Рабочая программа по курсу биологии 5 класс В.А.Самковой
рабочая программа по теме
Рабочая программа включает в себя все параметры подготовки учащихся согласно ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебнику В.А.Самковой Биология 5 класс | 71.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями).
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897(с дополнениями).
- Фундаментальным ядром содержания общего образования и Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
- Примерной программой по биологии.
- Требованиями к результатам освоения основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Белоберезковская СОШ №1 Трубчевского района Брянской области, утвержденной 28.08.2015 г. приказом № ___.
- Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС ООО в МБОУ Белоберезковская СОШ №1 Трубчевского района Брянской области, утвержденным 28.08.2015 г. приказом № ____.
- Примерной рабочей программы по учебному предмету/В.И.Лапшина, Д.И.Рокотова, В.А.Самкова,/ Биология 5-9 класс: учебно-методическое пособие –М.: Академкнига, 2015
- Учебника Биология. 5кл.: учебник /Самкова В.А., Рокотова Д.И. -2-е изд., стереотип - М.: Академкнига/Учебник, 2015.- 176с.: ил.
- Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие. М.:Академкнига/Учебник, 2015
Общие цели образования
Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Тем самым именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах — организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Биологические проблемы оптимальны также для знакомства с идеями развития — начиная с формирования индивидуальных организмов и кончая развитием жизни на Земле в целом. Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в школе:
- формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
- овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
- овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
- воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
- овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о еёмногообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) общеобразовательного учебного учреждения для ступени основного общего образования. Согласно плану на курс биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
В 5 классе происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической культуры, представленные в курсе5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны. Для вовлечения учащихся в разнообразную учебную деятельность и для активного получения знаний в программу включены лабораторные работы и практические, демонстрации опытов, проведение наблюдений и экспериментов. Это дает возможность повысить мотивацию к изучению предмета, сформировать интерес и обучить приемам самостоятельной творческой деятельности, направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, способствовать развитию любознательности. Работы, отмеченные знаком*, рекомендуются для обязательного выполнения. В случае отсутствия в образовательном учреждении необходимого материального обеспечения, работы могут быть проведены с использованием наглядных пособий, муляжей, фото- и видеоматериалов, цифровых образовательных ресурсов. В программе представлены темы для организации и выполнения исследовательских и проектных работ.
Результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования в 5 классе являются:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки;
- готовность к исследованию природы, осуществлению природоохранной деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования в 5 классе являются:
- соотнесение собственных действий с планируемым результатом, осуществление контроля и коррекции своей деятельности;
- самоконтроль;
- планирование путей достижения целей, осознанный выбор наиболее эффективного способа решения учебных и познавательных задач;
- контроль деятельности в процессе достижения результата, коррекция деятельности;
- определение понятий, классификация, выбор оснований и критериев для классификации, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений и умозаключений, конструирование выводов;
- смысловое чтение;
- формулирование и аргументирование своего мнения;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации, владение монологической речью;
- использование ИКТ;
- оценка правильности выполнения учебной задачи;
- развитие мотивов познавательной деятельности;
- построение логического рассуждения, умозаключения;
- формулирование, аргументация и отстаивание собственного мнения;
- создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач;
- развитие мотивов и интересов собственной познавательной деятельности;
- самостоятельное планирование путей достижения целей, в том числе альтернативных; осознанный выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- применение принципов экологического мышления на практике.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования в 5 классе являются:
Учащиеся должны знать:
- основные методы биологических исследований; основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы; значение микроскопа для биологических исследований;
- что означает понятие «система»; взаимосвязь явлений в биологических системах с изменениями, происходящими в окружающей среде; какие явления называются биологическими;
- уровни организации жизни; от чего зависит устойчивость биосферы;
- структуру экосистем и популяций; что такое вид; в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
- основные возрастные периоды в жизни человека; наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете; современные взгляды на происхождение человека; место человека в системе живой природы; сходство и различия человека и человекообразных обезьян;
- что такое биологическое разнообразие; почему необходимо сохранять биоразнообразие; какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;
- главные причины исчезновения видов; основные положения азбуки экологической культуры; почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры природных и искусственных систем; описывать особенности биологических систем; приводить примеры биологических систем; доказывать единство организма и окружающей среды;
- описывать принципиальное строение клетки; характеризовать клетки и ткани, образующие человека; объяснять уникальные особенности вирусов;
- объяснять значение биологических знаний; объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
- приводить примеры связи биологии с другими науками; описывать условия, которые необходимо соблюдать при проведении экспериментов; объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
- находить в строении своего тела особенности, характерные для представителей отряда приматов; приводить примеры биологических ритмов; объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
- различать биологические и социальные, материальные и духовные потребности; приводить примеры, подтверждающие приспосабливаемость организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.
Содержание учебного предмета:
Введение (1ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живаяпланета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (7 ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология - дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов.
Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.*
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа вгруппах).
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200–300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живуюприроду.
