Методическая разработка открытого урока: Металлы.Положение в ПСХЭ. Строение.
методическая разработка
УРОК РАЗРАБОТАН С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ МЕТАЛЛОВ И ПРИМЕНЕНИИ ИХ В ПРОФЕССИИ ДИЗАЙНЕР.
Для достижения поставленной цели и задач, сегодня на уроке мы проведем исследование и ответим на вопрос:
«Влияет ли строение металлов на их свойства, которые человек использует при изготовлении посуды, машин, режущих инструментов и ювелирных украшений?»
А также подтвердим или опровергнем гипотезу, которая возникла в начале 17 века, когда химическая наука только начинала раскрывать загадочную природу металлов, а ученые проводили различные эксперименты и наблюдения, пытаясь разгадать тайны, которые скрывает этот класс веществ.
В то время исследователи сформулировали следующую гипотезу: Металлы представляют собой особую форму материи, состоят из мельчайших частиц- «металлических зерен», в структуре которых находиться «море» свободно двигающихся электронов, именно благодаря этому металлы обладают высокой проводимостью электричества и тепла.
А вот опроверг или подтвердил ее в ходе своих экспериментов англо-ирландский естествоиспытатель Роберт Бойль (1627г.р.), мы и определим в ходе сегодняшнего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 268.46 КБ |
![]() | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 18 Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение.
Добрый день дорогие учащиеся и уважаемые гости нашего урока.
Подсказка к теме сегодняшнего урока зашифрована в ребусе. Попробуйте разгадать его.
Слайд 1 Отгадайте ребус! Верно «элемент металл»
Слайд 2 Запишите тему сегодняшнего урока «Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение»
Металлы – материалы, которые человек использует с незапамятных времен. Даже в наш век нанотехнологий металлы не теряют своего практического значения.
Слайд 3
Цель урока:
получение знаний о металлах, положении в периодической системе Д. И. Менделеева, особенностях их строения.
Задачи:
- узнать о строении атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической решётке;
- проследить зависимость между строением и свойствами металлов;
- охарактеризовать металлы как химические элементы на основе строения атомов и положения в ПСХЭ.
На уроке
мы узнаем:
о электронном строение атомов s-, p- и d-элементов металлов, их о положении в Периодической системе химических элементов, об особенностях строения атомов металлов;
мы научимся:
характеризовать металлы как химические элементы на основе строения атомов и положения в ПСХЭ;
мы сможем:
сопоставлять свойства металлов и области их применения.
Слайд 4.
Для достижения поставленной цели и задач, сегодня на уроке мы проведем исследование и ответим на вопрос:
«Влияет ли строение металлов на их свойства, которые человек использует при изготовлении посуды, машин, режущих инструментов и ювелирных украшений?»
А также подтвердим или опровергнем гипотезу, которая возникла в начале 17 века, когда химическая наука только начинала раскрывать загадочную природу металлов, а ученые проводили различные эксперименты и наблюдения, пытаясь разгадать тайны, которые скрывает этот класс веществ.
В то время исследователи сформулировали следующую гипотезу: Металлы представляют собой особую форму материи, состоят из мельчайших частиц- «металлических зерен», в структуре которых находиться «море» свободно двигающихся электронов, именно благодаря этому металлы обладают высокой проводимостью электричества и тепла.
А вот опроверг или подтвердил ее в ходе своих экспериментов англо-ирландский естествоиспытатель Роберт Бойль (1627г.р.), мы и определим в ходе сегодняшнего урока.
Слайд 5–6
Положение металлов в периодической системе химических элементов.
В периодической системе химических элементов металлы располагаются относительно диагонали В-At в левом нижнем углу в главных - А и побочных –Б подгруппах, а также в верхнем правом углу, только в побочных подгруппах.
Слайд 7
Мы выяснили, где же в ПСХЭ располагаются химические элементы металлы, посмотрите внимательно на современную периодическую систему и ответьте: Сколько химических элементов открыто на сегодняшний день и сколько из них относят к классу металлы?
Верно! На 2023 год открыто 118 химических элементов, из них 96 металлов и 22 неметалла.
Слайд 8
Как мы уже знаем, металлы по положению в ПСХЭ делятся, на расположенные в главных и побочных подгруппах. В ходе сегодняшнего исследования вам необходимо будет заполнить 2 сравнительные таблицы. Они у вас находятся на столах в распечатанном виде. В первую таблицу вы занесете семь сравнительных признаков, отражающих особенности строения атомов металлов.
