Методическая разработка "Создание диаграмм" Василенко Ю.А. ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"
методическая разработка

Василенко Юлия Андреевна

Методическое пояснение

Изучение данной темы в курсе Информатика связано с внедрением информационных технологий в повседневную практику здравоохранения повлекло за собой коренные перемены в организации труда сотен тысяч медицинских работников. Будущий медработник должен ориентироваться в многообразии программных средств и уметь применять их в своей практической деятельности.

Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.

Методическая разработка урока по информатике «Создание диаграмм» представляет собой стандартное занятие, где студенты знакомятся с графическим представлением числовых данных в прикладной программе MS Office Excel, повторяют, систематизируют ранее изученный теоретический материал, учатся правильному оформлению результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип и параметры диаграмм.

Занятие содействует формированию представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры, развитию сообразительности, смекалки; воспитанию коммуникативных навыков.

Для занятия подобрана практическая работа, состоящая из множества заданий, которые формируют не только навыки графического представления числовых данных, но и отрабатывают навыки нахождения максимального, минимального, среднего значений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Троицкий медицинский колледж МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия ЕН. 00 Математический и общий естественнонаучный цикл ЕН. 01 Информатика специальность 34.02.01 Сестринское дело (ППССЗ СПО базовой подготовки) г. Троицк, 2019 г. «Создание диаграмм» Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 2

Цель занятия: способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач. Задачи занятия: 1. Обучающие: способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач; способствовать закреплению знаний общих принципов работы табличного процессора MS Office Excel ; способствовать формированию правильного оформления результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип форматировании и параметры диаграмм; формирование представления о вычисления в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры. 2. Развивающие: развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы; развитие способности логически рассуждать, работать по аналогии. 3. Воспитательные: воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать; развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. Тип занятия: практическое. Место проведения: учебная аудитория, кабинет информатики №6. Количество часов: 90 минут. Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 3

В результате освоения темы студент должен иметь представление : О том, как представить данные в виде диаграмм MS Excel . О способах построения и редактирования диаграмм. В результате освоения темы студент должен знать : Возможности табличного процессора в области построения диаграмм. Алгоритм построения диаграмм. Приемы редактирования диаграмм. Элементы диаграммы . В результате освоения темы студент должен уметь : Построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм. Строить диаграммы различных типов. Редактировать диаграмму. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 4

Оборудование: Персональный компьютер для каждого студента; раздаточный материал (таблицы с исходными данными). Программное обеспечение: табличный процессор MS Excel . ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 5

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ » 1. Какая программа не является электронной таблицей? а ) Excel; б ) Quattropro ; в ) Superkalk ; г) Word . 2. Как называется документ в программе Excel ? а) рабочая таблица; б) книга; в) страница; г) лист. 3. Рабочая книга состоит из… а) нескольких рабочих страниц; б) нескольких рабочих листов; в) нескольких ячеек; г) одного рабочего листа. 4. Наименьшей структурной единицей внутри таблицы является.. а) строка; б) столбец; в) ячейка; г) диапазон. 5. Ячейка не может содержать данные в виде… а) текста; б) формулы; в) числа; г) картинки. Приложение 1 Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 6

6. Значения ячеек, которые введены пользователем, а не получаются в результате расчётов называются… а) текущими; б) производными; в) исходными; г) расчетными. 7. Укажите правильный адрес ячейки. а) J 6; б) Ф7; в) 7В; г) нет правильного ответа. 8. К какому типу программного обеспечения относятся ЕТ? а) к системному; б) к языкам программирования; в) к прикладному; г) к операционному. 9.Тест. Формула - начинается со знака… а)"; б) №; в) =; г) нет правильного ответа. 10. Какой знак отделяет целую часть числа от дробной а) : б) ; в) . г) нет правильного ответа. 11. Какого типа сортировки не существует в Excel ? а) по убыванию; б) по размеру; в) по возрастанию; г) все виды существуют. Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 7

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. г б б в г в а в в г б Приложение 2 Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «СОЗДАНИЕ ДИАГРАММ» Диаграммы . Объекты диаграмм При решении различных задач, подготовке отчетов нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность. В Microsoft Excel имеется возможность графического представления данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе. Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Диаграмма — это графически представленная зависимость одной величины от другой. С помощью диаграмм взаимосвязь между данными становится более наглядной. Диаграммы облегчают сравнение различных данных. Большинство диаграмм упорядочивают данные по горизонтальной (ось категорий) и вертикальной осям (ось значений) . Отдельные элементы данных называются точками . Несколько точек образуют последовательность данных. Приложение 3 Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 9

