Методическая разработка Медико-демографические показатели. Василенко Ю.А (ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж")
методическая разработка

Василенко Юлия Андреевна

Методическое пояснение

Методическая разработка содержит определения, формулы, разобранные задачи и задачи для самостоятельного решения по разделу Демография.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж»                                                             Василенко Ю.А.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Троицкий медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для преподавателей

ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

ЕН. 00 Математический и общий естественнонаучный цикл

ЕН.02 Математика

Тема: Медико-демографические показатели

специальность: 31.02.01  Лечебное дело

программа подготовки специалистов среднего звена

среднего профессионального образования углубленной подготовки

г. Троицк

Рассмотрен и обсужден                                                УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ЦМК                                                        Зам. директора по УР

«   »  ________ 2016 г.                                                _______   Л.В. Шадымова

Протокол № ___                                                            «   » _______ 2016г.

Председатель ЦМК

_______  Н.М. Пономарь        

Автор:  Ю.А. Василенко, преподаватель математики и информатики

 ГБПОУ СПО Троицкий медицинский колледж

Рецензент: Н.М. Пономарь, председатель ЦМК ОГСЭ и ЕН

ГБПОУ СПО Троицкий медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

В методической разработке рассматриваются общие вопросы статистики населения и медицинской демографии, включая описание источников демографических данных, правила расчета основных демографических показателей, даны основные термины и их определение.

Методическая разработка предназначена для проведения занятий по учебной дисциплине Математика специальности Лечебное дело с целью получения студентами знаний, умений и навыков по анализу медико-демографических процессов и демографической ситуации.

Содержание методической разработки соответствует рабочей программе по учебной дисциплине Математика. Изложение учебного материала сопровождается подробным решением задач. В разработке приводятся задания для самостоятельной работы, вопросы для тестового контроля и эталон ответов к ним.

Методическая разработка по теме «Медико-демографические показатели» включает в себя:

  • Основная терминология   (приложение 1);
  • Пример выполнения самостоятельной работы «Вычисление и анализ демографических показателей»    (приложение 2);
  • Задания для самостоятельной работы «Вычисление и анализ демографических показателей»    (приложение 3);
  • Вопросы для тестового контроля    (приложение 4);
  • Ответы на вопросы тестового контроля   (приложение 5);
  • Показатели здоровья населения. Расчет статистических показателей (формулы)     (приложение 6).

Цель занятия: подчеркнуть значение демографических показателей для анализа общественного здоровья, конечных результатов деятельности системы здравоохранения и разработки медико-социальных программ, направленных на улучшение здоровья граждан.

Дидактические: 

  • обеспечить в ходе лекции активизацию опорных знаний по смежным дисциплинам, усвоение нового материала.

Развивающие: 

  • способствовать формированию клинического и логического мышления;
  • расширить сферу математических знаний;
  • развивать эстетическое восприятие математических фактов: расширять представления о сферах применения математики и биологии не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, медицина;
  • продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни;
  • осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (показать возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии).

Воспитательные: 

  • воспитывать точность и аккуратность в работе, чувство такта и этики в работе.

Тип занятия:  комбинированное.

Место проведения: учебная аудитория.

Количество часов:  270 минут.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Метод

Основное назначение

Уровень усвоения

Приемы

Мотивация

1. Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации студентами путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

I

Словесные:

- беседа, рассказ, работа с учебным пособием, объяснение.

Формирует теоретические и фактические знания. Воспитывает нравственность, терпение, логическое мышление.

2.Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

II-III

Решение задач, выполнение практических заданий.

Обогащают знания, формируют умение и навыки, трудолюбие наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.

II-III

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

4. Частично-поисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

III

Эвристическая беседа, работа с книгой, наглядными пособиями, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, исследовательские умения, творческий подход к делу.

СХЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ

                         ИСТОК                                          ВЫХОД


        

        

        

        

        

        

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

В результате освоения темы студент должен знать:

  • определение понятия «медицинская демография»;
  • основные направления изучения народонаселения;
  • источники медико-демографической информации;
  • основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие;
  • методику расчета и анализа медико-демографических показателей.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;
  • использовать полученную информацию о медико-демографических показателях для анализа общественного здоровья, оценки деятельности системы здравоохранения и принятия управленческих решений;
  • использовать полученные знания о медико-демографических процессах при изучении клинических дисциплин.

ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • работа с учебно-методическим пособием по данной теме, книгой (основная и дополнительная литература);
  • подготовка реферативного сообщения (доклада);
  • решение задач по данной теме;
  • создание презентации по данной теме;
  • отработка пропущенных занятий.

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении умений и решении ситуационных задач на практических занятиях.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;

оценка эффективности и качества выполнения.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении тестовых заданий, решении ситуационных задач на практических занятиях.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности.

Адекватность, своевременность, точность принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях, способность нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении тестовых заданий, решении ситуационных задач на практических занятиях.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Демонстрация эффективного поиска необходимой информации; использование различных источников, включая электронные.

Анализ решения ситуационных задач, рефератов, ответов на индивидуальный и фронтальный опрос.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Правильность выбора, обоснованность, полнота использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Анализ решения ситуационных задач, рефератов, ответов на индивидуальный и фронтальный опрос.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружение.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении групповых заданий и решении ситуационных задач на практических занятиях.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Уровень культуры общения с обучающимися, преподавателями, персоналом и пациентами.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении групповых заданий и решении ситуационных задач на практических занятиях.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

Демонстрация  интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Анализ решения ситуационных задач, рефератов, ответов на индивидуальный и фронтальный опрос.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Демонстрация умений осуществлять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий в изменяющихся условиях профессиональной среды.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении тестовых заданий, решении ситуационных задач на практических занятиях.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

Демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении групповых заданий на практических занятиях.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении профилактических сестринских мероприятий.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении групповых заданий на практических занятиях.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Демонстрация готовности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении профилактических сестринских мероприятий.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении умений  на практических занятиях.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении умений  на практических занятиях.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Демонстрация готовности исполнять воинскую обязанность с применением знаний по профилактической сестринской деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении умений  на практических занятиях.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Классная доска, мел;
  • Калькулятор.
  • Методическая разработка
  • Учебное пособие.

ХРОНОКАРТА АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Элементы занятия

Время

1.

Организация начала занятия

1 мин

2.

Сообщение темы, её обоснование

1 мин

3.

Постановка целей и ознакомление с планом занятия

3 мин

4.

Изучение новой темы

50 мин

5.

Самостоятельная работа студентов:

20 мин

6.

Закрепление изученного материала

7 мин

7.

Подведение итогов занятия

3 мин

8.

Домашнее задание

3 мин

9.

Окончание занятия

2 мин

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Мотивация

Время

1.

