Урок-экскурсия: "Рельеф поверхности земной коры"
методическая разработка

Гайворонская Инна Владимировна

План урока, структура занятия, конспект занятия, отчет студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya_po_mdk01.01._t.1.docx35.21 КБ
Файл fotoekskursiya_foto.docx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

План урока – экскурсии

Цель: «Формирование профессиональных компетенций в природных условиях»

1.Цикл дисциплин: специальный

2. Учебная дисциплина:  МДК 01.01. т.1  Инженерно-геологические исследования для строительства

3. Специальность: 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

4. Преподаватель: Гайворонская И.В.

5. Группа: С-21

6. Дата: 28.09.2015 года.

7. Тема урока: «Рельеф поверхности земной коры»

8. Тип урока: урок - экскурсия в Туапсинский район, Краснодарского края Бжидские водопады на реке Тешебс.

9. Дидактические единицы:

Провести анализ процессов, влияющих на формирование рельефа: воздействие внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил Земли с выводом о  взаимодействии этих процессов.

 Знакомство с двумя основными формами рельефа: горами и равнинами на примере рельефа Краснодарского края: Кубанская равнина и горная система Большого Кавказа.

Описание обнажений осадочных горных пород с отбором образцов.

Схематическая зарисовка местности - составление абриса.

Классифицировать формы залегания горных пород.

10.Цели занятия:

Образовательная:

- познакомить студентов с разнообразием земной поверхности, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые формы рельефа, выделять общие признаки, оценивать влияние рельефа местности на выбор площадок под строительство, формировать познавательный интерес к изучению предмета.

Развивающая:

- развитие навыков индивидуальной работы;

- развитие аналитических навыков работы в природных условиях;

- развитие креативного подхода к работе;

- формирование профессиональной культуры;

- развитие и становление коммуникативных свойств личности;

- повышение уровня профессиональной адаптивности выпускника.

Воспитательная:

- стимулировать самостоятельную работу студента по развитию собственных познавательных  возможностей и личного совершенствования;

- способствовать воспитанию нравственности, интеллигентности, независимости, уверенности в себе.

Межпредметные связи.

Обеспечивающие: –  строительная экология, сейсмостойкое строительство, архитектура зданий и сооружений, технология строительного производства, строительные материалы. Обеспечиваемые: -  подготовка к успешной сдаче экзамена квалификационного по ПМ 01.  Участие в проектировании зданий и сооружений и экзамена по МДК 01.01. Проектирование зданий и сооружений,  процедура защиты дипломного проекта, профессиональная деятельность

10. Наглядность: Кубанская равнина, горная система Большого Кавказа, процесс выветривания горных пород, геологическая деятельность рек, Черного моря, образование оврагов, экскурсия в Туапсинский район, Краснодарского края Бжидские водопады на реке Тешебс.

11.Базовая форма деятельности студента: профессиональная.

12.Функции студента:  самостоятельно познакомится с рельефом Краснодарского края  и оценивать влияние рельефа местности на выбор площадок под строительство.

13.Функции преподавателя: знакомство студентов с  размещением крупных форм рельефа Краснодарского края. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

14. Методы обучения: Группа делится на звенья по 5 человек, и каждое звено составляет абрис, описывает обнажение горных пород, отбирает образцы горных пород, определяет первичные формы залегания горных пород и дислокации,  выбирает площадку под строительство. Так как мы посетим самый большой дольмен на Кавказе, студентам предлагается сделать сообщение о дольменах.

Структура занятия:

1.Организационная часть занятия.

1.1. На кануне 25.09.2015 года был проведен инструктаж по ТБ с подписями в журнале по ТБ инструктора и инструктируемого, инструктаж проводили два преподавателя: классный руководитель и преподаватель организующий экскурсию.

1.2.Взаимное приветствие, выявление готовности студентов к уроку проходило в автобусе, который подъехал к колледжу к 8 часам утра. Формирование позитивного настроя.

1.2.  Сообщение плана занятия так же было в автобусе во время движения.

