Рабочая программа по предмету "Культура речи"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по укрупненной группе специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, специальности 21.02.08 Прикладная геодезия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж «ПетроСтройСервис»
ПРИНЯТО На заседании Педагогического Совета СПб ГБ ПОУ КПСС Протокол № 142 от «23» 05 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора СПб ГБ ПОУ КПСС от «24» 05 2019 года № 35 ОД Директор СПб ГБ ПОУ КПСС ______________И. А. Ивилян |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 21.02.08 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОДЕЗИЯ
Санкт-Петербург 2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по укрупненной группе специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, специальности 21.02.08 Прикладная геодезия
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «ПетроСтройСервис»
Разработчик:
СПб ГБ ПОУ КПСС Преподаватель: Маркарян И.К.
Методист: Перегудова Е.Э.
Рассмотрено и согласовано
Предметно- цикловой комиссией гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Протокол № 10 от «22» 05 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр.
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
РЕЧИ» 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины входит в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) базового уровня в соответствии с ФГОС СПО по укрупненной группе специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», по специальности 21.02.08 «Прикладная геодезия»
- Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Процесс изучения дисциплины способствует формированию общих компетенций (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 89 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов.
Программа составлена за счет вариативных часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 89 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 29 |
в том числе: | |
Подготовка реферативных сообщений Выполнение упражнений Работа со словарями Составление схем и таблиц Анализ текстов Подготовка публичного выступления Составление диалогов Оформление документов Информационная переработка текста | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. Контрольная работа |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. Значение литературного языка в формировании культуры устной и письменной речи русского народа. | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | |
Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Разграничение понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо). | ||||
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма. | 10 | |||
Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | |
1 | Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные единицы общения. | |||
Тема 1.2. Язык как система. Основные уровни языка | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |
1 | Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления. | |||
Тема 1.3. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся № 1. Подготовка докладов на тему: «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры». | 6 | |||
Раздел 2. Изучение системы языка и ее стилистической характеристики | 55 | |||
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, орфография | Содержание учебного материала | 7 | 2 | |
1 | Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | |||
2 | Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари. | |||
Практические занятия №1 | 1 | |||
Орфографический тренинг. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся № 2: Составить алгоритмы по теме «Орфография». | 3 | |||
Тема 2.2. Лексика и фразеология | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. | |||
2 | Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов | |||
Практические занятия 2 | 1 | |||
Орфографический тренинг. | ||||
Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка. | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1 | Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | |||
Практическое занятие 3 | 1 | |||
Орфографический тренинг. | ||||
Тема 2.4. Морфология. | Содержание учебного материала | 9 | 2 | |
1 | Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). | |||
Практические занятия | 1 1 1 | |||
Практическое занятие № 4. Употребление местоимений в речи. | ||||
Практическое занятие № 5. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. | ||||
Практическое занятие № 6. Правописание причастий. | ||||
Тема 2. 5. Синтаксис и пунктуация. | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1 | Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении. | |||
2 | Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения. (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях. | |||
3 | Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. | |||
Практические занятия | 1 1 | |||
Практическое занятие № 7. Разбор предложения по членам предложения. | ||||
Практическое занятие № 8. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | ||||
Контрольная работа №1: «Синтаксис и пунктуация». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся № 3 Подготовка доклада по одной из тем: «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Молодежный сленг и жаргон». Самостоятельная работа обучающихся № 4 Подготовка доклада по одной из тем: «Строение русского слова», «Исторические изменения в структуре слова». Самостоятельная работа: № 5 Подготовка доклада по одной из тем: «Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста», «Русская пунктуация и ее назначение». | 4 4 4 | |||
Раздел 3. Текст как речевое произведение. | 19 | |||
Тема 3.1.Текст: структурно- смысловые признаки | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). | |||
Практическое занятие 9 | 1 | |||
Лингвостилистический анализ текста. | ||||
Тема 3.2. Функциональные стили русского языка | Содержание учебного материала | 7 | 2 | |
1 | Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы. | |||
2 | Научный стиль. Устная и письменная разновидности научного стиля ( учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия). Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки. | |||
3 | Публицистический стиль. Устная и письменная разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте. | |||
4 | Официально- деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме). Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк. | |||
5 | Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет документа. | |||
6 | Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского языка. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей. | |||
Практическое занятие 10 |
1 | |||
Орфографический тренинг. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся № 6 Написать доклад по одной из тем: «Средства и виды связи предложений в тексте», «План», «Тезисы», «Конспект». Самостоятельная работа обучающихся№7 Подобрать тексты разных стилей с доказательством их принадлежности к тому или иному стилю. | 4 4 | |||
Дифференцированный зачёт. Контрольная работа. Тест. | 4 | |||
Всего: максимальной учебной нагрузки обучающегося | 89 | |||
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося часов | 50 | |||
самостоятельной работы обучающегося часов | 29 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины требуется наличие учебной аудитории. Занятия проводятся в учебных аудиториях русского языка .
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный материал.
В процессе обучения используются методические разработки практических занятий по ключевым темам курса, подготовленные преподавателем.
Для проведения тестового контроля используется мультимедийный компьютерный класс. В учебном процессе используются предметы, схемы, печатные тексты, которые предъявляются с помощью мультимедийного оборудования.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред.проф.учеб. заведений М.,2017
2. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум,4-е издание, Москва. Юрайт,2017г.
Дополнительные источники:
1.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2014
2.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Уч. пособие. - М.:Логос, 2014;
3.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:
Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2015
Интернет-ресурсы:
1. «Грамота.ру» - gramota.ru
2. «Культура письменной речи» - gramma.ru
3. «Русские словари» - slovari.ru
4. « Русский язык для делового человека» - mylanguage.ru
5. Портал по использованию русского языка и получению образования на русском языке - russianforall.ru
6. Сайт РУДН – russianword.ru
7. Сайт Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина – pushkin.edu.ru
8. Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова – cie.ru
9. Сайт СПбГУ – russian4foreignes.ru
10. Дистанционныe курсs изучения русского языка и культуры – dist-learn.ru, speak-russian.cie.ru/time_new/
11. «Филологический портал» - philology.ru
12. «Электронная научная библиотека» - elibrary.ru
13. «Журнальный зал» - magazines.russ.ru
14. Информационно-справочная система «Национальный корпус языка» - ruscorpora.ru
15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – fcior.edu.ru
Словари
1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.– М.: Русский язык, 1986.
2. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка, М.: 1988
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Азъ, 1992.
4. Орфографический словарь русского языка: М.: Русский язык, 1982.
5. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова.– М.: Русский язык, 1997.
6. Современный словарь иностранных слов: М.: Русский язык, 1992.
7. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Ок. 52000 слов.– М.: Рус. яз., 1986.– 1136 с.
8. Новый орфографический словарь русского языка.– М.: Издательство «Лукоморье», 2002.– 608 с.
9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. М., 2002 г.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Наглядные средства обучения
Таблицы:
«Нормы русского литературного языка»
«Качества хорошей речи»
«Принципы русской орфографии»
«Функциональные стили речи»
«Композиция публичного выступления»
«Формулы речевого этикета»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
связь языка и истории, культуры русского и других народов; | мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; |
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; | практические занятия, Тестирование внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
Рабочая программа по развитию речи.
Рабочая программа по развитию речи....

Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...
- Мне нравится (1)