Урок на тему: "Изображение рельефа местности"
презентация к уроку по теме
Для спецдисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazhenie_relefa_mestnosti.ppt | 2.93 МБ |
otkrytyy_urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Изображение рельефа местности». Цель урока: Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Ознакомить студентов с основными формами рельефа. Научить решать задачи по карте с горизонталями.
Вопросы: 1. Рельеф местности и способы его изображения; 2. Изображение рельефа горизонталями; 3. Характерные формы рельефа; 4. Свойства горизонталей (рассмотреть по учебнику) .
Рельеф местности Рельефом местности называется совокупность неровностей физической поверхности Земли. В зависимости от характера рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную. Равнинная местность имеет слабовыраженные формы или почти совсем не имеет неровностей; холмистая характеризуется чередованием сравнительно небольших по высоте повышений и понижений; горная представляет собой чередование возвышений более 500м над уровнем моря, разделённых долинами.
Способы изображения рельефа Перспективное изображение; Штриховка линиями различной толщины; Отмывка (горы – коричневые, лощины – зелёные); Подписи отметок точек; Горизонтали.
Изображение рельефа горизонталями Горизонталь – это линия на карте, соединяющая точки с одинаковыми высотами. Разность высот двух соседних горизонталей ( h) называется высотой сечения рельефа (её значение указывают на карте). Расстояние между двумя соседними горизонталями на плоскости называется заложением. Направление понижения скатов показывается чёрточками, называемыми бергштрихами.
Формы рельефа местности Основные формы рельефа Изображение горизонталями
Характерные формы рельефа Гора; Котловина; Хребет; Лощина; Седловина.
Гора Гора – куполообразная или коническая возвышенность земной поверхности. В ней выделяют: Вершину – самую высокую часть (1); Скаты или склоны, которые расходятся от вершины во все стороны; Подошву – основание возвышенности.
Котловина Котловина – чашеобразное замкнутое со всех сторон углубление. В ней различают: дно – самую низкую часть (2); щёки – боковые покатости; окраину – то место, где котловина переходит в окружающую равнину.
Хребет Хребет – возвышенность, вытянутая в одном направлении и образованная двумя противоположными скатами. Линия встречи скатов (вершина хребта) называется осью хребта или водоразделом (3).
Лощина Лощина – вытянутое в одном направлении желобообразное углубление с наклоном в одну сторону. Склоны лощины пересекаются по линии, называемой осью лощины или водосливной линией (4). Широкая лощина с пологим дном называется долиной , а узкая с крутыми склонами – балкой ; в горной местности узкая лощина называется ущельем .
Седловина Седловина – понижение между двумя соседними возвышенностями.
Характерные точки и линии рельефа Вершина горы; Дно котловины; Самая низкая точка седловины; Водораздел; Водосливная линия (тальвег).
Назвать данные формы рельефа.
Ответы А) гора; Б) котловина; В) хребет; Г) лощина; Д) седловина.
Домашнее задание Повторить конспект. Прочитать стр. 30-33 учебника Киселёва М.И. Геодезия. Ответить на вопросы 13-17 (стр. 41). Подготовить доклад на тему : «Как измерить расстояние по карте?».
Предварительный просмотр:
Дятьковский индустриальный техникум
Методика проведения урока
по прикладной геодезии
тема урока: «Изображение рельефа местности»
Разработал: Осипова Ю.А.
2009
Изображение рельефа местности
Цель урока:
Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Ознакомить студентов с основными формами рельефа. Научить решать задачи по карте с горизонталями.
Оборудование:
Карточки-задания для опроса по предыдущей теме, карточки для закрепления изученного материала, модели пластилиновой и стеклянной горки, презентация.
План урока:
- Контроль знаний (15 мин).
- Изучение нового материала (55 мин).
- Закрепление (18 мин).
- Домашнее задание (2 мин).
Ход урока
Преподаватель здоровается со студентами, отмечает в журнале отсутствующих.
1. Контроль знаний
- На прошлом уроке вы изучили тему «План и карта. Масштабы. Условные знаки». Давайте проверим, как вы её усвоили. Пока мы будем проводить устный опрос, 3 студента выполнят задания по карточкам. На доске – вопросы. Подумайте, как на них ответить.
На доске – слайд с вопросами:
- Что называется планом местности? Виды планов. Что такое карта? Отличие плана от карты.
- Что называется масштабом? Виды масштабов.
- Условные знаки. Их виды.
Преподаватель раздаёт троим студентам карточки с заданиями.
