Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ
опыты и эксперименты

Buzdina Svetlana Aleksandrobna

В настоящее время в России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.  Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Число детей-инвалидов и лиц с ОВЗ  с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология и т. д.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети  с ограниченными возможностями, на первый план выступают три наиболее значимые.

Первая и основная -  отношение окружающих. Вторая - проблема образования таких детей. Третья – проблема получения профессии.

Многие образовательные организации не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

Предлагаю вариант разработки индивидуального маршрута для таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta.docx156.54 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»

Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ в ПОО

преподаватель

ОГБПОУ УПК

Буздина С.А.

Ульяновск

2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические аспекты обучения обучающихся с ОВЗ  через реализацию индивидуального образовательного маршрута…………………...5

Глава 2 Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ по учебной дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена»………10

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………...20

Введение

В настоящее время в России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.  Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.                                Число детей-инвалидов и лиц с ОВЗ  с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология и т. д.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети  с ограниченными возможностями, на первый план выступают три наиболее значимые. Первая и основная -  отношение окружающих. Вторая - проблема образования таких детей. Третья – проблема получения профессии. Многие образовательные организации не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

В последние годы  государство уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие проблемы как социальная реабилитации, получение специальности и адаптации в будущем. Такие вопросы развития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «самого себя» в обществе, уходят на второй план.

Постепенно меняется подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Он направлен на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. В этом заключается актуальность данной темы итоговой работы.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для обучающегося  и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Специфика профессиональных образовательных организаций имеет отличительные особенности. При овладении обучающимися с ОВЗ педагогических профессий особенно важно формирование профессиональных компетенций. Поэтому индивидуальные образовательные маршруту имеют свои особенности.

Целью данной итоговой  работы является разработка индивидуального образовательного маршрута по учебной дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Для ее реализации поставлены следующие задачи:

  1. Изучить нормативные документы по данному вопросу.
  2. Ознакомиться с особенностями индивидуальной маршрутизации.
  3. Разработать индивидуальный образовательный маршрут с использованием электронного контента.

Глава 1 Теоретические аспекты обучения обучающихся с ОВЗ  через реализацию индивидуального образовательного маршрута

К категории детей с особыми ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [14, С. 35].

Для детей с ограниченными возможностями здоровья согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23) » [6,].

Основные идеи и принципы инклюзивного образования в  международной практике по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы на Саламакской конференции. В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО проводится Всемирная конференция (Саламанкская конференция) по образованию лиц с особыми потребностями которая и провозгласила принцип инклюзивного образования (inclusive – включенный) в обращении к правительствам всех стран - «принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе образовательных организаций. Это также перестройка всего процесса массового образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Законодательство по вопросу организации получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является составной частью законодательства РФ в сфере образования вообще. Рассмотрим некоторые нормативные документы.                                                     В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2  рассматриваются основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе » [1]. Среди понятий, касающихся темы данной итоговой  работы, следует отметить:                                                                                                      обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;                                                                                                    обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;         образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;                                                                              инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

В письме Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» отмечены необходимые усилия Минобрнауки России, которые сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья » [5].

Поиск оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями являются одной из задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков. Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей с особыми образовательными возможностями, в том числе связанных с их воспитанием и обучением.

Процесс воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают  правильный смысл в это понятие.

В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания  и обучения.

В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». Отметим, что в данном контексте  индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату» [9].

Некоторые педагоги  рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом.

Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный  образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.

Специфика образовательного процесса по обучению детей с ОВЗ,  а также  уровень реализуемых образовательных программ в каждом образовательном учреждении определяются образовательной организацией самостоятельно на основе заключения ПМПК.

С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия их аттестации.  

Режим работы образовательной организации и индивидуальные учебные планы при оказании услуг инклюзивного образования определяются образовательной организацией самостоятельно и утверждаются в установленном порядке.

Инклюзивное образование лиц с ОВЗ  может реализовываться через следующие модели:

1) полная инклюзия – инвалиды и обучающиеся с ОВЗ посещают колледж наряду со всеми здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующей учебной группы, а также могут посещать кружки, клубы, внеурочные мероприятия и др.;

2) частичная инклюзия - инвалиды и обучающиеся с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением колледжа и обучаются по индивидуальным учебным планам.  Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные мероприятия и др;

3) внеурочная инклюзия – дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные мероприятия и др. в колледже по согласованию с родителями (законными представителями);

4) посредством создания группы интегрированного обучения для обучающихся с ОВЗ в колледже, если таких обучающихся не менее 7 человек. 