Особенности строения атомов металлов
Таблица 1
Признак | Металлы IА-IIIА подгрупп | Металлы IVА – VIA подгрупп | Металлы IB-VIIIB подгрупп |
Химические элементы | Li,Na,K,Rb,Cs,Fr- IA Be,Mg,Ca,Sr,Ba,Ra- IIA Al,Ga,In,Tl- IIIA | Ge,Sn,Pb-IVА Sb,Bi- VА Po-VIA | Элементы 4, 5,6 больших и 7 незаконченного периодов. Лантаноиды - 57-71* Актиноиды – 89-103** |
Радиус атома | Относительно большой. Изменяется в группе и периоде | Относительно большой. Изменяется в группе и периоде | Относительно большой. Изменяется в группе, в периоде практически нет |
Заполнение энергетического уровня | внешнего | внешнего | предвнешнего |
Количество электронов на внешнем уровне | 1-3, соответствует номеру группы | 4-6, соответствует номеру группы | 1-2 , не зависит от номера группы |
Валентность (постоянная, переменная) | постоянная | переменная (исключение Al) | переменная и постоянная |
Степень окисления | положительная | положительная | Положительная, искл. отрицательная |
Семейство | s и р элементы | р- элементы | d и f -элементы |
Вторая таблица позволит сравнить физические свойства и особенности строения переходных металлов.
Сравнительная характеристика простых веществ переходных металлов
Таблица 2
Признак | Золото | Серебро | Никель | Цирконий | Вольфрам |
Когда открыт | |||||
Физические свойства | |||||
Химическая связь | |||||
Кристаллическая решетка | |||||
Применение |
Информацию вы будете черпать в ходе урока, а в конце урока сформулируете и запишите в тетради общий вывод о положении в ПСХЭ, строении, свойствах и роли металлов в жизни человека. Работу с таблицами и общим выводом вы выполняете в группах.
Слайд 9–10
Особенности строения атомов металлов главных подгрупп.
- Заполняется внешний энергетический уровень.
- Число электронов на внешнем энергетическом уровне равно номеру группы и соответствует высшей валентности элементов.
- У большинства элементов на внешнем энергетическом уровне от 1-3 электронов, у Ge, Sn, Pb (4 ), Sb, Bi (5), Po (6)).
- Радиус атомов относительно большой, изменяется:
- в группе увеличивается сверху вниз;
- в периоде увеличивается справа налево
- В соединениях эти элементы имеют всегда, положительную степень окисления СО+.
- У элементов IA-IIA группы постоянная валентность, у элементов IIIA- VIA (исключение Al) – переменная.
- Относят к элементам s и p- семейства.
11 слайд
Рассмотрим характерную для металлов металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку на примере натрия.
12 слайд Типы металлических кристаллических решеток
Об особенностях строения, свойствах и роли в жизни человека металлов побочных подгрупп мы узнаем из информационных исследовательских работ на тему «Этот удивительный металл»
И сейчас мы заслушаем группы студентов, подготовивших презентации о переходных металлах. Напоминаю, обучающиеся, которые будут слушать выступающих, работают с таблицами.
Приглашается 1 группа студентов, выступление о золоте, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 2 группа студентов, выступление о серебре, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 3 группа студентов, выступление о никеле, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 4 группа студентов, выступление о цирконии, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 5 группа студентов, выступление о вольфраме, обсуждение и оценивание презентации.
Ребята, сегодня вы провели большое исследование, заполнили таблицы и обобщили информацию.
Давайте заслушаем выводы, которые вы сделали, включая ответ на проблемный вопрос. Скажите, как вы считаете, верны ли гипотезы, озвученные в начале урока?
Заключительный слайд: Выводы. Подведение итогов: выставление оценок.
Домашнее задание: разгадайте и дополните своими вопросами кроссворд на тему «Металлы» (три зашифрованных слова по горизонтали и три по вертикали).
Приложение 1
Особенности строения атомов металлов
Признак | Металлы IА-IIIА подгрупп | Металлы IVА – VIA подгрупп | Металлы IB-VIIIB подгрупп |
Химические элементы | IA Li Na K Rb Cs Fr
IIA Be Mg Ca Sr Ba Ra IIIA Al Ga In Tl | IVА Ge Sn Pb VА Sb,Bi VIA Po | Элементы 4, 5,6 больших и 7 незаконченного периодов. Лантаноиды - 57–71* Актиноиды – 89–103** |
Радиус атома | |||
Заполнение энергетического уровня | |||
Количество электронов на внешнем уровне | |||
Валентность (постоянная, переменная) | |||
Степень окисления | |||
Семейство |
Таблица 1
Сравнительная характеристика простых веществ переходных металлов
Признак | Золото | Серебро | Никель | Цирконий | Вольфрам |
Когда открыт | |||||
Физические свойства | |||||
Химическая связь | |||||
Кристаллическая решетка | |||||
Применение |
Таблица 2
Особенности металлов главных подгрупп | Особенности металлов побочных подгрупп |
1. Радиус атомов металлов главных подгрупп относительно атомов неметаллов _________, изменяется: - в группе _________ сверху вниз; -в периоде _________справа налево 2. Заполняется ____________ энергетический уровень 3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне _____ номеру группы и соответствует высшей валентности элементов
4. У большинства элементов на внешнем энергетическом уровне от ____ электронов, у Ge, Sn, Pb (_); Sb, Bi (__); Po (__) В соединениях эти элементы имеют всегда, ___________ степень окисления 6. У элементов IA-IIA группы __________валентность, у элементов IIIA- VIA (исключение ____) – переменная. 7. Относят к элементам __ и ___- семейства. | 1. Радиус атомов сравнительно большой: - в группе _____________сверху вниз; - в периоде _________ 2. Заполняется _________________ энергетический уровень 3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне __________ номеру группы и составляет__________
5. В соединениях имеют __________________________ степень окисления 6. У элементов побочных подгрупп как правило ________ и ____________ валентность 7. Относят к элементам _ и _- семейства, исключения_____ |
Приложение 2
Карточка - путеводитель
Приложение 3
Кроссворд «Металлы»
Предварительный просмотр:
План урока
Наименование дисциплины Химия
Тема урока Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение
Вид урока проблемный урок. Форма урока урок-исследование. Тип урока открытие новых знаний, применяемая современная образовательная технология проблемного обучения.
