Рабочая программа по основам социологии и политологии
рабочая программа по теме

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы социологии и политологии

 Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

 

Организация-разработчик:

ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

Разработчики: преподаватель  – Елена Владимировна Ладяева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

1.1. Область применения программы

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной

профессиональной образовательной программы: дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

·         иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

·         иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

·         иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

·         иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом)

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

·          социология как наука;

·         общество как социокультурная система;

·         социальные и этнонациональные отношения;

·         социальные процессы, социальные институты и организации;

·         личность, ее социальные роли и социальное поведение;

·         социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения;

·         предмет политологии;

·         политическая власть и властные отношения;

·         политическая система;

·         субъекты политики;

·         политическое сознание;

·         политическая культура; мировая политика и международные отношения;

·         социально-экономические процессы в России

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 87 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 60 часов;

самостоятельной работы  27 часа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

 

практические работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

 

 эссе, аналитический подбор, работа с первоисточниками, составление таблиц, схем и опорных конспектов

27

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   Основы социологии и политологии

                              

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет  социологии и политологии

2

2

Раздел 1

Методы исследования

10+7с/р

 

Тема 1.1-1.2

Методы социологического исследования

Содержание учебного материала

2

1

Сбор эмпирической информации

Анкетный опрос. Респондент. Опросы на входе. Опросы на выходе. Выборщики. Электорат. Перепись. Ошибка репрезентативности

Интервью, наблюдение

2

2

 

Самостоятельная работа.

1.  Составить анкету социологического опроса «Актуальность  профессионального образования  в России» 2.Составить таблицу «Сходство и различие избирательной системы России и США».

2

 

Тема 1.3-1.4

История социологии и политологии

Содержание учебного материала

4

1

Античные мыслители об обществе; социология эпохи Возрождения; современная западная социология и политология; геополитика

2

2

Тема 1.5-1.6

Марксизм как направление социологии

1

Марксизм как направление социологии; позитивизм; аномия как понятие общественного сознания; бихевиоризм

2

2

Тема 1.7-1.8

Практическое занятие «Иерархия уровней социологического значения»

Практическое занятие

1.      Построение  пирамиды  «Иерархия уровней социологического значения»

2.      Составление  внутри дисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева»

2

 

Самостоятельная работа.

1. Подготовить  письменные ответы на вопросы:

 а). В чем проявился гуманизм эпохи Возрождения?

б). Каковы основные проблемы социологии Нового времени?

2.Подготовить эссе по одной из тем:

а) Проблема подлинности человеческого существования в экзистенциализме (Камю «Человек бунтующий», Сартр «Бодлер», Кьеркегор «Афоризмы, эстетика»)

б) Специфика понимания человеческой личности в трудах К. Маркса

3

Тема 1.9-1.10

Этапы становления социологии и политологии в России

Содержание учебного материала

2

1

Русское общество в XIX веке: специфика и исторические этапы в развитии философской мысли в России;  самобытность русской социальной жизни: религиозность, символизм, историчность ; славянофилы и западники о путях развития России; материалистическое направление в русской идеи: Н.Чернышевский, А. Герцен

2

2

Самостоятельная работа.

Работа с первоисточником. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской социальной жизни 19-20 вв. (Соловьев «Оправдание добра», Бердяев « Философия свободного духа»)

2

 

Раздел 2

Общество и государство

14+5 с/р

Тема 2.1-2.2

Гражданское общество и правовое государство

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие гражданского общества. Категории общества

2

2

Тема 2.3-2.4

Понятие государства

1

Понятие государства.

2

2

2

Признаки и функции государства

2

3

Формы правления.

2

4

Формы государственного устройства.

2

Тема 2.5-2.6

Нация и межнациональный конфликт

1

Нация.

2

2

2

Межнациональные отношения.