2.Повторение изученной темы с преподавателем колледжа было проведено перед экскурсионной поездкой в аудитории 29:

 Минералы и горные породы;                                  

Формы залегания осадочных горных пород

3.Актуальность и мотивация темы: связь занятия с будущей профессиональной деятельностью

4. Изучение новой темы: Знакомство с двумя основными формами рельефа в ходе экскурсии: горами и равнинами на примере рельефа Краснодарского края: Кубанская равнина и горная система Большого Кавказа. Знакомство с экзогенными процессами  Туапсинского района экскурсоводом Михаилом Гаргеновичем  Газаровым и преподавателем КГПУ Елисеевой Маргаритой Петровной.

4.1.Производственные условия работы: Краснодарский край, Туапсинский район, за  поселком Бжид, 2 км по естественному лесу  Серебрянные водопады на реке Тешебс

4.2.Производственная ситуация: выбрать благоприятный участок для строительства с учетом  рельефа местности и отразить это на абрисе. Проанализировать какие горные породы будут лежать в основании фундамента строящегося здания. Для этого пройти вверх по руслу реки Тешебс и изучить обнажение горных пород. Особое внимание обратить на дислокации. Изучить геологическую деятельность реки Тешебс.

5. Обобщение и систематизация изученной темы: разбор производственной ситуации с преподавателем ПСХК Гайворонской Инной Владимировной и преподавателем КГТУ Елисеевой Маргаритой Петровной благоприятное место для строительства здания будет на относительно ровном участке земной поверхности на расстоянии 100 м от реки Тешебс, в основании строящегося здания будут лежать скальные породы, паводок реки Тешебс не будет влиять на строящееся  здание, но очень проблематично будет завозить строительный материал. Дорога к будущему зданию грунтовая и очень крутая.

6.Подведение итогов: беседа и краткий обмен мнениями, особый интерес у студентов вызвало многообразие форм рельефа, очень красивая природа края, огромный дольмен. Студенты задали интересующие вопросы производственного характера экскурсоводу Михаилу Гаргеновичу Газарову и преподавателю  КГПУ Елисеевой Маргарите Петровне и поблагодарили за экскурсию.

7.Домашнее задание.

1)Составить конспект по теме: «Рельеф поверхности земной коры»,

Литература: В.П.Ананьев А.Д.Потапов «Инженерная геология» Москва «Высшая школа» 2011г. стр.107-115

В.П. Бондарев  «Геология» Москва ФОРУМ-ИНФРА-М 2012г.стр. 51-64

Н.А.Платов «Основы инженерной геологии» Москва ИНФРА-М 2010 г.стр.93-104

2) Отчет по уроку – экскурсии:

1.Описать обнажения горных пород в русле реки Тешебс,

2.Классифицировать формы залегания горных пород

3.Составить абрис

4.Выбрать благоприятную площадку для строительства

Дополнительное задание:

5.Подготовить сообщение по теме: «Дольмены»

        Преподаватель                                                               И.В.Гайворонская.         

Отзыв на открытый урок-экскурсию

по дисциплине:  МДК 01.01. т.1

 Инженерно-геологические исследования для строительства

преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края  Пашковского сельскохозяйственного колледжа     Гайворонской И.В.

                                                

          Представленный урок-экскурсия был проведен в группе  С-21, 28.09.2015,по МДК 01.01. т.1  Инженерно-геологические исследования для строительства, тема урока: «Рельеф поверхности земной коры». Занятие было выездное и проходило в Туапсинском районе, Краснодарского края, Бжидские водопады на реке Тешебс. Цель урока-экскурсии – формирование у студентов профессиональных компетенций в природных условиях.  Был представлен план и конспект урока. Преподаватель проверила домашнее задание, демонстрируя владение методикой фронтального и индивидуального опроса. В процессе опроса преподаватель обращала внимание на актуальность данной темы. Каждый ответ студента был прокомментирован. При объяснении нового материала преподаватель связывала вопросы с ранее изученным материалом, акцентируя внимание на внутрипредметных и межпредметных связях, приводила  много примеров из практики.  Так как это был урок экскурсия, преподаватель акцентировал внимание  студентов  на двух основных формах рельефа: горы и равнины, Кубанская равнина и горная система Большого Кавказа. Провела анализ процессов, влияющих на формирование рельефа: воздействие внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил Земли с выводом о  взаимодействии этих процессов. Обратила внимание, как размеры рельефа местности, влияют на выбор площадки под строительство.

