Урок математики в 1 классе по теме "Сантиметр"
план-конспект урока
Урок математики в 1 классе. Тема урока: "Сантиметр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в 1 классе. Тема: "Сантиметр" | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Тема урока: Сантиметр.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи: - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, предметы);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
- Планируемые результаты деятельности учащихся:
предметные: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения - сантиметр; научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, делать выводы;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; находить способы решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие; научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;
регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы и пары;
личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели.
Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,
Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, сигнальные карточки; презентация
Ход урока:
- Организационный момент и эмоциональный настрой.
- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело.
Девиз урока:
Математика нужна!
Математика важна!
В жизни пригодиться!
Изучая математику,
Не следует лениться!
II. Актуализация знаний
Слайд 1. -Сегодня на уроке нас будут сопровождать герои сказки Григория Остера «38 попугаев»
-Они будут учиться вместе с вами и подготовили вам несколько заданий.
- Устный счет
Слайд2. -Какое следующее число? 10, 8, 6 … (4, 2) ?
Слайд 3. – А что здесь получится? 5 + 2 …- 3…+ 1…-2… + 3…
- Характеристика свойств предметов
Слайд 4 . -Что изменилось? (цвет, форма)
Как назвать последнюю фигуру? Какие фигуры вы видели, перечислите?
(зеленый круг, зеленый квадрат, синий треугольник, синий круг, желтый восьмиугольник)
III. Самоопределение к деятельности
3.1. Практическая работа ( создание проблемной ситуации)
- У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них можно сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)
3.2.Работа в парах
- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
- Совпали? - да (доказали).
- Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить и измерить с помощью математических знаков. Такие свойства называются величинами.
- Итак, первое слово из названия темы нашего урока – ВЕЛИЧИНА.
ВЫВОД: Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения (сравнения) выразить числом.
Слайд 5:
- Можно ли сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке.
- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке.
- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно запах нас тоже не будет интересовать на уроке.
- А чей размер ноги меньше: мой или Кирилла? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.)
- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются, на ваш взгляд величинами. (Размер, рост, температура.)
- Является ли длина величиной?
ВЫВОД: Длина является величиной.
- Положите полоску обратной стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).
- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).
ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.
3.3.Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»
Слайд 6. - У героев произведения Григория Остера та же проблема?
- Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «38 попугаев». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.
- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)
- Мерки, которыми они пользовались были одинаковые или разные? (Разные)
- Кто из животных был самым крупным? (Слон). - Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)
- Кто был самым маленьким? (Попугай). - А какова длина удава в попугаях? (38)
- Что вы заметили? (Чем больше мерка, тем меньше раз он укладывается).
ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины
–Почему длина удава выходила всё время разной?
– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета? Почему?
– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какого-либо предмета?(Высказывания учащихся.)
- Наши друзья просят в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).
ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.
3.4. Рассказ учителя о старинных единицах измерения длины
- Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те мерки, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть, расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева, срубленного на постройку дома. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников – осколке каменной плиты – высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев».
Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.
-Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания.
3.5. Работа в малых группах:
1,4-я группы: Измеряют длину подоконника локтями.
2,5-я группы: Измеряют ширину класса шагами
3,6-я группы. Измеряют длину стола ладонями.
Отчёт групп о результатах работы.
- Зависит ли результат от мерки?
ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.
-Эти мерки были неудобны, потому что получались разные результаты, т.к. у каждого человека индивидуальное строение тела.
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками.
– Как же быть, какой выход вы можете предложить?
- Значит, эти мерки нужно усовершенствовать.
- Сейчас используются более точные единицы измерения.
- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины.
И одна из них – это … (сантиметр).
IV. Формулирование темы и задач урока
- Сформулируйте тему нашего урока? (Сантиметр)
- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Измерять и строить отрезки)
Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки с помощью новой мерки.
V. Изучение нового материала.
5.1. Знакомство с понятием «сантиметр» - работа по учебнику
Откройте учебник на странице 66.
- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух.
Так называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся.
На доске появляется тема урока: САНТИМЕТР.
Слово сантиметр после числа пишут кратко: см.
- Где пригодится умение измерять длину? (Ответы детей.)
-Рассмотрите задание в клеточном поле.
- Найдите в учебнике отрезок, длина которого равна 1 сантиметр. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки.)
-Сколько клеточек занимает 1 см? (1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)
- Как определить длину остальных отрезков? - Сравнить предметы по длине легче, если они нарисованы на клетчатой бумаге.
- Полученные числа – это результат измерения предметов с помощью клеточки-меры.
5.2. Определение длины отрезков
- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см). Сколько мерок по 1см поместилось на нем?
- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?
Рядом в окошечко карандашом впишите 7.
Эта запись читается так: 7СМ
- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как могут быть использованы отвертка и шуруп?
- Прочитайте задание в учебнике на полях (слева), авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения.
- Что вы видите на рисунках?
Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.
- Сколько клеточек по длине занимает отвертка?
- Сколько клеточек по длине занимает шуруп?
(Выполнение задания на полях. Работа в парах. Один ученик измеряет отвертку и объясняет, как он это делал, другой — шуруп.) – обратить внимание учащихся на то, что длина предметов занимает не целое количество клеток.
- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить отвертку и шуруп?
5.3.Знакомство с измерительным инструментом линейкой, правилами измерения.
- А как быть, если нет бумаги в клетку?
- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю. (Линейка)
Люди изобрели замечательный инструмент — линейку. В линейке единичные отрезки уже стоят друг за другом.
— Возьмите линейку в руки и рассмотрите её.
Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см.
Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.
- Кто знает, как измерять длину отрезков?
Слайд
Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно пользоваться линейкой. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0.
5.4. Практическая работа - линейки измерять длину с помощью линейки
- Наши знания необходимо применить на практике.
- Сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину.
- Как правильно измерять отрезки?
- Посмотрите, как линейка приложена к отрезку. (Линейка лежит под отрезком, начало отрезка на делении совпадает с цифрой 0.)
- Посчитайте, сколько мерок в отрезке. (8. Значит, длина отрезка 8 см.)
- Как определить длину отрезка, не считая мерки? (Конец отрезка на цифре 8.)
- Кто сможет рассказать, как измерить длину синего отрезка? (Начало отрезка совместить с точкой 0. Посмотреть, с каким числом совпал конец отрезка, — это и будет длина отрезка в сантиметрах.)
- Какова длина голубого отрезка? (8 см.) А голубого карандаша? (9 см.) Что длиннее?
Слайд:
- А какие ошибки допустили герои мультфильма, когда измеряли длину отрезков?
-Попугай измерил отрезки и получил следующие результаты: 2 см, 4 см, 6 см.
-С помощью линейки измерьте красный отрезок, зеленый, синий, оранжевый.
-Какой отрезок самый длинный?
-Какие отрезки имеют одинаковую длину?
-Чему равна их длина?
На каждой парте лежит еще одна полоска.
-Измерьте парой длину этого отрезка. Что у вас получилось?
- Как легче сравнить предметы по длине?
-Какие еще есть инструменты для измерения длины?
-Рулетка, линейка, сантиметр- это нужные нам инструменты? (слайд)
Физминуткка:
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на тонкой ножке,
А ещё кружился смело,
Крылышком махал умело.
Он спешил к себе домой –
К маме – курочке рябой
VI. Первичное закрепление новых знаний
6.1. Построение отрезков заданной длины
Задание: от полоски № 3 нужно отрезать часть длиной 7 см.
Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез.
- У каждого на парте лежит полоска. От нее надо отрезать часть длиной 7 см.
- Сравните свой результат с результатом соседа по парте.
6.2.Работа в тетрадях на печатной основе – стр. 24 № 2,3 - Самостоятельная работа.
- Что нужно сделать во втором задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.
- Задание № 3: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.
6.3.Работа в дополнительных тетрадях.
- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по усмотрению учителя)
- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).
- С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
(Резерв: -Начертите отрезок длиной 3 см. Объясните как надо прикладывать линейку.
-Начертите отрезок на 2 см длиннее первого. Какой длины будет отрезок? (5 см)
VII. Закрепление изученного материала
7.1. Решение задач- работа по иллюстрациям в учебнике
— Посмотрите на следующее задание. Прочитайте, что нам известно. (У Коли 4 легковые и одна пожарная машина.)
— О чем нас спрашивают? (Сколько всего машин у Коли?)
— Ответьте на вопрос. (У Коли 5машин.)
— Как вы узнали, что машин 5? (4 + 1 = 5.)
VIII. Подведение итогов урока
- С каким инструментом мы сегодня познакомились? (С линейкой)
- Для чего он нужен? (Для измерения длины.)
- Давайте еще раз вспомним, как можно сравнивать предметы по длине?
- Какие правила измерения вы знаете?
IХ. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Х. Домашнее задание (по желанию учащихся): привести примеры использования единиц длины в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема: "Закрепление нумерации чисел в пределах 20" Математическая сказка "Колобок"
Открытый урок с презентацией. 1 класс .Математическая сказка "Колобок"...
Урок математики 2 класс.Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков
Технологическая карта урока математики по теие :Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков....
Технологическая карта урока математики 2 класс ФГОС ПО ТЕМЕ чётные и нечётные числа
урок математики по школе 2100 2 класс...
урок математики 2 класс
Цель: .закреплять умение применять свойства сложения закрепление решение задач разного вида (нахождение периметра фигур, обратных задач, составление и решение задач по чертежу)....
урок математики 3 класс УМК "Перспектива" Деление на однозначное число
Цель: включение в систему знаний алгоритма деления уголком. Умение применять этот алгоритм при выполнении действия.УУДПознавательныеСпособность к синтезу при составлении алгоритма;Умение применять пол...
Урок математики 1 класс ШКОЛА РОССИИ. Тема: Состав числа 10. Решение задач
Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава числа 10; умений прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; формирования умения применять переместительный закон сложения при решени...
технологическая карта урока математике 6 класс "Дроби"
Тема урока: Сложение и вычитание дробейТип урока: урок открытия новых знанийКласс:ЗадачиОбразовательные: научится складывать и вычитать, тренировать способность к его практическому использованиюРазвив...