Выступления на методическом семинаре: "Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов".
материал

Кретова Римма Валентиновна

Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов.

В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективно реализовать себя в работе, необходимо быть высококвалифицированным и конкурентноспособным специалистом в определённой области деятельности. Поэтому очень важно, чтобы человек мог получить качественное профессиональное образование. 
Основная цель СПО – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. 
Профессиональное образование в колледже состоит из теоретического обучения, производственного обучения в мастерских и производственной практики в условиях производства. Производственное обучение в учебных мастерских является начальным этапом профессиональной подготовки рабочих. На этом этапе обучения учащиеся адаптируются к профессиональной деятельности, постепенно осваивая темп, ритм, условия, требования соответствующего производства. Как ни велико значение учебных мастерских для овладения профессией, подготовка квалифицированного рабочего завершается в производственных условиях – на предприятии. 
В процессе обучения на производстве учащиеся имеют возможность изучить новую технику, современные технологические процессы, приобретают практический опыт работы с оборудованием, производственный опыт и соответствующую квалификацию. Обучение учащихся на предприятии – решающий период в подготовке квалифицированных рабочих. Роль мастера производственного обучения в организации обучения студентов на предприятии чрезвычайно важна. Мастер осуществляет методическое руководство и систематический оперативный контроль за обучением и воспитанием студентов на предприятии, знакомит их с порядком выдачи заданий, приема и учета выполненных работ. Ребята осваиваются в производственной обстановке, привыкают к ритму работы, учатся трудиться в рабочем коллективе. У студентов формируется сознательное отношение к процессу усвоения умений и навыков, ответственное отношение к трудовому коллективу и режиму работы предприятия, творческих подход к выполнению производственных заданий. По мере накопления производственного опыта, учащиеся более полно используют свои знания для совершенствования технологических процессов, выполнения отдельных работ, повышения производительности труда, более рационально планируют и организовывают свой труд. Период обучения на производстве имеет большое значение для формирования морального облика будущего квалифицированного рабочего. Здесь студенты знакомятся с производственной обстановкой, современным оборудованием, новой технологической оснасткой, с современным технологическим процессом. У студентов воспитывается сознание общественного долга, уважение к славным традициям коллектива, любовь к выбранной профессии и удовлетворение результатами труда, уверенность в своих силах. 
Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов. Ему доверено обучение и воспитание молодого рабочего. Он является непосредственным руководителем производственного обучения студентов и несет ответственность за качество их профессиональной подготовки. 
Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь. 
Мастер производственного обучения на всем протяжении обучения студентов является для них учителем и воспитателем. 
Авторитет мастера, прежде всего, определяется его собственной профессиональной и педагогической квалификацией, знаниями, опытом, педагогическим тактом, любовью к молодежи. 
       Мастер ПО имеет право: 
1) участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического развития учебного заведения; 
2) свободно обсуждать на советах и во всех формах методической работы (собраниях, совещаниях и конференциях) вопросы обучения и воспитания студентов. Высказывать свое мнение, критиковать недостатки, вносить предложения по улучшению качества подготовки рабочих; 
3) совместно с классным руководителем определять меры поощрения студентов, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка; 
4) участвовать в работе аттестационной комиссии при аттестации инженерно-педагогических работников в качестве представителя совета учебного заведения, совета мастеров. 
Обязанности мастера ПО: 
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, за выполнение соответствующих работ и производство товарной продукции. 
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материалов, электроэнергетических ресурсов. Обеспечивать высокое качество изготовления студентами продукции, выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции. 
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Активно участвовать в методической работе, проводимой в учебном заведении. 
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов. 
5. Совместно с классным руководителем участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями. 
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. 
3. Требования к мастеру ПО как педагогу и воспитателю молодежи 
Мастер ПО в своей практической работе, в особенности на занятиях, формирует у студентов нравственные привычки, воспитывает у них интерес к изучаемой специальности. Искусство мастера заключается в том, чтобы каждая учено – производственная работа, выполняемая студентом, вызывала у них личную гордость за выполненную работу, собственное достоинство. 
Профессия мастера ПО не допускает ремесленничества, требует постоянного творчества, новизны, знания жизни и является искусством, где необходимы большие знания, высокая культура, педагогическое и профессиональное мастерство. 
           Мастер, как педагог, должен владеть методикой обучения и воспитания, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказывать и показывать свое мастерство. 
Педагогическое мастерство проявляется в умении проявить любовь студентов к изучаемой профессии: в процессе ПО активизировать способность студентов, наблюдательность, память, любознательность, воображение, мышление, находчивость, сообразительность, изобретательность; развивать и укреплять у студентов уверенность в своих силах, веру в свои силы, творческий подход к работе, добросовестное отношение к учебе, соблюдение дисциплины, чувство коллективизма, дружбы, товарищества и взаимопомощи. 
Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; владеть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт. 
          Мастер должен любить студентов, заботится о каждом из них; сочетать чуткость и тактичность с твердостью в своих требованиях. Быть справедливым, честным, следить за тем, чтобы слова не расходились с делом и обещаниями. 
Мастер должен уметь, прежде всего, побуждать, а не принуждать студентов к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать студентов, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОАПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж»

ДОКЛАД

на тему:

«Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов»

Подготовила: мастер п/о Кретова Р.В.

                                                                                         

Липецк-2017г.

Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов.

