Рабочая программа по основам геодезии
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы геодезии
основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК СЭЗС Протокол №_____ «____»_____________201 г. Председатель ЦК _____________ Соляник Ю.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе ____________________О.Б. Грунева «____»______________201 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 965.
Разработчик:
Черных Г.В., преподаватель ОБПОУ «КМТ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы геодезии
- Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
- читать ситуации на планах и картах;
- определять положение линий на местности;
- решать задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную геодезическую задачу;
- выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятие и термины, используемые в геодезии;
- назначение опорных геодезических сетей;
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
- систему плоских прямоугольных координат;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
- виды геодезических измерений.
В результате освоения дисциплины должны формироваться общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов.
ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.
ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.
ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающего - 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов,
в том числе вариативной части – 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 6 |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающего (всего) | 30 |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; -учебно-индивидуальная работа обучающегося; -оформление лабораторных работ; -оформление практических работ; - решение задач; - выполнение чертежей, схем. | 12 5 1 3 7 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 «Основы геодезии».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
Раздел 1. Топографические планы, карты и чертежи | 21 | |||||
Тема 1.1. Общие сведения | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1 | Предмет и задачи геодезии в строительстве. Определение положение точек земной поверхности. Высота точек. Превышения. Балтийская система высот. Основные термины и понятия: горизонтальное проложение, угол наклона, горизонтальный угол, карта, план. | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
- проработка конспекта занятия, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 1.2. Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Методика решения стандартных задач на масштабы. Условные знаки, классификация условных знаков. Методика чтения топографических (карт) планов (описание ситуации по заданному маршруту). | 2 | ||||
Практическое занятие №1 | 2 | |||||
Решение задач на масштабы. Перевод численного масштаба в именованный, расчет точности масштаба. Определение длин отрезков на плане в мерах длины на местности и откладывание заданных длин на плане. | ||||||
Самостоятельная работа | 2 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; - решение задач. | 1 1 | |||||
Тема 1.3. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1 | Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями. Уклон линии. | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
- решение задач. | 1 | |||||
Тема 1.4. Ориентирование направлений | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1 | Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы передачи дирекционного угла. | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 1.5. Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте. Прямая и обратная геодезическая задачи | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм решения задач. Оцифровка сетки плоских прямоугольных координат на топографических картах и планах. Схема определения прямоугольных координат заданной точки. | 2 | ||||
Практическое занятие №2 | 2 | |||||
Вычисление длин линий и дирекционных углов по координатам начальной и конечной точек. | ||||||
Самостоятельная работа | 2 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий. - решение задач. | 1 1 | |||||
Раздел 2. Геодезические измерения | 30 | |||||
Тема 2.1. Сущность измерений. Классификация и виды геодезических измерений | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1 | Виды измерений: непосредственные, косвенные, необходимые, дополнительные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Понятие о государственной системе стандартизации и метрологии измерительной техники. Факторы, влияющие на точность измерения. Основные методы линейных измерений. | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 | |||||
Тема 2.2. Линейные измерения | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1 | Методика измерения длин линий. Точность измерений, факторы, влияющие на точность измерений линий. Компарирование. Учет поправок за компарирование, температуру, наклон линий. Контроль линейных измерений. Методика типовых задач. | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 2.3. Угловые измерения | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1. | Принцип горизонтального угла. Основные части и оси теодолита. Требования к взаимному положению осей и плоскостей. Поверки теодолита. Устройство теодолита, уровней, зрительной трубы, сетки нитей, отсчетного приспособления. Правила обращения с теодолитом. | 2 2 | ||||
