Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема
статья
Воспитание при обучении в системе СПО
как психолого-педагогическая проблема
Проблема воспитания в тесном сочетании с обучением студентов системы среднего профессионального образования (СПО) в последнее время становится всё более острой. Возросшая роль воспитания в настоящее время связана с политической и экономической ситуацией в обществе. Нельзя не согласиться с Л.Д. Стариковой, которая пишет: «Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации» [1, с. 197]. В любом случае, для современных преподавателей, методистов, педагогов и психологов совершенно очевидно, что воспитанию обучающихся необходимо уделять много внимания, надо наметить новые подходы к проблеме воспитания, связать воспитание с процессом обучения, сделать его ненавязчивым и неявным.
Понятие воспитания употребляется в нескольких смыслах - широком, узком и локальном. Рассмотрим их ниже.
Воспитание в широком смысле - процесс определения возможностей решения задач развития личности на государственном уровне в модели непрерывного образования, использующего практику формирования социального опыта через социальные отношения и роли, способы воспроизводства ценностей, благ, продуктов, формирования общечеловеческих ценностей, идеалов, способов решения задач, формирования потребности в признании, достижениях, оптимизации всех звеньев социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений, детально позволяющие в будущих отношениях проследить объективность и закономерность ситуативно-мировоззренческих идеалов и идей саморазвития и самосохранения личности и общества в уникальном сочетании возможностей и требований, реализующих поле смыслов, ценностей, культуры, науки и пр. [2, с. 150]. Воспитание в широком смысле слова имеет социальную специфику. А.А. Петрова характеризует его как «воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей: учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной специально проводимой воспитательной работы» [3, с. 41]. Можно отметить комплексный характер воспитания в том случае, если речь идёт о широком подходе к данному явлению.
Воспитание в узком смысле - процесс верификации качества усвоения процессуально-деятельностных характеристик и ресурсов современного образования, реализующих целостное понимание социализации и самореализации в поликультурном образовательно пространстве как гаранте стабильного развития и самоутверждения личности, системно располагающих личность к многомерной постановке и решению задач внутриличностного и поликультурного генеза, определяя качество дальнейших отношений и деятельности [2, с. 150]. Для процесса обучения такое понятие воспитания также актуально, так как воспитание в данном случае ориентировано на формирование личностных характеристик молодёжи, обеспечивающих дальнейшее стабильное развитие обучающихся.
Воспитание в локальном смысле - создание условий для формирования конкретной черты характера, ценности, развития и формирования определенной способности, качества, компетенции, обеспечивающей личности дальнейшее полноценное сосуществование и самореализацию в выделенном поле возможностей и приоритетов, способностей и способов воспроизводства эталонов и продуктов культуры, науки, искусства, спорта и пр. [2, с. 150]. Можно сказать, что целостный процесс воспитания - это совокупность локальных составляющих, и в каждый момент организации взаимодействия с обучающимися и воспитанниками педагог акцентирует воздействие на ту или иную черту характера, личности.
В масштабах современного государства и в тех условиях, которые сложились в современном обществе воспитание является многоуровневым процессом. На наиболее высоком, общем, государственном уровне воспитание - одно из основных направлений воздействия на личность детей и молодёжи. Для государства важно формирование полноценных членов общества, способных в дальнейшем выполнять свои социальные функции. На региональном уровне воспитание состоит в формировании человека, являющегося патриотом своей родины, нацеленного на преумножение богатства страны и региона. Третий уровень, не менее значимый, чем два названных выше, - воспитание личности, способной действовать в конкретной жизненной ситуации, определяемой в рамках двух предыдущих уровней, способной ставить перед собой конкретные задачи, определять наилучшие способы их решения и решать их.
Мы считаем, что все три уровня воспитания задействованы при организации воздействия на обучающегося в условиях образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования. Для конкретного занятия по дисциплине педагог-предметник использует локальное представление о воспитании, то есть он должен создать конкретную ситуацию, которая будет иметь воспитательный смысл и потенциал. Эта ситуация послужит воспитанию в пределах занятия и в дальнейшем (при осмыслении обучающимся) какого-то конкретного качества личности. На внеаудиторных занятиях могут затрагиваться вопросы воспитания в узком смысле, перспективой же воспитательного воздействия педагога СПО и всего воспитательного процесса образовательного учреждения является воспитание в широком смысле.
