Методическая разработка Водный баланс, суточный диурез. Василенко Ю.А (ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж")
учебно-методическое пособие
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Данная методическая разработка разработана с целью подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности медицинского работника, который должен выполнять манипуляции, связанные с математическими расчетами.
Пособие включает формирование математических навыков по темам: «Суточный диурез» и «Водный баланс».
Материал пособия потребовал дополнительных данных из области медицины и подбора их в соответствии с изучаемыми темами на I курсе.
Используя предлагаемый материал вне аудитории, студент имеет возможность повторить и закрепить знания. Для самоконтроля студенту предлагаются задачи с решением, а также задачи для самопроверки с ответами.
После изучения данного пособия проводится контроль знаний по материалу (самостоятельные работы и тестовые задания), что дает студенту и преподавателю возможность оценить полученные знания.
Освоенный материал поможет:
- избежать ошибок (расчет суточного диуреза, водного баланса);
- правильно выполнить назначение врача;
- ответственно подойти к уходу за пациентом;
- обучить пациентов контролировать водный баланс.
Пособие рассчитано на студентов, заинтересованных в качественном освоении своей будущей профессии, и помогает им в этом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание методической разработки Методическое пояснение Методы и методические приемы обучения Схема интегрированных связей Требования к подготовке студентов Перечень внеаудиторной самостоятельной работы студентов ОК и ПК Оснащение занятия. Технические средства обучения Хронокарта аудиторной самостоятельной работы Этапы планирования занятия Литература Практическое занятие
Методическое пояснение Данная методическая разработка разработана с целью подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности медицинского работника, который должен выполнять манипуляции, связанные с математическими расчетами. Пособие включает формирование математических навыков по темам: «Суточный диурез» и «Водный баланс». Материал пособия потребовал дополнительных данных из области медицины и подбора их в соответствии с изучаемыми темами на I курсе. Используя предлагаемый материал вне аудитории, студент имеет возможность повторить и закрепить знания. Для самоконтроля студенту предлагаются задачи с решением, а также задачи для самопроверки с ответами. После изучения данного пособия проводится контроль знаний по материалу (самостоятельные работы и тестовые задания), что дает студенту и преподавателю возможность оценить полученные знания. Освоенный материал поможет: избежать ошибок (расчет суточного диуреза, водного баланса); правильно выполнить назначение врача; ответственно подойти к уходу за пациентом; обучить пациентов контролировать водный баланс. Пособие рассчитано на студентов, заинтересованных в качественном освоении своей будущей профессии, и помогает им в этом. Содержание методической разработки Страница 2
Методическое пояснение Цель занятия: изучить и научиться применять методику определения диуреза, водного баланса, давать оценку выполненным расчетам. Учебные: развитие логических и вычислительных способностей студента; развитие и закрепление знаний по расчету суточного диуреза, водного баланса; освоение обучающей программы; совершенствование владения ПК; применение математических знаний в практической работе. Развивающие: развить клиническое и логическое мышление; развить самостоятельность; развить профессиональные навыки и положительные личностные качества; развить письменную и устную речь; развить навыки работы с документацией; развить организационные способности. Воспитательные: воспитать чувство ответственности при выполнении профессиональных обязанностей. Тип занятия: практическое Место проведения: учебная аудитория №6. Количество часов: 90 минут. Содержание методической разработки
Методы и методические приемы обучения Содержание методической разработки Метод Основное назначение Уровень усвоения Приемы Мотивация 1. Объяснительно-иллюстративный Организация усвоения информации студентами путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. I Словесные: - беседа, рассказ, работа с учебным пособием, объяснение. Наглядные: - презентации . Формирует теоретические и фактические знания. Воспитывает нравственность, терпение, логическое мышление. 2.Репродуктивный Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. II - III Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий. Обогащают знания, формируют умение и навыки, трудолюбие наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе. 3. Проблемное изложение Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. II-III Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей. Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений. 4. Частично-поисковый Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем. III Эвристическая беседа, работа с книгой, наглядными пособиями, доказательства, сравнение, обобщение. Развивает самостоятельность мышления, исследовательские умения, творческий подход к делу.
Схема интегрированных связей Содержание методической разработки
Требования к подготовке студентов Содержание методической разработки В результате освоения темы студент должен знать: - нормы суточного диуреза и водного баланса, их отклонения; - методику определения диуреза, водного баланса. В результате освоения темы студент должен уметь: - измерять водный баланс; - давать оценку водного баланса пациента; - применять математические знания при выполнении профессиональных обязанностей.
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы студентов Содержание методической разработки В конце методической разработки даются задачи с целью проверки усвоения текущего материала и для контроля приводятся правильные ответы. - самостоятельная работа для студентов (7 задач) - теоретический контроль (7 вопросов) Критерии оценки В рамках контролирующей знания программы собственной разработки учтены рекомендации Федеральной программы по математике для студентов медицинских колледжей при оценке ответов на тесты используются следующие критерии: до 10% ошибок – 5 (отлично) до 20% ошибок – 4 (хорошо) до 30% ошибок – 3 (удовлетворительно)
ОК и ПК Содержание методической разработки Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; ОК 3-5 ПК 1.7 ПК 2.1-2.2 ПК 2.8 ПК 3.7 ПК 4.9 ПК 6.1-6.2; ПК 6.3-6.4 Оценка результатов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. Оценка результатов выполнения практической работы. знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; ОК 1-2 ОК 12; ОК 14 ПК 1.2-1.5 ПК 1.7 ПК 2.1-2.5 ПК 2.8 ПК 3.1-3.5 ПК 3.7 ПК 4.1-4.6 ПК 4.9 ПК 6.1-6.4. Оценка правильности и точности знания основных математических понятий. Оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов, таблиц. Оценка результатов устного опроса на практических занятиях. основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; ПК 1.3 ПК 2.1-2.4 ПК 3.1-3.3 Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов работы на практических занятиях.