          Урок был построен на работе студентов в малых группах, студенты работали в сотрудничестве, вели исследовательскую работу, изучая обнажения, формы залегания горных пород, составляя абрис, выбирая площадку для строительства. На экскурсии присутствовала деловая атмосфера, студенты работали активно. По завершению работы были сделаны совместные выводы и подведены итоги урока. Урок получился целостным, цели занятия достигнуты. Преподавателю рекомендуется продолжить работу с применением технологии работы студентов в малых группах.

Преподаватель,

ФГБОУ ВПО Кубанский

государственный

технологический

университет                                                                   Маргарита Петровна Елисеева

Конспект занятия.

МДК 01.01. т.1  Инженерно-геологические исследования для строительства

тема урока: «Рельеф поверхности земной коры».

 Рельеф - совокупность форм земной поверхности, различных по очертания, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Рельеф земли, правильнее будет сказать, земной поверхности является результатом сложного взаимодействия внутренних и внешних сил. Внутренние силы, энергия которых обеспечивается за счёт внутренней энергии самой Земли, создают крупные неровности. Внешние силы эти неровности сглаживают, создавая более мелкие неровности.

Наиболее крупные формы рельефа Земли – выступы материков и впадины океанов. Их распространение определяется строением земной коры – наличием или отсутствием гранитного слоя. В настоящее время на Земле существует шесть материков. Суша по поверхности Земли распределена неравномерно. Можно выделить на планете два условных полушария – океанические и материковое. В центре первого расположен Тихий океан, в центре второго – Африка. Преобладающие высоты в пределах суши – около 800 м, средние глубины океана – около 3500 м. Поверхность суши и дна океана осложнена неровностями низшего порядка.

Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Около 60% поверхности суши занято равнинами. Это обширные участки земной поверхности с малым колебанием высот (около 200 м), относительно невысоко приподнятые над уровнем моря. По абсолютной высоте равнины делятся на низменности (высота от 0 до 200 м), возвышенности (200-500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности – на плоские, холмистые и ступенчатые. Равнинные территории наиболее заселены и освоены людьми. На них сосредоточены большинство городов и транспортных путей, основные массивы обрабатываемых земель.

Горами называют отчётливые возвышения на земной поверхности с высотами более 200 м, с хорошо выраженными склонами и подошвой. Горные области занимают около 40% поверхности суши. Большая часть гор на Земле протягивается во взаимно перпендикулярных направлениях, близких к субширотному либо к субмеридиональному. По высоте горы делятся на низкие (с высотами до 1000 м), средневысотные (1000-2000 м) и высокие (более 2000 м). В соответствии со строением горы бывают складчатые, складчато – глыбовые и глыбовые. По геоморфологическому возрасту выделяют молодые, омоложенные и возрождённые горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах – вулканического.

Горы – выпуклые формы рельефа, возвышающиеся над окружающей территорией на высоту более 200 метров.

Горы очень разнообразны и интересны. Обычно горы состоят из нескольких гор, перевалов, возвышенностей, ущелий, долин и т.д. На физической карте горы показаны коричневым цветом.

Горный хребет – крупное линейно вытянутое поднятие рельефа (горы). Горные хребты могут располагаться параллельно друг другу, могут быть направлены в разные стороны, переходить в другие хребты.

Перевал – понижение в гребне горного хребта или массива. Гребень – самая высокая часть горного хребта.

Горы состоят из трех основных частей:

1.     Вершина.

2.     Склон.

3.     Подошва.

Разнообразие гор

По абсолютной высоте горы бывают:

1.     Низкие (до 1000 метров).

2.     Средние (от 1000 до 2000 метров).

3.     Высокие (более 2000 метров).