Резервное время — 5 ч.
Резервное время (5 часов) распределено на проведение 4 контрольных работ после каждой темы, защиту проектов (1 час) и итоговую контрольную работу (1час).
Темы проектных и исследовательских
работ для 5 класса
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
4. Составление паспорта дерева.
5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).
6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.
Тематическое планирование
Биология 5 класс
Содержание | Характеристика видов деятельности учащихся | |
Введение 1 час | ||
Самое удивительное на плане- те — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения | Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «Жизнь на Земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов | |
Тема 1. Человек изучает живую природу (7 ч) | ||
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде. Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации. Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка | Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Определяют основные методы биологических исследований. Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Предлагают эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Определяют значение микроскопа для биологических исследований. Дифференцируют иллюстрации учебника. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме | |
Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» (13 ч) | ||
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах. ≪Лестница жизни≫. Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера. Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ. Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете. Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции. Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека. Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д. И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. Описывают особенности биологических систем. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. Характеризуют структуру популяции. Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Назы-вают основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Описывают строение клетки. Называют ткани, образующие тело человека. Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани. Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным Иллюстративным материалом. | |
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч) | ||
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. Космическая гипотеза. Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны и человек: сходство и различия. Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст Земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находят и рассматривают под микроскопом известняк. Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам. Знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения. Определяют место человека в системе живой природы. Называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами. Приводят примеры ритмов в природе. Называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. | |
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле(4ч) | ||
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия. Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и инфор- мацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов. Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия. Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. Называют потребности, присущие только человеку. Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом | |
Резервное время — 5 ч |
Учебно-тематический план
Введение - 1 час
Тема 1. Человек изучает живую природу - 8 часов
Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» - 14 часов
Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 6 часов
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле – 4 часа
Защита проектов – 1 час
Итоговая контрольная работа – 1 час
Всего – 35 часов.
Календарно – тематическое планирование
Биология 5 класс
№ п/п | Название раздела, темы урока, контрольных, практических, лабораторных работ | Дата план | Дата факт | Примечание |
Введение. (1 ч) | ||||
1. | Величайшее чудо на планете. | |||
Тема 1. Человек изучает живую природу. (8 ч) | ||||
2. | В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы. | |||
3 | Биология – наука для всех. | |||
4. | Какие научные методы используют биологи? Практическая работа: «Измеряем рост». | |||
5. | Наблюдение и эксперимент в биологии. | |||
6. | С какой целью в биологии используется моделирование? Тестирование. | |||
7. | Какое оборудование необходимо биологу? Практическая работа: «Знакомство с оборудованием для научных исследований». | |||
8. | Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. | |||
9. | Контрольная работа №1 по теме: «Человек изучает живую природу» | |||
Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» (14 ч) | ||||
10. | «Невозмутимый строй во всём», или Что такое система? | |||
11. | Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | |||
12. | Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. | |||
13. | Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты. Тестирование. | |||
14. | Экосистемы – живая мозаика планеты. | |||
15. | Вид – единица живого мира. | |||
16. | Популяция – это «население». Практическая работа: «Наблюдаем за птицами». | |||
17. | Организм, особь, индивид. Тестирование. | |||
18. | «Нити жизни»: организм в окружающей среде. | |||
19. | Как растут и развиваются организмы? | |||
20. | Путешествие в мир клетки. Тестирование. | |||
21. | Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Практическая работа: «Изучаем кожу» | |||
22. | На границе живого и неживого: вирусы. | |||
23. | Контрольная работа №2 по теме: «По степеням «лестницы жизни». | |||
Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое. (6 ч) | ||||
24. | По страницам истории жизни. Практическая работа: «Изучение мела». | |||
25. | Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли. | |||
26. | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. | |||
27. | Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Тестирование. | |||
28. | Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. | |||
29. | Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь на Земле – явление космическое». | |||
Тема 4: Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч) | ||||
30. | Что такое «биологическое разнообразие»? | |||
31. | Какая среда необходима человеку? | |||
32. | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Практическая работа: «Паспорт моего дерева». | |||
33. | Кто отвечает за Землю? | |||
34. | Защита проектов. | |||
35. | Итоговая контрольная работа. |
Формы промежуточного контроля
Тестирование, практические работы, контрольные работы, защита проектов
Формы итогового контроля
Итоговая контрольная работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник, 2015
2.Самкова В.А. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Ака-
демкнига/Учебник, 2015.
3.Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015
4.Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. М.: Академкнига/Учебник, 2015
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Стандарт основного общего образования по биологии.
2.Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
3.Примерная программа основного общего образования по биологии.
4.Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.
5. Авторские программы по разделам биологии.
6. Общая методика преподавания биологии.
7.Книги для чтения по всем разделам курса биологии.
8. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
9.Учебники по всем разделам.
10.Поурочные методические рекомендации
11.Справочные материалы: словарь естественно-научных терминов, справочник по биологии, атлас-определитель растений и животных
12.Дидактические материалы к урокам, контрольные измерительные материалы по биологии.
