Урок математики в 1 классе по теме "Сантиметр"
план-конспект урока

Боева Елена Юрьевна

Урок математики в 1 классе. Тема урока: "Сантиметр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема урока: Сантиметр.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи: - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;

- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, предметы);

- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;

- Планируемые результаты деятельности учащихся:

предметные: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения - сантиметр; научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, делать выводы;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; находить способы решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие; научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;

регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;  следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные:  получат возможность научиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы и пары;

личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,

Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, сигнальные карточки; презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

-  Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело.

Девиз урока:

Математика нужна!

Математика важна!

В жизни пригодиться!

Изучая математику,

Не следует лениться!

II. Актуализация знаний

Слайд 1.  -Сегодня на уроке нас будут сопровождать герои сказки Григория Остера «38 попугаев»

-Они будут учиться вместе с вами и подготовили вам несколько заданий.

  1. Устный счет

Слайд2.  -Какое следующее число? 10, 8, 6 … (4, 2) ?

Слайд 3. – А что здесь получится? 5 + 2 …- 3…+ 1…-2… + 3…

  1. Характеристика свойств предметов

Слайд 4 . -Что изменилось? (цвет, форма)

Как назвать последнюю фигуру? Какие фигуры вы видели, перечислите?

(зеленый круг, зеленый квадрат, синий треугольник, синий круг, желтый восьмиугольник)

III. Самоопределение к деятельности

3.1. Практическая работа ( создание проблемной ситуации)

- У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них можно сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)

3.2.Работа в парах

- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)

- Совпали? - да (доказали).

- Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить и измерить с помощью математических знаков. Такие свойства называются величинами.

- Итак, первое слово из названия темы нашего урока – ВЕЛИЧИНА.

ВЫВОД: Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения (сравнения) выразить числом.

Слайд 5:

 - Можно ли  сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке.

- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке.

- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно запах нас тоже не будет интересовать на уроке.

- А чей размер ноги меньше: мой или Кирилла? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.)

- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются, на ваш взгляд величинами. (Размер, рост, температура.)

- Является ли длина величиной?

ВЫВОД: Длина является величиной.

- Положите полоску обратной  стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).

- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).

ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.

3.3.Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»


Слайд 6. - У  героев произведения Григория Остера  та же проблема?

- Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма    «38 попугаев». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)

-  Мерки, которыми они пользовались были одинаковые или разные? (Разные)

- Кто из животных был самым крупным? (Слон). - Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- Кто был самым маленьким? (Попугай). - А  какова  длина удава в попугаях? (38)

- Что вы заметили?  (Чем больше  мерка, тем меньше раз он укладывается).

ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины

Почему длина удава выходила всё время разной?

– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета? Почему?

– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какого-либо предмета?(Высказывания учащихся.)

- Наши друзья просят  в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы  количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).

ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.

3.4. Рассказ учителя о старинных единицах измерения длины

- Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те мерки, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть,  расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту  дерева, срубленного  на постройку дома. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников – осколке каменной плиты – высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев».

Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы  пользуемся и по сей день, например шагами.

-Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания.

3.5. Работа в малых группах:

1,4-я группы: Измеряют длину подоконника локтями.

2,5-я группы: Измеряют ширину класса шагами

3,6-я  группы. Измеряют длину стола  ладонями.

Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки?

ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.

-Эти мерки были неудобны, потому что получались разные результаты, т.к. у каждого человека индивидуальное строение тела.

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками.

– Как же быть, какой выход вы можете предложить?

- Значит, эти мерки нужно усовершенствовать.        

- Сейчас используются более точные единицы измерения.

- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины.

И одна из них – это …   (сантиметр).


IV. Формулирование темы и задач урока

- Сформулируйте тему нашего урока(Сантиметр)

- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Измерять и строить отрезки)

Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки с помощью новой мерки.

V. Изучение нового материала.

5.1.  Знакомство с понятием «сантиметр» - работа по учебнику

Откройте учебник на странице 66.

- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух.

Так называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся.

На доске появляется тема урока: САНТИМЕТР.

Слово сантиметр после числа пишут кратко: см.

-  Где пригодится умение измерять длину? (Ответы детей.)

-Рассмотрите задание в клеточном поле.

- Найдите в учебнике отрезок, длина  которого равна   1 сантиметр. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки.)

-Сколько клеточек занимает 1 см? (1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Как определить длину остальных отрезков? - Сравнить предметы по длине легче, если они нарисованы на клетчатой бумаге.

- Полученные числа – это результат измерения предметов с помощью клеточки-меры.

5.2. Определение длины отрезков

 - Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см). Сколько мерок по 1см поместилось на нем?

- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

 Рядом в окошечко карандашом впишите 7.

Эта запись читается так: 7СМ

- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как могут быть использованы отвертка и шуруп?

- Прочитайте задание в учебнике на полях  (слева), авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения.

- Что вы видите на рисунках?

Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.

- Сколько клеточек по длине занимает отвертка?

- Сколько клеточек по длине занимает шуруп?  

