Урок-экскурсия: "Рельеф поверхности земной коры"
методическая разработка
План урока, структура занятия, конспект занятия, отчет студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_po_mdk01.01._t.1.docx | 35.21 КБ |
fotoekskursiya_foto.docx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока – экскурсии
Цель: «Формирование профессиональных компетенций в природных условиях»
1.Цикл дисциплин: специальный
2. Учебная дисциплина: МДК 01.01. т.1 Инженерно-геологические исследования для строительства
3. Специальность: 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
4. Преподаватель: Гайворонская И.В.
5. Группа: С-21
6. Дата: 28.09.2015 года.
7. Тема урока: «Рельеф поверхности земной коры»
8. Тип урока: урок - экскурсия в Туапсинский район, Краснодарского края Бжидские водопады на реке Тешебс.
9. Дидактические единицы:
Провести анализ процессов, влияющих на формирование рельефа: воздействие внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил Земли с выводом о взаимодействии этих процессов.
Знакомство с двумя основными формами рельефа: горами и равнинами на примере рельефа Краснодарского края: Кубанская равнина и горная система Большого Кавказа.
Описание обнажений осадочных горных пород с отбором образцов.
Схематическая зарисовка местности - составление абриса.
Классифицировать формы залегания горных пород.
10.Цели занятия:
Образовательная:
- познакомить студентов с разнообразием земной поверхности, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые формы рельефа, выделять общие признаки, оценивать влияние рельефа местности на выбор площадок под строительство, формировать познавательный интерес к изучению предмета.
Развивающая:
- развитие навыков индивидуальной работы;
- развитие аналитических навыков работы в природных условиях;
- развитие креативного подхода к работе;
- формирование профессиональной культуры;
- развитие и становление коммуникативных свойств личности;
- повышение уровня профессиональной адаптивности выпускника.
Воспитательная:
- стимулировать самостоятельную работу студента по развитию собственных познавательных возможностей и личного совершенствования;
- способствовать воспитанию нравственности, интеллигентности, независимости, уверенности в себе.
Межпредметные связи.
Обеспечивающие: – строительная экология, сейсмостойкое строительство, архитектура зданий и сооружений, технология строительного производства, строительные материалы. Обеспечиваемые: - подготовка к успешной сдаче экзамена квалификационного по ПМ 01. Участие в проектировании зданий и сооружений и экзамена по МДК 01.01. Проектирование зданий и сооружений, процедура защиты дипломного проекта, профессиональная деятельность
10. Наглядность: Кубанская равнина, горная система Большого Кавказа, процесс выветривания горных пород, геологическая деятельность рек, Черного моря, образование оврагов, экскурсия в Туапсинский район, Краснодарского края Бжидские водопады на реке Тешебс.
11.Базовая форма деятельности студента: профессиональная.
12.Функции студента: самостоятельно познакомится с рельефом Краснодарского края и оценивать влияние рельефа местности на выбор площадок под строительство.
13.Функции преподавателя: знакомство студентов с размещением крупных форм рельефа Краснодарского края. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
14. Методы обучения: Группа делится на звенья по 5 человек, и каждое звено составляет абрис, описывает обнажение горных пород, отбирает образцы горных пород, определяет первичные формы залегания горных пород и дислокации, выбирает площадку под строительство. Так как мы посетим самый большой дольмен на Кавказе, студентам предлагается сделать сообщение о дольменах.
Структура занятия:
1.Организационная часть занятия.
1.1. На кануне 25.09.2015 года был проведен инструктаж по ТБ с подписями в журнале по ТБ инструктора и инструктируемого, инструктаж проводили два преподавателя: классный руководитель и преподаватель организующий экскурсию.
1.2.Взаимное приветствие, выявление готовности студентов к уроку проходило в автобусе, который подъехал к колледжу к 8 часам утра. Формирование позитивного настроя.
1.2. Сообщение плана занятия так же было в автобусе во время движения.