Организация начала занятия

Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов, готовность к занятию.

Студенты готовят тетради, ручки, карандаши.

Концентрация внимания студентов

1 мин

2.

Сообщение темы, её обоснование

Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, межпредметные связи.

Записывают тему занятия, слушают, осознают.

Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание её значения для будущей работы

1 мин

3.

Постановка целей и ознакомление с планом занятия

Обращает внимание студентов на цели и задачи, стоящие перед студентами, важность хорошего знания учебной дисциплины для успешного овладения профессией в целом.

Слушают, осмысливают.

Обеспечить прочное активное усвоение знаний, создать у студентов цельное представление о занятии

3 мин

4.

Изучение новой темы

Раскрывает содержание темы.

Слушают, наблюдают, осмысливают полученную информацию.

Основная терминология (приложение 1)

Подготовить студентов для решения ситуационных задач, развивать мыслительную деятельность.

50 мин

5.

Самостоятельная работа студентов: 

Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректирует самостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения задания.

Пользуясь методическими указаниями, разбирают решение  задач под контролем преподавателя.

Пример выполнения самостоятельной работы

«Вычисление и анализ демографических показателей» (приложение 2)

Показатели здоровья населения

Расчет статистических показателей (формулы)

(приложение 6)

Подготовить студентов к самостоятельной работе - к решению задач.

20 мин

6.

Закрепление изученного материала

 

Создает условия для закрепления изучаемого материала, дает методические указания, корректирует, руководит, дополняет, исправляет, оценивает действия студентов.

Выполняют практические задания – решают задачи, анализируют полученный результат.

Задания для самостоятельной работы

«Вычисление и анализ демографических показателей» (приложение 3)

Вопросы для тестового контроля

(приложение 4)

Ответы на вопросы тестового контроля

(приложение 5)

Выяснение степени усвоения знаний и умений, способность применять полученные знания и умения на практике

7 мин

7.

Подведение итогов занятия

Высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, учитывает мнение студентов, оценивает каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, проверяет выполненную работу, задает дополнительные вопросы, выставляет оценку каждому студенту с комментариями.

Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы.

Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию

3 мин

8.

Домашнее задание

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания.

Слушают, записывают задания, задают вопросы.

Задания для самостоятельной работы

«Вычисление и анализ демографических показателей» (приложение 3)

Осознание студентами важности владения знаниями в полном объёме.

3 мин

9.

Окончание занятия

Даёт указания по приведению в порядок рабочего стола.

Приводят в порядок рабочее место.

Вырабатывать аккуратность, дисциплинированность

2 мин

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для колледжей и училищ / В.А.Медик В.К. Юрьев –  М.:ИКЦ Академкнига, Медкнига,  2008. –  223с.
  2. Трушкина Л.Ю., Тепцеришев Р.А. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие / Л.Ю Трушкина., Р.А.Тепцеришев – Ростов н/Д. 2003. –  384с.
  3. Основы общей экономической теории с экономикой здравоохранения: учебное пособие для медицинских колледжей и училищ/ под ред. А.А.Дробышева –  М.: ООО «АМНИ» 2002. –  425с.

Дополнительная литература:

  1. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. для студентов мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2007. – 507 с.
  2. Куценко Г.И., Вялков А.И., Агарков Н.М. и др. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебное пособие. - М.: Медицина, 2003 г. - 495 с.
  3. Медик В. А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: учеб. пособие для студентов мед. вузов. Ч. 1. Общественное здоровье / В. А. Медик. – М.: Медицина, 2001. – 199 с.
  4. Медик В. А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: учеб. пособие для студентов мед. вузов. Ч. 1. Общественное здоровье / В. А. Медик, В. К. Юрьев. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.
  5. Медик В. А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: учеб. пособие для студентов мед. вузов. / В. А. Медик, В. К. Юрьев. – М. : Медицина, 2003. – 392 с.
  6. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / Под редакцией В.З. Кучеренко. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 192 с.

7d07484a0e84cca77fbe7309ce00de43f3622e3d.gif

ПРИЛОЖЕНИЯ

        

bir.jpg

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Демография (demos-народ, grapho-писать, изображать) - наука о народонаселении, о закономерностях воспроизводства населения и их социально-гигиенической обусловленности.

Другими словами, демография изучает процессы движения населения и изменения его численности и состава в конкретных исторических условиях общественного развития.

Под населением понимается совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах той или иной страны или ее территории (страна, область, край, город, населенный пункт), а также группы стран мира, всего мира.

Урбанизация - повышение удельного веса городских жителей, увеличение числа городов с населением более 1 млн., а, следовательно, изменение условий, образа жизни, плотности населения,

Еще одной важной тенденцией, наблюдающейся в современном российском обществе является – постарение населения.

Постарение населения - увеличение доли лиц зрелого и пожилого возраста с параллельным уменьшением удельного веса детей и подростков от 0 до 18 лет.

Постарение населения во многом определяет здоровье населения, изменяя уровень рождаемости, смертности, заболеваемости, состав больных в стационарах по возрасту и заболеваниям.

Исходя из соотношения разных возрастных групп населения принято различать три основных его типа.

Типы населения:

Прогрессивный - доля лиц в возрасте до 14 лет превышает долю лиц старше 50 лет.        

Стационарный - доли лиц в указанных возрастных группах имеют равное значение.

Регрессивный - доля лиц старше 50 лет больше чем доля лиц младше 14 лет.

Определение преобладающего типа в обществе имеет большое значение для демографических процессов и должно учитываться при разработке медико-профилактических мероприятий.

На стыке общей демографии (преимущественно экономической) и социальной гигиены в начале 70-х годов выделилась самостоятельная наука - медицинская демография.

Медицинская демография изучает процессы воспроизводства населения с позиций медицины.

Основные разделы демографии:

1. Статика населения.

2. Динамика населения.

                     

СТАТИКА НАСЕЛЕНИЯ

Статика населения - изучает численность и состав населения, на определенный момент времени по следующим признакам:

  • пол,
  • возраст,
  • социальные группы,
  • национальность,
  • язык,
  • семейное положение,
  • образование,
  • место жительства (город, село),
  • плотность населения и др.

Основным источником сведений о численности и составе населения, его территориальном размещении служат данные переписи населения, которые принято проводить, как правило, каждые 10 лет.

Перепись населения проводится:

  • Для планирования развития сети Лечебно-профилактических учреждений, центров санэпиднадзора, для разработки планов оздоровительных мероприятий, для  подготовки и распределения медицинских кадров.
  • Для вычисления общих  и особенно, специальных возрастно-половых показателей рождаемости,  смертности, заболеваемости, обеспеченности    населения    различными    видами медицинской помощи.

     

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ

Динамика населения - изучает изменение численности населения за счет его механического и естественного движения.