В системе СПО воспитательный компонент образования имеет свою специфику, рассмотреть которую и является целью данной статьи.
Как отмечает С. Н. Копылов, «воспитание в обучение в учреждениях СПО призвано сформировать научное мировоззрение, сориентировать студентов в истинных ценностях, развить общественные и профессиональные интересы и социальную активность, выработать нравственные устои, особенно в рамках свободы и ответственности, сформировать жизненную позицию, обеспечить самоутверждение личности в современной жизни» [4, с. 50]. О формировании мировоззрения, мировоззренческом самоопредеоении молодёжи мы уже писали ранее [5]. Одним из ведущих направлений развития системы СПО является совершенствование воспитания, создание условий для развития, саморазвития и самоорганизации личности студента.
Труд работника образовательного учреждения СПО является не только педагогическим, но и психологическим. Психолого-педагогическими являются основные функции педагога:
- обучающая,
- воспитывающая,
- развивающая,
- мотивирующая.
Психолого-педагогические и основные виды деятельности педагога:
- подготовка к учебно-воспитательному процессу,
- организация обучения и воспитания,
- ведение учебной документации,
- обеспечение режима обучения,
- повышение квалификации.
Как видим, воспитательная работа, выполнение обязанностей по воспитанию обучающихся занимает значимое место в педагогической работе.
Важнейшей составляющей воспитания студентов образовательного учреждения СПО является также «студенческое самоуправление, способствующее созданию условий для личностного роста учащихся» [6, с. 9]. Принимая и реализуя управленческие решения вместе со студентами, администрация приобретает в их лице мощную поддержку. Студенческое самоуправление - это одно из условий реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношении.
Большое значение имеет организация самостоятельной работы студентов по предмету, так как при этом воспитывается сознательное отношение самих обучающихся к овладению теоретическими и практическими знаниями.
Воспитание студентов может быть организовано:
- На каждом занятии посредством достижения воспитательной цели занятия.
- На специально организованных внеаудиторных занятиях по дисциплине.
Л.Д. Старикова замечает по этому поводу: «Обычно в теории и практике
воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения» [1, с. 195].
Внеаудиторные занятия - это разнообразные формы вовлечения обучающихся в изучение и углубление теоретических и практических знаний во внеурочное время. Они воспитывают активность, заставляют логически мыслить, обогащает духовно, формируют нравственные и волевые качества.
Внеаудиторные занятия могут быть связаны с одной дисциплиной или циклом дисциплин. В условиях СПО это могут быть:
- внеаудиторные мероприятия: викторины, олимпиады, конкурсы, выставки, тематические вечера и другие мероприятия по специальным дисциплинам. Они могут быть распределены равномерно в течение года, а могут быть сконцентрированы в предметные недели, к примеру, «Неделя экономики»;
- предметные кружки - это добровольные дополнительные занятия группы обучающихся под руководством преподавателя, отвечающие интересам обучающихся. В кружках студенты ведут внеаудиторную работу по особой программе. Число членов кружка не должно превышать 10-12 человек. Занятия должны проводиться 1 -2 раза в неделю, продолжительность - не более 2-х часов. Это могут быть кружки технического творчества, изобретателей и рационализаторов, кружки моделирования, кружок «Юный психолог» и др.
Мы считаем особенно эффективным воспитательное воздействие, оказываемое педагогом на каждом занятии по предмету, так как это ежедневная, непрекращающаяся воспитательная работа, тесно связанная с содержанием изучаемого студентами материала, и именно она может быть наиболее эффективна.
Каждое учебное занятие направлено на достижение целей трёх типов - образовательных (учебных), развивающих и воспитательных. План учебного занятия - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования; целей обучения, воспитания и развития обучающихся; формирования у них знаний, умений и навыков. Наличие воспитательных моментов обязательно на занятии любого типа, и эти моменты закрепляются в целях, названных в плане- конспекте.
Цель в учебном процессе - конкретная учебно-воспитательная задача, требующая решения совместно, в содружестве преподавателя и обучающихся. Занятия по специальным дисциплинам должны быть направлены на формирование у обучающихся качеств деятельностного характера, связанных с их способностями, интересами, умениями и навыками. Иногда образовательные (учебные), воспитательные и развивающие цели проводимого занятия теснейшим образом переплетаются, чаще лежат в разных плоскостях, но обязательно должны быть связаны.
