Статья. Воспитание студента при обучении в системе СПО
статья
В статье раскрыта сущность понятия «воспитания» применительно к учреждениям среднего профессионального образования. Выделены основные направления процесса воспитания студента в колледже.
Ключевые слова: воспитание; студент; педагог; среднее профессиональное образование (СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
botalova._vospitanie_studenta_pri_obuchenii_v_sisteme_spo.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание студента при обучении в системе СПО
Боталова Яна Викторовна,
СПБ ГБПОУ «Колледж судостроения
и прикладных технологий»
Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «воспитания» применительно к учреждениям среднего профессионального образования. Выделены основные направления процесса воспитания студента в колледже.
Ключевые слова: воспитание; студент; педагог; среднее профессиональное образование (СПО).
Education of a student during training in the SPO system
Botalova Yana Viktorovna,
Saint Petersburg State University of Shipbuilding
and Applied Technologies»
Annotation. The article reveals the essence of the concept of «education» in relation to institutions of secondary vocational education. The main directions of the process of educating a student in college are highlighted.
Keywords: education; student; teacher; secondary vocational education (SPO).
Личность человека формируется и развивается в процессе становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера.
Воспитание и есть процесс целенаправленного формирования личности, оно имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также профессиональное становление студентов колледжа.
Воспитательная работа со студентами колледжа является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов. Из стен колледжа должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его нельзя назвать образованным.
Главной целью воспитательной работы, осуществляемой в колледже, является подготовка квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных рабочих, способных к дальнейшему развитию и совершенствованию, в т. ч. к профессиональному росту; являющихся полноценными членами общества, активными и законопослушными гражданами своей страны; а также оказание помощи обучающимся в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении и самореализации.
Исходя из поставленной цели, перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
1. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
3. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.
4. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.
5. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи.
6. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.
Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего общества в целом.
Отсюда вытекает и необходимость системной постановки воспитательного процесса в колледже. Нельзя изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и гуманистическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента.
И, таким образом, образование в профессиональном учреждении не должно сводиться исключительно к передаче знаний.
В основу воспитательной системы колледжа положены базовые направления традиционной отечественной системы воспитания. Это гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; физическое развитие и культура здоровья; формирование активной жизненной позиции обучающихся; трудовое и экологическое воспитание, содействие профессиональному самоопределению; профилактика асоциального и девиантного поведения, правонарушений, противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма, воспитание правовой культуры.
По каждому из этих направлений проводится целый ряд как традиционных, так и вновь разрабатываемых мероприятий, в которые вовлекаются все обучающиеся.
Гражданско-патриотическое воспитание в колледже является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Важнейшим инструментом воспитания гражданственности и патриотизма остается воспитание историей.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование чувства достоинства, чести и честности, уважения к людям. На развитие ответственности, принципов коллективизма и солидарности, милосердия и сострадания, заботе о детях и взрослых. Большая работа проводится педагогическим коллективом по формированию позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Физическое развитие и воспитание культуры здоровья в колледже направлены на формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни и мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом. Для этого созданы условия в колледже для занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления обучающихся.
Трудовое и экологическое воспитание направлено на воспитание у обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам. Содействие профессиональному самоопределению помогает обучающимся приобщиться к социально-значимой деятельности для закрепления профессионального выбора, привитие любви и гордости за свою профессию.
Основным направлением работы, способствующим отвлечению студентов от негативного поведения, является организация досуга студента, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение его к участию в научной, спортивной жизни, в художественной самодеятельности. Особое внимание уделяется первичной профилактике, в рамках которой проводятся тренинги, беседы, лекции (в том числе, с привлечением сотрудников правоохранительных органов), видео лектории, различные акции, станционные игры и другие формы работы, направленные на весь контингент обучающихся.
Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время профессиональной подготовки специалистов, так и во внеучебное время. Участие студентов во внеучебной деятельности в колледже создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту. В условиях СПО проводятся внеаудиторные мероприятия: викторины, олимпиады, конкурсы, выставки, тематические вечера и другие мероприятия по специальным дисциплинам.
В результате осуществления воспитательной работы в колледже получен рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов:
- более уверенное использование воспитательного потенциала города обучающимися и выпускниками колледжа в качестве ресурса собственного развития и самореализации;
- расширение спектра образовательных услуг, гарантия педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием обучающихся, которые будут отмечены родителями;
- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи, обучающейся в колледже;
- развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия колледжа с работодателями, общественными организациями города, различными социальными институтами;
- рост социальной зрелости и общей культуры выпускников колледжа;
- мероприятия, которые проводились по указанным направлениям, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы со студентами для формирования базовых общечеловеческих ценностей.
Итак, одним из основных принципов современного процесса обучения является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО должен владеть знаниями и умениями организации воспитательного воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной работе.
Процесс воспитания должен постоянно творчески развиваться и обогащаться. Для этого необходимо постоянно изучать, обобщать положительный опыт воспитательной работы со студентами и распространять его среди классных руководителей, мастеров производственного обучения, кураторов и других учебных заведений.
Список литературы:
1.Бондаренко А.Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения понятия
«воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы»// Инновационная наука. –2016.–No1-2(13). –С. 150-151.
2.Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. –
С. 49-54.
3.Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –2015.–No1(1). –С. 41-44.
4.Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение»// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2010.–No1. –С. 194-202.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
статья Технологии духовно-нравственного воспитания студентов
Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов Из опыта работы преподавателя колледжа - на примере Центра развития ребенка...
Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»
Обобщен опыт работы со студентами на уроках и во внеурочной деятельности по теме Военно-патриотическое воспитаниемолодежи....
ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»
Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...
ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» УЛЬЯНОВСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Пленэрная практика как дисциплина является важной составляющей учебного процесса в Ульяновском колледже культуры и искусства, логическим продолжением обучения и закрепления знаний по композиции, живоп...
Выступления на методическом семинаре: "Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов".
Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов.В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективн...
Воспитание студента при обучении в системе СПО
Выделены основныенаправления процесса воспитания студентов в СПО...