2

2

Межнациональные конфликты

2

Тема 2.7-2.8

Гражданство

1

Гражданство

2

2

2

Избирательное право. Диссиденты

2

3

Право: понятие, структура, отрасли, источники

2

Самостоятельная работа.  Подготовить письменные ответы на вопросы:

а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения

б) Национальные конфликты и пути их разрешения

2

 

          Тема 2.9-2.10

Формы правления государством

Содержание учебного материала

4

1

Монархия; республика как формы правления государством

2

2

Тема 2.11-2.12

Политические режимы

2

Политический режим:  тоталитаризм,  авторитаризм, демократия

2

2

Тема 2.13-2.14

Практическое занятие «Проблема человека в современном государстве»

Практическое занятие.

Семинар «Проблема человека в современном государстве».

2

 

Самостоятельная работа 1.Подготовить устные сообщения по вопросам:

а) Природа и сущность человека

б) Социальная природа конфликта

в) Идеалистическое представление о человеке

г) Свобода и рабство в политическом и социальном смыслах жизни

3

Раздел 3.

Субъекты социально-политической жизни

16+8 с/р

 

Тема 3.1-3.2 Личность. Группа. Общность.

Содержание учебного материала

4

2

1

Индивид, человек, личность; понятие общности; понятие группы; народность, нация

2

2

Тема 3.3-3.4

Значение и классификация социальных групп

1

Номинальные группы: реальные группы; агрегаты;  малая группа; закон межличностных отношений; социальная организация; толпа, публика

2

2

 

Самостоятельная работа.  Подготовить письменные ответы на вопросы:

а) «Типология организованных общественных групп»

б) «Антрепренерская система отбора в элиту»

2

 

         

Тема 3.5-3.6

Теория политических классов

Содержание учебного материала

4

1

Теория политических классов Г.Дорсо; лобби, лоббизм

2

2

Тема 3.7-3.8

Политические группы и общности

1

Элита: системы отбора в элиту, система гильдии; номенклатурная система рекрутирования

2

2

Самостоятельная работа

1. Классифицировать сословную принадлежность населения России в 20 веке

2. Составить таблицу «Сословия в истории России ((по векам)»

2

 

Тема 3.9-3.10

Российская олигархия

Содержание учебного материала

4

 

1

Понятие олигархии, исторические корни олигархии

2

2

Тема 3.11-3.12

Правящий класс и номенклатура

2

Правящий класс; номенклатура

2

2

 

Самостоятельная работа.  Подготовить письменные ответы на вопросы:

а) Теория Оруэлла Джорджа о существовании господствующего класса при социализме

б) Провести историческую аналогию между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного»  периода

2

 

          Тема 3.13-3.14

Политические партии

Содержание учебного материала

4

1

Партия,  функции партии, признаки партии; политическая программа партии

2

2

Тема 3.15-3.16

Коммунизм

1

Коммунизм;  утопический социализм; Энгельс; Карл Маркс; либерализм; консерватизм; многопартийность

2

2

 

Самостоятельная работа

1.Подготовить устные сообщения по вопросам:

а) Политическая философия как ядро партии

б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье

2

 

Раздел 4

Социальная стратификация

18+7 с/р

 

Тема 4.1-4.2

Социальные статусы

Содержание учебного материала

8

1

Статусный набор, виды статусов;

элементы статуса: статусные права, статусный диапазон,

 статусные символы, статусные обязанности, статусный образ, статусное видение мира, статусная совместимость

2

2

Тема 4.3-4.4 Понятие социальной роли

1

Понятие социальной роли.

Содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли, исполнение роли, идентификация с ролью, обучение ролям

2

2

Самостоятельная работа.  Подготовить устный ответ на вопросы: а) статусный набор, виды статусов; элементы статуса: статусные права, статусный диапазон;  б) понятие социальной роли; в) содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли

2

 

Тема 4.5-4.6

Ролевой набор

1

 Ролевой набор: ролевой набор в семье, сексуальный партнер, «кормилец» и «домохозяйка»,  социальный партнер, «социализатор»

2

2

Тема 4.7-4.8

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции

1

Ролевой конфликт  и ролевые дисфункции; ролевая динамика: ролевое напряжение, изменение ролевого набора, роли в жизненном цикле семьи, историческая смена ролей

2

2

 

Самостоятельная работа Подготовить устный ответ на вопросы: а) роль семьи в современном российском обществе;

б) ролевой конфликт  и ролевые дисфункции

2

 

Практическое занятие. Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе»

2

 

Тема 4.9-4.10

Социальная стратификация

Содержание учебного материала

10

1

Слагаемые стратификации. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия

2

2

Тема 4.11-4.12

Классовая система общества

1

Классовая система; стратификация российского общества;  от сословий к классам; бесклассовое общество; новый класс

2

2

Тема 4.13-4.14

Стратификация советского общества

1

 Стратификация советского общества; своеобразие российской стратификации; стратификация постсоветской России

2

2

Тема 4.15-4.16

Параметры социальной мобильности

1

Параметры социальной мобильности; детерминанты мобильности; классификация мобильности: групповая мобильность, индивидуальная мобильность, структурная мобильность

2

2

2

2

Каналы вертикальной мобильности; социальные институты как каналы социальной циркуляции; групповая замкнутость

2

Тема 4.17-4.18

Практическое занятие «Вертикальная структура общества через избирательное право»

Практическое занятие.

 «Вертикальная структура общества через избирательное право»

2

2

Самостоятельная работа

1.Подготовить эссе по вопросам:

а) Возможно ли современное общество без социального расслоения?

б) Варианты индивидуальной мобильности

3

 

Всего:

60+27

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

 

 

3. условия реализации учебной  дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, интерактивная доска

Раздаточный материал:-карточки-задания по тематике разделов предмета; - тексты тестов;- опорные конспекты ; - презентации «Свобода в деятельности человека», «Молодежная субкультура», «Угроза терроризма», «Задачи России в XXI веке», «Внутренний мир человека», «Древние цивилизации», «Идея прогресса», «Социальная структура общества»

Технические средства обучения: телевизор,DVD, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровая видеокамера

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

(ОИ)Основные источники:

1. А. И. Кравченко. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ССУЗов – М., 2008

2.      Конституция Российской Федерации- М., 2011

3.      Программа партии «Единая Россия»-М., 2011

4.      Программа партии КПРФ- М, 2011

5.      Программа партии ЛДПР- М, 2011

(ДИ)Дополнительные источники:

1.      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология- М., 2009

2.      Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение –М., 2009

3.      Култыгин В.П. Классическая социология – М., 2010

4.      Сорокин П.А. Система социологии – М., 2009

5.      Социология: Краткий тематический словарь/ под общ. ред. Ю. Г. Волкова – Ростов н/ Д, 2009

6.      Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения// Политические исследования- М., 2010

7.      Дмитриев А.В. Конфликтология – М., 2009

8.      Ледяев В.А. Власть: концептуальный анализ// Политические исследования   - 2011

9.      Парсонс Т. О понятии «политическая власть»// Антология мировой политической мысли- М., 2009

10.  Рассел Б. Власть// Антология мировой политической мысли- М., 2010

(ИР)Интернет ресурсы

www.fero. ru/index.php?menu=devapim literature

www. alleng. ru/d/polit/po1066.htm

right777.ru/sosiolog.html

www.twirpx.com/file/1047/

99.94.223.197 /c/document_library/get_file

zdcollege.ru/download/rup/prog/soc.doc

open-edu.sfedu.ru

uifguep.ru/samoobsled 2011.pdf

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

В результате  изучения  обязательной части цикла  обучающийся должен :

·         иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

·         иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

·         иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

·         иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом)

 

Тестирование, решение задач, анализ ситуаций, составление схем и алгоритмов, работа с первоисточником (конспектирование, анализ текста, выполнение докладов),

Практическая работа

знать:

·         социология как наука

Текущий контроль в форме:

-устный опрос по тематике раздела

Рубежный контроль в форме:

- проведение анкетирования на выявление социальной структуры учебного заведения; проведение социологического опроса «Актуальность  профессионального образования  в России»; составление таблицы «Сходство и различие избирательной системы России и США».

