Методическая разработка классного часа на тему "Вирус сквернословия"
классный час
Методическая разработка классного часа предназначена для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Нижегородский губернский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
на тему
ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ
МК Экономика и управление: Преподаватель Мясникова Ф.Ф. |
2017 г
«Вирус сквернословия»
Цель:
Формирование нравственных позиций, культуры поведения
Задачи:
- Расширить знания студентов о вредных привычках.
- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим «целебная трава», -
Есть слова целительные тоже.
Есть слова исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету сладу,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова, пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слезы,-
Горькие слова, слова - полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить.
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему свалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый.
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
К большому сожалению, в нашем колледже появился новый вирус – вирус сквернословия. Подвержены этому вирусы не только мальчики, но и девочки.
Опасайтесь этой болезни! Ведь недаром говорят: «Речь – это показатель ума». Не стремитесь казаться глупее, чем вы есть на самом деле.
Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Что такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Как вы думаете, почему молодые люди в соей речи употребляют бранные слова, ругательства?(ответы студентов)
Мат используется для:
- Бедный словарный запас.
- Самоутверждение в компании сверстников.
- Казаться взрослым.
- Скрыть собственную слабость.
- Показать отсутствие страха.
- Демонстрация агрессии.
- Оскорбление и унижение других людей.
- Пренебрежительное отношение к окружающим.
Знаете ли вы, что согласно результатам исследований:
а) Среди учащихся 71% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику,
б) 59% преподавателей колледжа сталкивались со сквернословием и непристойными жестами.
2. Теперь поговорим о корнях сквернословия.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Предки пугали демона скверной бранью, а ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие, призывая себе на помощь демонов зла.
Увы, мат все больше и больше входит в обиходный лексикон россиян. Трудно поверить, что еще «какие-то» двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне , но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Во времена правления Великий Петр Первый грубая брать зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеров.
молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой говорили добрые слова, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми говорили, добры слова, прорастали лучше.
Таким образом, эксперименты проводились в разных странах и разными людьми, но все показывают одно: зло разрушает структуру воды, а добро улучшает.
А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить себе, что происходит с человеком, когда его ругают, матерят. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.
Отношение государства к сквернословию:
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1500 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?
Анкета «Сквернословие в моей жизни»
Группа______ «____»
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
_________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
__________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова?
__________________________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит?
__________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет?
__________________________________________________________________
6. Как ты думаешь, приятно ли другим людям, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
___________________________________________________________________
7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
___________________________________________________________________
8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
___________________________________________________________________
9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?
___________________________________________________________________
Спасибо за откровенность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/11/picture-77073.jpg)
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"
Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...
методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"
"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-112505-1523885559.jpg)
Методическая разработка классного часа "В начале было слово"
Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004379-1517348813.jpg)
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/12/picture-1410453-1683922483.jpg)
С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1018391-1544631602.jpg)
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...