Методическая разработка открытого урока: Металлы.Положение в ПСХЭ. Строение.
методическая разработка
УРОК РАЗРАБОТАН С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ МЕТАЛЛОВ И ПРИМЕНЕНИИ ИХ В ПРОФЕССИИ ДИЗАЙНЕР.
Для достижения поставленной цели и задач, сегодня на уроке мы проведем исследование и ответим на вопрос:
«Влияет ли строение металлов на их свойства, которые человек использует при изготовлении посуды, машин, режущих инструментов и ювелирных украшений?»
А также подтвердим или опровергнем гипотезу, которая возникла в начале 17 века, когда химическая наука только начинала раскрывать загадочную природу металлов, а ученые проводили различные эксперименты и наблюдения, пытаясь разгадать тайны, которые скрывает этот класс веществ.
В то время исследователи сформулировали следующую гипотезу: Металлы представляют собой особую форму материи, состоят из мельчайших частиц- «металлических зерен», в структуре которых находиться «море» свободно двигающихся электронов, именно благодаря этому металлы обладают высокой проводимостью электричества и тепла.
А вот опроверг или подтвердил ее в ходе своих экспериментов англо-ирландский естествоиспытатель Роберт Бойль (1627г.р.), мы и определим в ходе сегодняшнего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_metally.docx | 268.46 КБ |
plan_otkrytogo_uroka_sverchkova_m.v.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 18 Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение.
Добрый день дорогие учащиеся и уважаемые гости нашего урока.
Подсказка к теме сегодняшнего урока зашифрована в ребусе. Попробуйте разгадать его.
Слайд 1 Отгадайте ребус! Верно «элемент металл»
Слайд 2 Запишите тему сегодняшнего урока «Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение»
Металлы – материалы, которые человек использует с незапамятных времен. Даже в наш век нанотехнологий металлы не теряют своего практического значения.
Слайд 3
Цель урока:
получение знаний о металлах, положении в периодической системе Д. И. Менделеева, особенностях их строения.
Задачи:
- узнать о строении атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической решётке;
- проследить зависимость между строением и свойствами металлов;
- охарактеризовать металлы как химические элементы на основе строения атомов и положения в ПСХЭ.
На уроке
мы узнаем:
о электронном строение атомов s-, p- и d-элементов металлов, их о положении в Периодической системе химических элементов, об особенностях строения атомов металлов;
мы научимся:
характеризовать металлы как химические элементы на основе строения атомов и положения в ПСХЭ;
мы сможем:
сопоставлять свойства металлов и области их применения.
Слайд 4.
Для достижения поставленной цели и задач, сегодня на уроке мы проведем исследование и ответим на вопрос:
«Влияет ли строение металлов на их свойства, которые человек использует при изготовлении посуды, машин, режущих инструментов и ювелирных украшений?»
А также подтвердим или опровергнем гипотезу, которая возникла в начале 17 века, когда химическая наука только начинала раскрывать загадочную природу металлов, а ученые проводили различные эксперименты и наблюдения, пытаясь разгадать тайны, которые скрывает этот класс веществ.
В то время исследователи сформулировали следующую гипотезу: Металлы представляют собой особую форму материи, состоят из мельчайших частиц- «металлических зерен», в структуре которых находиться «море» свободно двигающихся электронов, именно благодаря этому металлы обладают высокой проводимостью электричества и тепла.
А вот опроверг или подтвердил ее в ходе своих экспериментов англо-ирландский естествоиспытатель Роберт Бойль (1627г.р.), мы и определим в ходе сегодняшнего урока.
Слайд 5–6
Положение металлов в периодической системе химических элементов.
В периодической системе химических элементов металлы располагаются относительно диагонали В-At в левом нижнем углу в главных - А и побочных –Б подгруппах, а также в верхнем правом углу, только в побочных подгруппах.
Слайд 7
Мы выяснили, где же в ПСХЭ располагаются химические элементы металлы, посмотрите внимательно на современную периодическую систему и ответьте: Сколько химических элементов открыто на сегодняшний день и сколько из них относят к классу металлы?
Верно! На 2023 год открыто 118 химических элементов, из них 96 металлов и 22 неметалла.
Слайд 8
Как мы уже знаем, металлы по положению в ПСХЭ делятся, на расположенные в главных и побочных подгруппах. В ходе сегодняшнего исследования вам необходимо будет заполнить 2 сравнительные таблицы. Они у вас находятся на столах в распечатанном виде. В первую таблицу вы занесете семь сравнительных признаков, отражающих особенности строения атомов металлов.
