Тема 2.2.1 "Практическое занятие №4. Номенклатура и изомерия углеводородов."
план-конспект урока
Номенклатура органических веществ – это система правил, которые позволяют дать уникальное название каждому химическому соединению. ... Номенклатура органических веществ – это система правил, которые позволяют дать уникальное название каждому химическому соединению. Перед изучением номенклатуры органических веществ обязательно рекомендую познакомиться с темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок номенклатура органических веществ | 62.5 КБ |
Практическая работа № 4 | 42.5 КБ |
Вариант № 2 | 42.5 КБ |
Вариант №1 | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Основы номенклатуры органических соединений»
Цели: познакомить учащихся с тривиальными названиями и рациональной номенклатурой;
дать общее представление об основных принципах формирования названий органических соединений по международной номенклатуре;
формировать умение называть органические соединения по международной номенклатуре.
Оборудование: карточки- подсказки «Основные классы органических соединений»
Ход урока.
I. Оргмомент: знакомство с классом, цели и задачи урока.
Что обозначает слово «номенклатура»?
Номенклатура – это система названий, употребляющихся в какой-либо науке.
Мы будем знакомиться с основами формирования названий органических соединений по международной номенклатуре.
II. Изучение нового материала.
1. Историческая справка.
Кроме международной номенклатуры в органической химии используются:
тривиальные (исторически сложившиеся ) названия: уксусная кислота, глицерин (от греч. glykys - сладкий), формальдегид (от лат. formika – муравей). Химики и сейчас редко называют ацетилен этином, а муравьиную кислоту – метановой.
Рациональная номенклатура, согласно которой содинение рассматривалось как производное наиболее типичного представителя класса:
метилацетилен, димитилэтилен и др.
Число органических соединений растёт в геометрической прогрессии. Химикам разных стран стало трудно общаться, поскольку одни и те же вещества имели раные названия, а под одним названием подразумевали несколько веществ. Химики всех стран, входящих в Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) создали специальный комитет, который выработал основы единой для всех органических веществ номенклатуры. Эту номенклатуру называют международной или номенклатурой ИЮПАК.
2. Основы международной номенклатуры органических соединений.
Для того чтобы уметь пользоваться ею, нужно совсем немного:
- Знать сведения таблицы 3. «Основные классы органических соединений» и уметь ими пользоваться. ( Перепишите на плотную бумагу эту таблицу, сделайте себе карточку-подсказку) .
- Хорошо знать названия первых представителей гомологического ряда предельных углеводородов (от метана до декана) и радикалов. (Сделайте на обратной стороне другую карточку-подсказку):
Названия алканов и их радикалов
Состав алкана | Название | Радикал | Название |
СпН2п+2 | алкан | -СпН2п+1 | алкил |
СН4 | метан | -СН3 | метил |
С2 Н6 | этан | -С2 Н5 | этил |
С3 Н8 | пропан | -С3 Н7 | пропил |
С4 Н10 | бутан | -С4 Н9 | бутил |
С5 Н12 | пентан | -С5 Н11 | амил |
С6 Н14 | гексан | -С6 Н13 | гексил |
С7 Н16 | гептан | -С7 Н15 | гептил |
С8 Н18 | октан | -С8 Н17 | октил |
С9 Н20 | нонан | -С9 Н19 | нонил |
С10 Н22 | декан | -С10 Н21 | децил |
- Хорошо знать алгоритм названия веществ ациклического строения:
1. Выбрать самую длинную углеродную цепь.
2. Пронумеровать её с той стороны, к которой ближе радикалы, или старший заместитель, или кратная связь ( в зависимости от класса вещества ).
Порядок старшинства основных групп указан на странице 36 учебника.
3. Указать в префиксе (те же приставки, но специфические, химические)
положение (номер атома углерода) и название радикала, заместителя, функциональной группы в алфавитном порядке.
4. Записать корень, соответствующий числу атомов углерода в главной цепи.
5. Если есть двойная связь, то после корня поставить суффикс -ен с указанием положения связи в цепи; для тройной связи использовать
суффикс -ин. Если кратных связей нет – суффикс -ан.
6. После этого указать суффикс, соответствующий кетону, альдегиду или кислоте, если есть соответствующие функциональные группы. Для кетонов указывается положение функциональной группы.
7. Если в веществе несколько одинаковых радикалов, заместителей, связей или функциональных групп, то они называются вместе, с использованием числительных:
2 – ди, 3 – три, 4 – тетра и т.д.
8. При написании названия все цифры отделяются друг от друга запятыми, а от букв – дефисами.
Пример:
5 4 3 2 1
СН3 – СН – СН – СН – СООН
| | |
СН3 СН3 NH2
2 -амино – 3,4 – диметилпентановая кислота.
1.Поскольку в главной цепи пять атомов углерода, основа названия - пентан.
2. В молекуле есть функциональная группа – -СООН карбоксильная . На её присуствие указывает -овая кислота
3. В главной цепи есть три заместителя:
амино –группа, её положение указывается цифрой 2,
и две метильные группы. На число метильных групп указывает частица ди-, а на положение в цепи цифры 3,4. Между цифрами есть запятая, цифры от букв отделены дефисом.
III Закрепление.
1. Расшифруйте название вещества, формула которого:
1 2 3 4 5
СН3 – С = СН – СН2 – СН3
|
СН3 2 – метилпентен – 2
1. В главной цепочке 5 углеродных атомов, поэтому основа названия – пентан (по названию соответствующего алкана).
