Воспитание студента при обучении в системе СПО
статья

Суюнова Венера Абдувелиевна

Выделены основныенаправления процесса воспитания студентов в СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitanie_studenta_pri_obuchenii_v_sisteme_spo.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»  

в пгт Советский

 

Воспитание студента при обучении в системе СПО

                                                                         Подготовила  

                                                               преподаватель физики

                                                                          Суюнова В.А.

пгт Советский, 2023 г.

Воспитание студента при обучении в системе СПО

 

 

Личность человека формируется и развивается в процессе становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера.

Воспитание и есть процесс целенаправленного формирования личности, оно имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также профессиональное становление студентов колледжа.

Воспитательная работа со студентами колледжа является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов. Из стен колледжа должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его нельзя назвать образованным.

Главной целью воспитательной работы, осуществляемой в колледже, является подготовка квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных рабочих, способных к дальнейшему развитию и совершенствованию, в т. ч. к профессиональному росту; являющихся полноценными членами общества, активными и законопослушными гражданами своей страны; а также оказание помощи обучающимся в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении и самореализации.

Исходя из поставленной цели, перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

1. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

4. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.

5. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи.

6. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.

Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего общества в целом.

Отсюда вытекает и необходимость системной постановки воспитательного процесса в колледже. Нельзя изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и гуманистическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента.

И, таким образом, образование в профессиональном учреждении не должно сводиться исключительно к передаче знаний.

В основу воспитательной системы колледжа положены базовые направления традиционной отечественной системы воспитания. Это гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; физическое развитие и культура здоровья; формирование активной жизненной позиции обучающихся; трудовое и экологическое воспитание, содействие профессиональному самоопределению; профилактика асоциального и девиантного поведения, правонарушений, противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма, воспитание правовой культуры.

По каждому из этих направлений проводится целый ряд как традиционных, так и вновь разрабатываемых мероприятий, в которые вовлекаются все обучающиеся.

Гражданско-патриотическое воспитание в колледже является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Важнейшим инструментом воспитания гражданственности и патриотизма остается воспитание историей.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование чувства достоинства, чести и честности, уважения к людям. На развитие ответственности, принципов коллективизма и солидарности, милосердия и сострадания, заботе о детях и взрослых. Большая работа проводится педагогическим коллективом по формированию позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Физическое развитие и воспитание культуры здоровья в колледже направлены на формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни и мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом. Для этого созданы условия в колледже для занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления обучающихся.

Трудовое и экологическое воспитание направлено на воспитание у обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам.  Содействие профессиональному самоопределению помогает обучающимся приобщиться к социально-значимой деятельности для закрепления профессионального выбора, привитие любви и гордости за свою профессию.

Основным направлением работы, способствующим отвлечению студентов от негативного поведения, является организация досуга студента, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение его к участию в научной, спортивной жизни, в художественной самодеятельности. Особое внимание уделяется первичной профилактике, в рамках которой проводятся тренинги, беседы, лекции (в том числе, с привлечением сотрудников правоохранительных органов), видео лектории, различные акции, станционные игры и другие формы работы, направленные на весь контингент обучающихся.

Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время профессиональной подготовки специалистов, так и во внеучебное время. Участие студентов во внеучебной деятельности в колледже создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту. В условиях СПО проводятся внеаудиторные мероприятия: викторины, олимпиады, конкурсы, выставки, тематические вечера и другие мероприятия по специальным дисциплинам.

В результате осуществления воспитательной работы в колледже получен рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов:

- более уверенное использование воспитательного потенциала города обучающимися и выпускниками колледжа в качестве ресурса собственного развития и самореализации;

- расширение спектра образовательных услуг, гарантия педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием обучающихся, которые будут отмечены родителями;

- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи, обучающейся в колледже;

- развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия колледжа с работодателями, общественными организациями города, различными социальными институтами;

- рост социальной зрелости и общей культуры выпускников колледжа;

- мероприятия, которые проводились по указанным направлениям, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы со студентами для формирования базовых общечеловеческих ценностей.

Итак, одним из основных принципов современного процесса обучения является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО должен владеть знаниями и умениями организации воспитательного воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной работе.

Процесс воспитания должен постоянно творчески развиваться и обогащаться. Для этого необходимо постоянно изучать, обобщать положительный опыт воспитательной работы со студентами и распространять его среди классных руководителей, мастеров производственного обучения, кураторов и других учебных заведений.

Список литературы:

1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения понятия

«воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»// Инновационная наука. –2016.–No1-2(13). –С. 150-151.

2.Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. –

С. 49-54.

3.Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –2015.–No1(1). –С. 41-44.

4.Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2010.–No1. –С. 194-202.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»

Обобщен опыт работы со студентами на уроках и во внеурочной деятельности по теме  Военно-патриотическое воспитаниемолодежи....

ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...

Система патриотического воспитания студентов СПО.

Сущностные характеристики системы патриотического воспитания студентов в образовательной организации СПО....

ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» УЛЬЯНОВСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Пленэрная практика как дисциплина является важной составляющей учебного процесса в Ульяновском колледже культуры и искусства, логическим продолжением обучения и закрепления знаний по композиции, живоп...

Выступления на методическом семинаре: "Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов".

Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов.В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективн...

Статья. Воспитание студента при обучении в системе СПО

В статье раскрыта сущность понятия «воспитания» применительно к учреждениям среднего профессионального образования. Выделены основные направления процесса воспитания студента в колледже.Кл...

Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема

Воспитание при обучении в системе СПОкак психолого-педагогическая проблемаПроблема воспитания в тесном сочетании с обучением студентов системы среднего профессионального образования (СПО) в последнее ...