Бинарный урок с применением кейс-технологий
план-конспект урока на тему
Бинарный урок с применением кейс-технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otu_keys_tehnologii.docx | 54.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми Государственное образовательное профессиональное учреждение «Сыктывкарский лесопромышленный техникум» |
Методическая разработка
Бинарный урок с применением кейс-технологий
Межпредметные связи: | |
ОП. 08. | «Общая технология ЦБП |
ОП. 01. | «Основы черчения» |
ОП. 06. | «Основы автоматизации производства» |
ПМ. 02.: | «Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики» |
МДК 02.02. | «Технология проведения стандартных испытаний, метрологических проверок средств измерений и элементов систем автоматики» |
УП. 02. | Учебная практика |
Тема: Технологические процессы производства целлюлозы
различными способами
Разработчик:
Е.Е. Муравьева (преподаватель)
2016 год
Цель урока: анализ ситуаций позволяющих студентам усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению проблем и адаптироваться к разным типам людей, участвующих в принятии решений.
Задачи урока:
Образовательные:
- интеграция знаний из различных научных областей теории и практики;
- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Развивающие:
- развитие навыков анализа и критического мышления;
Воспитательные:
- формирование способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- развитие навыков обучающихся при работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;
- воспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии.
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций формируются следующие метакомпетентности:
- отрабатываются коммуникативные навыки — точно выражать свои мысли, уметь слушать других, аргументированно высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.;
- развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;
- вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
- формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
- формируются интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения;
- осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения;
- осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества;
- учатся учиться — самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, усваивать алгоритмы управленческих решений;
- изменяется мотивация к обучению — студенты лучше посещают такого рода занятия и, как правило, проявляют активность, мотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней.
Кроме того, в процессе работы над ситуациями у студентов формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личные ценности и установки, приобретаются навыки управления репутацией и формирования позитивного имиджа.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: бинарный с применением кейс-технологии
Формы организации познавательной деятельности: фронтально-групповая, бригадная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, практический, информационный, эвристический, коллективный способы обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Учебно-методическое обеспечение урока: раздаточный материал для каждого студента.
Ход урока:
1) Организационный этап:
Приветствие. Сообщение темы. Объяснение понятия кейс-технологии, бинарный урок.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
3) Актуализация знаний:
Повторение основных технологических процессов производства целлюлозы.
4) Первичное усвоение новых знаний:
Форма организации познавательной деятельности: фронтально-групповая.
Кейс № 1. Предлагается конкретная ситуация, оптимальное решение уже имеется у преподавателя, студентам предлагается провести анализ, обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.
5) Первичная проверка понимания:
Форма организации познавательной деятельности: бригадная.
Кейс № 2. Студенты должны проанализировать готовый вариант ответа предложенный преподавателем ситуационной задачи, обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.
6. Первичное закрепление:
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Кейс № 3. Индивидуально каждому студенту предлагается ситуационная задача и несколько вариантов правомерных решений. Студент должен обосновать свой ответ, показать каким образом он его нашел и как его реализовать.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Этапы урока | Затраченное время |
1) Организационный этап. | 5 минуты |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 минут |
3) Актуализация знаний. | 7 минут |
4) Первичное усвоение новых знаний. | 16 минут |
5) Первичная проверка понимания | 16 минут |
6) Первичное закрепление | 10 минут |
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 25 минут |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 3 минут |
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) | 5 минут |
Итого | 90 минут |
Сценарий урока
1) Организационный этап:
Приветствие. Сообщение темы. Объяснение понятия кейс-технологии, бинарный урок.
Здравствуйте студенты группы 24 и уважаемые гости. Сегодня мы предлагаем Вам бинарный урок с применением кейс-технологий.
Что такое кейс-технологии?
Кейс-технология – это создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Основная задача кейс метода это связать теорию и практику.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Вы (студенты) опираетесь на собственный опыт и знания полученные на уроках. В частности по таким предметам как: «Общая технология ЦБП», «Основы черчения», «Основы автоматизации производства», ПМ. 02.«Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики»: МДК 02.02. «Технология проведения стандартных испытаний, метрологических проверок средств измерений и элементов систем автоматики», Учебная практика.
Что такое бинарный урок – это урок объединяющий содержание 2-х предметов одного цикла на одном уроке. Но у нас объединение целого цикла предметов. Потому что каждый из этих предметов важен для формирования Вас как компетентных специалистов.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов:
Цель урока нашего урока это – анализ ситуаций позволяющих Вам (студентам) усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать производственные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к их решению.