Механическое движение - происходит под влиянием миграционных процессов (миграция).

Механическое движение населения оказывает большое влияние на санитарное состояние общества. Вследствие передвижения значительных масс людей создается возможность распространения инфекций.

Естественное движение - происходит в результате естественных биологических процессов - рождаемости и смертности.

Естественный прирост населения может быть рассчитан как разность между показателями рождаемости и смертности. В России этот показатель со знаком “-”. Идет естественная убыль населения.

Миграция - это перемещение людей связанное, как правило, со сменой места жительства.

Виды миграции по территории:

Внутренняя миграция - передвижение населения по территории в пределах одной страны,

Внешняя миграция - передвижение населения из  одной страны в другую (эмиграция - выезд из страны, иммиграция - въезд в страну).

Виды миграции по времени:

Безвозвратная миграция - постоянная смена постоянного места жительства

Временная миграция - переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок.

Сезонная миграция - перемещение в определенные времена годы, как правило, летом.

Маятниковая миграция - регулярные поездки к месту работы или учебы из другого населенного пункта.

Миграция обусловливает ряд важных проблем, касающихся организации медицинской помощи перемещающемуся населению (мигрантам) на месте их отправления, по пути следования и на месте прибытия, проведение  санитарно-эпидемических мероприятий. Миграционные процессы наиболее выражены в отдельных регионах СНГ (зоны экономического освоения, военных действий, стихийных бедствий и прочее).

Оценка показателей рождаемости и смертности  производится с обязательным учетом их динамики, а также факторов и причин их определяющих.

РОЖДАЕМОСТЬ

Рождаемость - частота рождений за 1 год на 1000 населения, проживающего на конкретной территории.

Регистрация новорожденного и выдача "Свидетельства о рождении” происходит в органах ЗАГС по месту жительства ребенка или родителей в течение 1 месяца со дня рождения. Запись в книге актов гражданского состояния производится на основании "Медицинского свидетельства о рождении" (Ф.№103/у-84), которое заполняется врачом или акушеркой (в сельской местности) принимавшим роды и выдается на руки родителям.

В соответствии с приказом-постановлением Минздрава и Госкомстата РФ № 318/190 от 4.12.92г. "О переходе на рекомендованные Всемирной организацией ЗО критерии живорождения и мертворождения" с 1.01.1993 г. живорождение регистрируется вне зависимости от продолжительности беременности при наличии любого из 4 признаков жизни:

  • самостоятельное дыхание,
  • сердцебиение,
  • пульсация пуповины,
  • произвольное движение мускулатуры.

Реанимации подлежит любой новорожденный, если он имеет один из признаков жизни, не зависимо от срока беременности.

Общий интенсивный показатель рождаемости - это показатель частоты рождений на 1000 жителей. Он дает представление о том, с какой скоростью увеличивается население за счет рождаемости на изучаемом отрезке времени.

Таблица 1.

Шкала оценки уровня рождаемости населения

Уровень рождаемости

Коэффициент рождаемости на 1000 жителей

Очень высокий

Более 40.0

Высокий

25-30

Средний

15-24

Низкий

10-14

Очень низкий

Менее 10.0

Снижение рождаемости в РФ объясняется, с одной стороны общемировыми тенденциями снижения количества деторождении приходящихся на 1 женщину (мероприятия по планированию семьи). С другой стороны имеет локальные причины нестабильность социально-экономической ситуации в РФ, ухудшение материального благосостояния россиян, снижение количества регистрируемых браков и рост числа разводов и др.

Факторы, влияющие на уровень рождаемости:

  • численность населения,
  • возрастно-половой состав населения,
  • миграционные процессы,
  • уровень урбанизации,
  • число браков и разводов,
  • количество женщин детородного возраста (15-49 лет),
  • уровень благосостояния и т.д.

Для более углубленного изучения демографических процессов вычисляют специальные показатели рождаемости (показатель общей плодовитости, показатель брачной плодовитости, показатель суммарной плодовитости)

СМЕРТНОСТЬ

Смертность - частота смертных случаев за год на 1000 населения на конкретной территории.

В соответствие с законодательством смерть, как и рождение регистрируется в органах ЗАГС по месту жительства умершего или по месту наступления смерти на основании заключения мед. учреждения («Врачебное свидетельство о смерти» (Ф.№106/у-084)) не позднее 3 суток с момента наступления смерти.

Оценка показателя смертности:

Высокий уровень смертности - свыше 15 %

Средний - 9-15 %

Низкий - 7-8 %

Основными причинами смертности всего населения в целом в настоящее время являются сердечно-сосудистые заболевания (50-52 % от всех причин), а также злокачественные новообразования, травмы, отравления, болезни органов дыхания (35-40 % удельный вес от всех причин).

Показатели и структура смерти могут быть рассчитаны для мужчин и женщин, а также для отдельных возрастных групп.

         

Смертность населения зависит от:

  • возрастной структуры населения.
  • уровня социально-экономического развития общества,
  • уровня развития медицинской науки и доступности медицинской помощи,
  • качества лечения на догоспитальном и госпитальном этапе.

ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ

Детская смертность - частота смертных случаев среди детского населения (0-14 лет 11 месяцев 29 дней).

Оценка показателя детской смертности

Высокий уровень - при значении выше 50 %

Средний уровень - 30-50 %

Низкий уровень - до 30 %

МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ

Младенческая смертность - смертность детей первого года жизни.

Показатель младенческой смертности отражает влияние социальных условий жизни на здоровье населения и служит критерием оценки деятельности ЛПУ в системе охраны материнства и детства.

Структура причин младенческой смертности:

  • отдельные  состояния  перинатального  периода  (асфиксия, аномалии плаценты, пуповины и др.)
  • врожденные аномалии развития (наиболее часто врожденные пороки развития, сердечно-сосудистые заболевания и заболевания центральной нервной системы)
  • болезни органов дыхания
  • травмы, отравления, несчастные случаи.

Повозрастная структура младенческой смертности:

  • на первом году жизни наибольшее количество умерших в первый месяц (80%)
  • на первом месяце наибольшее количество умерших в первую неделю (70%)      
  • на первой неделе - в первый день жизни (37%).

Младенческая смертность имеет связь:

  • со здоровьем и образом жизни матери,
  • периодом   гестации   (иммуноконфликтная   беременность,   осложнения течения, инфекции у беременной, экстрагенитальная патология и пр.),
  • течением родов  (слабость  родовой деятельности,  дискоординация  ее, применение акушерских пособий и операций, родовой травматизм),
  • заболеваниями возникающими в период новорожденности и последующие периоды жизни;
  • с уровнем выхаживания младенца в ЛПУ а затем и в домашних условиях.

Соответственно    этому    должны    разрабатываться    мероприятия    по снижению младенческой смертности.