Необходимо стремиться к тому, чтобы учебные задачи совпадали с интересами обучающихся, органично вплетались в канву занятия и ненавязчиво формировали у обучаемых требуемые качества, нравственные критерии, отношение к жизненным ценностям.
Цели должны быть конкретными, такими, чтобы в конце занятия было легко отследить, достигнуты они или нет. При формулировке лучше пользоваться глаголами несовершенного вида (формировать..., воспитывать...), так как необходимо помнить, что за одно занятие дать завершённое знание, закончить формирование представлений, умений и навыков невозможно.
Цели по-разному формулируются для преподавателя и обучающихся: для преподавателя - учебные (две-три), воспитательные и развивающие (по одной); для обучающихся - только учебные: либо учиться., формировать навыки., либо знать /уметь.
Варианты формулировки воспитательных целей предлагает в учебном пособии М.Н. Крылова:
Умственное воспитание:
- формировать доказательность и аргументированность суждений, сообразительность;
- воспитывать (прививать) желание рационализировать процесс...
Трудовое воспитание:
- воспитывать сознательное и творческое отношение к учебному, производственному и общественно-полезному труду, уважение к людям труда;
- воспитывать потребность в труде, интерес к избранной профессии;
- воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Нравственное, мировоззренческое воспитание:
- воспитывать терпимость к недостаткам, толерантность, милосердие;
- воспитывать стремление выполнять правила, следовать нормам и правилам человеческого взаимодействия;
- продолжить воспитание (формирование) активной жизненной позиции / творческого начала.
Патриотическое воспитание:
- воспитывать патриотизм, гордость за Родину, любовь к большой и малой родине.
Прилежание:
- воспитывать старательность, добросовестность, самостоятельность;
- воспитывать стремление к регулярной и систематичной учебной работе. Экологическое воспитание:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать потребность сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде.
Эстетическое воспитание:
- воспитывать любовь и интерес к прекрасному;
- воспитывать аккуратность и опрятность, культурные привычки, стремление вносить элементы эстетики в свою жизнь;
- воспитывать способность откликаться на прекрасное в жизни.
Навыки самосовершенствования:
- развивать умение организовать своё время, регулировать поведение. Бережливость:
- воспитывать бережное отношение к общественному достоянию;
- воспитывать бережное отношение к технике [7, с. 57-58].
Кроме того, большое значение уделяется в современных условиях гражданскому воспитанию. По словам Т.В. Кириленко, «воспитание гражданственности и патриотизма начинается с привития любви и уважения к своему учебному заведению и его традициям» [6, с. 9], поэтому на занятиях необходимо рассказывать об истории образовательной организации в контексте истории страны, её достижениях, известных выпускниках, традициях и под.
Итак, воспитание которое может быть рассмотрено в широком, узком и локальном плане. Одним из основных принципов современного процесса обучения является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО должен владеть знаниями и умениями организации воспитательного воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной работе по дисциплине.
На занятии может осуществляться умственное, трудовое, нравственное, патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание. Можно также воспитывать прилежание, навыки самосовершенствование, бережливость и другие важные качества. Воспитательное воздействие должно быть организовано таким образом, чтобы быть неявным для студентов.
Ссылки на источники
- Старикова Л. Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 194-202.
- Бондаренко А. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы» // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 150-151.
- Петрова А. А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» // Научный журнал. - 2015. - № 1 (1). - С. 41-44.
- Копылов С. Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. - Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. - С. 49-54.
- Магомедова Е. В., Остапенко И. А. Мировоззренческое самоопределение молодёжи - важнейшая проблема современного российского образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 91-94.
- Кириленко Т. В. Создание вариативной системы воспитания в учреждении СПО // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 11. - С. 9-11.
- Крылова М. Н. Методика профессионального обучения: практикум. - Зерноград: АзовоЧерноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет», 2014. - 90 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание при обучении в системе СПО
как психолого-педагогическая проблема
Проблема воспитания в тесном сочетании с обучением студентов системы среднего профессионального образования (СПО) в последнее время становится всё более острой. Возросшая роль воспитания в настоящее время связана с политической и экономической ситуацией в обществе. Нельзя не согласиться с Л.Д. Стариковой, которая пишет: «Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации» [1, с. 197]. В любом случае, для современных преподавателей, методистов, педагогов и психологов совершенно очевидно, что воспитанию обучающихся необходимо уделять много внимания, надо наметить новые подходы к проблеме воспитания, связать воспитание с процессом обучения, сделать его ненавязчивым и неявным.
Понятие воспитания употребляется в нескольких смыслах - широком, узком и локальном. Рассмотрим их ниже.
Воспитание в широком смысле - процесс определения возможностей решения задач развития личности на государственном уровне в модели непрерывного образования, использующего практику формирования социального опыта через социальные отношения и роли, способы воспроизводства ценностей, благ, продуктов, формирования общечеловеческих ценностей, идеалов, способов решения задач, формирования потребности в признании, достижениях, оптимизации всех звеньев социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений, детально позволяющие в будущих отношениях проследить объективность и закономерность ситуативно-мировоззренческих идеалов и идей саморазвития и самосохранения личности и общества в уникальном сочетании возможностей и требований, реализующих поле смыслов, ценностей, культуры, науки и пр. [2, с. 150]. Воспитание в широком смысле слова имеет социальную специфику. А.А. Петрова характеризует его как «воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей: учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной специально проводимой воспитательной работы» [3, с. 41]. Можно отметить комплексный характер воспитания в том случае, если речь идёт о широком подходе к данному явлению.
Воспитание в узком смысле - процесс верификации качества усвоения процессуально-деятельностных характеристик и ресурсов современного образования, реализующих целостное понимание социализации и самореализации в поликультурном образовательно пространстве как гаранте стабильного развития и самоутверждения личности, системно располагающих личность к многомерной постановке и решению задач внутриличностного и поликультурного генеза, определяя качество дальнейших отношений и деятельности [2, с. 150]. Для процесса обучения такое понятие воспитания также актуально, так как воспитание в данном случае ориентировано на формирование личностных характеристик молодёжи, обеспечивающих дальнейшее стабильное развитие обучающихся.
Воспитание в локальном смысле - создание условий для формирования конкретной черты характера, ценности, развития и формирования определенной способности, качества, компетенции, обеспечивающей личности дальнейшее полноценное сосуществование и самореализацию в выделенном поле возможностей и приоритетов, способностей и способов воспроизводства эталонов и продуктов культуры, науки, искусства, спорта и пр. [2, с. 150]. Можно сказать, что целостный процесс воспитания - это совокупность локальных составляющих, и в каждый момент организации взаимодействия с обучающимися и воспитанниками педагог акцентирует воздействие на ту или иную черту характера, личности.
В масштабах современного государства и в тех условиях, которые сложились в современном обществе воспитание является многоуровневым процессом. На наиболее высоком, общем, государственном уровне воспитание - одно из основных направлений воздействия на личность детей и молодёжи. Для государства важно формирование полноценных членов общества, способных в дальнейшем выполнять свои социальные функции. На региональном уровне воспитание состоит в формировании человека, являющегося патриотом своей родины, нацеленного на преумножение богатства страны и региона. Третий уровень, не менее значимый, чем два названных выше, - воспитание личности, способной действовать в конкретной жизненной ситуации, определяемой в рамках двух предыдущих уровней, способной ставить перед собой конкретные задачи, определять наилучшие способы их решения и решать их.
Мы считаем, что все три уровня воспитания задействованы при организации воздействия на обучающегося в условиях образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования. Для конкретного занятия по дисциплине педагог-предметник использует локальное представление о воспитании, то есть он должен создать конкретную ситуацию, которая будет иметь воспитательный смысл и потенциал. Эта ситуация послужит воспитанию в пределах занятия и в дальнейшем (при осмыслении обучающимся) какого-то конкретного качества личности. На внеаудиторных занятиях могут затрагиваться вопросы воспитания в узком смысле, перспективой же воспитательного воздействия педагога СПО и всего воспитательного процесса образовательного учреждения является воспитание в широком смысле.
В системе СПО воспитательный компонент образования имеет свою специфику, рассмотреть которую и является целью данной статьи.
Как отмечает С. Н. Копылов, «воспитание в обучение в учреждениях СПО призвано сформировать научное мировоззрение, сориентировать студентов в истинных ценностях, развить общественные и профессиональные интересы и социальную активность, выработать нравственные устои, особенно в рамках свободы и ответственности, сформировать жизненную позицию, обеспечить самоутверждение личности в современной жизни» [4, с. 50]. О формировании мировоззрения, мировоззренческом самоопредеоении молодёжи мы уже писали ранее [5]. Одним из ведущих направлений развития системы СПО является совершенствование воспитания, создание условий для развития, саморазвития и самоорганизации личности студента.