5) для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение  организуется на дому дистанционно.

Таким образом, осуществляется профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Глава 2 Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ по учебной дисциплине « Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Преподаватель, составляющий индивидуальную программу для того или иного обучающихся с ОВЗ, должен опираться в первую очередь на содержание рабочей программы учебной дисциплины.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, преподавателю необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели;

- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с требованиями ФГОС;

  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
  • конкретизация маршрута;
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающимися;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации индивидуальных образовательных маршрутов могут быть электронные контенты. Электронные контенты являются  тем инструментом, который поможет осуществить качественную подготовку специалистов среди лиц с ОВЗ  на современном уровне и решит проблему их обучения.

Под электронным контентом подразумевается модульное содержимое из текстов, видео, фото, видеолекций, проверочных заданий и тестов.                

В контенте предполагается использование  учебного материала, который задействует  слуховой и зрительный каналы восприятия информации. Современные компьютерные технологии позволяют создавать такой учебный материал. Это способствует развитию общей и профессиональной компетенции обучающихся, воссоздавая необходимую среду и мотивируя их познавательную деятельность. В своей основе использование электронного контента в  обучении подразумевает работу обучающегося по определенному алгоритму, программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями [7].  

Электронный контент по теме или разделу представлен электронной папкой с  инструкцией по выполнению:

цели и задачи, перечисление компетенций, знаний, умений  по изучаемой теме;

изучаемый материал в разных формах;                                                             упражнения, тестовые задания на проверку усвоения материала;                                 обратная связь о результатах действий обучаемого;                                                 практическая работа по теме в виде проекта на выбор.                                      Преимущества электронного контента    для обучения лиц с ОВЗ очевидны.      

Для изучения дисциплины « Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для обучающихся с ОВЗ, имеющими физические отклонения, автор разработала индивидуальный маршрут в виде  электронного контента со следующей структурой:

  1. Пояснительная записка
  2. Карта индивидуального освоения   дисциплины
  3. Методические рекомендации по освоению каждой темы
  4. График консультаций, составленный совместно с обучающимся и его родителями
  5. Электронные учебники
  6. Видеофильмы
  7. Анатомический атлас
  8. Курс лекций

Привожу содержание некоторых частей индивидуального маршрута освоения дисциплины.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Задания по 12 темам являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена,  разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02  Преподавание в начальных классах .    

 Для каждой темы определены:                                                                                                                            -цели;                                                                                                                                                                                             -задания;                                                                                                                                                                                   -разные варианты информации: лекции, электронные учебники, видеофильмы;- проверочные тесты.                                                                                                                                        Для выполнения заданий необходимо использовать лекции, электронные учебники и видеофильмы, которые представлены в этом электронном контенте.

Общие цели:

-   формировать профессиональные и общие компетенции;

- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для выполнения заданий;

- совершенствовать аналитические умения в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей  и обобщения.

Работа выполняется самостоятельно после консультации  в соответствии с Картой индивидуального освоения дисциплины, в которой указаны сроки.

Обучающийся допускается к выполнению последующей  работы при наличии оценки за предыдущую.

Обучающийся может быть допущен к дифференцированному зачёту по УД при условии выполнения всех заданий по темам, внесённых в Карту индивидуального освоения дисциплины..                                                                                                                                                      В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:

- ознакомиться с  информационными материалами контента;

- изучить задания;

- выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;

- оформить работу надлежащим образом.

Задания  выполняются в тетрадях  по УД или на  бланках отчёта в бумажном или электронном виде. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно.

После выполнения и оформления заданий по теме обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение заносятся в Карту индивидуального освоения   дисциплины и другие обязательные документы.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема

Задания

Сроки

Оценка

1

Уровни  организации организма и его регуляция

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

сентябрь

2

Закономерности роста и развития организма человека

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

октябрь

3

Физиология нервной системы и ВНД

1.Самостоятельное изучение строения Центральной нервной системы

2. Изучение рефлекторной деятельности мозга:

Задание 1

Задание 2

Задание3

3.Проверочный тест:

Вариант 1

Вариант 2

ноябрь

декабрь

4

Эндокринные железы

Задание 1

Задание 2

январь

5

Дыхательная система

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

февраль

6

Опорно- двигательный аппарат

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

февраль

7

Сердечно- сосудистая система

Задание 1

Задание 2

Задание 3

март

8

Пищеварительная система

Задание 1

март

9

Выделительная система

Задание 1

Задание 2

апрель                                            

10

Детские заболевания

Задание 1

Задание 2

Задание 3

апрель

11

Гигиена учебно- воспитательного процесса

Задание 1

май

12

Дифференцированный зачет

Тестирование

май

1.Тема: Уровни  организации организма и его регуляция

Цель:

- изучить уровни организации организма и  регуляцию

 Задание №1.  Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите  ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

1.