2. | Технология измерения горизонтального угла. Факторы, влияющие на точность измерения горизонтального угла. Требования к точности центрирования и визирования. Современные теодолиты: электронный и лазерный, электронный тахеометр. Тригонометрическое нивелирование. | |||||
Лабораторные работы №1, №2 | 2 2 | |||||
1. | Изучение теодолита. | |||||
2. | Измерение горизонтальных и вертикальных углов. | |||||
Самостоятельная работа | 4 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий. - выполнение чертежей, схем; - оформление лабораторных работ. | 2 1 1 | |||||
Тема 2.4. Геометрическое нивелирование | Содержание учебного материала | 12 | ||||
1. | Классификация нивелирования по методам определения превышений. Сущность и способы геометрического нивелирования. Устройство, оси, поверки нивелира с цилиндрическим уровнем. | 2 2 | ||||
2. | Порядок работы по определению превышения на станции: последовательность наблюдения, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции. Современные нивелиры: цифровые, ротационные. Определение высот точек спутниковыми навигационными системами. | |||||
Лабораторная работа №3 | 2 | |||||
Изучение нивелира. | ||||||
Контрольная работа по теме «Геодезические измерения» | 2 | |||||
Самостоятельная работа | 4 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий - выполнение чертежей, схем; - решение задач. | 2 1 1 | |||||
Раздел 3. Понятие о геодезических съемках. | 9 | |||||
Тема 3.1. Теодолитный ход | Содержание учебного материала | 2 2 | ||||
1. | Назначение и виды геодезических съемок. Общие сведения о плановых и высотных государственных геодезические сети. Закрепление точек геодезических сетей на местности. Сети сгущения. | |||||
2. | Теодолитный ход как простейший метод построения плановой сети для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы привязки к пунктам геодезической сети. Состав полевых и камеральных работ по проложению теодолитного хода. | |||||
Практическая работа №3 | 2 | |||||
Вычислительная обработка теодолитного хода | ||||||
Самостоятельная работа | 3 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий - решение задач. - оформление практической работы. | 1 1 1 | |||||
Раздел 4 Понятие о геодезических работах при трассировании линейных сооружений | 18 | |||||
Тема 4.1. Содержание и технология выполнения полевых работ по трассированию линейных сооружений | Содержание учебного материала | 9 | ||||
1. | Порядок работ по разбивке пикетажа и поперечников. Ведение пикетажного журнала, плюсовые точки. | 2 2 2 | ||||
2. | Круговая кривая: основные элементы круговой кривой, главные точки круговой кривой. Расчет пикетажных обозначений главных точек круговой кривой. Расчет, разбивка и закрепление основных элементов кривых на трассе. | |||||
3. | Порядок работ по нивелированию трассы. Обработка результатов нивелирования: порядок вычисления высот связующих точек, плюсовых точек и поперечников. | |||||
Самостоятельная работа | 3 | |||||
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; - решение задач. | 1 2 | |||||
Тема 4.2. Построение профиля по результатам полевого трассирования. Определение проектных элементов трассы. | Содержание учебного материала | 9 | ||||
1. | Порядок работы по составлению продольного профиля трассы и поперечников. Расчеты и нанесение проектной линии: формулы и порядок расчета проектных уклонов, проектных высот, вычисление рабочих отметок; точки нулевых работ и расчет расстояний, необходимых для их выноса в натуру. | 2 | ||||
Практическая работа №4 | 4 | |||||
Построение профиля трассы | ||||||
Самостоятельная работа | 3 | |||||
- учебно-индивидуальная работа обучающегося; - оформление практической работы. | 2 1 | |||||
Раздел 5. Геодезические работы при вертикальной планировке площадки. |
| 12 | ||||
Тема 5.1. Нивелирование поверхности участка как вид подготовки топографической основы | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1. | Технология полевых работ при нивелировании поверхности по квадратам: методика построения прямых углов теодолитом; разбивка квадратов и закрепление вершин квадратов; составление полевой схемы; нивелирование вершин квадратов. | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||||
- учебно-индивидуальная работа обучающегося. | 1 | |||||
Тема 5.2. Геодезические расчеты при вертикальной планировке участка | Содержание учебного материала | 9 | ||||
1. | Формулы расчета проектной высоты горизонтальной площадки при условии минимального объема земляных работ, порядок вычислений. Картограмма земляных работ. Вычисление рабочих высот, определение положения точек нулевых работ. | 2 2 | ||||
2. | Порядок вычисления объемов земляных работ. Заполнение ведомости вычисления земляных работ. | |||||
Практическая работа №5 | 2 | |||||
Обработка полевой схемы нивелирования поверхности по квадратам. Выполнение расчетов по проектированию горизонтальной площадки. | ||||||
Самостоятельная работа | 3 | |||||
- учебно-индивидуальная работа обучающегося; - оформление практической работы. | 2 1 | |||||
Итого | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Геодезия».