Объекты диаграммы: Область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы; Область построения диаграммы – место расположения осей, рядов данных и т. Д.; Легенда – образец оформления данных; Заголовок – служит для пояснения данных, представленных на диаграмме; Метки (маркеры) данных – символы (столбики, точки, сектора и т. Д.) На диаграмме, изображающие отдельный элемент данных; Ряды данных – группы связанных элементов данных на диаграмме, источником которых является отдельная строка или отдельный столбец таблицы данных; Ось – линия, ограничивающая одну из сторон области построения диаграммы и создающая шкалу для измерения и сравнения данных на диаграмме (для двумерного графика – ось x , ось y ; для трехмерного графика z – вертикальная ось, а оси x и y расположены под разными углами): Категории – названия категорий соответствуют подписям вдоль оси x ; Имена рядов – обычно соответствуют надписям вдоль оси у; Метки делений – это короткие отрезки, пересекающие координатные оси подобно разметке линейки.

Слайд 10

В MS Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов). Правильный выбор типа диаграммы дает возможность представить данные самым выигрышным образом. MS Excel позволяет выбрать один из 14 основных (стандартных) типов диаграмм (рис.1.) и 20 дополнительных (нестандартных) типов диаграмм. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип. Рис.1. Типы диаграмм В гистограмме категории данных обычно располагаются по горизонтальной оси, а значения — по вертикальной. В объёмных гистограммах категории данных показываются по горизонтальной оси и оси глубины, вертикальная же ось выводит значение данных. На графиках , позволяющих отображать изменение данных во временной протяжённости, категории данных располагаются по горизонтальной оси, значения же по вертикальной. Круговые диаграммы - отображают всего лишь один ряд данных, потому формируются по простейшему принципу: доля каждого сектора в круге зависит от доли значения каждой группы данных от общего значения. В линейчатых диаграммах категории данных располагаются по вертикальной оси, их величины - по горизонтальной. Точечные диаграммы изначально не различаются по типам информации, которая располагается на их вертикальной и горизонтальной осях. Показывая отношения между числовыми значениями рядов данных, в них опускаются различия в осях. При желании, их можно поменять, и диаграмма не утратит при этом своей информативности. Биржевые диаграммы - самый сложный тип диаграмм по принципу построения информации. При построении биржевых диаграмм учитываются взаимосвязи, соотношения и закономерности изменения сразу нескольких величин. Пузырьковые диаграммы - используются в случаях, когда необходимо отобразить данные из электронной таблицы. Здесь используются два столбца, которые распределяют значения по осям X и Y, а размер пузырьков зависит от числовых значений в соседних столбцах. Типы диаграмм

Слайд 11

Ввести табличные данные; Выделить данные, необходимые для построения диаграммы; В главном меню активируйте вкладку «Вставка» и выберите требуемый тип графика в группе «Диаграммы». В открывшемся меню выберите необходимый вам тип диаграммы, исходя из ее функционального предназначения. Уточнить исходные данные; Задать параметры построения; Разместить диаграмму. Настройка диаграммы и ее элементов Конструктор: общие свойства Макет: настройка свойств отдельных элементов Формат: оформление отдельных элементов Алгоритм построения диаграмм Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 12

Редактирование оформления диаграммы Всегда можно изменить внешний вид предложенной по умолчанию диаграммы, изменить ее формат и дополнить необходимыми подписями. Для этого нажмите на диаграмму, после чего сверху появится область, выделенная зелёным. В ней будут находится три пункта: «Конструктор», «Макет», «Формат». Во вкладке «Конструктор» есть возможность изменить цвет диаграммы, ее общий внешний вид, поменяв тем самым метод подачи информации. Каждый сектор можно наполнить отображением процента той площади, которую он занимает от всей площади диаграммы. Здесь же можно вовсе изменить тип диаграммы, оставив все захватываемые значения прежними. Вкладка «Макет» позволяет детально отредактировать текстовую информацию на диаграмме – легенду каждого значения, название диаграммы, подписи информации, а также их местоположение в самой диаграмме. Во вкладке «Формат» можно поменять внешний вид элементов диаграммы. Изменить цвет рамки, текста, оформление любых элементов. Размеры самой диаграммы, ширину и длину. Цвет фона и цвет каждого элемента диаграммы. Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 13

Приложение 4 ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ: «СОЗДАНИЕ ДИАГРАММ» Задание 1. Заполнить и настроить таблицу для расчета времени, затраченного разными животными при движении на заданное расстояние. Исходные данные – задаются с клавиатуры: Столбец B - значение скорости животного (в км/ч). Столбец C – расстояние, которое надо преодолеть (в км). Вычисляемые значения – считаются по формуле: Столбец D – время. Ячейка С11 – максимальная скорость (функция МАКС). Ячейка С12 – минимальная скорость (функция МИН). Тип диаграммы: Гистограмма Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 14