Особенности строения атомов металлов
Таблица 1
Признак | Металлы IА-IIIА подгрупп | Металлы IVА – VIA подгрупп | Металлы IB-VIIIB подгрупп |
Химические элементы | Li,Na,K,Rb,Cs,Fr- IA Be,Mg,Ca,Sr,Ba,Ra- IIA Al,Ga,In,Tl- IIIA | Ge,Sn,Pb-IVА Sb,Bi- VА Po-VIA | Элементы 4, 5,6 больших и 7 незаконченного периодов. Лантаноиды - 57-71* Актиноиды – 89-103** |
Радиус атома | Относительно большой. Изменяется в группе и периоде | Относительно большой. Изменяется в группе и периоде | Относительно большой. Изменяется в группе, в периоде практически нет |
Заполнение энергетического уровня | внешнего | внешнего | предвнешнего |
Количество электронов на внешнем уровне | 1-3, соответствует номеру группы | 4-6, соответствует номеру группы | 1-2 , не зависит от номера группы |
Валентность (постоянная, переменная) | постоянная | переменная (исключение Al) | переменная и постоянная |
Степень окисления | положительная | положительная | Положительная, искл. отрицательная |
Семейство | s и р элементы | р- элементы | d и f -элементы |
Вторая таблица позволит сравнить физические свойства и особенности строения переходных металлов.
Сравнительная характеристика простых веществ переходных металлов
Таблица 2
Признак | Золото | Серебро | Никель | Цирконий | Вольфрам |
Когда открыт | |||||
Физические свойства | |||||
Химическая связь | |||||
Кристаллическая решетка | |||||
Применение |
Информацию вы будете черпать в ходе урока, а в конце урока сформулируете и запишите в тетради общий вывод о положении в ПСХЭ, строении, свойствах и роли металлов в жизни человека. Работу с таблицами и общим выводом вы выполняете в группах.
Слайд 9–10
Особенности строения атомов металлов главных подгрупп.
- Заполняется внешний энергетический уровень.
- Число электронов на внешнем энергетическом уровне равно номеру группы и соответствует высшей валентности элементов.
- У большинства элементов на внешнем энергетическом уровне от 1-3 электронов, у Ge, Sn, Pb (4 ), Sb, Bi (5), Po (6)).
- Радиус атомов относительно большой, изменяется:
- в группе увеличивается сверху вниз;
- в периоде увеличивается справа налево
- В соединениях эти элементы имеют всегда, положительную степень окисления СО+.
- У элементов IA-IIA группы постоянная валентность, у элементов IIIA- VIA (исключение Al) – переменная.
- Относят к элементам s и p- семейства.
11 слайд
Рассмотрим характерную для металлов металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку на примере натрия.
12 слайд Типы металлических кристаллических решеток
Об особенностях строения, свойствах и роли в жизни человека металлов побочных подгрупп мы узнаем из информационных исследовательских работ на тему «Этот удивительный металл»
И сейчас мы заслушаем группы студентов, подготовивших презентации о переходных металлах. Напоминаю, обучающиеся, которые будут слушать выступающих, работают с таблицами.
Приглашается 1 группа студентов, выступление о золоте, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 2 группа студентов, выступление о серебре, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 3 группа студентов, выступление о никеле, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 4 группа студентов, выступление о цирконии, обсуждение и оценивание презентации.
Приглашается 5 группа студентов, выступление о вольфраме, обсуждение и оценивание презентации.
Ребята, сегодня вы провели большое исследование, заполнили таблицы и обобщили информацию.
Давайте заслушаем выводы, которые вы сделали, включая ответ на проблемный вопрос. Скажите, как вы считаете, верны ли гипотезы, озвученные в начале урока?
Заключительный слайд: Выводы. Подведение итогов: выставление оценок.
Домашнее задание: разгадайте и дополните своими вопросами кроссворд на тему «Металлы» (три зашифрованных слова по горизонтали и три по вертикали).
Приложение 1
Особенности строения атомов металлов
Признак | Металлы IА-IIIА подгрупп | Металлы IVА – VIA подгрупп | Металлы IB-VIIIB подгрупп |
Химические элементы | IA Li Na K Rb Cs Fr
IIA Be Mg Ca Sr Ba Ra IIIA Al Ga In Tl | IVА Ge Sn Pb VА Sb,Bi VIA Po | Элементы 4, 5,6 больших и 7 незаконченного периодов. Лантаноиды - 57–71* Актиноиды – 89–103** |
Радиус атома | |||
Заполнение энергетического уровня | |||
Количество электронов на внешнем уровне | |||
Валентность (постоянная, переменная) | |||
Степень окисления | |||
Семейство |
Таблица 1
Сравнительная характеристика простых веществ переходных металлов
Признак | Золото | Серебро | Никель | Цирконий | Вольфрам |
Когда открыт | |||||
Физические свойства | |||||
Химическая связь | |||||
Кристаллическая решетка | |||||
Применение |
Таблица 2
Особенности металлов главных подгрупп | Особенности металлов побочных подгрупп |
1. Радиус атомов металлов главных подгрупп относительно атомов неметаллов _________, изменяется: - в группе _________ сверху вниз; -в периоде _________справа налево 2. Заполняется ____________ энергетический уровень 3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне _____ номеру группы и соответствует высшей валентности элементов
4. У большинства элементов на внешнем энергетическом уровне от ____ электронов, у Ge, Sn, Pb (_); Sb, Bi (__); Po (__) В соединениях эти элементы имеют всегда, ___________ степень окисления 6. У элементов IA-IIA группы __________валентность, у элементов IIIA- VIA (исключение ____) – переменная. 7. Относят к элементам __ и ___- семейства. | 1. Радиус атомов сравнительно большой: - в группе _____________сверху вниз; - в периоде _________ 2. Заполняется _________________ энергетический уровень 3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне __________ номеру группы и составляет__________
5. В соединениях имеют __________________________ степень окисления 6. У элементов побочных подгрупп как правило ________ и ____________ валентность 7. Относят к элементам _ и _- семейства, исключения_____ |
Приложение 2
Карточка - путеводитель
Приложение 3
Кроссворд «Металлы»
Предварительный просмотр:
План урока
Наименование дисциплины Химия
Тема урока Металлы. Положение в ПСХЭ. Строение
Вид урока проблемный урок. Форма урока урок-исследование. Тип урока открытие новых знаний, применяемая современная образовательная технология проблемного обучения.
