Технологическая карта урока.Тема: Вирусы-неклеточная форма жизни.
методическая разработка

Познавательный интерес к изучению биологии. Осознание необходимости про­филактики вирусных заболеваний. Осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни. Спо­собность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение применять получен­ные знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota._teh_karta._2023_docx_1.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.Тема: Вирусы-неклеточная форма жизни.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

ЧельдиеваАксана Георгиевна

Место работы

ГБСУВПОУ «Спец ПУ открытого типа».

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

1 курс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

16

Темаурока

Вирусы- неклеточная форма жизни

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Познавательный интерес к изучению биологии. Осознание необходимости профилактики вирусных заболеваний. Осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию;умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности

Предметные

Демонстрировать знание истории открытия вирусов. Объяснять значение открытия вирусов и бактериофагов для науки. Описывать особенности строения и жизнедеятельности вирусов и бактериофагов. Различать на рисунках и таблицах структурные части вирусов и бактериофагов. Приводить доказательства специфичности вирусов. Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Вирус, вирусология, капсид, бактериофаг, вирус иммунодефицита (ВИЧ), Капсид.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

таблицы «Строение вирусов», «Бактериофаги», научно-популярная литература о вирусах, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап Мотивирование на учебную деятельность

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочих мест учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся, помогает сформировать группы для дальнейшей работы.

Трудно представить, что еще столетие назад то, о чём мы сегодня поговорим, стало угрозой всему человечеству. Верующие люди воспринимали его как мор — наказание свыше, описанное в библейских апокалиптических пророчествах. Он распространялся стремительно и буквально косил целые города. Как полчища саранчи, он охватил земли от Барселоны до Кейптауна и от Аляски до Австралии, оставляя после себя горы трупов. Медицина того времени оказалась бессильна перед ним, поскольку его природа еще не была изучена. Имя болезни, которую он вызывал, — называли «испанка». А сам он будет изучен гораздо позднее, уже в новом тысячелетии, и получит название A-H1N1.

- Вы догадались, о какой болезни идёт речь?

- Верно, за 18 месяцев пандемии с 1918 по 1919 год испанский грипп поразил около 550 млн человек, это 29,5% населения Земли. Погибло, по разным подсчетам, от 50 млн до 100 млн человек. Ребята, когда я готовился к сегодняшнему уроку, среди прочей информации мне встретилась такая, что заставила меня ужаснуться. Согласно статистическим данным на январь 2019 года из 7,7 млрд. человек, живущих на Земле примерно 40 млн. заражены ВИЧ. В России, по данным Роспотребнадзора, на г. выявлено 1326239 случаев ВИЧ, умерло по разным причинам 318870 чел. За 2018 год в России выявлено 101345 новых ВИЧ-инфицированных. В Курской области на 1 декабря 2019 года зарегистрировано 3735 ВИЧ - инфицированных. В 2019 году на территории области ВИЧ был выявлен в 372 случаях.

Проводит подводящий диалог.

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

- Запишите тему урока в тетради.

Этап Актуализация опорных знаний

Организует подводящий диалог, создаёт проблемную ситуацию

Давайте подумаем:
– Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
(Нет. Вирусы. Бактериофаги)
– Тогда правильно ли говорить, что все живые организмы имеют клеточное строение?
(Нет)

Вопросы для блиц-беседы: «Прокариоты.Эукариоты.Клеточная теория»

  1. В клетках у каких организмов есть ядро? (эукариотических)
  2. Как называются организмы не имеющие в клетках ядра? (прокариоты)
  3. Приведите примеры прокариот (бактерии и сине-зеленые водоросли или цианеи)
  4. Приведите примеры эукариот (животные, растения, грибы)
  5. Какой органоид состоит из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная - гладкая, а от внутренняя складчатая с гранами (хлоропласты)
  6. Функция этого органоида – переваривание и обезвреживание чужеродных веществ (лизосома)
  7. Какая теория утверждает – «все живые организмы состоят из клеток»?
  8. Создатели клеточной теории? (Шванн и Шлейден)

«Каждая клетка — от клетки» - это положение клеточной теории было сформулировано. Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа, гибнут люди от китайского коронавируса?

Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответ учащихся).
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Этап Целеполагание

цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению.

