Рабочая программа по предмету "Культура речи"
рабочая программа

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего  профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по укрупненной группе специальностей  21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kr1_1.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж «ПетроСтройСервис»

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического Совета СПб ГБ ПОУ КПСС

Протокол №  142

от «23»   05    2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

СПб ГБ ПОУ КПСС

от  «24»  05  2019 года № 35 ОД

Директор СПб ГБ ПОУ КПСС

______________И. А. Ивилян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

                                         

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 21.02.08 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОДЕЗИЯ

 

Санкт-Петербург 2019

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего  профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по укрупненной группе специальностей  21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «ПетроСтройСервис»

Разработчик:

СПб ГБ ПОУ КПСС                        Преподаватель:                       Маркарян И.К.

                                                    Методист:                        Перегудова Е.Э.                        

                           

Рассмотрено и согласовано

Предметно- цикловой комиссией  гуманитарных и социально - экономических дисциплин

Протокол №  10  от  «22»   05  2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                   

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                                       стр.

ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА  

РЕЧИ»                                                                                                     4                                                                                                                                           

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                   6                  

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           16              

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                             19                                                                

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины входит в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) базового уровня в соответствии с ФГОС СПО по укрупненной группе специальностей  21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», по специальности 21.02.08 «Прикладная геодезия»

  1. Место учебной дисциплины в структуре  ППССЗ:

Учебная дисциплина ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Процесс изучения дисциплины способствует формированию общих компетенций (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 89 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 29 часов.

            Программа составлена за счет вариативных часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

89

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:

Подготовка реферативных сообщений

Выполнение упражнений

Работа со словарями

Составление схем и таблиц

Анализ текстов

Подготовка публичного выступления

Составление диалогов

Оформление документов

Информационная переработка текста

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

Контрольная работа

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Русский язык и культура речи»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Значение литературного языка в формировании культуры  устной и письменной речи русского народа.

Содержание учебного материала:

1

1

Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Разграничение понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо).

Раздел 1.

Литературный язык и языковая норма.

10

Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Содержание учебного материала:

1

1

1

Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.  Основные единицы общения.                          

Тема 1.2. Язык как система. Основные уровни языка                                                                                                                                                       

Содержание учебного материала:

2

  2                        

1

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления. 

Тема 1.3. Организация речевой коммуникации. Виды речевой деятельности

Содержание учебного материала

1

2

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог.

Самостоятельная работа обучающихся № 1.  Подготовка докладов на тему:

«Язык как средство общения и форма существования национальной культуры».

6

Раздел 2.

 Изучение системы языка и ее стилистической характеристики

                55

Тема 2.1.  Фонетика, орфоэпия, орфография      

Содержание учебного материала

                                7

2

1

 Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

    Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование  фонем.  Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.    Орфоэпия как учение о нормах произношения. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.  Графика. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

2

 Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари.

Практические занятия №1

1

 Орфографический тренинг.

Самостоятельная работа обучающихся № 2: Составить алгоритмы по теме «Орфография».

3

Тема 2.2. Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

4

2

1

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм.

2

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов

Практические занятия 2

1

Орфографический тренинг.

Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка.

Содержание учебного материала

3

2

1

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как  выразительное средство и речевая ошибка.

Практическое занятие 3

1

Орфографический тренинг.

Тема 2.4. Морфология.

Содержание учебного материала

9

2

1

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи.   Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Практические занятия 

1

1

1

Практическое занятие №  4. Употребление местоимений в речи.

Практическое занятие №  5. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов.  

Практическое занятие №  6. Правописание причастий.

Тема 2. 5. Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

8

2

1

Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении.

2

Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения. (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях.

3

Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной  речи. Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

Практические занятия

1

1

Практическое занятие № 7. Разбор предложения по членам предложения.

Практическое занятие № 8.  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Контрольная работа №1: «Синтаксис и пунктуация».

1

Самостоятельная работа обучающихся № 3

Подготовка доклада по одной из тем: «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения», «Молодежный сленг и жаргон». 

Самостоятельная работа  обучающихся № 4

Подготовка доклада по одной из тем: «Строение русского слова», «Исторические изменения в структуре слова». 

Самостоятельная работа: № 5 Подготовка доклада по одной из тем: «Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста», «Русская пунктуация и ее назначение». 