Факторы влияющие на младенческую смертность:

1. Пол ребенка: мальчики умирают чаще, чем девочки. Младенческая смертность у недоношенных детей выше.

2. Возраст матери: самая низкая младенческая смертность у детей родившихся у матерей возраста 20-30 лет. Наибольшая смертность детей наблюдается у первенцев и после 6-7 ребенка. Самый здоровый 4 ребенок.

3. Социально-этнические факторы (в странах с высокой рождаемостью высокая младенческая смертность).

4. Здоровье женщины (аборты).

Перинатальная смертность - совокупность всех случаев смерти в перинатальный период (мертворожденные, дети умерших в родах и на первой неделе жизни). Источником для изучения перинатальной смертности служит "Врачебное свидетельство о перинатальной смертности" (Ф№ 106-2/у-84).

Особо изучается уровень смертности детей в перинатальный период, который подразделяется на:

  • антенатальный период - с 28 недель беременности до родов;
  • интранаталъный период  -  от начала родовой деятельности до момента   пересечения    пуповины    и    начала самостоятельного дыхания;
  • ранний неонаталъный период - первые 7   суток жизни.

Среди умерших в перинатальный период более половины недоношенные дети. Не входят в перинатальный период, но имеют особое значение в развитии ребенка, и выделяются для отдельного расчета показателей смертности:

  • неонатальный период - (период новорожденности) первые 28 дней жизни ребенка
  • ранний неонатальный период - 0-7 день жизни
  • поздний постнеонатальный период - 8-28 дней  
  • постнеонатальный период - с 29 дня по 12 месяц

Мертворождаемость - показатель частоты рождения мертвых плодов. Особенностью смертности детей на первом году жизни является то, что более 50% всех смертей приходится на первые дни жизни, где основными причинами потерь служат болезни перинатального периода и врожденная патология.

МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ

Важнейшим демографическим показателем, характеризующим состояние здоровья женщин и уровень медицинской помощи им в системе охраны материнства, является материнская смертность.

Материнская смертность - смерть женщин, обусловленная беременностью, наступившая в период беременности, родов или в течение 42 дней после родов от причины непосредственно связанных с беременностью, отягощенной ею, либо ее ведением.

Структура причин материнской смертности в России:

  • Аборты (24%)
  • Акушерские кровотечения (11%)
  • Гестозы (10%)
  • Внематочная беременность (8.5%)
  • Сепсис во время родов (4.7%)                                                                  
  • Другие осложнения беременности и родов (40%)              

Приложение 2

Пример выполнения самостоятельной работы

«Вычисление и анализ демографических показателей»

ЗАДАНИЕ 1.  ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

В г. К Н-области в 2003г:

Численность населения − 200000

Родилось − 1500

Умерло − 1700        

В числе умерших детей до 1 года − 40

Мертворожденные − 15

Умерло на 1 неделе  − 12

Среди умерших до 1 года

Умерло от пневмонии − 16

Умерло ЖКЗ − 11

Умерло от инфекционных  болезней − 9

От прочих причин  − 4

В г. К в 2002г. были следующие демографические показатели:

Рождаемость − 8,8

Смертность − 12,1

Естественный прирост − 3,3

Младенческая смертность − 12,2

Перинатальная смертность − 9,2

Статистические данные за 2003г. по Н-кой области

Рождаемость − 9,1

Смертность − 15,6

Естественный прирост − 6,5

Младенческая смертность − 13,6

Перинатальная  смертность − 12,2

1.Вычислите показатели естественного движения населения в городе К. в 2003г.

2.Расчитайте структуру младенческой смертности.        

3.Дайте оценку демографических показателей

4.Сравните с показателями за прошлый год и областными показателями.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Вычисляем демографические показатели по формулам:

а) Рождаемость

б) Смертность

в) Младенческая смертность

г) Естественный прирост = 7,5 –8,5 = - 1,0

д) Перинатальная смертность

2. Рассчитываем структуру младенческой смертности:

доля умерших от пневмонии =

доля умерших от ЖКЗ  =27,5% и т.д.

от инфекционных болезней- 22,5%, от прочих причин –10%

3. Для анализа заносим полученные данные в таблицу:

Демографические показатели

Город К

Область

2002г.

2003г.

2003г.

Рождаемость

8,8

7,5

9,1

Смертность

12,1

8,5

15,6

Естественный прирост

- 3,3

-1,0

- 6,5

Младенческая смертность

12,2

26,6

13,6

Перинатальная смертность

9,2

17,8

12,2

ВЫВОДЫ:

  1. Уровень рождаемости в  (7,5) г.К. по сравнению с прошлым годом  снизился, он также значительно ниже областного показателя
  2. Уровень смертности в г. К. низкий (8,5) он заметно снизился по сравнению с прошлым годом и значительно ниже областного показателя
  3. В городе К. отмечается снижение естественной убыли населения по сравнению с прошлым годом и по сравнению с областными показателями
  4. При снижении общего показателя смертности, отмечается значительный рост по сравнению с прошлым годом показателей младенческой и перинатальной смертности, эти показатели, также значительно выше областных.
  5. Особую тревогу вызывает рост младенческой и перинатальной смертности при снижении показателей общей смертности, а также снижение рождаемости населения.

Следует обратить внимание на проблемы:

  • борьбы с младенческой смертностью,
  • деятельности учреждений родовспоможения и детских лечебных учреждений,
  • создание социально – экономических условий в г.К для повышения рождаемости населения

ЗАДАНИЕ 2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

В городе М.  за 2000 год родилось 1670 человек, а умерло 837 человек ,  при этом за первое полугодие родилось 830 человек, умерло 440 человек, прибыло  на постоянное место жительства из других регионов – 85 человек, убыло  на постоянное место жительства в другие регионы – 36 человек. Численность населения на 1 января 2000 г. составляла 54600 человек, на 1 января 2001г. составила 56300 человек.  

Рассчитайте коэффициенты рождаемости и смертности за 2000год и за первое полугодие 2000г.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

  1. Рассчитываем коэффициенты рождаемости и смертности за 2000год

             

  1. Рассчитываем численность населения в г.М. за  первое полугодие (по состоянию на 1.07.2000г)

54600+830+85-440-36=55059

  1. Рассчитываем коэффициенты рождаемости и смертности на первое полугодие 2000г.

             

ЗАДАНИЕ 3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 709 500 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше - 229 880, в возрасте от 0 до 14 лет - 130 560 человек. Число женщин в возрасте 15-49 лет - 173 590, в том числе в возрасте 20-24 года - 33 570.

2. В изучаемом году родились живыми 6180, в предыдущем - 5985 детей. У женщин в возрасте 20-24 года родились живыми 3028 детей. Умерли 13 870 жителей. Из числа всех умерших 7800 человек умерли от болезней системы кровообращения, 2670 - от злокачественных новообразований, 1650 - от внешних причин, 774 - от болезней органов дыхания, 976 - от других болезней. Среди умерших от болезней системы кровообращения 3630 умерли от ишемической болезни сердца, 2420 - от цереброваскулярных болезней, 1035 - от гипертонической болезни и 715 - от других болезней системы кровообращения.

За период беременности умерла 1 женщина, во время родов погибла 1 роженица.

Среднегодовая численность населения в возрасте 0-17 лет - 157 300. В возрасте от 0 до 17 лет умерли 141, до 5 лет - 84, до 1 года - 52 ребенка. Среди умерших детей в возрасте до 1 года от болезней органов дыхания умерли 9 детей, от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, - 23, от врожденных аномалий - 12, от других болезней - 8 детей.

В этом же году родились мертвыми 44 ребенка. В первые 168 ч (7 дней) жизни умер 21 ребенок; на 2-, 3-, 4-й неделях жизни (8-28 дней) - 10, в первые 28 дней жизни - 31, в период от 29 дней жизни до 1 года - 21.

НА   ОСНОВАНИИ   ПРЕДСТАВЛЕННЫХ   ИСХОДНЫХ   ДАННЫХ:

1. Определить возрастной тип населения данного субъекта РФ.

2. Рассчитать статистические показатели естественного движения населения:

       

       2.1) коэффициенты рождаемости:

2.1.1) общий коэффициент рождаемости;

2.1.2) специальный коэффициент рождаемости (плодовитости);

2.1.3) возрастной коэффициент рождаемости (плодовитости) женщин в возрасте 20-24 лет;

       

       2.2) коэффициенты смертности:

2.2.1) общий коэффициент смертности;

2.2.2) смертность населения от отдельных причин;

2.2.3) структура смертности от болезней системы кровообращения;

2.2.4) коэффициент материнской смертности;

2.2.5) коэффициенты детской смертности;

2.2.6) коэффициенты младенческой смертности;

2.2.7) специальные коэффициенты младенческой смертности;

2.2.8) структура младенческой смертности по причинам;

2.2.9) показатели смертности детей в перинатальном периоде;

2.2.10) коэффициент фетоинфантильных потерь.

       

        2.3) общий коэффициент естественного прироста (противоестественной убыли) населения;

3. Проанализировать полученные данные, сравнив их со среднестатистическими значениями.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Для определения возрастного типа развития населения данного субъекта РФ рассчитываем удельный вес лиц в возрастных группах:

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_030.jpeg

ВЫВОД

Так как удельный вес лиц 50 лет и старше (32,4%) превышает удельный вес лиц в возрасте от 0 до 14 лет (18,4%), возрастной тип развития населения данного субъекта РФ - регрессивный.

2. Для анализа показателей естественного движения в данном субъекте РФ рассчитываем следующие статистические показатели.

2.1. КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ

2.1.1. Общий коэффициент рождаемости =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_002.jpeg

2.1.2. Специальный коэффициент рождаемости (плодовитости) =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_032.jpeg

2.1.3. Возрастной коэффициент рождаемости (плодовитости) в возрасте 20-24 лет =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_029.jpeg

2.2. КОЭФФИЦИЕНТЫ СМЕРТНОСТИ

2.2.1. Общий коэффициент смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_008.jpeg

2.2.2. СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЧИН

2.2.2.1. Смертность от внешних причин =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_022.jpeg

2.2.2.2. Смертность от болезней системы кровообращения =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_027.jpeg

2.2.2.3. Смертность от злокачественных новообразований =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_028.jpeg

2.2.2.4. Смертность от болезней органов дыхания =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_033.jpeg

2.2.2.5. Смертность от других болезней =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_011.jpeg

2.2.3. СТРУКТУРА СМЕРТНОСТИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ

2.2.3.2. Удельный вес умерших от ишемической болезни сердца =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_015.jpeg

2.2.3.2. Удельный вес умерших от цереброваскулярных болезней =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_026.jpeg

2.2.3.3. Удельный вес умерших от гипертонической болезни =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_034.jpeg

2.2.3.4. Удельный вес умерших от других болезней системы кровообращения =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_043.jpeg

2.2.4. КОЭФФИЦИЕНТ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ

2.2.4.1. Коэффициент материнской смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_018.jpeg

2.2.5. КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТИ

2.2.5.1. Коэффициент детской смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_012.jpeg

2.2.5.2. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_025.jpeg

2.2.6. КОЭФФИЦИЕНТЫ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ

2.2.6.1. Способ расчета, принятый в органах государственной статистики РФ

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_017.jpeg

2.2.6.2. Способ расчета, рекомендуемый ВОЗ (формула Ратса)

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_041.jpeg

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ

В зависимости от числа дней, прожитых детьми, умершими на 1-м году жизни, рассчитываются следующие показатели.

2.2.7.1. Коэффициент ранней неонатальной смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_035.jpeg

2.2.7.2. Коэффициент поздней неонатальной смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_006.jpeg

2.2.7.3. Коэффициент неонатальной смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_038.jpeg

2.2.7.4. Коэффициент постнеонатальной смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_005.jpeg

2.2.8. СТРУКТУРА МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ ПО ПРИЧИНАМ

2.2.8.1. дельный вес детей, умерших на 1-м году жизни от болезней органов дыхания =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_019.jpeg

2.2.8.2. Удельный вес детей, умерших на 1-м году жизни от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде =http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_014.jpeg

2.2.8.3. Удельный вес детей, умерших на 1-м году жизни от врожденных аномалий =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_031.jpeg

2.2.8.4. Удельный вес детей, умерших на 1-м году жизни от других болезней =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_020.jpeg

2.2.9. ПОКАЗАТЕЛИ СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

 2.2.9.1. Коэффициент перинатальной смертности =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_007.jpeg

2.2.9.2. Коэффициент мертворождаемости =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_024.jpeg

2.2.10. КОЭФФИЦИЕНТ ФЕТОИНФАНТИЛЬНЫХ ПОТЕРЬ

2.2.10.1. Коэффициент фетоинфантильных потерь =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_040.jpeg

2.3. ОБЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА (ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ) НАСЕЛЕНИЯ

2.3.1. Общий коэффициент естественного прироста =

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_042.jpeg

Результаты расчета статистических показателей заносим в таблицу и сравниваем их с рекомендуемыми или сложившимися среднестатистическими соответствующими показателями.

Таблица. Сравнительная характеристика статистических показателей естественного движения населения

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_rukovodstvo_medik_2012/10_files/mb4_021.jpeg

* На 100 000 родившихся живыми. 

ВЫВОДЫ:

Общий коэффициент рождаемости 8,70/00 соответствует очень низкому уровню, он ниже аналогичного показателя по РФ.