Труд работника образовательного учреждения СПО является не только педагогическим, но и психологическим. Психолого-педагогическими являются основные функции педагога:
- обучающая,
- воспитывающая,
- развивающая,
- мотивирующая.
Психолого-педагогические и основные виды деятельности педагога:
- подготовка к учебно-воспитательному процессу,
- организация обучения и воспитания,
- ведение учебной документации,
- обеспечение режима обучения,
- повышение квалификации.
Как видим, воспитательная работа, выполнение обязанностей по воспитанию обучающихся занимает значимое место в педагогической работе.
Важнейшей составляющей воспитания студентов образовательного учреждения СПО является также «студенческое самоуправление, способствующее созданию условий для личностного роста учащихся» [6, с. 9]. Принимая и реализуя управленческие решения вместе со студентами, администрация приобретает в их лице мощную поддержку. Студенческое самоуправление - это одно из условий реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношении.
Большое значение имеет организация самостоятельной работы студентов по предмету, так как при этом воспитывается сознательное отношение самих обучающихся к овладению теоретическими и практическими знаниями.
Воспитание студентов может быть организовано:
- На каждом занятии посредством достижения воспитательной цели занятия.
- На специально организованных внеаудиторных занятиях по дисциплине.
Л.Д. Старикова замечает по этому поводу: «Обычно в теории и практике
воспитания выделяют специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения» [1, с. 195].
Внеаудиторные занятия - это разнообразные формы вовлечения обучающихся в изучение и углубление теоретических и практических знаний во внеурочное время. Они воспитывают активность, заставляют логически мыслить, обогащает духовно, формируют нравственные и волевые качества.
Внеаудиторные занятия могут быть связаны с одной дисциплиной или циклом дисциплин. В условиях СПО это могут быть:
- внеаудиторные мероприятия: викторины, олимпиады, конкурсы, выставки, тематические вечера и другие мероприятия по специальным дисциплинам. Они могут быть распределены равномерно в течение года, а могут быть сконцентрированы в предметные недели, к примеру, «Неделя экономики»;
- предметные кружки - это добровольные дополнительные занятия группы обучающихся под руководством преподавателя, отвечающие интересам обучающихся. В кружках студенты ведут внеаудиторную работу по особой программе. Число членов кружка не должно превышать 10-12 человек. Занятия должны проводиться 1 -2 раза в неделю, продолжительность - не более 2-х часов. Это могут быть кружки технического творчества, изобретателей и рационализаторов, кружки моделирования, кружок «Юный психолог» и др.
Мы считаем особенно эффективным воспитательное воздействие, оказываемое педагогом на каждом занятии по предмету, так как это ежедневная, непрекращающаяся воспитательная работа, тесно связанная с содержанием изучаемого студентами материала, и именно она может быть наиболее эффективна.
Каждое учебное занятие направлено на достижение целей трёх типов - образовательных (учебных), развивающих и воспитательных. План учебного занятия - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования; целей обучения, воспитания и развития обучающихся; формирования у них знаний, умений и навыков. Наличие воспитательных моментов обязательно на занятии любого типа, и эти моменты закрепляются в целях, названных в плане- конспекте.
Цель в учебном процессе - конкретная учебно-воспитательная задача, требующая решения совместно, в содружестве преподавателя и обучающихся. Занятия по специальным дисциплинам должны быть направлены на формирование у обучающихся качеств деятельностного характера, связанных с их способностями, интересами, умениями и навыками. Иногда образовательные (учебные), воспитательные и развивающие цели проводимого занятия теснейшим образом переплетаются, чаще лежат в разных плоскостях, но обязательно должны быть связаны.
Необходимо стремиться к тому, чтобы учебные задачи совпадали с интересами обучающихся, органично вплетались в канву занятия и ненавязчиво формировали у обучаемых требуемые качества, нравственные критерии, отношение к жизненным ценностям.
Цели должны быть конкретными, такими, чтобы в конце занятия было легко отследить, достигнуты они или нет. При формулировке лучше пользоваться глаголами несовершенного вида (формировать..., воспитывать...), так как необходимо помнить, что за одно занятие дать завершённое знание, закончить формирование представлений, умений и навыков невозможно.
Цели по-разному формулируются для преподавателя и обучающихся: для преподавателя - учебные (две-три), воспитательные и развивающие (по одной); для обучающихся - только учебные: либо учиться., формировать навыки., либо знать /уметь.