Клетка

а

Часть организма, имеющая определённую форму, строение, выполняющая определённую функцию

2.

Организм

б

Совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определённую функцию

3.

Орган

в

Целостная , саморегулирующая система, состоящая из клеток, тканей и систем.

4.

Ткань

г

Основная структурно- функциональная единица всего живого

5.

Саморегуляция

д

Регуляторная деятельность при помощи нервных импульсов

6.

Нервная регуляция

е

Регуляция при помощи циркулирующих в жидкостях внутренней среды биологически активных веществ

7.

Гуморальная регуляция

ж

Регуляция по поддержанию определённого состава внутренней среды

Задание 2. Изучите и проанализируйте виды тканей. Результаты анализа занесите в таблицу.

№ п/п

Вид ткани

Функции

Разновидности

Характерные  особенности

1

2

3

4

5

1.

Эпителиальная

1

2

3

1

2

1

2.

Соединительная

1.

2.

 3.

1.

2

3

1.

3.

Мышечная

1.

2

1

2

3

1

2

3

4.

Нервная

1

1

2

3

Задание №3. Проанализируйте текст, найдите ошибки: ( подчеркните ошибку)

Текст для нахождения ошибок.

Благодаря дыхательной функции кровь переносит углекислый газ от легких к органам и тканям и кислород от периферических тканей в легкие. Выделительная функция осуществляет транспорт продуктов обмена (мочевой кислоты, билирубина и др.) к органам выделения (почки, кишечник, кожа и др.) с целью последующего их использования  как веществ, вредных для организма. Питательная функция основана на перемещении питательных веществ (глюкозы, аминокислот и др.), образовавшихся в результате пищеварения, к органам и тканям. Терморегуляторная функция осуществляется путем переноса тепла внутрь  из глубоколежащих органов к сосудам кожи, а также путем равномерного распределения тепла в организме в результате высокой теплоемкости и теплопроводности крови.

Задание №4. Проставьте обозначения.

2. Тема: Закономерности роста и развития организма человека

Цель: изучить  этапы роста и развития, закономерности и возрастные периоды

Задание №1.  Заполните схему индивидуального развития. Запишите  ответы в соответствующую ячейку.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Задание 2. Заполните таблицу.

Название зародышевого листа

1

Что из него образуется

2

Задание 3. Дать характеристику подросткового периода.

Задание 4. В чем разница понятий «рост»и «развитие»?

Задание 5. Заполните таблицу.

Закономерности

1

Примеры

2

Задание 6. Проанализируйте текст, найдите ошибки ( подчеркните ошибку)

Текст для нахождения ошибок.

А) К концу 2 недели внутриутробного развития  сформированы зачатки всех тканей.

Б) К концу 1 месяца завершается закладка всех органов.

В) длина роста с 8 до 10 лет увеличивается в 1,5 раза, а масса на 3-6 кг.

Таким образом, проектирование индивидуального образовательного маршрута в ПОО с помощью электронного контента поможет осуществить качественную подготовку специалистов среди лиц с ОВЗ  на современном уровне и решит проблему их обучения.

                                       

Заключение

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Процесс воспитания и обучения лиц с ОВЗ  основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.

В настоящее время изменился подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных организациях, в том числе и профессиональных (ПОО). Он направлен на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения и получением специальности. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ  может реализовываться через разные модели. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ПОО с помощью электронного контента поможет осуществить качественную подготовку специалистов среди лиц с ОВЗ  на современном уровне и решит проблему их обучения.

Результатом данной итоговой  работы явилась  разработка индивидуального образовательного маршрута по учебной дисциплине                              « Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ.
  2. Федеральный Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. №464 (ред. От 15.12.2014) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
  4.  Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  6. «Конвенции о правах ребенка», (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

  7. Беспалько,  В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с
  8. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-1997. -№ 1.-С.З-10.
  9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
  10. Беспалько,  В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с
  11. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1967. 207 с.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
  13. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — Москва, Ленинград: Гос. изд-во, 1930. 231 с.
  14. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования на примере индивидуального образовательного маршрута в "Колледже "ПетроСтройСервисе"....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ

Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....

Методическая разработка «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося по лыжным гонкам"

Данная методическая разработка предназначена для тренеров-преподавателей, реализующих дополнительную образовательную программу, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучаю...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...