Задание 2. Скопируйте таблицу из задания 1 на отдельный лист и переделайте ее так, чтобы она при заданной скорости и времени, находила расстояние, которое животное преодолеет за это время. Задайте время – 24 часа. Тип диаграммы: Линейчатая диаграмма Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 15

Задание 3. Заполнить и настроить таблицу для расчета основных характеристик Мирового океана . Исходные данные – задаются с клавиатуры: Диапазон А1:Е5. Вычисляемые значения – считаются по формуле: Ячейка В6 – общая площадь Мирового океана (функция СУММ). Ячейка С6 – общий объем Мирового океана (функция СУММ). Ячейка D6 – средняя глубина Мирового океана (функция СРЗНАЧ). Ячейка E6 – самая глубокая впадина Мирового океана (функция МАКС). Тип диаграммы: Круговая диаграмма Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 16

Задание 4 . Заполнить и настроить таблицу Рейтинг самых высоких гор по континентам . Исходные данные – задаются с клавиатуры: Диапазон А1:С8. Вычисляемые значения – считаются по формуле: Ячейка В11 – средняя высота заданных вершин (функция СРЗНАЧ). Ячейка В12 – самая высокая гора в мире (функция МАКС). Ячейка В13 – самая низкая из самых высоких гор (функция МИН). Тип диаграммы: График Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 17

Задание 5. Заполнить и настроить таблицу Небоскребы мира . Исходные данные – задаются с клавиатуры: Диапазон А1:D10. Вычисляемые значения – считаются по формуле: Ячейка С13 – самый высокий (из предложенных) небоскреб в мире (функция МАКС). Ячейка С14 – год создания первого (из представленных в таблице) небоскреба (функция МИН). Тип диаграммы: Объемная гистограмма Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 18

Задание 6. Заполнить и настроить таблицу Популярные профессии (Опрос абитуриентов). Исходные данные – задаются с клавиатуры: Диапазон А1:В9. Вычисляемые значения – считаются по формуле: Ячейка В10 – количество опрошенных (функция СУММ). Ячейки С2 – С9 – процент выборов (отношение выборов к числу опрошенных + процентный формат данных). (формула: С2=В2/В10, С3=В3/В10 и т.д.) Тип диаграммы: Кольцевая Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 19

Задание 7. Заполнить таблицу и построить лепестковые диаграммы. На лепестковой диаграмме количество осей, представляющих собой радиусы окружности, равно количеству значений переменной. Вдоль радиусов из центра равномерно откладываются значения от нуля до максимального. Лепестковая диаграмма построена по значениям A2:B6 Лепестковая диаграмма построена по значениям A2:С6 Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 20

Классы причин смерти Мужчины Женщины Россия Запад Россия/Запад Россия Запад Россия/Запад Болезни системы кровообращения 493 383 1,3 711 446 1,6 Внешние причины 213 59 3,6 65 34 1,9 Новообразования 138 268 0,5 125 206 0,6 Болезни органов дыхания 62 118 0,5 30 105 0,3 Инфекционные болезни 25 16 1,6 6 14 0,4 Болезни органов пищеварения 30 39 0,8 26 38 0,7 Прочие болезни 39 117 0,3 37 157 0,2 Приложение 5 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ» Задание 1: На основании табличных данных построить соответствующую диаграмму. Таблица 1. Вероятности для новорожденного умереть от основных классов причин в России (2000 г.) и странах «Запада» (1999 г.), на 1000 Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 21

Задание 2. Создать таблицы с данными и построить соответствующие диаграммы. Составил: преподаватель математики Василенко Ю.А.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по немецкому языку для студентов медицинских колледжей

Контрольные задания  предназначены для промежуточного и итогового контроля знаний  по немецкому языку студентов  1-4 курсов медицинских специальностей образовательных учреждений среднег...

Методическая мозаика: Использование некоторых методических приемов на занятиях биологической направленности в медицинском колледже

В своей подготовке к теоретическим и практическим занятиям по «Генетике человека с основами медицинской генетики», по «Основам микробиологии и иммунологии» я использовала разли...

Методическая разработка Водный баланс, суточный диурез. Василенко Ю.А (ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж")

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕДанная методическая разработка разработана с целью подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности медицинского работника, который должен выполнять манипул...

Методическая разработка (интеллектуальная игра Брейншторм) Василенко Ю.А ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ последнее время в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, ...

Методическая разработка (интеллектуальная игра Морской бой) Василенко Ю.А ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКомпьютерные игры появились вместе с первыми компьютерами. По мере совершенствования машин совершенствовались и игры. Среди бесчисленного множества компьютерных игр существует, вс...

Методическая разработка Сценарий к 9 мая. Василенко Ю.А (ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж")

Методическое пояснениеЦель мероприятия: воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими соб...

Методическое пособие по развитию коммуникативной деятельности студентов медицинского колледжа

В данном пособии описана методика обучения студентов речевой деятельности на занятиях английского языка...