В современном, развивающимся бешеными темпами, мире каждый человек старается во всём преуспеть. Чтобы эффективно реализовать себя в работе, необходимо быть высококвалифицированным и конкурентноспособным специалистом в определённой области деятельности. Поэтому очень важно, чтобы человек мог получить качественное профессиональное образование. 
Основная цель СПО – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. 
Профессиональное образование в колледже состоит из теоретического обучения, производственного обучения в мастерских и производственной практики в условиях производства. Производственное обучение в учебных мастерских является начальным этапом профессиональной подготовки рабочих. На этом этапе обучения учащиеся адаптируются к профессиональной деятельности, постепенно осваивая темп, ритм, условия, требования соответствующего производства. Как ни велико значение учебных мастерских для овладения профессией, подготовка квалифицированного рабочего завершается в производственных условиях – на предприятии. 
В процессе обучения на производстве учащиеся имеют возможность изучить новую технику, современные технологические процессы, приобретают практический опыт работы с оборудованием, производственный опыт и соответствующую квалификацию. Обучение учащихся на предприятии – решающий период в подготовке квалифицированных рабочих. Роль мастера производственного обучения в организации обучения студентов на предприятии чрезвычайно важна. Мастер осуществляет методическое руководство и систематический оперативный контроль за обучением и воспитанием студентов на предприятии, знакомит их с порядком выдачи заданий, приема и учета выполненных работ. Ребята осваиваются в производственной обстановке, привыкают к ритму работы, учатся трудиться в рабочем коллективе. У студентов формируется сознательное отношение к процессу усвоения умений и навыков, ответственное отношение к трудовому коллективу и режиму работы предприятия, творческих подход к выполнению производственных заданий. По мере накопления производственного опыта, учащиеся более полно используют свои знания для совершенствования технологических процессов, выполнения отдельных работ, повышения производительности труда, более рационально планируют и организовывают свой труд. Период обучения на производстве имеет большое значение для формирования морального облика будущего квалифицированного рабочего. Здесь студенты знакомятся с производственной обстановкой, современным оборудованием, новой технологической оснасткой, с современным технологическим процессом. У студентов воспитывается сознание общественного долга, уважение к славным традициям коллектива, любовь к выбранной профессии и удовлетворение результатами труда, уверенность в своих силах. 
Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов. Ему доверено обучение и воспитание молодого рабочего. Он является непосредственным руководителем производственного обучения студентов и несет ответственность за качество их профессиональной подготовки. 
Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь. 
Мастер производственного обучения на всем протяжении обучения студентов является для них учителем и воспитателем. 
Авторитет мастера, прежде всего, определяется его собственной профессиональной и педагогической квалификацией, знаниями, опытом, педагогическим тактом, любовью к молодежи. 
      Мастер ПО имеет право: 
1) участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического развития учебного заведения; 
2) свободно обсуждать на советах и во всех формах методической работы (собраниях, совещаниях и конференциях) вопросы обучения и воспитания студентов. Высказывать свое мнение, критиковать недостатки, вносить предложения по улучшению качества подготовки рабочих; 
3) совместно с классным руководителем определять меры поощрения студентов, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка; 
4) участвовать в работе аттестационной комиссии при аттестации инженерно-педагогических работников в качестве представителя совета учебного заведения, совета мастеров. 
Обязанности мастера ПО: 
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, за выполнение соответствующих работ и производство товарной продукции. 
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материалов, электроэнергетических ресурсов. Обеспечивать высокое качество изготовления студентами продукции, выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции. 
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Активно участвовать в методической работе, проводимой в учебном заведении. 
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов. 
5. Совместно с классным руководителем участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями. 
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. 
3. Требования к мастеру ПО как педагогу и воспитателю молодежи 
Мастер ПО в своей практической работе, в особенности на занятиях, формирует у студентов нравственные привычки, воспитывает у них интерес к изучаемой специальности. Искусство мастера заключается в том, чтобы каждая учено – производственная работа, выполняемая студентом, вызывала у них личную гордость за выполненную работу, собственное достоинство. 
Профессия мастера ПО не допускает ремесленничества, требует постоянного творчества, новизны, знания жизни и является искусством, где необходимы большие знания, высокая культура, педагогическое и профессиональное мастерство. 
          Мастер, как педагог, должен владеть методикой обучения и воспитания, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказывать и показывать свое мастерство. 
Педагогическое мастерство проявляется в умении проявить любовь студентов к изучаемой профессии: в процессе ПО активизировать способность студентов, наблюдательность, память, любознательность, воображение, мышление, находчивость, сообразительность, изобретательность; развивать и укреплять у студентов уверенность в своих силах, веру в свои силы, творческий подход к работе, добросовестное отношение к учебе, соблюдение дисциплины, чувство коллективизма, дружбы, товарищества и взаимопомощи. 
Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; владеть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт. 
         Мастер должен любить студентов, заботится о каждом из них; сочетать чуткость и тактичность с твердостью в своих требованиях. Быть справедливым, честным, следить за тем, чтобы слова не расходились с делом и обещаниями. 
Мастер должен уметь, прежде всего, побуждать, а не принуждать студентов к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать студентов, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Материал выступления на методическом объединении: «Роль мастера в обучении и воспитании учащихся».

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов, осуществляемое как  на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий....

Методические рекомендации мастеру производственного обучения по планированию и организации учебной практики студентов (педагогический аспект)

Методические рекомендации  по планированию и организации учебной практики студентов подготовлены в помощь мастерам производственного обучения, организующим прохождение учебной практики в рамках р...

ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...

Методическая разработка « Организация экскурсионной работы в колледже как элемент патриотического воспитания студентов»

В методической разработке  « Организация экскурсионной работы в колледже как элемент патриотического воспитания студентов» авторы рассматривают алгоритм проведения экскурсионной работ...

шаблон методических указаний по производственной практике с учётом дистанционного обучения

шаблон методических указаний по производственной практике с учётом дистанционного обучения...