Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.
статья на тему

Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования на примере индивидуального образовательного маршрута в "Колледже "ПетроСтройСервисе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

 Индивидуальный образовательный маршрут  как способ организации инклюзивного образования.

  Инклюзивное образование  в системе начального профессионального образования – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для подростков с особыми образовательными потребностями.

  В нашем колледже «ПетроСтройСервис» инклюзивному образованию отводится особое место в общей системе профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих.

  С 1986г. на базе колледжа работает  отделение «Социальной адаптации и реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья». На отделении обучается 137 человек,  из них:

- 49 имеют инвалидность,

- 38 проживают в структурном подразделении «Детский дом» (сироты и дети оставшиеся без попечения родителей),

- выпускники коррекционных школ 8-го вида  - 105 человек (легкая степень умственной отсталости), 1-2 го вида (глухие и слабослышащие) – 32 человека.

 Обучающимся предоставлена возможность в течение 2-х лет освоить профессии «МАЛЯР», «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ», «ПОВАР-КОНДИТЕР» и «МАСТЕР СТОЛЯРНО - ПЛОТНИЧНЫХ И ПАРКЕТНЫХ РАБОТ» в учебных группах вместе с выпускниками общеобразовательных школ.

      Переход подростков из школьной системы обучения в учреждение начального профессионального образования в той или иной степени сопряжен с переживанием фрустрации в связи с необходимостью включения новых механизмов социальной адаптации и с формированием новых «рисунков» поведения. У некоторых подростков наблюдается достаточно стойкое делинквентное поведение, которое, чаще всего, сформировалось и закрепилось в условиях семейно-педагогической запущенности. Такие подростки требуют индивидуального психологического сопровождения и обучения по индивидуальному образовательному маршруту на протяжении всего периода учебы.  

   Часть подростков начинает обучение с низкой, либо с несформированной учебной мотивацией. Это явление полиэтиологично: причинами могут быть:

- заниженная самооценка на фоне длительного периода не успешности в школе,

- проявление личностной незрелости,

- отсутствие поддерживающего социального, в том числе, семейного окружения,

- индивидуалные психические особенности.

 Поэтому для данной категории учащихся в начале учебного года организованы экскурсионные посещения базовых предприятий KNAUF, TIKKURILA и ГОРЭЛЕКТРОТРАНС, показательные МАСТЕР – КЛАССЫ по профильным профессиям, встречи с выпускниками.

  На 1 курсе мы проводим подробное и глубокое знакомство с каждым обучающимся. Педагоги - психологи, социальные педагоги и врач психиатр проводят индивидуальные, а при возможности – семейные консультации (с  подростками из семей, либо, если подросток поддерживает отношения с родителями, лишенными родительских прав или другими родственниками и бывшими опекунами). Педагоги - психологи проводят «срезовые» тестирования в группах. Вся полученная информация, в дальнейшем, тщательно изучается и обрабатывается .

  И несмотря на то, что все учебные планы и программы по вышеперечисленным профессиям откорректированы таким образом, что усвоение материала становится более доступным и понятным, на каждого обучающегося составляется индивидуальная  программа реабилитации и адаптации, которая позволяет в дальнейшем составить индивидуальный образовательный маршрут  подростку с особыми образовательными потребностями.

  Совместно с педагогами, мастерами производственного обучения и воспитателями структурного подразделения «Детский дом» специалисты медико-психолого-педагогической службы под руководством заведующей отделения реабилитации и адаптации, разрабатывают реабилитационные программы сопровождения, проводят регулярные собеседования с учителями и мастерами с целью выработки  индивидуальных психолого-педагогических подходов.  

   С учетом наработанного материала  преподаватели и мастера производственного обучения имеют возможность выстраивать подачу материала на уроке таким образом, что все  обучающиеся становятся равноценными участниками учебного процесса в соответствии со своими способностями и интеллектуальными возможностями. На протяжении 5-ти последних лет наиболее успевающие учащиеся проходят предвыпускную производственную практику на базовых предприятиях, где за свой труд получают денежное вознаграждение в размере 10-15 тыс.руб.

Для обучающихся, имеющих трудности в усвоении теоретического материала и приобретении профессиональных навыков, проводятся дополнительные занятия  в учебно-производственных мастерских,  консультации и тренинговые занятия по специальным методикам.   В целях  снятия эмоционального настроения, построения  реалистичных планов на будущее, развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания мы широко используем в своей работе ПЕСОЧНУЮ и АРТ ТЕРАПИИ.

    Длительный промежуток времени в своей работе мы используем реализацию таких программ как:

- «МЫ САМИ» - направлена  на повышение социальной компетентности выпускников и плавную адаптацию их в социуме. В процессе работы над данной программой педагогические работники колледжа  принимали активное участие в разработке молодежного справочника по Санкт — Петербургу  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» - направлена на повышения уровня социальной адаптации и создания благоприятного психологического климата в учебных группах. За активное участие в разработке данной программы педагогический коллектив награжден дипломом за творческий и высокопрофессиональный вклад в реализацию данного проекта.

В рамках реализации проекта «ПРИГЛАШЕНИЕ В БУДУЩЕЕ» нашим коллективом разработан план мероприятий проведения акции «Скажи наркотикам - нет!» и данная работа отмечена БЛАГОДАРНОСТЬЮ  Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ.  

                                                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...

статья ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ

Статья по теме "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в школе" по проекту "Доступная среда"...

Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям

1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...

ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.

Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...

Статья на тему: «Организация индивидуальных образовательных маршрутов на занятиях в дополнительном образовании»

        Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибо...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....