Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
методическая разработка
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основополагающих документов, отражена связь с практикой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Алексеевский колледж»
Методическая разработка учебного занятия
Тема: «Технологическая карта учебного занятия
по МДК 03.03 Теория и методика
экологического образования дошкольников»
Черменева С.И.,
преподаватель
общепроыессиональных дисциплин
и профессиональных модулей
специальности
44. 02.01 Дошкольное образование
2020г.
Аннотация. В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основополагающих документов, отражена связь с практикой.
ТЕХНОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Дата: ___________
Группа: 241 специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Тема. Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.
Цель. Формирование знаний о методике и условиях исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста через активные приемы обучения.
Задачи.
Образовательная.
Оказывать помощь в формировании знаний об элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников: понятие, классификация, методика проведения элементарных опытов, организация исследовательской деятельности в повседневной жизни, условия исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Развивающая.
Создавать условия для развития аналитических умений: обосновывать выбор приемов работы, формулировать выводы и предложения.
Продолжать совершенствовать умения формулировать цель и задачи формы работы с детьми дошкольного возраста.
Воспитательная.
Содействовать воспитанию желания самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.
Вид занятия. Усвоение новых знаний и способов действия.
Тип занятия. Эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы.
Оборудование:
- презентация к учебному занятию по теме «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников»,
- содержание раздела «Исследовательская деятельность дошкольников» От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -358с.
- таблицы «Примеры элементарных природоведческих опытов для дошкольников»,
- вопросы для анализа опыта по изучению свойств песка,
- карточки-задания по формулировке цели и задач к опыту, выводов и предложений,
- примерные вопросы для интервью (к индивидуальному заданию),
- музыкальная композиция «Жаворонок» аргентинского композитора Ариэль Рамирес.
Информационное обеспечение:
Основная литература:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издательство: М.: Академия , 2014г.- 224 с.
Дополнительная литература:
- Экологическое образование детей дошкольного возраста /сост. Чернодубровская О.М.-Белгород, 1997.
Электронные ресурсы:
- Сайт для работников дошкольного образования
Режим доступа: www.ivalex.vistcom.ru/zanatia-11.html
- Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». Работа с дошкольниками. Режим доступа: http://festival.1september.ru/preschool
Квалификационные требования:
Общие компетенции
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Профессиональные компетенции
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Структура учебного занятия
- Вводная часть. 5 мин.
- Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Основная часть. 30 мин.
- Сообщение новых знаний и актуализация способов действия.
- Первичное закрепление.
- Итоговая часть 10 мин.
- Сообщение задания для самоподготовки, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Методы и приемы:
- установочная беседа;
- проблемные вопросы;
- сообщение новых знаний и актуализация способов действия;
- выполнение дидактических заданий
- аргументированная беседа «Установи последовательность приемов проведения опытов»;
- просмотр и анализ видеоролика «Опыт по изучению свойств песка с детьми 6-го года жизни»
- просмотр обучающей презентации «Условия исследовательской деятельности в ДОУ»;
- мини-тест «Проверь себя»;
- рефлексия «Продолжи предложение»;
- итоговая аналитическая беседа.
Предварительная работа. Анализ раздела «Исследовательская деятельность дошкольников» программы «От рождения до школы», под ред. Н.А. Веракса, 2014г.
Задание для самоподготовки.
Задание для всех обучающихся:
Для расширения и закрепления знаний по теме «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников» ознакомиться с материалом в учебнике Николаевой С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. Издательство: М.: Академия, 2014г.- 272 с.: стр.76-97.
2. Задания по выбору:
2.1. Составить картотеку природоведческих опытов (указать тему, для какого возраста, краткое описание содержания).
2.2. Составить конспект проведения опыта в природе .
3. Индивидуальное задание:
Подготовка индивидуального сообщения-интервью со старшим воспитателем о конкурсе «Я - исследователь» в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 10» Алексеевского городского округа.