Оснащение занятия. Технические средства обучения Содержание методической разработки Методические: учебно-методическая разработка, справочные таблицы; информационный материал: мультимедийная презентация « Расчет суточного диуреза, водного баланса » в программе Power Point ; рабочая учебная программа, календарно-тематический план, технологическая карта. ТСО : мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Хронокарта аудиторной самостоятельной работы Содержание методической разработки № п/п Элементы занятия Время 1. Организация начала занятия 1 мин 2. Сообщение темы, её обоснование 1 мин 3. Постановка целей и ознакомление с планом занятия 3 мин 4. Контроль исходного уровня знаний 10 мин 5. Изучение новой темы 40 мин 6. Самостоятельная работа студентов: 15 мин 7. Закрепление изученного материала 10 мин 8. Подведение итогов занятия 5 мин 9. Домашнее задание 3 мин 10 Окончание занятия 2 мин
Этапы планирования занятия Содержание методической разработки № п / п Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Мотивация Время 1. Организация начала занятия Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов, готовность к занятию. Студенты готовят тетради, ручки, карандаши. Концентрация внимания студентов 1 мин 2. Сообщение темы, её обоснование Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, межпредметные связи. Записывают тему занятия, слушают, осознают. Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание её значения для будущей работы 1 мин 3. Постановка целей и ознакомление с планом занятия Обращает внимание студентов на цели и задачи, стоящие перед студентами, важность хорошего знания учебной дисциплины для успешного овладения профессией в целом. Слушают, осмысливают. Обеспечить прочное активное усвоение знаний, создать у студентов цельное представление о занятии 3 мин 4. Контроль исходного уровня знаний Раздает тестовые задания, проводит инструктаж. Сообщает критерий оценки. Отвечают на тестовые задания и решают задачи. (Приложение 1) Управление процессом усвоения, обсуждение результатов контроля. 10 мин 5. Изучение новой темы Раскрывает содержание темы. Слушают, наблюдают, осмысливают полученную информацию. (Приложение 2) (Приложение 7) Подготовить студентов для решения ситуационных задач, развивать мыслительную деятельность. 40 мин Страница 2
Этапы планирования занятия Содержание методической разработки 6. Самостоятельная работа студентов: Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректирует самостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения задания. Пользуясь методическими указаниями, разбирают решение ситуационных задач под контролем преподавателя. (Приложение 3) (Приложение 7) Подготовить студентов к самостоятельной работе - к решению задач. 15 мин 7. Закрепление изученного материала Создает условия для закрепления изучаемого материала, дает методические указания, корректирует, руководит, дополняет, исправляет, оценивает действия студентов. Выполняют практические задания – решают задачи, анализируют полученный результат. (Приложение 5) (Приложение 6) (Приложение 7) Выяснение степени усвоения знаний и умений, способность применять полученные знания и умения на практике 10 мин 8. Подведение итогов занятия Высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, учитывает мнение студентов, оценивает каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, проверяет выполненную работу, задает дополнительные вопросы, выставляет оценку каждому студенту с комментариями. Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы. Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию. 5 мин 9. Домашнее задание Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Слушают, записывают задания, задают вопросы. (Приложение 4) Осознание студентами важности владения знаниями в полном объёме. 3 мин 10 Окончание занятия Даёт указания по приведению в порядок рабочего стола. Приводят в порядок рабочее место. Вырабатывать аккуратность, дисциплинированность 2 мин
Литература Содержание методической разработки 1. Кормилкина Е.В. « Прикладная математика в сестринском деле терапии, фармакологии и педиатрии » СПБАК, 2002. 2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. Учебное пособие. М., « Медицина » , 1989 стр. 301. 3. Обуховская Т.П., Склярова Т.А. , Чернова О.С. Основы сестринского дела, Ростов-на-Дону, « Феникс » , 2004. 4. Сборник манипуляций по предмету « Сестринское дело » .
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Контроль исходного уровня знаний Приложение 2 Изучение новой темы Приложение 3 Самостоятельная работа студентов Приложение 4 Домашнее задание Приложение 5 Закрепление изученного материала Приложение 6 Эталон ответа Приложение 7 Наглядный материал Открыть Методическую разработку в Microsoft Office Word
Суточный диурез – общее количество мочи, выделенное пациентом в течение суток (у взрослых колеблется от 800 - 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания и физических нагрузок и др. факторов). Суточный диурез должен составлять 70-80% от количества выпитой жидкости; 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом. Н еобходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 6:00 следующего дня. Водный баланс отличается от суточного диуреза дополнительным учётом принятой жидкости за время измерения (сутки), и представляет собой разницу между введённой в организм и выведенной жидкостью. При этом подсчитывается не только объём выпитой жидкости (суп, компот, чай, отвары), но и введенной внутривенно при проведении инфузий . Жидкие первые блюда, съеденные пациентом, учитывают, деля вес или объём наполовину (оставшаяся половина - твёрдые продукты, овощи, мясо и так далее). Назначает учёт водного баланса врач. В норме за сутки должно потребляться 1,5 – 2 литра воды , а выделяться не менее 70 – 80% выпитого и введённого. У здорового человека поступление воды в организм равно ее выделению. (см Приложение 7, рис.5 Водный баланс организма человека) Суточный диурез и водный баланс Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
На водный баланс влияют следующие составляющие: Поступление воды ( энтеральное , парентеральное, эндогенная вода) – 200-300 мл/24 ч. 2. Физиологические потери: суточный диурез; выделение через легкие - 500 мл/24 ч; выделение через кожу - 500 мл/24 ч; выделение с калом – 150-200 мл/24 ч; при повышении температуры тела выше 37°C на каждый 1°C прибавляют 500 мл . 3. Патологические потери (рвота, понос, свищи, дренажи, аспирация ). При расчете суточного водного баланса исходят из средней величины суточной потребности организма в воде – 35-40 мл/1 кг массы тела . Данные измерения производят для выявления отёков (особенно скрытых) и контроль за ними в динамике. Положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков. Отрицательный водный баланс о нарастании отеков или неэффективности дозы диуретических средств. (1) Должен выделить в норме = количество выпитой жидкости (л) * 0,8. Измерение суточного диуреза и водного баланса Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
