Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.
статья на тему
Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования на примере индивидуального образовательного маршрута в "Колледже "ПетроСтройСервисе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_opendocument.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для подростков с особыми образовательными потребностями.
В нашем колледже «ПетроСтройСервис» инклюзивному образованию отводится особое место в общей системе профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих.
С 1986г. на базе колледжа работает отделение «Социальной адаптации и реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья». На отделении обучается 137 человек, из них:
- 49 имеют инвалидность,
- 38 проживают в структурном подразделении «Детский дом» (сироты и дети оставшиеся без попечения родителей),
- выпускники коррекционных школ 8-го вида - 105 человек (легкая степень умственной отсталости), 1-2 го вида (глухие и слабослышащие) – 32 человека.
Обучающимся предоставлена возможность в течение 2-х лет освоить профессии «МАЛЯР», «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ», «ПОВАР-КОНДИТЕР» и «МАСТЕР СТОЛЯРНО - ПЛОТНИЧНЫХ И ПАРКЕТНЫХ РАБОТ» в учебных группах вместе с выпускниками общеобразовательных школ.
Переход подростков из школьной системы обучения в учреждение начального профессионального образования в той или иной степени сопряжен с переживанием фрустрации в связи с необходимостью включения новых механизмов социальной адаптации и с формированием новых «рисунков» поведения. У некоторых подростков наблюдается достаточно стойкое делинквентное поведение, которое, чаще всего, сформировалось и закрепилось в условиях семейно-педагогической запущенности. Такие подростки требуют индивидуального психологического сопровождения и обучения по индивидуальному образовательному маршруту на протяжении всего периода учебы.
Часть подростков начинает обучение с низкой, либо с несформированной учебной мотивацией. Это явление полиэтиологично: причинами могут быть:
- заниженная самооценка на фоне длительного периода не успешности в школе,
- проявление личностной незрелости,
- отсутствие поддерживающего социального, в том числе, семейного окружения,
- индивидуалные психические особенности.
Поэтому для данной категории учащихся в начале учебного года организованы экскурсионные посещения базовых предприятий KNAUF, TIKKURILA и ГОРЭЛЕКТРОТРАНС, показательные МАСТЕР – КЛАССЫ по профильным профессиям, встречи с выпускниками.
На 1 курсе мы проводим подробное и глубокое знакомство с каждым обучающимся. Педагоги - психологи, социальные педагоги и врач психиатр проводят индивидуальные, а при возможности – семейные консультации (с подростками из семей, либо, если подросток поддерживает отношения с родителями, лишенными родительских прав или другими родственниками и бывшими опекунами). Педагоги - психологи проводят «срезовые» тестирования в группах. Вся полученная информация, в дальнейшем, тщательно изучается и обрабатывается .
И несмотря на то, что все учебные планы и программы по вышеперечисленным профессиям откорректированы таким образом, что усвоение материала становится более доступным и понятным, на каждого обучающегося составляется индивидуальная программа реабилитации и адаптации, которая позволяет в дальнейшем составить индивидуальный образовательный маршрут подростку с особыми образовательными потребностями.
Совместно с педагогами, мастерами производственного обучения и воспитателями структурного подразделения «Детский дом» специалисты медико-психолого-педагогической службы под руководством заведующей отделения реабилитации и адаптации, разрабатывают реабилитационные программы сопровождения, проводят регулярные собеседования с учителями и мастерами с целью выработки индивидуальных психолого-педагогических подходов.
С учетом наработанного материала преподаватели и мастера производственного обучения имеют возможность выстраивать подачу материала на уроке таким образом, что все обучающиеся становятся равноценными участниками учебного процесса в соответствии со своими способностями и интеллектуальными возможностями. На протяжении 5-ти последних лет наиболее успевающие учащиеся проходят предвыпускную производственную практику на базовых предприятиях, где за свой труд получают денежное вознаграждение в размере 10-15 тыс.руб.
Для обучающихся, имеющих трудности в усвоении теоретического материала и приобретении профессиональных навыков, проводятся дополнительные занятия в учебно-производственных мастерских, консультации и тренинговые занятия по специальным методикам. В целях снятия эмоционального настроения, построения реалистичных планов на будущее, развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания мы широко используем в своей работе ПЕСОЧНУЮ и АРТ ТЕРАПИИ.
Длительный промежуток времени в своей работе мы используем реализацию таких программ как:
- «МЫ САМИ» - направлена на повышение социальной компетентности выпускников и плавную адаптацию их в социуме. В процессе работы над данной программой педагогические работники колледжа принимали активное участие в разработке молодежного справочника по Санкт — Петербургу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» - направлена на повышения уровня социальной адаптации и создания благоприятного психологического климата в учебных группах. За активное участие в разработке данной программы педагогический коллектив награжден дипломом за творческий и высокопрофессиональный вклад в реализацию данного проекта.
В рамках реализации проекта «ПРИГЛАШЕНИЕ В БУДУЩЕЕ» нашим коллективом разработан план мероприятий проведения акции «Скажи наркотикам - нет!» и данная работа отмечена БЛАГОДАРНОСТЬЮ Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...
статья ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ
Статья по теме "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в школе" по проекту "Доступная среда"...
Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям
1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...
ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.
Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...
Статья на тему: «Организация индивидуальных образовательных маршрутов на занятиях в дополнительном образовании»
Актуальность индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибо...
Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "
Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include- заключаю ,включаю). - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....
Особенности организации инклюзивного образования в образовательных учреждениях
Педагогика. Инклюзивное образование....