4

4

4

Раздел 3. 

Текст как речевое произведение.

19

Тема 3.1.Текст: структурно- смысловые признаки

Содержание учебного материала

2

2

1

Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Практическое занятие  9

1

Лингвостилистический анализ текста.

Тема 3.2. Функциональные стили русского языка

Содержание учебного материала

7

2

1

Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

2

Научный стиль. Устная и  письменная разновидности научного стиля ( учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия).  Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Определение понятий. Аргументация. Цитация и ссылки.

3

Публицистический стиль. Устная и письменная разновидности. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Организация начала и конца речи. Средства структурирования текста. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Лексическая и синтаксическая синонимия. Повторная (именная и глагольная) номинация в тексте.

4

Официально- деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме). Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.

5

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет документа.

6

Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского языка. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей.

Практическое занятие   10

                   

                    1

Орфографический тренинг.

Самостоятельная работа обучающихся № 6

Написать доклад по одной из тем: «Средства и виды связи предложений в тексте», «План», «Тезисы», «Конспект». 

Самостоятельная работа обучающихся№7 Подобрать тексты разных стилей с доказательством их принадлежности к тому или иному стилю.

4

4

Дифференцированный зачёт. Контрольная работа. Тест.

4

Всего:                                                                                                                                  максимальной учебной нагрузки обучающегося

89

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  часов

50

самостоятельной работы обучающегося  часов

29

                    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому  обеспечению

Для реализации учебной дисциплины  требуется наличие учебной аудитории. Занятия проводятся в учебных аудиториях   русского языка .

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный материал.

          В процессе обучения используются методические разработки практических занятий по ключевым темам курса, подготовленные преподавателем.

    Для проведения тестового контроля используется мультимедийный компьютерный класс.        В учебном процессе используются предметы, схемы, печатные тексты, которые предъявляются с помощью мультимедийного оборудования.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.   Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред.проф.учеб. заведений М.,2017

2.        Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум,4-е издание, Москва. Юрайт,2017г.

Дополнительные источники:

1.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2014

2.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Уч. пособие. - М.:Логос, 2014;

3.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:

Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2015

Интернет-ресурсы:

1. «Грамота.ру» -  gramota.ru

2. «Культура письменной речи» - gramma.ru

3. «Русские словари» - slovari.ru

4. « Русский язык для делового человека» - mylanguage.ru

5. Портал по использованию русского языка и получению образования на русском языке - russianforall.ru

6. Сайт РУДН – russianword.ru

7. Сайт Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина – pushkin.edu.ru

8. Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова – cie.ru

9. Сайт СПбГУ – russian4foreignes.ru

10. Дистанционныe курсs изучения русского языка и культуры – dist-learn.ru, speak-russian.cie.ru/time_new/

11. «Филологический портал» - philology.ru

12. «Электронная научная библиотека» - elibrary.ru

13. «Журнальный зал» - magazines.russ.ru

14. Информационно-справочная система «Национальный корпус языка» - ruscorpora.ru

15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – fcior.edu.ru

Словари

 1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.– М.: Русский язык, 1986.

 2. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка, М.: 1988

 3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Азъ, 1992.

 4. Орфографический словарь русского языка: М.: Русский язык, 1982.

 5. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова.– М.: Русский язык, 1997.

 6. Современный словарь иностранных слов: М.: Русский язык, 1992.

 7. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.  Словарь морфем русского языка: Ок.          52000 слов.– М.: Рус. яз., 1986.– 1136 с.

 8. Новый орфографический словарь русского языка.– М.: Издательство «Лукоморье», 2002.– 608 с.

9. Львов М.Р.         Школьный словарь антонимов. М., 2002 г.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Наглядные средства обучения

  Таблицы:

 «Нормы русского литературного языка»

 «Качества хорошей речи»

 «Принципы русской орфографии»

«Функциональные стили речи»

 «Композиция публичного выступления»

 «Формулы речевого этикета»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

мониторинг     роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

мониторинг     роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

мониторинг     роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

практические занятия, Тестирование  внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа по развитию речи.

Рабочая программа по развитию речи....

Рабочая программа по спецкурсу"Речь"

Рабочая программа по спецкурсу "Речь"....

Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)

Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...