При заболеваниях почек и мочевыводящих путей жидкость может накапливаться и задерживаться в организме незаметно для глаз. Скрытые отеки в организме могут проявляться быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи. Отеками называется н акопление жидкости в тканях или полостях организма. Отеки бывают скрытыми (не видимые при внешнем осмотре) и явными. Дизурия - (греч. dys — расстройство, uron — моча) — расстройство акта мочеиспускания. Нарушение процесса выделения мочи может заключаться в болезненности, затруднении выведения мочи из мочевого пузыря, ненормально редком или учащенном мочеиспускании и др. Водянка ( hydrops ) – скопление отёчной жидкости в серозных полостях (плевральной, брюшной, суставной, перикардиальной и т.д .). Наблюдение за отеками Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Возраст ребенка Объем мочи в сутки, мл Количество мочеиспусканий в сутки, раз Объем мочи за одно мочеиспускание, мл 0-6 месяцев 300-500 20-25 20-35 6-12 месяцев 300-600 15-16 25-45 1-3 лет 760-820 10-12 60-90 3-5 лет 900-1070 7-9 70-90 5-7 лет 1070-1300 7-9 100-150 7-9 лет 1240-1520 7-8 145-190 9-11 лет 1520-1670 6-7 220-260 11-13 лет 1600-1900 6-7 250-270 Таблица 1. Количество мочи и частота мочеиспускания у детей (Папаян А.В., 1997 г.) Справочные таблицы Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Таблица 2. Нормы суточного диуреза Категория Возраст Норма суточного диуреза, мл в сутки Новорожденные 1 - 2 дня 30-60 Дети до 1 года 3 - 10 дней 100-300 10 - 60 дней 250-450 2 месяца – 1 год 400-500 Дети 1-3 года 500-600 3-5 лет 600-700 5-8 лет 650-1000 8-14 лет 800-1400 Взрослые Мужчины 800-1800 Женщины 600-1600 Люди старше 60 лет 2200-2400 Справочные таблицы Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Водный баланс рассчитывается у больных за сутки в определенное время. При нулевом водном балансе количество введенной жидкости примерно соответствует ее потерям. При превышении потерь над поступлением говорят об отрицательном водном балансе. При превышении поступления воды над ее потерями говорят о положительном водном балансе. Формула водного баланса: (2) V = V 1 -V 2 (3) V 1 = 40m + 500k – x 1 (или x 2, условие смотрите ниже) (4) V 2 = 14,5m + 500k + d - 200 V - суточный водный баланс (водный баланс за сутки); V 1 - суточная потребность организма в воде в мл/24ч; V 2 - расчет суточного необходимого для введения количества воды в мл/24ч. m - масса пациента (кг); d - диурез (мл). k - коэффициент температуры ( k=t°C больного - 37°C): X 1 = 300 (для взрослых) — количество эндогенной воды; Х 2 = 150 (для детей) — количество эндогенной воды; Критерии водного баланса: Если V ` = 0— нулевой водный баланс, V`> 0 — положительный водный баланс, выделено мочи > 80% V`< 0 — отрицательный водный баланс, выделено мочи < 70% V – нормальный, если выделено 70-80% (5) Водный баланс (ВБ) = количество выделенной мочи/количество поступившей жидкости * 100 %. Расчет водного баланса при t ≤ 37°C k=0 при t ≥ 38°C k=1 при t ≥ 39°C k=2 при t ≥ 40°C k=3 Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
(6) Суточный диурез = 600 + 100*(N-1) (7) Суточный диурез = 100*(N+5) где N – возраст ребенка в годах, 600 - суточный диурез ребенка 1 года за сутки, 100 – ежегодная прибавка Формула Усова И.Н.: Формула Воронцова И.М.: Возраст Масса тела, кг Ежедневная потребность в воде мл мл/кг массы тела 3 дня 3,0 250-300 80-100 10 дней 3,2 400-500 130-150 6 месяцев 8,0 950-1000 130-150 1 год 10,5 1150-1300 120-140 2 года 14,0 1400-1500 115-125 5 лет 20,0 1800-2000 90-100 10 лет 30,5 2000-2500 70-85 14 лет 46,0 2200-2700 50-60 18 лет 54,0 2200-2700 40-50 Таблица 3. Потребность в воде у детей разного возраста и подростков У детей 1-10 лет суточный диурез можно рассчитать по формулам: Расчет суточного диуреза у детей Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Задача. Определить норму количества мочи, выделяемой за сутки ребенком 7 лет. Решение: По формуле Усова: Суточный диурез = 600 + 100*(N-1) Суточный диурез = 600 + 100*(7-1) = 1200 мл. По формуле Воронцова: Суточный диурез = 100*( N +5) Суточный диурез = 100*(7+5) = 1200 мл. Задача на расчет суточного диуреза у детей Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Задача 1. Если пациент выпил за сутки 2 л жидкости, а выделил 1,5 л. Определить суточный диурез, водный баланс. Решение: Должен выделить в норме = количество выпитой жидкости * 0,8. Должен выделить в норме = 2 * 0,8 =1,6 л. Водный баланс (ВБ) = количество выделенной мочи/количество поступившей жидкости * 100 %. ВБ = 1,5/2*100%= 75%. – нормальный ВБ. Задача 2. Пациент потребил за сутки 1500 мл жидкости, а выделил 1070 мл. Определить суточный диурез, водный баланс. Решение: Должен выделить в норме = 1500 * 0,8 = 1200 мл. ВБ = 1070/1500*100% = 71,3%. – нормальный ВБ. Задачи на расчет водного баланса №1, №2 Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Задача 3. За сутки пациент принял с пищей и лекарствами 1000 мл жидкости, внутривенно капельно ему было введено 0,9 раствора натрия хлорида 200 мл. Суточный диурез составил 650 мл. Решение: Общее количество принятой за сутки жидкости = 1000 мл +200 мл = 1200 мл. Т.к. известно, что вся принятая жидкость = 100%, можно определить % выделенной за сутки мочи, составим пропорцию: 1200 мл - 100% 650 мл - x% Решив пропорцию, получаем Х = 650*100% / 1200 = 54% Сравнение: 54% < 70% – отрицательный ВБ. Должен выделить в норме = 1200 * 0,8 = 0,96 л. = 960 мл (выделил меньше на 310 мл, 960-650 = 310 мл) Заключение: ВБ у данного пациента отрицательный, отеки нарастают, лечение не эффективно. Задача на расчет водного баланса №3 Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Задача 4. Выпито 1 л жидкости, суточный диурез 800 мл. Определите водный баланс и оцените его. 1000 мл – 100% 800 мл – х% , х = 80% - нормальный ВБ. Если же, мочи выделено меньшее количество, значит, жидкость задерживается в организме в виде отеков. Задача 5. Пациент выпил 1600 мл жидкости и выделил в течение суток 1 л. Определите водный баланс и оцените его. Ответ: 62,5% - отрицательный ВБ, отеки нарастают. Задача 6. Пациент выпил 1600 мл жидкости и выделил в течение суток 1,5 л. Определите водный баланс и оцените его. Ответ: 93,7% - положительный ВБ, тенденция к обезвоживанию. Задачи на расчет водного баланса №4 - №6 Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Время Выпито Количество жидкости Время Выделено мочи в мл (диурез) 9.00 10.00 14.00 16.00 18.00 21.00 завтрак в/в капельно обед полдник ужин кефир 250,0 400,0 350,0 100,0 200,0 200,0 10.40 12.00 17.00 20.00 3.00 6.00 220,0 180,0 150,0 200,0 170,0 150,0 За сутки Всего выпито 1500,0 Всего выделено 1070,0 I способ : Суточный диурез должен составлять 80% от количествава выпитой жидкости: 1500*0,8=1200 мл, 1200 – 1070 = 130 мл, а он на 130 мл меньше. Значит, ВБ отрицательный, что указывает на неэффективность лечения или нарастание отеков. II способ : ВБ=1070/1500*100% = 71,3%, 71,3%<80%, результат отрицательный (если брать за норму ВБ -75-80%). Задача на расчет водного баланса №7 Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