2.Повторение изученной темы с преподавателем колледжа было проведено перед экскурсионной поездкой в аудитории 29:
Минералы и горные породы;
Формы залегания осадочных горных пород
3.Актуальность и мотивация темы: связь занятия с будущей профессиональной деятельностью
4. Изучение новой темы: Знакомство с двумя основными формами рельефа в ходе экскурсии: горами и равнинами на примере рельефа Краснодарского края: Кубанская равнина и горная система Большого Кавказа. Знакомство с экзогенными процессами Туапсинского района экскурсоводом Михаилом Гаргеновичем Газаровым и преподавателем КГПУ Елисеевой Маргаритой Петровной.
4.1.Производственные условия работы: Краснодарский край, Туапсинский район, за поселком Бжид, 2 км по естественному лесу Серебрянные водопады на реке Тешебс
4.2.Производственная ситуация: выбрать благоприятный участок для строительства с учетом рельефа местности и отразить это на абрисе. Проанализировать какие горные породы будут лежать в основании фундамента строящегося здания. Для этого пройти вверх по руслу реки Тешебс и изучить обнажение горных пород. Особое внимание обратить на дислокации. Изучить геологическую деятельность реки Тешебс.
5. Обобщение и систематизация изученной темы: разбор производственной ситуации с преподавателем ПСХК Гайворонской Инной Владимировной и преподавателем КГТУ Елисеевой Маргаритой Петровной благоприятное место для строительства здания будет на относительно ровном участке земной поверхности на расстоянии 100 м от реки Тешебс, в основании строящегося здания будут лежать скальные породы, паводок реки Тешебс не будет влиять на строящееся здание, но очень проблематично будет завозить строительный материал. Дорога к будущему зданию грунтовая и очень крутая.
6.Подведение итогов: беседа и краткий обмен мнениями, особый интерес у студентов вызвало многообразие форм рельефа, очень красивая природа края, огромный дольмен. Студенты задали интересующие вопросы производственного характера экскурсоводу Михаилу Гаргеновичу Газарову и преподавателю КГПУ Елисеевой Маргарите Петровне и поблагодарили за экскурсию.
7.Домашнее задание.
1)Составить конспект по теме: «Рельеф поверхности земной коры»,
Литература: В.П.Ананьев А.Д.Потапов «Инженерная геология» Москва «Высшая школа» 2011г. стр.107-115
В.П. Бондарев «Геология» Москва ФОРУМ-ИНФРА-М 2012г.стр. 51-64
Н.А.Платов «Основы инженерной геологии» Москва ИНФРА-М 2010 г.стр.93-104
2) Отчет по уроку – экскурсии:
1.Описать обнажения горных пород в русле реки Тешебс,
2.Классифицировать формы залегания горных пород
3.Составить абрис
4.Выбрать благоприятную площадку для строительства
Дополнительное задание:
5.Подготовить сообщение по теме: «Дольмены»
Преподаватель И.В.Гайворонская.
Отзыв на открытый урок-экскурсию
по дисциплине: МДК 01.01. т.1
Инженерно-геологические исследования для строительства
преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края Пашковского сельскохозяйственного колледжа Гайворонской И.В.
Представленный урок-экскурсия был проведен в группе С-21, 28.09.2015,по МДК 01.01. т.1 Инженерно-геологические исследования для строительства, тема урока: «Рельеф поверхности земной коры». Занятие было выездное и проходило в Туапсинском районе, Краснодарского края, Бжидские водопады на реке Тешебс. Цель урока-экскурсии – формирование у студентов профессиональных компетенций в природных условиях. Был представлен план и конспект урока. Преподаватель проверила домашнее задание, демонстрируя владение методикой фронтального и индивидуального опроса. В процессе опроса преподаватель обращала внимание на актуальность данной темы. Каждый ответ студента был прокомментирован. При объяснении нового материала преподаватель связывала вопросы с ранее изученным материалом, акцентируя внимание на внутрипредметных и межпредметных связях, приводила много примеров из практики. Так как это был урок экскурсия, преподаватель акцентировал внимание студентов на двух основных формах рельефа: горы и равнины, Кубанская равнина и горная система Большого Кавказа. Провела анализ процессов, влияющих на формирование рельефа: воздействие внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) сил Земли с выводом о взаимодействии этих процессов. Обратила внимание, как размеры рельефа местности, влияют на выбор площадки под строительство.