Специальный коэффициент рождаемости (плодовитости) 35,60/00 также ниже значения этого показателя по РФ. Возрастной коэффициент рождаемости (плодовитости) женщин в возрасте 20-24 лет 90,20/00 несколько превышает аналогичный показатель по РФ.

Общий коэффициент смертности 19,50/00 соответствует высокому уровню и значительно превышает общий коэффициент по РФ. Три первых ранговых места в смертности от болезней системы кровообращения соответствуют структуре смертности, сложившейся в РФ.

Структура смертности от болезней системы кровообращения повторяет структуру смертности от этих заболеваний по РФ: 1-е ранговое место занимает ишемическая болезнь сердца, 2-е - цереброваскулярные болезни; 3-е - гипертоническая болезнь.

Коэффициент материнской смертности 30,80/00 на 100 000 родившихся живыми значительно выше аналогичного показателя по РФ.

Коэффициент детской смертности 0,90/00 несколько превышает аналогичный показатель по РФ. Коэффициент младенческой смертности 8,40/00 соответствует низкому уровню и ниже, чем в РФ. Структура младенческой смертности от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде (44,2%), врожденных аномалий (23,1%), болезней органов дыхания (17,3%) повторяет структуру по РФ.

Специальные коэффициенты младенческой смертности (коэффициент ранней неонатальной смертности 3,40/00, коэффициент поздней неонатальной смертности 1,60/00, коэффициент неонатальной смертности 5,00/00, коэффициент постнеонатальной смертности 3,40/00) несколько ниже аналогичных показателей в среднем по РФ.

Коэффициент перинатальной смертности 10,40/00 и коэффициент мертворождаемости 7,10/00 выше уровня этих показателей по РФ.

Общий коэффициент естественного прироста (отрицательная величина) - 10,80/00 свидетельствует о противоестественной убыли населения. Данный показатель в 3,3 раза выше, чем по РФ.

В целом демографическую ситуацию, сложившуюся в данном субъекте РФ, следует расценивать как неблагополучную.

Приложение 3

Задания для самостоятельной работы

«Вычисление и анализ демографических показателей»

Задание №1

В г. Д. Н-области в 2009 г:

Численность населения − 247500

Родилось − 1240

Умерло − 1613        

В числе умерших детей до 1 года: − 24

Мертворожденные − 18

Умерло на 1 неделе − 11

Среди умерших до 1 года:

Умерло от пневмонии − 6

Умерло желудочно-кишечных заболеваний (ЖКЗ) − 6

Умерло от инфекционных  болезней − 10

От прочих причин − 2

1. Вычислите показатели естественного движения населения в городе Д. в 2009 г.

2. Рассчитайте структуру младенческой смертности.

3. Дайте оценку демографических показателей.

                   

Задание № 2

В г. А. Н-области в 2010г:

Численность населения − 100000

Родилось − 1200

Умерло − 300        

В числе умерших   детей до 1 года − 26

Мертворожденные − 11

Умерло на 1 неделе − 12

Среди умерших до 1 года:

Умерло от пневмонии − 13

Умерло ЖКЗ − 7

Умерло от инфекционных болезней − 3

От прочих причин − 3

1. Вычислите показатели естественного движения населения в городе А. в 2010 г.

2. Рассчитайте структуру младенческой смертности.        

3. Дайте оценку демографических показателей.

Задание № 3

В городе К.  за 2009 год родилось 2430 человек, а умерло 1037 человек ,  при этом за первое полугодие родилось 847 человек, умерло 916 человек, прибыло  на постоянное место жительства из других регионов – 74 человека, убыло  на постоянное место жительства в другие регионы – 46 человек. Численность населения на 1 января 2009 г. составляла 66450 человек. , на 1 января 20102г. – 670000 человек

Рассчитайте коэффициенты рождаемости и смертности за 2009год и за первое полугодие 2009г.

Задание №4

В городе К.  за 2008 год родилось 1480 человек, а умерло 800 человек,  при этом за первый квартал  родилось 390 человек, умерло 100 человек, прибыло  на постоянное место жительства из других регионов – 34 человека, убыло  на постоянное место жительства в другие регионы – 26 человек. Численность населения на 1 января 2008 г. составляла 65300 человек, на 1 января 2009г. – 66800 человек

Рассчитайте коэффициенты рождаемости и смертности за 2008год и за первый квартал 2009г.

Задание №5.    

1. Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 880 215 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше - 325 680, в возрасте 0-14 лет - 127 630. Число женщин в возрасте 15-49 лет - 240 180, в том числе женщин в возрасте 20-24 лет - 48 040.

2. В изучаемом году родились живыми 8715, в предыдущем - 8790 детей. Умерли 12 240 жителей. У женщин в возрасте 20-24 лет родились живыми 4270 детей. Из числа всех умерших 7128 умерли от болезней системы кровообращения, 1734 - от злокачественных новообразований, 1849 - от внешних причин, 480 - от болезней органов пищеварения, 1049 - от прочих причин. Среди умерших от болезней органов пищеварения 275 умерли от болезней печени, 73 - от болезней желчного пузыря, 40 - от язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, 92 - от других болезней органов пищеварения.

За период беременности умерла 1 женщина.

Среднегодовая численность населения в возрасте 0-17 лет составляет 153 160 человек. В возрасте 0-17 лет умерли 152 ребенка, до 5 лет - 93, до 1 года - 82. Среди умерших детей в возрасте до 1 года от болезней органов дыхания умерли 14 детей, от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, - 32, от врожденных аномалий - 23, от других болезней - 13.

В этом же году родились мертвыми 60 новорожденных. В первые 168 часов (7 дней) жизни умерли 29 детей, на 2, 3, 4-й неделях жизни (8-28 дней) - 12, в первые 28 дней жизни - 41, в период от 29 дней жизни до 1 года - 41.

Задание №6.      

1. Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 178 340 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше - 67 770, в возрасте 0-14 лет - 27 640. Число женщин в возрасте 15-49 лет - 43 870, в том числе 8835 - в возрасте 20-24 лет.

2. В изучаемом году родилось живыми 1985, в предыдущем - 2020 детей. Умерли 2251 жителей. Из числа всех умерших 1010 умерли от болезней системы кровообращения, 320 - от злокачественных новообразований, 460 - от внешних причин, 145 - от болезней органов дыхания, 316 - от прочих причин. Из числа умерших от внешних причин 56 погибли от транспортных несчастных случаев, 97 - от случайных отравлений алкоголем, 67 - от преднамеренных самоповреждений, 81 - от нападений и 159 - от других внешних причин.

За период беременности умерла 1 женщина, в течение 42 дней после прекращения беременности умерла 1 родильница.

Среднегодовая численность населения в возрасте 0-17 лет составляет 33 706. В возрасте 0-17 лет умерли 46, до 5 лет - 37, до 1 года - 26 детей. Среди умерших в возрасте до 1 года от болезней органов дыхания умерли 5 детей, от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, - 10, от врожденных аномалий - 7, от других болезней - 4.

В этом же году родились мертвыми 9 новорожденных. В первые 168 часов (7 дней) жизни умерли 6 детей, на 2, 3, 4-й неделях жизни (8-28 дней) - 4, в первые 28 дней жизни - 10, в период от 29 дней жизни до 1 года - 16.

Задание №7.    

1. Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 1 670 160 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше 584 530, 0-14 лет - 225 460. Число женщин 15-49 лет - 440 250, в том числе 20-24 лет - 88 050.

2. В изучаемом году родились живыми 13 360, в предыдущем - 12 700 детей. Умерли 35 240 жителей. Из числа всех умерших 21 110 умерли от болезней системы кровообращения, 3875 - от злокачественных новообразований, 5260 - от внешних причин, 1392 - от болезней органов дыхания, 3603 - от прочих причин. Среди умерших от злокачественных новообразований (ЗН) 1630 умерли от ЗН органов пищеварения, 825 - от ЗН органов дыхания и грудной клетки, 510 - от ЗН молочной железы у женщин, 910 - от других локализаций злокачественных новообразований. За период беременности умерла 1 женщина, в течение 42 дней после прекращения беременности умерла 1 родильница.

Среднегодовая численность населения в возрасте 0-17 лет составила 33 706. В возрасте 0-17 лет умерли 46, до 5 лет - 37, до 1 года - 125 детей. Среди умерших в возрасте до 1 года от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - 12 детей, от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде - 45, от врожденных аномалий - 29, от других болезней - 39.

В этом же году родились мертвыми 76 новорожденных. В первые 168 часов (7 дней) жизни умерли 39 детей, на 2, 3, 4-й неделях жизни (8-28 дней) - 25, в первые 28 дней жизни - 64, в период от 29 дней жизни до 1 года - 61.

Задание №8

Численность населения на начало 1997 года в районе Ч. Была 42600 человек, а на конец года 43100 человек. В течение года родилось 1420 детей. Определить коэффициент рождаемости в районе Ч.  за 1997 год.

Задание №9

В городе С. Численность населения на 1.01. 1992 года была 600000 человек, а на 1.01. 1993 года 608000 человек. В течение 1992 года в городе родилось 15000 детей. Женщин в влзрасте 15-49 лет в городе было 180000.  Определить показатели рождаемости и плодовитости в городе С. за 1992 год.

Задание №10

В городе Н. со среднегодовой численностью населения 79000 человек в 1997 году родилось 1400 человек. Численность женщин в этом городе  была 45000 человек, в том числе женщины плодовитого возраста составляли 45%. Вычислить показатели рождаемости и плодовитости.

Задание №11

В Н-ском районе Н-ской области за 1997 год родилось 1600 человек.Средняя численность населения была 75800 человек. За январь месяц родилось 150 человек. За февраль месяц родилось 120 человек. За март месяц родилось 140 человек. Определить показатели рождаемости за январь, февраль, март отдельно, а также за 1 квартал 1997года.

Задача №12

 В сельских районах Н-ской области в 1999 году родилось 6939 детей, в 2000 году родилось 6639 детей. Умерло в возрасте до 1 года- 163. Вычислить и оценить коэффициент младенческой  смертности.

Задание №13

В городе Н. в 1998 году родилось 2816 детей, в 1999 году 2601, Умерло в возрасте до 1 года в 1999 году 54 ребенка. Вычислите коэффициент младенческой смертности.

Приложение 4

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Демография - это наука, изучающая:

а) здоровье населения

б) факторную обусловленность здоровья

в) численность, состав и воспроизводство населения в его общественном развитии

г) вопросы брачности и плодовитости

2. Единицей наблюдения в демографии является:

а) мода

б) среднее арифметическое

в) человек

г) коэффициент корреляции

3. Что изучает статика населения?

а) механическое движение населения

б) естественное движение населения

в) миграционные процессы

г) среднюю продолжительность жизни

д) общую численность населения и его состав

4. Перепись населения- это…

а) социальное научное мероприятие, отвечающее определенным требованиям и проводимое с целью сбора сведений о численности и составе населения

б) изменение численности населения под влиянием миграционных процессов

в) естественное движение населения

г) углубленное изучение состояния заболеваемости, ее динамики, закономерности распространения и причин

5. Живорождение регистрируется при наличии следующих признаков жизни:

а) самостоятельное дыхание

б) сердцебиение

в) крик ребенка

г) пульсация пуповины  

6. Что подразумевается под термином "младенческая смертность"?

а) смертность детей 1-го месяца жизни

б) смертность детей 1-го года жизни

в) смертность детей в 1-ю неделю жизни

г) смертность детей в 1-е сутки после рождения

7. Ранняя неонатальная смертность - это…

а) смертность на первой неделе жизни

б) смертность в первый год жизни

в) смертность в первый месяц жизни

г) смертность в первые сутки после рождения

8. Как рассчитать неонатальную смертность?

а) число детей, умерших в первую неделю жизни

---------------------------------------------------------------  * 1000

число родившихся живыми и мертвыми

б)  число детей, умерших в первые сутки жизни

         -------------------------------------------------------- * 1000

      число родившихся живыми

в)  число детей, умерших на первом месяце жизни

      -------------------------------------------------------------- * 1000

      число родившихся живыми и мертвыми

9. Основные причины материнской смертности в России?

     а) аборты, кровотечения, ранние токсикозы

     б) аборты, кровотечения, сепсис

     в) кровотечения, экстрагенитальная патология

     г)  сепсис, экстрагенитальная патология

     д) экстрагенитальная патология, аборты

10. Как рассчитать показатель естественного прироста населения?