Промежуточный контроль в форме:

-письменная работа на знание методов социологии

·         общество как социокультурная система; социальные общности

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях по пройденной теме;

 

Рубежный контроль в форме:

- Построение  пирамиды  «Иерархия уровней социологического значения»

 

Промежуточный контроль в форме:

 - составление  внутридисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева»

·         социальные процессы, социальные институты и организации;

·         личность, ее социальные роли и социальное поведение;

·         социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения

Текущий контроль в форме:

- подготовлены  письменные ответы на вопросы:

а) «Типология организованных общественных групп»

б) «Антрепренерская система отбора в элиту"

Рубежный контроль в форме:

-Семинар «Вертикальная структура общества»

- Промежуточный контроль в форме:

-Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе»

·         предмет политологии; политическая власть и властные отношения

Текущий контроль в форме:

- письменные ответы на вопросы:

а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения

б) Национальные конфликты и пути их разрешения

Рубежный контроль в форме:

устные сообщения по вопросам:

а) Политическая философия как ядро партии

б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье

- Промежуточный контроль:

- проведена историческая аналогия между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного»  периода в виде оформления сравнительной таблицы

·         политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально - экономические процессы в России

Текущий контроль в форме:

- устные сообщения по вопросам:

а) Политическая философия как ядро партии

б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье

Рубежный контроль в форме:

-Семинар «Выборы 2011 года: прогнозирование»

- Промежуточный контроль в форме:

- зачет по курсу «Основы социологии и политологии»

Разработчики:        

 ГАПОУ  СО  «СТПТиАС»                     преподаватель                                Ладяева Е.В.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._osnovy_sotsiologii_141_-_60_chasov.docx66.21 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Саратов, 2013


Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Организация-разработчик:

ГБОУ СО  СПО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

Разработчики: преподаватель  – Елена Владимировна Ладяева


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

1.1. Область применения программы

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО

190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной

профессиональной образовательной программы: дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом)

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  •  социология как наука;
  • общество как социокультурная система;
  • социальные и этнонациональные отношения;
  • социальные процессы, социальные институты и организации;
  • личность, ее социальные роли и социальное поведение;
  • социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения;
  • предмет политологии;
  • политическая власть и властные отношения;
  • политическая система;
  • субъекты политики;
  • политическое сознание;
  • политическая культура; мировая политика и международные отношения;
  • социально-экономические процессы в России

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 87 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 60 часов;

самостоятельной работы  27 часа


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

практические работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

 эссе, аналитический подбор, работа с первоисточниками, составление таблиц, схем и опорных конспектов

27


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   Основы социологии и политологии

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет  социологии и политологии

2

2

Раздел 1

Методы исследования

10+7с/р

Тема 1.1-1.2

Методы социологического исследования

Содержание учебного материала

2

1

Сбор эмпирической информации

Анкетный опрос. Респондент. Опросы на входе. Опросы на выходе. Выборщики. Электорат. Перепись. Ошибка репрезентативности

Интервью, наблюдение

2

2

Самостоятельная работа.

1.  Составить анкету социологического опроса «Актуальность  профессионального образования  в России» 2.Составить таблицу «Сходство и различие избирательной системы России и США».

2

Тема 1.3-1.4

История социологии и политологии

Содержание учебного материала

4

1

Античные мыслители об обществе; социология эпохи Возрождения; современная западная социология и политология; геополитика

2

22

Тема 1.5-1.6

Марксизм как направление социологии

1

Марксизм как направление социологии; позитивизм; аномия как понятие общественного сознания; бихевиоризм

2

2

Тема 1.7-1.8

Практическое занятие «Иерархия уровней социологического значения»

Практическое занятие

  1. Построение  пирамиды  «Иерархия уровней социологического значения»
  2. Составление  внутри дисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева»

2

Самостоятельная работа.

