Рабочая программа по основам социологии и политологии
рабочая программа по теме
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы социологии и политологии
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):
190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Организация-разработчик:
ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»
Разработчики: преподаватель – Елена Владимировна Ладяева
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации учебной дисциплины | 11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
1.1. Область применения программы
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО
190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы: дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
· иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
· иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
· иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
· иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом)
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
· социология как наука;
· общество как социокультурная система;
· социальные и этнонациональные отношения;
· социальные процессы, социальные институты и организации;
· личность, ее социальные роли и социальное поведение;
· социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения;
· предмет политологии;
· политическая власть и властные отношения;
· политическая система;
· субъекты политики;
· политическое сознание;
· политическая культура; мировая политика и международные отношения;
· социально-экономические процессы в России
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 60 часов;
самостоятельной работы 27 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 87 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: |
|
практические работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: |
|
эссе, аналитический подбор, работа с первоисточниками, составление таблиц, схем и опорных конспектов | 27 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы социологии и политологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Предмет социологии и политологии | 2 | 2 | |
Раздел 1 | Методы исследования | 10+7с/р |
| |
Тема 1.1-1.2 Методы социологического исследования | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сбор эмпирической информации Анкетный опрос. Респондент. Опросы на входе. Опросы на выходе. Выборщики. Электорат. Перепись. Ошибка репрезентативности Интервью, наблюдение | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. 1. Составить анкету социологического опроса «Актуальность профессионального образования в России» 2.Составить таблицу «Сходство и различие избирательной системы России и США». | 2 |
| ||
Тема 1.3-1.4 История социологии и политологии | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Античные мыслители об обществе; социология эпохи Возрождения; современная западная социология и политология; геополитика | 2 | 2 | |
Тема 1.5-1.6 Марксизм как направление социологии | 1 | Марксизм как направление социологии; позитивизм; аномия как понятие общественного сознания; бихевиоризм | 2 | 2 |
Тема 1.7-1.8 Практическое занятие «Иерархия уровней социологического значения» | Практическое занятие 1. Построение пирамиды «Иерархия уровней социологического значения» 2. Составление внутри дисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева» | 2 |
| |
Самостоятельная работа. 1. Подготовить письменные ответы на вопросы: а). В чем проявился гуманизм эпохи Возрождения? б). Каковы основные проблемы социологии Нового времени? 2.Подготовить эссе по одной из тем: а) Проблема подлинности человеческого существования в экзистенциализме (Камю «Человек бунтующий», Сартр «Бодлер», Кьеркегор «Афоризмы, эстетика») б) Специфика понимания человеческой личности в трудах К. Маркса | 3 | |||
Тема 1.9-1.10 Этапы становления социологии и политологии в России | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Русское общество в XIX веке: специфика и исторические этапы в развитии философской мысли в России; самобытность русской социальной жизни: религиозность, символизм, историчность ; славянофилы и западники о путях развития России; материалистическое направление в русской идеи: Н.Чернышевский, А. Герцен | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Работа с первоисточником. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской социальной жизни 19-20 вв. (Соловьев «Оправдание добра», Бердяев « Философия свободного духа») | 2 |
| ||
Раздел 2 | Общество и государство | 14+5 с/р | ||
Тема 2.1-2.2 Гражданское общество и правовое государство | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Понятие гражданского общества. Категории общества | 2 | 2 | |
Тема 2.3-2.4 Понятие государства | 1 | Понятие государства. | 2 | 2 |
2 | Признаки и функции государства | 2 | ||
3 | Формы правления. | 2 | ||
4 | Формы государственного устройства. | 2 | ||
Тема 2.5-2.6 Нация и межнациональный конфликт | 1 | Нация. | 2 | 2 |
2 | Межнациональные отношения. | 2 | ||
2 | Межнациональные конфликты | 2 | ||
Тема 2.7-2.8 Гражданство | 1 | Гражданство | 2 | 2 |