У высоких гор обычно острые вершины, покрытые ледником. Горы отличаются по форме, внешнему виду, строению. Горы могут расти, могут разрушаться со временем под влиянием внешних процессов и деятельности человека. Горы отличаются возрастом. Бывают молодые горы (продолжают расти) и старые. К молодым горам относятся Кавказ, Альпы, Гималаи, Анды и др. В этих горных системах внутренние силы Земли наиболее активны, часто происходят землетрясения, имеются действующие вулканы.

Экзогенные процессы происходят в верхней части земной коры: выветривание физическое и химическое, денудация (процессы сноса и переноса продуктов разрушения горных пород), -эрозия, аккумуляция (накопление рыхлого материала и органических остатков на поверхности суше и на дне водоемов), склоновые процессы. Выветривание — изменение горных пород под действием воды, воздуха, солнечных лучей (изменения температуры) и живых организмов.

Геоморфология - наука, изучающая происхождение и развитие рельефа  во времени.

Рельеф и его динамика учитываются при строительстве и эксплуатации ПГС.

Классификация_рельефа_по_происхождению: Тектонический – Эрозионный – Аккумулятивный.

Тектонический –        горные хребты, равнины, океанические понижения. ФОРМИРУЕТСЯ  в результате тектонических  процессов. СВОЙСТВО -  стабильность.

Эрозионный - результат размывающей работы речных и атмосферных вод, а также ледников. Пример - речные долины, овраги, балки.

Аккумулятивный – образуются в результате накопления горных пород, принесенных ветром, водой, льдом и т.п.  Примеры аккумулятивных форм:

Эоловые - барханы, дюны. Речные -  террасы, равнины, дельты.

Эрозионные и аккумулятивные формы рельефа считаются нестабильными, поскольку непрерывно меняют  очертания.

Различают следующие типы рельефа: равнинный, холмистый, горный

Равнинный - это обширные участки суши с ровной или слабоволнистой поверхностью.

Равнины различают по происхождению: Структурные -Аккумулятивные - Скульптурные

Структурные:   поверхность совпадает   с залеганием горных пород (ГП).

например, с горизонтальным расположением осадочных пород (плато), или интрузий.

Скульптурные равнины - территории со следами разрушения поверхности земли процессами эрозии. (каньон «Колорадо»).

Аккумулятивные равнины: поверхности,  возникшие  при накоплении  ГП из-за речного намыва или   наноса ветром.

Равнины разделяют    по высоте расположения и степени расчленения.

Холмистый рельеф – совокупность чередующихся холмов высотой    до 200 м -  и понижений   (ложбины, небольших   котловин).

Горный рельеф - совокупность  крупных возвышенностей (горы, хребты) и глубоких понижений (долины рек, котловины).

Техногенный рельеф: результат деятельности горнодобывающей промышленности

(терриконы,карьеры, отвалы, шахт) и строительства дорог (насыпи, выемки, карьеры).

Динамика рельефа

Возведенный инженерный объект  взаимодействуeт   с природными формами рельефа       и они  изменяются. Строители  должны оценивать рельеф в его развитии.

Оценка динамики рельефа: - уклоны рельефа - ритм (густота) распределения форм - расчлененность рельефа - геометрические параметры элементов рельефа  и т.д.

Методы количественного исследования рельефа   разрабатывает дисциплина морфометрия.  Она позволяет оценить  устойчивость рельефа, соизмеримость инженерных сооружений с размерами элементов рельефа.

Проблема: Строительство порождает новый техногенный рельеф. Он может быть нарушить энергетический баланс форм рельефа  и спровоцировать потерю устойчивости.  Искусственные формы рельефа должны  быть подобны   природным  и максимально  учитывать подвижность форм рельефа.

Примеры:  Аэродром г. Ростова-на-Дону пересекает  Аксайский разлом. Итог: эрозионная сеть разрушает летное поле. Требуются непрерывные работы по защите поверхности  аэропорта от эрозии.

Черноморское побережье Кавказа:  выемки для железнодорожной магистрали устроены в пляжной зоне берега. Берег активно разрушается: формируется делювий, пролювий. Требуется непрерывный ремонт.

