Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ
опыты и эксперименты
В настоящее время в России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.
Число детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология и т. д.
Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями, на первый план выступают три наиболее значимые.
Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - проблема образования таких детей. Третья – проблема получения профессии.
Многие образовательные организации не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.
Предлагаю вариант разработки индивидуального маршрута для таких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta.docx | 156.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»
Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ в ПОО
преподаватель
ОГБПОУ УПК
Буздина С.А.
Ульяновск
2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты обучения обучающихся с ОВЗ через реализацию индивидуального образовательного маршрута…………………...5
Глава 2 Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ по учебной дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена»………10
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20
Введение
В настоящее время в России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология и т. д.
Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями, на первый план выступают три наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - проблема образования таких детей. Третья – проблема получения профессии. Многие образовательные организации не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.
В последние годы государство уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие проблемы как социальная реабилитации, получение специальности и адаптации в будущем. Такие вопросы развития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «самого себя» в обществе, уходят на второй план.
Постепенно меняется подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Он направлен на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. В этом заключается актуальность данной темы итоговой работы.
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для обучающегося и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Специфика профессиональных образовательных организаций имеет отличительные особенности. При овладении обучающимися с ОВЗ педагогических профессий особенно важно формирование профессиональных компетенций. Поэтому индивидуальные образовательные маршруту имеют свои особенности.
Целью данной итоговой работы является разработка индивидуального образовательного маршрута по учебной дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
- Изучить нормативные документы по данному вопросу.
- Ознакомиться с особенностями индивидуальной маршрутизации.
- Разработать индивидуальный образовательный маршрут с использованием электронного контента.
Глава 1 Теоретические аспекты обучения обучающихся с ОВЗ через реализацию индивидуального образовательного маршрута
К категории детей с особыми ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [14, С. 35].
Для детей с ограниченными возможностями здоровья согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23) » [6,].
Основные идеи и принципы инклюзивного образования в международной практике по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы на Саламакской конференции. В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО проводится Всемирная конференция (Саламанкская конференция) по образованию лиц с особыми потребностями которая и провозгласила принцип инклюзивного образования (inclusive – включенный) в обращении к правительствам всех стран - «принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе образовательных организаций. Это также перестройка всего процесса массового образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Законодательство по вопросу организации получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является составной частью законодательства РФ в сфере образования вообще. Рассмотрим некоторые нормативные документы. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 рассматриваются основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе » [1]. Среди понятий, касающихся темы данной итоговой работы, следует отметить: обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
В письме Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» отмечены необходимые усилия Минобрнауки России, которые сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья » [5].
Поиск оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями являются одной из задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков. Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей с особыми образовательными возможностями, в том числе связанных с их воспитанием и обучением.
Процесс воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения.
В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату» [9].
Некоторые педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом.
Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.
Специфика образовательного процесса по обучению детей с ОВЗ, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом образовательном учреждении определяются образовательной организацией самостоятельно на основе заключения ПМПК.
С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия их аттестации.
Режим работы образовательной организации и индивидуальные учебные планы при оказании услуг инклюзивного образования определяются образовательной организацией самостоятельно и утверждаются в установленном порядке.
Инклюзивное образование лиц с ОВЗ может реализовываться через следующие модели:
1) полная инклюзия – инвалиды и обучающиеся с ОВЗ посещают колледж наряду со всеми здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующей учебной группы, а также могут посещать кружки, клубы, внеурочные мероприятия и др.;
2) частичная инклюзия - инвалиды и обучающиеся с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением колледжа и обучаются по индивидуальным учебным планам. Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные мероприятия и др;
3) внеурочная инклюзия – дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные мероприятия и др. в колледже по согласованию с родителями (законными представителями);
4) посредством создания группы интегрированного обучения для обучающихся с ОВЗ в колледже, если таких обучающихся не менее 7 человек.
5) для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение организуется на дому дистанционно.
Таким образом, осуществляется профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 2 Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ по учебной дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Преподаватель, составляющий индивидуальную программу для того или иного обучающихся с ОВЗ, должен опираться в первую очередь на содержание рабочей программы учебной дисциплины.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, преподавателю необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
- постановка образовательной цели;
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с требованиями ФГОС;
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
- конкретизация маршрута;
- оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающимися;
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации индивидуальных образовательных маршрутов могут быть электронные контенты. Электронные контенты являются тем инструментом, который поможет осуществить качественную подготовку специалистов среди лиц с ОВЗ на современном уровне и решит проблему их обучения.
