Альдегиды и кетоны.
методическая разработка

Андреева Светлана Федоровна

Методическая разработка включает 2 технологические карты (для теоретического и практического уроков); а также включены презентация, теоретический материал по теме и самостоятельная работа для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_6.6.docx193.29 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургские государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Фельдшерский колледж”.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 34.02.01 “Сестринское дело”. І курс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОУД 09 «Химия»

Вид занятии: теоретическое.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: класс химии.

Тема занятия: Альдегиды и кетоны.

Тип занятия: формирования новых умений.

Цель занятия: изучить альдегиды и кетоны. Особенности строения, номенклатура, изомерия,

физические и химические свойства, основные способы получения, значение и применение.

Задачи:

Учебные:

- изучить особенности строения, номенклатура, изомерия, физические свойства, значение, применение.

- Рассмотреть химические свойства альдегидов и кетонов.

- Рассмотреть основные способы получения альдегидов и кетонов. (П1, П2)

Воспитательные:

-Готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности объективные осознание роли химических компетенций в этом (12).

Развивающие:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций для решения поставленной задачи, применение основных методов познания для обучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере (МІ).

Уровни усвоения:

Знать:

- значение химических компетенций (знаний и умений) для продолжения образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности.

- значение и место химии в современной научной картине мира и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

- основополагающие химические понятия, теория, законы и закономерности, химическую терминологию и символику.

Планируемые результаты.

УУПД 2 - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификация и обобщения;  

УУПД 3 - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

УУПД 4 - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов;

УУПД 10 - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

УУПД 13 - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

УУПД 17 - уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

УУПД 20 - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно-осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

УРД 9 - -владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

УРД 12 - -сформированность самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной собственной эмоциональной сферы;

УРД 17 - принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

УКД 3 - завладеть различными способами общения и взаимодействия;

УКД 5 - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

УКД 12 - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение , быть инициативным.

Ресурсы: учебник, тетрадь и мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: математика, физика и биология.

 Структура занятия:

1.

Вводный этап:

5 мин.

1.1. Формулировка темы и план занятия. Проверка списочного состава.

2 мин.

1.2. Постановка цели и уровня усвоения.

3 мин.

2.

Изложение материала по плану.

2.1. Выполнение упражнения.

15 мин.

2.2. Изучение особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств; химические свойства, значение, применение.

2.3. Закрепление теоретического материала:

25 мин.

       вопросы и упражнения.

Дидактическое обеспечение: Конспект лекций, презентация: Альдегиды и кетоны.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка.

Самостоятельная внеаудиторная работа: Подготовка сообщений.

Задание для самоподготовки: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М.: 2012 стр.158-167.

Интернет ресурсы:

www. hemi wallst. гu (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

Основные источники: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М 2012.

Санкт-Петербургские государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Фельдшерский колледж”.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 34.02.01 “Сестринское дело”. І курс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОУД 09 «Химия»

Вид занятии: практическое.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: класс химии.

Тема занятия: Альдегиды и кетоны.

Тип занятия: формирования новых умений.

Цель занятия: изучить альдегиды и кетоны. Особенности строения, номенклатура, изомерия,

физические и химические свойства, основные способы получения, значение и применение.

Задачи:

Учебные:

- Уметь решать задачи и выполнять упражнения по теме альдегиды и кетоны. (ПЗ, П4)

Воспитательные:

-Готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности объективные осознание роли химических компетенций в этом (12).

- Умение использовать постижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности (13).

Развивающие:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций для решения поставленной задачи, применение основных методов познания для обучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере (МІ).

Уровни усвоения:

Уметь:

- использовать различные виды познавательной деятельности и основные интеллектуальные операции для решения поставленной задачи;

- давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулами уравнениям: - оценивать достоверность химической информации, получаемой из разных источников, и соотносить ее с собственной позицией.

Планируемые результаты.

УУПД 2 - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификация и обобщения;  

УУПД 3 - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

УУПД 4 - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов;

УУПД 10 - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

УУПД 13 - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

УУПД 17 - уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

УУПД 20 - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно-осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

УРД 9 - -владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

УРД 12 - -сформированность самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной собственной эмоциональной сферы;

УРД 17 - принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

УКД 3 - завладеть различными способами общения и взаимодействия;

УКД 5 - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

УКД 12 - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение , быть инициативным.

Ресурсы: учебник, тетрадь и мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: математика, физика и биология.

 Структура занятия:

1.

Вводный этап:

3 мин.

1.1. Постановка цели и уровня усвоения.

3 мин.

2.

2.1. Формирование умений по теме занятия - индивидуальная работа в рабочих тетрадях.

34 мин.

2.2. Составление уравнений реакций и решение задач - работа парами.

2.3. Повторение теоретического материала: работа у доски, решение задач (остальные работают в рабочих тетрадях).

2.4. Контроль сформированности умений обучающихся:

 - контроль преподавателем правильности выполнения / взаимоконтроль.

3.

Обобщение изученной темы: выставление оценок, выделение лучших студентов.

5 мин.

4.

Домашнее задание уч-к О.С. Габриелян стр. 158-167.

3 мин.

 

Дидактическое обеспечение: Технологическая карта, дидактический материал контрольные вопросы, карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка.

Задание для самоподготовки: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М.: 2012 стр. 158-157.

Интернет ресурсы:

www. hemi wallst. гu (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

Основные источники: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М 2012.

