Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ
презентация к уроку на тему

Ермоленко Вадим Сергеевич

Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ

Современная система образования ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей обучаемого в зависимости от его индивидуальных образовательных способностей.

Анализируя нормативно-правовые документы автор приходит к следующим выводам:

Пункт 1 статьи 2 федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющейся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Указанная норма определяет, что любое образование ориентировано, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей человека в интересах семьи, общества и государства.

Это ставит перед системой образования главную цель: удовлетворить индивидуальные образовательные потребности человека.

Статья 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует право на образование, а из этого следует, что любая дискриминация при получении образования запрещена.

Таким образом, становится очевидным, что в Российской Федерации каждому индивиду гарантировано удовлетворение образовательных потребностей в зависимости от его образовательных способностей.

В настоящее время в России, в основном, применяется коллективная форма удовлетворения образовательных потребностей. При такой организации образовательного процесса становится крайне сложно выявить и удовлетворить индивидуальные образовательные запросы обучающихся.

Особенную сложность, по мнению автора, представляет процесс организации профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Попробуем разобраться в чем тут дело.

Представляя процесс профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как динамичную систему «объект»-«объектных» отношений мы видим, что, с одной стороны, во взаимодействие включен обучающийся (инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья с индивидуальными образовательными потребностями жестко диктуемыми, как правило, состоянием здоровья, т.е. с весьма индивидуальными образовательными способностями) и, с другой стороны, профессиональная образовательная организация (предоставление образовательных услуг которой, качество предоставляемых образовательных услуг и время на предоставление этих образовательных услуг жестко регламентировано ФГОСми и другими нормативными документами).

Из сказанного понятно, что качество предоставляемых образовательных услуг, при использовании коллективных формы организации образовательного процесса, остается на низком уровне. Практически не реализуется требование современности об индивидуализации обучения.

Решению возникающих противоречий способствует применение в профессиональном образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуальных образовательных маршрутов.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение индивидуального учебного плана как учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации и содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Мы же, находясь в строгих рамках ФГОСа, с одной стороны, и имея дело с образовательными возможностями обучающихся, с другой стороны, говоря об индивидуальных образовательных маршрутах не подразумеваем изменение содержания профессионального образования, а имеем ввиду выбор оптимальных форм, средств, методов и темпов обучения, применения тех способов учения, которые в большей степени соответствуют индивидуальным образовательным потребностям и способностям конкретного обучающегося инвалида и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме сказанного необходимо уточнить, что индивидуализации, как правило, подлежит лишь теоретическая часть учебного плана по профессии, т.к. в рамках подготовки квалифицированных рабочих, служащих в нашем Лицее реализуемая профессиональная образовательная программа кроме цели приобретения обучающимися квалификации, преследует цель профессиональной реабилитации обучающихся, их полного и гармоничного вхождения в профессиональную жизнь.

Резюмируя сказанное автор делает следующий вывод:

Заканчивая рассмотрение вопроса об обосновании необходимости внедрения в организацию профессионального образования инвалидов и ЛОВЗ индивидуальных образовательных маршрутов, предлагаю обратиться к основным практическим моментам разработки ИОМ.

Итак, итоги профессионального образования инвалидов и ЛОВЗ, использующих ИОМ, их гармоничная профессиональная реабилитация, на наш взгляд, тесно связаны с качеством разработки ИОМ.

Ввиду того, что основная задача ИОМ это удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей с учетом индивидуальных образовательных способностей, а образовательный процесс представлен динамичной «объект»-«объектной» структурой, для разработки ИОМ в Лицее привлекаются и учитывается мнение следующих участников образовательного процесса:

Участник образовательного процесса

Основные задачи участника образовательного процесса

Администрация лицея

Производит оценку потенциала Лицея для реализации ИОМ, осуществляет контроль качества обучения, обеспечивает соблюдения прав и свобод участников образовательного процесса

Педагоги-психологи

Выявляют наиболее эффективные образовательные технологии при обучении индивида, диагностируют его мотивацию к обучению, сформированность когнитивных процессов, стабилизируют психоэмоциональный фон обучающегося в процессе обучения, осуществляют сопровождение образ. пр-са

Социальные педагоги

Диагностируют социальные проблемы обучающегося, вырабатывают рекомендации и оказывают практическую помощь по решению выявленных проблем, сопровождают образовательный процесс обучающихся

Тьюторы

Выявляют наиболее затруднительные моменты в освоении учебного материала, решают вопросы преодоления  выявленных затруднений

Обучающийся

Предъявляет образовательные запросы, самоорганизуют образовательную деятельность, рефлексируют к образовательному процессу

Родитель

Предъявляет образовательные требования, оказывают помощь обучающимся в освоении учебного материала, контролируют образовательную деятельность обучающихся

Медицинский работник

Выявляет ограничения здоровья обучающегося, осуществляет медицинское сопровождение образовательного процесса

Преподаватель (мастер производственного обучения)

Формулирует формы и методы обучения, формирует тематику ИОМ и сроков его освоения, контролирует и оценивает образовательную деятельность обучающегося

Познакомившись с основными участниками разработки и реализации ИОМ, справедливо будет заметить, что некоторые трудности вызывает система оценивания образовательной деятельности обучающегося.

В нашем Лицее, для решения этого затруднения, действует рейтинго-накопительная система оценки, подробно на которой автор останавливаться не станет.

Уважаемые коллеги, для ознакомления вам предложен макет ИОМ. Из макета не трудно заметить, что обучающийся имеет представление о полном объеме учебной работы, которую необходимо выполнить, и о критериях оценивания знаний.

Подводя итог выступления уместно сделать вывод о том, что применение ИОМ при реализации ППКРС поможет обучающимся более полно и менее травматично адаптироваться в новых условиях. Кроме того, учет индивидуальных особенностей будет способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, личностной заинтересованности обучающихся в получении профессионального образования, т.к. они получают возможность участия в планировании своего обучения.

Таким образом использование ИОМ, как педагогической технологии, несомненно положительно скажется на результатах освоения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья профессиональных образовательных программ.

Старший методист УМО СПб ГБОУ НПО «ПРЛ»                В.С. Ермоленко

19.05.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра

В методических рекомендациях содержатся теоретические и практические материалы по теме «Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта».В крат...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

УМК как средство модернизации ресурсов профессиональной образовательной организации

Обеспечением  качественного профессионального образования является  «Паспорт комплексно-методического обеспечения предметов (профессий)» (КМО). Паспортизации могут подлежат...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...