Ориентирование на местности без карты, 10 класс
план-конспект урока на тему
Данные материал может использоваться для проведения уроков ОБЖ в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_orientirovanie_na_mestnosti_bez_karty.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по теме: «Военная топография»
Учебный модуль «Ориентирование на местности без карты»
10 класс
Время: 45 мин
Место: кабинет ОБЖ, стадион.
Тип урока: Комбинированный
ЦЕЛЬ: Изучение с учащимся 10 класса ориентирования на местности без карты.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обучить учащихся 10 класса способам определения сторон горизонта;
- Познакомить учащихся 10 класса с общими ориентирами в природе;
- Отработать навыки по определению сторон горизонта различными способами.
Развивающие:
- Развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по теме «Военная типография»;
- Развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с компасом и другим ориентирам.
Воспитательная:
- Формирование культуры безопасного поведения
Материальное обеспечение: Учебник НВП, методическое пособие «Спортивное ориентирование». Компас (по возможности на каждого учащегося), часы, макет циферблата часов со стрелками, плакат «Ориентирование на местности без карты», мультимедиа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Методы | Деятельность ученика | УУД |
Орг. Момент (2 мин) | Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке. | Беседа | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место | Личностные УУД: самоорганизация на уроке |
Постановка цели и задачи (3 мин) | Проводит беседу, в ходе, которой ученики выдвигают свои гипотезы по теме: «Ориентирование на местности без карты» | Мозговой штурм | Предлагают гипотезы: Как ученики себе представляют, что это такое? Чем они отличаются? Где могут столкнуться? | Регулятивные УУД: устанавливать целевые приоритеты; |
Изучение нового материала (8 мин) | Знакомит учащихся с основными понятиями: «Военная топография», «компас», «Ориентир», «Карта», «Азимут» и др. Общие понятия об ориентировании. | Устное изложение Демонстрация на слайдах. | Воспринимают информацию, записывают понятия в тетрадь. Находят логическую взаимосвязь в природных явлениях | Познавательные УУД: давать определение понятиям; |
Объяснение (6 мин) | Знакомит учащихся со способами определения сторон горизонта. | Составление кластер-схемы в тетрадь | Слушают, основные моменты конспектируют в тетрадь. Выполнение практических действий по ориентированию | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи |
Физкультминутка (3мин) Приложение 1. | ||||
Изучение нового материала (7 мин) | Приводит различные примеры способов определения сторон горизонта. | Демонстрация на слайдах презентации | Усваивают наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживают первичное понимание материала | Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; |
Закрепление (9 мин) | Организация практической работы по отработки навыков определение ориентира без карты. (Приложение 2). | Практические упражнения | Выполнение практических упражнений по ориентированию на местности, под руководством учителя. | Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |
Подведение итогов (4 мин) | Объявляет результаты занятия, выделяет лучшие работы. Даёт возможность высказаться ребятам. | Рефлексия | Проводят анализ своей работы. Высказывают предположения. | Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; |
Домашнее задание (3 мин) | Комментирует д/з: Объявляю оценки, домашнее задание. Учебник НВП 2010г. § 1,7 с. 237-242) | Инструктаж | Записываю домашнее задание, задают учителю возникшие вопросы по д/з. | Регулятивные УУД: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; |
Приложение 1.
Физкультминутка:
Упражнения для снятия общего напряжения.
— дети стоят, руки подняты и сцеплены за головой. На счет раз резко поворачивают таз налево, на счет два — направо. Плечи при этом остаются неподвижными.
— стоя, руки на поясе, наклоняться вправо-влево.
— стоя совершать плавные круговые движения головой, сначала направо, затем налево. Наклонять голову вперед — назад, вправо-влево.
— руки в стороны, ладошки раскрыты. Затем сильно обхватить туловище, повернувшись при этом направо, вновь встать прямо, руки в стороны. Повернуться также налево....
Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/fizminutki-dlya-shkolnikov-v-srednem-zvene-kak-ix-provodit/
Приложение 2.
Тренировка учащихся.
Определение сторон горизонта и направлений (азимутов) на местные предметы.
При выполнении тренировочных упражнений целесообразно подготовить нескольких учебных мест и распределить учащихся на группы по три-четыре человека. Для каждой из групп рекомендуется разработать определённое упражнение и чередовать переход групп с одного учебного места на другое.
Учебное место № 1. Определение сторон горизонта по солнцу. Учащиеся должны определить направления на стороны горизонта по положению солнца в данный момент времени, объяснить порядок своих действий и указать ориентиры.
Учебное место № 2. Определение направления на стороны горизонта по солнцу и часам. Используя часы, а также макеты часов со стрелками учащиеся определяют стороны горизонта. Целесообразно сравнить результаты с данными, полученными на первом учебном месте, и дать учащимся возможность сделать вывод о преимуществе в точности определения направлений на стороны горизонта вторым способом.
Учебное место № 3. Определение сторон горизонта по компасу. Учащиеся с помощью компаса определяют направления на стороны горизонта, выбирают и называют ориентиры, определяют, на каких направлениях расположены выбранные ориентиры относительно сторон горизонта, и примерное расстояние до них. Используя полученные данные, учащиеся должны подготовить доклад о своём местонахождении.
Учебное место № 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов. Учащиеся, осматривая окружающую местность, находят местные предметы, имеющие признаки, позволяющие определить направления на стороны горизонта. Пользуясь этими признаками, ориентируются на местности и докладывают о своём месте нахождения. Целесообразно рекомендовать учащимся тренироваться в определение сторон горизонта по признакам местных предметов во время походов, экскурсий и других мероприятий, связанных с выходом на местность.
Учебное место № 5. Тренировка в определении азимутов на заданные местные предметы (ориентиры). Учащимся задаю хорошо видимые удалённые местные предметы и ставлю задачу с помощью компаса определить направления на них – магнитные азимуты, а также примерные расстояния. Нанести найденные направления на схему, пользуясь планшетом. Выполнить обратную задачу – по заданному азимуту, найти направление на какой – либо местный предмет и нанести этот предмет (ориентир) на схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.
Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...
План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»
План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»...
Практическая работа №4. Построение карты и плана местности
Задание 1.Создайте карты и планы местности....
Ориентирование на местности
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года 2017"...
Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"
Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...
Разноуровневые задания на тему: "Ориентирование на местности"
Разноуровневые задания на тему: "Ориентирование на местности" 2 класс...
Технологик карта . Класс: 8 Тема: З. Биишева “Һөнәрсе менән Өйрәнсек”.
Тема: З.Биишева «hѳнәрсе менән Ѳйрәнсек» 8 синыфта башҡорт әҙәбиәтенән дәрес Маҡсат: Уҡыусыларҙы З.Биишеваның тормош юлы, ижады менән таныштырып. фекерҙәрен, образдарға мѳн...