2. | Постановка учебной цели и задач. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний (3 мин.) | Сегодня нам предстоит изучить интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того, как разгадаете кроссворд. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда, который состоит из определений, изученных на предыдущих уроках. 1. Ученый – эволюционист, совершивший путешествие на корабле Бигль (ДАрвин) 2. Вид, обитающий на небольших территориях и не встречающихся в других местах (энДемик). 3. Число новых особей, появившихся в популяции в результате размножения за единицу времени (рождАемость). 4. Вид, занимающий обширные площади и территориях и встречающихся повсеместно (космоПолит). 5. Число особей, погибших за определенный период времени (смерТность). 6. Область распространения и развития вида (ареАл) 7. Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени населяющих определенную территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от особей других подобных совокупностей (популяЦия) 8. Название военного корабля, на котором путешествовал Ч.Дарвин (БИгль) 9. Исключение или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида из разных популяций (ИзолЯция) В результате разгадывания кроссворда, вертикально полученное слово и будет темой нашего урока. «АДАПТАЦИЯ». Учитель добавляет, что тема нашего урока: «АДАПТАЦИЯ организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора». Сегодня в ходе урока по эволюции мы сможем ответить на следующие вопросы: - Почему зебра полосатая?
- Почему у жирафа длинная шея?
- Для чего рыбе плавники?
Учитель записывает проговорённую тему на доску.
Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока? • Сформировать знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса.
2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели?
| - Разгадывают кроссворд.
- Называют тему «Адаптация». - Учащиеся записывают тему урока в тетради. Осознают цель предстоящей деятельности на уроке. -Учащиеся предполагают, что надо узнать, что такое адаптация, какие бывают адаптации, в результате чего она появляется и зачем она нужна.
- Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомиться с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя. | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; Познавательные УУД – решать задачу, поставленную учителем (кроссворд), применив творческий подход, учатся понимать смысл биологических терминов Коммуникативные УУД - определять тему и цель урока, определять свои функции на уроке. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий |
3. | Изучение нового материла.
1.Актуализация опорных знаний. (5 мин.)
2.Совместное открытие нового знания (23 мин.) | Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ • Почему зебра полосатая? • Почему у жирафа длинная шея? • Для чего рыбе плавники? - С каким общим словом ассоциируются эти предложения? - Что такое адаптация? - Какой синоним данному слову можно подобрать? АДАПТАЦИЯ= ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ Учитель рассказывает, что в природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной: борьбы за существование, в результате которой выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды.
Учитель при помощи табличек со словами «Борьба за существование», «Естественный отбор», «Приспособленность организмов к окружающей среде, многообразие видов», «Следствие», «Результат» просит учащихся составить схему так, что из одного понятия вытекало другое.
Просит пояснить схему, выслушивает ответы учащихся и подводит итог. Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования.
Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, узнаем механизм появления адаптаций. Свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях окружающей среды. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ = АДАПТАЦИЯ. Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь «Адаптация - это приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции».
Сейчас пользуясь учебником, рисунками, коллекциями организмов животных и растений, карточками с заданиями, выполним лабораторную работу.
Учитель выдает задание для Лабораторной работы по теме: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» Цель: изучить многообразие адаптаций, рассмотреть примеры приспособленности организмов к среде обитания, выяснить характер (специфику) адаптации; оценить степень ее целесообразности; использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения механизма возникновения приспособленности. Оборудование: открытки с изображением и описанием различных организмов, рисунки, коллекции организмов животных и растений, карточки для выполнения заданий. Задание. Рассмотрите коллекции живых организмов, открытки, рисунки, пользуясь учебником, заполните таблицу «Многообразие адаптаций». Вид адаптации | Характеристика адаптации | Примеры адаптаций | - Мимикрия
|
|
| - Маскировка
|
|
| - Предостерегающая окраска
|
|
| - Покровительственная окраска
|
|
| - Морфологические адаптации
|
|
| - Физиологические адаптации
|
|
| - Биохимические адаптации
|
|
| - Поведенческие адаптации
|
|
|
- Сформулируйте вывод, к таблице ответив на вопрос: Каково значение приспособлений? От чего зависит формирование того или иного приспособления? Вывод: Разные виды адаптаций помогают организмам выживать и оставлять плодовитое потомство. Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Вместе с учащимися приводит примеры ситуаций, когда полезны приспособления, а в каких случаях приносят вред. Заяц (зимой и летом), он незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев (ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать - он погибнет) Итак, вы узнали о некоторых приспособлениях организмов к различным условиям обитания. Формирование того или иного приспособления з зависит от действия факторов окружающей среды.
Подумайте и запишите в тетрадь признаки взаимных приспособлений хищников и жертв. Приведите примеры приспособительных механизмов у паразитических организмов. | - Дают ответы на заданные вопросы. - Предполагают, что адаптация и приспособленность – это слова, имеющие общий смысл.
- Составляют схему в тетради, один учащийся – на доске: «Борьба за существование» следствие «Естественный отбор»
результат
«Приспособленность организмов к окружающей среде, многообразие видов»
- Поясняют, почему в таком порядке расположили слова, дают определение термину «адаптация».
- Записывают тему лабораторной работы, цель, оборудование. Работают парами, выполняют задания. Читают параграф, рассматривают коллекции живых организмов, открытки, рисунки. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, объясняют образование приспособленностей с позиций существовавших научных точек зрения. Сравнивают и анализируют гипотезы приспособленности. Высказывают свое мнение, с чьей точкой зрения они согласны. Описывают механизмы возникновения приспособлений. Записывают в тетрадь. Описывают и называют типы адаптации самостоятельно. Записывают характеристику адаптаций. Записывают в тетрадь примеры приспособлений. Объясняют свой выбор. Корректируют записи Осуществляют само- и взаимопроверку.
- Высказывают предположения о значении, пользе и вреде приспособлений. Формулируют вывод об относительном характере адаптаций.
- Фиксируют в тетрадях свои ответы. Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Проверяют выполненное задание. Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу. Слушают, анализируют. |
Предметные УУД: - учатся понимать биологические термины Познавательные УУД: - учатся высказывать свое мнение; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, анализировать, классифицировать и обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Регулятивные УУД: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; составлять план решения проблемы; работать по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение; формирование познавательных интересов и мотивов, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения.
|
4. | Закрепление изученного материала (10 мин.) | А теперь закрепим изученный материал. Я читаю фрагмент, а вы называете какой это вид адаптации. - Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать.
- Вдоль побережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень ядовитый осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, яда в нем достаточно, чтобы убить 10 человек.
- Жук-бомбардир вырабатывает химические вещества, которые при опасности поступают в воронкообразный отдел задней части его тела. Там начинается бурная реакция, и образовавшаяся неприятная жидкость, взрываясь, выбрасывается прямо на нападающего.
- Некоторые животные в качестве защиты используют запах: североамериканский скунс способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса.
- Гусеницы пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются сучку.
- Морские сомики, обнаружив, что к ним приближается хищная рыба, сразу же группируются в своеобразное подобие клубка. Их головы оказываются в центре этого «архитектурного сооружения», а заостренные хвостики торчат наружу. Издали «клубок» напоминает колючего морского ежа, которого хищники предпочитают обходить стороной.
| Слушают, отвечают на вопросы.
| Регулятивные УУД - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД - использовать приобретённые для выполнения заданий. Личностные УУД -оценивание усваиваемого материала. Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
5. | Информация о домашнем задании. Рефлексия (2 мин.) | Учитель комментирует выполнение домашнего задания. параграф 4.10; заполнить таблицу по параграфу: Вид | Среда обитания | Черты приспособленности | Относительный характер |
|
|
|
|
Рефлексия Техника выявлений ожиданий «Ресторан» Насытились?
1. Я съел бы еще … 2. Больше всего мне нравится … 3. Я почти переварил … 4. Пожалуйста, добавьте … 5.Я переел… 6. Этот ресторан вообще… | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и высказывают то, что узнали на уроке, что «съели бы еще ..(то есть , что бы хотели еще узнать), и т.д. | Коммуникативные УУД - умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учатся выражать свои мысли, учатся использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные УУД -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные УУД - оценивать результат собственной деятельности, формирование личностного самоопределения. |