Важнейшие задачи строителей при проектировании ПГС: 

-определение пригодности рельефа для данного вида строительства  

-составление прогноза  скорости    изменения форм рельефа, например скорости размыва берегов или дна реки;

-оценка, влияния динамики рельефа на эксплуатацию зданий и сооружений.

Рельеф Краснодарского край  – разнообразный. Свыше 2/3 всей поверхности края занимает Кубанская равнина, Неразрывно связанная по своему рельефу и природе с южной частью Русской равнины.

К югу от Кубанской равнины располагается другая часть Краснодарского края, занимающая менее 1/3 его поверхности, входящая почти полностью в горную систему Большого Кавказа.

На восточной границе края расположен западный склон Ставропольской возвышенности, которая не относится к системе Большого Кавказа. На западной границе края находится Таманский полуостров, который нельзя полностью отнести ни к горной, ни к равнинной части края.

Сама Кубанская равнина не является однородной в своих различных частях. В ее состав входят: 1.Кубанско-Приазовская низменность. 2. Приазовская дельтовая низменность. 3.Прикубанская наклонная равнина.

Хребет Большого Кавказа начинается недалеко от г. Анапы и станицы Гостагаевской. Нередко считают, что это и есть начало Г. Кавказского хребта. Однако невысокие и средневысотные горы, расположенные между Анапой и горным массивом Чугуш (Черноморский Кавказ), не представляют собой единого хребта, а состоят из двух или трех параллельных горных цепей. В ряде случаев отсутствует параллельное расположение горных цепей, а местами эта полоса гор представляет собой довольно беспорядочное скопление поднятий, имеющих разную форму и высоту.

Только начиная от горного массива Фишт (2862 м) или даже от горного массива Чугуш (3240 м), прослеживается отчетливо  горная цепь, образующая единый водораздел между северными и южными склонами.

Наибольшей высоты Главный, или Водораздельный, хр. Достигает в пространстве между верховьями рек Малой Лабы и Мзымты.

К северу от Главного Кавказского хребта, начинаясь у р. Белой и уходя на восток за пределы края, расположен Передовой (Боковой) хр. Его высшая точка – гора Эльбрус (5663 м) – расположена не в Краснодарском, а в Ставропольском крае.

С известняками связаны карстовые явления. В результате растворения водой известняков получаются своеобразные формы рельефы (воронки, колодцы, пещеры и др.) – карст.

Карстовые явления развиты в районах Лагонаки и Герпегема, Фишта и Оштена, Хосты – Адлера.

Целый ряд горных вершин в нашем крае поднимается выше линии вечных снегов, проходящей на высоте 2700 – 3000 м над уровнем моря. Вечные снега и ледники имеются на таких вершинах, как Чугуш, Фишт, и некоторые другие.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗЕМНОЙ МАГНЕТИЗМ.

О природе возникновения Земного магнетизма....

Методическое обеспечение к открытому уроку Тема: «Горные породы, слагающие земную кору» по дисциплине «Геология с основами геоморфологии»

Учебной дисциплины «Геология с основами геоморфологии»Специальность «Землеустройство»Группа З-39Тема занятия: Горные породы, слагающие земную кору.Тип занятия: комбинированныйФорма проведения занятия:...

Методическая разработка урока учебной практики по теме "Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их устранения при подготовке поверхности под окраску"

Разработка предназначена для проведения урока учебной практики для обучающихся относящихся к категории ЛОВЗ...

"Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, особенности строения поверхности, спутники)"

Планеты, относящиеся к земной группе: Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы по сравнению с планетами гигантами, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходи...

Методическая разработка к уроку на тему геологические процессы формирования земной коры

Представлена методическая разработка занятия по ОП Геология на тему "Геологические процессы формирования земной коры" в формате квеста...

Конспек " Движения земной коры и Вулканизм"

Тема: Движения земной коры. ЗемлетрясенияЦели: формирование представлений об эпицентре, очаге, грабене, горсте, надвиге и покровеЗадачи: 1.Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление...