Методическая разработка урока биологии по теме «Вирусы и бактериофаги. Неклеточные формы жизни»
методическая разработка

Савина Светлана Александровна

Методическая разработка урока биологии с использованием технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии по теме «Вирусы и бактериофаги. Неклеточные формы жизни»

Пояснительная записка

Методическая разработка урока биологии с использованием технологии проблемного обучения (Е.Л. Мельникова) на уроках биологии с целью формирования УУД.

Проблемное обучение, при котором усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

При планировании урока используется алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (Е.Л. Мельниковой)

1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.  

4. Творческое применение «открытых» знаний.

Система проблемных ситуаций:

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения обучающихся.

Использование «Мыслительного листа» – это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока обучающиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.

- Обучающийся обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.

- Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность обучающихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей. Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологической карты.

Предметные результаты: сформировать умение объяснять принадлежность вирусов к особому царству.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  2.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1.  Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2.  Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

Коммуникативные УУД

  1.  Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  2.  Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1.  Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2.  Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 

Этап

Содержание. Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совместное открытие знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Самостоятельное применение знаний

Организационный момент. Настраивание на урок

Биология - наука о живой природе

«Я осмелюсь утверждать, что из всех знаний самыми полезными для нас знания природы, ее законов».

Ж. Б. Ламарк

Преподаватель организует беседу:

 Что является структурной и функциональной единицей всех этих организмов? (Клетка)

Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение? (Нет. Вирусы.  Бактериофаги)

Преподаватель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

 

О чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте учебную задачу.

Как мы можем увидеть вирусы? Как их еще называют? (микроорганизмы)

А вы знаете еще какие-нибудь микроорганизмы? Как называются вирусы, которые поражают бактерии?(бактериофаги)

Почему же мы вирусы не изучали вместе с одноклеточными организмами?

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны сделать?(сравнить и сделать вывод)

-Что значит сравнить? Сделать вывод?

Составление плана сравнения

 

 

Вспомните, как устроены одноклеточные организмы?

При помощи рисунка и текста в учебнике я предлагаю вам выяснить, какую форму имеют вирусы и какие у них размеры.

Почему мы не можем увидеть их невооруженным глазом вокруг нас? ( вирусы меньше бактерий в 50 раз.. Их размеры равны 20-300 нм. Форма тела: палочковидная , нитевидная, сферическая, гексагональная)

А где обитают вирусы? Справка:  Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле, они являются самой многочисленной биологической формой.

Где  мы можем взять информацию о вирусах?

Я предлагаю вам заполнить таблицу «Сравнение вируса и эукариотической клетки».

Проверяем заполнение таблицы. Какой можно сделать вывод? Так почему вирусы выделены в особое царство?

А теперь давайте сравним строение вируса и бактериофага. Зарисуйте их в тетрадь и укажите основные части. Проверяем рисунки.

Проблемная ситуация для раскрытия одного из вопросов содержания и ее разрешение в процессе поисковой работы.

Вирусы – постоянные спутники человека с момента рождения и до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет человек болеет вирусными заболеваниями около 7 лет. Подсчитано, что в среднем человек ежегодно сталкивается с двумя и более вирусными инфекциями, а за всю жизнь вирусы до 200 раз проникают в его организм. Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений.

Проблемный вопрос: Как же вирусы попадают в живой организм? Можно ли себя полностью обезопасить от вирусов, как от возбудителей инфекционных заболеваний?

 Назовите основные способы проникновения вирусов в клетку( пиноцитозный, фагоцитозный, в местах механических повреждений растительных клеток,рецепторный;
 впрыскиванием ДНК через полый стержень (бактериофаги)).

Ребята, а зачем необходимо изучать вирусы? (Жизненный опыт)

Как вирусы влияют на живые организмы?

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения обучающихся.

1)Какие вирусные заболевания человека вы можете назвать?

2)Какой возбудитель вызывает заболевание СПИД?

3)Как ВИЧ попадает в организм человека?

4) А поражает ли вирус наши сельскохозяйственные растения и домашних животных?

Дайте объяснение этому явлению.

Выслушиваю мнение.

Обучающиеся высказываются о том, где им могут помочь биологические знания.

Обучающиеся высказывают свое мнение и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Определяют самостоятельно тему урока и формулируют учебную задачу.

Работают в ходе урока с мыслительным листом.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся составляют план сравнения.

 

Работа с микроскопом, рисунком, таблицей,

учебником и  презентацией

 

 

Обучающиеся высказывают свои предположения.

 

 

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы.

 

Обучающиеся зачитывают свой вывод.

 

 Обучающиеся зарисовывают строение вируса и бактериофага.

 

 

 

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Работа с текстом учебника.

 

 

 

Обучающийся отвечает на вопрос: грипп, корь, краснуха, полиомиелит, СПИД.

Обучающиеся отвечает на вопрос: ВИЧ-вирус иммунодефицита человека.

Обучающиеся отвечает на вопрос: привносится в организм с кровью преимущественно путем сексуальных контактов с больными людьми, а также при введении внутривенно наркотиков и нарушении санитарных норм во время переливания крови.

Обучающийся отвечает на вопрос:

да,у сельскохозяйственных растений: мозаичная болезнь табака, томатов и огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.;


у домашних животных: ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей, птичий грипп.

Напомнить о мыслительном листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

 

Познавательные УУД:

Формирование умения работать с натуральными объектами.

 

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

Коммуникативные УУД:

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

 

 

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

 

С какими вирусами вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?

Вопросы «Перестрелка»: студент из одной гр. задает вопрос любому студенту из другой.

Презентация.

Учащиеся отвечают и учатся задавать вопросы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта (Представлять информацию (в виде таблицы).

4. Выражение нового знания в новой форме

Формулирование понятий и вопросов.

По параграфу 20 составить словарь терминов.

Составьте страницу энциклопедии о вирусах с выделением существенных признаков этого царства.

Составляют словарь терминов или страницу энциклопедии

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с преподавателем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Итог урока

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

Что мы выяснили? Что мы учились делать?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Где вам может пригодиться то, что вы узнали, или чему научились на уроке биологии?

 

Домашнее задание: параграф 20, Электронная презентация «Влияние вирусов на человека»

Обучающиеся отмечают, что в ходе изучения темы «Вирусы и бактериофаги .Неклеточные формы жизни» они учились ставить учебную задачу, работать в паре, слушать других, сравнивать, делать выводы

Личностные УУД

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока- конференции по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»

Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"

Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...

Методическая разработка классного часа на тему: "Сегодня в моде здоровый образ жизни"

Мтодическая разработка о пользе здорового образа жизни для студентов первого курса профессиональных образовательных учреждений....

методическая разработка урока по электротехнике. Тема:"Электроизмерительные приборы (зачет по теме).

Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышлени...

Методическая разработка классного часа на тему "Вирус сквернословия"

Методическая разработка классного часа предназначена для педагогов...

Методическая разработка урока биологии "Решение генетических задач"

Методическая разработка содержит полностью разработанный урок по теме: "Решение генетических задач" с методическими и раздаточными материалами....

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...