Урок был построен на работе студентов в малых группах, студенты работали в сотрудничестве, вели исследовательскую работу, изучая обнажения, формы залегания горных пород, составляя абрис, выбирая площадку для строительства. На экскурсии присутствовала деловая атмосфера, студенты работали активно. По завершению работы были сделаны совместные выводы и подведены итоги урока. Урок получился целостным, цели занятия достигнуты. Преподавателю рекомендуется продолжить работу с применением технологии работы студентов в малых группах.
Преподаватель,
ФГБОУ ВПО Кубанский
государственный
технологический
университет Маргарита Петровна Елисеева
Конспект занятия.
МДК 01.01. т.1 Инженерно-геологические исследования для строительства
тема урока: «Рельеф поверхности земной коры».
Рельеф - совокупность форм земной поверхности, различных по очертания, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Рельеф земли, правильнее будет сказать, земной поверхности является результатом сложного взаимодействия внутренних и внешних сил. Внутренние силы, энергия которых обеспечивается за счёт внутренней энергии самой Земли, создают крупные неровности. Внешние силы эти неровности сглаживают, создавая более мелкие неровности.
Наиболее крупные формы рельефа Земли – выступы материков и впадины океанов. Их распространение определяется строением земной коры – наличием или отсутствием гранитного слоя. В настоящее время на Земле существует шесть материков. Суша по поверхности Земли распределена неравномерно. Можно выделить на планете два условных полушария – океанические и материковое. В центре первого расположен Тихий океан, в центре второго – Африка. Преобладающие высоты в пределах суши – около 800 м, средние глубины океана – около 3500 м. Поверхность суши и дна океана осложнена неровностями низшего порядка.
Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Около 60% поверхности суши занято равнинами. Это обширные участки земной поверхности с малым колебанием высот (около 200 м), относительно невысоко приподнятые над уровнем моря. По абсолютной высоте равнины делятся на низменности (высота от 0 до 200 м), возвышенности (200-500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности – на плоские, холмистые и ступенчатые. Равнинные территории наиболее заселены и освоены людьми. На них сосредоточены большинство городов и транспортных путей, основные массивы обрабатываемых земель.
Горами называют отчётливые возвышения на земной поверхности с высотами более 200 м, с хорошо выраженными склонами и подошвой. Горные области занимают около 40% поверхности суши. Большая часть гор на Земле протягивается во взаимно перпендикулярных направлениях, близких к субширотному либо к субмеридиональному. По высоте горы делятся на низкие (с высотами до 1000 м), средневысотные (1000-2000 м) и высокие (более 2000 м). В соответствии со строением горы бывают складчатые, складчато – глыбовые и глыбовые. По геоморфологическому возрасту выделяют молодые, омоложенные и возрождённые горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах – вулканического.
Горы – выпуклые формы рельефа, возвышающиеся над окружающей территорией на высоту более 200 метров.
Горы очень разнообразны и интересны. Обычно горы состоят из нескольких гор, перевалов, возвышенностей, ущелий, долин и т.д. На физической карте горы показаны коричневым цветом.
Горный хребет – крупное линейно вытянутое поднятие рельефа (горы). Горные хребты могут располагаться параллельно друг другу, могут быть направлены в разные стороны, переходить в другие хребты.
Перевал – понижение в гребне горного хребта или массива. Гребень – самая высокая часть горного хребта.
Горы состоят из трех основных частей:
1. Вершина.
2. Склон.
3. Подошва.
Разнообразие гор
По абсолютной высоте горы бывают:
1. Низкие (до 1000 метров).
2. Средние (от 1000 до 2000 метров).
3. Высокие (более 2000 метров).