Преподаватель ____________ ФИО
Технология проведения занятия
№ | Этап учебного занятия | Время | Цель | Материалы и оборудование | Приемы организации деятельности преподавателя | Приемы организации деятельностиобучающихся |
1. | Вводная часть | 5 мин. | Проверка готовности обучающихся к учебному занятию. Организация внимания. Актуализация знаний. Формулировка темы и дидактической цели занятия. | Слайд №1 «Цитаты об исследовательской деятельности дошкольников» Слайд №2 «Тема и цель занятия» Слайд №3 «Целевые ориентиры ФГОС ДО» | Приветствие. Проверка посещаемости. Заполнение журнала. Установочная беседа. | Приветствие. Анализ цитат. Формулировка темы и индивидуальных целей обучающихся на занятии. Запись в тетрадь темы занятия. |
2. | Основная часть | 30 мин. | ||||
2.1 | Эвристическая беседа | 3 мин. | Сообщение новых знаний | Слайд № 4 «Определение «Исследовательская деятельность» Слайд №5 «Классификация опытов» | Проблемные вопросы. | Ответы на вопросы. |
2.2 | Дидактическое задание «Виды опытов» | 3 мин. | Ознакомление с видами опытов | Слайд №5 «Классификация опытов» Таблица «Виды опытов» | Инструктаж по выполнению заданий. | Выполнение заданий, определение вида опыта по классификации |
2.3 | Дидактическое задание «Структурирование приемов методики проведения опыта» | 4 мин. | Изучение новых знаний под руководством преподавателя | Слайд №6 «Методика проведения опыта» | Инструктаж по выполнению задания: выбрать и объяснить прием организации опыта с детьми дошкольного возраста. - проблемная ситуация - рассматривание оборудования - инструктаж по технике безопасности - выдвижение гипотезы - исследовательская деятельность - анализ результатов - фиксация результатов - формулировка выводов - итоговая беседа по результатам исследования - связь изучаемого явления с жизнью | Заполнение опорной схемы на экране доски «Приемы организации опыта». Запись в тетрадь методики проведения опыта |
2.4 | Просмотр и анализ видеоролика «Опыт по изучению свойств песка» | 7 мин. | Закрепление знаний о методике проведения опытаФормирование умения формулировать цель и задачи исследовательской деятельности для взаимодействия с детьми. | Слайд №7 видеоролик «Опыт по изучению свойств песка» Слайд №8 Картинка-заставка «Опыт с дошкольниками» | Демонстрация видеоролика «Опыт по изучению свойств песка для детей 6-го года жизни». Сообщение задания: сформулировать цель и задачи к «Опыту по изучению свойств воды для детей 6-го года жизни» анализ выбора приемов работы, формулировка выводов и приемов по совершенствованию (работа в парах) Выставление оценок. | Просмотр видеоролика. Формулировка цели и задач к нему, (работа в парах). Аргументированная защита цели и задач к просмотренному видеоролику «Опыт по изучению свойств песка для детей 6-го года жизни», анализ выбора приемов работы и формулировки выводов и приемов по совершенствованию |
2.5 | Дидактическое задание «Исследовательская деятельность дошкольников в повседневной жизни» | 3 мин. | Формирование умений систематизировать материал | Слайд №9 «Исследовательская деятельность дошкольников в повседневной жизни» | Инструкция: предложить приемы исследовательских действий в повседневной жизни (работа в паре). Музыкальная композиция «Жаворонок» аргентинского композитора Ариэль Рамирес. Выставление оценок. | Выполнение и представление задания (работа в паре). |
2.6 | Индивидуальное сообщение- презентация студента «Зона исследования в детском саду» | 3 мин. | Формирование исследовательских умений | Слайд №10-16 Индивидуальное сообщение-презентация студента «Оборудование в уголке экспериментальной деятельности» | Индивидуальное сообщение студента «Зона исследования в детском саду», опорная схема. | Просмотр презентации |
3. | Итоговая часть. | 10 мин. | ||||
3.1 | Мини-тест «Проверь себя» | 3 мин. | Закрепление знаний | Слайд №17 | Объяснение и проверка заданий теста | Выполнение заданий мини-теста |
3.2 | Сообщение домашнего задания | 2 мин. | Формирование умений разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | Слайд №18 | Сообщение вариантов домашнего задания и задания самостоятельной работы, уточнение способов их выполнения. | Запись выбора варианта домашнего задания. |
3.3 | Рефлексия | 3мин. | Создание условия для осмысления содержания занятия, определение направлений работы по профессионально-педагогическому саморазвитию. | Слайд №19 Рефлексивные карточки-задания «Продолжи предложение» | Рефлексивная беседа по результатам заполнения карточек-заданий «Продолжи предложение». Анализ ответов. | Заполнение рефлексивных карточек-заданий «Продолжи предложение», |
3.4 | Подведение итогов | 2 мин. | Систематизация знаний | Слайд №20 -21 ОК и ПК | Сообщение о реализации ФГОС СПО на учебном занятии. | Участие в беседе |
Литература
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издательство: М.: Академия , 2014г.- 224 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -358с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
№ 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество...
Технологическая карта теоретического занятия № 1 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований
Технологическая карта теоретического занятия № 1 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...
Технологическая карта теоретического занятия № 3 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований
Технологическая карта теоретического занятия № 3 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...
Технологическая карта теоретического занятия № 4 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований
Технологическая карта теоретического занятия № 4 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...
Технологическая карта теоретического занятия № 5 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований
Технологическая карта теоретического занятия № 5 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...
Технологическая карта теоретического занятия № 6 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований
Технологическая карта теоретического занятия № 6 МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...
Методическая разработка учебного занятия Тема : " Сложное маневрирование : Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку."
Одной из будущих профессиональных компетенций водителя являются действия по обеспечению безопасности дорожного движения. В условиях интенсивности современного дорожного движения водителю жизненно необ...