1. Какие растворы используются для разведения антибиотиков? Какой концентрации? 2. При классическом разведении: Во флаконе 1 000 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора Во флаконе 500 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора Во флаконе 0,5г – необходимо добавить _____ мл раствора Во флаконе 0,25г – необходимо добавить _____ мл раствора 3. При произвольном (практическом, рабочем) разведении использовать____мл раствора антибиотика на одного пациента на 1 инъекцию Задача 1. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина. Назначение врача: необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД Вычислить: Сколько мл раствора вы набираете в шприц для инъекции? Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика? Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика? Задача 2. Во флаконе 0,5 г. антибиотика. Развести 1:1, набрать в шприц 300.000 ЕД. Возможные растворители _______________ Количество растворителя _____ мл. Количество раствора для пациента ____ мл. Остаток во флаконе _____ мл. (___________ ЕД). Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления Контроль исходного уровня знаний ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Время Выпито (введено) Кол-во жидкости Время Выделено мочи в мл (диурез) 9,00 Завтрак 100,0 10,40 220,0 10,0 в/ в капельно 400,0 12,00 180.0 14,00 Обед 350,0 17,00 150.0 16,00 Полдник 100,0 20,00 200,0 18,00 Ужин 350,0 3,00 170,0 21,00 Кефир 200,0 6,00 150,0 За сутки Всего выпито Всего выделено Время Выпито (введено) Кол-во жидкости Время Выделено мочи в мл (диурез) 9,00 Завтрак 100,0 10,40 120,0 10,0 в/в капельно 100,0 12,00 180.0 14,00 Обед 350,0 17,00 150.0 16,00 Полдник 100,0 20,00 200,0 18,00 Ужин 250,0 3,00 270,0 21,00 Кефир 100,0 6,00 250,0 За сутки Всего выпито Всего выделено Самостоятельная работа студентов задачи №1 - №4 Задача 1. Задача 2. Задача 3. Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 2,1 л мочи. Определите водный баланс и оцените его. ОТВЕТ: Водный баланс положительный; Ночной диурез 700мл; Дневной 1400мл В течение суток в организм пациента поступило 2 л жидкости. Рассчитать, сколько жидкости выделит пациент при отрицательном водном балансе ОТВЕТ: до 1,4 л; нормальном водном балансе ОТВЕТ: от 1,4 л до 1,6 л; положительном водном балансе ОТВЕТ: более 1,6 л Задача 4. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Время Выпито (введено) Кол-во жидкости Время Выделено мочи в мл (диурез) 9,00 Завтрак 250,0 10,40 120,0 10,0 в/ в капельно 400,0 12,00 150.0 14,00 Обед 350,0 17,00 150.0 16,00 Полдник 200,0 20,00 100,0 18,00 Ужин 350,0 3,00 170,0 21,00 Кефир 200,0 6,00 150,0 За сутки Всего выпито Всего выделено Домашнее задание Задача 1. Задача 2. Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 1,6 л мочи. Определите водный баланс и оцените его. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Дополните предложение Соотношение количества потребленной и выделенной жидкости за сутки называется ____________. Процесс образования и выделения мочи называется __________. Выделение в течение суток жидкости меньше 70-80% (N)- диурез ___________ . Выделение в течение суток жидкости больнее нормы – диурез_____________ . При определении водного баланса мочу собирают в течение _________ часов; за период с______ до ___________________. Выделение жидкости за сутки более 70%-80% приводит к ___________________. Выделение жидкости за сутки менее 70%-80% приводит к ___________________. Расстройство мочеиспускания называют ____________________. 9. Задача. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 1,8 л мочи. Определите водный баланс и оцените его. Закрепление изученного материала Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Соотношение количества потребленной и выделенной жидкости за сутки называется_ водным балансом . Процесс образования и выделения мочи называется диурезом . Выделение в течение суток жидкости меньше 70-80% (N)- водный баланс отрицательный . Выделение в течение суток жидкости больнее нормы – водный баланс положительный . При определении водного баланса мочу собирают в течение 24 часов; за период с 6 утра накануне до следующих 6 часов утра . Выделение жидкости за сутки менее 70%-80% приводит к возникновению скрытых отеков . Выделение жидкости за сутки более 70%-80% приводит к обезвоживанию . Расстройство мочеиспускания называют дизурия . Задача. Ответ: Водный баланс нормальный; Ночной диурез 600мл; Дневной 1200мл Содержание методической разработки Измерение суточного диуреза и определение водного баланса Наблюдение за отеками Расчет водного баланса Расчет суточного диуреза у детей Задача на расчет суточного диуреза у детей Задачи на расчет водного баланса Задачи для закрепления Закрепление изученного материала Эталон ответа ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Изучение новой темы ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Наглядный материал
Рис. 1 Лист учета водного баланса Приложение 7 ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис.2 Суточный водный баланс у взрослых Приложение 7 ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис.3 Потеря воды человеком Приложение 7 ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис.4 Содержание воды в организме человека Приложение 7 ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис.5 Водный баланс организма человека Приложение 7 ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 7 ПРИЛОЖЕНИЯ Видеофрагмент про водный баланс (через интернет) https://my.mail.ru/community/gr8nutrition/video/Nutrition/10.html
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж» Василенко Ю.А.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Троицкий медицинский колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателей
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл
ЕН.02 Математика
тема: Расчет суточного диуреза и водного баланса
специальность: 31.02.01 Лечебное дело
программа подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования углубленной подготовки
г. Троицк, 2019 г.
Рассмотрен и обсужден УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ЦМК Зам. директора по УР
« » ________ 20____ г. _______ Н.В. Строчкова
Протокол № ___ « » _______ 20___г.
