление конспекта, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Классификация, основные параметры и характеристики резьбы, правила изображения стандартных резьбовых соединений: болтового, винтового, шпилечного | Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Виды зубчатых передач. Цилиндрические и конические зубчатые колеса, их элементы и изображения. Условные изображения цилиндрической и конической по ГОСТу. | Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Назначение и содержание чертежа общего вида; назначение и содержание сборочного чертежа; последовательность выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей; понятие спецификации и правила ее заполнения; порядок деталирования сборочных чертежей | Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Назначение схем и условные обозначения, применяемые на схемах; виды схем и их особенности; последовательность выполнения схем. Буквенно-цифровые обозначения на схемах; правила выполнения электрических и кинематических схем и их элементов | Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Выполнять различные типы линий на чертежах в ручной и машинной графике; заполнять графы основной надписи, выполнять написание слов и предложений чертежными шрифтами | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Наносить линейные размеры, размеры углов, радиусов и диаметров на чертеж в ручной и машинной графике. Строить перпендикулярные и параллельные прямые в ручной и машинной графике; строить и обозначать уклон и конусность; строить сопряжения и основные лекальные кривые | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Проецировать точку, отрезок, плоскую фигуру на три плоскости проекций; читать комплексные чертежи проекций точки, отрезка, плоской фигуры, строить третью проекцию по двум заданным | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Изображать плоские фигуры и геометрические тела в аксонометрических проекциях, строить аксонометрические проекции геометрических тел в ручной и машинной графике | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Выполнять простые и сложные разрезы и разрезы через тонкие стенки; располагать и обозначать выносные элементы. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Изображать и обозначать стандартные и специальные резьбовые соединения, изображать болтовые, винтовые соединения и соединения шпилькой упрощенно. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Читать, выполнять и деталировать сборочные чертежи; выполнять эскизы деталей сборочной единицы в ручной и машинной графике | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Читать и выполнять чертежи печатных плат с навесными элементами, электрических и пневматических схем по ГОСТ 2.702 – 75 и ГОСТ 2.770 – 68, составлять спецификации плат и перечни элементов схем | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании ТСО. | Индивидуальный инструктаж по ТБ. |
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы и КТП (2012/2013 и 2013/2014 учебные годы)
Рабочие программы и КТП...