Оборудование учебного кабинета:
- Геодезия [Электронный ресурс] + Приложение к комплекту электронных плакатов [Текст]: комплект электронных плакатов/ Минобрнауки РФ; НПИ "Учебная техника и технологии ЮУрГУ". -Челябинск, 2014 . - 1 электрон. опт. диск (CD-R 52х)
- объемные макеты: «рельеф местности», «изображение рельефа горизонталями».
Технические средства обучения:
- комплекты теодолитов: 4Т30П,
- комплекты нивелиров: 4Н3К; VEGA P 251; VEGA L 24
- мерный комплект.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Киселев,М.И. Геодезия [текст] : учебник. Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"/ М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев. - 13-е изд.,стер. - М.: Академия, 2017. - 384 с . - (Профессиональное образование)
2. Поклад, Г. Г. Геодезия / Г.Г. Поклад, С.П. Гриднев. - М.: Академический проект, 2013. - 544 c.
https://studfiles.net/preview/2905492/
https://studopedia.ru/2_119064
Дополнительные источники:
1. . Геодезия / А.Г. Юнусов и др. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2011. - 416 c.
2 . Геодезия / Е.Б. Клюшин и др. - М.: Академия, 2012. - 496 c.
3. Свод правил. СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве» Актуализированная редакция. СНиП 3.01.03-84. Москва 2012.
4. Брадис В.М.Четырехзначные математические таблицы. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 93, [3] с.: ил
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- читать ситуацию на планах и картах | Оценка выполнения и защиты практических работ |
- определять положение линий на местности | Оценка выполнения и защиты практических работ |
- решать задачи на масштабы | Оценка выполнения и защиты практических работ |
- решать прямую и обратную геодезическую задачу | Оценка выполнения и защиты практических работ |
- пользоваться приборами и инструментами, используемые при измерении линий, углов и определения превышений | Оценка выполнения и защиты лабораторных работ |
- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования | Оценка выполнения и защиты практических работ |
Знания: | |
- основные понятия и термины, используемые в геодезии | Оценка устного фронтального и индивидуального опроса |
- назначение опорных геодезических сетей | Оценка устного фронтального и индивидуального опроса |
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба | Оценка устного фронтального и индивидуального опроса |
- систему плоских прямоугольных координат | Контрольная работа |
- виды геодезических измерений | Анализ результатов письменного тестирования |
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений | Оценка устного фронтального и индивидуального опроса |
Разработчики:
ОБПОУ «КМТ» (место работы) | ________________ (подпись) | преподаватель (занимаемая должность) | Г.В.Черных (инициалы, фамилия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса
Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. Программа будет интересна учителям ОБЖ специальных (коррекционных) школ 8 вида....
Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов.
Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов, 1 и 2 года обучения...
Рабочая программа по "Основы экономической теории"
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории"...
Рабочая программа по основам социологии и политологии
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы социологии и политологии Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы конструирования швейных изделий» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея
В программе раскрываются общие сведения об одежде, краткие сведения о строении тела человека, о системах и методах конструирования одежды, правила расчетов и построения чертежей одежды, основные принц...
Рабочая программа ОП.10 Геодезия
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...