Председатель ЦМК
_______ _______________
Автор: преподаватель математики, Василенко Ю.А.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Данная методическая разработка разработана с целью подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности медицинского работника, который должен выполнять манипуляции, связанные с математическими расчетами.
Пособие включает формирование математических навыков по темам: «Суточный диурез» и «Водный баланс».
Материал пособия потребовал дополнительных данных из области медицины и подбора их в соответствии с изучаемыми темами на I курсе.
Используя предлагаемый материал вне аудитории, студент имеет возможность повторить и закрепить знания. Для самоконтроля студенту предлагаются задачи с решением, а также задачи для самопроверки с ответами.
После изучения данного пособия проводится контроль знаний по материалу (самостоятельные работы и тестовые задания), что дает студенту и преподавателю возможность оценить полученные знания.
Освоенный материал поможет:
- избежать ошибок (расчет суточного диуреза, водного баланса);
- правильно выполнить назначение врача;
- ответственно подойти к уходу за пациентом;
- обучить пациентов контролировать водный баланс.
Пособие рассчитано на студентов, заинтересованных в качественном освоении своей будущей профессии, и помогает им в этом.
Цель занятия: изучить и научиться применять методику определения диуреза, водного баланса, давать оценку выполненным расчетам.
Учебные:
- развитие логических и вычислительных способностей студента;
- развитие и закрепление знаний по расчету суточного диуреза, водного баланса;
- освоение обучающей программы;
- совершенствование владения ПК;
- применение математических знаний в практической работе.
Развивающие:
- развить клиническое и логическое мышление;
- развить самостоятельность;
- развить профессиональные навыки и положительные личностные качества;
- развить письменную и устную речь;
- развить навыки работы с документацией;
- развить организационные способности.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности при выполнении профессиональных обязанностей.
Тип занятия: практическое
Место проведения: учебная аудитория №6.
Количество часов: 90 минут.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод | Основное назначение | Уровень усвоения | Приемы | Мотивация |
1. Объяснительно-иллюстративный | Организация усвоения информации студентами путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. | I | Словесные: - беседа, рассказ, работа с учебным пособием, объяснение. Наглядные: - презентации. | Формирует теоретические и фактические знания. Воспитывает нравственность, терпение, логическое мышление. |
2.Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. | II-III | Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий. | Обогащают знания, формируют умение и навыки, трудолюбие наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе. |
3. Проблемное изложение | Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. | II-III | Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей. | Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений. |
4. Частично-поисковый | Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем. | III | Эвристическая беседа, работа с книгой, наглядными пособиями, доказательства, сравнение, обобщение. | Развивает самостоятельность мышления, исследовательские умения, творческий подход к делу. |
СХЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ
ИСТОК ВЫХОД
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
В результате освоения темы студент должен знать:
- нормы суточного диуреза и водного баланса, их отклонения;
- методику определения диуреза, водного баланса.
В результате освоения темы студент должен уметь:
- измерять водный баланс;
- давать оценку водного баланса пациента;
- применять математические знания при выполнении профессиональных обязанностей.
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В конце методической разработки даются задачи с целью проверки усвоения текущего материала и для контроля приводятся правильные ответы.
- самостоятельная работа для студентов (7 задач)
- теоретический контроль (7 вопросов)
Критерии оценки
В рамках контролирующей знания программы собственной разработки учтены рекомендации Федеральной программы по математике для студентов медицинских колледжей при оценке ответов на тесты используются следующие критерии:
до 10% ошибок – 5 (отлично)
до 20% ошибок – 4 (хорошо)
до 30% ошибок – 3 (удовлетворительно)
ОК и ПК
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; | ОК 3-5 ПК 1.7 ПК 2.1-2.2 ПК 2.8 ПК 3.7 ПК 4.9 ПК 6.1-6.2; ПК 6.3-6.4 | Оценка результатов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. Оценка результатов выполнения практической работы. |
знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; | ОК 1-2 ОК 12; ОК 14 ПК 1.2-1.5 ПК 1.7 ПК 2.1-2.5 ПК 2.8 ПК 3.1-3.5 ПК 3.7 ПК 4.1-4.6 ПК 4.9 ПК 6.1-6.4. | Оценка правильности и точности знания основных математических понятий. Оценка результатов индивидуального контроля в форме составления конспектов, таблиц. Оценка результатов устного опроса на практических занятиях. |
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; | ПК 1.3 ПК 2.1-2.4 ПК 3.1-3.3 | Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов работы на практических занятиях. |
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Методические:
- учебно-методическая разработка, справочные таблицы;
- информационный материал: мультимедийная презентация «Расчет суточного диуреза, водного баланса» в программе Power Point;
- рабочая учебная программа, календарно-тематический план, технологическая карта.
ТСО:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- экран.
ХРОНОКАРТА АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Элементы занятия | Время |
1. | Организация начала занятия | 1 мин |
2. | Сообщение темы, её обоснование | 1 мин |
3. | Постановка целей и ознакомление с планом занятия | 3 мин |
4. | Контроль исходного уровня знаний | 10 мин |
5. | Изучение новой темы | 40 мин |
6. | Самостоятельная работа студентов: | 15 мин |
7. | Закрепление изученного материала | 10 мин |
8. | Подведение итогов занятия | 5 мин |
9. | Домашнее задание | 3 мин |
10 | Окончание занятия | 2 мин |
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Мотивация | Время | |
1. | Организация начала занятия | Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов, готовность к занятию. | Студенты готовят тетради, ручки, карандаши. | Концентрация внимания студентов | 1 мин | |
2. | Сообщение темы, её обоснование | Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, межпредметные связи. | Записывают тему занятия, слушают, осознают. | Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание её значения для будущей работы | 1 мин | |
3. | Постановка целей и ознакомление с планом занятия | Обращает внимание студентов на цели и задачи, стоящие перед студентами, важность хорошего знания учебной дисциплины для успешного овладения профессией в целом. | Слушают, осмысливают. | Обеспечить прочное активное усвоение знаний, создать у студентов цельное представление о занятии | 3 мин | |
4. | Контроль исходного уровня знаний
| Раздает тестовые задания, проводит инструктаж. Сообщает критерий оценки. | Отвечают на тестовые задания и решают задачи. (Приложение 1) | Управление процессом усвоения, обсуждение результатов контроля. | 10 мин | |
5. | Изучение новой темы | Раскрывает содержание темы. | Слушают, наблюдают, осмысливают полученную информацию. (Приложение 2) (Приложение 7) | Подготовить студентов для решения ситуационных задач, развивать мыслительную деятельность. | 40 мин | |
6. | Самостоятельная работа студентов: | Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректирует самостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения задания. | Пользуясь методическими указаниями, разбирают решение ситуационных задач под контролем преподавателя. (Приложение 3) (Приложение 7) | Подготовить студентов к самостоятельной работе - к решению задач. | 15 мин | |
7. | Закрепление изученного материала
| Создает условия для закрепления изучаемого материала, дает методические указания, корректирует, руководит, дополняет, исправляет, оценивает действия студентов. | Выполняют практические задания – решают задачи, анализируют полученный результат. (Приложение 5) (Приложение 6) (Приложение 7) | Выяснение степени усвоения знаний и умений, способность применять полученные знания и умения на практике | 10 мин | |
8. | Подведение итогов занятия | Высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, учитывает мнение студентов, оценивает каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, проверяет выполненную работу, задает дополнительные вопросы, выставляет оценку каждому студенту с комментариями. | Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы. | Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию. | 5 мин | |
9. | Домашнее задание | Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. | Слушают, записывают задания, задают вопросы. (Приложение 4) | Осознание студентами важности владения знаниями в полном объёме. | 3 мин | |
10 | Окончание занятия | Даёт указания по приведению в порядок рабочего стола. | Приводят в порядок рабочее место. | Вырабатывать аккуратность, дисциплинированность | 2 мин |
ЛИТЕРАТУРА
1. Кормилкина Е.В. «Прикладная математика в сестринском деле терапии, фармакологии и педиатрии» СПБАК, 2002.