2 | Избирательное право. Диссиденты | 2 | ||
3 | Право: понятие, структура, отрасли, источники | 2 | ||
Самостоятельная работа. Подготовить письменные ответы на вопросы: а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения б) Национальные конфликты и пути их разрешения | 2 |
| ||
Тема 2.9-2.10 Формы правления государством | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Монархия; республика как формы правления государством | 2 | 2 | |
Тема 2.11-2.12 Политические режимы | 2 | Политический режим: тоталитаризм, авторитаризм, демократия | 2 | 2 |
Тема 2.13-2.14 Практическое занятие «Проблема человека в современном государстве» | Практическое занятие. Семинар «Проблема человека в современном государстве». | 2 |
| |
Самостоятельная работа 1.Подготовить устные сообщения по вопросам: а) Природа и сущность человека б) Социальная природа конфликта в) Идеалистическое представление о человеке г) Свобода и рабство в политическом и социальном смыслах жизни | 3 | |||
Раздел 3. | Субъекты социально-политической жизни | 16+8 с/р |
| |
Тема 3.1-3.2 Личность. Группа. Общность. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Индивид, человек, личность; понятие общности; понятие группы; народность, нация | 2 | 2 | |
Тема 3.3-3.4 Значение и классификация социальных групп | 1 | Номинальные группы: реальные группы; агрегаты; малая группа; закон межличностных отношений; социальная организация; толпа, публика | 2 | 2
|
Самостоятельная работа. Подготовить письменные ответы на вопросы: а) «Типология организованных общественных групп» б) «Антрепренерская система отбора в элиту» | 2 |
| ||
Тема 3.5-3.6 Теория политических классов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Теория политических классов Г.Дорсо; лобби, лоббизм | 2 | 2 | |
Тема 3.7-3.8 Политические группы и общности | 1 | Элита: системы отбора в элиту, система гильдии; номенклатурная система рекрутирования | 2 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Классифицировать сословную принадлежность населения России в 20 веке 2. Составить таблицу «Сословия в истории России ((по векам)» | 2 | |||
Тема 3.9-3.10 Российская олигархия | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие олигархии, исторические корни олигархии | 2 | 2 | |
Тема 3.11-3.12 Правящий класс и номенклатура | 2 | Правящий класс; номенклатура | 2 | 2
|
Самостоятельная работа. Подготовить письменные ответы на вопросы: а) Теория Оруэлла Джорджа о существовании господствующего класса при социализме б) Провести историческую аналогию между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного» периода | 2 |
| ||
Тема 3.13-3.14 Политические партии | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Партия, функции партии, признаки партии; политическая программа партии | 2 | 2 | |
Тема 3.15-3.16 Коммунизм | 1 | Коммунизм; утопический социализм; Энгельс; Карл Маркс; либерализм; консерватизм; многопартийность | 2 | 2
|
Самостоятельная работа 1.Подготовить устные сообщения по вопросам: а) Политическая философия как ядро партии б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье | 2 | |||
Раздел 4 | Социальная стратификация | 18+7 с/р |
| |
Тема 4.1-4.2 Социальные статусы | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Статусный набор, виды статусов; элементы статуса: статусные права, статусный диапазон, статусные символы, статусные обязанности, статусный образ, статусное видение мира, статусная совместимость | 2 | 2 | |
Тема 4.3-4.4 Понятие социальной роли | 1 | Понятие социальной роли. Содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли, исполнение роли, идентификация с ролью, обучение ролям | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовить устный ответ на вопросы: а) статусный набор, виды статусов; элементы статуса: статусные права, статусный диапазон; б) понятие социальной роли; в) содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли | 2 |
| ||
Тема 4.5-4.6 Ролевой набор | 1 | Ролевой набор: ролевой набор в семье, сексуальный партнер, «кормилец» и «домохозяйка», социальный партнер, «социализатор» | 2 | 2 |
Тема 4.7-4.8 Ролевой конфликт и ролевые дисфункции | 1 | Ролевой конфликт и ролевые дисфункции; ролевая динамика: ролевое напряжение, изменение ролевого набора, роли в жизненном цикле семьи, историческая смена ролей | 2 | 2
|
Самостоятельная работа Подготовить устный ответ на вопросы: а) роль семьи в современном российском обществе; б) ролевой конфликт и ролевые дисфункции | 2 |
| ||
Практическое занятие. Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе» | 2 |
| ||
Тема 4.9-4.10 Социальная стратификация | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Слагаемые стратификации. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия | 2 | 2 | |
Тема 4.11-4.12 Классовая система общества | 1 | Классовая система; стратификация российского общества; от сословий к классам; бесклассовое общество; новый класс | 2 | 2 |
Тема 4.13-4.14 Стратификация советского общества | 1 | Стратификация советского общества; своеобразие российской стратификации; стратификация постсоветской России | 2 | 2 |