Под электронным контентом подразумевается модульное содержимое из текстов, видео, фото, видеолекций, проверочных заданий и тестов.
В контенте предполагается использование учебного материала, который задействует слуховой и зрительный каналы восприятия информации. Современные компьютерные технологии позволяют создавать такой учебный материал. Это способствует развитию общей и профессиональной компетенции обучающихся, воссоздавая необходимую среду и мотивируя их познавательную деятельность. В своей основе использование электронного контента в обучении подразумевает работу обучающегося по определенному алгоритму, программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями [7].
Электронный контент по теме или разделу представлен электронной папкой с инструкцией по выполнению:
цели и задачи, перечисление компетенций, знаний, умений по изучаемой теме;
изучаемый материал в разных формах; упражнения, тестовые задания на проверку усвоения материала; обратная связь о результатах действий обучаемого; практическая работа по теме в виде проекта на выбор. Преимущества электронного контента для обучения лиц с ОВЗ очевидны.
Для изучения дисциплины « Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для обучающихся с ОВЗ, имеющими физические отклонения, автор разработала индивидуальный маршрут в виде электронного контента со следующей структурой:
- Пояснительная записка
- Карта индивидуального освоения дисциплины
- Методические рекомендации по освоению каждой темы
- График консультаций, составленный совместно с обучающимся и его родителями
- Электронные учебники
- Видеофильмы
- Анатомический атлас
- Курс лекций
Привожу содержание некоторых частей индивидуального маршрута освоения дисциплины.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задания по 12 темам являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах .
Для каждой темы определены: -цели; -задания; -разные варианты информации: лекции, электронные учебники, видеофильмы;- проверочные тесты. Для выполнения заданий необходимо использовать лекции, электронные учебники и видеофильмы, которые представлены в этом электронном контенте.
Общие цели:
- формировать профессиональные и общие компетенции;
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для выполнения заданий;
- совершенствовать аналитические умения в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения.
Работа выполняется самостоятельно после консультации в соответствии с Картой индивидуального освоения дисциплины, в которой указаны сроки.
Обучающийся допускается к выполнению последующей работы при наличии оценки за предыдущую.
Обучающийся может быть допущен к дифференцированному зачёту по УД при условии выполнения всех заданий по темам, внесённых в Карту индивидуального освоения дисциплины.. В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:
- ознакомиться с информационными материалами контента;
- изучить задания;
- выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
- оформить работу надлежащим образом.
Задания выполняются в тетрадях по УД или на бланках отчёта в бумажном или электронном виде. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно.
После выполнения и оформления заданий по теме обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение заносятся в Карту индивидуального освоения дисциплины и другие обязательные документы.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Тема | Задания | Сроки | Оценка |
1 | Уровни организации организма и его регуляция | Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 | сентябрь | |
2 | Закономерности роста и развития организма человека | Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 | октябрь | |
3 | Физиология нервной системы и ВНД | 1.Самостоятельное изучение строения Центральной нервной системы 2. Изучение рефлекторной деятельности мозга: Задание 1 Задание 2 Задание3 3.Проверочный тест: Вариант 1 Вариант 2 | ноябрь декабрь | |
4 | Эндокринные железы | Задание 1 Задание 2 | январь | |
5 | Дыхательная система | Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 | февраль | |
6 | Опорно- двигательный аппарат | Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 | февраль | |
7 | Сердечно- сосудистая система | Задание 1 Задание 2 Задание 3 | март | |
8 | Пищеварительная система | Задание 1 | март | |
9 | Выделительная система | Задание 1 Задание 2 | апрель | |
10 | Детские заболевания | Задание 1 Задание 2 Задание 3 | апрель | |
11 | Гигиена учебно- воспитательного процесса | Задание 1 | май | |
12 | Дифференцированный зачет | Тестирование | май |
1.Тема: Уровни организации организма и его регуляция
Цель:
- изучить уровни организации организма и регуляцию
Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
1. | Клетка | а | Часть организма, имеющая определённую форму, строение, выполняющая определённую функцию |
2. | Организм | б | Совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определённую функцию |
3. | Орган | в | Целостная , саморегулирующая система, состоящая из клеток, тканей и систем. |
4. | Ткань | г | Основная структурно- функциональная единица всего живого |
5. | Саморегуляция | д | Регуляторная деятельность при помощи нервных импульсов |
6. | Нервная регуляция | е | Регуляция при помощи циркулирующих в жидкостях внутренней среды биологически активных веществ |
7. | Гуморальная регуляция | ж | Регуляция по поддержанию определённого состава внутренней среды |
Задание 2. Изучите и проанализируйте виды тканей. Результаты анализа занесите в таблицу.