1. Подготовить  письменные ответы на вопросы:

 а). В чем проявился гуманизм эпохи Возрождения?

б). Каковы основные проблемы социологии Нового времени?

2.Подготовить эссе по одной из тем:

а) Проблема подлинности человеческого существования в экзистенциализме (Камю «Человек бунтующий», Сартр «Бодлер», Кьеркегор «Афоризмы, эстетика»)

б) Специфика понимания человеческой личности в трудах К. Маркса

3

Тема 1.9-1.10

Этапы становления социологии и политологии в России

Содержание учебного материала

2

1

Русское общество в XIX веке: специфика и исторические этапы в развитии философской мысли в России;  самобытность русской социальной жизни: религиозность, символизм, историчность ; славянофилы и западники о путях развития России; материалистическое направление в русской идеи: Н.Чернышевский, А. Герцен

2

2

Самостоятельная работа.

Работа с первоисточником. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской социальной жизни 19-20 вв. (Соловьев «Оправдание добра», Бердяев « Философия свободного духа»)

2

Раздел 2

Общество и государство

14+5 с/р

Тема 2.1-2.2

Гражданское общество и правовое государство

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие гражданского общества. Категории общества

2

2

Тема 2.3-2.4

Понятие государства

1

Понятие государства.

2

2

2

Признаки и функции государства

2

3

Формы правления.

2

4

Формы государственного устройства.

2

Тема 2.5-2.6

Нация и межнациональный конфликт

1

Нация.

2

2

2

Межнациональные отношения.

2

2

Межнациональные конфликты

2

Тема 2.7-2.8

Гражданство

1

Гражданство

2

2

2

Избирательное право. Диссиденты

2

3

Право: понятие, структура, отрасли, источники

2

Самостоятельная работа.  Подготовить письменные ответы на вопросы:

а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения

б) Национальные конфликты и пути их разрешения

2

          Тема 2.9-2.10

Формы правления государством

Содержание учебного материала

4

1

Монархия; республика как формы правления государством

2

2

Тема 2.11-2.12

Политические режимы

2

Политический режим:  тоталитаризм,  авторитаризм, демократия

2

2

Тема 2.13-2.14

Практическое занятие «Проблема человека в современном государстве»

Практическое занятие.

Семинар «Проблема человека в современном государстве».

2

Самостоятельная работа 1.Подготовить устные сообщения по вопросам:

а) Природа и сущность человека

б) Социальная природа конфликта

в) Идеалистическое представление о человеке

г) Свобода и рабство в политическом и социальном смыслах жизни

3

Раздел 3.

Субъекты социально-политической жизни

16+8 с/р

Тема 3.1-3.2 Личность. Группа. Общность.

Содержание учебного материала

4

2

1

Индивид, человек, личность; понятие общности; понятие группы; народность, нация

2

2

Тема 3.3-3.4

Значение и классификация социальных групп

1

Номинальные группы: реальные группы; агрегаты;  малая группа; закон межличностных отношений; социальная организация; толпа, публика

2

2

Самостоятельная работа.  Подготовить письменные ответы на вопросы:

а) «Типология организованных общественных групп»

б) «Антрепренерская система отбора в элиту»

2

         

Тема 3.5-3.6

Теория политических классов

Содержание учебного материала

4

1

Теория политических классов Г.Дорсо; лобби, лоббизм

2

2

Тема 3.7-3.8

Политические группы и общности

1

Элита: системы отбора в элиту, система гильдии; номенклатурная система рекрутирования

2

2

Самостоятельная работа

1. Классифицировать сословную принадлежность населения России в 20 веке

2. Составить таблицу «Сословия в истории России ((по векам)»

2

Тема 3.9-3.10

Российская олигархия

Содержание учебного материала

4

1

Понятие олигархии, исторические корни олигархии

2

2

Тема 3.11-3.12

Правящий класс и номенклатура

2

Правящий класс; номенклатура

2

2

Самостоятельная работа.  Подготовить письменные ответы на вопросы:

а) Теория Оруэлла Джорджа о существовании господствующего класса при социализме

б) Провести историческую аналогию между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного»  периода

2

          Тема 3.13-3.14

Политические партии

Содержание учебного материала

4

1

Партия,  функции партии, признаки партии; политическая программа партии

2

2

Тема 3.15-3.16

Коммунизм

1

Коммунизм;  утопический социализм; Энгельс; Карл Маркс; либерализм; консерватизм; многопартийность

2

2

Самостоятельная работа

1.Подготовить устные сообщения по вопросам:

а) Политическая философия как ядро партии

б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье

2

Раздел 4

Социальная стратификация

18+7 с/р

Тема 4.1-4.2

Социальные статусы

Содержание учебного материала

8

1

Статусный набор, виды статусов;

элементы статуса: статусные права, статусный диапазон,

 статусные символы, статусные обязанности, статусный образ, статусное видение мира, статусная совместимость

2

2

Тема 4.3-4.4 Понятие социальной роли

1

Понятие социальной роли.

Содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли, исполнение роли, идентификация с ролью, обучение ролям

2

2

Самостоятельная работа.  Подготовить устный ответ на вопросы: а) статусный набор, виды статусов; элементы статуса: статусные права, статусный диапазон;  б) понятие социальной роли; в) содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли

2

Тема 4.5-4.6

Ролевой набор

1

 Ролевой набор: ролевой набор в семье, сексуальный партнер, «кормилец» и «домохозяйка»,  социальный партнер, «социализатор»

2

2

Тема 4.7-4.8

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции

1

Ролевой конфликт  и ролевые дисфункции; ролевая динамика: ролевое напряжение, изменение ролевого набора, роли в жизненном цикле семьи, историческая смена ролей

2

2

Самостоятельная работа Подготовить устный ответ на вопросы: а) роль семьи в современном российском обществе;

б) ролевой конфликт  и ролевые дисфункции

2

Практическое занятие. Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе»

2

Тема 4.9-4.10

Социальная стратификация

Содержание учебного материала

10

1

Слагаемые стратификации. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия

2

2

Тема 4.11-4.12

Классовая система общества

1

Классовая система; стратификация российского общества;  от сословий к классам; бесклассовое общество; новый класс

2

2

Тема 4.13-4.14

Стратификация советского общества

1

 Стратификация советского общества; своеобразие российской стратификации; стратификация постсоветской России

2

2

Тема 4.15-4.16

Параметры социальной мобильности

1

Параметры социальной мобильности; детерминанты мобильности; классификация мобильности: групповая мобильность, индивидуальная мобильность, структурная мобильность

2

2

2

2

Каналы вертикальной мобильности; социальные институты как каналы социальной циркуляции; групповая замкнутость

2

Тема 4.17-4.18

Практическое занятие «Вертикальная структура общества через избирательное право»

Практическое занятие.

 «Вертикальная структура общества через избирательное право»

2

2

Самостоятельная работа

1.Подготовить эссе по вопросам:

а) Возможно ли современное общество без социального расслоения?