Тема 4.15-4.16 Параметры социальной мобильности | 1 | Параметры социальной мобильности; детерминанты мобильности; классификация мобильности: групповая мобильность, индивидуальная мобильность, структурная мобильность | 2 | 2 |
2 | ||||
2 | Каналы вертикальной мобильности; социальные институты как каналы социальной циркуляции; групповая замкнутость | 2 | ||
Тема 4.17-4.18 Практическое занятие «Вертикальная структура общества через избирательное право» | Практическое занятие. «Вертикальная структура общества через избирательное право» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа 1.Подготовить эссе по вопросам: а) Возможно ли современное общество без социального расслоения? б) Варианты индивидуальной мобильности | 3 | |||
Всего: | 60+27 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, интерактивная доска
Раздаточный материал:-карточки-задания по тематике разделов предмета; - тексты тестов;- опорные конспекты ; - презентации «Свобода в деятельности человека», «Молодежная субкультура», «Угроза терроризма», «Задачи России в XXI веке», «Внутренний мир человека», «Древние цивилизации», «Идея прогресса», «Социальная структура общества»
Технические средства обучения: телевизор,DVD, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровая видеокамера
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
(ОИ)Основные источники:
1. А. И. Кравченко. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ССУЗов – М., 2008
2. Конституция Российской Федерации- М., 2011
3. Программа партии «Единая Россия»-М., 2011
4. Программа партии КПРФ- М, 2011
5. Программа партии ЛДПР- М, 2011
(ДИ)Дополнительные источники:
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология- М., 2009
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение –М., 2009
3. Култыгин В.П. Классическая социология – М., 2010
4. Сорокин П.А. Система социологии – М., 2009
5. Социология: Краткий тематический словарь/ под общ. ред. Ю. Г. Волкова – Ростов н/ Д, 2009
6. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения// Политические исследования- М., 2010
7. Дмитриев А.В. Конфликтология – М., 2009
8. Ледяев В.А. Власть: концептуальный анализ// Политические исследования - 2011
9. Парсонс Т. О понятии «политическая власть»// Антология мировой политической мысли- М., 2009
10. Рассел Б. Власть// Антология мировой политической мысли- М., 2010
(ИР)Интернет ресурсы
www.fero. ru/index.php?menu=devapim literature
www. alleng. ru/d/polit/po1066.htm
right777.ru/sosiolog.html
99.94.223.197 /c/document_library/get_file
zdcollege.ru/download/rup/prog/soc.doc
open-edu.sfedu.ru
uifguep.ru/samoobsled 2011.pdf
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен : · иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности; · иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества; · иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; · иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом)
| Тестирование, решение задач, анализ ситуаций, составление схем и алгоритмов, работа с первоисточником (конспектирование, анализ текста, выполнение докладов), Практическая работа |
знать: · социология как наука | Текущий контроль в форме: -устный опрос по тематике раздела Рубежный контроль в форме: - проведение анкетирования на выявление социальной структуры учебного заведения; проведение социологического опроса «Актуальность профессионального образования в России»; составление таблицы «Сходство и различие избирательной системы России и США». Промежуточный контроль в форме: -письменная работа на знание методов социологии |
· общество как социокультурная система; социальные общности | Текущий контроль в форме: - устный (фронтальный) опрос на занятиях по пройденной теме;
Рубежный контроль в форме: - Построение пирамиды «Иерархия уровней социологического значения»
Промежуточный контроль в форме: - составление внутридисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева» |
· социальные процессы, социальные институты и организации; · личность, ее социальные роли и социальное поведение; · социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения | Текущий контроль в форме: - подготовлены письменные ответы на вопросы: а) «Типология организованных общественных групп» б) «Антрепренерская система отбора в элиту" Рубежный контроль в форме: -Семинар «Вертикальная структура общества» - Промежуточный контроль в форме: -Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе» |
· предмет политологии; политическая власть и властные отношения | Текущий контроль в форме: - письменные ответы на вопросы: а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения б) Национальные конфликты и пути их разрешения Рубежный контроль в форме: устные сообщения по вопросам: а) Политическая философия как ядро партии б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье - Промежуточный контроль: - проведена историческая аналогия между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного» периода в виде оформления сравнительной таблицы |
· политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально - экономические процессы в России | Текущий контроль в форме: - устные сообщения по вопросам: а) Политическая философия как ядро партии б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье Рубежный контроль в форме: -Семинар «Выборы 2011 года: прогнозирование» - Промежуточный контроль в форме: - зачет по курсу «Основы социологии и политологии» |
Разработчики:
ГАПОУ СО «СТПТиАС» преподаватель Ладяева Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._osnovy_sotsiologii_141_-_60_chasov.docx | 66.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Саратов, 2013
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):
190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Организация-разработчик:
ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»
Разработчики: преподаватель – Елена Владимировна Ладяева
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
1.1. Область применения программы
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО
190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы: дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом)
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- социология как наука;
- общество как социокультурная система;
- социальные и этнонациональные отношения;
- социальные процессы, социальные институты и организации;
- личность, ее социальные роли и социальное поведение;
- социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения;
- предмет политологии;
- политическая власть и властные отношения;
- политическая система;
- субъекты политики;
- политическое сознание;
- политическая культура; мировая политика и международные отношения;
- социально-экономические процессы в России
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 60 часов;
самостоятельной работы 27 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 87 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
эссе, аналитический подбор, работа с первоисточниками, составление таблиц, схем и опорных конспектов | 27 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы социологии и политологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Предмет социологии и политологии | 2 | 2 | |
Раздел 1 | Методы исследования | 10+7с/р | ||
Тема 1.1-1.2 Методы социологического исследования | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сбор эмпирической информации Анкетный опрос. Респондент. Опросы на входе. Опросы на выходе. Выборщики. Электорат. Перепись. Ошибка репрезентативности Интервью, наблюдение | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. 1. Составить анкету социологического опроса «Актуальность профессионального образования в России» 2.Составить таблицу «Сходство и различие избирательной системы России и США». | 2 | |||
Тема 1.3-1.4 История социологии и политологии | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Античные мыслители об обществе; социология эпохи Возрождения; современная западная социология и политология; геополитика | 2 | 22 | |
Тема 1.5-1.6Марксизм как направление социологии | 1 | Марксизм как направление социологии; позитивизм; аномия как понятие общественного сознания; бихевиоризм | 2 | 2 |
Тема 1.7-1.8 Практическое занятие «Иерархия уровней социологического значения» | Практическое занятие
| 2 | ||
Самостоятельная работа. 1. Подготовить письменные ответы на вопросы: а). В чем проявился гуманизм эпохи Возрождения? б). Каковы основные проблемы социологии Нового времени? 2.Подготовить эссе по одной из тем: а) Проблема подлинности человеческого существования в экзистенциализме (Камю «Человек бунтующий», Сартр «Бодлер», Кьеркегор «Афоризмы, эстетика») б) Специфика понимания человеческой личности в трудах К. Маркса | 3 | |||
Тема 1.9-1.10 Этапы становления социологии и политологии в России | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Русское общество в XIX веке: специфика и исторические этапы в развитии философской мысли в России; самобытность русской социальной жизни: религиозность, символизм, историчность ; славянофилы и западники о путях развития России; материалистическое направление в русской идеи: Н.Чернышевский, А. Герцен | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Работа с первоисточником. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской социальной жизни 19-20 вв. (Соловьев «Оправдание добра», Бердяев « Философия свободного духа») | 2 | |||
Раздел 2 | Общество и государство | 14+5 с/р | ||
Тема 2.1-2.2 Гражданское общество и правовое государство | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Понятие гражданского общества. Категории общества | 2 | 2 | |
Тема 2.3-2.4 Понятие государства | 1 | Понятие государства. | 2 | 2 |
2 | Признаки и функции государства | 2 | ||
3 | Формы правления. | 2 | ||
4 | Формы государственного устройства. | 2 | ||
Тема 2.5-2.6 Нация и межнациональный конфликт | 1 | Нация. | 2 | 2 |
2 | Межнациональные отношения. | 2 | ||
2 | Межнациональные конфликты | 2 | ||
Тема 2.7-2.8 Гражданство | 1 | Гражданство | 2 | 2 |
2 | Избирательное право. Диссиденты | 2 | ||
3 | Право: понятие, структура, отрасли, источники | 2 | ||
