Сверчкова Марина Владимировна

Сайт преподавателя биологии и химии

Куда бы ты ни шел, иди от всего своего сердца.

Профессия: преподаватель

Профессиональные интересы: ландшафтный дизайн

Увлечения: плавание, велосипед,туризм.

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: СПБ ГБ ПОУ "Колледж Петербургской моды"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sverchkova-marina-vladimirovna
С осознанием собственного потенциала и уверенности в своих способностях человек сможет сделать мир лучше.
Далай Лама

О себе

Сверчкова Марина Владимировна. Закончила ИГУ им.Жданова,биолого-почвенный факультет

по специальности: биолог, с правом преподавания биологии и химии, в 1989 г.

В 2007г. закончила ИВЭСЭП, экономический факультет по специальности экономист -менеджер.

Стаж педагогической деятельности 7 лет, из них 3 года преподавала  в филиале ИВЭСЭП, экономические дисциплины.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.Н. Толстой "Хождение по мукам", Ф.Саган " Здравствуй грусть", поэзия Анны Ахматовой.

Моё портфолио

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
(П. Блонский)

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться.Разновидностью метода кейс-стади является метод анализа кей­сов, казусов (лат.casus — запутанный или необычный случай). Это наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосроч­ного обучения, поскольку она направлена скорее на формирова­ние новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний.

В большинстве случаев при использовании метода кейсов участникам обучения предоставля­ют краткую запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуации в виде микро-проблем (микроситуаций) и необходимости действовать по обстановке. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность обучения.

Основной целью данной интенсивной технологии является активизация обучаемых. Кейс активизирует интерактивную дея­тельность участников занятия, развивает их аналитические и ком­муникативные способности, оставляя обучаемых один на одинс реальным случаем.

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного про­месса позволяет успешно решать следующие задачи и формировать метакомпетентности:

- овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

-оперативно принимать решения — «здесь и сейчас»;

  • отрабатывать умение востребовать дополнительную инфор­мацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т.е. правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;
  • наглядно представлять особенности принятия решения в ситу­ации неопределенности, а также различные подходы к разработ­ке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;


-приобретать навыки вербализации, т.е. ясного и точного из­ложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;

  • вырабатывать умения осуществлять презентацию, т.е. убеди­тельно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зре­ния;
  • отрабатывать навыки конструктивного критического оцени­вания точки зрения других;
  • развивать умение самостоятельно принимать решения на ос­нове группового анализа ситуации;


-овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в учебном про­цессе с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

         1. кейс должен соответствовать целям обучения;

  1. кейс должен быть максимально приближен к реальной про­фессиональной деятельности (реальное событие или искусствен­но создаваемая ситуация, где часть реального материала компи­лируется с какой-либо типовой проблемой);
  2. задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов реше­ния;
  3. кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по ко­личеству представленной в них информации, по сложности про­блемы;
  4. материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.


В теории применения кейс-технологий прописаны три основ­ных варианта применения метода: 

- диагностика проблемы;

- диагностика одной или нескольких проблем и выработка уча­стниками занятия методов их разрешения;

- оценка обучаемыми предпринятых действий по решению про­блемы и их последствий (и проблема, и ее решение могут быть описаны в инструкции).

Как только преподаватель выбрал подходящий вариант приме­нения кейса, можно принять решение по поводу того, будет ли метод кейсов включать одну задачу или серию задач. В зависимо­сти от сложности этих задач метод может применяться или в виде короткого упражнения на 30 — 60 мин, или в более развернутом виде (кейс-стади). В некоторых случаях вокруг исследования ка­кой-либо важной ситуации может быть выстроен целый курс, для­щийся несколько дней.

Процедура работы с кейсом состоит в том, что обучаемым, как уже отмечалось, предлагается письменно или устно конкрет­ный случай из практики (казус). Он описывается лаконично, обычно в несколько строк, которые необходимо прочитать и проанализи­ровать. Например, выражается суть конфликта или проблемы с весьма схематичным обозначением обстоятельств («случилось... или произошло...»). Эта информация может быть изложена в документальной форме (например, сообщение) или может представляться при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как показ видеофильма и/или слайдов). После этого группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс их анализа и даль­нейшей детализации. Учебные кейсы легче брать из реальной практики, чем специально придумывать в лабораторных условиях. Рассматриваемые на занятиях конкретные микроситуации могут быть отнесены к любому кругу профессиональных проблем, для кото­рых нужны находчивость, оперативность и быстрота в принятии решений.

Работа над всем предложенным преподавателем материалом может осуществляться как в группе, так и индивидуально, но в жестко ограниченное время, по истечении которого обучаемыми должны быть представлены обоснованные выводы и план дей­ствий, мероприятий или варианты решений.

Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу обучаемых путем прямого обращения типа, например: «Как бы вы поступили в этом случае?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Какое ре­шение вы примете?» и пр. Этим примером следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных участников анализа, актив­но проявляющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дис­куссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительно­сти или по другим причинам.

Принципиальное отличие метода кейсов от других интенсив­ных технологий активизации учебного процесса состоит в том, что здесь превалирует необходимость профессиональной и управ­ленческой компетентности обучаемого. Для большинства рассмат­риваемых ситуаций целесообразно привлечение специальных зна­ний (например, кейсы из практики нарушения трудового законодательства требуют от обучаемого знаний по трудовому праву; кейсы по анализу причин конфликтов и демотивации персонала требуют социально-психологической компетентности и т.д.). Эти знания приходят не столько с жизненным опытом, сколько с овладением определенной профессией. По-видимому, именно эта причина вызвала такую высокую потребность в кейсах как в тех­нологии при переподготовке и повышении квалификации, на­пример, уже работающих менеджеров.

При рассмотрении новой ситуации участники анализа предла­гают порой не один, а несколько вариантов ее разрешения, и все

варианты могут иметь право на существование, так как к дости­жению цели можно прийти разными путями. Именно в таком слу­чае можно говорить о наиболее эффективном подходе использо­вания данной технологии. Этот метод можно регулярно использо­вать практически по любой теме обучения, причем как до начала чтения лекции, так и в ее процессе, и в конце, для проверки усвояемости материала, ситуации могут быть применены само­стоятельно и на семинарах и практических занятиях. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподава­теля возможность внести в учебный процесс элементы творче­ства, а от обучаемых требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

Для того чтобы развить конкретные навыки и умения обучае­мых, необходимо многократное повторение данной технологии. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения преподавателя организовывать группо­вую работу — направлять беседу в нужное русло, контролировать время в процессе интерактивного взаимодействия, вовлекать в дискуссию всех участников учебного процесса, организовывать корректную обратную связь от участников занятия, давать свое­временные ссылки на литературу, обобщать полученные резуль­таты и подводить конструктивные итоги.

Достоинством метода кейсов является то, что он дает уникаль­ную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке учебного занятия, а не в реаль­ной жизни, с ее угрозами и риском. Он позволяет учиться, не тревожась о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения. Использование метода кейсов в учебной программе помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, кото­рые группе необходимо решить.

Мои публикации:
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
Дизайн
Естественные науки
Химическая и биотехнологии
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы