Программа курса по выбору "Микробиология". 11 класс.
рабочая программа
Программа помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_po_vyboru_mikrobiologiya._11_kl.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано заместитель директора по УВР _________________С.В. Толпинец | Утверждаю директор МБОУ «Родомановская средняя школа» __________________А.Е.Шишпор |
ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ «Микробиология»
11 класс
Учитель биологии и географии
первой категории:
Филипович Любовь Владимировна
2021-2022 год.
Паспорт программы
Наименование программы | ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «Микробиология» 11 класс |
Основание для разработки программы |
|
Разработчик программы | Учитель первой категории Филипович Л.В. |
Цель программы | Повторение, углубление, систематизация и обобщение знаний по вопросам курса микробиологии, развитие общей биологической грамотности и научного мировоззрения. |
Задачи программы |
|
Исполнители основных мероприятий | Учитель первой категории Филипович Л.В. |
Участники программы | Обучающиеся 11 класса |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | Общий контроль за реализацией программы осуществляет администрация школы. Куратор программы – заместитель директора по УВР Толпинец С.В. |
Время реализации программы | 2019-2024 г.г. |
Вид Курса по выбору | Предметно-ориентированный |
Разработка рабочей программы | 1.Планируемые результаты Курса по выбору: личностные, метапредметные, предметные 2.Содержание курса 3.Тематическое планирование |
Формы работы | - лекция, - семинар, - самостоятельная работа, - практические работы по решению биологических задач - индивидуальная консультация |
Виды деятельности | - групповая и индивидуальная работа, - работа в парах, - работа с тренажерами в сети Интернет, - работа с заданиями открытого банка ФИПИ, - продуктивное чтение, - составление схем, таблиц. |
Ожидаемые результаты реализации программы | - удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; - развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; - развитие навыков самообразования и самопроектирования; - углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; - совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся; -формирование умения осуществлять поиск биологической информации; - формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения у обучающихся |
Пояснительная записка
Данный курс по выбору разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 класса, изучающих биологию на уроках на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Вид курса по выбору: предметно-ориентированный.
Программа помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания обучающихся. Содержание учебного материала программы дополняет учебную программу по биологии, благодаря чему готовит обучающихся к государственной итоговой аттестации, осознанному выбору профессии и вхождению во взрослую жизнь.
Практический опыт преподавания биологии и анализ методических материалов по итоговой аттестации обучающихся в форме ЕГЭ позволил выделить основополагающие темы курса.
Цель:
повторение, углубление, систематизация и обобщение знаний по основным вопросам курса биологии, развитие общей биологической грамотности и научного мировоззрения.
Задачи программы:
- Расширить и углубить знания по основным вопросам школьного курса биологии.
- Совершенствовать умения находить и работать с информацией.
- Развивать умения по составлению опорных схем, обобщающих таблиц и рисунков.
- Совершенствовать навыки решать задания повышенного и высокого уровня сложности.
- Развивать коммуникативную активность обучающихся.
- Содействовать профессиональной ориентации обучающихся
Вид: предметно-ориентированный
Формы работы:
- лекция,
- семинар,
- самостоятельная работа,
- практические работы по решению биологических задач
- индивидуальная консультация
Виды деятельности:
- групповая и индивидуальная работа,
- работа в парах,
- работа с тренажерами в сети Интернет,
- работа с заданиями открытого банка ФИПИ,
- продуктивное чтение,
- составление схем, таблиц.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ «Родомановская средняя школа» ___________Л.В.. Филипович Протокол № 1 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Родомановская средняя школа» ___________ С.В.Толпинец 31.08. 2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Родомановская средняя школа» ________ А.Е. Шишпор Приказ № ___ 31.08.2021 г. |
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Микробиология»
11 класс
Учитель географии и биологии:
Филипович Л.В.
2021 год
Содержание курса.
Введение.
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Раздел 1 Структурная организация и жизнедеятельность микроорганизмов
Тема 1.1 Вирусы
История открытия вирусов. Луи Пастер, Пауль Эрлих, Илья Ильич Мечников. Строение вирусов. Генетический паразитизм. Взаимодействие вируса и клетки. Вироиды и прионы. Бактериофаг. Фитовирусы. Лизогенная конверсия. Трансдукция. Методы диагностики вирусных болезней. Профилактика и лечение вирусных болезней. Иммунитет. Костный мозг, вилочковая железа (тимус), виды иммунитета, механизм иммунитета, фагоциты, интерфероны, нормальная микробиота.
Вирусные болезни: Растений - табачная мозаика, курчавая карликовость и скручивание листьев картофеля, кольцевая и бурая пятнистость яблони, каменистость плодов груши и айвы, некроз плодов черешни и вишни, оспа и полосатая мозаика сливы, морщинистость земляники, желтуха свеклы, огуречная мозаика,
Животных – ящур, бешенство, энцефалит, миксоматоз, птичий грипп,коровья оспа
Человека – желтая лихорадка, грипп, полиомиелит, СПИД, гепатиты А и В, энцефалит, оспа, геморрагическая лихорадка, краснуха, герпес, корь.
Тема 1.2 Бактерии
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии. Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Вакцины и иммунные сыворотки, антимикробные химические препараты, химиотерапия, антибиотики.
Тема 1.3 Грибы
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов(фикомицеты, сумчатые, базидиальные и др.) Особенности плесневых грибов. Морфология и размножение грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды.
Экологические группы грибов: почвенные микробиоты, эндомикориза и экзомикориза, эндофиты, паразиты.
Грибные заболевания:
Растений – ржавчинные, головневые, мучнисторосяные, рак картофеля, кила капусты, плодовая гниль и парша яблони, серая гниль земляники, антракноз смородины.
Животных – парша, стригущий лишай.
Человека – аспергиллез, кандидоз, молочница, трихофития, стригущий лишай, парша, микроспория.
Грибы в биотехнологии – получение продуктов брожения, органических кислот, витаминов, белков, антибиотиков. Грибоводство.
Тема 1.4 Обзор организации микроскопических растений
и животных
Происхождение и значение водорослей. Теория симбиогенеза. Строение, размножение и питание водорослей. Систематические группы водорослей: зелёные, желтозелёные, золотистые, диатомовые, эвгленовые, криптофитовые. Простейшие. Общая характеристика простейших. Систематические группы простейших: саркодовые, жгутиковые, споровики, миксоспоридии, микроспоридии, инфузории.
Раздел 2 Роль микроорганизмов в биотехнологии
Биотехнология, её зарождение и развитие. Традиционная, современная и новейшая биотехнология. Вермикультивирование. Объекты вермикультивирования. Промышленное выращивание дождевых червей для получения биогумуса. Объекты биотехнологии. Использование грибов и бактерий в биотехнологии. Генномодифицированные клетки, питательные среды: простые, обогащённые, сложные. Современные методы биотехнологии: клеточная инженерия, генная инженерия. Методы клеточной инженерии: метод культуры тканей, гибридизации, реконструкции клеток. Клональное микроразмножение, гаплоидные растения, соматическая гибридизация. Культура клеток высших растений. Клонирование позвоночных животных. Клон. Антитела и антигены. Изготовление вакцин биотехнологическими методами. Интерфероны, их значение для организма человека и животных. Трансгенные растения, область их применения. Генномодифицированные растения и продукты питания.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса по выбору.
У учащегося будут сформированы: ценности здорового и безопасного образа жизни (в том числе усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей); основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; умение управлять своей познавательной деятельностью; осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования: чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности; готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД
Учащийся научится: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно ;в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления.
Учащийся получит возможность научиться: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД
Учащийся научится: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
Выпускник научится: объяснять современные методы исследования биологических свойств и явлений; объяснять особенности строения микроорганизмов, закономерности их размножения, питания, роста; понимать сущность и роль микроорганизмов в различных экосистемах; понимать сущность изменчивости и наследственности микроорганизмов, особенности регуляции работы генов; объяснять виды иммунитета, способы вакцинации; применять важнейшие открытия и труды Л. Пастера, Э. Дженнера, С. Н. Виноградского, И. И. Мечникова; анализировать современное состояние и достижения биотехнологии, селекции, медицины, агрономии; доказывать влияние окружающей среды на проявление признаков (фенотипа).
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии. делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения здоровья.
Темы проектов.
1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.
2) Луи Пастер - основатель современной микробиологии и иммунологии.
3) «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников».
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, с учетом рабочей
программы воспитания.
№ п\п | Название разделов и тем. | Кол-во академ. часов | Воспитательный компонент |
1. | Введение. | 1 ч. | |
Структурная организация и жизнедеятельность микроорганизмов. | |||
Вирусы. | 6ч. | ||
2. | История открытия вирусов. Луи Пастер, , Илья Ильич Мечников. Строение вирусов. Генетический паразитизм. | 1 | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией–инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; |
3. | Профилактика и лечение вирусных болезней. | 1 | |
4. | Иммунитет, виды иммунитета, механизм иммунитета, фагоциты, интерфероны, нормальная микробиота. | ||
5. | Вирусные болезни. Растений - табачная мозаика, курчавая карликовость и скручивание листьев картофеля и другие. | 1 | |
6. | Животных – ящур, бешенство, энцефалит, птичий грипп, коровья оспа | 1 | |
7. | Вирусные болезни человека – желтая лихорадка, грипп, полиомиелит, СПИД, гепатиты А и В, энцефалит, оспа, геморрагическая лихорадка, краснуха, герпес, корь. | 1 | |
Бактерии. | 8 ч. | ||
8. | Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. | 1 | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией–инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; |
9. | Способы питания. Распространение и значение бактерий. | 1 | |
10. | Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; | 1 | |
11. | Бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии. | 1 | |
12. | Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; | 1 | |
13. | Отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. | 1 | |
14. | Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. | 1 | |
15. | Вакцины и иммунные сыворотки, антимикробные химические препараты, химиотерапия, антибиотики. | 1 | |
Грибы. | 7ч. | ||
16. | Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Особенности плесневых грибов. | 1 | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
17. | Морфология и размножение грибов. Значение плесневых грибов. | 1 | |
18. | Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека. | 1 | |
19. | Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. | 1 | |
20. | Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды. | 1 | |
21. | Грибные заболевания. Растений – ржавчинные, головневые, мучнисторосяные, рак картофеля, кила капусты, плодовая гниль и парша яблони, серая гниль земляники, антракноз смородины. | 1 | |
22. | Животных – стригущий лишай. Человека – аспергиллез, кандидоз, молочница, трихофития, стригущий лишай, парша, микроспория. | 1 | |
Обзор организации микроскопических растений и животных. | 2 ч. | ||
23. | Происхождение и значение водорослей. Систематические группы водорослей: зелёные, желтозелёные, золотистые, диатомовые, эвгленовые, криптофитовые. | 1 | |
24. | Общая характеристика простейших. Систематические группы простейших: саркодовые, жгутиковые, споровики, инфузории. | 1 | |
Роль микроорганизмов в биотехнологии. | 10 ч. | ||
25. | Биотехнология, её зарождение и развитие. | 1 | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
26. | Традиционная, современная и новейшая биотехнология. | 1 | |
27. | Промышленное выращивание дождевых червей для получения биогумуса. | 1 | |
28. | Использование грибов и бактерий в биотехнологии. | 1 | |
29. | Генномодифицированные клетки, питательные среды: простые, обогащённые, сложные. Современные методы биотехнологии: клеточная инженерия, генная инженерия. | 1 | |
30. | Методы клеточной инженерии: метод культуры тканей, гибридизации, реконструкции клеток. | 1 | |
31. | Изготовление вакцин биотехнологическими методами. | 1 | |
32 | Интерфероны, их значение для организма человека и животных. Трансгенные растения, область их применения. | 1 | |
33. | Генномодифицированные растения и продукты питания. | 1 | |
34. | Генномодифицированные растения и продукты питания. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
Предлагаю вариант рабочей программы курса "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...
Программа элективных курсов для 11 класса
Решение нестандартных задач...
Рабочая программа по курсу биологии 5 класс В.А.Самковой
Рабочая программа включает в себя все параметры подготовки учащихся согласно ФГОС...
Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида
Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. ...
Рабочая программа по курсу " Истоки" ( 3 класс).
Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира реб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....