2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. Учебное пособие. М., «Медицина», 1989 стр. 301.
3. Обуховская Т.П., Склярова Т.А. , Чернова О.С. Основы сестринского дела, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
4. Сборник манипуляций по предмету «Сестринское дело».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
- Какие растворы используются для разведения антибиотиков? Какой концентрации?
- При классическом разведении:
Во флаконе 1 000 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора
Во флаконе 500 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора
Во флаконе 0,5г – необходимо добавить _____ мл раствора
Во флаконе 0,25г – необходимо добавить _____ мл раствора
- При произвольном (практическом, рабочем) разведении использовать____мл раствора антибиотика на одного пациента на 1 инъекцию
Задача 1. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина.
Назначение врача: необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД
Вычислить: Сколько мл раствора вы набираете в шприц для инъекции?
Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?
Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?
Задача 2. Во флаконе 0,5 г. антибиотика. Развести 1:1, набрать в шприц 300.000 ЕД.
Возможные растворители _______________
Количество растворителя _____ мл.
Количество раствора для пациента ____ мл.
Остаток во флаконе _____ мл. (___________ ЕД).
Приложение 2
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
СУТОЧНЫЙ ДИУРЕЗ И ВОДНЫЙ БАЛАНС
Суточный диурез – общее количество мочи, выделенное пациентом в течение суток (у взрослых колеблется от 800-2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания и физических нагрузок и др. факторов).
Суточный диурез должен составлять 70-80% от количества выпитой жидкости; 20-25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом. Необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учета водного баланса в течение суток, до 6:00 следующего дня.
Водный баланс отличается от суточного диуреза дополнительным учётом принятой жидкости за время измерения (сутки), и представляет собой разницу между введённой в организм и выведенной жидкостью. При этом подсчитывается не только объём выпитой жидкости (суп, компот, чай, отвары), но и введенной внутривенно при проведении инфузий. Жидкие первые блюда, съеденные пациентом, учитывают, деля вес или объём наполовину (оставшаяся половина - твёрдые продукты, овощи, мясо и так далее). Назначает учёт водного баланса врач.
В норме за сутки должно потребляться 1,5 – 2 литра воды, а выделяться не менее 70 – 80% выпитого и введённого.
У здорового человека поступление воды в организм равно ее выделению. (см. Приложение 7, рис.5 Водный баланс организма человека)
На водный баланс влияют следующие составляющие:
- Поступление воды (энтеральное, парентеральное, эндогенная вода) – 200-300 мл/24 ч;
- Физиологические потери: суточный диурез;
- выделение через легкие - 500 мл/24 ч;
- выделение через кожу - 500 мл/24 ч;
- выделение с калом – 150-200 мл/24 ч;
- при повышении температуры тела выше 37°C на каждый 1°C прибавляют 500 мл.
- Патологические потери (рвота, понос, свищи, дренажи, аспирация).
При расчете суточного водного баланса исходят из средней величины суточной потребности организма в воде – 35-40 мл/1 кг массы тела.
Данные измерения производят для выявления отёков (особенно скрытых) и контроль за ними в динамике.
Положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков. Отрицательный водный баланс о нарастании отеков или неэффективности дозы диуретических средств.
Приложение 2
Наблюдение за отёками
При заболеваниях почек и мочевыводящих путей жидкость может накапливаться и задерживаться в организме незаметно для глаз. Скрытые отеки в организме могут проявляться быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи.
Отеками называется накопление жидкости в тканях или полостях организма. Отеки бывают скрытыми (не видимые при внешнем осмотре) и явными.
Дизурия - (греч. dys — расстройство, uron — моча) — расстройство акта мочеиспускания. Нарушение процесса выделения мочи может заключаться в болезненности, затруднении выведения мочи из мочевого пузыря, ненормально редком или учащенном мочеиспускании и др.
Водянка (hydrops) – скопление отёчной жидкости в серозных полостях (плевральной, брюшной, суставной, перикардиальной и т.д.).
Таблица 1.
Количество мочи и частота мочеиспускания у детей (Папаян А.В., 1997 г.)
Возраст ребенка | Объем мочи в сутки, мл | Количество мочеиспусканий в сутки, раз | Объем мочи за одно мочеиспускание, мл |
0-6 месяцев | 300-500 | 20-25 | 20-35 |
6-12 месяцев | 300-600 | 15-16 | 25-45 |
1-3 лет | 760-820 | 10-12 | 60-90 |
3-5 лет | 900-1070 | 7-9 | 70-90 |
5-7 лет | 1070-1300 | 7-9 | 100-150 |
7-9 лет | 1240-1520 | 7-8 | 145-190 |
9-11 лет | 1520-1670 | 6-7 | 220-260 |
11-13 лет | 1600-1900 | 6-7 | 250-270 |
Таблица 2.