Цель занятия | учебная: формирование представлений об особенностях строения атомов металлов, их положении в ПСХЭ, общих физических свойствах и применение в жизни человека; ознакомление с отличительными особенностями переходных металлов; развивающая: развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; умений выражать результаты мыслительной деятельности; развитие навыков исследования; воспитательная: привитие интереса к химической науке, творческой деятельности, с использованием полученных знаний и умений; воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду; деятельностная: обучающиеся должны знать электронное строение атомов металлов главных и побочных подгрупп, их о положении в ПСХЭ; уметь: характеризовать металлы, как химические элементы, на основе строения атомов и положения в ПСХЭ, сопоставлять свойства металлов и области их применения; принимать участие в аналитической беседе, формировать свою точку зрения, использовать полученную информацию, с точки зрения профессии «Дизайнер» . |
Межпредметные связи | Обеспечивающие химия_______________________________________ Обеспечиваемые история, биология, русский язык________________________ |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Наглядные пособия авторская презентация, исследовательские презентации студентов, гипотезы (записаны на доске)
Раздаточный материал таблица ПСХЭ, таблицы: «Особенности строения атомов металлов», «Сравнительная характеристика переходных металлов», карточка-путеводитель, кроссворд
Технические средства обучения мультимедийный проектор, экран
Учебные места учебный кабинет № 45
Литература:
основная: Габриелян О. С. Химия. Учебник. - М.: Академия, 2014;
дополнительная: Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. - М., 2012
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ элемента | Элементы занятия, учебные вопросы | формы и методы обучения | время |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Организационный момент: приветствие, перекличка. | 2 мин | |
Цель: включение обучающихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов. | Словесный метод (рассказ). | ||
2. | Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия | 3 мин. | |
Цель: подготовка студентов к «открытию» новых знаний, сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы на разных этапах урока, | Технология проблемного обучения, словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация слайдов), проблемный метод. | ||
3. | Актуализация знаний. | 5 мин | |
Цель постановка проблемного вопроса, формулирование гипотезы, и хода исследования необходимого для «открытия» нового знания; определение объекта исследования. | Словесная передача и восприятие информации (рассказ, беседа), опережающее индивидуальное домашнее задание (элемент технологии дифференцированного обучения), наглядный метод (демонстрация слайдов), исследовательский метод. | ||
4. | Работа над темой урока | 25 мин | |
- Слово преподавателя (информационный обзор, беседа о положении металлов и строении металлов главных подгрупп); - работа с информацией на предмет сравнения строения атомов металлов главных подгрупп (работа с таблицей «Особенности строения атомов металлов», карточкой – путеводителем); -выступление групп обучающихся с информационными сообщениями на тему: «Этот удивительный металл» (золото, серебро, никель, цирконий, вольфрам); - работа с особенностями строения и другими сравнительными характеристиками переходных металлов (дальнейшее заполнение таблицы «Особенности строения атомов металлов», работа с таблицей «Сравнительная характеристика переходных металлов», карточкой – путеводителем); | Словесный метод (беседа), работа с презентацией, самостоятельная, фронтальная, групповая работы; исследовательский, наглядный (демонстрация слайдов) методы; метод проблемного изложения, метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь); проблемное обучение, элемент дифференцированного обучения. | ||
5. | Закрепление. | 7 мин | |
- Результаты проведённой исследовательской работы (ответы на вопросы, самостоятельная формулировка вывода). - Блиц-опрос. - Слово преподавателя. | Метод контроля, словесный (беседа, рассказ) и наглядный (демонстрация слайдов) методы, фронтальная работа. | ||
7. | Рефлексия деятельности (итог урока). | 1 мин | |
Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос и формулируют свое отношение к гипотезам. | Проблемный метод. | ||
6. | Инструктаж о домашнем задании. | 2 мин | |
Цель: оценка результатов деятельности всей группы, инструктаж о домашнем задании. Разгадать кроссворд, дополнить 3 вопросами по вертикали и 3 по горизонтали. | Словесный метод. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-663613-1441713249.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-714602-1448888459.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Разработка открытого урока по биологии на тему Строение клетки
Тема урока: Строение клетки. Задачи урока:- продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследствен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-952221-1506359274.png)
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-997661-1671133356.jpg)
Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»
Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/26/picture-556594-1419615332.png)
Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/17/picture-1372796-1639758623.jpg)
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....