Печатные пособия
1.Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
2.Таблицы по основным темам курса биологии.
3.Комплект таблиц по биологии 6-11 кл.
4.Комплект таблиц "Вещества растений. Клеточное строение"
5.Таблица "Генетический код/Действие факторов среды на живые организмы" 6.Таблица "Гипотезы о возникновении Солнечной системы/Науке о природе"
7.Таблица "Главные направления эволюции/Строение и функции липидов "
8.Таблица "Деление клетки"
9.Таблица "Метаболизм/Вирусы".
10.Таблица "Многообразие живых организмов"
11.Комплект таблиц "Растения живой организм"
12.Таблица "Редкие и исчезающие виды животных"
13.Таблица "Редкие и исчезающие виды растений/Среда обитания"
14.Таблица "Синтез белка/Типы питания"
15.Комплект таблиц "Строение тела человека"
16.Таблица "Строение клетки"
17.Таблица "Строение экосистемы/Биологические взаимодействия"
18.Таблица "Строение и уровни организации белка/Фотосинтез
19.Таблица "Строение и функции белков/Типы размножения организмов"
20.Таблица "Цепи питания/Сукцессия - саморазвитие природного общества"
Информационно-коммуникационные средства.
Справочные информационные ресурсы по биологии:
1.Открытая биология, версия 2.6
2.Электронный атлас для школьника: Анатомия 8-9 класс, Ботаника 6-7 класс, Зоология 7-8 класс
3.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс, 10-11 класс
4.Природа России
5.Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
6.Зоология беспозвоночных
7.Электронные уроки и тесты по биологии:
- Наследование признаков
- Природа в состоянии динамического равновесия
- Организация жизни
- Генетическая изменчивость и эволюция
- Растительный мир
- Влияние человека на природу
- Функции и среда обитания животных организмов
- Жизнедеятельность животных
8.Коллекция документальных фильмов ВВС:
- Тело человека
- Прогулки с пещерным человеком
- Выпуск №9
9.Интерактивный фильм «Биология человека»
10.Готовимся к ЕГЭ, версия 2.0
11.1С: Репетитор. Биология
12.Экологическое образование в школе
13.Элективные курсы (биология, химия, география, экология)
14.Мультимедийное сопровождение уроков 5-11 класс)
Технические средства обучения (ТСО)
1.Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет). 2.Мультимедийный проектор.
3.Проекционный экран
4.Телевизор
5.Видеоплеер
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Комплекты лабораторного оборудования (стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы)
2.Весы учебные с разновесами
3.Микроскопы
4.Лупы
5.Микролаборатории
Натуральные объекты. Гербарии.
1.Комплект гербариев разных групп растений.
2.Комнатные растения
Микропрепараты
1.Набор по анатомии и физиологии
2.Набор по ботанике
3.Набор по зоологии
4.Набор по общей биологии
Влажные препараты
1.Комплект влажных препаратов "Позвоночные животные"
Коллекции
1.Вредители сельскохозяйственных культур
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)
1.Комплект карточек "Генетика человека"
2.Комплект карточек "Типы соединения костей"
3.Комплект карточек "Круговорот биогенных элементов"
4.Комплект карточек "Деление клетки. Митоз и мейоз"
5.Комплект карточек "Основные генетические законы"
6.Комплект карточек "Размножение растений и животных"
7.Комплект карточек "Строение клеток растений и животных"
8.Комплект карточек "Циклы развития паразитических червей"
9.Комплект карточек "Эволюция растений и животных"
Муляжи
1.Плодовые тела шляпочных грибов
2. Позвоночные животные (набор)
Модели объёмные
1.Скелет человека разборный
2.Набор моделей цветков различных семейств
3.Набор палеонтологических находок "Происхождение человека"
4.Торс человека (разборная модель)
5.Набор моделей "Ископаемые животные"
6.Комплект скелетов позвоночных животных
7.Кости черепа человека, смонтированные на одной подставке
8.Набор моделей по строению органов человека
9.Дезоксирибонуклеиновая кислота
Модели рельефные
1.Набор моделей по анатомии растений
2.Набор моделей по строению органов человека
3.Набор моделей по строению позвоночных животных
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Система оценка знаний учащихся по биологии
Отметка «5»: полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка «4»: раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чёткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»: основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся по биологии
Отметка «5»: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по
закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»: правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»: правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании
выводов.
Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс"
Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс .1. Законы об образовании2. Цели обучения данного курса3. Критерии оценивания письменных работ4. Содержание курса (знать/уметь)5....
Рабочая программа по курсу "Физическая культура" 1-4 классы по Лях
Рабочая прграмма разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.И. Ляха Физическая культура. Ра...
Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5—9 классы)
Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5—9 классы)...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному (познавательному) направлению «Занимательная биология» для обучающихся 7 – 9 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная биология» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам осво...
Рабочая программа элективного курса "Биология и экология в цифровой лаборатории"
Планируемая деятельность курса направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Биология и экология в циф...