Затем вызывает к доске студента, который отвечает на первый вопрос.
Студенты дополняют и исправляют отвечающего, если необходимо.
- Задайте вопрос по терминам.
Студенты задают вопрос, вызванный к доске отвечает.
Преподаватель оценивает ответ и комментирует оценку.
Таким же образом студенты отвечают на второй и третий вопросы.
Опрос закончен, студенты, выполнявшие задания по карточкам, сдают их. Оценки они узнают на следующем уроке.
2. Постановка темы и целей урока
- Вы знаете, что на земной поверхности есть горы и впадины, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.
На доске – слайд с темой урока и целью.
Преподаватель называет тему урока и цель.
- Откройте тетради и запишите тему урока.
3. Изучение нового материала
- Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы.
На доске - слайд с вопросами:
- Рельеф местности. Способы его изображения.
- Изображение рельефа горизонталями.
- Характерные формы рельефа.
- Свойства горизонталей.
Преподаватель их читает.
- Запишите в тетрадь первый вопрос: «Рельеф местности. Способы его изображения».
На доске – слайд.
- Рельефом местности называют совокупность неровностей физической поверхности Земли.
В зависимости от характера рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную.
Равнинная местность имеет слабовыраженные формы или почти совсем не имеет неровностей; холмистая характеризуется чередованием сравнительно небольших по высоте повышений и понижений; горная представляет собой чередование возвышений более 500м над уровнем моря, разделённых долинами.
- Запишите определение рельефа.
На доске – слайд «Способы изображения рельефа».
- Известны различные способы изображения рельефа:
1) перспективное изображение;
2) штриховка линиями различной толщины;
3) отмывка (горы – коричневые, лощины – зелёные);
4) подписи отметок точек;
5) горизонтали.
- Перепишите эти способы в тетрадь.
- На топографических картах рельеф изображают горизонталями. Рассмотрим этот способ подробнее.
- Запишите в тетрадь второй вопрос «Изображение рельефа горизонталями».
На доске – слайд.
- Понасенко Оля изготовила дома макет пластилиновой горки. Сейчас она объяснит сущность изображения рельефа горизонталями.
Студентка объясняет, преподаватель оценивает её работу.
Преподаватель показывает также стеклянную горку.
- Если посмотреть на горку сбоку, то можно увидеть рельефное изображение холма, а сверху – изображение горизонталями.
- Итак, горизонталь – это линия на карте, соединяющая точки с одинаковыми высотами.
- Запишите определение горизонтали.
Горизонтали изображаются коричневым или красным цветом. Для указания высот горизонталей их отметки подписываются в разрывах горизонталей. Верх цифр располагают по направлению верха ската. Для большей выразительности рельефа пятая, а иногда десятая горизонтали утолщаются.
- Посмотрите на рисунок.
Буквой h обозначена высота сечения рельефа.
Высота сечения рельефа – это разность высот двух соседних горизонталей.
- Запишите это определение.
- Заложение – это расстояние между двумя соседними горизонталями на местности.
- Запишите определение.
- Бергштрихи – это чёрточки, показывающие направление понижения скатов.
- Запишите определение.
- Переходим к изучению третьего вопроса: «Характерные формы рельефа». Запишите его в тетрадь.
На доске – слайд «Формы рельефа местности».
- Посмотрите, как выглядят основные формы рельефа (гора, лощина, седловина, овраг) и как они изображаются горизонталями.
Преподаватель показывает указкой.
На доске – слайд.
- К характерным формам рельефа относятся гора, котловина, хребет, лощина, седловина.
- Перепишите их в тетрадь.
- Рассмотрим каждую из них.
На доске – слайд «Гора».
- Гора – это куполообразная или коническая возвышенность земной поверхности.
- Запишите определение.
- Посмотрите, как она изображается горизонталями. Обратите внимание на бергштрихи. Они показывают направление понижения скатов.
Преподаватель показывает указкой.
- Зарисуйте изображение горы горизонталями.
- В горе выделяют вершину, представляющую собой самую высокую часть; скаты или склоны, которые расходятся от вершины во все стороны; основание возвышенности, называемое подошвой. Небольшая гора называется холмом или сопкой, а искусственный холм – курганом.
- Запишите.
На доске – слайд «Котловина».
- Котловина – это чашеобразное замкнутое со всех сторон углубление.
- Запишите определение котловины.
- Посмотрите, как она изображается горизонталями (преподаватель показывает указкой). Обратите внимание на бергштрихи.