Нормы суточного диуреза
Категория | Возраст | Норма суточного диуреза, мл в сутки |
Новорожденные | 1 - 2 дня | 30-60 |
Дети до 1 года | 3 - 10 дней | 100-300 |
10 - 60 дней | 250-450 | |
2 месяца – 1 год | 400-500 | |
Дети | 1-3 года | 500-600 |
3-5 лет | 600-700 | |
5-8 лет | 650-1000 | |
8-14 лет | 800-1400 | |
Взрослые | Мужчины | 800-1800 |
Женщины | 600-1600 | |
Люди старше 60 лет | 2200-2400 |
Приложение 2
РАСЧЕТ ВОДНОГО БАЛАНСА
Водный баланс рассчитывается у больных за сутки в определенное время.
При нулевом водном балансе количество введенной жидкости примерно соответствует ее потерям. При превышении потерь над поступлением говорят об отрицательном водном балансе. При превышении поступления воды над ее потерями говорят о положительном водном балансе.
V - суточный водный баланс (водный баланс за сутки);
V1 - суточная потребность организма в воде в мл/24ч;
V2 - расчет суточного необходимого для введения количества воды в мл/24ч.
m - масса пациента (кг);
d - диурез (мл).
k - коэффициент температуры (k=t°C больного - 37°C):
при t ≤ 37°C k=0
при t ≥ 38°C k=1
при t ≥ 39°C k=2
при t ≥ 40°C k=3
X1 = 300 (для взрослых) — количество эндогенной воды;
Х2 = 150 (для детей) — количество эндогенной воды;
Критерии водного баланса:
Если V`= 0— нулевой водный баланс,
V`> 0 — положительный водный баланс, выделено мочи > 80%
V`< 0 — отрицательный водный баланс, выделено мочи < 70%
V – нормальный, если 70-80%
РАСЧЕТ СУТОЧНОГО ДИУРЕЗА У ДЕТЕЙ
У детей 1-10 лет суточный диурез можно рассчитать по формулам:
Формула Усова И.Н.:
Формула Воронцова И.М.:
где N – возраст ребенка в годах,
600 - суточный диурез ребенка 1 года за сутки,
100 – ежегодная прибавка
Приложение 2
Таблица 3.
Потребность в воде у детей разного возраста и подростков
Возраст | Масса тела, кг | Ежедневная потребность в воде | |
мл | мл/кг массы тела | ||
3 дня | 3,0 | 250-300 | 80-100 |
10 дней | 3,2 | 400-500 | 130-150 |
6 месяцев | 8,0 | 950-1000 | 130-150 |
1 год | 10,5 | 1150-1300 | 120-140 |
2 года | 14,0 | 1400-1500 | 115-125 |
5 лет | 20,0 | 1800-2000 | 90-100 |
10 лет | 30,5 | 2000-2500 | 70-85 |
14 лет | 46,0 | 2200-2700 | 50-60 |
18 лет | 54,0 | 2200-2700 | 40-50 |
ЗАДАЧА НА РАСЧЕТ СУТОЧНОГО ДИУРЕЗА У ДЕТЕЙ
Задача. Определить норму количества мочи, выделяемой за сутки ребенком 7 лет.
Решение:
По формуле Усова: Суточный диурез = 600 + 100*(N-1)
Суточный диурез = 600 + 100*(7-1) = 1200 мл.
По формуле Воронцова: Суточный диурез = 100*(N+5)
Суточный диурез = 100*(7+5) = 1200 мл.
ЗАДАЧИ НА РАСЧЕТ ВОДНОГО БАЛАНСА
Задача 1. Если пациент выпил за сутки 2 л жидкости, а выделил 1,5 л.
Определить суточный диурез, водный баланс.
Решение:
Должен выделить в норме = количество выпитой жидкости * 0,8.
Должен выделить в норме = 2 * 0,8 =1,6 л.
Водный баланс (ВБ) = количество выделенной мочи/количество поступившей жидкости * 100 %.
ВБ = 1,5/2*100%= 75%. – нормальный ВБ.
Задача 2. Пациент потребил за сутки 1500 мл жидкости, а выделил 1070 мл.
Определить суточный диурез, водный баланс.
Решение:
Должен выделить в норме = 1500 * 0,8 = 1200мл.
ВБ = 1070/1500*100% = 71,3%. – нормальный ВБ.
Задача 3. За сутки пациент принял с пищей и лекарствами 1000 мл жидкости, внутривенно капельно ему было введено 0,9 раствора натрия хлорида 200 мл. Суточный диурез составил 650 мл.
Приложение 2
Решение:
Общее количество принятой за сутки жидкости = 1000 мл +200 мл = 1200 мл. Т.к. известно, что вся принятая жидкость = 100%, можно определить % выделенной за сутки мочи, составим пропорцию: 1200 мл - 100%
650 мл - x%
Решив пропорцию, получаем Х = 54%
Сравнение: 54% < 70% – отрицательный ВБ.
Должен выделить в норме = количество выпитой жидкости * 0,8.
Должен выделить в норме = 1200 * 0,8 = 0,96 л. = 960 мл. (выделил меньше на 310 мл, 960-650 = 310 мл)
Заключение: ВБ у данного пациента отрицательный, отеки нарастают, лечение не эффективно.
Задача 4. Выпито 1 л жидкости, суточный диурез 800 мл.
Определите водный баланс и оцените его.
1000 мл – 100%
800 мл – х%, х = 80% - нормальный ВБ.
Если же, мочи выделено меньшее количество, значит, жидкость задерживается в организме в виде отеков.
Задача 5.
Пациент выпил 1600 мл жидкости и выделил в течение суток 1 л. Определите водный баланс и оцените его.
Ответ: 62,5% - отрицательный ВБ, отеки нарастают.
Задача 6.
Пациент выпил 1600 мл жидкости и выделил в течение суток 1,5 л. Определите водный баланс и оцените его.
Ответ: 93,7% - положительный ВБ, тенденция к обезвоживанию.
Задача 7.
Время | Выпито | Количество жидкости | Время | Выделено мочи в мл (диурез) |
9.00 10.00 14.00 16.00 18.00 21.00 | завтрак в/в капельно обед полдник ужин кефир | 250,0 400,0 350,0 100,0 200,0 200,0 | 10.40 12.00 17.00 20.00 3.00 6.00 | 220,0 180,0 150,0 200,0 170,0 150,0 |
За сутки | Всего выпито | 1500,0 | Всего выделено | 1070,0 |
I способ: Суточный диурез должен составлять 80% от количества выпитой жидкости: 1500*0,8=1200 мл, 1200 – 1070 = 130 мл, а он на 130 мл меньше. Значит, ВБ отрицательный, что указывает на неэффективность лечения или нарастание отеков.