У высоких гор обычно острые вершины, покрытые ледником. Горы отличаются по форме, внешнему виду, строению. Горы могут расти, могут разрушаться со временем под влиянием внешних процессов и деятельности человека. Горы отличаются возрастом. Бывают молодые горы (продолжают расти) и старые. К молодым горам относятся Кавказ, Альпы, Гималаи, Анды и др. В этих горных системах внутренние силы Земли наиболее активны, часто происходят землетрясения, имеются действующие вулканы.
Экзогенные процессы происходят в верхней части земной коры: выветривание физическое и химическое, денудация (процессы сноса и переноса продуктов разрушения горных пород), -эрозия, аккумуляция (накопление рыхлого материала и органических остатков на поверхности суше и на дне водоемов), склоновые процессы. Выветривание — изменение горных пород под действием воды, воздуха, солнечных лучей (изменения температуры) и живых организмов.
Геоморфология - наука, изучающая происхождение и развитие рельефа во времени.
Рельеф и его динамика учитываются при строительстве и эксплуатации ПГС.
Классификация_рельефа_по_происхождению: Тектонический – Эрозионный – Аккумулятивный.
Тектонический – горные хребты, равнины, океанические понижения. ФОРМИРУЕТСЯ в результате тектонических процессов. СВОЙСТВО - стабильность.
Эрозионный - результат размывающей работы речных и атмосферных вод, а также ледников. Пример - речные долины, овраги, балки.
Аккумулятивный – образуются в результате накопления горных пород, принесенных ветром, водой, льдом и т.п. Примеры аккумулятивных форм:
Эоловые - барханы, дюны. Речные - террасы, равнины, дельты.
Эрозионные и аккумулятивные формы рельефа считаются нестабильными, поскольку непрерывно меняют очертания.
Различают следующие типы рельефа: равнинный, холмистый, горный
Равнинный - это обширные участки суши с ровной или слабоволнистой поверхностью.
Равнины различают по происхождению: Структурные -Аккумулятивные - Скульптурные
Структурные: поверхность совпадает с залеганием горных пород (ГП).
например, с горизонтальным расположением осадочных пород (плато), или интрузий.
Скульптурные равнины - территории со следами разрушения поверхности земли процессами эрозии. (каньон «Колорадо»).
Аккумулятивные равнины: поверхности, возникшие при накоплении ГП из-за речного намыва или наноса ветром.
Равнины разделяют по высоте расположения и степени расчленения.
Холмистый рельеф – совокупность чередующихся холмов высотой до 200 м - и понижений (ложбины, небольших котловин).
Горный рельеф - совокупность крупных возвышенностей (горы, хребты) и глубоких понижений (долины рек, котловины).
Техногенный рельеф: результат деятельности горнодобывающей промышленности
(терриконы,карьеры, отвалы, шахт) и строительства дорог (насыпи, выемки, карьеры).
Динамика рельефа
Возведенный инженерный объект взаимодействуeт с природными формами рельефа и они изменяются. Строители должны оценивать рельеф в его развитии.
Оценка динамики рельефа: - уклоны рельефа - ритм (густота) распределения форм - расчлененность рельефа - геометрические параметры элементов рельефа и т.д.
Методы количественного исследования рельефа разрабатывает дисциплина морфометрия. Она позволяет оценить устойчивость рельефа, соизмеримость инженерных сооружений с размерами элементов рельефа.
Проблема: Строительство порождает новый техногенный рельеф. Он может быть нарушить энергетический баланс форм рельефа и спровоцировать потерю устойчивости. Искусственные формы рельефа должны быть подобны природным и максимально учитывать подвижность форм рельефа.
Примеры: Аэродром г. Ростова-на-Дону пересекает Аксайский разлом. Итог: эрозионная сеть разрушает летное поле. Требуются непрерывные работы по защите поверхности аэропорта от эрозии.
Черноморское побережье Кавказа: выемки для железнодорожной магистрали устроены в пляжной зоне берега. Берег активно разрушается: формируется делювий, пролювий. Требуется непрерывный ремонт.