Основные задачи урока это – формирование коммуникативных навыков — Вы должны научиться выражать свои мысли, научиться слушать других и аргументированно высказывать свою точку зрения. Выработать уверенность в себе и в своих силах. Осваивать партнерские отношения и приобрести навыки сотрудничества. Научиться самостоятельно, находить необходимые знания для решения ситуационной проблемы
Мотивация:
Вы как будущие специалисты должны владеть навыками организации и контроля технологических процессов. Знать методы и оборудование, применяемое для производства продукции, контроля и регулирования технологических линий, основы автоматизации. Уметь читать технологические схемы.
3) Актуализация знаний:
Повторение основных технологических процессов производства целлюлозы.
Для начала повторим основные технологические процессы производства целлюлозы, оборудование и его назначение, входящие и исходящие продукты и материалы. Для того что бы облегчить Вашу работу на Ваших столах лежат папки с описанием технологического процесса и применяемого оборудования. (Слайд 3)
4) Первичное усвоение новых знаний:
Форма организации познавательной деятельности: фронтально-групповая.
Кейс № 1. Предлагается конкретная ситуация, оптимальное решение уже имеется у преподавателя, студентам предлагается провести анализ, обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.
Как было сказано ранее кейс-технологии – это решение, каких либо ситуационных задач.
Предлагаем Вам первую ситуацию. Работать будем группой.
Ситуация № 1:Перед Вами эвристическая схема варочного цеха. Т.е. как видите на этой схеме отсутствуют функциональные обозначения контрольно-измерительных приборов. Вам необходимо расставить в пустые кружки тип применяемого оборудования КИПиА для контроля и регулирования процесса. Необходимо выбрать тип и способ размещения оборудования.
Давайте вспомним, каким образом происходит размещение оборудования на самой технологической линии. (Ответ: приборы устанавливаются по месту непосредственно на трубопроводе (А) и приборы передающие сигнал на пульт управления (Б). Обозначаются в схеме Ο (А) и ϴ (Б))
К доске приглашается студент, который при помощи ребят из группы выполняет задание. Допускается групповой ответ, обсуждение, дебаты. Студент у доски принимает однозначное решение и обосновывает свой ответ. Студенты могут меняться в зависимости от количества не заполненных кружков.
Время на кейс 16 минут
Слайд…
5) Первичная проверка понимания:
Форма организации познавательной деятельности: бригадная.
Кейс № 2. Студенты должны проанализировать готовый вариант ответа предложенный преподавателем ситуационной задачи, обосновать свой ответ, показать каким образом они его нашли и как его реализовать.
Ну что мы с Вами потренировались, теперь усложняем ситуацию.
Работать будем по бригадам. (Разделить группу на 2 бригады). Допускается обсуждение ситуации внутри бригады. Не допускается обсуждение между бригадами. От каждой бригады выдвигается один студент, который дает ответ и обосновывает его. После ответа допускается обсуждение ошибок в ответе членами другой бригады.
Ситуация № 2: Каждой бригаде предлагается схема, в которой заложена технологическая ошибка в расстановке приборов КИПиА. Необходимо найти ошибку, исправить и обосновать свой ответ.
Время на кейс 16 минут (6 минут работа в бригаде, 10 минут защита результата работы по технологической схеме)
Оцениваться кейс будет следующим критериям
1) Правильность выбора установленного оборудования на технологической схеме;
2) Правильность обоснования выбранного типа оборудования для установки на технологической схеме;
3) Соблюдение временных критериев.
Оценка за кейс выставляется всей бригаде, выступающий получает дополнительный балл.
Слайд …
6. Первичное закрепление:
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Кейс № 3. Индивидуально каждому студенту предлагается ситуационная задача и несколько вариантов правомерных решений. Студент должен обосновать свой ответ, показать каким образом он его нашел и как его реализовать.
Теперь Вам предлагается решать ситуационную задачу индивидуально.
Ситуация № 3. Каждому из Вас предлагается индивидуальная схема. На схеме показан, какой либо технологический процесс производства целлюлозы, даны основные технологические параметры, название оборудования и его назначение. С правой стороны схемы указаны возможные варианты применяемого оборудования КИПиА и способы их установки. Ваша задача правильно расставить приборы на схеме. После каждый из Вас будет защищать свой вариант ответа, обосновывая его.