II способ: ВБ=1070/1500*100%=71,3%, 71,3%<80%, результат отрицательный (если брать за норму ВБ -75-80%).
Приложение 3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Задача 1.
Время | Выпито (введено) | Кол-во жидкости | Время | Выделено мочи в мл (диурез) |
9,00 | Завтрак | 100,0 | 10,40 | 220,0 |
10,0 | в/в капельно | 400,0 | 12,00 | 180.0 |
14,00 | Обед | 350,0 | 17,00 | 150.0 |
16,00 | Полдник | 100,0 | 20,00 | 200,0 |
18,00 | Ужин | 350,0 | 3,00 | 170,0 |
21,00 | Кефир | 200,0 | 6,00 | 150,0 |
За сутки | Всего выпито | Всего выделено |
Задача 2.
Время | Выпито (введено) | Кол-во жидкости | Время | Выделено мочи в мл (диурез) |
9,00 | Завтрак | 100,0 | 10,40 | 120,0 |
10,0 | в/в капельно | 100,0 | 12,00 | 180.0 |
14,00 | Обед | 350,0 | 17,00 | 150.0 |
16,00 | Полдник | 100,0 | 20,00 | 200,0 |
18,00 | Ужин | 250,0 | 3,00 | 270,0 |
21,00 | Кефир | 100,0 | 6,00 | 250,0 |
За сутки | Всего выпито | Всего выделено |
Задача 3. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 2,1 л мочи. Определите водный баланс и оцените его.
ОТВЕТ: Водный баланс положительный;
Ночной диурез 700мл; Дневной 1400мл
Задача 4. В течение суток в организм пациента поступило 2 л жидкости. Рассчитать, сколько жидкости выделит пациент при
- отрицательном водном балансе ОТВЕТ: до 1,4 л;
- нормальном водном балансе ОТВЕТ: от 1,4 л до 1,6 л;
- положительном водном балансе ОТВЕТ: более 1,6 л
Приложение 4
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задача 1.
Время | Выпито (введено) | Кол-во жидкости | Время | Выделено мочи в мл (диурез) |
9,00 | Завтрак | 250,0 | 10,40 | 120,0 |
10,0 | в/в капельно | 400,0 | 12,00 | 150.0 |
14,00 | Обед | 350,0 | 17,00 | 150.0 |
16,00 | Полдник | 200,0 | 20,00 | 100,0 |
18,00 | Ужин | 350,0 | 3,00 | 170,0 |
21,00 | Кефир | 200,0 | 6,00 | 150,0 |
За сутки | Всего выпито | Всего выделено |
Задача 2. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости.
Он выделил 1,6 л мочи. Определите водный баланс и оцените его.
Приложение 5
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Дополните предложение
- Соотношение количества потребленной и выделенной жидкости за сутки называется ________________.
- Процесс образования и выделения мочи называется _______________________.
- Выделение в течение суток жидкости меньше 70-80% (N) - диурез____________.
- Выделение в течение суток жидкости больнее нормы - диурез_______________.
- При определении водного баланса мочу собирают в течение _________ часов; за период с__________________ до ___________________.
- Выделение жидкости за сутки более 70%-80% приводит к ___________________.
- Выделение жидкости за сутки менее 70%-80% приводит к ___________________.
- Расстройство мочеиспускания называют __________________________________.
- Задача. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости.
Он выделил 1,8 л мочи. Определите водный баланс и оцените его.
Приложение 6
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ЭТАЛОН ОТВЕТА
- Соотношение количества потребленной и выделенной жидкости за сутки называется водным балансом.
- Процесс образования и выделения мочи называется диурезом.
- Выделение в течение суток жидкости меньше 70-80% (N) - водный баланс отрицательный.
- Выделение в течение суток жидкости больнее нормы - водный баланс положительный.
- При определении водного баланса мочу собирают в течение 24 часов; за период с 6 утра накануне до следующих 6 часов утра.
- Выделение жидкости за сутки менее 70%-80% приводит к возникновению скрытых отеков.
- Выделение жидкости за сутки более 70%-80% приводит к обезвоживанию.
- Расстройство мочеиспускания называют дизурия.
- Задача.
Ответ: Водный баланс нормальный;
Ночной диурез 600мл; Дневной 1200мл
Приложение 7
Рис. 1 Лист учета водного баланса
Рис.2 Суточный водный баланс у взрослых
Рис.3 Потеря воды человеком
Приложение 7
Рис.4 Содержание воды в организме человека
Рис.5 Водный баланс организма человека
Приложение 7
ВОДНЫЙ БАЛАНС
Критерии | Отрицательный (–) < 70% |
Нормальный (N) 70-80% | |
Положительный (+) > 80% |
Пример:
В течение суток в организм пациента поступило 2 л жидкости | |
Если он выделит: 1,3 л 2 л – 100% 1,3 л – Х% 65% (–) | → Отрицательный баланс |
Если он выделит: 1,5 л 2 л – 100% 1,5 л – Х% 75% (N) |
→ Нормальный баланс |
Если он выделит: 1,7 л 2 л –100% 1,7 л – Х% 85% (+) | → Положительный баланс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Изучение требований потребителей услуг к качеству профессионального образования в колледже энергетического профиля»
Методическая разработка «Изучение требований потребителей услуг к качеству профессионального образования в колледже энергетического профиля» выполнена в рамках инновационного проекта по формированию м...
Методическая разработка Мастер-класса По теме: «БИОМЕХАНИКА ТЕЛА В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ»
Данный мастер-класс предназначен для учащихся подготовительных курсов медицинских классов, школ, студентов медицинских колледжей, для слушателей на факультете повышения квалификации и переподготовки, ...
Учебно- методический комплекс по внедрению учебного проекта на 1 курсе в медицинском колледже
Учебный проект по теме: "Иностранный язык в медицине"...
Методические рекомендации для проведения олимпиад по клиническим дисциплинам среди студентов медицинских колледжей
Данное мероприятие повышает престиж выбранной профессии, способствует активации познавательной активности среди студентов, происходит объединение всего коллектива, как среди обучающихся, так и препода...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»
Методическая разработка практического занятия по теме:«Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»по...
Методическая разработка (интеллектуальная игра Брейншторм) Василенко Ю.А ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ последнее время в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, ...
Методическая разработка Медико-демографические показатели. Василенко Ю.А (ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж")
Методическое пояснениеМетодическая разработка содержит определения, формулы, разобранные задачи и задачи для самостоятельного решения по разделу Демография....