Самостоятельная работа. Подготовить письменные ответы на вопросы: а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения б) Национальные конфликты и пути их разрешения | 2 | |||
Тема 2.9-2.10 Формы правления государством | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Монархия; республика как формы правления государством | 2 | 2 | |
Тема 2.11-2.12 Политические режимы | 2 | Политический режим: тоталитаризм, авторитаризм, демократия | 2 | 2 |
Тема 2.13-2.14 Практическое занятие «Проблема человека в современном государстве» | Практическое занятие. Семинар «Проблема человека в современном государстве». | 2 | ||
Самостоятельная работа 1.Подготовить устные сообщения по вопросам: а) Природа и сущность человека б) Социальная природа конфликта в) Идеалистическое представление о человеке г) Свобода и рабство в политическом и социальном смыслах жизни | 3 | |||
Раздел 3. | Субъекты социально-политической жизни | 16+8 с/р | ||
Тема 3.1-3.2 Личность. Группа. Общность. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Индивид, человек, личность; понятие общности; понятие группы; народность, нация | 2 | 2 | |
Тема 3.3-3.4 Значение и классификация социальных групп | 1 | Номинальные группы: реальные группы; агрегаты; малая группа; закон межличностных отношений; социальная организация; толпа, публика | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовить письменные ответы на вопросы: а) «Типология организованных общественных групп» б) «Антрепренерская система отбора в элиту» | 2 | |||
Тема 3.5-3.6 Теория политических классов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Теория политических классов Г.Дорсо; лобби, лоббизм | 2 | 2 | |
Тема 3.7-3.8 Политические группы и общности | 1 | Элита: системы отбора в элиту, система гильдии; номенклатурная система рекрутирования | 2 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Классифицировать сословную принадлежность населения России в 20 веке 2. Составить таблицу «Сословия в истории России ((по векам)» | 2 | |||
Тема 3.9-3.10 Российская олигархия | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие олигархии, исторические корни олигархии | 2 | 2 | |
Тема 3.11-3.12 Правящий класс и номенклатура | 2 | Правящий класс; номенклатура | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовить письменные ответы на вопросы: а) Теория Оруэлла Джорджа о существовании господствующего класса при социализме б) Провести историческую аналогию между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного» периода | 2 | |||
Тема 3.13-3.14 Политические партии | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Партия, функции партии, признаки партии; политическая программа партии | 2 | 2 | |
Тема 3.15-3.16 Коммунизм | 1 | Коммунизм; утопический социализм; Энгельс; Карл Маркс; либерализм; консерватизм; многопартийность | 2 | 2 |
Самостоятельная работа 1.Подготовить устные сообщения по вопросам: а) Политическая философия как ядро партии б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье | 2 | |||
Раздел 4 | Социальная стратификация | 18+7 с/р | ||
Тема 4.1-4.2 Социальные статусы | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Статусный набор, виды статусов; элементы статуса: статусные права, статусный диапазон, статусные символы, статусные обязанности, статусный образ, статусное видение мира, статусная совместимость | 2 | 2 | |
Тема 4.3-4.4 Понятие социальной роли | 1 | Понятие социальной роли. Содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли, исполнение роли, идентификация с ролью, обучение ролям | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовить устный ответ на вопросы: а) статусный набор, виды статусов; элементы статуса: статусные права, статусный диапазон; б) понятие социальной роли; в) содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли | 2 | |||
Тема 4.5-4.6 Ролевой набор | 1 | Ролевой набор: ролевой набор в семье, сексуальный партнер, «кормилец» и «домохозяйка», социальный партнер, «социализатор» | 2 | 2 |
Тема 4.7-4.8 Ролевой конфликт и ролевые дисфункции | 1 | Ролевой конфликт и ролевые дисфункции; ролевая динамика: ролевое напряжение, изменение ролевого набора, роли в жизненном цикле семьи, историческая смена ролей | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовить устный ответ на вопросы: а) роль семьи в современном российском обществе; б) ролевой конфликт и ролевые дисфункции | 2 | |||
Практическое занятие. Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе» | 2 | |||
Тема 4.9-4.10 Социальная стратификация | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Слагаемые стратификации. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия | 2 | 2 | |
Тема 4.11-4.12 Классовая система общества | 1 | Классовая система; стратификация российского общества; от сословий к классам; бесклассовое общество; новый класс | 2 | 2 |
Тема 4.13-4.14 Стратификация советского общества | 1 | Стратификация советского общества; своеобразие российской стратификации; стратификация постсоветской России | 2 | 2 |