Каким образом мы можем изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов? (изучить материал учебника, посмотреть видеофильм).

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; таблица; фрагменты учебного видеофильма).

Организует работу в парах

Итак, немного знаний о вирусах.

ВИРУСЫ–неклеточные формы жизни на Земле. (обучающиеся записывают определение в тетрадь) (слайд )

Вирусы очень отличаются от всех других форм жизни. Они не имеют клеточного строения, у них нет цитоплазмы, ядра и митохондрий, вырабатывающих энергию, отсутствуют рибосомы, синтезирующие белки. Вирусы лишены и таких специфических свойств живого, как обмен веществ и энергии.

Вирусы существуют в двух формах: покоящейся, или внеклеточной (вирусные частицы, или вирионы) и внутриклеточной (комплекс «вирус-клетка»).(на слайде )

Вирионы - отдельные вирусные частицы, симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.

(обучающиеся записывают в тетрадь схему)

-Работа в группах. Каждая ваша группа остановится на разных аспектах. Вам предстоит выполнить задание поисково- исследовательского характера. Потом выберите одного представителя, который поделится с нами вашими открытиями, используя опорные карточки.

Работа в группах.

1) Открытие вирусов.

2) Строение вирусов.

3) Бактериофаги. Жизненный цикл вируса.

4)Значение вирусов.

(Каждая группа изучает свои вопросы, обсуждает их, используя карточки, готовит ответ, выбирает одного представителя, который расскажет всей группе).

Этап Проверка первичного усвоения

Выступление 1 группы (рассказывают об открытии вируса)

Выступление 2 группы (рассказывают о строении вирусов).

Выступление 3 группы(рассказывают о бактериофагах и жизненном цикле вируса).

Выступление 4 группы (рассказывают о значении вирусов).

Карточка №#1054;ткрытие вирусов

Задания ученикам:

1 ученику: Кто и в каком году открыл вирус?

2 ученику: Кто и в каком году ввел термин вирус?

3 ученику: Что обозначает слово «вирус»?

4 ученику: Наука, изучающая вирусы? Размеры вирусов.

5 ученику: Внешний вид вирусов.

Карточка №#1057;троение вирусов

Задания ученикам:

#1042;ирусы по строению и составу.

2 ученику: Строение простых вирусов.

3 ученику: Строение сложных вирусов..

4 ученику: Типы капсидов.

5 ученику: Распространение и устойчивость вирусов.

Карточка №#1041;актериофагиЖизненный цикл вируса»

Задания ученикам:

1 ученику: Кто такие бактериофаги? Кто и в каком году открыл бактериофаги?

2и 3 ученикам: Строение бактериофага.

4-5 ученикам: Жизненный цикл вируса.

Карточка №4.

Значение вирусов

Задания ученикам:

1 и 2 ученикам: Положительная и отрицательная роль вирусов.

3 и 4 ученикам: Вирусные заболевания.

5 ученику: Пути передачи вирусных заболеваний.

Приложение Ответы на карточку №1.

Открытие вирусов.

Мы узнали, что:

  1. Вирусы открыты в ________году ________________________________

_______________________________________________________________, который описал необычные свойства возбудителя болезни табака, получившего название вируса табачной мозайки.

  1. Термин «вирус» предложил в ________году _______________________

_______________________________________________________________.

  1. Слово «вирус» обозначает ______________________________________

_______________________________________________________________.

  1. Наука, изучающая вирусы - ____________________________________.

Размеры вирусов _____________________________________________

________________________________________________________________

  1. По внешнему виду имеют формы: _______________________________

________________________________________________________________

Ответы на карточку №2.

Строение вирусов.

Мы узнали, что:

  1. По строению вирусы различают _________________________________

________________________________________________________________

По составу:______________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Просто организованные вирусы состоят: ________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Сложно организованные вирусы: ________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Морфологические типы капсидов вирусов: _______________________

_____________________________________________________________

  1. Вирусы распространены ______________________________________

______________________________________________________________.

Описано _______________________________________________________________.

Ответы на карточку №3.

«Бактериофаги». Жизненный цикл вируса.