- Зарисуйте изображение котловины.
- В котловине различают: дно – самую низкую часть; щёки – боковые покатости; окраину – место, где котловина переходит в окружающую равнину (всё это преподаватель показывает указкой).
- Запишите это.
На доске – слайд «Хребет».
- Хребет – это возвышенность, вытянутая в одном направлении и образованная двумя противоположными скатами.
- Запишите определение хребта.
- Посмотрите на рисунок. Так изображают хребет с помощью горизонталей. Обратите внимание на бергштрихи (преподаватель показывает указкой).
- Зарисуйте хребет.
- Линия встречи скатов (вершина хребта) называется осью хребта, водоразделом или водораздельной линией (преподаватель показывает указкой).
- Запишите.
На доске – слайд «Лощина».
- Лощина – это вытянутое в одном направлении желобообразное углубление с наклоном в одну сторону.
- Запишите определение.
- Посмотрите, как лощина изображается горизонталями (преподаватель показывает указкой). Обратите внимание на бергштрихи.
- Зарисуйте лощину.
- Склоны лощины пересекаются по линии, называемой осью лощины или водосливной линией (тальвегом). Широкая лощина с пологим дном называется долиной, а узкая с крутыми склонами – балкой; в горной местности узкая лощина называется ущельем.
- Запишите.
На доске – слайд «Седловина».
- Седловина – это понижение между двумя соседними горными вершинами или возвышенностями.
- Запишите определение.
- Посмотрите, как седловина изображается горизонталями (преподаватель показывает указкой).
- Зарисуйте седловину.
На доске – слайд «Характерные точки и линии рельефа».
- Характерными точками и линиями рельефа являются вершина горы, дно котловины, самая низкая точка седловины, водораздел и водосливная линия (тальвег).
- Перепишите их в тетрадь.
- Запишите в тетрадь четвёртый вопрос «Свойства горизонталей».
- Найдите на с.33 учебника свойства горизонталей и запишите их в тетрадь.
- Давайте проверим, что вы записали. Кто хочет прочитать?
(Один студент читает).
- У кого есть дополнения? (Дополняют, если необходимо).
4. Закрепление
- Итак, о каких формах рельефа вы сегодня узнали?
(Гора, котловина, хребет, лощина, седловина).
- Как их изображают на картах?
(С помощью горизонталей).
- Что называется горизонталью?
(Горизонталь – это линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми высотами).
- Проверьте себя. Закройте тетради, возьмите листочки и подпишите свою фамилию.
На доске – слайд.
- Назовите данные формы рельефа.
Студенты выполняют задание.
- Проверьте.
На доске – слайд «Ответы».
- У кого все ответы были правильными? (Поднимают руку). Сдайте листочки. На следующем уроке вы получите дополнительный балл.
- Для того чтобы успешно справиться со следующим заданием, давайте вспомним, что называется абсолютной высотой точки?
(Абсолютная высота – это высота точки над уровнем моря).
- Что называется относительной высотой точки?
(Относительная высота точки или превышение – это высота точки над другой точкой земной поверхности).
- Сейчас вы поработаете в парах. Вам необходимо ответить на вопросы карточки.
Преподаватель раздаёт по 1 карточке на парту.
- Давайте проверим.
По желанию отвечает 1 студент из пары по первому варианту и по второму. Студенты исправляют ошибки, если необходимо. Оценивается работа пары.
5. Домашнее задание
На доске – слайд «Домашнее задание».
Преподаватель поясняет домашнее задание, студенты его записывают.
- Вы сегодня хорошо работали на уроке. Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молодежь и сельская местность.
Перспективы становления молодежи на селе. Наблюдая картину безработицы в нашей реальной действительности, мы сталкиваемся с ограничением по трудоустройству в сельских предприятиях различных форм ...
План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»
План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»...
Ориентирование на местности без карты, 10 класс
Данные материал может использоваться для проведения уроков ОБЖ в 10 классе....
Практическая работа №4. Построение карты и плана местности
Задание 1.Создайте карты и планы местности....
разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс
Разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс...
Урока географии в 6 классе на тему "Изображение на карте высот и глубин"
Технологическая урока географии в 6 классе на тему "Изображение на карте высот и глубин"Комбинированный урок с выполнением практической работы.Цель урока: Изучение особенностей изображе...
Урок-экскурсия: "Рельеф поверхности земной коры"
План урока, структура занятия, конспект занятия, отчет студентов...