Вам запрещается советоваться друг с другом.
Время на кейс 10 минут.
Оцениваться кейс будет следующим критериям
1) Правильность выбора установленного оборудования на технологической схеме;
2) Правильность обоснования выбранного типа оборудования для установки на технологической схеме;
3) Соблюдение временных критериев.
Оценка за кейс выставляется индивидуально.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
На данном этапе урока мы рассмотрим Ваши индивидуальные ситуации.
Вся группа учувствует в обсуждении допущенных ошибок. Студент должен откорректировать свой ответ, перед тем как сдать готовый вариант преподавателю.
Время на контроль 25 минут.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: подготовиться к лабораторной работе по теме «Виды волокнистых полуфабрикатов применяемых в производстве бумаги и картона»
На сайте «СЛТ Муравьева» в разделе книги, прочитать Ф.А. Шитов «Технология бумаги» стр. 23-31
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анкета.
Предлагаем Вам оценить Вашу работу на уроке в виде анкетирования. Каждый из Вас (студент) выбирает подходящий ему ответ из предложенных вариантов указанных в таблице анкеты и подчеркивает его. Время на заполнение анкеты 1 минута
Фамилия имя студента | |
На уроке я работал | активно /пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен /не доволен |
Урок для меня показался | коротким /длинным |
За урок я | не устал /устал |
Мое настроение | стало лучше /стало хуже |
Материал урока мне был | понятен /не понятен полезен /бесполезен интересен /скучен |
В конце пары проводится анализ урока. Объявляются оценки с пояснениями для студентов.
Цели урока были достигнуты. Мы с Вами хорошо поработали. Научились работать по кейс-технологии, самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационных проблем. Разобрались в понятиях индивидуальный, бригадный и коллективный методы работы.
Оценки за урок:
Критерии оценивания:
1) Правильность выбора установленного оборудования на технологической схеме;
2) Правильность обоснования выбранного типа оборудования для установки на технологической схеме;
3) Соблюдение временных критериев (1 кейс – 16 минут; 2 кейс – 16 минут; 3 кейс – 16 минут).
ФИ студента | Кейс № 2 | Кейс № 3 | Дополнительные баллы | Итог |
Бандюк Аркадий | ||||
Белых Роман | ||||
Боков Антон | ||||
Красноруцкий Дима | ||||
Гладышев Семен | ||||
Горьковая Света | ||||
Дитц Рита | ||||
Захаркин Сергей | ||||
Кормин Виталий | ||||
Лященко Настя | ||||
Лопатин Женя | ||||
Метлицкая Диана | ||||
Никитин Даниил | ||||
Пупышев Саша | ||||
Растегаева Инна | ||||
Рогов Максим | ||||
Романенко Нина | ||||
Трясцын Сергей | ||||
Дорогань Ксения | ||||
Назарова Наташа | ||||
Чупров Кирилл |
Список литературных источников
- Жарковский Б.И. Приборы автоматического контроля и регулирования: Учеб. Для ПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. / Б.И. Жарковский – М.: Высшая школа, 1989. - 336 с.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб,заведений. / В.И. Загвязинский — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Иванов Ю.С. Производство сульфатной целлюлозы. Часть 1: Учебное пособие / Ю.С. Иванов. – СПб.: ГОУВПО СПбГТУРП, 2010. – 79 с.
- Майер К.Ф. Технические средства автоматизации и основы метрологии: Учебное пособие для подготовки слесарей КИПиА 56 разряда/ К.Ф. Майер – Сыктывкар.: СЛПК, 2008. – 206 с.
- Непенин Ю.Н. Технология целлюлозы. В 3-х т. Т. II. Производство сульфатной целлюлозы: Учебное пособие для вузов.— 2-е изд., перераб./ Непенин Ю.Н.— М: Лесная промышленность, 1990.— 600с.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
- Технология целлюлозно-бумажного производства. В 3 т. Т. I. Сырье и производство полуфабрикатов. Ч. 2. Производство полуфабрикатов. — СПб.: Политехника, 2003. — 633 с.
- Шишмарев В.Ю. Автоматизация технологических процессов: Учебное пособие для студентов сред. проф. Образования / В.Ю. Шишмарев. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии на занятиях
Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....
Опыт применения кейс-технологии
Краткое описание опыта использования кейс-технологии....
Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.
В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...
Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...
Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей
В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...
план урока с применением кейс технологий
Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время н...
Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"
Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...