2. Так как в молекуле имеется двойная связь, суффикс -ан в основе названия изменяется на – ен.
3. После основы названия указано положение двойной связи в цепи: она начинается от второго углеродного атома.
4. В главной цепи имеется один заместитель - метил СН3 . Он называется перед основой названия с указанием положения в цепи: при втором атоме углерода.
Работа в парах.
2. Назовите вещество по международной номенклатуре:
СН3
|
НО – СН2 - С – СН2 - СН3
|
СН3
3. Составьте формулу вещества: 2,3 – диметилбутен – 1.
4. Проверьте правильность выполнения задания.
IV. Домашнее задание : § 6, выучить названия алканов и первых трёх радикалов, алгоритм названия веществ ациклического строения,
Упр. 1(б,г,д,е), 2 (а,б,в,г).
V . Итог урока
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания по теме «Углеводороды», овладеть навыками составления структурных формул органических соединений, использовать правила систематической номенклатуры при их названии. Овладеть навыками решения простейших химических задач.
Оборудование: шаростержневые модели органических соединений.
Литература: Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень, М.: Просвещение.2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1. Выполнение и оформление практической работы.
2. Защита практической работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
- Выполните практическую работу согласно инструкции и своему варианту, решите задачи.
- Ответьте на предлагаемые вопросы.
Выполнение работы:
вариант
Предварительный просмотр:
«Номенклатура органических соединений. Решение задач»
2 вариант |
1 Напишите формулы органических веществ Этан пентан декан гептан октан |
2.Длина связи алкинов |
1)0,154 нм; 2) 0,134нм ; 3) 0,120 нм |
3. Виды гибридизации алканов |
1)Sp 2)sp2 3)sp3 |
4. Энергия связи алкенов |
|
5.Название углеводорода, формула которого C3H8 1) этан; 2) пропан; 3) бутан ; 4)пентан |
6. Изомером гептана является: 1) 2,3-диметилгептан; 2) 2,3-диметилбутан; 3) 2,3-диметилпентан; 4) 2,3-диметилгексан. |
7. Гомологом 2,4-диметилоктана является: 1) 2,5-диметилгептан; 2) 3,3-диметилбутан; 3) 2,3-диметилпентан; 4) 2,4-диметилгексан. |
8 Напишите формулы органических веществ а) 2-метилпентана, б) 2-бромпропана, в) 2,3-диметилпентана, г)3,3 диэтил 4 пропилгептен1 д)2 метил 2,4,4 триметилгептан |
9. Напишите название веществ а) СН3 – СН – С ≡ СН ⏐ СН3 б) СН3 – СН – С ≡ СН ⏐ СН3 - СН2 в) СН3 – СН – СН – СН3 ⏐ ⏐ Cl Сl г) СН3 ⏐ СН3 – СН2 – СН2 – СН – СН3 ⏐ СН3 |
Предварительный просмотр:
«Номенклатура органических соединений. Решение задач»
1 вариант |
Пропан нонан метан гексан бутан |
2. Длина связи алканов |
|
3.Виды гибридизации алкенов |
1)Sp 2)sp2 3)sp3 |
4 Энергия связи алкинов |
814 кДж/м; 2) 612 кДж/м; 3) 347 кДж/м |
5.Название углеводорода, формула которого C5H12 1) этан; 2)пентан; 3) бутан ; 4) пропан |
6. Изомером октана является: 1) 2,3-диметилгептан; 2) 2,3-диметилбутан; 3) 2,3-диметилпентан; 4) 2,3-диметилгексан. |
7. Гомологом 2,3-диметилоктана является: 1) 2,5-диметилгептан; 2) 3,3-диметилбутан; 3) 2,3-диметилпентан; 4) 2,4-диметилгексан. |
8. Напишите формулу органических веществ а.) 2-метилбутана, б) 2-хлорэтана, в) 2,2,3-триметилпентана, г) тетраметилметан д)2метилгексен3 |
9. Напишите название органических веществ
а) СН3 – СН2 – СН – С ≡ С – СН2 – СН2 – СН3 ⏐ СН3 б) СН3 ⏐ СН3 – СН2 – С – СН2 – СН3 ⏐ СН3 в) СН3 – СН2 – СН2 – СН – СН2 – СН3 ⏐ Сl г) СН2 = СН – СН2 – СН2 – СН2 – СН3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Компетентностный подход на занятиях иностранного языка»
Методическая разработка на тему: «Компетентностный подход на занятиях иностранного языка»...
Доклад на тему "Интерактивные формы проведения занятий"
Интерактивные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи....
Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество...
Внеклассное мероприятие на тему :" Защитим родной язык" Занятие второе.
Защита родного языка -тема очень важная , так как русский язык постепенно теряет свои позиции среди языков народов мира.Втророй проблемой обозначена безграмотность взрослых и детей.Занятие позво...
Презентация к докладу, школа педагогических знаний, 25.04.2016. Тема: Учебные игры на занятиях по разделу: «Сестринская помощь в терапии»
Цель данной презентации к докладу: отразить значимость использования учебных игр на занятиях по разделу «Сестринская помощь в терапии»....
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «СМЫСЛ ЖИЗНИ» (бинарное занятие с участием преподавателя биологии)
Цель занятия: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, продолжить формирование ценностных ориентаций.Формирующиеся ценности: доброта, отзывчивость, вни...