б) Варианты индивидуальной мобильности

3

Всего:

60+27

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, интерактивная доска

Раздаточный материал:-карточки-задания по тематике разделов предмета; - тексты тестов;- опорные конспекты ; - презентации «Свобода в деятельности человека», «Молодежная субкультура», «Угроза терроризма», «Задачи России в XXI веке», «Внутренний мир человека», «Древние цивилизации», «Идея прогресса», «Социальная структура общества»

Технические средства обучения: телевизор,DVD, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровая видеокамера

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

(ОИ)Основные источники:

1. А. И. Кравченко. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ССУЗов – М., 2008

  1. Конституция Российской Федерации- М., 2011
  2. Программа партии «Единая Россия»-М., 2011
  3. Программа партии КПРФ- М, 2011
  4. Программа партии ЛДПР- М, 2011

(ДИ)Дополнительные источники:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология- М., 2009
  2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение –М., 2009
  3. Култыгин В.П. Классическая социология – М., 2010
  4. Сорокин П.А. Система социологии – М., 2009
  5. Социология: Краткий тематический словарь/ под общ. ред. Ю. Г. Волкова – Ростов н/ Д, 2009
  6. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения// Политические исследования- М., 2010
  7. Дмитриев А.В. Конфликтология – М., 2009
  8. Ледяев В.А. Власть: концептуальный анализ// Политические исследования   - 2011
  9. Парсонс Т. О понятии «политическая власть»// Антология мировой политической мысли- М., 2009
  10. Рассел Б. Власть// Антология мировой политической мысли- М., 2010

(ИР)Интернет ресурсы

www.fero. ru/index.php?menu=devapim literature

www. alleng. ru/d/polit/po1066.htm

right777.ru/sosiolog.html

www.twirpx.com/file/1047/

99.94.223.197 /c/document_library/get_file

zdcollege.ru/download/rup/prog/soc.doc

open-edu.sfedu.ru

uifguep.ru/samoobsled 2011.pdf

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

В результате  изучения  обязательной части цикла  обучающийся должен :

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом)

Тестирование, решение задач, анализ ситуаций, составление схем и алгоритмов, работа с первоисточником (конспектирование, анализ текста, выполнение докладов),

Практическая работа

знать:

  • социология как наука

Текущий контроль в форме:

-устный опрос по тематике раздела

Рубежный контроль в форме:

- проведение анкетирования на выявление социальной структуры учебного заведения; проведение социологического опроса «Актуальность  профессионального образования  в России»; составление таблицы «Сходство и различие избирательной системы России и США».

Промежуточный контроль в форме:

-письменная работа на знание методов социологии

  • общество как социокультурная система; социальные общности

Текущий контроль в форме:

- устный (фронтальный) опрос на занятиях по пройденной теме;

Рубежный контроль в форме:

- Построение  пирамиды  «Иерархия уровней социологического значения»

 

Промежуточный контроль в форме:

 - составление  внутридисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева»

  • социальные процессы, социальные институты и организации;
  • личность, ее социальные роли и социальное поведение;
  • социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения

Текущий контроль в форме:

- подготовлены  письменные ответы на вопросы:

а) «Типология организованных общественных групп»

б) «Антрепренерская система отбора в элиту"

Рубежный контроль в форме:

-Семинар «Вертикальная структура общества»

- Промежуточный контроль в форме:

-Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе»

  • предмет политологии; политическая власть и властные отношения

Текущий контроль в форме:

- письменные ответы на вопросы:

а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения

б) Национальные конфликты и пути их разрешения

Рубежный контроль в форме:

устные сообщения по вопросам:

а) Политическая философия как ядро партии

б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье

- Промежуточный контроль:

- проведена историческая аналогия между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного»  периода в виде оформления сравнительной таблицы

  • политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально - экономические процессы в России

Текущий контроль в форме:

- устные сообщения по вопросам:

а) Политическая философия как ядро партии

б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье

Рубежный контроль в форме:

-Семинар «Выборы 2011 года: прогнозирование»

- Промежуточный контроль в форме:

- зачет по курсу «Основы социологии и политологии»

Разработчики:         

 ГБОУ  СО СПО «СТПТиАС»                  преподаватель                         Ладяева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы социологии и политологии"

Программа предназаначена для обучения  студентов 2 курса по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов...

Рабочая программа "Основы социологии и политологии" 2017

РП "Основы социологии и политологии" 2017 год...