Мы узнали, что:

  1. Бактериофаги - _______________________________________________

_____________________________________________________________

Бактериофаги были открыты ____________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Бактериофаги состоят из: _________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4-5. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответы на карточку №4.

«Значение вирусов».

Мы узнали, что:

  1. Отрицательная роль вирусов: ___________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Положительная роль вирусов: __________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3-4. К вирусным болезням человека относятся: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

К вирусным болезням животных относятся: ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

К вирусным болезням растения относятся: _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Пути передачи вирусных заболеваний: ______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Усвоение понятия «вирус» у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос «что такое?

Задание 1. Можем ли мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний?

Предлагает выполнить заданиепо заполнению таблицы 2« Характерные особенности вирусов». Выводит его с помощью проектора на доску.

Задание #1050;аждая группа получает задание:

1 группа : заполнить графу «Сходство вирусов с живыми организмами».

2 группа: заполнить графу «Отличие вирусов от живых организмов».

3 группа : заполнить графу «Специфические черты вирусов».

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

#1057;пособность кразмножению.

#1053;аследственность.

#1048;зменчивость
#1055;риспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

#1042;о внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

#1053;е потребляют пищи.

#1053;е вырабатывают энергию.

#1053;е растут.

#1053;ет обмена веществ.

6. Имеют неклеточное строение.

#1054;чень маленькие размеры.

#1055;росто устроены (нуклеиновая кислота +белки).

#1047;анимают пограничное положение между живой и неживой природой.

4. Высокая скорость размножения.

5. Носитель наследственной информации - ДНК или РНК.

Этап Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

В республике зафиксированы случаи заболевания детей и взрослых корью. Какие действия должны предпринять государственные структуры для недопущения распространения болезни.

Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

ЕГЭ -1. Какие признаки характерны для вирусов? Ответ

1)Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках.
2) Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки: они на порядок меньше клеток и гораздо проще построению.
3) Вирусы содержат либо ДНК, либо РНК, но не обе молекулы одновременно.

Этап Развитие функциональной грамотности

«Научное объяснение явлений»Вирус табачной мозаики Вирус табачной мозаики - возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают.Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?

Этап Систематизация знаний и умений

Используя текст параграфа на стр. 98 заполните таблицу.

1) Сравните строение клетки

бактерий, растительной клетки и вируса. Используйте знаки «+» и «-».

Органоиды клетки

Растительная клетка

Бактериальная клетка

Вирус табачной мозаики

Клеточная мембрана

Цитоплазма

Ядро

Митохондрии

Вакуоли

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап Диагностика/самодиагностика

Ответьте на вопросы: учитель выводит таблицу с помощью проектора на доску

Урок

На уроке я

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Не интересно

Отдыхал

Узнал много нового

Скучно

Помогал другим

Не понял

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап Рефлексия

Дополните предложения:

Я понял (а)… Я узнал (а)… Я разобрался (ась)… Было интересно … Было трудно…

Этап #1044;омашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа. Выбрать одно из заданий: А) написать памятки о профилактике одного из вирусных заболеваний; доклады «Вирусные заболевания», «Есть ли будущее у вирусов?»Б) подготовить сообщение о коронавирусе COVID-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тех.карта урока: ТЕМА: "ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПЕРСПЕКТИВЕ"

Дидактическая задача: изучение нового материала, закрепление новых знаний, отработка умений и навыков, обобщение знаний и их контроль.Цели: Научитесь строить простые предметы в  перспективе....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: Основные подходы к выбору репертуара как базиса для развития музыкальной культуры ребенка.

Дисциплина:  02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность:44.02.01 Дошкольное образование.Курс: 3...

Технологическая карта урока. Тема: Характеристика музыкальных способностей. Формирование начал музыкальной культуры у дошкольников.

План занятия Дисциплина:  02. 05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность: 44.02.01 Дошкольное образование.Тема:  Характеристика музыкальных способностей. Фо...

Технологическая карта урока. Тема:Классификация групп, подгрупп и видов растительных масел

Технологическая карта урока по профессии " Продавец  продовольственных товаров"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Тема. Подвижной состав автомобильного транспорта.

Планируемые результаты:Студент должензнать: подвижной состав и его составляющие; классификацию подвижного состава; классификацию грузов; особенности конструкции подвижного состава, согласно видов пере...