Важнейшие задачи строителей при проектировании ПГС:
-определение пригодности рельефа для данного вида строительства
-составление прогноза скорости изменения форм рельефа, например скорости размыва берегов или дна реки;
-оценка, влияния динамики рельефа на эксплуатацию зданий и сооружений.
Рельеф Краснодарского край – разнообразный. Свыше 2/3 всей поверхности края занимает Кубанская равнина, Неразрывно связанная по своему рельефу и природе с южной частью Русской равнины.
К югу от Кубанской равнины располагается другая часть Краснодарского края, занимающая менее 1/3 его поверхности, входящая почти полностью в горную систему Большого Кавказа.
На восточной границе края расположен западный склон Ставропольской возвышенности, которая не относится к системе Большого Кавказа. На западной границе края находится Таманский полуостров, который нельзя полностью отнести ни к горной, ни к равнинной части края.
Сама Кубанская равнина не является однородной в своих различных частях. В ее состав входят: 1.Кубанско-Приазовская низменность. 2. Приазовская дельтовая низменность. 3.Прикубанская наклонная равнина.
Хребет Большого Кавказа начинается недалеко от г. Анапы и станицы Гостагаевской. Нередко считают, что это и есть начало Г. Кавказского хребта. Однако невысокие и средневысотные горы, расположенные между Анапой и горным массивом Чугуш (Черноморский Кавказ), не представляют собой единого хребта, а состоят из двух или трех параллельных горных цепей. В ряде случаев отсутствует параллельное расположение горных цепей, а местами эта полоса гор представляет собой довольно беспорядочное скопление поднятий, имеющих разную форму и высоту.
Только начиная от горного массива Фишт (2862 м) или даже от горного массива Чугуш (3240 м), прослеживается отчетливо горная цепь, образующая единый водораздел между северными и южными склонами.
Наибольшей высоты Главный, или Водораздельный, хр. Достигает в пространстве между верховьями рек Малой Лабы и Мзымты.
К северу от Главного Кавказского хребта, начинаясь у р. Белой и уходя на восток за пределы края, расположен Передовой (Боковой) хр. Его высшая точка – гора Эльбрус (5663 м) – расположена не в Краснодарском, а в Ставропольском крае.
С известняками связаны карстовые явления. В результате растворения водой известняков получаются своеобразные формы рельефы (воронки, колодцы, пещеры и др.) – карст.
Карстовые явления развиты в районах Лагонаки и Герпегема, Фишта и Оштена, Хосты – Адлера.
Целый ряд горных вершин в нашем крае поднимается выше линии вечных снегов, проходящей на высоте 2700 – 3000 м над уровнем моря. Вечные снега и ледники имеются на таких вершинах, как Чугуш, Фишт, и некоторые другие.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗЕМНОЙ МАГНЕТИЗМ.
О природе возникновения Земного магнетизма....
Методическое обеспечение к открытому уроку Тема: «Горные породы, слагающие земную кору» по дисциплине «Геология с основами геоморфологии»
Учебной дисциплины «Геология с основами геоморфологии»Специальность «Землеустройство»Группа З-39Тема занятия: Горные породы, слагающие земную кору.Тип занятия: комбинированныйФорма проведения занятия:...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их устранения при подготовке поверхности под окраску"
Разработка предназначена для проведения урока учебной практики для обучающихся относящихся к категории ЛОВЗ...
"Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, особенности строения поверхности, спутники)"
Планеты, относящиеся к земной группе: Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы по сравнению с планетами гигантами, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходи...
Методическая разработка к уроку на тему геологические процессы формирования земной коры
Представлена методическая разработка занятия по ОП Геология на тему "Геологические процессы формирования земной коры" в формате квеста...
Конспек " Движения земной коры и Вулканизм"
Тема: Движения земной коры. ЗемлетрясенияЦели: формирование представлений об эпицентре, очаге, грабене, горсте, надвиге и покровеЗадачи: 1.Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление...
География на английском. Земная кора
материал со словарем...