ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «СМЫСЛ ЖИЗНИ» (бинарное занятие с участием преподавателя биологии)
классный час

Виктория Сергеевна Васина

Цель занятия: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, продолжить формирование ценностных ориентаций.

Формирующиеся ценности: доброта, отзывчивость, внимание к ближнему, чувство сопереживания, милосердие, доброжелательность к людям с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_smysl_zhizni.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

для обучающихся СПО по теме

 «СМЫСЛ ЖИЗНИ»

(бинарное занятие с участием преподавателя биологии)

Цель занятия: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, продолжить формирование ценностных ориентаций.

Формирующиеся ценности: доброта, отзывчивость, внимание к ближнему, чувство сопереживания, милосердие, доброжелательность к людям с ограниченными возможностями.

Продолжительность занятия: 45 минут

Планируемые результаты 

Личностные:

Препятствовать действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или других людей). Демонстрировать приверженность принципам честности, порядочности, открытости.

Метапредметные:

Формирование умений общаться, вести дискуссию, уважать мнение других, формулировать выводы.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации

Комплект материалов:

– сценарий,

– методические рекомендации,

– видеофрагменты интервью студентов и преподавателей колледжа,

– презентационные материалы.

Часть 1. Мотивационная.

Педагог начинает занятие с обсуждения темы занятия, задает аудитории вопросы: что такое счастье и смысл жизни? Имеет ли смысл жизнь людей с синдромом Дауна?

Часть 2. Основная.

Обсуждение вопросов адаптации людей с синдромом Дауна в обществе, выясняются причины возникновения синдрома и его отличительные черты. Демонстрация видеороликов, просмотр презентации, выступление преподавателя биологии.

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов мероприятия

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

  Преподаватель: Здравствуйте!  Мы с вами совершенно разные, незнакомые друг другу люди, но нас объединяет то, что каждый из нас либо уже задавался этими вопросами, либо обязательно задастся. Что это за вопросы? Внимание на экран.

(фрагменты интервью студентов колледжа с вопросом о смысле жизни и понятии счастья).

Итак, тема нашей сегодняшней беседы, как вы уже догадались: В чём смысл и счастье жизни?

В видеофрагменте вы слышали, что для большинства опрошенных смысл жизни заключается в семье, ну или, по крайней мере, семья и близкие люди являются обязательной составляющей понятия счастья.

Безусловно, что все люди мечтают о том, чтобы они сами и их дети были здоровыми, красивыми, способными, а значит счастливыми, а что делать, если, как гром среди ясного неба звучит приговор врачей, что ребенок родится с хромосомной аномалией, например, синдром Дауна.

Вопрос аудитории: Как вы считаете, в чём заключается  смысл жизни людей с синдромом Дауна, и может быть, логичнее было бы прервать беременность, как только становится известно о данной патологии внутриутробного развития?

(Ответы студентов)

Преподаватель: Споры, связанные с этической стороной вопроса в последнее время возникают довольно часто. Исследования показали, что примерно в  91-93 процентах случаев в странах Европы родители принимают решение о прерывании беременности, если по результатам пренатальной диагностики у плода выявлен синдром Дауна.

Мировые учёные разделились  на два лагеря: сторонники первого высказываются, что от плода при наличии у него генетических отклонений следует избавиться. Такое мнение озвучил  даже руководитель Ассоциации Синдрома Дауна, в качестве аргументации ссылаясь на высокую сложность проведения лечебных мероприятий, обеспечения соответствующих условий для получения образования, интеграции в социальную жизнь общества и внушительные финансовые затраты во все эти мероприятия.

С другой стороны в среде учёных есть противники подобной точки зрения, которые  выступают против роста числа абортов. По их мнению, при таком подходе к решению проблемы обесценивается понятие «человеческая жизнь».  Эмбрион, как деталь в машине становится заменяемым. Кроме того нельзя забывать, что аборт несёт определённую опасность для организма матери и предугадать последствия аборта для женщины, к сожалению никто не может, но ни для кого не секрет, что в ряде случаев возможно развитие различных осложнений вплоть до бесплодия.

Как показывает мировая практика – однозначного решения  этических противоречий пока не существует, в каждом конкретном случае ответственность за решение вопроса сохранения или прерывания беременности ложится на плечи родителей.  Развитие пренатальной диагностики необходимо, хотя бы для того, чтобы при сохранении беременности  будущие родители имели возможность подготовиться к рождению ребёнка-инвалида, встретиться со специалистами помощь, которых потребуется малышу после рождения.