№ п/п | Вид ткани | Функции | Разновидности | Характерные особенности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Эпителиальная | 1 2 3 | 1 2 | 1 |
2. | Соединительная | 1. 2. 3. | 1. 2 3 | 1. |
3. | Мышечная | 1. 2 | 1 2 3 | 1 2 3 |
4. | Нервная | 1 | 1 2 3 |
Задание №3. Проанализируйте текст, найдите ошибки: ( подчеркните ошибку)
Текст для нахождения ошибок.
Благодаря дыхательной функции кровь переносит углекислый газ от легких к органам и тканям и кислород от периферических тканей в легкие. Выделительная функция осуществляет транспорт продуктов обмена (мочевой кислоты, билирубина и др.) к органам выделения (почки, кишечник, кожа и др.) с целью последующего их использования как веществ, вредных для организма. Питательная функция основана на перемещении питательных веществ (глюкозы, аминокислот и др.), образовавшихся в результате пищеварения, к органам и тканям. Терморегуляторная функция осуществляется путем переноса тепла внутрь из глубоколежащих органов к сосудам кожи, а также путем равномерного распределения тепла в организме в результате высокой теплоемкости и теплопроводности крови.
Задание №4. Проставьте обозначения.
2. Тема: Закономерности роста и развития организма человека
Цель: изучить этапы роста и развития, закономерности и возрастные периоды
Задание №1. Заполните схему индивидуального развития. Запишите ответы в соответствующую ячейку.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Задание 2. Заполните таблицу.
Название зародышевого листа 1 | Что из него образуется 2 |
Задание 3. Дать характеристику подросткового периода.
Задание 4. В чем разница понятий «рост»и «развитие»?
Задание 5. Заполните таблицу.
Закономерности 1 | Примеры 2 |
Задание 6. Проанализируйте текст, найдите ошибки ( подчеркните ошибку)
Текст для нахождения ошибок.
А) К концу 2 недели внутриутробного развития сформированы зачатки всех тканей.
Б) К концу 1 месяца завершается закладка всех органов.
В) длина роста с 8 до 10 лет увеличивается в 1,5 раза, а масса на 3-6 кг.
Таким образом, проектирование индивидуального образовательного маршрута в ПОО с помощью электронного контента поможет осуществить качественную подготовку специалистов среди лиц с ОВЗ на современном уровне и решит проблему их обучения.
Заключение
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Процесс воспитания и обучения лиц с ОВЗ основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.
В настоящее время изменился подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных организациях, в том числе и профессиональных (ПОО). Он направлен на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения и получением специальности. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ может реализовываться через разные модели. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ПОО с помощью электронного контента поможет осуществить качественную подготовку специалистов среди лиц с ОВЗ на современном уровне и решит проблему их обучения.
Результатом данной итоговой работы явилась разработка индивидуального образовательного маршрута по учебной дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Список литературы
- Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ.
- Федеральный Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. №464 (ред. От 15.12.2014) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
- Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
«Конвенции о правах ребенка», (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-1997. -№ 1.-С.З-10.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1967. 207 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
- Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — Москва, Ленинград: Гос. изд-во, 1930. 231 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования на примере индивидуального образовательного маршрута в "Колледже "ПетроСтройСервисе"....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ
Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....
Методическая разработка «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося по лыжным гонкам"
Данная методическая разработка предназначена для тренеров-преподавателей, реализующих дополнительную образовательную программу, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучаю...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2016-2017 учебный год
Индивидуальный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2017-2018 учебный год
Индивидуальный маршрут...
Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "
Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include- заключаю ,включаю). - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....
Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
В соответствии плана реализации приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...