Варианты формулировки воспитательных целей предлагает в учебном пособии М.Н. Крылова:
Умственное воспитание:
- формировать доказательность и аргументированность суждений, сообразительность;
- воспитывать (прививать) желание рационализировать процесс...
Трудовое воспитание:
- воспитывать сознательное и творческое отношение к учебному, производственному и общественно-полезному труду, уважение к людям труда;
- воспитывать потребность в труде, интерес к избранной профессии;
- воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Нравственное, мировоззренческое воспитание:
- воспитывать терпимость к недостаткам, толерантность, милосердие;
- воспитывать стремление выполнять правила, следовать нормам и правилам человеческого взаимодействия;
- продолжить воспитание (формирование) активной жизненной позиции / творческого начала.
Патриотическое воспитание:
- воспитывать патриотизм, гордость за Родину, любовь к большой и малой родине.
Прилежание:
- воспитывать старательность, добросовестность, самостоятельность;
- воспитывать стремление к регулярной и систематичной учебной работе. Экологическое воспитание:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать потребность сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде.
Эстетическое воспитание:
- воспитывать любовь и интерес к прекрасному;
- воспитывать аккуратность и опрятность, культурные привычки, стремление вносить элементы эстетики в свою жизнь;
- воспитывать способность откликаться на прекрасное в жизни.
Навыки самосовершенствования:
- развивать умение организовать своё время, регулировать поведение. Бережливость:
- воспитывать бережное отношение к общественному достоянию;
- воспитывать бережное отношение к технике [7, с. 57-58].
Кроме того, большое значение уделяется в современных условиях гражданскому воспитанию. По словам Т.В. Кириленко, «воспитание гражданственности и патриотизма начинается с привития любви и уважения к своему учебному заведению и его традициям» [6, с. 9], поэтому на занятиях необходимо рассказывать об истории образовательной организации в контексте истории страны, её достижениях, известных выпускниках, традициях и под.
Итак, воспитание которое может быть рассмотрено в широком, узком и локальном плане. Одним из основных принципов современного процесса обучения является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО должен владеть знаниями и умениями организации воспитательного воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной работе по дисциплине.
На занятии может осуществляться умственное, трудовое, нравственное, патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание. Можно также воспитывать прилежание, навыки самосовершенствование, бережливость и другие важные качества. Воспитательное воздействие должно быть организовано таким образом, чтобы быть неявным для студентов.
Ссылки на источники
- Старикова Л. Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 194-202.
- Бондаренко А. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения понятия «воспитание» в изучении курса «Методика воспитательной работы» // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13). - С. 150-151.
- Петрова А. А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» // Научный журнал. - 2015. - № 1 (1). - С. 41-44.
- Копылов С. Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. - Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. - С. 49-54.
- Магомедова Е. В., Остапенко И. А. Мировоззренческое самоопределение молодёжи - важнейшая проблема современного российского образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 91-94.
- Кириленко Т. В. Создание вариативной системы воспитания в учреждении СПО // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 11. - С. 9-11.
- Крылова М. Н. Методика профессионального обучения: практикум. - Зерноград: АзовоЧерноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет», 2014. - 90 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)
В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов. Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...
Выбор профиля обучения подростком как психолого-педагогическая проблема
В данной статье размещён материал о проблемах выбора профиля обучения в современном образовании, о возможных ошибках подростков на данном этапе и возможные последствия этих ошибок....
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия исполнителя и концертмейстера при работе над современными оригинальными произведениями для домры и переложениями
В работе рассматривается история концертмейстерства, особенности сопровождения народным инструментам, современные сочинения и переложения для струнных народных инструментов....
Отношения семьи и подростка как психолого-педагогическая проблема.
В данной статье расматривются отношения родителей и подростка, причины возниковения девиантного поведения подростка....
Преподаватели цикловой комиссии прошли обучение на курсах профессиональной переподготовки "Психолого-педагогические основы образовательной деятельности преподавателя".
О прохождении курсов профессиональной подготовки...
Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа
В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы...
Взаимосвязь обучения и воспитания в учреждениях среднего профессионального образования как психолого-педагогическая проблема
Проблема психолого-педагогического ведения молодых людей, получающих профессиональное образование, от первых ступеней образования до выхода во взрослую жизнь, все актуальней. В ми...