Современный рынок конструкционных и отделочных материалов необыкновенно богат. Древесно-стружечные плиты, из которых изготовлена мебель, искусно маскируются под натуральное дерево. Искусственный камень, из которого сделаны столешницы кухонной мебели, внешне трудно отличить от натурального камня. Стеновые панели и пластиковая вагонка окрашены во все цвета радуги и легко монтируются. Ламинат или линолеум создают иллюзию настоящей древесины. Ручки кухонной посуды, корпуса розеток и выключателей должны выдерживать высокую температуру или электрическое напряжение, при этом не гореть, не плавиться, отвечать гигиеническим нормам, а потому должны быть изготовлены из веществ, соответствующих установленным требованиям.

Что же общего между такими непохожими предметами быта? При изготовлении многих из них используют полимерные вещества, получаемые на основе органического вещества формальдегида. Формальдегид имеет формулу СН2О, однако чаще всего её записывают в виде НСНО, поскольку она точнее отражает строение молекулы.

Формальдегид (метаналь) — родоначальник гомологического ряда альдегидов. Это бесцветный ядовитый газ с характерным запахом, хорошо растворимый в воде. Водный раствор формальдегида называют формалином. Общая формула представителей гомологического ряда альдегидов СnН2nО.

Формулы и названия первых представителей этого класса органических веществ приведены в таблице 6. Международные названия альдегидов образуются от названий соответствующих алканов с добавлением суффикса  -аль.

Наиболее важны с практической точки зрения реакции альдегидов, приводящие к получению высокомолекулярных продуктов (полимеров). Взаимодействием формальдегида с фенолом синтезируют полимер фенолформальдегидную смолу. Является ли это взаимодействие реакцией полимеризации? Оказывается, нет. В данном случае протекает процесс поликонденсации, в результате которого, в отличие от полимеризации, помимо высокомолекулярного вещества, образуется побочный низкомолекулярный продукт (чаще всего вода).

Если фенолформальдегидной смолой пропитать стружки или опилки и спрессовать при нагревании, получится древесно-стружечная плита. Аналогичным образом склеиванием тонких слоёв древесины (шпона) получают фанеру. Если покрыть древесно-стружечную плиту или фанеру плёнкой с рисунком под дерево или камень, получится материал для изготовления мебели. Изделия из ДСП выделяют в окружающую среду токсичные мономеры фенолформальдегидной смолы — фенол и формальдегид. Даже незначительные концентрации этих веществ могут вызывать головную боль, резь в глазах, раздражение дыхательных путей и т. д. Выделение формальдегида из ДСП контролируется и является важным показателем качества плит.

Если в фенолформальдегидную смолу добавляют различные цветные красители, наполнители, помещают в форму и нагревают, то получают устойчивые к высоким температурам изделия из полимерного материала — фенопласта.

Формальдегид используют для дубления кожи в кожевенном производстве, так как при взаимодействии с белком он вызывает его денатурацию. В результате дубильного действия формалина кожа не подвергается гниению. На этом же свойстве формалина основано его применение для хранения биологических препаратов, дезинфекции и протравливания семян.

Номенклатура. При наименовании кетонов пользуются рациональной и заместительной номенклатурой, а для простейшего представителя часто используется тривиальное название – ацетон. Физические свойства

Простейшие кетоны состава С34 – летучие жидкости, с большим числом атомов углерода – твердые легкоплавкие вещества.

Низшие гомологи растворимы в воде, благодаря образованию водородных связей между атомами водорода молекул воды и карбонильными атомами кислорода. С увеличением углеводородного радикала растворимость в воде падает. Простейший кетон – пропанон (ацетон, диметилкетон) – бесцветная жидкость с резким запахом. Его температура кипения 56,2 °С. Смешивается с водой, спиртом и эфиром в любых соотношениях.

Самостоятельная работа.

Упражнение.

Задача. Масса осадка, полученного при взаимодействии 10 г раствора с массовой долей ацетальдегида 22% с избытком аммиачного раствора оксида серебра (І), равна: а) 10,8 г; б) 5,4 г; в) 21,6 г; г) 16,2 г.

 Выбранный ответ подтвердите решением задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Контроль знаний по теме "Альдегиды" с использованием рейтинговой накопительной системы.

Контроль знаний и умений по теме «Альдегиды» с использованием рейтинговой накопительной системы. Урок построен по модульной технологии. Разработка включает в себя: модуль, технологическую карту и конт...

Презентация по дисциплине "Химия" на тему "Кетоны"

презентация по дисциплине "Химия" выполнена студентом I курса Болбековым Виталием....

презентация "Альдегиды и кетоны"

Презентация к уроку "Альдегиды и кетоны". В ней рассмотрены вопросы истории, свойств альдегидов и кетонов....

Открытый урок по теме: « Альдегиды. Химические свойства. Получение. Применение»

Тема урока: Альдегиды. Химические свойства. Получение. Применение.Цели урока:  Продолжить знакомство учащихся с кислородосодержащими   соединениями на примере альдегидов. Показатьобусло...

Учебно-методические материалы к открытому уроку "Альдегиды и кетоны"

Представлены учебно-методические материалы к открытому уроку: "Альдегиды и кетоны": информационная карта, тест, лист заданий, план-конспект урока, презентация....

Сравнительная характеристика: Альдегиды и Кетоны

Рабочая карточка- задание по теме: Альдегиды и Кетоны....