Вопрос аудитории: Как вы считаете, может ли человек с синдромом Дауна адаптироваться в современном обществе и достичь каких-то результатов?

(ответы студентов)

Аналогичный вопрос мы задавали в рамках  социологического опроса среди студентов колледжа: 53% опрошенных в возрасте до 20 лет считают, что люди с синдромом Дауна могут адаптироваться в человеческом обществе, ещё 16 % считают, что для этого надо создать определённые условия.

49% опрошенных в возрасте до 20 лет считают, что люди с синдромом Дауна могут достичь высоких результатов, 16% из них говорят, что успех, может быть, достигнут в любой сфере, 14% затруднились определить сферу деятельности, по 7% приходится на спорт и искусство, и примерно 5% допускают мысль, что эти достижения могут быть связаны с учёбой.

Вопрос аудитории: Как вы полагаете, будет ли отличаться понятия «смысл жизни», «счастье в жизни» людей с синдромом Дауна и людей, имеющих нормальный набор хромосом?

(Видеофрагмент интервью студента - спортсмена)

А теперь на экране вы видите:

Андрей Востриков – чемпион России и мира по спортивной гимнастике среди детей с ограниченными возможностями. Андрей постоянный участник благотворительного велопробега Даунсайд Ап «Красная площадь».

Мария Ланговая – девочка из Барнаула, вошедшая в основной состав специальной олимпийской сборной на играх 2011 в Афинах, где в плавании на дистанции вольным стилем Мария получила «золото».

(Видеофрагмент интервью студентки, которая увлекается музыкой))

Мария Нефедова нашла себя в музыке, она играет на флейте. Рональд Дженкинс - музыкант и композитор. В 6 лет на рождество Рональд получил простенький синтезатор. Поначалу он играл не сложные мелодии со своими друзьями. На данный день множество ценителей электронной музыки считают Рональда гением.

(Видеофрагмент интервью студента, который ставит своей целью профессиональный рост)

Та же Мария Нефедова является официально трудоустроенным человеком с синдромом Дауна в России, она, проживая в Москве, работает в Даунсайд Ап, помощником педагога. Маша помогает специалистам проводить групповые занятия для детей с синдромом Дауна, кроме того она исполняет  главные роли в «Театре Простодушных»

Вопрос  аудитории: Так можно сказать, что жизнь людей с синдромом Дауна наполнена   смыслом и счастьем?

(Видеофрагмент интервью преподавателя колледжа)

Преподаватель биологии:

Синдром Дауна – хромосомная аномалия, при которой в кариотипе имеются дополнительные копии генетического материала по 21-ой хромосоме, т. е. наблюдается трисомия по хромосоме 21. Фенотипические признаки синдрома Дауна представлены брахицефалией, плоским лицом и затылком, монголоидным разрезом глазных щелей, эпикантом, кожной складкой на шее, укорочением конечностей, короткопалостью, поперечной ладонной складкой и др. Синдром Дауна у ребенка может быть выявлен пренатально (по данным УЗИ, биопсии ворсин хориона, амниоцентеза, кордоцентеза) или после рождения на основании внешних признаков и генетического исследования. Дети с синдромом Дауна нуждаются в коррекции сопутствующих нарушений развития.

Причины синдрома Дауна

В норме клетки человеческого организма содержат по 23 пары хромосом (нормальный женский кариотип 46, XX; мужской - 46,XY). При этом одна из хромосом каждой пары наследуется от матери, а другая – от отца. Генетические механизмы развития синдрома Дауна кроются в количественном нарушении аутосом, когда к 21-ой паре хромосом присоединяется дополнительный генетический материал. Наличие трисомии по 21-ой хромосоме определяет черты, характерные для синдрома Дауна.

Появление дополнительной хромосомы может быть обусловлено генетической случайностью (нерасхождением парных хромосом в овогенезе или сперматогенезе), нарушением клеточного деления уже после оплодотворения либо наследованием генетической мутации от матери или отца. С учетом этих механизмов в генетике различают три варианта аномалии кариотипа при синдроме Дауна: регулярную (простую) трисомию, мозаицизм и несбалансированную транслокацию.

Факторы риска рождения детей с синдромом Дауна

Рождение ребенка с синдромом Дауна не связано с образом жизни, этнической принадлежностью и регионом проживания родителей. Единственным достоверно установленным фактором, повышающим риск появление ребенка с синдромом Дауна, является возраст матери. Так, если у женщин до 25 лет вероятность рождения больного ребенка составляет 1:1400, к 35 годам уже 1:400, к 40 годам - 1:100; а к 45 - 1:35. Прежде всего, это связано со снижением контроля за процессом деления клеток и увеличением риска нерасхождения хромосом. Однако, поскольку частота родов у молодых женщин в целом выше, то, по статистике, 80% детей с синдромом Дауна рождается от матерей в возрасте до 35 лет. По некоторым данным, возраст отца старше 42-45 лет также увеличивает риск развития синдрома Дауна у ребенка.

Прогноз и профилактика синдрома Дауна

Возможности обучаемости и социализации лиц с синдромом Дауна различны; они во многом зависят от интеллектуальных способностей детей и от усилий, прилагаемых родителями и педагогами. В большинстве случаев детям с синдромом Дауна удается привить минимальные бытовые и коммуникационные навыки, необходимые в повседневной жизни. Вместе с тем, известны случаи успехов таких пациентов в области изобразительного искусства, актерского мастерства, спорта, а также получения высшего образования. Взрослые с синдромом Дауна могут вести самостоятельную жизнь, овладевать несложными профессиями, создавать семьи.

О профилактике синдрома Дауна можно говорить только с позиции уменьшения возможных рисков, поскольку вероятность рождения больного ребенка существует в любой паре. Акушеры-гинекологи советуют женщинам не откладывать беременность на поздний возраст. Прогнозировать рождение ребенка с синдромом Дауна призвано помочь генетическое консультирование семей и система пренатального скрининга.

Заключительные слова преподавателя:

Почему надо жить с оглядкой?

Кто придумал устои эти?

Если любишь... люби украдкой!

Ненавидишь... держи в секрете!

Хорошо тебе... бойся сглаза!

Плохо...радуются соседи!

И свободно вздохнуть... ни разу!

И слова говорим... не эти!

Ну, а если Я не такая?

И живу свою жизнь как умею!

Если крылья СЕЙЧАС вырастают...

Только цвета Вороны Белой!

Я СЕЙЧАС... жить хочу по-другому!

Так... как нравится мне... без оглядки!

На себя... на соседей по дому!

Взять и выбросить все тетрадки!

Позабыть... что писала в конспектах!

И, вообще... начать жить сначала!

Чтобы в будущем... в мыслях светлых

Только радость моя звучала!

От того... что живу на свете...

От того... что я...вот такая!

И мне выпал счастливый билетик...

Жизни мчащегося трамвая!

Я хочу быть любимой... И БУДУ!

Я хочу стать счастливой... И СТАНУ!

О ЛЮБВИ... никогда не забуду!

В ЧУДО верить... НЕ ПЕРЕСТАНУ!!

- Надо помнить, что смысл жизни нельзя получить готовым из чужих рук. У каждого свое предназначение в жизни. Каждый должен выносить его в своей душе. Жизнь конкретного человека неповторима. Я желаю вам быть счастливыми людьми, достойными представителями своего рода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности преподавателя Биологии.

Реализуемые на данный момент мной педагогические технологии, а именно: развивающего и функционального обучения, проектные технологии и проблемный подход, включают в себя следующие качества:•...

Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения»

Презентация выполнена к занятию Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения». Занятие проводится...

Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему "Методика написания научной статьи"

Презентация выполнена для использования на занятии Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему "Методика написания научной статьи". Занятие предназначено для преподавателей, пробующи...

Методические рекомендации по проведению дистанционного урока без оперативного участия преподавателя в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций

Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения материала в рамках дистанционного обучения обучающимися, проходящих обучение на курсах целевого назначения....

Смысл жизни - тренинговое занятие

Тренинговое занятие "Смысл жизни" для обучающихся с ОВЗ и инвалидов способствует развитию у подростков способности к саморефлексии, содействует осознанию их жизненных целей, помогает сформир...

Конспект занятия "Производная, ее геометрический и физический смысл"

Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. Производная суммы, разности, произведения, частного. Методы дифференциального исчисления дают возможность свести изучение сложного...

ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «Саратов – мой город родной»

Цель занятия: Способствовать формированию чувства любви к родному краю, чувства патриотизма и гордости за малую родину. Способствовать развитию креативного мышления, профессиональных навыков и творчес...