(Выполнение задания на полях. Работа в парах. Один ученик измеряет отвертку и объясняет, как он это делал, другой — шуруп.) – обратить внимание учащихся на то, что длина предметов занимает не целое количество клеток.

- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить отвертку и шуруп?

5.3.Знакомство с измерительным инструментом линейкой, правилами измерения.

- А как быть, если нет бумаги в клетку?

- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Вам я помогаю. (Линейка)

Люди изобрели замечательный инструмент — линейку. В линейке единичные отрезки уже стоят друг за другом.

— Возьмите линейку в руки и рассмотрите её.

Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см.

Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.

- Кто знает, как измерять длину отрезков?

Слайд

Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно пользоваться линейкой. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0.

5.4. Практическая работа - линейки измерять длину с помощью линейки

- Наши знания необходимо применить на практике.

- Сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину.

-  Как правильно измерять отрезки?

-  Посмотрите, как линейка приложена к отрезку. (Линейка лежит под отрезком, начало отрезка на делении совпадает с цифрой 0.)

- Посчитайте, сколько мерок в отрезке. (8. Значит, длина отрезка 8 см.)

- Как определить длину отрезка, не считая мерки? (Конец отрезка на цифре 8.)

- Кто сможет рассказать, как измерить длину синего отрезка? (Начало отрезка совместить с точкой 0. Посмотреть, с каким числом совпал конец отрезка, — это и будет длина отрезка в сантиметрах.)

- Какова длина голубого отрезка? (8 см.) А голубого карандаша? (9 см.) Что длиннее?

Слайд:

- А какие ошибки допустили герои мультфильма, когда измеряли длину отрезков?

-Попугай измерил отрезки и получил следующие результаты: 2 см, 4 см, 6 см.

-С помощью линейки измерьте красный отрезок, зеленый, синий, оранжевый.

-Какой отрезок самый длинный?

-Какие отрезки имеют одинаковую длину?

-Чему равна их длина?

На каждой парте лежит еще одна полоска.

-Измерьте парой  длину этого отрезка. Что у вас получилось?

- Как легче сравнить предметы по длине?

-Какие еще есть инструменты для измерения длины?

-Рулетка, линейка, сантиметр- это нужные нам инструменты? (слайд)


Физминуткка:

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке,

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой –

К маме – курочке рябой

VI. Первичное закрепление новых знаний

6.1. Построение отрезков заданной длины

Задание: от полоски № 3 нужно отрезать часть длиной 7 см.

Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез.

- У каждого на парте лежит полоска. От нее надо отрезать часть длиной 7 см.

- Сравните свой результат с результатом соседа по парте.

6.2.Работа в тетрадях на печатной основе – стр. 24 № 2,3 - Самостоятельная работа.

- Что нужно сделать во втором задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.

- Задание № 3: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.

6.3.Работа в дополнительных  тетрадях.

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по усмотрению учителя)

- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).

 - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?

(Резерв:   -Начертите отрезок длиной 3 см. Объясните как надо прикладывать линейку.

-Начертите отрезок на 2 см длиннее первого. Какой длины будет отрезок? (5 см)

VII. Закрепление изученного материала

7.1. Решение задач- работа по иллюстрациям в учебнике

— Посмотрите на следующее задание. Прочитайте, что нам известно. (У Коли 4 легковые и одна пожарная машина.)

— О чем нас спрашивают? (Сколько всего машин у Коли?)

— Ответьте на вопрос. (У Коли 5машин.)

— Как вы узнали, что машин 5? (4 + 1 = 5.)

VIII. Подведение итогов урока

-  С каким инструментом мы сегодня познакомились? (С линейкой)

-  Для чего он нужен? (Для измерения длины.)

 - Давайте еще раз вспомним, как можно сравнивать предметы по длине?

- Какие правила измерения вы знаете?

IХ. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке? 
– У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке. 
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. 
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет. 
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Х. Домашнее задание (по желанию учащихся): привести примеры использования единиц длины в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема: "Закрепление нумерации чисел в пределах 20" Математическая сказка "Колобок"

Открытый урок с презентацией. 1 класс .Математическая сказка "Колобок"...

Урок математики 2 класс.Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков

Технологическая карта урока математики по теие :Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков....

урок математики 2 класс

Цель: .закреплять умение применять свойства сложения закрепление решение задач разного вида (нахождение периметра фигур, обратных задач, составление и решение задач по чертежу)....

урок математики 3 класс УМК "Перспектива" Деление на однозначное число

Цель: включение в систему знаний алгоритма деления уголком. Умение применять этот алгоритм при выполнении действия.УУДПознавательныеСпособность к синтезу при составлении алгоритма;Умение применять пол...

Урок математики 1 класс ШКОЛА РОССИИ. Тема: Состав числа 10. Решение задач

Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава числа 10; умений прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; формирования умения применять переместительный закон сложения при решени...

технологическая карта урока математике 6 класс "Дроби"

Тема урока: Сложение и вычитание дробейТип урока: урок открытия новых знанийКласс:ЗадачиОбразовательные: научится складывать и вычитать, тренировать способность к его практическому использованиюРазвив...