Цель занятия | учебная: формирование представлений об особенностях строения атомов металлов, их положении в ПСХЭ, общих физических свойствах и применение в жизни человека; ознакомление с отличительными особенностями переходных металлов; развивающая: развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; умений выражать результаты мыслительной деятельности; развитие навыков исследования; воспитательная: привитие интереса к химической науке, творческой деятельности, с использованием полученных знаний и умений; воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду; деятельностная: обучающиеся должны знать электронное строение атомов металлов главных и побочных подгрупп, их о положении в ПСХЭ; уметь: характеризовать металлы, как химические элементы, на основе строения атомов и положения в ПСХЭ, сопоставлять свойства металлов и области их применения; принимать участие в аналитической беседе, формировать свою точку зрения, использовать полученную информацию, с точки зрения профессии «Дизайнер» . |
Межпредметные связи | Обеспечивающие химия_______________________________________ Обеспечиваемые история, биология, русский язык________________________ |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Наглядные пособия авторская презентация, исследовательские презентации студентов, гипотезы (записаны на доске)
Раздаточный материал таблица ПСХЭ, таблицы: «Особенности строения атомов металлов», «Сравнительная характеристика переходных металлов», карточка-путеводитель, кроссворд
Технические средства обучения мультимедийный проектор, экран
Учебные места учебный кабинет № 45
Литература:
основная: Габриелян О. С. Химия. Учебник. - М.: Академия, 2014;
дополнительная: Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. - М., 2012
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ элемента | Элементы занятия, учебные вопросы | формы и методы обучения | время |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Организационный момент: приветствие, перекличка. | 2 мин | |
Цель: включение обучающихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов. | Словесный метод (рассказ). | ||
2. | Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия | 3 мин. | |
Цель: подготовка студентов к «открытию» новых знаний, сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы на разных этапах урока, | Технология проблемного обучения, словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация слайдов), проблемный метод. | ||
3. | Актуализация знаний. | 5 мин | |
Цель постановка проблемного вопроса, формулирование гипотезы, и хода исследования необходимого для «открытия» нового знания; определение объекта исследования. | Словесная передача и восприятие информации (рассказ, беседа), опережающее индивидуальное домашнее задание (элемент технологии дифференцированного обучения), наглядный метод (демонстрация слайдов), исследовательский метод. | ||
4. | Работа над темой урока | 25 мин | |
- Слово преподавателя (информационный обзор, беседа о положении металлов и строении металлов главных подгрупп); - работа с информацией на предмет сравнения строения атомов металлов главных подгрупп (работа с таблицей «Особенности строения атомов металлов», карточкой – путеводителем); -выступление групп обучающихся с информационными сообщениями на тему: «Этот удивительный металл» (золото, серебро, никель, цирконий, вольфрам); - работа с особенностями строения и другими сравнительными характеристиками переходных металлов (дальнейшее заполнение таблицы «Особенности строения атомов металлов», работа с таблицей «Сравнительная характеристика переходных металлов», карточкой – путеводителем); | Словесный метод (беседа), работа с презентацией, самостоятельная, фронтальная, групповая работы; исследовательский, наглядный (демонстрация слайдов) методы; метод проблемного изложения, метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь); проблемное обучение, элемент дифференцированного обучения. | ||
5. | Закрепление. | 7 мин | |
- Результаты проведённой исследовательской работы (ответы на вопросы, самостоятельная формулировка вывода). - Блиц-опрос. - Слово преподавателя. | Метод контроля, словесный (беседа, рассказ) и наглядный (демонстрация слайдов) методы, фронтальная работа. | ||
7. | Рефлексия деятельности (итог урока). | 1 мин | |
Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос и формулируют свое отношение к гипотезам. | Проблемный метод. | ||
6. | Инструктаж о домашнем задании. | 2 мин | |
Цель: оценка результатов деятельности всей группы, инструктаж о домашнем задании. Разгадать кроссворд, дополнить 3 вопросами по вертикали и 3 по горизонтали. | Словесный метод. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Разработка открытого урока по биологии на тему Строение клетки
Тема урока: Строение клетки. Задачи урока:- продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследствен...
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»
Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...
Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....