а) (число родившихся-число умерших )*100

       Среднегодовая численность населения

б) (число родившихся-число умерших)*1000

    Число детей, родившихся  живыми и мертвыми

в) (число родившихся-число умерших)*1000

    Среднегодовая численность населения

г) среднегодовая численность населения*1000

    Число родившихся-число умерших

11. Смерть человека регистрируется органами ЗАГС в течение:

      а) одного дня

      б) 3 дней

      в) 5 дней

      г) одной недели

      д) одного месяца

12.    Смерть человека регистрируется в органах ЗАГС на основании

       а) паспорта умершего

       б) осмотра умершего

       в) любых документов, удостоверяющих личность умершего

       г) врачебного свидетельства о смерти

 

13. Основные причины  перинатальной смерти  

     а) асфиксия, родовая травма, врожденные аномалии развития, гемолитическая болезнь

     б) асфиксия, болезни органов дыхания, гемолитическая болезнь  

     в)  родовая травма, пиелонефрит, врожденные аномалии

     г) врожденные аномалии, несчастные случаи, отравления, асфиксии

14. Материнская смертность это:

     а) смертность женщин, обусловленная беременностью, независимо от ее продолжительности

     б) смертность женщин во время родов

     в) смертность женщин во время родов и в течение 42 дней после родов

     г) смертность женщин в течение 42 дней после родов

     д) смертность женщин, обусловленная беременностью независимо от ее продолжительности и наступившая в период беременности или в течение 42 дней   после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею, либо ее ведением

15. Динамика населения, как раздел демографии изучает:

а) численность и состав населения на определенный момент времени

б) изменения численности населения за счет его механического и естественного движения

в) прирост населения

16. Основными разделами медицинской демографии являются:

а) статистика здоровья

б) статика населения

в) динамика населения

г) статистика здравоохранения

17. Преобладание среди населения возрастной группыдо14лет над долей лиц старше 50 лет характерно:

а) для стационарного типа населения

б) для прогрессивного типа

в) для регрессивного типа

18. Среди причин общей смертности в РФ первое место занимают:

а) травмы и отравления

б) инфекционные заболевания

в) болезни органов дыхания

г) болезни органов кровообращения

д) болезни органов пищеварения

Приложение 5

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

1 - в;

2 - в;

3 - д;

4 - а;

5 - а,в,г;

6 - б;

7 - а;

8 - д;

9 - б;

10 - в;

11 - б;

12 - г;

13 - а;

14 - д;        

15 - б;        

16 - б,в;        

17 - б;        

18 - в.

Приложение 6

ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

РАСЧЕТ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ПОКАЗАТЕЛИ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Число прибывших (выбывших) на 1000 человек населения:

(Число лиц, въехавших (выехавших) на административную территорию / среднегодовая численность населения*) х 1000.

*Среднегодовая численность населения:

Численность населения на начало года + численность населения на конец года / 2.

2. Миграционный прирост (убыль):

Число прибывших – число выбывших;

3. Коэффициент эффективности миграции:

( Миграционный прирост / (число прибывших + число выбывших) х 100%

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Общий показатель рождаемости:

(Общее число родившихся живыми за год / среднегодовая численность населения) х 1000.

2. Общий показатель смертности:

(Общее число умерших за год /среднегодовая численность населения) х 1000.

3. Показатель естественного прироста (убыли) населения:

1) (Число родившихся – число умерших / среднегодовая численность населения) х 1000.

2) Общий показатель рождаемости – общий показатель смертности

4. Общий показатель брачности:

(Число заключенных браков за год / среднегодовая численность населения) х 1000.

5. Общий показатель разводимости:

(Число разводов за год / среднегодовая численность населения) х 1000.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ

6. Показатель общей плодовитости:

(Общее число родившихся живыми за год / среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет) х 1000.

7. Показатель повозрастной плодовитости:

(Общее количество родившихся живыми за год у женщин соответствующего возраста / среднегодовая численность женщин соответствующего возраста) х 1000.

8. Показатель брачной (внебрачной) плодовитости*:

(Общее число родившихся живыми за год у женщин, состоящих в браке (не состоящих в браке) / среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет, состоящих в браке (не состоящих в браке)) х 1000.

*Аналогично рассчитываются показатели брачной (внебрачной) плодовитости женщин различных возрастных групп.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СМЕРТНОСТИ

9. Показатель смертности данной возрастной группы населения (повозрастная смертность):

(Число умерших в данном возрасте за год / среднегодовая численность лиц данного возраста) х 1000.

10. Показатель смертности данной возрастно-половой группы населения:

(Число лиц данного пола, умерших в данном возрасте за год / среднегодовая численность лиц данного возраста и пола) х 1000.

11. Показатель смертности от данного заболевания:

(Число умерших от данного заболевания за год / среднегодовая численность населения) х 1000.

12. Показатель структуры причин смерти:

(Число умерших от данной причины за год / общее число умерших за год) х 100%.

13. Показатель перинатальной смертности:

(Число родившихся мертвыми + число умерших в первую неделю (168 часов) жизни / число родившихся живыми и мертвыми) х 1000.

14. Показатель мертворождаемости:

(Число родившихся мертвыми / число родившихся живыми и мертвыми) х 1000.

15. Показатель младенческой смертности:

Грубый показатель: (Число детей, умерших в течение года на 1 -м году жизни / число родившихся живыми в данном году) х 1000.

Уточненные показатели

Формула Ратса: ((Число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни / (2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся живыми в предыдущем году)) х 1000.

Формула Альбицкого—Вахитова: ((Число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни/(4/5 родившихся живыми в данном году + 1/5 родившихся живыми в предыдущем году)) х 1000.

16. Показатель неонатальной смертности:

(Число детей, умерших в первые четыре недели (28 дней) жизни / число родившихся живыми) х 1000.

17. Показатель ранней неонатальной смертности: (Число детей, умерших в первую неделю (168 часов) жизни / число родившихся живыми) х 1000.

18. Показатель поздней неонатальной смертности: (Число детей, умерших на 2, 3, 4-й неделях жизни / (число родившихся живыми — число умерших в первую неделю жизни)) х 1000.

19. Показатель постнеонатальной смертности: (Число детей, умерших в период с 29-го дня до 1 года жизни / (число родившихся живыми — число умерших в первые 28 дней жизни)) х 1000.

20. Показатель материнской смертности:

(Число женщин, умерших во время беременности (независимо от ее продолжительности), родов и в первые 42 дня после прекращения беременности от причин, связанных с беременностью и родами / число родившихся живыми) х 100 000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»

Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Осложнения инъекций. Оказание неотложной медицинской помощи»

данный материал предназначен для преподавателей и студентов при изучении ПМ. Выполнение работ по профессии « Младшая медицинская сестра по уходу за больными»...

Методическая разработка практического занятия по теме Правила обращения с медицинскими отходами

Медицинская сестра должна уметь обращаться с медицинскими отходами разных классов....

Методическая разработка практического занятия «Осуществление пособия при проведении ЛФК. Медицинский контроль» ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02. Основы реабилитации Специальность: 34.02.01. Сестринское дело,

Методическая разработка была выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ...

Методическая разработка "Создание диаграмм" Василенко Ю.А. ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"

Методическое пояснениеИзучение данной темы в курсе Информатика связано с внедрением информационных технологий в повседневную практику здравоохранения повлекло за собой коренные перемены в организации ...

Методическая разработка профессионального конкурса «Юные медработники», посвящённого Всемирному Дню Медицинских сестёр, для студентов 1-2 курса специальности «Сестринское дело» и «Лечебное дело»

   В программе развития среднего профессионального образования России подчёркнуто повышение требований общества к конкурентоспособности человеческих ресурсов. Перспективы развития общ...