Тема 4.15-4.16 Параметры социальной мобильности | 1 | Параметры социальной мобильности; детерминанты мобильности; классификация мобильности: групповая мобильность, индивидуальная мобильность, структурная мобильность | 2 | 2 |
2 | ||||
2 | Каналы вертикальной мобильности; социальные институты как каналы социальной циркуляции; групповая замкнутость | 2 | ||
Тема 4.17-4.18 Практическое занятие «Вертикальная структура общества через избирательное право» | Практическое занятие. «Вертикальная структура общества через избирательное право» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа 1.Подготовить эссе по вопросам: а) Возможно ли современное общество без социального расслоения? б) Варианты индивидуальной мобильности | 3 | |||
Всего: | 60+27 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, интерактивная доска
Раздаточный материал:-карточки-задания по тематике разделов предмета; - тексты тестов;- опорные конспекты ; - презентации «Свобода в деятельности человека», «Молодежная субкультура», «Угроза терроризма», «Задачи России в XXI веке», «Внутренний мир человека», «Древние цивилизации», «Идея прогресса», «Социальная структура общества»
Технические средства обучения: телевизор,DVD, компьютер, мультимедиа-проектор, цифровая видеокамера
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
(ОИ)Основные источники:
1. А. И. Кравченко. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ССУЗов – М., 2008
- Конституция Российской Федерации- М., 2011
- Программа партии «Единая Россия»-М., 2011
- Программа партии КПРФ- М, 2011
- Программа партии ЛДПР- М, 2011
(ДИ)Дополнительные источники:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология- М., 2009
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение –М., 2009
- Култыгин В.П. Классическая социология – М., 2010
- Сорокин П.А. Система социологии – М., 2009
- Социология: Краткий тематический словарь/ под общ. ред. Ю. Г. Волкова – Ростов н/ Д, 2009
- Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения// Политические исследования- М., 2010
- Дмитриев А.В. Конфликтология – М., 2009
- Ледяев В.А. Власть: концептуальный анализ// Политические исследования - 2011
- Парсонс Т. О понятии «политическая власть»// Антология мировой политической мысли- М., 2009
- Рассел Б. Власть// Антология мировой политической мысли- М., 2010
(ИР)Интернет ресурсы
www.fero. ru/index.php?menu=devapim literature
www. alleng. ru/d/polit/po1066.htm
right777.ru/sosiolog.html
99.94.223.197 /c/document_library/get_file
zdcollege.ru/download/rup/prog/soc.doc
open-edu.sfedu.ru
uifguep.ru/samoobsled 2011.pdf
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен :
| Тестирование, решение задач, анализ ситуаций, составление схем и алгоритмов, работа с первоисточником (конспектирование, анализ текста, выполнение докладов), Практическая работа |
знать:
| Текущий контроль в форме: -устный опрос по тематике раздела Рубежный контроль в форме: - проведение анкетирования на выявление социальной структуры учебного заведения; проведение социологического опроса «Актуальность профессионального образования в России»; составление таблицы «Сходство и различие избирательной системы России и США». Промежуточный контроль в форме: -письменная работа на знание методов социологии |
| Текущий контроль в форме: - устный (фронтальный) опрос на занятиях по пройденной теме; Рубежный контроль в форме: - Построение пирамиды «Иерархия уровней социологического значения»
Промежуточный контроль в форме: - составление внутридисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева» |
| Текущий контроль в форме: - подготовлены письменные ответы на вопросы: а) «Типология организованных общественных групп» б) «Антрепренерская система отбора в элиту" Рубежный контроль в форме: -Семинар «Вертикальная структура общества» - Промежуточный контроль в форме: -Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе» |
| Текущий контроль в форме: - письменные ответы на вопросы: а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения б) Национальные конфликты и пути их разрешения Рубежный контроль в форме: устные сообщения по вопросам: а) Политическая философия как ядро партии б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье - Промежуточный контроль: - проведена историческая аналогия между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного» периода в виде оформления сравнительной таблицы |
| Текущий контроль в форме: - устные сообщения по вопросам: а) Политическая философия как ядро партии б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье Рубежный контроль в форме: -Семинар «Выборы 2011 года: прогнозирование» - Промежуточный контроль в форме: - зачет по курсу «Основы социологии и политологии» |
Разработчики:
ГБОУ СО СПО «СТПТиАС» преподаватель Ладяева Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2014 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2014 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2К-7 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии"
Программа предназаначена для обучения студентов 2 курса по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" 2017
РП "Основы социологии и политологии" 2017 год...